Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 26 страница



Обработка данных. Десять вопросов шкалы (2, 3, 5, 6, 8,9,11, 12, 14. 15) — «работающие», другие пять (1, 4, 7, 10 и 13) — «буферные», ко­торые не учитываются при обработке протокола и подсчете итогового показателя. Каждый ответ оценивается в баллах: для вопросов 2, 3, 5, 8,9,12,14,15 - А = 1 балл, Б = 2 балла, В = 3 балла. Ответы по п. 6 и 11 оцениваются в обратном порядке: А = 3 балла, Б = 2 балла и В = 1 балл. Итоговый показатель СЛТ находится в диапазоне от 10 (очень низ­кая соревновательная тревожность) до 30 баллов (очень высокая тре­вожность).

Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя»

Методика, разработанная В. В. Бойко, представлена мной в несколь­ко модифицированном виде, чтобы можно было судить о степени на­капливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне.

Инструкция. Прочтите предлагаемые положения и выразите свое от­ношение к ним. Если вы согласны с положением, поставьте рядом с его номером знак «+», если не согласны, то знак «-».

Текст опросника

1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии моби­лизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках.

2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стара­етесь не показывать свои переживания.

3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления.

4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь.

5. Критику в своей адрес обычно долго помните.

6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошо или вовремя.

7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни.

358 Приложения

8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о не­посредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзь­ях, коллегах).

9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хоро­шим людям, приятным встречам, событиям.

10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда дру­гие это обычно делают.

11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою уста­лость от жизни.

12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение.

13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни.

14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями.

15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам труд­но вступать в контакты с малознакомыми людьми.

16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой.

17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите.

18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно.

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ на­числяется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если оп­рашиваемый набирает 14-18 баллов, то у него имеется большая скры­тая эмоциональная напряженность. Сумма, меньшая 6 баллов, свиде­тельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.

Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания)

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмо­циональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выпол­няющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы

II. Методики изучения состояний 359

мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие си­туации (т. е. к равнодушию).

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выска­жите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»).

Бланк для ответов    
Да Нет № Да Нет № Да Нет № Да Нет

Текст опросника

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нерв­ничать, переживать, напрягаться.

360 Приложения

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале ка­рьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (зани­маю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественнее, медленно).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего на­строения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, чтобы со мной никто не об­щался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поско­рее «свернуть» дело.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связан­ных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряже­ния.

14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом ока­зать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого строения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с дело­вым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как мож­но меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

II. Методики изучения состояний 361

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с де­ловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с рабо­той: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли меня и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время обще­ния с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: не делай людям добра, не получишь зла.

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказыва­ется на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем по­лучаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется голов­ная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непо­средственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в ра­боте.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое раз­очарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

риложения

42.

43. 44. 45. 46. 47. 48. 49.

50. 5l.

52.

53.

54.

 

 Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хо­роших» и «плохих».

 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

 Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

 Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автомати­чески, без души.

 По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

 После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухуд­шение физического или психического самочувствия. На работе я испытываю постоянные физические или психологи­ческие перегрузки. Успехи в работе вдохновляют меня.

 Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). Я потерял покой из-за работы.

 На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

 Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происхо­дящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. Я часто работаю через силу.

 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

 В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

 Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, нико­го бы не видеть и не слышать.

 После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех уси­лий, которые я затрачиваю.

II. Методики изучения состояний 363

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, что­бы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхож-дение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домаш­ними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искрен­не волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я дости­гаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не-ека-зывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внима­ния, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

364 Приложения

Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывает­ся в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано пото­му, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов — по­лучил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсче­ты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симп­томов «выгорания»; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»; 3) находится итого­вый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма пока­зателей всех 12 симптомов.

«Ключ»

    Номера ] вопросов (баллы)    
«Напряжение»            
1. Переживание психотравмирую-щих обстоятельств К+2) 13(+3) 25(+2) 37(-3) 49(+10) 61(+5) 73(-5)
2. Удовлетворен­ность собой 2(-3) 14(+2) 26(+2) 38(-10) 50(-5) 62(+5) 74(+3)
3.«Загнанность в клетку» 3(+10) 15(+5) 27(+2) 39(+2) 5К+5) +63(1) 75(-5)
4. Тревога и депрессия 4(+2) 16(+3) 28(+5) 40(+5) 52(+10) +64(2) 76(+3)
«Резистенция»            
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 5(+5) 17(-3) 29(+10) 41(+2) 53(+2) 65(+3) 77<+5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация б(+10) 18(-3) 30(+3) 42(+5) 54(+2) 66(+2) 78(-5)
3. Расширение сферы экономии эмоций 7(+2) 19(+10) 31(-2) 43(+5) 55(+3) 67(+3) 79(-5)
4. Редукция про­фессиональных обязанностей 8(+5) 20(+5) 32(+2) 44(-2) 56(+3) 68(+3) 80(+10)

II. Методики изучения состояний 365

         
  Номера вопросов (баллы)  
«Истощение»        
1. Э.моциональ- 9(+3) ный дефицит 21(+2) 33(+5) 45(-5) 57(+3) 69(-10) 81(+2)
2. Эмоциональная 10(+2) отстраненность 22(+3) 34(-2) 46(+3) 58(+5) 70(+5) 82(+10)
3. Личностная       П(+5) отстраненность (деперсонализа­ция) 23(+3) 35(+3) 47(+5) 59(+5) 72(+2) 83(+10)
4. Психосомати- 12(+3) ческие и психо­вегетативные нарушения 24(+2) 36(+5) 48(+3) 60(+2) 72(+10) 84(+5)

3. Личностная  Н(+5) 23(+3) 35(+3) 47(+5) 59(+5)  72(+2) 83(+10) отстраненность

(деперсонализа­ция)___________________________________________________________

4. Психосомати- 12(+3) 24(+2) 36(+5) 48(+3) 60(+2) 72(+10) 84(+5) ческие и психо­вегетативные

нарушения

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подроб­ную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

• 9 и менее баллов — несложившийся симптом;

• 10-15 баллов — складывающийся симптом;

• 16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к домини­рующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысле­ние показателей фаз развития стресса— «напряжение», «резистен-ция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо несвидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления суще­ственно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, при­емы психологической защиты, состояние нервной системы. По коли-

366 Пр

1иложения

I Щ

i

чественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

• 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

• 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

• 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показате­лями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «вы­горания», можно дать достаточно объемную характеристику лично­сти и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилак­тики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;

• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровож­дается «истощение»;

• объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами про­фессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выго­рания», или субъективными факторами;

• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоцио­нальное состояние личности;

• в каких направлениях надо влиять на производственную обстанов­ку, чтобы снизить нервное напряжение;

• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущер­ба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Опросник на «выгорание» MB/

Авторами методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек—человек». Данный вари­ант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чув­ства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для отве­тов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует час­тоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иног­да», «часто», «очень часто», «каждый день».

II. Методики изучения состояний 367

Бланк для ответов

Вариант ответа

Текст опросника

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.

№ вопроса Никогда Очень редко Иногда Часто Очень часто Каждый день
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

368 Приложения

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллега­ми как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегамиД

8. Я чувствую угнетенность и апатию.      \

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.   \

10. В последнее время я стал более черствым по^отношению к тем, с кем работаю.                                                  \

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.     \

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.         \

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.                   \

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудни­чества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действитель­но ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радо­вало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов. Опросник имеет три шкалы: «эмоциональ­ное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утвержде­ний) и «редукция личных достижений» (8 утверждений) Ответы ис­пытуемого оцениваются: 0 баллов — «никогда», 1 балл — «очень ред­ко», 3 балла — «иногда», 4 балла — «часто», 5 баллов — «очень часто», 6 баллов — «каждый день».

«Ключ» к опроснику. Ниже перечисляются шкалы и соответствую­щие им пункты опросника.

• «Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).

II. Методики изучения состояний 369

• «Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).

• «Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4,7,9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).

Выводы. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выго­рания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

24-1413

Список литературы

Абрамов Ю. Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуации // Стресс и его патологические механизмы: Мате­риалы Всесоюзного симпозиума. Кишинев, 1973. С. 46-47.

Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у мед­работников // Психология в медицине. М., 1998. С. 231-244.

Аверьянов В. С. и др. Функциональное состояние оператора и его системо­технические детерминанты // Физиология человека. 1984. № 1. С. 23-30.

Агавелян В. С. Психология состояний. Теория и практика. Челябинск, 2000.

Агаянц Г. Д., Калинин Е.А. Состояние как системное проявление психи­ки // Проблемы психических состояний в спорте. Ереван, 1987.

Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма. Л., 1969.

Актуальные проблемы стресса. Кишинев, 1976.

Аладжалова Н. А., Квасовец С. В. Спонтанные сдвиги эмоционального со­стояния при монотонии и декасекундный ритм в потенциалах головного моз­га// Психологический журнал. 1985. № 2. С. 105 -113.

Алексеев А. В. Себя преодолеть! М., 1978.

Аминов Н. А. Психические состояния, вызываемые однообразной работой, и свойства нервной системы: Автореф. дне.... канд. наук. М., 1976.

Ананьев Е. И., Зинченко Т. П. Монотония в операторской деятельности // Проблемы функционального комфорта. М., 1977.

Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994.

Анохин П. К. Биологические аспекты кибернетики. М., 1962. С. 74.

Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.

Анохин П. К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестник Акаде­мии медицинских наук СССР. 1965. № 6.

Анри В., Вине А. Умственное утомление. М., 1899.

Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчнвость человека. СПб., 1999.

Аристотель. Политика. М., 1911.

Арутюнян С. М. Материалы VIII научной конференции по вопросам морфо­логии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. Волгоград, 1964. С. 7.

Список литературы 371

Асеев В. Г. О влиянии монотонной работы на время простой двигательной реакции и лабильность процесса возбуждения в зрительном анализаторе // Доклады АПН РСФСР. М, 1963. № 3.

Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.

Ахутин В. М., Зингерман А. М., Кислицын М. М. и др. Комплексная оценка функционального состояния человека-оператора в системах управления // Проблемы космической биологии. Т. 34. М., 1977.

Ахутин В. М., Зингерман А. М., Кислицин М. М., Меницкий Д. М. Роль ис­следования ЧСС в оценке функционального состояния человека-оператора // Физиология человека. 1977. № 2. С. 295-301.

Бабаджанян М. Г., Костила Е. И., Мамацашвили М. И., Чирков В. Я. Ма­териалы к физиологическому обоснованию трудовых процессов. М., 1960. С. 154.

Бабаджанян М. Г., Степанова Д. А. Методика определения степени произ­водственного утомления // Материалы IV Всесоюзного съезда общества пси­хологов. Тбилиси, 1971. С. 52-53.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.