|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТабулатураТабулатура
Более длительным был путь утверждения современной пятилинейной нотации в инструментальной музыке. До конца XVII века для записи инструментальных пьес применялись особые системы письма – табулатуры. Табулатура (от лат. tabula – доска, таблица) была изобретена и широко применялась в средневековой Европе. Особенно удобно было с ее помощью записывать музыку для лютни, гитары и других струнных щипковых инструментов, также она применялась для записи органной, клавесинной музыки. Табулатуры представляли собой наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. Эти схемы фиксировали не столько ноты, сколько струны, лады, клавиши, которые должен озвучить исполнитель. Применять табулатуру стали ещё в XIV веке, её активное использование продолжалось до XVIII века, она исследовалась и дополнялась в XIX-XX веках и применяется в XXI веке в практике обучения игре на различных инструментах (гитаре, домре, балалайке, двухрядной хроматической гармонике, фортепиано, клавишном синтезаторе). Табулатуры имели разные виды, в зависимости от страны происхождения. Различали итальянскую, испанскую, французскую, и немецкую табулатуры. По внешнему виду эти схемы были разнообразны. В них отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной стране, специфика того музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались также по условным обозначениям: буквам, цифрам, их комбинациям. Ритм с помощью табулатуры обозначался на всех инструментах практически одинаково. Ритмические знаки писались над цифрами или буквами. Их разновидности представлены ниже:
Существовали не только разные формы табулатур, но и различные правила их использования, которые зависели в основном от техники игры на том или ином инструменте. Табулатурные знаки струнных инструментов (например лютни), обозначали лады к которым исполнитель должен был прижимать струны при исполнении. Среди многочисленных вариантов табулатур существовали как безлинейные, так и линейные. В линейных количество линий соответствовало количеству струн музыкального инструмента или полифонических голосов в музыкальной ткани.
В Копенгагене существует музей музыки, где собрана коллекция старинных нот, представляющих различные виды нотации. Самые старые из них датируются 1000 годом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|