|
|||||||||||||||||||
Хоральная нотация. Реформа нотного письма Гвидо д'АреццоХоральная нотация
Реформа нотного письма Гвидо д'Ареццо
Со временем в целях совершенствования невменного письма – для точной фиксации высоты звуков – к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона f, а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну - для тона c. Всё это намного облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца. В начале XI века музыкант и теоретик Гвидо д'Ареццо(Аретинский) (около 992 – около 1050) произвёл переворот в системе записи, доведя число линий до четырех. Гвидо д'Ареццо является реформатором церковного пения, изобретателем нотного стана и сольмизационных слогов. Образование он получил в бенедиктинском монастыре в Помпозе (близ Феррары). Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь – в Ареццо, от которого и получил свое прозвище Аретинского.
Гвидо был одним из выдающихся музыкантов своего времени и его нововведения в способе преподавания духовного пения давали блестящие результаты. Реформируя нотацию, Гвидо ввёл две линейки, соответствующие ключам F и C, благодаря чему высота звука стала нотироваться более точно, чем в ранних невменных рукописях. В дидактических целях (для быстрого разучивания незнакомых песнопений) он придумал систему сольмизации. Невмы стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот. Вид ключа был связан с латинской буквенной нотацией. Ключ обозначает размещение одной из нот на конкретной линии, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Исторически сложилось три типа ключей, которые и сегодня используются в классической пятилинейной нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Внешний вид ключей представляет собой видоизмененное изображение рукописных латинских букв – G, F, и С.
Пытаясь облегчить певцам запоминание звуков, Гвидо д'Ареццо применил начальные слоги шести строчек популярного в то время гимна Иоанну, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна (он считался покровителем церковного пения) для обозначения шести ступеней гаммы (гексахорда) – Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Тем самым он заложил основы так называемой сольмизационной теории, господствовавшей затем в певческой практике до XVIII века.
UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Позднее слог Ut заменили на слог Do. Появилось название еще для одного звука – Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne – «Святой Иоанн»).
Система Гвидо продержалась весьма долго, и ее следы можно увидеть даже в трудах теоретиков музыки XVIII века. За свои нововведения Гвидо поначалу подвергся гонению, но когда сам Папа убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием, до самой своей смерти, которая наступила 17 мая 1050 года.
|
|||||||||||||||||||
|