Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 22 страница



Вообще следует иметь в виду, что даже самые «безобидные» пре­параты нарушают естественное протекание процессов в организме и могут иметь нежелательные побочные проявления, которые усилива­ются вместе с увеличением дозировки препаратов, так как наблюда­ется привыкание к ним.

Психорегуляция. Использование психорегуляции позволяет:

• повышать психическую адаптацию к высоким нагрузкам и моно­тонности работы, поддерживать высокий уровень мотива, содей­ствовать быстрому нервному восстановлению;

• нейтрализовать отрицательные последствия воздействия на пси­хику человека, перенесшего травму или потерпевшего неудачу в достижении высокозначимой цели;

302 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

• снять Тревожность, мобилизовать усилия, поднять эмоциональный тонус, настрой на выполнение программы деятельности.

Внешнее внушение. Внешнее внушение — это психическое воздей­ствие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществ­ляемое с помощью речевых и неречевых средств общения и отличаю­щееся сниженной аргументацией или ее полным отсутствием со сто­роны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.

При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказывае­мые даже без доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, т. е. на суггестора.

Выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, что и кому он хочет внушить. В зависимости от особенностей суггерента внушающий подбирает наиболее эффективный в данной ситуации прием внушения. Второй вид внушения характеризуется тем, что суггестер не ставит перед собой цель повлиять на состояние суггерента, но своим поведением, ненароком брошенной фразой воз­действует на него. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может это­го и не подозревать.

Интересен случай, когда один боксер прогнозировал успех или неудачу своего поединка по поведению тренера перед боем: если тот был неуверен в победе своего ученика, то, волнуясь, поправлял гал­стук. Обозначаемая таким образом неуверенность тренера передава­лась и боксеру, который в таких ситуациях действительно часто про­игрывал.

Точка зрения-49

Существенной детерминантом непреднамеренного внушения является на­личие у суггеренда предрасположенности к тому, что внушается. Коэффи­циент сопряженности между эффективностью рассматриваемого вида вну­шения и предрасположенностью суггеренда О = 0,63. Значит, сфера дей­ствия непреднамеренного внушения ограничивается теми случаями, когда направленность личности суггеренда и содержание внушений совпадают. Только при этих условиях слова говорящего, помимо его намерения и уси­лий, могут приобрести внушающую силу, так как «падают» на благодат­ную почву (Куликов, 1978, с. 29).

Глава 13. Регуляция психических состояний 303

По содержанию внушение определяют как специфическое и не­специфическое. Для оказания влияния на те или иные психические состояния, настроение (эмоциональный подъем или спад и т. п.) ис­пользуется в основном неспецифическое внушение.

По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, императивностью, прямой направленностью на конкрет­ного человека. Фразы отличаются однозначностью, безапелляцион­ностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Для усиления воздействия используются невербаль­ные средства: немигающий взгляд в глаза суггерента, наклон вперед. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротив­ления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характе­ризуется опосредованным воздействием на суггерента. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде. Используются более лшгкие формулировки, меньшие категоричность и давление, чем при прямом внушении. Этому виду внушения сопротивляющийся, самоуверенный, эгоцентричный сугге-рент поддастся быстрее, чем прямому внушению. Таким образом, кос­венное внушение, как отмечает А. Г. Ковалев, является внушением «окольным путем».

Условия успешности прямого внушения. Поскольку при внушении общение происходит между внушающим (внушающими) и внушае­мым, успех этого процесса зависит от особенностей того и другого лица (рис. 13.1).

Отношения между суггестером и суггерентом: доверие — скепсис, зависимость — независимость, доброжелательность — враждебность

 

Содержание внушения, способ его конструирования

 
           
Особенности личности суггестора  

Отношения между ними

  Особенности личности суггерента
           
 

Обстоятельства: особенности ситуации, состояние суггерента

 

Рис. 13.1. Факторы успешности внушения

304 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

существенно влияют на успешность внушения. Способствуют успеш­ному внушению установление эмпатического сопереживания, душев­ного резонанса, близких межличностных отношений, доброжелатель­ной, дружественной атмосферы, т. е. всего того, что называют раппор­том. Для установления раппорта используются следующие средства: расширенное информирование суггерента, детализация текста сугге-стора, спокойная доброжелательная уверенность, открытые жесты, мягкая эмоциональная манера внушения.

Содержание внушения, способ его конструирования. Внушение не действенно, если его содержание противоречит морали и мировоззре­нию суггерента. Усиливают эффект внушения сочетание логических и эмоциональных компонентов, использование информации, подтверж­дающей взгляды, к которым склонен, с которыми согласен суггерент.

Обстоятельства, при которых происходит внушение, существенно влияют на его эффективность. Повышают эффект внушения (внуша­емость) низкий уровень осведомленности суггерента в обсуждаемом вопросе. Кроме того, имеет значение состояние суггерента.

Особенности личности суггестора: его обаяние, склонность к доми­нированию (то, что в быту обозначают как «сильный характер»), к де­монстрации своего интеллектуального превосходства. Но главной ха­рактеристикой является авторитетность суггестора, которая склады­вается из следующих моментов:

• его социальный статус;

• принадлежность его к референтной для суггерента группе;

• наличие прежних заслуг, опыта; ореол известности;

• мнение окружающих о нем как о высоконравственной справедли­вой личности;

• обладание тем или иным видом власти (власти вознаграждения, принуждения, знатока и т. д.);

• престиж используемых им источников информации;

• таинственность его образа, приписывание ему особых способно­стей или возможностей.

Точка зрения-50

Методом ранговой корреляции социальных статусов суггесторов и силы их внушающего воздействия была установлена довольно тесная связь меж­ду этими переменными. Коэффициент корреляции г = 0,8. При прочих

Глава 13. Регуляция психических состояний 305

равных условиях суггестор с более высоким социальным статусом облада­ет большей потенциальной силой, чем имеющий более низкий статус. Данный вывод перепроверялся экспериментально. В каждой из трех се­рий опытов участвовали одни и те же двенадцать школьников 8-х классов. Им давались для запоминания и последующего воспроизведения по 15 рус­ских слов примерно одинаковой трудности и значимости. Подаче слов предшествовало совершенно одинаковое внушение: «Сейчас ты услышишь несколько слов... Ты запомнишь все эти слова...» и т. д. В первой серии внушения делали студенты-практиканты. Во второй — учителя, а в тре­тьей — автор данного пособия (доцент. — £ И.).

В разных сериях экспериментов был получен разный результат. В первой серии испытуемые воспроизвели в среднем по 8,5 слова, во второй 9,1 сло­ва и в третьей — по 9,7 слова. Различие в показателях статистически до­стоверно, Р — 0,05. Но известно, что различие опытов состояло лишь в том, что в разных сериях внушения делали суггесторы с различным соци­альным статусом. Следовательно, разный эффект действия внушения мож­но связать именно с социальным статусом суггестора (Куликов, 1978, с. 56-57).

Для хорошего суггестора характерны такие особенности, как же­лание много говорить, непосредственность, уверенность, свобода по­ведения, внешнее и внутреннее спокойствие, актерство, игра роли в процессе внушения.

В зависимости от ситуации и своих особенностей суггестор может использовать четыре варианта поведения: «неоспоримый авторитет», интеллектуальный, эмоциональный и пассивный. При первом вари­анте суггестор всем своим поведением должен показать, что он ни­сколько не сомневается в своей правоте, при втором — должен по­дробно аргументировать свою позицию, при третьем — использовать потребность суггерента в симпатии, безопасности и хорошем самочув­ствии, при четвертом — заверять суггерента, что без его помощи ниче­го не сможет сделать, и создавать иллюзию, что тот все делает сам.

Особенности личности суггерента также существенно влияют на эф­фект внушения. К таким особенностям прежде всего относятся вну­шаемость и негативизм.

Внушаемость — это склонность субъекта к некритической (непроиз­вольной) податливости воздействиям других людей. Внушаемые субъекты легко заражаются настроениями других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека — высокого нейротизма, слабости нервной системы

2U-1413

306 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

(Рыжкин, 1977), — так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоционального возбуждения.

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низ­кая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стес­нительность, доверчивость, повышенные эмоциональность и впечат­лительность, мечтательность, суеверность и вера, склонность к фан­тазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления.

Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10-лет­него возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита кри­тичность мышления, которая снижает внушаемость. Правда, в 5 лет и после 10 лет, особенно у старших школьников, отмечается спад вну­шаемости (Захаров, 1998; рис. 13.2).

Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин (Петрик, 1977; Левенфельд, 1977).

Негативизм (от лат. negativus — отрицание), т. е. лишенное разумных оснований (так называемое «немотивированное») сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, сни­жает внушаемость субъекта. Негативизм возникает как защитная ре­акция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия совета явля-

Рис. 13.2. Возрастная динамика внушаемости (по А. И. Захарову)

Глава 13. Регуляция психических состояний 307

I

ется способом выхода из внутреннего конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребности детей в одобрении, общении, уважении, эмоцио­нальном контакте.

Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.

По некоторым данным, хороший эффект на ускорение восстанов­ления и снижение эмоциональной возбудимости получается от воз­действия внешнего внушения на спящего человека. Этот эффект ста­новится еще большим, если предварительно используются вибромас­саж и сауна.

Гипноз как специфическая форма воздействия на состояние человека

Слово «гипноз» появилось лишь в середине XIX в., но свидетельства о гипнотических состояниях людей появились еще на заре человече­ской цивилизации. Он использовался служителями религиозных культов.

Необычность данного способа регуляции состояний человека со­стоит в том, что гипноз сам является состоянием.

Как отмечают Л. Г. Дикая и Л. П. Гримак (1983), гипноз применим в ряде случаев профессиональной деятельности с целью раскрытия творческих способностей и резервных возможностей человека. С по­мощью гипноза оказывается возможным моделировать состояния по­вышенной психической готовности к действию с их реализацией в постгипнотическом периоде в операторской деятельности. Появились техники обучения «самогипнозу», используемые для повышения ра­ботоспособности у лиц массовых профессий. Несмотря на возмож­ность успешного использования гипноза для оптимизации функцио­нальных состояний, он имеет, как отмечают вышеуказанные авторы, существенные ограничения, делающие его использование в производ­ственных условиях не всегда целесообразным.

Во-первых, достижение глубокого гипнотического погружения не всегда уместно в будничной производственной ситуации. Во-вторых, не все люди гипнабельны. Большинство оказывает сопротивление гипнотическому воздействию. В-третьих, мало высококвалифициро­ванных специалпстов-гипнотерапевтов, которые могли бы занимать­ся на производстве оптимизацией функционального состояния.

20*

308 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Использование музыки для регуляции эмоций

Еще в Древнем Вавилоне жрецы-музыканты знали об облегчающем значении для скорби плачевных песен и исполняли их при траурных церемониях. Эмоциональное переживание как основное условие вос­приятия музыки также отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «..му­зыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размяг­чаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравно­вешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» (1911, с. 367-368). Древние греки считали, что фригийский лад возбуждает храб­рость, лидийский — грусть и тоску, эолийский — приятное, блажен­ное состояние, дорийский — религиозный экстаз, торжественную при­поднятость настроения.

В школе Пифагора, используя длительно звучащую музыку, дово­дили аффект до его крайности и вызывали состояние, которое можно уподобить состоянию отреагирования — катарсису. Арабские врачи применяли музыку для улучшения настроения больного, что было важным для успешного лечения. Авиценна рекомендовал страдаю­щим меланхолией развлекаться прослушиванием музыки и пения. Попытки использовать музыку в качестве терапевтического средства предпринимались и в последующие века.

Только факты

Учеными доказано, что музыка вполне может действовать как противо­ядие от отрицательных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже нена­висти. Она ободряет и радует, сглаживая морщины и смягчая улыбку. Но не только. Классика, например, ускоряет и облегчает интеллектуальную деятельность, стимулирует творческие задатки. А религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Есть тип музы­ки, который выступает как анальгетик. Она помогает справляться с болью, облегчая ее. Детская и народная музыка как бы вызывает из глубин памя­ти комплекс матери-ребенка и таким образом создает ощущение безопас­ности. Полезна музыка и в конфликтной ситуации.

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка успо-

Глава 13. Регуляция психических состояний 309

каивает и расслабляет. Она снимает напряженность во время деловых переговоров. Ученики под музыкальное сопровождение более вниматель­но слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же зву­ках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. В Японии в конце 70-х гг. XX в. провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих мате­рей. Одни мамы слушали классику, другие — поп-музыку. В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на 20%, а у поклонниц современ­ных ритмов уменьшилось наполовину. Рок-музыка воздействует не только слышимыми звуками, но и ультра- и инфразвуками, которые мы не слы­шим, но которые «слышат» наши органы, и она способна разрушать мозг.

Влияние музыки на эмоции человека великолепно отражено Пуш­киным. Вот как он описал влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве:

Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался, слезы Невольные и сладкие текли1.

Специальные исследования о влиянии музыки на функциональ­ное состояние человека стали интенсивно проводиться в конце XIX в. (см. «Только факты»).

Только факты

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Couty, Charpenter (1874), Mentz (1895), Binet, Courtier (1986), Guibault (1898) показали, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра (И. М. Догель, 1888, 1898). В опытах И. Р. Тарханова (1893), Forster, Gamble (1906), Weld (1912) час­тота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Большое физиологиче­ское влияние на кардиоваскулярную систему оказывали минорные тональ­ности, диссонансы, низкие тоны (Hyde, 1918), в некоторых случаях — высокие звучания (Patrizi, 1896), популярная музыка (Treves, 1927). Даль­нейшие исследования, в известной мере дублируя предыдущие опыты, подтвердили воздействие музыки на частоту пульса и дыхания (В. М. Бех­терев, 1916; Schoen, 1927, и др.), давление крови в сосудах (И. Н. Спир­тов, 1908; Franlfurter, 1912, и др.).

Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Собр. соч.: В 10 т. М.: Художественная литература, 1960. Т. 4. С. 323.

310 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Общий результат исследований: сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает прият­ное настроение; в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокраще­ния сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровенос­ные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиение уча­щается и становится слабее (Брусиловский, 1979, с. 258).

В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 г. было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музы­ки и ее гигиены». Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом — перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем — придать бодрость и снять усталость.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музы­ки (ритма, тональности) показало их способность вызывать опреде­ленные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие рит­мы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицатель­ные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают.

Следует учитывать, что воспринимается в музыке не только мело­дия, но и ее смысл, поэтому законченное музыкальное произведение оказывает на человека большее эмоциональное воздействие, чем бес­содержательное прелюдирование, состоящее из гамм, аккордов и т. п.

В последние десятилетия стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.

По мнению В. И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи систе­мы координат, изображенной на рис. 13.3.

Путем экспертных оценок автором была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние (табл. 13.1).

Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в за­висимости от того, как она будет исполнена — в мажорном или ми­норном ладу, быстром или медленном темпе, — будет передавать раз­ные эмоции.

Объяснение этому, возможно, состоит в следующем: правое полу­шарие, кроме того что связано с отрицательными эмоциями, специа­лизируется в анализе частотно- и амплитудно-модулированных сти-

Глава 13. Регуляция психических состояний 311

               
               
               
               
               

312 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

мулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, — в опозна­нии ритмической структуры сложных звуковых сигналов. В связи с этим музыка, в которой большая роль принадлежит частотно-ампли­тудной модуляции, в большей мере будет адресована к правому полу­шарию и связанным с ним эмоциям, а музыка, в которой значитель­ное место отводится ритмическим звуковым сигналам, — к левому полушарию и связанным с ним эмоциям.

Это предположение, высказанное Л. П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, клас­сическая музыка, в которой выражена частотно-амплитудная модуля­ция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимиз­мом. Рок и диско-музыка, характеризующиеся ритмичностью, вызы­вали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.

Ю. А. Цагарелли (1981) изучал, какая музыка — классическая или джазовая — эффективнее снимает послеэкзаменационное психоэмо­циональное напряжение. Оказалось, что первая имеет явное преиму­щество. После нее зафиксировано снижение психоэмоционального напряжения у 91% студентов. При этом у 71% студентов уровень на­пряжения снизился до фонового и ниже.

Под влиянием джазовой музыки снижение эмоционального напря­жения было зафиксировано только у 52% студентов. При этом ниже фонового снижение было лишь у 19% студентов, а у 48% наблюдалось повышение эмоционального напряжения. В этом отношении отдых без прослушивания джазовой музыки оказался для студентов конт­рольной группы даже эффективнее: через 2,5 мин эмоциональное на­пряжение понизилось у 75% студентов, причем у 33% до и ниже фо­нового уровня.

Ю. А. Цагарелли показал также, что незнакомая классическая му­зыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.

По данным Л. Я. Дорфмана (1983), влияние музыки на эмоцио­нальное возбуждение человека зависит от силы—слабости нервной системы. У «сильных» активация возрастает по сравнению с фоном при любой музыке (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а у «слабых» — при быстрой музыке любого лада.

Как показала Л. Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость,

Глава 13. Регуляция психических состояний 313

блаженство, счастье) либо печаль, грусть; непривычная музыка — эмо­ционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).

Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, как музыкотерапия (Kohler et al., 1971, и др.).

Составлены своеобразные «лечебные каталоги музыки», примером которых может служить табл. 13.2.

Снижение нейротизма и тревожности в большей степени наблю­дается при прослушивании печальной музыки. При этом больший эффект достигается, если тревожность ситуативная, а не личностная

Таблица 13.2

Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального

состояния (по Обозову, 1997)

Для уменьшения раздражитель­ности, разочарования Бах. Кантата № 2; Бетховен. Лунная соната; Франк. Симфония ре минор
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен. Мазурка, Прелюдии. Штраус. Вальсы; Рубинштейн. Мелодия
Для общего успокоения, умиро­творения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен. Шестая симфония, ч. 2; Брамс. Колыбельная; Шуберт. Аве Мария; Шопен. Ноктюрн соль минор, Дебюсси. Свет луны
Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах. Итальянский концерт; Сибелиус. Финляндия
Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах. Концерт ре минор для скрипки; Барток. Соната для фортепиано; Брукнер. Месса ми минор; Бах. Кантата №21; Барток. Квартет № 5
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен. Фиделио; Моцарт. Дон Жуан; Лист. Венгерская рапсодия № 1; Хача­турян. Сюита (к драме М. Ю. Лермон­това «Маскарад»); Гершвин. Американец в Париже
Для улучшения настроения Шопен. Прелюдия соч. 28, № 15; Прелю­дия соч. 28, № 7; Прелюдия (транскрип­ция для фортепианного трио) соч. 28, № 4; Лист. Венгерская рапсодия № 2

314 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

(Buller, Olson, Breen, 1974). В то же время использование веселой му­зыки для снятия тревожности, по данным Дж. Альтшулера (Altshuler, 1954) и ряда других авторов, может иметь обратный эффект, т. е. по­вышать тревогу и раздражительность.

То же выявлено и при попытке лечить музыкой депрессию. При патологической депрессии больные не воспринимают веселую музы­ку, она еще больше углубляет депрессию, актуализируя переживания больного и препятствуя таким образом восприятию веселого. Боль­ные, находящиеся в глубокой депрессии, испытывают облегчение, когда слушают грустную, скорбную музыку. На больных, находящих­ся в легкой депрессии, особенно при циклотимии или циркулярном психозе, благотворно воздействуют элегии, ноктюрны, колыбельные песни (Слободяник, 1966). По мнению Г. П. Шипулина (1966), боль­ным с депрессией целесообразнее сначала давать прослушивать ми­норную музыку, которая способствует установлению с ними «музы­кального контакта». Лишь после нескольких сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку.

Вызывая у человека то или иное эмоциональное состояние, музы­ка через него влияет на эффективность его деятельности. Например, по данным А. А. Березиной, после специальных музыкальных воздей­ствий производительность работы увеличилась на 30%, а ошибки уменьшились на 21%.

Показана положительная роль использования музыки на трениро­вочных занятиях спортсменов (Коджаспиров, 1975; табл. 13.3).

Однако характер зависимости «музыка — эффективность деятель­ности» определяется многими промежуточными факторами: отноше­нием к музыке, исходным состоянием человека, его индивидуальны­ми особенностями и т. д. Выявлено, например, что даже музыкально подготовленные люди воспринимали в одной трети случаев мажор­ную музыку как минорную, т. е. меланхоличную, печальную, и около десятой части слушателей оценили минорную музыку как мажорную, т. е. бодрую, радостную, веселую (К. Хейнлейн).

Кроме того, улучшение настроения и самочувствия человека под влиянием музыки еще не означает однозначного ее влияния на все психические и физиологические функции. Например, возбуждающее влияние музыки может давать двоякий эффект: повышая мышечную силу и быстроту движений, она может вызвать снижение внимания и точности действий (А. О. Костанян). При использовании музыки во время перерывов в работе следует учитывать эффект последействия.

Глава 13. Регуляция психических состояний 315

Таблица 13.3

Оценка спортсменами музыкального сопровождения занятий

(% случаев)

Исследуемые показатели Положительная Индифферентная Отрицательная
Настроение 99,4 0,6
Внимание 83,9 11,1 5,0
Качество выполнения упражнений 71,7 24,4 3,9
Самочувствие в начале занятия 91,7 8,3
Самочувствие в конце занятия 95,0 5,0

Впечатление, которое она оказывает на эмоционального человека, может мешать быстрому его включению в деятельность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.