![]()
|
|||||||
Знаменная нотацияЗнаменная нотация
Знаменным этот тип записи звуков был назван от старославянского слова "знамя", что означало "знак". Второе название он получил по названию одного из основных его знаков – "крюка". Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного роспева – древнейшего вида русского православного богослужебного пения, известного с XI века. Один крюк мог описывать сочетание одного, или нескольких звуков разной высоты и длительности. Были известны различные типы знаменного роспева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.
Каждое знамя имело свое название: крюк Знамена определяли только длительность звуков, направление мелодии и характер звучания. Поэтому самые древние рукописи, написанные таким образом, расшифровать невозможно. Лишь благодаря изобретению особых дополнительных знаков с середины XVII века (так называемых помет), показывающих определенную высоту исполнения каждого знамени, древнерусские песнопения оказались прочитанными современными учеными. Пометы могли быть "киноварными" (красными) или "тушевыми" (черными).
Единостепенные знамена тушевыми признаками не отмечались, а имели только красные пометы. Некоторые знамена вообще не имели никаких помет: высота звука таких знамен зависела от следующих непосредственно за ними.
Каждая группа основных знамен, вместе с присвоенными ей знаменами-украсителями, составляла мелодический оборот под названием кокиза (попевка). Попевка – мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного роспева. Попевка всегда записывалась с помощью определенного сочетания крюков. В каждом гласе имелся характерный набор попевок, который отличал данный глас от других. Опытные "знаменщики" – так называли музыкантов, специализировавшихся на знаменном пении, держали в памяти около двух тысяч попевок. Считывая крюковую запись, ничего общего с современными нотами не имеющую, знаменщик интуитивно выбирал из огромного музыкального массива нужные попевки.
Для записи знаменных роспевов существовали "Певческие азбуки" (их еще называли «Музыкальные азбуки») – древнерусские руководства по знаменному пению. Ранние (с XVвека) музыкальные азбуки, включающие перечень крюковых знаков, входили составной частью в певческие рукописи. В XVII веке появились музыкальные азбуки нового типа, содержащие "толкование" певческого значения, изложение способов исполнения знамён. Тогда же возникли сборники попевок (кокиз) - кокизники и фит – фитники. До середины XVII века музыкальные азбуки излагали систему беспометной знаменной нотации. Большинство из них было анонимно. В XVII веке появились авторские труды. Наиболее значительные: "Ключ знаменный" Христофора (1604), "Извещение о согласнейших пометах" Александра Мезенца (1668, излагается система киноварных помет и признаков).
В конце XVII века, когда входит в употребление пятилинейная нотация, возникает особый тип музыкальной азбуки – двоезнаменник, в котором музыкальные образцы изложены параллельно крюковой и пятилинейной нотацией ("Ключ" Тихона Макарьевского является основным пособием этого рода). Музыкальные азбуки создавались по всем видам древнерусских нотаций (столповой, путевой, демественной). С введением в певческую практику пятилинейной нотации появились различные списки, своего рода музыкальных азбук, объясняющие данную систему фиксации музыкального текста.
|
|||||||
|