![]()
|
||||||||||||||||||||||||
Хоральная нотация. Реформа нотного письма Гвидо д'АреццоХоральная нотация
Реформа нотного письма Гвидо д'Ареццо
Со временем в целях совершенствования невменного письма – для точной фиксации высоты звуков – к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона f, а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну - для тона c. Всё это намного облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца. В начале XI века музыкант и теоретик Гвидо д'Ареццо(Аретинский) (около 992 – около 1050) произвёл переворот в системе записи, доведя число линий до четырех. Гвидо д'Ареццо является реформатором церковного пения, изобретателем нотного стана и сольмизационных слогов. Образование он получил в бенедиктинском монастыре в Помпозе (близ Феррары). Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь – в Ареццо, от которого и получил свое прозвище Аретинского.
Невмы стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нём нот. Вид ключа был связан с латинской буквенной нотацией. Ключ обозначает размещение одной из нот на конкретной линии, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Исторически сложилось три типа ключей, которые и сегодня используются в классической пятилинейной нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Внешний вид ключей представляет собой видоизмененное изображение рукописных латинских букв – G, F, и С.
UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Позднее слог Ut заменили на слог Do. Появилось название еще для одного звука – Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne – «Святой Иоанн»).
Система Гвидо продержалась весьма долго, и ее следы можно увидеть даже в трудах теоретиков музыки XVIII века. За свои нововведения Гвидо поначалу подвергся гонению, но когда сам Папа убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием, до самой своей смерти, которая наступила 17 мая 1050 года.
|
||||||||||||||||||||||||
|