|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е. П. Ильин 24 страницаИспользование дыхательных упражнений По мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов, дыхательные упражнения являются наиболее доступным способом регуляции эмоциональ- 328 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний ного возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы: • без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох; • пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох; • пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза; • пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза; • полвдоха, пауза, полвдоха и выдох; • вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха; • полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха. Кроме того, автор рекомендует чередовать (по 4 раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме: • вдох носом — выдох носом; • вдох носом — выдох ртом; • вдох ртом — выдох ртом; • вдох ртом — выдох носом. Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения. Точка зрения-53 В последние годы влияние дыхания на функциональное и психическое состояние изучали Ю. Г. Вилюнас, К. П. Бутейко, А. С. Захаревич, В. В. Козлов, В. В. Тонкое, А. А. Стрельникова и др. Однако проблемы влияния дыхания на функциональное и психическое состояние еще в ряде аспектов нуждаются в дальнейшем изучении. Так, дискуссионными следует, на наш взгляд, считать рекомендации А. А. Стрельниковой об учащении дыхательных движений до 60—120 циклов в мин. Это же можно сказать о дыхании по системе Д. Леонарда, Ф. Лаута («вайвешен»), в которой, среди других упражнений, предусмотрено быстрое и глубокое дыхание, а также о так называемом холотроп-ном дыхании по системе С. Грофа, рекомендующей в отдельных позициях «дышать в 2 раза быстрее и глубже обычного». Дело в том, что такое дыхание предполагает достаточно выраженную гипервентиляцию, а следовательно, и гипокапнию, как вымывание углекислоты из альвеолярного воздуха, что усложняет стимулирование дыхательного центра и вызывает целый ряд негативных реакций в функциональном и психическом состоянии... Глава 13. Регуляция психических состояний 329 С другой стороны, различные пропагандируемые ныне приемы дыхательных психотехнологий: «парадоксальное дыхание», «рыдающее дыхание», «ребефинг», «вайвешен», «холотропное дыхание» (Бутейко, 1990; Брес-лав, 1985; Вилюнас, 1998; Козлов, 1998; Леонард, Лаут, 1993, и др.) лично у нас вызывают ряд сомнений. Дело в том, что структура дыхательных циклов сложилась у «человека разумного» в процессе миллионов лет эволюции и естественного отбора и является определенным физиологически обусловленным оптимумом, определяющим также позитивное психическое состояние. Преднамеренное разрушение данной дыхательной структуры и ее оптимальных циклов едва ли оправдано (Марищук, Марищук, Чурганов, 2004, с. 5, 7). Г. Д. Горбунов (1986) рекомендует использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох осуществляется через нос. Вначале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако не следует ими злоупотреблять. Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем — спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. 330 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний Трудотерапия и физическая нагрузка как средство регуляции психических состояний Одним из средств регуляции состояний является трудотерапия, т. е. выполнение какой-либо деятельности. Деятельность отвлекает человека от ненужных, навязчивых мыслей и переживаний, не дает ему зацикливаться на них. Для снятия эмоционального напряжения эффективным средством может быть физическая разрядка (как говорил Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать такую работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, является не чем иным, как рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения. Мышечная нагрузка, используемая спортсменами в качестве разминки перед соревнованиями, тоже может быть средством регуляции психического состояния. При чрезмерном возбуждении спортсмена целесообразно выполнять разминочные упражнения в более медленном темпе, используя упражнения на расслабление, на растягивание, на гибкость. Если же у спортсмена наблюдаются вялость, апатия, нужно провести интенсивную разминку с ускорениями, резкими движениями. Эмоциональная экспрессия как средство разрядки эмоционального напряжения Бурные переживания могут быть опасными для здоровья, если не будут разряжаться с помощью мышечных движений, возгласов, плача. При плаче вместе со слезами из организма выводится вещество, образующееся при сильном нервно-эмоциональном напряжении. Пятнадцати минут плача хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. Приложения i I. Терминологический словарь Апатия — состояние безразличия, равнодушия. Аффект — бурное и кратковременное проявление эмоционального состояния. Благодушие — спокойно-беззаботное состояние. Вдохновение — творческий подъем, прилив сил. Веселье — беззаботно-радостное состояние, выражающееся в склонности к забавам, шуткам, смеху. Вина — это эмоциональное состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Волевые состояния — состояния, возникающие при преодолении внешних и внутренних трудностей. Волнение — сильная тревога, состояние беспокойства. Восторг — состояние высшего удовлетворения. Гнев — состояние сильного возмущения, негодования. Горе — состояние глубокой печали, скорби. Готовность — состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность. Грусть — состояние уныния, легкой печали. Досада — состояние раздражения, неудовольствия вследствие неудачи. Замешательство — состояние растерянности, смятения. Злорадство — состояние злобной радости при неудаче другого человека, с которым имеется вражда. Злость — раздраженно-враждебное состояние. Изумление — состояние крайнего удивления. Испуг — внезапный страх. Истома — состояние приятной расслабленности. Ликование — состояние восторженной радости. Монотония — состояние апатии и скуки вследствие однообразной малоинтенсивной работы или однообразных впечатлений. I. Терминологический словарь 333 Мотивационные состояния — состояния, возникающие в процессе мотивации, принятии решения. Мучение — состояние сильного физического или нравственного страдания. Наслаждение — состояние большого удовольствия. Нега — состояние блаженства. Негодование — состояние крайнего возмущения, недовольства. Недовольство — состояние неудовлетворенности. Нервничать — находиться в тревожно-возбужденном состоянии. Ностальгия — состояние тоски по родине. Обида — состояние огорчения, оскорбленности вследствие несправедливых упреков. Огорчение — состояние сильной неудовлетворенности, душевной боли. Ожесточение — состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости озлобления. Опасение — состояние тревоги, беспокойства вследствие предчувствия опасности. Опешить — находиться в состоянии растерянности от неожиданного события, известия. Оторопеть — прийти в состояние недоумения, замешательства, растерянности от неожиданности; синоним слову «опешить». Отрешенность — состояние безразличия к окружающему. Отчаяние — состояние крайней безнадежности. Паника — состояние крайнего, неудержимого страха, сразу охватывающее человека или многих людей. Печаль — состояние грусти и скорби. Подавленность — состояние мрачной безнадежности, пессимизма. Покой — бездеятельное состояние человека; отсутствие беспокойства. Потребностное состояние — состояние внутреннего напряжения при возникновении какой-либо нужды. Потрясение — состояние глубокого, тяжело переживаемого волнения. Предвкушение — состояние удовольствия при ожидании приятного. Презрение — состояние выражения глубоко пренебрежительного отношения к кому-нибудь. Прострация — угнетенное, подавленное состояние, полное безразличия к окружающему. 334 Приложения Психическое пресыщение — состояние, возникающее при выполнении однообразной деятельности и субъективно переживаемое в форме раздражения, злости, отвращения к деятельности. Радость — состояние большого душевного удовлетворения по поводу сбывшихся желаний. Раздражение — состояние досады, недовольства. Разомлеть — прийти в состояние истомы, расслабления. Растерянность — состояние беспомощности от волнения, сильного потрясения. Растрогаться — прийти в состояние приятного волнения. Расчувствоваться — прийти в состояние умиления. Ревность — состояние мучительного сомнения в верности и любви, мучительной зависти к более удачливому. Сконфуженность — состояние смущения, когда человек попадает в неловкое положение. Скорбь — психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением иинтереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями. Скука — тягостное душевное состояние от отсутствия или потери интереса к какому-либо делу, от безделья. Смущение — состояние замешательства, застенчивости, стыда. Смятение — состояние панической растерянности, тревоги. Сомнение — неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой уверенности в чем-нибудь. Состояние — статус-кво; реакция организма на внешние и внутренние раздражители (ситуации), направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания. Состояние предстартовое — преднастройка человека и его организма на предстоящую деятельность. Состояние стартовое — сосредоточенность человека на начале деятельности. Страх — эмоциональное состояние, вызванное реальной или мнимой опасностью; защитная биологическая реакция. Стресс — психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для психического и физического здоровья человека. Стыдиться — испытывать сильное смущение от сознания предосудительного поступка. I. Терминологический словарь 335 Счастье — состояние полного, высшего удовлетворения. Тоска — состояние душевной тревоги, соединенное с грустью. Тревога — беспокойство, волнение в ожидании опасности или чего-то неизвестного. Угрызение — беспокойное, мучительное состояние из-за осознания своей вины. Удивление — интеллектуально-эмоциональное состояние от встречи с чем-то странным, неожиданным. Удовлетворение — состояние удовольствия при исполнении желаний, удовлетворении потребностей. Уныние — состояние безнадежной печали. Упоение — состояние наслаждения. Успокоенность — состояние спокойствия, умиротворения. Утомление — состояние, при котором сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать работоспособность на заданном уровне интенсивности и качества. Фрустрация — психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.). Функциональное (физиологическое) состояние - уровень функционирования организма и отдельных его систем. Хандрить — быть в мрачном, тоскливом состоянии. Эйфория — психическое состояние, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием. Экзальтация — восторженно-возбужденное состояние. Экстаз — исступленно-восторженное состояние. Энтузиазм — состояние сильного воодушевления, душевного подъема. Ярость — сильный гнев. It. Методики изучения состояний Методика САН (самочувствие, активность, настроение) Методика предложена В. А. Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории — самочувствие, активность и настроение. Инструкция. На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой-нибудь позиции, то зачеркните 0. Бланк для регистрации ответов ФИО_______________________Возраст___________Дата_______ ШКАЛА САМООЦЕНКИ (САН)
22 -1-U3
Обработка результатов. Подсчптывается сумма баллов по каждой категории, для чего цифры шкалы переводятся в 7-балльную оценку: по позициям 1,2,5-8, 11-14, 17-20, 23-26, 29, 30 - от 7 до 1 балла, а по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 - от 1 до 7 баллов. Самочувствие определяется по сумме баллов, набранной по позициям 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность определяется суммой, набранной по позициям 3, 4, 9, 10,15,16,21,22,27,28. Настроение выражается суммой, набранной по позициям 5, 6, 11, 12,17,18,23,24,29,30. Норма находится в пределах 50-55 баллов. Зрительно-аналоговая шкала для оценки состояния тревоги Методика взята из статьи Э. Р. Хорнблоу (1983) и представляет один из вариантов зрительно-аналоговой шкалы, описанной в 1923 г. 3. Фрейдом. Методика идеально подходит для частых повторных измерений и может быть использована для самооценки любых других состояний. Испытуемому предъявляется линия длиной 100 мм, после чего дается следующая инструкция. Инструкция. Пожалуйста, поставьте крест на линии, показанной вам, чтобы обозначить, как вы себя сейчас чувствуете. Отметка в крайнем левом конце будет означать, что вы совсем не чувствуете тревоги. Отметка в крайнем правом конце будет означать, что вы чувствуете себя II. Методики изучения состояний 339 наиболее тревожно, как только можете себе представить. Отметка ближе к центру будет означать, что вы чувствуете умеренную тревогу. Пожалуйста, укажите на линии ваш уровень тревоги в данный момент. Совсем не тревожен очень тревожен Показатель тревоги подсчитывается в мм расстояния от отметки, сделанной испытуемым до левого конца шкалы, т. е. от нуля. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник» Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике. Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния. Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному (рис. 1). Рис. 1 340 Приложения Интерпретация данных. Расположение знака до 36° соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37° — средней выраженности состояния, от 37 до 38° — высокой выраженности, а от 38 до 39° — очень высокой выраженности данного эмоционального состояния. Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент. Инструкция. На бланке (рис 2) изображены девять мимических масок, отображающих различные эмоциональные состояния. Вам нужно сопоставить свое теперешнее эмоциональное состояние с эталонными масками и после этого на листе бумаги указать номер той из них, которая в большей степени совпадает с вашим настроением. Тут же буквой обозначьте степень выраженности вашего эмоционального состояния: а — оно выражено несколько больше других, б— выражено сильно, в — выражено очень сильно. II. Методики изучения состояний 341 Обработка данных. Для обработки и анализа результатов необходимо пользоваться ключом, в котором пронумерованным маскам соответствуют следующие эмоциональные состояния: 1) спокойное, уравновешенное; 2) светлое, приятное; 3) безразличное; 4) скучное; 5) радостное; 6) неудовлетворенное; 7) дремотное; 8) восторженное; 9) пресыщенное. Рисовально-символическая самооценка эмоциональных состояний Методика предложена Н. П. Фетискиным. Ее характерной чертой является высокая включенность и самостоятельность испытуемых при конструировании экспрессивного образа переживаемого ими одного из следующих состояний: восторженного, радостного, спокойно-уравновешенного, безразличного, скучного и раздраженного. Для облегчения этой задачи испытуемым дается бланк с шифром указанных эмоциональных состояний, на котором положение бровей, глаз, носа, рта, шеи и рук различно для указанных выше пяти состояний.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|