Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мензуральная нотация



Мензуральная нотация

 

Последующее совершенствование нотного письма в период XIII – XVI вв. шло по пути разработки мензуральной нотации.

Мензуральная нотация (от лат. мensura – мера; буквально –размеренная) – запись западноевропейской (первоначально только вокальной) музыки XIII – начала XVII веков с точной фиксацией ритма. Она наглядно передавала не только высоту звуков, но и их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три равные доли. Начиная с XVI века, деление стало двукратным.

В основу графики мензуральной нотации были положены графемы квадратной нотации, для которых характерна квадратно-ромбовидная форма. Различались простые фигуры, то есть одиночные ноты – дуплекс лонга (двойная длинная), лонга (длинная), бревис (короткая), семибревис (полукороткая), позднее минима (самая малая) и семиминима (полуминима), фуза и семифуза, которым соответствовали паузы соответствующей длительности, и лигатуры (лат. ligatura – связка, пучок; от лат. ligare связывать, соединять) – графические изображения, в которых несколько (от 2 до 5) простых «разновысотных» нотных знаков записывались слитно, как единый знак. Для ритмической расшифровки лигатур были установлены разветвлённые, весьма громоздкие правила.

В отличие от классической (круглой тактовой пятилинейной) нотации, где отношение между длительностями соседних ритмических уровней твёрдо установлено как бинарное (2:1), в мензуральной нотации это отношение может быть 3:1 (такое деление называлось «перфектным», или совершенным) или 2:1 («имперфектное», или несовершенное, деление).

С переходом от записи нот на папирусе к записи на бумаге, произошло подразделение нотных знаков на "белые" (незаполненные) и "чёрные" (заполненные). Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан.

По мере развития многоголосия и ансамблевого исполнения  стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой – акколадой.

Основоположником мензуральной нотации считается выдающийся учёный музыкант XIII века Франко Кёльнский. Его система зафиксировала происходивший в музыке процесс постепенного освобождения от модальных («стопных») формул в направлении усложнения и разнообразия ритмических структур (рисунков), которые вплоть до XIV века проявляли себя в рамках преимущественно трёхдольной («перфектной», тернарной) мензуры.

 

 

     
 

 


 

 

 


         

 

Близко к мензуральной стоит и так называемая готическая нотация – система, выработавшаяся в начале XIII века в восточных немецких, позднее – в примыкающих к ним славянских и венгерских землях. Знаки готической нотации располагаются на системе линий (4 или 5), иногда снабженной ключом, и фиксируют каждый звук мелодии. Представлена нотация двумя основными разновидностями – немецкой и лотарингской (мецской).

Ее характерный знак , внешне напоминающий "подковный гвоздь" (Hufnagel по-немецки), является видоизмененной невмой, имевшей название «вирга». При помощи готической нотации записывались песнопения западноевропейского средневекового хорала, а также духовные и светские песни. В XV-XVI вв. в нее были введены обозначения длительностей (появилась так называемая мензурированная готическая нотация).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.