|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е. П. Ильин 25 страницаИнструкция. Вам даны два бланка. На одном из них изображены контуры верхней части туловища («мишени») — рис. 3. На них вам нужно как можно точнее передать свое настроение. Для этого воспользуйтесь вторым бланком, на котором даны шифры различных настроений (табл. 2). В таблице слева указаны некоторые части лица, а справа по горизонтали — их детали, которые отражают разные состояния человека. Для облегчения заполнения «мишени» к каждой детали лица дается словесное пояснение, т. е. что обозначает каждая из пяти деталей. А теперь подберите ту деталь бровей, которая в большей степени совпадает с вашим настроением в данный момент. После этого переходите к глазам и т. д. 342 Приложения Рис. 3 Бланк заполнения рисовально-символическои оценки эмоционального состояния
В процессе заполнения не старайтесь представить себя идеальным или симпатичным, а передайте как можно точнее свое состояние. Рисовать надо долго не думая, перенося из шифра те детали, которые совпадают, по вашему мнению, с вашим настроением. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Возможны и другие варианты работы с методикой (в большей мере для лиц мужского пола), когда вместо цельного заполнения мишени символическими деталями предлагается записывать номер детали в специальный бланк (табл.). В этом случае нейтрализуется повышенный интерес к рисованию деталей и сокращается время исследования. II. Методики изучения состояний 343 Обработка результатов. Оценка результатов производится в диапазоне от +2 до -2 по каждой части лица. Оценка деталей бровей, носа и шеи слева направо производятся так: +2, +1,0, -1, -2; глаз, рта и рук: -2, -1, 0, +1, +2. На основе этого подсчитывается общее количество баллов выданной «мишени». Интерпретация. Восторженному состоянию соответствует +12 баллов и больше, радостному— +6+11 баллов, спокойному, уравновешенному — 0+5 баллов; безразличному — от 0 до -6 баллов, скучному — от -7 до -11 баллов, раздраженному (пресыщенному) — 12 баллов и ниже. Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии Для проведения исследования используется шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зун-га и адаптированная Т. Н. Балашовой. Шкала включает 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения — субдепрессии. Исследование проводится индивидуально. Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте один из четырех вариантов ответов справа в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время. Варианты ответов: 1 — нет, неверно; 2 — пожалуй, так; 3 — верно; 4 — совершенно верно. Опросник: 1. Я чувствую подавленность, тоску: 12 3 4. 2. Утром я чувствую себя лучше всего: 12 3 4. 3. У меня близко слезы: 123 А. А. У меня плохой ночной сон: 12 3 4. 5. У меня аппетит не хуже обычного: 12 3 4. 6. Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами): 12 3 4. 7. Я теряю в весе: 12 3 4. 8. Меня беспокоят запоры: 12 3 4. 9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно: 12 3 4. 344 Приложения 10. Я устаю без всяких причин: 12 3 4. 11. Я мыслю так же ясно, как и всегда: 12 3 4. 12. Мне легко делать то, что я умею: 12 3 4 13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте: 12 3 4. 14. Я надеюсь на будущее: 12 3 4. 15. Я более раздражителен, чем обычно: 12 3 4. 16. Мне легко принимать решения: 12 3 4. 17. Я чувствую, что полезен и необходим: 12 3 4. 18. Я живу достаточно полной жизнью: 12 3 4. 19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет: 12 3 4. 20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда: 12 3 4. Обработка данных. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3,4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» (Епр) и «обратным» (Еод) ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную 0'по формуле: (Г=[(Е„р + Еоб):80]хЮ0. Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь объем шкальных оценок делится на четыре диапазона: • диапазон 1 — ниже 50 баллов — лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; • диапазон 2 — от 51 до 59 баллов — незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; • диапазон 3 — от 60 до 69 баллов — значительное снижение настроения; • диапазон 4 — выше 70 баллов — глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия). Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные дан- II. Методики изучения состояний 345 ные записываются в протокол с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения. Опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения) Опросник разработан Т. А. Немчиным. Инструкция. Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время. Фамилия, имя, отчество_________________________________. Пол______. Возраст______. Профессия, род занятий Характер ситуации (указывается экспериментатором после заполнения опросника) „ Отметка Характер признака , . у у (знак+) 1. Наличие физического дискомфорта:_____________________________ а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений____________________________________________________ б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе 2. Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей б) болевые ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе 3. Температурные ощущения:_____________________________________ а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела______________________________________________ б) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба 346 Приложения Характер признака Отметка (знак +) 4. Состояние мышечного тонуса: а) обычный, неизмененный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ________________________ 5. Координация движений: а) обычная, неизмененная координация движений б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™ движений во время работы, письма в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности________________________ 6. Двигательная активность: а) обычная, неизмененная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений_____________________________ в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела 7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее внимания и не мешающее работе________________ в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца 8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе__________ б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе» II. Методики изучения состояний 347 ., Отметка Характер признака r v (знак +) в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды 9. Проявления со стороны органов дыхания: а) отсутствие каких-либо ощущений____________________________ б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» 10. Проявления со стороны выделительной системы: а) отсутствие каких-либо изменений б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (потерпеть) в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться_________________________________ 11. Состояние потоотделения:___________________________________ а) обычное потоотделение без каких-либо изменений______________ б) умеренное усиление потоотделения в) появление обильного «холодного, проливного» пота 12. Состояние слизистой оболочки полости рта: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) умеренное увеличение слюноотделения в) ощущение сухости во рту 13. Окраска кожных покровов: а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи б) покраснение кожи лица, рук, шеи____________________________ в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка 14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность: а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность б) умеренное повышение чувствительности, восприимчи-вости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы 348 Приложения Характер признака Отметка (знак +) в) резкое обострение чувствительности, огвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях 15. Чувство уверенности в себе, в своих силах: а) обычное состояние, отсугавие каких-либо изменений б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала 16. Настроение: а) обычное, неизмененное настроение б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой в) снижение настроения, чувство подавленности 17. Особенности сна: а) нормальный, обычный сон б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания 18. Особенности эмоционального состояния в целом: а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости» в) чувство страха, паники, отчаяния 19. Помехоустойчивость: а) обычное состояние без каких-либо изменений б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при наличии отвлекающих раздражителей 20. Особенности речи: а) обычная, неизмененная речь б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности) II. Методики изучения состояний 349 ., Отметка Характер признака в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос 21. Общая оценка психического состояния: а) обычное, неизмененное состояние___________________________ б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус__________________ в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса__________ 22. Особенности памяти:________________________________________ а) обычная, не измененная память_____________________________ б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент в) ухудшение памяти 23. Особенности внимания: а) обычное внимание бел каких-либо изменений _________________ б) улучшение способности к сосредо точению, отвлечение от посторонних дел в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость 24. Сообразительность: а) обычная сообразительность без каких-либо изменений б) повышение сообразительности, высокая находчивость в) растерянность, ухудшение сообразительности 25. Умственная работоспособность: а) обычная умственная работоспособность б) повышение умственной работоспособности в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость 26. Явления психического дискомфорта:__________________________ а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием______________ б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания 350 Приложения Характер признака Отметка (знак +) в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое самочувствие, мешающее работе 27. Степень распространенности (генерализованное™) признаков напряжения: а) единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешности деятельности в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе 28. Частота возникновения состояния напряжения: а) напряжение возникает чрезвычайно редко б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций в) напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин 29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения: а) напряжение продолжается очень короткий срок: не более нескольких минут и исчезает до того, как миновала сложная ситуация б) напряжение продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации 30. Общая оценка степени выраженности напряжения: а) полное отсутствие либо весьма слабое напряжение б) умеренно выраженное напряжение в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Общая сумма баллов: II. Методики изучения состояний 351 Обработка данных. После заполнения испытуемым правой части бланка производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл, за этот же знак, поставленный против подпункта б), — 2 балла и против подпункта в) — 3 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, и в таком случае следует считать, что у него имеет место резко выраженное нервно-психическое напряжение. Минимальное количество баллов — 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напряжения. Шкала ситуативной тревожности (СТ) Методика разработана Ч. Д. Спилбергером и адаптирована Ю. Л. Ха-ниным. Она предназначена для опр<^1,еления у человека уровня тревожности в данный момент. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
352 Приложения
Обработка данных. Итоговый показатель находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше показатель, тем выше уровень тревожности. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки уровня тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая. Методика «Определение состояния фрустрации» Методика разработана В. В. Бойко. Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «+») или нет (поставьте знак «-»). Текст опросника 1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых. 2. Вы недовольны отношениями в семье. 3. Вы считаете, что достойны лучшей участи. 4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства. 5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды. 6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо. 7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам. 8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется. 9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас. 10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря). 21-1413 354 Приложения 11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас. 12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия. Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если опрашиваемый набрал 10-12 баллов, то он очень фрустрирован, 5-9 баллов — у него имеется устойчивая тенденция к фрустрации, 4 балла и меньше — фрустрация отсутствует. Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности» Методика разработана Л. И. Вассерманом. Инструкция. Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий, ответ в цифрах: полностью удовлетворен (0 баллов), скорее удовлетворен (1 балл ), затрудняюсь ответить (2 балла), скорее неудовлетворен (3 балла), полностью неудовлетворен (4 балла). Текст опросника. Удовлетворены ли вы: 1) своим образованием; 2) взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе); 3) взаимоотношениями с администрацией на работе; 4) взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.); 5) содержанием своей работы в целом; 6) условиями профессиональной деятельности (учебы); 7) своим положением в обществе; 8) материальным положением; 9) жилищно-бытовыми условиями; 10) отношениями с супругом(ой); 11) отношениями с детьми; 12) отношениями с родителями; 13) обстановкой в обществе (государстве); 14) отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми; II. Методики изучения состояний 355 15) сферой услуг и бытового обслуживания; 16) сферой медицинского обслуживания; 17) проведением досуга; 18) возможностью проводить отпуск; 19) возможностью выбора места работы; 20) своим образом жизни в целом. Обработка данных. По каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов). Интерпретация результатов. Если испытуемый набирает 3,5-4 балла, то у него имеется очень высокий уровень социальной фрустрированности; 3,0-3,4 балла — повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 балла — умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 балла — неопределенный уровень фрустрированности; 1,5-1,9 балла — пониженный уровень фрустрированностп; 0,5-1,4 балла — очень низкий уровень; 0-0,5 балла — отсутствие или почти отсутствие фрустрированности. Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности (СТ) Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин, 1983) Шкала Р. Мартенса предназначена для выявления индивидуальных различий в эмоциональном реагировании на предстоящее соревнование. Эта характеристика дает представление о типичной реакции человека на предстоящую значимую деятельность. Шкала пригодна для работы как с детьми начиная с 10-летнего возраста, так и со взрослыми. Она состоит из 10 суждений, с каждым из которых опрашиваемый соглашается или не соглашается, указывая, насколько часто он испытывает такое состояние непосредственно перед значимой деятельностью (например, спортивным соревнованием) и во время нее. Опрос может проводиться индивидуально и в группе. Вся процедура заполнения бланка обычно занимает 3-5 минут. Инструкция. Ниже приведены суждения о том, как обычно люди чувствуют себя, соревнуясь между собой в играх или спортивных состязаниях. Прочитайте внимательно каждое из предложений и подумайте, насколько часто или редко у вас возникают подобные эмоциональные переживания и мысли перед соревнованиями. 23' 356 Приложения Если такого с вами не случалось почти никогда, то обведите в кружочек букву А справа от этого предложения. Если такое с вами иногда бывало — то букву Б, а если это случается часто — то букву В. Слишком долго не задумывайтесь, поскольку здесь нет правильных или неправильных ответов. Главное — выбрать такой ответ, который точнее всего соответствует вашему обычному состоянию до и во время соревнований.
II. Методики изучения состояний 357
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|