Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 23 страница



Как показано психологами труда, чаще всего во время работы пред­почитается песенная музыка, эстрадные произведения. Нежелатель­ны грустные лирические музыкальные произведения, усиливающие парасимпатическое влияние и ослабляющие тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы. Более разнообразной может быть музыкальная программа, используемая во время отдыха. В нее могут включаться сложные музыкальные произведения, арии из опер и т. д.

При работе, требующей напряженного внимания, громко звучащая музыка может отвлекать человека от работы. Поэтому функциональ­ная музыка «должна слышаться, но не слушаться». Нельзя «потче­вать» музыкой как «демьяновой ухой». Это значит, что она должна включаться периодически (в начале рабочего дня, перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня). Следует также учитывать, что одна и та же музыкальная программа быстро надоедает, поэтому програм­мы целесообразно периодически (через одну-две недели) менять ли­бо полностью, либо по частям, заменяя музыкальный материал на 15-25%.

Психологи США, Германии и Японии музыкальное воздействие с целью релаксации сопровождают раздражением нервных окончаний глазного дна с помощью прибора, генерирующего электрические и световые импульсы определенной частоты. Этот способ хорошо заре­комендовал себя при работе с диспетчерами воздушных сообщений, обеспечивая быстрое восстановление после психических перегрузок.

316 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Использование цвета для регуляции состояний

Различные цвета по-разному воздействуют на психическое и функ­циональное состояние человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатическо­го отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение цен­тральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказы­вают трофотропный эффект, т. е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В связи с этим уменьшаются частота дыхания, сердечных сокращений, артериальное давление.

Точка зрения-51

Восприятие теплых и холодных оттенков цветов вызывает разнополярные психические состояния: при восприятии теплых оттенков зеленого — по­ложительные психические состояния (удовольствие, спокойствие); желто­го — положительные и отрицательные психические состояния (радость, удовлетворенность и жажда, одиночество); красного — отрицательные (возбуждение, раздражение). При восприятии холодных оттенков зелено­го отрицательные психические состояния преобладают как и при восприя­тии холодного красного. Холодный желтый — преобладание положитель­ных психических состояний. В отличие от других цветов холодный синий и теплый синий вызывали такие психические состояния, которые соответ­ствуют возрасту испытуемых: старшие — мечтательность, спокойствие, умиротворенность, таинственность; младшие возраста — страх, беспокой­ство, равнодушие (Шевалиева, 1999, с. 141—142).

Классификация цветов по их психологическому воздействию

НА ЧЕЛОВЕКА (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ Г. ФрИЛИНГА И К. АУЭРА)

Стимулирующие цвета (теплые)

Основное свойство этих цветов — вызывать возбуждение. К ним относит­ся весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого и по светлоте (яркости) — в сторону белого (кармин, киноварь и др.). Эта часть спектра включает в себя яркие, насыщенные и светлые цвета. Их действие раздражающее и возбуждающее. Они стимулируют интерес че­ловека к внешнему миру, общению и деятельности.

Дезинтегрирующие цвета (холодные)

Основное свойство этих цветов — вызывать торможение. К ним относится весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого. Это холодные, успо­каивающие и снимающие возбуждение тона. Они увеличивают дистанцию, растягивают время, уменьшают эмоциональность и вносят в поведение че­ловека рассудочность, рациональность.

Глава 13. Регуляция психических состояний 317

Статические цвета (уравновешивающие)

Основное свойство данных цветов — уравновешенность (равновесие). Сюда относятся зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета сред­ней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Они способствуют спокойствию и уравновешенности, стабильности и погруженности челове­ка в свой внутренний мир.

Пастельные цвета (мягкие)

Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Сюда относятся розовый, салатный, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), обладающие насы­щенностью. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощуще­ние сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Подавляющие тона (угнетающие)

Основное свойство — вызывать ощущение угнетения и давления. Это чер­ный и другие цвета спектра с близкой к нему светлотой и повышенной насыщенностью. Они производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатле­ние, вызывают тоску и страх (Бреслав, 2000, с. 28—29).

Теплые цветовые тона усиливают субъективное восприятие высо­кой температуры воздуха, холодные — уменьшают.

Катарсис

Катарсис (в переводе с греч. — очищение) — один из способов снятия психического напряжения. Первоначально, с легкой руки Аристоте­ля, это понятие означало эмоциональное потрясение и следующее за ним состояние внутреннего очищения у зрителя античной трагедии, герой которой, как правило, погибает. В дальнейшем (в психоанали­зе) катарсис превратился в специальный прием терапевтического воз­действия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и явившегося причиной невроза. В книге Л. А. Китаева-Смык «Психология стресса» приводится рассказ «бесстрашного», по мнению его коллег, разведчика А. о том, как ему удалось преодолеть чувство сильного страха.

Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую террито­рию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозму­тимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности.

318 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Катарсис может вызываться молитвой верующего, соблюдением определенных ритуалов, мысленным «прокручиванием» беспокоящей ситуации с доведением ее до логического конца.

Имитационные игры

Имитационные игры включают в себя ролевые и деловые игры. Про­игрывая ту или иную роль и деловую ситуацию, можно уменьшить имеющееся у человека волнение. Это своеобразная «репетиция перед спектаклем», как пишет Е. С. Жариков (1990) Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше у человека уверенности в успе­хе предстоящего дела и вероятность снятия «зажимов» психики и уменьшения предстартовой лихорадки или предстартовой апатии.

Библиотерапия

Библиотерапия (либропсихотерапия) как средство регуляции состо­яний предложена В. М. Бехтеревым, а физиологическая ее сущность раскрыта К. И. Платоновым (1962). Читая, человек незаметно для себя втягивается в созданный писателем мир, становится как бы со­участником описываемых событий, сопереживает любимым героям. При этом из сознания вытесняются собственные неприятные эмоции и мысли. На производстве этот метод обычно используется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений для ней­трализации состояния монотонии.

Точка зрения-52

В ходе экспериментального исследования суггестивного воздействия учеб­ных текстов на эмоциональные состояния учащихся нами были выявлены следующие закономерности: после воздействия текстового материала по­следовательность в выборе цветов теста Люшера испытуемыми упорядо­чивается в соответствии с фоно-семантической программой текста, проис­ходит повышение уровня ситуативной тревожности при предъявлении не­гативного текста и понижение — при предъявлении позитивного текста. Сопоставление результатов продуктивности деятельности испытуемых сви­детельствует о том, что «позитивная» фонетическая структура учебного текста детерминирует продуктивность усвоения учебного материала уча­щимися и стимулирует их активность...

Выявленные закономерности воздействия текстов на эмоциональные состо­яния личности позволяют ставить вопрос о сознательном моделировании не только обучающих текстов, но и о моделировании лечебных суггестив­ных текстов, закрепляющих и усиливающих эффект психотерапевтическо­го воздействия; о компьютерном моделировании «экологически чистой рекламы» (Кузнецова, 2001, с. 14).

Глава 13. Регуляция психических состояний 319

При использовании библиотерапии следует учитывать индивиду­альные вкусы читателя, уровень его интеллектуального развития, а также то, какое состояние регулируется. Психологические механиз­мы положительного влияния библиотерапии еще нуждаются в иссле­довании.

Гелотология

В последнее время заявило о себе новое направление управления эмо­циональными состояниями — гелотология (от греч. gelos — смех). Установлено, что смех оказывает разнообразное положительное воз­действие на психические и физиологические процессы. Он подавляет боль, так как во время смеха высвобождаются гормоны катехолами-ны и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действу­ют как морфин. Показано благотворное влияние смеха на состав кро­ви. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток.

Смех уменьшает стресс и ею последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов — норэпинефрина, кортизола и допамина.

Физические средства регуляции состояний

Массаж. Он применяется и как средство ускорения восстановления работоспособности мышц после физической нагрузки, и как способ регуляции психического состояния. В связи с этим используются и различные приемы ручного массажа' возбуждающие — поколачива-ние и разминание, успокаивающие — поглаживание.

Наряду с ручным массажем используется и вибромассаж, т. е дей­ствие вибрации определенной частоты и амплитуды. Однако регуляр­ное применение вибромассажа неэффективно, так как организм быс­тро адаптируется к этому воздействию.

Только факты

В настоящее время для снятия напряжения в предстартовый период мож­но воспользоваться и эффективными техническими средствами. Мы имеем в виду прежде всего прибор ЛЭНАР, предназначенный для проведения центральной электроанальгезии (снятие с помощью электротока болевых ощущений у людей при сохранении ясного сознания)... Среди областей эффективного применения ЛЭНАР имеются прямо относящиеся к обсуж­даемой проблеме. Это — снятие мышечной усталости и нервного напря­жения у людей, работающих в некомфортных условиях и испытывающих высокие психофизиологические нагрузки, и безмедикаментозная (а сле­довательно, без риска аллергических осложнений) борьба с последствия­ми стрессовых ситуаций.

320 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Другой прибор — ритмоавтоматический биостимулятор «Рабис». Он пред­назначен для повышения производительности труда, снижения нервно-эмоционального возбуждения и устранения стрессовых состояний... В ос­нову способа положено формирование комплекса физических сигналов (импульсов), в процессе которого происходит укрепление основных био­логических процессов центральной нервной системы — возбуждения и торможения. Ритмостимуляция — своего рода инструмент тренировки, укрепляющий высшую нервную деятельность и устраняющий очаги, под­держивающие избыточное нервно-эмоциональное возбуждение (Жариков, 1990, с. 24).

Гидропроцедуры. Применение теплого душа, ванны, релаксации в специальных бассейнах, сауны или просто парной бани уменьшает возбуждение центральной нервной системы и способствует снятию мышечного напряжения. Преимущество гидропроцедур по сравнению с массажем состоит в том, что организм адаптируется к ним медленно, поэтому они могут эффективно использоваться долгие годы.

Воздействие на системы неспецифической активации рефлексоло­гическим и другими методами. Это методы изменения состояния че­ловека путем целенаправленного воздействия на биологически актив­ные рефлексогенные зоны и точки акупунктуры токами, иглоука­лыванием, лазерами и т. д. Обзор этих методов приведен в работе Л. Г. Дикой и Л. П. Грпмака(1983).

Полагают, что влияния, передаваемые системой активных точек при их раздражении, принципиально отличны от таковых в нервной и гуморальной системах. В связи с этим высказана гипотеза о суще­ствовании в организме человека третьей регулирующей системы, осу­ществляющей взаимную «настройку» различных систем организма, регуляцию их функционального состояния. По данным А. М. Карпу­хиной с соавторами, стимуляция симметричных биологически актив­ных точек (БАТ), активирующих зрительный анализатор, приводила к повышению объема, точности восприятия, устойчивости внимания, темпа сенсомоторных реакций.

К методам неспецифической активации относятся также такие, как воздействие на психоэмоциональное состояние человека слабых элек­тромагнитных и электрических полей, аэронов, возникающих в излу­чателях определенного типа.

Выявлено положительное влияние на рабочее состояние при ум­ственной и физической деятельности стимуляторов центральной нервной системы растительного происхождения: женьшеня, левшей, элеуторококка, золотого корня и других растений (Вайнштейн, 1967).

Глава 13. Регуляция психических состояний 321

13.4. Методы саморегуляции

В настоящее время разработано много различных способов саморегу­ляции: самовнушение релаксационная тренировка, аутогенная трени­ровка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Методам саморегуляции посвящено большое количество публикаций, перечисление которых заняло бы много места. Отмечу лишь некото-рых авторов: X. Кляйнзорге, Г. Клюмбиес(1965), Г. Д. Горбунов (1976),

A. В. Алексеев (1978), X. Линдеман (1985), И. Г. Шультц (1985), Н. Пет­ров (1986), В. С. Лобзин и М. М. Решетников (1986), Ю. Н. Филимо-менко (1989), А. О. Прохоров (1990), Э. Куэ (1996), В. Л. Марищук и

B. И. Евдокимов (2001), В. Н. Панкратов (2001). Еще больше место заняло бы описание всех методов саморегуляции. Поэтому я остано­вился только на наиболее доступных и распространенных. Желающих более подробно ознакомиться с методиками саморегуляции я отсы­лаю к работам указанных авторов, а также к сборникам работ «Теоре­тические и прикладные исследования» (Казань, 1974, 1982).

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Первая система приемов самовнушения была сформирована давно и во­шла в историю как система индийских йогов.

Интерес к возможностям самовнушения в Европе начал возрастать во вто­рой половине XIX в. Стала усиленно развиваться психотерапия, одним из основоположников которой по праву считается В. М. Бехтерев. Уже в на­чале нашего века он ввел в клиническую практику элементы самогипноза. Позднее Е. Джекобсон предложил методику управления тонусом мышц для влияния на психическое состояние. Наконец, в 1932 г. немецкий пси­хотерапевт Иоганн Шультц разработал активный метод психотерапии, по­лучивший широкую известность под названием аутогенной тренировки. Слово «аутогенный» состоит из двух греческих слов: «ауто» — сам, «ген­ный» — порождающий, производящий, т. е. «самопорождающаяся» тре­нировка, или тренировка, производимая самим человеком. В основу своей методики Шультц положил: 1) европейскую систему самовнушения; 2) древ­неиндийскую систему йогов; 3) гипнотическое состояние (Габдреева, 1981, с. 8).

Аутогенная тренировка

Наиболее распространенным способом саморегуляции является тот, который разработал в 1932 г. немецкий психиатр И. Шультц (1966). Этот способ получил название «аутогенная тренировка». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин,

21 -1413

322 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Польшин, 1983; Чер­никова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система са­морегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабле­ние). При разработке данного способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. На основании этого он в соответствии с теорией Джемса—Лан-ге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) пред­лагает расслаблять мышцы. Данному способу соответствуют и реко­мендации изображать на лице улыбку в случае негативных пере­живаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц после того, как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воз­действия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «пси-хорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различ­ных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В методику включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой данного метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки явля­ется факт, что мышечная система за счет проприорецептивной им-пульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить ука­занное тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, тонизацию можно увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслабле­нием мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоя­нием покоя) дело обстоит хуже. Мною, например, выявлено, что эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы происходит их небольшое напряжение (Ильин, 1961).

В настоящее время аутогенная тренировка и другие методы релак­сации сочетаются с использованием биологической обратной связи

Глава 13. Регуляция психических состояний 323

(БОС). БОС связан с использованием аппаратуры, информирующей человека в удобной для восприятия форме о происходящих у него психофизиологических процессах. БОС — это процесс, в течение ко­торого человек обучается оказывать определенное влияние на физио­логические процессы, неподвластные произвольному контролю, и на реакции, которые можно регулировать, но процесс их регуляции на­рушен в результате возникшего эмоционального напряжения. С по­мощью БОС человек способен изменять ритм сердцебиения, элект­ропроводимость кожи, диаметр кровеносных сосудов и артериальное давление, волновую активность мозга, мышечное напряжение.

Один из методов БОС получил на Западе название «биофидбэк». Он проводится в два этапа (по три недели каждый). На первом этапе в лабораторных условиях к лобным мышцам человека прикладыва­ются электроды для создания релаксации. Затем пациенту на экране показывают, как реагируют мышцы в процессе релаксации. Такая про­цедура проводится в течение 15-20 мин два раза в неделю. Второй этап — тренировка на десенситизацию (снижение уровня негативной активации: беспокойства, тревожности, нервного напряжения и т. п.). Пациент, находясь в состоянии релаксации, с прикрепленными элек­тродами и контролируя свое состояние визуально, выслушивает от психолога описание сцены, вызывающей невысокое нервное возбуж­дение. Затем ему предлагается мысленно представить эту сцену в те­чение 10-30 с, и после этого снова вернуться в состояние полной ре­лаксации на 1 мин. В последующих заданиях ситуации становятся более напряженными. Задача состоит в том, чтобы научить человека после каждой представленной мысленно сцены быстро и спокойно возвращаться в состояние релаксации.

Прогрессивная релаксация. Это техника устранения «мышечных за­жимов», мышечного напряжения. В отличие от аутогенной трениров­ки и медитации в процессе прогрессивной релаксации человек не впа­дает в гипнотическое состояние. Снижение мышечного напряжения достигается путем длительной тренировки по созданию напряжения и последующего расслабления мышц, постепенно переходя от одной их группы к другой.

Изменение направленности сознания

Варианты данного способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых

21'

324 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

усилии, с помощью которых человек пытается сосредоточить внима­ние на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устране­ния отрицательных эмоций (Свенцицкая, 1999).

Переключение связано с направленностью сознания на какое-ни­будь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр филь­ма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучи­тельных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельно­сти, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредото­чение внимания на технических деталях задания, тактических при­емах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвле­чение от предстоящей деятельности.

Снижение значимости предстоящей деятельности или получен­ного результата осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу: «Не очень-то и хотелось», «Главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся как к катастрофе», «Неудачи уже были, и теперь я от­ношусь к ним по-другому» и т. д. Вот как Л. Н. Толстой описывает в «Анне Карениной» использование последнего приема Левиным: «Еще в первое время по возвращении из Москвы, когда Левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: "Так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил еди­ницу за физику и остался на втором курсе; так же считал себя погиб­шим после того, как испортил порученное мне дело сестры. И что же? Теперь, когда прошли годы, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчить меня. Так же будет и с этим горем. Пройдет время, и я буду к этому равнодушен"».

Приведенный способ является, по сути, одним из вариантов ис­пользования контрфактического мышления (контрфактов). В когни­тивной психологии разработана концепция функциональной роли контрфактического мышления. Контрфактами называются представ­ления об альтернативном реальности исходе события. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы..., то...» Например, после не очень успешной сдачи экзамена студент думает: «Если бы я не сидел столько за компьютером, то вполне мог бы сдать экзамен на четверку» или «Если бы я вчера не перелистал учебник, то я не полу­чил бы на экзамене даже тройку». В первом случае студент конструи-

Глава 13. Регуляция психических состояний 325

рует альтернативный сценарий событий, который мог бы привес ги к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, на­оборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз. Именно его и нужно использовать, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние.

Снятию у себя эмоционального напряжения также способствуют:

• получение дополнительной информации, снимающей неопреде­ленность ситуации;

• разработка запасной отступной стратегии достижения цели на слу­чай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пой­ду в другой);

• откладывание на время достижения цели в случае осознания не­возможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

• написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение. Рекомендуют разделить лист бумаги на две колонки. В левую следует записать в порядке убывания значимости все отрицательные последствия со­бытия. В правую — то, что можно противопоставить случившему­ся, если возможно, то и положительные последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды. Этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных.

Использование этого аналитического способа возможно и при ди­алоговом варианте, когда кто-либо другой показывает субъекту зна­чимость свершившегося в другом свете (по принципу: «Нет худа без добра»). Вот как сумели взглянуть на трагическую ситуацию герои «Игроков» Н. В. Гоголя:

Утешительный {держа Глова за руку с пистолетом): Что ты, что ты, брат, рехнулся? Слышите, слышите, господа, уж пистолет вздумал было сунуть в рот, а? Стыдись! ...Ты дурак просто, позволь тебе сказать. Ты счастья сво­его не видишь Разве ты не чувствуешь, как ты выиграл тем, что проиграл?

Глов (с досадой): Что ж вы, в самом деле, меня уж за дурака считаете? Ка­кой тут выигрыш — проиграть двести тысяч! Черт возьми!

Утешительный: Эх ты, простофиля! Да знаешь ли, какую ты этим себе сла­ву сделаешь в полку? Слышь, безделица' Еще не будучи юнкером, ты уже проиграл двести тысяч! Да тебя гусары на руках будут носить.

326 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Глов (ободрившись): Что ж вы думаете? У меня разве не станет духу на­плевать на все это, если уж на то пошло? Черт побери, да здравствует гу­сарство!

Медитация

Цель медитации — овладение собственным вниманием и контролем над ним для того, чтобы уметь концентрироваться на выбранном пред­мете для предотвращения психического напряжения. Существуют различные типы медитации. Тибетские буддисты в качестве объекта сосредоточения используют мантру — тихо повторяемые слова, а дзэн-буддисты — подсчет вдохов и выдохов от одного до десяти с повторами. Независимо от типа медитации используются одни и те же приемы: «раскрытие сознания» или же концентрация внимания. Медитация позволяет контролировать частоту сердцебиений, снижать электри­ческую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга. Меди­тация снижает артериальное давление и уровень кортизола, устраня­ет болевые ощущения, улучшает сон. Люди, использующие медита­цию, лучше справляются с психическими нагрузками. У них ниже личностная и ситуативная тревожность, страхи и фобии.

Актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния

Данный прием используется как составная часть саморегуляции. Че­ловек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые эмоциогенные (значимые) для него ситуации. Использование этого приема требует определенной тренировки (повторных попыток), в результате чего эффект будет возрастать (Пи-саренко, 1986).

Использование защитных механизмов

Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выра­женность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. 3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Уход — физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защит­ный механизм.

Глава 13. Регуляция психических состояний 327

Идентификация — процесс присвоения установок и взглядов дру­гих людей. Человек перенимает установки могущественных в его гла­зах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою бес­помощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция — приписывание своих собственных асоциальных мыс­лей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По суще­ству, это перекладывание ответственности на другого.

Смещение — подмена реального источника гнева или страха кем-либо или чем-либо. Типичным примером такой защиты является кос­венная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание — это отказ признать, что какая-либо ситуация или какие-либо события имеют место. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей.

Вытеснение — крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызываю­щего тревогу, отрицательного переживания.

Регрессия — возвращение к более онтогенетически ранним, при­митивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование — поведение, противоположное имею­щимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маски­ровки. Свойственно более зрелым детям, а также взрослым. Напри­мер, желая скрыть свою влюбленность, человек будет проявлять к объекту обожания недружелюбность, а подростки — и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для его успокоения при помощи уговоров, убеждения, вну­шения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, вос­принимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональ­ному состоянию. Более того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», — писал В. Гюго.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.