Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Он ждал команды



Он ждал команды

Наш разведывательно-бомбардировочный авиационный полк дислоцировался недалеко от белорусского городка Береза - Картузская - до Бреста рукой подать. Военный городок, сам аэродром со стоянками больших самолетов и город с высоты полета представляли собой как бы вершины равностороннего треугольника, соединенные широкими многокилометровыми бетонками.

Военный городок небольшой: две двухэтажные казармы, столо­вая - в одном здании с почтой, небольшой кинотеатр, библиотека, на краю городка - штаб, баня, склады - вещевые, продовольственные, оружейные - чуть подальше. За городком - стадион со спортивными сооружениями, поодаль течет быстрая речка, пологие берега которой открывают взору редкие березовые рощицы да заросли прибрежного ивняка. А вокруг поля - небольшие белорусские хутора.

В военном городке проживали в основном летный состав и меха­ники срочной службы, а офицеры с семьями и холостяки - в городе. Полк жил своей особенной жизнью, отличной от других родов войск. Здесь не было тех изнурительных строевых занятий и показных смот­ров, муштры и жестких требований соблюдения субординации, бы­тующих в пехоте, десантных и пограничных войсках. В отношениях царили доверие и взаимное уважение - без этого в авиации нельзя.

На аэродроме во время полетов порой трудно отличить офицера от рядового механика: все были в одинаковых летних комбинезонах. И летный состав понимал, как безопасность полетов и многое другое при выполнении «боевых» заданий зависит от механиков, этих про­стых парней срочной службы, и потому по отношению к ним не было ни унижений, ни оскорблений, ни высокомерия.

Краснознаменный авиаполк был сформирован в годы войны и входил в состав Белорусского фронта. В рядах личного состава до сих пор были ветераны, участники битв под Минском, Прагой и Берлином. Командир полка генерал Ветров - Герой Советского Союза. Многие летчики награждены орденами и медалями.

А в эти мирные дни полк жил по расписанию: полеты сменялись учебой, профилактической работой и отдыхом. Зимой полеты реже: не позволяли метеоусловия - то липкий снег, то дождь, то густые туманы. Зато с наступлением весны все оживало, и не только в природе. В полку, как бы наверстывая упущенное - полеты за полетами, в том числе и ночные. Учащаются полеты - учащаются «ЧП». И это неиз­бежно, в том своя закономерность. В один из таких мартовских дней готовились, как обычно, к полетам: на аэродром прибыли вначале ме­ханики всех служб, затем - летный состав. В небольшом домике руко­водителя полетов уточнялись маршруты и задания, проверялось со­стояние здоровья летного состава перед вылетом. На стоянке вытя­нулись в два ряда зачехленные серебристые ИЛы. Как мухи, облепили их механики: одни стягивали большие и тяжелые чехлы с фюзеляжей, плоскостей и киля; другие вскрывали капоты, отсеки, осматривали двигатели, прозванивали электроцепи, проверяли радиосвязь. Меха­ники одной службы отпускали шутки в адрес другой, озорно смеялись, не стесняясь в выражениях. «Агрессоры» (так прозвали механикой по вооружению) подвезли авиабомбы и ленты со снарядами к стоянке и перекуривали, дожидаясь своего череда. Их работа была завершаю­щей. У самолетов в это время никто не должен был находиться - все могло случиться при подвеске бомб и зарядке пушек. Но вот и они принялись за дело: быстро извлечены из деревянных укупорок 150-килограммовые бомбы, протерты от смазки ушки зацепления. Пооче­редно открывая бомболюки машин, механики подвешивали их на зам­ки, вворачивали взрыватели, заряжали лентами снарядов приемники пушек в носовой и хвостовой частях фюзеляжа; вставляли по борту кассеты с сигнальными ракетами. Затем подходили бензозаправщики, и каждая машина получала необходимое количество горючего. Итак, машины готовы к вылету. Ждали «спарку» с разведки погоды. Проходит час, другой... Время возвращения «спарки» истекло...

«Спарка» - самолет с двумя автономными, одиночными кабинами для летчиков. В первой кабине - инструктор, опытный летчик, а во вто­рой обычно кто-либо из пополнения либо прибывший из отпуска и длительное время не летавший.

В этот день на разведку погоды вылетели командир машины - летчик первого класса майор Григорьев, в качестве «вывозимого» -прибывший из отпуска капитан Степанян и стрелок-радист сержант срочной службы Горюнов, кабина которого тоже располагалась авто­номно в хвосте фюзеляжа.

Тревога постепенно передавалась от руководителя полетов к летному составу и к механикам. Связи с самолетом не было давно, но это скрывали. Летный состав вскоре был срочно вызван к руководите­лю полета. Подполковник Белов сидел за столом и, не поднимая голо­вы, сообщил:

- Позвонили из района. «Спарка» рухнула в болото, ребята по­гибли.

Эта весть мигом облетела весь личный состав полка. О случив­шемся узнал и город.

Для выяснения причин аварии в район падения «спарки» был на­правлен на машине поисковый отряд специалистов. Отряд прибыл на один из хуторов, расположенных недалеко от обозначенного района. Машину оставили на хуторе, и с проводником, продираясь сквозь за­росли кустарников и низкорослого осинника по едва заметным влаж­ным мшистым тропам, поисковый отряд взял курс в направлении, ука­занном хуторянами. Они наперебой рассказывали, как самолет с ог­лушительным ревом пролетел над хутором и примерно в пяти километрах упал в болото. Болото было полусухим, и это облегчало поиск. Пройдя примерно три километра, отряд разделился на три группы по четыре человека для прочесывания как можно большего района. Старший группы имел ракетницу. Договорились, кто первый обнару­жит «спарку», должен подать сигнал сбора. Поиск длился около трех часов: прочесывали район вдоль и поперек. И вот группа во главе со старшим лейтенантом Смирновым заметила впереди поваленные и поломанные небольшие деревца широкой полосой, а дальше - про­свет.

По этому ориентиру вышли на край опушки. Группа в оцеплении смотрела на трагическую картину: огромная «спарка» была расчлене­на на несколько частей. Носовая часть фюзеляжа зарылась под углом в болотистую почву, плоскости лежали рядом, а хвостовая часть с ки­лем и кабиной стрелка-радиста с торчащими из башни двумя пушками отброшены были на расстояние. Но каково было удивление, когда подходя осторожно к самолету, увидели за килем сидевшего одного из членов экипажа. К нему подбежали, это был летчик Степанян. Лицо его, посеревшее, измученное, измазанное в грязи было неузнаваемо. Он отрешенно смотрел на окруживших его людей и молчал. Затем медленно стащил с головы шлем, уткнулся в него лицом и застонал. Его на время оставили в покое и облепили кабину стрелка-радиста. Люк был на земле, и открыть его было невозможно. Долго возились тогда с толстыми окнами. Стрелок-радист Горюнов стоял на люке, шлемофон был подсоединен к рации, правая рука его застыла в мертвой хватке на ручке люка. Он был мертв - лицо без единой ссадины и царапины. Все поняли, что сержант приготовился покинуть самолет, но не сделал этого. Почему? В чем дело? Ведь ему стоило только потянуть ручку на себя, как люк автоматически открылся бы, и никако­го катапультирования не потребовалось бы. Стоило лишь оттолкнуть­ся от люка в воздушное пространство вместе с парашютом. Командир «спарки» Григорьев был раздавлен фюзеляжем. Тело его впоследст­вии с трудом извлекли.

Через какое-то время Степанян с трудом пришел в себя и расска­зал, как все произошло.

«Спарка» подлетала к заданному району. Температура за бортом минусовая, и машина стала покрываться льдом. Григорьев передал: «Включаю противообледенительную систему». Однако она не срабо­тала. Лед нарастал, и сквозь окна ничего не было видно. Машину за­трясло. Заглох правый двигатель. Григорьев пытался запустить его, но безуспешно. «Спарка» резко взяла крен и, неуправляемая, теряла вы­соту. Григорьев принял все меры к выравниванию машины. Затем крикнул по связи:

- Приготовиться покинуть машину.

«Спарка» вслепую, под углом, продолжала терять высоту. Вдруг связь прервалась, и от Григорьева никаких команд не поступало. Че­рез несколько секунд Степанян увидел, как впереди его потоком воз­духа снесло фонарь кабины командира. У Степаняна промелькнула мысль: «Командир катапультируется». Но летели секунды, сиденье с Григорьевым из кабины не выбрасывалось. «Не сработала катапуль­та, а, может, не выдержало перегрузок сердце», - мелькнуло в мыслях у Степаняна. Высота критическая. Степанян принимает решение ката­пультироваться: он разгерметизировал кабину, открыл замок фонаря, - фонарь тут же мощным потоком унесло, затем нажал на ручку вы­стрела и был выброшен вместе с сиденьем из машины. Через не­сколько секунд сработал замок, сиденье отделилось, затем автомати­чески раскрылся парашют. Степанян, приземляясь, наблюдал, как «спарка» стремглав неслась навстречу земле и скрылась в мелколе­сье болота. Приземлившись, Степанян отстегнул парашютные ремни, кое-как собрал парашют в кучу и направился в сторону падения маши­ны. Один из механиков задал ему вопрос:  - Почему вы ему не приказали?

- Не имел права, - ответил Степанян. - Я не командир. Горюнов сам и без моей команды мог выброситься. Он видел, что машина не­управляема и теряет высоту.

- Но Горюнов ждал последней команды, - возразил тот же меха­ник злобно, он чувствовал, что смерть близка. Но без команды... не стал спасать свою шкуру. А вы...

Он не договорил, махнул рукой и отошел в сторону.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.