Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 25 страница



Инструкция. Вам даны два бланка. На одном из них изображены кон­туры верхней части туловища («мишени») — рис. 3. На них вам нуж­но как можно точнее передать свое настроение. Для этого воспользуй­тесь вторым бланком, на котором даны шифры различных настрое­ний (табл. 2). В таблице слева указаны некоторые части лица, а справа по горизонтали — их детали, которые отражают разные состояния че­ловека. Для облегчения заполнения «мишени» к каждой детали лица дается словесное пояснение, т. е. что обозначает каждая из пяти дета­лей. А теперь подберите ту деталь бровей, которая в большей степени совпадает с вашим настроением в данный момент. После этого пере­ходите к глазам и т. д.

342  Приложения

Рис. 3

Бланк заполнения рисовально-символическои оценки эмоционального состояния

  БРОВИ ГЛАЗА нос РОТ ШЕЯ РУКИ СУММА БАЛЛОВ
ШИФР  
БАЛЛЫ +2 +2 +1 -1 +4

В процессе заполнения не старайтесь представить себя идеальным или симпатичным, а передайте как можно точнее свое состояние. Ри­совать надо долго не думая, перенося из шифра те детали, которые совпадают, по вашему мнению, с вашим настроением. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Возможны и другие варианты работы с методикой (в большей мере для лиц мужского пола), когда вместо цельного заполнения мишени символическими деталями предлагается записывать номер детали в специальный бланк (табл.). В этом случае нейтрализуется повышен­ный интерес к рисованию деталей и сокращается время исследования.

II. Методики изучения состояний 343

Обработка результатов. Оценка результатов производится в диапа­зоне от +2 до -2 по каждой части лица. Оценка деталей бровей, носа и шеи слева направо производятся так: +2, +1,0, -1, -2; глаз, рта и рук: -2, -1, 0, +1, +2. На основе этого подсчитывается общее количество баллов выданной «мишени».

Интерпретация. Восторженному состоянию соответствует +12 бал­лов и больше, радостному— +6+11 баллов, спокойному, уравнове­шенному — 0+5 баллов; безразличному — от 0 до -6 баллов, скучно­му — от -7 до -11 баллов, раздраженному (пресыщенному) — 12 бал­лов и ниже.

Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии

Для проведения исследования используется шкала сниженного на­строения — субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зун-га и адаптированная Т. Н. Балашовой. Шкала включает 20 утвержде­ний, характеризующих проявления сниженного настроения — субде­прессии.

Исследование проводится индивидуально.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте один из четырех вариантов ответов справа в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время.

Варианты ответов: 1 — нет, неверно; 2 — пожалуй, так; 3 — верно; 4 — совершенно верно.

Опросник:

1. Я чувствую подавленность, тоску: 12 3 4.

2. Утром я чувствую себя лучше всего: 12 3 4.

3. У меня близко слезы: 123 А.

А. У меня плохой ночной сон: 12 3 4.

5. У меня аппетит не хуже обычного: 12 3 4.

6. Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчи­нами): 12 3 4.

7. Я теряю в весе: 12 3 4.

8. Меня беспокоят запоры: 12 3 4.

9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно: 12 3 4.

344 Приложения

10. Я устаю без всяких причин: 12 3 4.

11. Я мыслю так же ясно, как и всегда: 12 3 4.

12. Мне легко делать то, что я умею: 12 3 4

13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте: 12 3 4.

14. Я надеюсь на будущее: 12 3 4.

15. Я более раздражителен, чем обычно: 12 3 4.

16. Мне легко принимать решения: 12 3 4.

17. Я чувствую, что полезен и необходим: 12 3 4.

18. Я живу достаточно полной жизнью: 12 3 4.

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет: 12 3 4.

20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда: 12 3 4.

Обработка данных. После заполнения тестового бланка производит­ся подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3,4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно. Затем бал­лы, набранные испытуемым по «прямым» (Епр) и «обратным» (Еод) ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную 0'по формуле:

(Г=[(Е„р + Еоб):80]хЮ0.

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения рав­на 40,25 ± 5,99 балла. Весь объем шкальных оценок делится на четыре диапазона:

• диапазон 1 — ниже 50 баллов — лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения;

• диапазон 2 — от 51 до 59 баллов — незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;

• диапазон 3 — от 60 до 69 баллов — значительное снижение настро­ения;

• диапазон 4 — выше 70 баллов — глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные дан-

II. Методики изучения состояний 345

ные записываются в протокол с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

Опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения)

Опросник разработан Т. А. Немчиным.

Инструкция. Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенно­стям вашего состояния в настоящее время.

Фамилия, имя, отчество_________________________________.

Пол______.

Возраст______.

Профессия, род занятий

Характер ситуации (указывается экспериментатором после запол­нения опросника)

„                                                                       Отметка

Характер признака                                          ,       .

у      у                                                (знак+)

1. Наличие физического дискомфорта:_____________________________

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений____________________________________________________

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в) наличие многих и разнообразных неприятных ощущений, серьезно мешающих работе

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые ощущения появляются лишь иногда, быстро исчезают, не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, серьезно мешающие работе

3. Температурные ощущения:_____________________________________

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении

температуры тела______________________________________________

б) ощущение тепла, повышения температуры тела

в) ощущение похолодания конечностей, чувство озноба

346 Приложения

Характер признака

Отметка (знак +)

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный, неизмененный мышечный тонус

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство умеренного мышечного напряжения

в) значительное мышечное напряжение, дрожание рук, подергивание (тик) мышц лица, глаз, губ________________________

5. Координация движений:

а) обычная, неизмененная координация движений

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости, точности, ловкости, координированное™ движений во время работы, письма

в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности________________________

6. Двигательная активность:

а) обычная, неизмененная двигательная активность

б) повышение двигательной активности, увеличение

скорости и энергичности движений_____________________________

в) резкое усиление общей двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменять положение тела

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца

б) ощущение усиления сердечной деятельности,

не привлекающее внимания и не мешающее работе________________

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое сердцебиение, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в области сердца

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе__________

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работать ощущения в животе — подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе»

II. Методики изучения состояний 347

.,                                                                       Отметка

Характер признака

r   v                                                          (знак +)

в) выраженные неприятные ощущения в области живота — боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды

9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений____________________________

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе

в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле»

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений

б) умеренная активизация выделительной функции, более частое, чем обычно, желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (потерпеть)

в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться_________________________________

11. Состояние потоотделения:___________________________________

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений______________

б) умеренное усиление потоотделения

в) появление обильного «холодного, проливного» пота

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) умеренное увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи

б) покраснение кожи лица, рук, шеи____________________________

в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность

б) умеренное повышение чувствительности, восприимчи-вости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

348 Приложения

Характер признака

Отметка (знак +)

в) резкое обострение чувствительности, огвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное состояние, отсугавие каких-либо изменений

б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

16. Настроение:

а) обычное, неизмененное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

в) снижение настроения, чувство подавленности

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон

б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций

б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости»

в) чувство страха, паники, отчаяния

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособ­ность работать при наличии отвлекающих раздражителей

20. Особенности речи:

а) обычная, неизмененная речь

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)

II. Методики изучения состояний 349

.,                                                                       Отметка

Характер признака

в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное, неизмененное состояние___________________________

б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус__________________

в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса__________

22. Особенности памяти:________________________________________

а) обычная, не измененная память_____________________________

б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент

в) ухудшение памяти

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание бел каких-либо изменений _________________

б) улучшение способности к сосредо точению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность без каких-либо изменений

б) повышение сообразительности, высокая находчивость

в) растерянность, ухудшение сообразительности

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность

б) повышение умственной работоспособности

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

26. Явления психического дискомфорта:__________________________

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием______________

б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания

350 Приложения

Характер признака

Отметка (знак +)

в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое самочувствие, мешающее работе

27. Степень распространенности (генерализованное™) признаков напряжения:

а) единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания

б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешности деятельности

в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) напряжение возникает чрезвычайно редко

б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций

в) напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин

29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:

а) напряжение продолжается очень короткий срок: не более нескольких минут и исчезает до того, как миновала сложная ситуация

б) напряжение продолжается в течение всего времени пре­бывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы

в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации

30. Общая оценка степени выраженности напряжения:

а) полное отсутствие либо весьма слабое напряжение

б) умеренно выраженное напряжение

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Общая сумма баллов:

II. Методики изучения состояний 351

Обработка данных. После заполнения испытуемым правой части бланка производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл, за этот же знак, поставленный против подпункта б), — 2 балла и против под­пункта в) — 3 балла. Таким образом, максимальное количество бал­лов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, и в таком случае следует считать, что у него имеет место резко выражен­ное нервно-психическое напряжение. Минимальное количество бал­лов — 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напря­жения.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Методика разработана Ч. Д. Спилбергером и адаптирована Ю. Л. Ха-ниным. Она предназначена для опр<^1,еления у человека уровня тре­вожности в данный момент.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или непра­вильных ответов нет.

Суждение  

Ответ

 
  нет, это не так пожалуй, так верно совершен­но верно
1. Я спокоен
2. Мне ничего не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я внутренне скован
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8 Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен

352 Приложения

 

 

 

 

 

Суждение

 

 

Ответ

 

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряженности

16. Я доволен

17.Я озабочен

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе

19. Мне радостно

20. Мне приятно

«Ключ»

 

 

 

 

Номер суждения

 

 

Ответ

 

И

 

1. Методики

изучения

состояний 353

 

 

 

 

 

Номер суждения

 

 

Ответ

 

                 

Обработка данных. Итоговый показатель находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше показатель, тем выше уровень тревожно­сти. При интерпретации показателей можно ориентироваться на сле­дующие ориентировочные оценки уровня тревожности: до 30 бал­лов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.

Методика «Определение состояния фрустрации»

Методика разработана В. В. Бойко.

Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «+») или нет (поставьте знак «-»).

Текст опросника

1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Вы недовольны отношениями в семье.

3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются на­дежды.

6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас. 10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря).

21-1413

354 Приложения

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ на­числяется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если оп­рашиваемый набрал 10-12 баллов, то он очень фрустрирован, 5-9 бал­лов — у него имеется устойчивая тенденция к фрустрации, 4 балла и меньше — фрустрация отсутствует.

Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности»

Методика разработана Л. И. Вассерманом.

Инструкция. Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий, ответ в цифрах: полностью удовлетво­рен (0 баллов), скорее удовлетворен (1 балл ), затрудняюсь ответить (2 балла), скорее неудовлетворен (3 балла), полностью неудовлетво­рен (4 балла).

Текст опросника. Удовлетворены ли вы:

1) своим образованием;

2) взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе);

3) взаимоотношениями с администрацией на работе;

4) взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной дея­тельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.);

5) содержанием своей работы в целом;

6) условиями профессиональной деятельности (учебы);

7) своим положением в обществе;

8) материальным положением;

9) жилищно-бытовыми условиями;

10) отношениями с супругом(ой);

11) отношениями с детьми;

12) отношениями с родителями;

13) обстановкой в обществе (государстве);

14) отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми;

II. Методики изучения состояний 355

15) сферой услуг и бытового обслуживания;

16) сферой медицинского обслуживания;

17) проведением досуга;

18) возможностью проводить отпуск;

19) возможностью выбора места работы;

20) своим образом жизни в целом.

Обработка данных. По каждому пункту определяется (в баллах) уро­вень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов).

Интерпретация результатов. Если испытуемый набирает 3,5-4 бал­ла, то у него имеется очень высокий уровень социальной фрустриро­ванности; 3,0-3,4 балла — повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 балла — умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 бал­ла — неопределенный уровень фрустрированности; 1,5-1,9 балла — пониженный уровень фрустрированностп; 0,5-1,4 балла — очень низ­кий уровень; 0-0,5 балла — отсутствие или почти отсутствие фруст­рированности.

Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности (СТ) Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин, 1983)

Шкала Р. Мартенса предназначена для выявления индивидуальных различий в эмоциональном реагировании на предстоящее соревнова­ние. Эта характеристика дает представление о типичной реакции че­ловека на предстоящую значимую деятельность. Шкала пригодна для работы как с детьми начиная с 10-летнего возраста, так и со взрослы­ми. Она состоит из 10 суждений, с каждым из которых опрашиваемый соглашается или не соглашается, указывая, насколько часто он испы­тывает такое состояние непосредственно перед значимой деятельно­стью (например, спортивным соревнованием) и во время нее. Опрос может проводиться индивидуально и в группе. Вся процедура запол­нения бланка обычно занимает 3-5 минут.

Инструкция. Ниже приведены суждения о том, как обычно люди чув­ствуют себя, соревнуясь между собой в играх или спортивных состя­заниях. Прочитайте внимательно каждое из предложений и подумайте, насколько часто или редко у вас возникают подобные эмоциональные переживания и мысли перед соревнованиями.

23'

356 Приложения

Если такого с вами не случалось почти никогда, то обведите в кру­жочек букву А справа от этого предложения. Если такое с вами иног­да бывало — то букву Б, а если это случается часто — то букву В. Слишком долго не задумывайтесь, поскольку здесь нет правильных или неправильных ответов. Главное — выбрать такой ответ, который точнее всего соответствует вашему обычному состоянию до и во вре­мя соревнований.

Высказывание Почти никогда Иногда Часто
1. Соревноваться с друпши интересно А Б В
2. Перед соревнованиями я чувствую себя беспокойно А Б В
3. Перед соревнованиями я боюсь, что не смогу выступить хорошо А Б в
4. На соревнованиях я веду себя как настоящий спортсмен А Б в
5. Соревнуясь, я беспокоюсь, что могу допустить ошибки А Б в
6. Перед началом соревнований я бываю спокоен А Б в
7. В соревнованиях важно поставить цель А Б в
8. Перед началом соревнований у меня в животе возникает неприятное ощущение А Б в
9. Я замечаю, что перед самым началом соревнований сердце у меня начинает биться чаще, чем обычно А Б в
10. Мне нравятся игры, требующие большого физического напряжения А Б в
11. Перед соревнованием я чувствую себя свободно А Б в
12. Перед началом соревнования я нервничаю А Б в
13. Командные виды спорта интереснее, чем индивидуальные А Б в
14. Я начинаю нервничать из-за желания скорее начать соревнование А Б в
15. Перед началом соревнований я бываю весь напряжен А Б в

II. Методики изучения состояний 357



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.