|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е. П. Ильин 26 страницаОбработка данных. Десять вопросов шкалы (2, 3, 5, 6, 8,9,11, 12, 14. 15) — «работающие», другие пять (1, 4, 7, 10 и 13) — «буферные», которые не учитываются при обработке протокола и подсчете итогового показателя. Каждый ответ оценивается в баллах: для вопросов 2, 3, 5, 8,9,12,14,15 - А = 1 балл, Б = 2 балла, В = 3 балла. Ответы по п. 6 и 11 оцениваются в обратном порядке: А = 3 балла, Б = 2 балла и В = 1 балл. Итоговый показатель СЛТ находится в диапазоне от 10 (очень низкая соревновательная тревожность) до 30 баллов (очень высокая тревожность). Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» Методика, разработанная В. В. Бойко, представлена мной в несколько модифицированном виде, чтобы можно было судить о степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне. Инструкция. Прочтите предлагаемые положения и выразите свое отношение к ним. Если вы согласны с положением, поставьте рядом с его номером знак «+», если не согласны, то знак «-». Текст опросника 1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии мобилизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках. 2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стараетесь не показывать свои переживания. 3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления. 4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь. 5. Критику в своей адрес обычно долго помните. 6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошо или вовремя. 7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни. 358 Приложения 8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о непосредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзьях, коллегах). 9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хорошим людям, приятным встречам, событиям. 10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда другие это обычно делают. 11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою усталость от жизни. 12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение. 13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни. 14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями. 15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам трудно вступать в контакты с малознакомыми людьми. 16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой. 17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите. 18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно. Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набирает 14-18 баллов, то у него имеется большая скрытая эмоциональная напряженность. Сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряженности или ее отсутствии. Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания) Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы II. Методики изучения состояний 359 мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. к равнодушию). Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»).
Текст опросника 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 360 Приложения 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественнее, медленно). 5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого. 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, чтобы со мной никто не общался. 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело. 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 10. Моя работа притупляет эмоции. 11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. 12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения. 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого строения на деловые контакты. 18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. 21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. II. Методики изучения состояний 361 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли меня и т. п. 29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: не делай людям добра, не получишь зла. 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34. Я очень переживаю за свою работу. 35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. 36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе. 40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. риложения 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 5l. 52. 53. 54.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих». Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. Успехи в работе вдохновляют меня. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). Я потерял покой из-за работы. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. Я часто работаю через силу. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. II. Методики изучения состояний 363 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы. 65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. 66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхож-дение, внимание. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. 70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 75. Моя карьера сложилась удачно. 76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. 78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не-ека-зывается) в общении с домашними и друзьями. 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. 364 Приложения Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов — получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»; 3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов. «Ключ»
II. Методики изучения состояний 365
3. Личностная Н(+5) 23(+3) 35(+3) 47(+5) 59(+5) 72(+2) 83(+10) отстраненность (деперсонализация)___________________________________________________________ 4. Психосомати- 12(+3) 24(+2) 36(+5) 48(+3) 60(+2) 72(+10) 84(+5) ческие и психовегетативные нарушения Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: • 9 и менее баллов — несложившийся симптом; • 10-15 баллов — складывающийся симптом; • 16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса— «напряжение», «резистен-ция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо несвидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По коли- 366 Пр 1иложения I Щ i чественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: • 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; • 37-60 баллов — фаза в стадии формирования; • 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: • какие симптомы доминируют; • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности; • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам. Опросник на «выгорание» MB/ Авторами методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек—человек». Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой. Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день». II. Методики изучения состояний 367 Бланк для ответов Вариант ответа Текст опросника 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон». 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.
368 Приложения 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). 6. После работы на некоторое время хочется уединиться. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегамиД 8. Я чувствую угнетенность и апатию. \ 9. Я уверен, что моя работа нужна людям. \ 10. В последнее время я стал более черствым по^отношению к тем, с кем работаю. \ 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. \ 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает. \ 14. Мне кажется, что я слишком много работаю. 15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. \ 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. 18. Во время работы я чувствую приятное оживление. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. 22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. Обработка результатов. Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений) Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов — «никогда», 1 балл — «очень редко», 3 балла — «иногда», 4 балла — «часто», 5 баллов — «очень часто», 6 баллов — «каждый день». «Ключ» к опроснику. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника. • «Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54). II. Методики изучения состояний 369 • «Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30). • «Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4,7,9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48). Выводы. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал. 24-1413 Список литературы Абрамов Ю. Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуации // Стресс и его патологические механизмы: Материалы Всесоюзного симпозиума. Кишинев, 1973. С. 46-47. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. М., 1998. С. 231-244. Аверьянов В. С. и др. Функциональное состояние оператора и его системотехнические детерминанты // Физиология человека. 1984. № 1. С. 23-30. Агавелян В. С. Психология состояний. Теория и практика. Челябинск, 2000. Агаянц Г. Д., Калинин Е.А. Состояние как системное проявление психики // Проблемы психических состояний в спорте. Ереван, 1987. Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма. Л., 1969. Актуальные проблемы стресса. Кишинев, 1976. Аладжалова Н. А., Квасовец С. В. Спонтанные сдвиги эмоционального состояния при монотонии и декасекундный ритм в потенциалах головного мозга// Психологический журнал. 1985. № 2. С. 105 -113. Алексеев А. В. Себя преодолеть! М., 1978. Аминов Н. А. Психические состояния, вызываемые однообразной работой, и свойства нервной системы: Автореф. дне.... канд. наук. М., 1976. Ананьев Е. И., Зинченко Т. П. Монотония в операторской деятельности // Проблемы функционального комфорта. М., 1977. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994. Анохин П. К. Биологические аспекты кибернетики. М., 1962. С. 74. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973. Анохин П. К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестник Академии медицинских наук СССР. 1965. № 6. Анри В., Вине А. Умственное утомление. М., 1899. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчнвость человека. СПб., 1999. Аристотель. Политика. М., 1911. Арутюнян С. М. Материалы VIII научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. Волгоград, 1964. С. 7. Список литературы 371 Асеев В. Г. О влиянии монотонной работы на время простой двигательной реакции и лабильность процесса возбуждения в зрительном анализаторе // Доклады АПН РСФСР. М, 1963. № 3. Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974. Ахутин В. М., Зингерман А. М., Кислицын М. М. и др. Комплексная оценка функционального состояния человека-оператора в системах управления // Проблемы космической биологии. Т. 34. М., 1977. Ахутин В. М., Зингерман А. М., Кислицин М. М., Меницкий Д. М. Роль исследования ЧСС в оценке функционального состояния человека-оператора // Физиология человека. 1977. № 2. С. 295-301. Бабаджанян М. Г., Костила Е. И., Мамацашвили М. И., Чирков В. Я. Материалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960. С. 154. Бабаджанян М. Г., Степанова Д. А. Методика определения степени производственного утомления // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. С. 52-53.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|