|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск ББК 88.32 УДК 159.91 И46 Ильин Е. П. И46 Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с: ил. ISBN 5-469-00446-5 Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени. Книга посвящена нормальным состояниям человека при бодрствовании (состояние сна не рассматривается). Предназначена психологам, физиологам, педагогам и студентам, обучающимся по специальности «Психофизиология». ББК 88.32 УДК 159.91 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-469-00446-5 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2005 Оглавление Предисловие Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний Глава 1. Общие представления о состояниях человека......... 10 1.1. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии............................................ 10 1.2. Состояния как системные реакции. Структура состояний ... 17 1.3. Состояния — активная реакция.......................... 23 1.4. Функции состояний..................................... 25 1.5. Фазность развития состояний........................... 26 1.6. Свойства и характеристики состояний................... 28 1.7. Состояния и индивидуальные особенности человека..... 30 1.8. О триаде «психический процесс—состояние—психическое свойство» ............................................... 31 Глава 2. Классификация состояний............................ 38 2.1. Различные подходы к классификации состояний......... 38 2.2. Трудности, встречающиеся при классификации состояний .. 49 2.3. Эмоциональные состояния или эмоции как состояния?... 51 Раздел II. Активационные состояния Глава 3. Функциональные (базовые активационные) состояния.................................................. 54 3.1. Что понимают под функциональным состоянием......... 54 3.2. Состояние относительного (физиологического) покоя.... 58 3.3. Предрабочие состояния................................. 60 3.4. Состояние врабатывания................................ 68 3.5. Оптимальное рабочее состояние......................... 69 3.6. Значение состояния покоя (исходного фона) для достижения оптимального рабочего состояния........ 79 3.7. Состояние тренированности и «спортивной формы» как устойчивое оптимальное функциональное состояние...... 87 3.8. Состояние парабиоза.................................... 94 4 Оглавление Раздел III. Психические состояния Глава 4. Мотивационно-волевые состояния.................... 98 4.1. Мотивационные состояния.............................. 98 4.2. Волевые состояния..................................... 103 Глава 5. Эмоциональные состояния, связанные с прогнозом и ожиданием.............................................. 111 5.1. Прогноз и связанные с ним эмоциональные состояния... 111 5.2. Состояния ожидания................................... 114 5.3. Тревога................................................ 115 5.4. Страх.................................................. 122 Глава 6. Эмоциональные состояния, связанные с достижением или недостижением цели.................................. 143 6.1. Удовлетворение........................................ 143 6.2. Состояние воодушевления и эйфории .................. 146 6.3. Состояние переживания чувства гордости .............. 148 6.4. Фрустрационные состояния............................ 148 Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния........ 177 7.1. Веселье................................................ 177 7.2. Смущение............................................. 178 7.3. Стыд.................................................. 179 7.4. Презрение как эмоциональное состояние ............... 187 7.5. Влюбленность как состояние........................... 188 7.6. Состояние ревности.................................... 189 Глава 8. Интеллектуальные (когнитивные) состояния......... 193 8.1. Удивление............................................. 193 8.2. Интерес как состояние................................. 198 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний, возникающих в процессе деятельности Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке................................ 204 9.1. Состояние монотонии (скуки).......................... 204 9.2. Состояние психического пресыщения................... 228 9.3. Состояние «эмоционального выгорания» ............... 233 Глава 10. Состояния психического напряжения............... 237 10.1. Состояния операционального и эмоционального напряжения............................................ 237 Оглавление 5 10.2. Эмоциональный стресс................................ 243 Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью............................................ 255 11.1. «Мертвая точка» и «второе дыхание».................. 255 11.2. Состояние утомления................................. 259 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний..... 282 12.1. Методология диагностики состояний.................. 285 12.2. Роль переживаний субъектов в диагностике их состояний........................................... 289 12.3. Об адекватности субъективной оценки выраженности (глубины) состояния ................................... 292 12.3. Диагностика состояний и индивидуальные и половые особенности............................................ 294 Глава 13. Регуляция психических состояний.................. 296 13.1. Общие принципы регуляции состояний ............... 297 13.2. Классификации методов регуляции состояний......... 298 13.3. Внешние методы регуляции психических состояний ... 299 13.4. Методы саморегуляции............................... 321 Приложения I. Терминологический словарь................................ 332 II. Методики изучения состояний............................. 336 Методика САН (самочувствие, активность, настроение)..... 336 Зрительно-аналоговая шкала для оценки состояния тревоги .. 338 Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»............................................ 339 Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»............................. 340 Рисовально-символическая самооценка эмоциональных состояний.............................................. 341 Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии........................................... 343 Опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения)........................................... 345 Шкала ситуативной тревожности (СТ)..................... 351 6 Оглавление Методика «Определение состояния фрустрации»........... 353 Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности».................................... 354 Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности (СТ) Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин, 1983)...... 355 Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя».................. 357 Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания).............................................. 358 Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.............................. 358 Опросник на «выгорание» MBI ......................... 366 Список литературы........................................... 370 Предметный указатель....................................... 409 Предисловие Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Его используют и ученые в разных науках (физике, химии, философии, физиологии, психологии, медицине и т. д.), и в обыденной речи («Я не в состоянии помочь вам», «Эта вещь находится в хорошем состоянии» и т. п.). В самом общем плане это понятие обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени. Не вдаваясь в детальное и в большей степени философское понимание этого понятия (см. Симанов, 1982), сразу ограничу круг рассмотрения данной проблемы: книга посвящена, во-первых, нормальным состояниям человека и, во-вторых, состояниям при его бодрствовании. В связи с этим я не рассматриваю состояние сна, отсылая желающих узнать про него, например, к работам В. С. Ротенберга (1982), Р. Фрэнкина(2003),Р. Геррига,Ф. Зимбардо(2004). Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно — с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. На этом фоне эмпирическое изучение отдельных состояний, их диагностики, профилактики и регуляции заняло ведущее место. Теоретические же и особенно методологические аспекты проблемы функциональных и психических состояний остались как бы в тени. Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Ле-витовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972). 8 Предисловие В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи — эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. Опубликованы ряд монографий (Генкин, Медведев, 1973; Сосновикова, 1975; Баевский. 1979; Забродин, 1983; Немчин, 1983; Симонов. 1983; Леонова, 1984; Данилова, 1985,1994; Чайнова, 1986; Ки-таев-Смык, 1988; Чирков. 1989; Киршбаум, Еремеева, 1990; Прохоров, 1994, 1998, 2002; Бодров, 1995; Куликов, 1999; Агавелян, 2000), в которых рассмотрены как общетеоретические, так и частные вопросы, касающиеся проблемы состояний человека. Однако, несмотря на обилие публикаций, эта проблема не получила еще достаточно полного освещения, в том числе и теоретического. Первую работу о состояниях человека я опубликовал еще в 1962 г., и с тех пор интерес к этой проблеме у меня не угасал. За прошедшие годы мною вместе с моими учениками были изучены и многие состояния человека, в результате чего постепенно возникла методология изучения этой проблемы. В конце концов мне показалось, что я созрел для обобщения накопленных данных, и после некоторых колебаний я решил все-таки написать эту книгу как итог теоретических размышлений и экспериментального изучения данной проблемы. Однако сказать, что я вполне удовлетворен написанным и что для меня проблема состояний стала понятной до конца, было бы сильным преувеличением. Допускаю, что многие высказанные мною положения уязвимы для критики. Утешает одно: может быть, факты, полученные мною совместно с моими учениками при экспериментальном изучении многих состояний, а также разработанные подходы к их диагностике и профилактике окажутся полезными для практических психологов и физиологов, а мои размышления побудят психологов и физиологов к дальнейшей теоретической разработке проблемы. Раздел I Теоретические и методологические вопросы изучения состояний Глава 1 Общие представления о состояниях человека 1.1. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие — психологический, а третьи — тот и другой одновременно. Так, ряд ученых при рассмотрении состояния исходят из того, что это тонус нервной системы: уровень активности — пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе психическая. Так, например, В. Н. Мясищев писал, что под состоянием он понимает общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. Таким образом, речь идет о различных уровнях активации мозга, понимаемых как разные состояния: сон — бодрствование, возбуждение — торможение. Отсюда одни ученые (в основном физиологи) говорят о функциональных состояниях, а другие (в основном психологи) — о психических. Действительность же такова, что, если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, в любом функциональном состоянии присутствует психическое, а в любом психическом — физиологическое. Однако поскольку многие психические состояния только наблюдаемы или изучаются только интроспективным методом, по самоотчетам людей, без привлечения физиологических методик, создается впечатление, что они чисто психологические. И это обстоятельство чрезвычайно затрудняет разработку объективной классификации состояний человека. Условно можно принять, что когда речь идет о функциональных состояниях, имеют в виду уровень функционирования человека в целом или его отдельных функциональных систем (сенсорной, интеллектуальной, моторной), а когда говорят о психических состояниях, то речь идет о качественной специфике {модальности переживаний) реагиро- Глава 1. Общие представления о состояниях человека 11 вания человека на ту или иную ситуацию (без учета уровня функционирования). Но поскольку в действительности в психических состояниях сочетаются и уровневые, и модальностные характеристики, то речь должна идти о психофизиологических состояниях. Именно этой позиции я буду придерживаться в дальнейшем, считая психические состояния психофизиологическими. Точка зрения-1 В литературе для определения психических состояний часто используется термин «функциональное состояние». Мы считаем, что понятия «психические состояния» и «функциональные состояния» нетождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Психическое состояние... базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность (Габдреева, 1981, с. 8). Существуют различные подходы к пониманию сущности психических (психофизиологических) состояний. Понимание психического состояния как целостной характеристики психики за определенный период (т. е. как статус-кво) имеет давние корни. Еще Т. Рибо (1900) и У. Джемс (1905) говорили о состоянии сознания, а А. Ф Лазурский (1917) — о состоянии как временной и целостной характеристике психики. Характерно такое понимание и для ряда современных отечественных ученых, например Н. Д. Ле-витова (1964) и Ю. Е. Сосновиковой (1975). Так, Левитов писал: «...психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» (с. 20). Не отождествляя психическое состояние с психической деятельностью (первое характеризует второе), Левитов в то же время в качестве состояния рассматривает борьбу мотивов. Но разве борьба мотивов не является психической деятельностью, включающей не только эмоциональные, но и когнитивные и волевые компоненты, на что указывает и сам автор? Ю. Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конкретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики. 12 Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний В то же время она отмечает, что состояние — это компонент психики и что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. Но не отождествляет ли тогда автор состояние с деятельностью психики? Сходное с предыдущими определение дает и Г. Ш. Габдреева (1981): «Под психическим состоянием человека мы понимаем целостную характеристику его психической деятельности за определенный период, которая отражает сложную структуру взаимосвязей с выше- и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции» (с. 8). В «Психологическом словаре» (1983) психические состояния определяются как «психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания» (с. 287). В таком понимании состояние — это лишь интегрированное отражение субъектом воздействий на него разных стимулов. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998) считают, что состояние — это целостная, временная и динамичная характеристика психической деятельности, которая, закрепляясь, может переходить в устойчивую черту личности. Представление о психическом состоянии как переживании1 связано с эмоциями (эмоциональными состояниями). Подобную трактовку можно найти у Л. С. Рубинштейна. Он считал, что именно в переживаниях отражается личностный аспект психических состояний человека. Состояние как переживание рассматривается в работах Б. А. Вяткина н Л. Я. Дорфмана (1987). А. О. Прохорова (1998,1999). Правда, у Прохорова в более ранней работе (1991) имеется и другое понимание состояния — как целостной, активной реакции личности на внешние и внутренние воздействия. Являются ли различия в понимании психического состояния этим автором случайностью или отражают динамику его взглядов, сказать не берусь. Большинство определений психического состояния, даваемых психологами, изучающими деятельность человека, имеют одну и ту Следует подчеркнуть, что термин «переживание» используется психологами и в другом, не аффективном смысле, а именно как психологический опыт, приобретенный человеком в процессе преодоления трудностей (Ф. Е. Василюк, 1985). Глава 1. Общие представления о состояниях человека 13 же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность (симптомокомплекс) каких-либо характеристик: процессов (Мари-щук, 1974), функций и качеств (Медведев, 1974), компонентов психики (Сосновикова, 1972), психофизиологических и психических функций (Дикая, 1999) и т. д., обусловливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и т. п. Логическую схему данных определений можно представить следующим образом. Психическое состояние ______ Эффективность деятельности, (сумма характеристик) *" работоспособность. Если быть последовательным в расшифровке понятия «психическое состояние» с помощью приведенных выше определений, то можно легко установить их несостоятельность, ибо они сразу предстают в таком виде, который, вероятно, отвергнут и сами авторы этих определений. Начну с первой половины приведенной выше схемы — с симпто-мокомплекса определенных характеристик. Подставим вместо загадочного комплекса функций и качеств реальные показатели: ЭЭГ, ЭМГ, частоту сердечных сокращений, частоту и глубину дыхания, тремор, время реакции, интенсивность и переключение внимания, т. е. все то, что регистрируется при выявлении любого состояния и служит его характеристиками. Тогда о каком конкретном состоянии должна идти речь? Как можно отличить одно состояние от другого, если мы регистрируем эти показатели только в конкретный момент времени, т. е. делаем лишь один срез? Очевидно, что диагностика, дифференцирование состояний при «статус-кво»-подходе к ним невозможна. Необходимо фиксировать динамику, изменение показателей за определенный отрезок времени при тех или иных воздействиях на человека. Однако и такой подход не гарантирует адекватное понимание сущности состояния, поскольку зачастую происходит подмена определения сущности состояния простым описанием {перечислением) сдвигов, происходящих при возникновении того или иного состояния. Таким образом, существующие определения состояния в лучшем случае указывают, как можно выявить состояние (поскольку описываются последствия его возникновения), но не что такое состояние. Вторая половина анализируемой схемы тоже небезупречна с точки зрения понимания сущности состояний. Во-первых, почему состояние остоянии lit;iICrl I.) \ JO1t-Я .ohoci и в дан- 14 Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучение j дотоспособно-нужно непременно характеризовать через изменение р;^", сти?1 Разве без этого критерия мы не можем судить о J _ ._ (id ие сое ю.н~ стоянии (например, о радости, о страхе)? Во-вторых, м' снижается) ния появляются раньше, чем изменяется (в частноен < - v _, v r'ie работоспо- работоспособность человека. Следовательно, измене^ | собности — явление вторичное и не отражает прямо с\7и> ния. Например, во многих руководствах по физиологи^ s утомление характеризуется как временное снижение р^ сти в результате деятельности человека. В действител|' , & 1 (Жаться раоо~ стояние утомления появляется раньше, чем начнет ci,,Ui i -n тоспособность (Мызан, 1975; Шабунин, 1969; HoffmariK ,„ .„. тт ,, 1'' на выносли- 1946). Не случайно теоретики спорта выделяют в рабо-j-' вость фазы компенсированного и некомпенсированн^/ В первой фазе затруднения, возникающие в работе, kq^I за счет волевого усилия. Поэтому снижения работоспо<ч(' ной фазе утомления еще не наблюдается. ч Более того, например, при состоянии монотонии С Л "'у,. » ^ ^ . ^* jX^ t* у xj ^s ^ X ж X ^Х ■ А вых этапах ее развития физическая работоспособность 7f - / цжении, уве~ вается, что выражается в повышении темпа рабочих ;>,', личенни мышечной силы, сокращении времени простер ной реакции. шться харак- Итак, хотя изменение раоотоспособности и может я в л теристикой ряда состояний, возникающих под влияние^' ™ цка пзменчи* умственных и эмоциональных нагрузок, эта характерной к- _ -' как срактора, ва и неоднозначна. Кроме того, определение состоянии , ^ - ^ IИ СОСТОЯНИИ. влияющего на работоспособность, не раскрывает сущно.^ . г Поэтому вряд ли целесообразно факт изменения рабоу ставить во главу угла при определении состояний. .. „ Имеются и другие подходы к определению состоял .1 „„„ „ „ ' * ик человскэ. состояния сводятся к системе личностных характери»..<„„. ,,„, „„ „ т- л тт тт (Ить как урав- 1 ак, по мнению А. Ц. Пуни, «состояние... можно предст^ СТ,1ЫХ ха повешенную, относительно устойчивую систему лццц/ „„„„, ,,„ л^- ся динамика теристик спортсменов, на фоне которых РазвеРТЬ1ва^.1ек психических процессов» (1969, с. 29). При таком п ям становится непонятным, что же такое тогда сама л^, ------------------------------ ,нении функцио- А. Б. ЛеоноваиВ. И. Медведев(1981),например,пишут,что«о6из^1|(,Т1Шуд^намик11 налыюго состояния можно говорить лишь тогда, когда определенно ^ ^стве-нные изме-анализируемых показателей соо1ветствуют количественные или к^,( нения эффективности выполнения деятельности» (с. 16). Глава 1. Общие представления о состояниях человека 15 Итак, имеются два основных подхода к пониманию психических состояний человека: как совокупность психических процессов, свойств и т. и. в данный момент времени (статус-кво психики) и как совокупность изменения функционирования систем организма и психики при воздействии каких-либо факторов, ситуаций. Понимание состояния как статус-кво психики человека (т. е. среза ее функционального состояния в данный момент) противоречит пониманию состояния как динамично развивающихся процессов и не позволяет выявить ни причину, ни механизмы его появления. Это лишь моментальная фотография застывшего выражения лица. Ущербность подобного понимания состояния отчетливо проявляется при изучении состояний, возникающих в процессе деятельности человека. Разрешить имеющееся противоречие между двумя обозначенными выше подходами попытался В. К. Сафонов (1998, 2003). Согласно его точке зрения, существуют «сооояние объекта» и «состояние субъекта». Первое характеризует «состояние психики» в целом (т. е. статус-кво), второе — «психическое состояние». Состояние психики (состояние объекта) является интегральной характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени, а психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характернистики психических процессов, выраженность проявления психических свойств. Но тогда получается, что психическое состояние является причиной состояния психики, а состояние психики является следствием психического состояния. Отсутствие четкого понимания, что такое состояние, приводит к тому, что часто за состояния принимаются явления, вряд ли имеющие к ним прямое отношение. Например, одной из распространенных, на мой взгляд, ошибок является подмена состояний функцией. Так, говорят о состоянии внимания, хотя следовало бы говорить о состояниях бдительности, настороженности, сосредоточенности, связанных с использованием функции внимания. Если понимать внимание как состояние, то становится невозможным употребление многих характеристик, связанных со свойствами внимания: отвлечение внимания, переключение его на другой объект (сравните: переключить состояние на другой объект), концентрация внимания (сравните: концентрация состояния). Или например, М. Аптер говорит о таких мотивационных состояниях, как целеустремленное — нецелеустремленное, конформистское — 16 Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний негативистское, властное — сочувствие, аутичное — аллоичное (см. «Точка зрения-2»). Точка зрения-2 В недавнем прошлом Майкл Аптер (Apter, 1989; Frey, 1997) со своими коллегами развил новую теорию, которая отвергает идею мотивации как ослабления напряженности. Вместо этого теория предполагает наличие четырех пар метамотивационных состояний — состояний, которые дают начало отчетливым устойчивым формам мотивации. Как видно из таблицы, эти пары состоят из противоположностей. Согласно упомянутой теории, в любое заданное время в каждой из пар может существовать только одно из двух состояний. Просмотрев всю таблицу, вы увидите, что каждая из пар определяет несовместимые мотивационные состояния. Представьте себя в какой-нибудь ситуации, связанной с работой. Что вы хотите в данный момент: быть заодно с остальными или отделиться и быть независимым? Вы испытываете желание сосредоточиться на собственных переживаниях или на переживаниях других людей? Эта теория известна под названием теории перемежающихся состояний. Она стремится объяснить человеческую мотивацию с точки зрения перемежающихся переходов от одного из двух противоположных состояний к другому. Рассмотрим контраст между нецелеустремленным и целеустремленным состояниями. Вы пребываете в нецелеустремленном состоянии, когда заняты каким-либо делом, у которого нет иной цели, кроме получения удовольствия от самого процесса; вы пребываете в целеустремленном состоянии, когда заняты делом, которое представляет для вас важность не только в настоящий момент... Теория перемежающихся состояний фактически предполагает, что вы всегда пребываете в одном из двух состояний, но никогда — сразу в обоих. Главные характеристики четырех пар метамотивационных состояний
Однако при рассмотрении таблицы, в которой даны характеристики перечисленных состояний, возникает впечатление, что речь идет о характеристиках личности, влияющих на формирование того или иного мотива. К проблеме же состояний можно отнести только те рассуждения автора, которые касаются возникающих и переходящих друг в друга эмоций. Но в этом случае корректнее было бы говорить о перемежающихся эмоциональных состояниях, а не мотивационных состояниях. Приведенный пример еще раз показывает, как вольно мы обращаемся с понятием «состояние» вследствие отсутствия реального представления о его сущности. 1.2. Состояния как системные реакции. Структура состояний С моей точки зрения, состояние в самом широком понимании — это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата 2-J-413 18 Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний (адаптации к данным, в том числе и изменившимся, условиям существования)1. Во многих случаях полезный результат выражается в сохранении целостности организма и обеспечении его нормальной жизнедеятельности в данных условиях. Однако, как указывал П. К. Анохин, было бы совершенно непрогрессивным для живой природы, если бы система «"стремилась" найти лишь устойчивое состояние» (1972, с. 31). Далее он пишет, что «система "стремится" получить запрограммированный результат и ради результата может пойти на самые большие возмущения во взаимодействиях своих компонентов... Именно результат при затрудненном его получении может привести всю систему в крайнее беспокойное и отнюдь не устойчивое состояние» (там же, с. 31). Отсюда можно сделать вывод, что состояние — это реакция функциональной системы не только для сохранения ее устойчивости, но и для изменения с целью адаптации к новым условиям существования. Состояния характеризуют разные уровни человека: физиологический, психофизиологический, психический. На физиологическом уровне наблюдаются состояния покоя, возбужденности (активиро-ванности) и заторможенности. Эти состояния — тоже реакция на те или иные воздействия, в чем читатель сможет убедиться в дальнейшем (см. п. 4.2). Следует отметить, что представление о состоянии как о реакции на воздействия иногда проскальзывают в некоторых публикациях (Ма-рищук, 1974), но не закладываются в основу определения понятия «состояние». Я определяю состояние человека как его целостную системную реакцию (на уровне организма и часто — личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных А. Тихоннна (2004) полагает, что в определениях состояний, в том числе и моем, отсутствуют два очень важных момента, существенных для уточнения понятия «психическое состояние»: 1) понимание сути психического состояния как единства переживания и поведения; 2) рассмотрение ситуации как основной причины, вызывающей психическое состояние. Создается впечатление, что автор недостаточно внимательно читала работы своих предшественников. В частности, в моей работе речь идет не только о единстве переживаний и поведения, но и о единстве физиологических изменений с переживанием и поведением, что можно видеть в схеме структуры (уровней) реагирования (состояния). Когда же я рассматриваю эмоции как состояния, то подчеркиваю, что эмоция — это реакция на ситуацию, в которой оказывается значимый объект (Е. П. Ильин, 2002). Глава 1. Общие представления о состояниях человека 19 условиях обитания. Следовательно, эти реакции имеют приспособительный (адаптивный) характер. Следует, однако, подчеркнуть, что полезный результат для организма может не совпадать с ожидаемым человеком полезным эффектом, что было показано в ряде моих работ (Ильин, Пауперова, 1967; Ильин, 1968, 1974). Поэтому, говоря о полезном эффекте, являющемся следствием развития определенного состояния, нужно иметь в виду прежде всего биологическую целесообразность возникновения состояния. Например, возникновение состояния страха неблагоприятно для человека, но является целесообразной и полезной реакцией организма на угрожающую ситуацию. Конечно, я далек от мысли доказывать, что все состояния обеспечивают достижение такого полезного результата, который вступает в противоречие с целью поведения человека и с задачами, стоящими перед ним. Достаточно упомянуть, что человек может вызвать ряд состояний произвольно (самовнушением) или внушением извне и тем самым задать реакции функциональной системы направление, необходимое для эффективности деятельности. В. К. Сафонов, в принципе соглашаясь с моим пониманием состояния, несколько видоизменил и дополнил мое определение: «Психическое состояние — результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменение внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности и выражающийся в степени мобилизации функциональных возмож
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|