Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знаменная нотация



Знаменная нотация

Знаменное пение и его запись развивались в России параллельно с невменной западноевропейской нотацией. По сути знаменная и невменная нотации – это аналогичные явления в истории развития музыкального искусства. Удивительно то, что, развиваясь параллельно, они не оказали взаимного влияния друг на друга.

Знаменным этот тип записи звуков был назван от старославянского слова "знамя", что означало "знак". Второе название он получил по названию одного из основных его знаков – "крюка". Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного роспева – древнейшего вида русского православного богослужебного пения, известного с XI века.

Один крюк мог описывать сочетание одного, или нескольких звуков разной высоты и длительности. Были известны различные типы знаменного роспева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

 

         

 

Каждое знамя имело свое название: крюк , запятая , статья , крыж , стрела , стопица , переводка , чашка , скамейца , подчашие , хамила , паук , дербица , параклит , палка , голубчик, сложитие,  ключ , челюстка ,  рог , труба , дуда, "два в челну" , мечик , осока, немка , фита , фотиза и кулизма. Эти знамена существовали самостоятельно, независимо от других, остальные были сочетаниями основных. Таким образом, реальное число знамен не превышало количества букв современного русского алфавита.

Знамена определяли только длительность звуков, направление мелодии и характер звучания. Поэтому самые древние рукописи, написанные таким образом, расшифровать невозможно. Лишь благодаря изобретению особых дополнительных знаков с середины XVII века (так называемых помет), показывающих определенную высоту исполнения каждого знамени, древнерусские песнопения оказались прочитанными современными учеными. Пометы могли быть "киноварными" (красными) или "тушевыми" (черными).

 

Знамена существовали "единостепенные" и "многостепенные": первые изображали один звук, вторые – несколько звуков. Самый верхний звук знамени определялся соответствующей пометой, которая писалась с левой стороны знамени. Независимо от количества звуков и направления мелодии, помечался только верхний звук: остальные подразумевались. Исключения были установлены особыми правилами.

Тушевые (черные) пометы или признаки, как их называли, в отличие от киноварных, приставлялись к самим знаменам в виде тонких черточек с правой или с левой стороны, в зависимости от рисунка данного знамени.

Единостепенные знамена тушевыми признаками не отмечались, а имели только красные пометы. Некоторые знамена вообще не имели никаких помет: высота звука таких знамен зависела от следующих непосредственно за ними.

Знаменное пение было основано на звукоряде, состоящем из 12-ти звуков и четырех "согласий". Первое (самое низкое) согласие называлось простым, второе – мрачным, третье – светлым и четвертое – тресветлым.

Каждая группа основных знамен, вместе с присвоенными ей знаменами-украсителями, составляла мелодический оборот под названием кокиза (попевка).

Попевка – мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного роспева. Попевка всегда записывалась с помощью определенного сочетания крюков. В каждом гласе имелся характерный набор попевок, который отличал данный глас от других.

Опытные "знаменщики" – так называли музыкантов, специализировавшихся на знаменном пении, держали в памяти около двух тысяч попевок. Считывая крюковую запись, ничего общего с современными нотами не имеющую, знаменщик интуитивно выбирал из огромного музыкального массива нужные попевки.

 

 

 

 

 


Для записи знаменных роспевов существовали "Певческие азбуки" (их еще называли «Музыкальные азбуки») – древнерусские руководства по знаменному пению.

Ранние (с XVвека) музыкальные азбуки, включающие перечень крюковых знаков, входили составной частью в певческие рукописи. В XVII веке появились музыкальные азбуки нового типа, содержащие "толкование" певческого значения, изложение способов исполнения знамён. Тогда же возникли сборники попевок (кокиз) - кокизники и фит – фитники. До середины XVII века музыкальные азбуки излагали систему беспометной знаменной нотации. Большинство из них было анонимно. В XVII веке появились авторские труды. Наиболее значительные: "Ключ знаменный" Христофора (1604), "Извещение о согласнейших пометах" Александра Мезенца (1668, излагается система киноварных помет и признаков).


 

 

В конце XVII века, когда входит в употребление пятилинейная нотация, возникает особый тип музыкальной азбуки – двоезнаменник, в котором музыкальные образцы изложены параллельно крюковой и пятилинейной нотацией ("Ключ" Тихона Макарьевского является основным пособием этого рода).

Музыкальные азбуки создавались по всем видам древнерусских нотаций (столповой, путевой, демественной). С введением в певческую практику пятилинейной нотации появились различные списки, своего рода музыкальных азбук, объясняющие данную систему фиксации музыкального текста.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.