![]()
|
|||||||
Современная музыкальная нотацияСовременная музыкальная нотация
Современная музыкальная нотация – графическая система записи музыкальных звуков, разновидность западноевропейской музыкальной нотации, широко применяемая в настоящее время для символической записи музыки, основанной на западноевропейской музыкальной традиции. Современная музыкальная нотация (также называемая «нотная грамота» или «нотное письмо») является частью элементарной теории музыки. Запись музыкального произведения в современной музыкальной нотации называется «нотная запись» или просто — ноты. В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основными из которых являются ноты. Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотоносец. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Длительность звука обозначается применением разных вариаций символа ноты. Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить количество длительностей в такте, тональность, темп, ритмический рисунок, а также позволяющих сокращенное написание распространенных приемов, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое. Кроме того применяются наборы символов, предназначенных для облегчения записи произведений для какого-либо специфического инструмента, например символы управления педалями для фортепиано или символы аппликатуры для гитары. В XX веке в связи с развитием и усложнением музыкального языка неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать нотную запись. Так возникали 6-и линейная нотная запись Ф.Бузони, 3-линейные системы А.Шёнберга и Н.Долматова, система Эквитон Р.Форсита с 2-мя нотными линейками. Также известна система Клавирскрибо К.Пота – нотный стан с вертикальным расположением линеек.
Остановимся на системе записи звуков у Ферручио Бузони – одного из крупнейших в истории музыки пианистов, оказавшего большое влияние на развитие пианистического искусства. Бузони пытался записать не только тоны и полутоны, но и более близкие расстояния между звуками – трети тонов. Свои взгляды он отразил в работе «Эскиз новой эстетики музыкального искусства»:
Коротко говоря, мы либо устанавливаем два ряда третей тонов, один ряд на расстоянии полутона от другого, – либо трижды повторяем обычный ряд 12-ти полутонов, каждый раз на треть тона выше. Чтобы как-нибудь отличить эти ступени одну от другой, назовем первую – С, а две ближайшие трети тонов – Сis и Des; первый полутон обозначим (маленьким) с, а следующие за ним трети – cis и des. Тогда нижеприведенная табличка объяснит все недосказанное.
Затем трети тонов отметить бемолями и диезами:
Сегодня современная музыка обозначается различными терминами – атрадиционная, атональная, аклассическая, новая, современная и т.д. Музыкальное искусство XX века – феномен, поднявшийся до уровня философского мироощущения, расширяющий возможности своих выразительных средств за счёт появления новых художественных образов, и встраивания их в индивидуальные авторские концепции. В соответствии с этим нотация в XX веке также претерпевает существенные изменения, появляется ряд открытий в области записи музыкальных произведений и, соответственно, обновляется знаковая система музыкального языка. Появляется и разрабатывается: • координирующая нотация, при которой предоставляется относительная свобода в трактовке продолжительности звучания и соотношении голосов. В данной нотации рассматриваются два её аспекта: времяизмерительный и звуковысотный. • метод свободных форм, дающий возможность соединения авторского текста и исполнительской импровизации.
Мы приводим несколько примеров современной записи нот в произведениях композиторов XX века.
Микрохроматика (или микроинтервалика) – звуковая Названия интервалов в этой системе:
Вариант авторского обозначения нот в микрохроматике:
Образцы микрохроматики в произведениях:
Алеаторика(от лат. жребий, игральная кость) – техника незакрепленного текста, которая допускает множество вариантов исполнения.
Произошедшие в XX веке трансформации в понимании того, что есть музыка и музыкальное явление, потребность современного композитора работать на границе разных явлений (музыки, Музыка интересна художнику, и графический язык записи музыкальных произведений может вызывать интерес и как готовая ("найденная") знаковая графическая система, и как пространство (пространство нотного листа), которое позволяет создавать образы музыки, оперируя элементами служебного музыкального языка (нотными знаками). Пространство нотного листа можно уподобить географической карте, анатомической таблице, игральной карте и т. п. Создание и восприятие музыки и звука мыслить как путешествие, эксперимент, азартную игру. Ниже приведены образцы необычных приемов записи музыки – графических партитур от средневековья до наших дней.
|
|||||||
|