Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 20 страница



16-1-U3

274 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

связь этой реакции с состоянием утомления. Кроме того, авторы от­мечают, что «физиологическая картина утомления может проявиться в пределах широкого диапазона функциональных изменений, от ти­пичных признаков стрессового состояния до характерных симптомов снижения активации и развития тормозных процессов, т. е. утомле­ние не может быть рассмотрено как состояние, автоматически и одно­значно вызывающее реакцию общего адаптационного синдрома» (с. 40).

Точка зрения-41

У некоторых авторов намечается стремление сблизить характеристики напряженной работы (и утомления) и состояние стресса... некоторая ана­логия здесь, по-видимому, возможна, так как, по представлению Селье (1950), к числу стрессоров (т. е. воздействий, вызывающих состояние стресс) относятся и сильные мышечные упражнения. Состояние стресса, возникающее под влиянием того или иного воздействия («агрессора»), начинается, как известно, с «реакции тревоги» (alarm reafction) как гене­рализованного усилия организма приспособиться к новым условиям (General Adaptation Syndrome) и заканчивается стадией истощения, т. е. имеет действительно отдаленное сходство с процессом развития состоя­ния утомления в некоторых его интерпретациях. Особо важным звеном в адаптационном синдроме Селье является стимулирование функции коры надпочечников (выход глюкокортикоидов и минералокортикоидов). Исклю­чительно важная роль принадлежит также нервной системе, но сам Селье главиое внимание уделяет эндокринному фактору. Одно из основных по­ложений Селье заключается в том, что «стресс является результатом оп­ределенной степени изнашивания биологической системы» и любой вид физиологической активности (например, локомоция, сердцебиение, дыха­ние и др.) вызывает известную степень изнашивания (1959). Понятно по­этому, почему для сторонников теории утомления как непрерывного исто­щения ресурсов организма теория стресса оказывается близкой. Chauchard (1960) использовал понятие «стресс» для характеристики некоторых черт своей теории центральных регуляций при нервном утомлении... Утомле­ние, по Chauchard, проявляется как ощущение, связанное с состоянием стресса.

Как было указано, особо важным в адаптационном синдроме является эндокринное звено. Однако крупные исследователи эндокринной функ­ции Albeaux-Fernet и Romani (1960) именно в этом отношении отрицают пригодность схемы Селье. По их данным, у человека, подвергшегося фи­зическим и психическим агрессиям, не отмечается сколько-нибудь опре­деленного повышения функции коры надпочечников. Таким образом, соотношение между стрессом и рабочей активностью еще далеко не ясно, и на практике термин «стресс» зачастую принимается

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 275

просто как выражение нервного и эмоционального напряжения (Виногра­дов, 1966, с. 233-234).

Роль утомления

В свое время академик Ухтомский рассматривал утомление чуть ли не как патологическое или на грани его состояние. Действительно, появление чувства усталости сигнализирует человеку, что в его отла­женной системе обеспечения работы произошли какие-то неблаго­приятные изменения. Однако вредно не утомление, а переутомление, т. е. хроническое утомление, приводящее к значительному истощению физической и нервной энергии.

Другие исследователи считают, что утомление — защитный меха­низм, предупреждающий полное истощение энергетических ресурсов и разлад в координационной работе центров. Л Л. Васильев (Василь­ев, Князева, 1925), признававший теорию отравления, писал в связи с этим, что мы утомляемся не оттого, что отравляемся кенотоксином, а для того, чтобы не отравляться им. Существует точка зрения на утом­ление как функцию организма, предохраняющую работающий орган от разрушения: утомление — это функция организма, которая снижа­ет интенсивность внешней работы органов и систем в связи с возник­новением дефицита активных энергетических веществ. С данной точ­ки зрения снижение работоспособности является механизмом, пред­упреждающим организм от полного и опасного для жизни истощения энергоресурсов (в результате этого даже при сильном утомлении при физической работе в мышцах остается еще около 40-60% энергоис­точников).

Точка зрения-42

...Выраженные функциональные траты, приводящие к утомлению, биоло­гически полезны, так как являются стимулятором интенсивных восстано­вительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения. Иными словами, умеренное утомление отнюдь не явля­ется нашим врагом и, наступив сегодня, является предпосылкой повыше­ния работоспособности завтра. По этому поводу Dill (1955) указывает: «Следует скорее желать утомления, чем бояться его... Счастливее тот че­ловек, которого работа утомляет, давая ему хороший аппетит и содей­ствуя хорошему ночному сну» (Розенблат, 1969, с. 266).

Состояние утомления, однако, не исключает деятельности челове­ка. Наоборот, деятельность при небольшой или средней степени утом­ления является фактором, повышающим тренированность человека.

18*

276 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Утомление, особенно умеренной степени, даже необходимо: чем боль­ше расходуется энергоресурсов во время работы, тем большее сверх­восстановление (т. е. их прибавка по сравнению с уровнем до работы) происходит в процессе отдыха. При утомлении развиваются и другие биохимические и физиологические механизмы обеспечения работо­способности в неоптимальных условиях внутренней среды организма. Однако при этом следует учитывать индивидуальные и возраст­ные особенности человека. Известно, что фаза компенсированного утомления продолжительнее у лиц с сильной и инертной нервной си­стемой по сравнению с теми, кто имеет слабую и подвижную нервную систему. Кроме того, эта фаза довольно короткая у дошкольников, младших и средних школьников, поэтому их нельзя долго заставлять работать на фоне усталости. Учитывая сказанное, оценка значимости утомления должна быть индивидуальной для каждого конкретного случая.

Факторы, влияющие на развитие утомления

Время, в течение которого человек продолжает работать при развива­ющемся утомлении, как уже говорилось, называется периодом ком­пенсированного утомления. На длительность периода компенсиро­ванного утомления влияют, как показано М. Н. Ильиной (1976), воз­раст, мотивация, уровень тренированности, психофизиологические особенности личности. У младших школьников период компенсиро­ванного утомления выражен слабо. При появлении жалоб на уста­лость они вскоре прекращают работу. Этот факт необходимо учиты­вать при дозировании нагрузок для младших школьников. С возрас­том способность работать без снижения интенсивности на фоне усталости увеличивается. У старших школьников и студентов дли­тельность периода компенсированного утомления становится больше, чем длительность работы до появления усталости (рис. 11.1), особен­но при наличии соревновательного мотива.

Соревновательный мотив удлиняет период компенсированного утомления (терпеливости) в большей мере, чем период работы. Сле­довательно, соревновательный мотив помимо общего влияния, свя­занного с нарастанием уровня эмоционального возбуждения, особен­но усиливает проявление волевых качеств, в частности упорства (тер­пеливости). Особенно отчетливо это проявилось в исследовании, посвященном влиянию соревновательного мотива на выносливость школьников различного возраста: чем старше школьники, тем длин-

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 277

Рис. 11.1. Изменение с возрастом компонентов выносливости при соревновательном мотиве (по М. Н. Ильиной)

нее период работы при компенсированном утомлении при наличии соревновательного мотива.

Меры борьбы с утомлением. Имеется несколько способов борьбы с утомлением. Еще В. О. Бугославский (1891) и И. М. Сеченов (1903) показали, что снизить утомление можно путем раздражения рецепто­ров: цветовых, световых, звуковых, вкусовых, обонятельных, терми­ческих и др.

Активный отдых как способ срочного уменьшения утомления. Эф­фект активного отдыха был установлен Сеченовым в 1903 г. в следу­ющем эксперименте. Работая на эргографе правой рукой, он достигал полного утомления. Перед повторением работы в одном случае он от­дыхал, в другом во время паузы работал на эргографе левой рукой. После этого работа правой рукой оказывалась большей, чем после пассивного отдыха. Данный эффект Сеченов объяснил тем, что рабо­тавшие ранее и пришедшие в тормозное состояние нервные центры «заряжаются» при возбуждении других, симметричных центров.

Средства, используемые для активного отдыха, различны. Могут использоваться не только симметричные группы мышц, для активно­го отдыха мышц рук можно применить работу ног. В качестве актив­ного отдыха могут использоваться статические напряжения, упраж­нения на расслабление.

278   Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

У активного отдыха имеются и сторонники, и противники. Дело действительно не так просто, как это представляют в некоторых по­пулярных брошюрах. Активный отдых в ряде случаев может и не дать ожидаемого положительного эффекта. Так, немецкий физиолог Е. Мюллер пытался заполнить паузы при тяжелой работе обеих рук работой ног на велоэргометре. Эффект активного отдыха не получил­ся: утомление увеличилось.

Некоторые ученые считают, что активный отдых может представ­лять дополнительный стресс, т. е. ситуацию напряжения в нейроэн-докринной системе, поэтому не даст полного восстановления.

Конечно, и отрицать значение активного отдыха, и считать его эф­фективным в любой ситуации неправомерно. Активный отдых повы­шает работоспособность только в определенных условиях. Должна учитываться интенсивность работы, выбираемой в качестве активно­го отдыха: тяжелая работа, примененная как активный отдых, не улуч­шает работоспособность. Активный отдых наиболее эффективен не при слабых (малые нагрузки, применяемые в качестве активного от­дыха, дают даже отрицательный эффект) и не при слишком интенсив­ных, а при определенных, оптимальных нагрузках. Наибольший эф­фект достигается при включении в активный отдых мышц-антагони­стов. Если, например, основная нагрузка падала на сгибатели рук, то выгоднее подключать к активному отдыху разгибатели рук.

Играет роль характер работы, вызвавшей утомление. При утомле­нии, вызванном монотонной работой, эффект активного отдыха мень­ше, чем после интенсивной работы. При быстро развивающемся утом­лении эффект активного отдыха тоже небольшой.

Эффект активного отдыха зависит от степени утомления. Положи­тельный эффект активного отдыха выражен сильнее на фоне большо­го утомления, чем слабого.

Правда, понятие о степени утомления относительно. По некото­рым данным, при очень большом утомлении эффективнее пассивный отдых. Очевидно, наибольшее влияние активного отдыха наблюдает­ся при средней степени утомления.

Важно учитывать, что чем большее утомление развивается у чело­века, тем меньшую нагрузку надо ему давать в качестве активного от­дыха.

Имеет значение степень тренированности. Чем больше тренирован человек к утомляющей работе, тем более положительное действие оказывает активный отдых.

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 279

Переутомление

Если человек после тяжелой утомительной работы регулярно недо-восстанавливается, возникает хроническое состояние утомления, на­зываемое переутомлением. Как отмечает К. К. Платонов (1970), пере­утомление может быть различной степени (табл. 11.1). Легкое пе­реутомление может быть перед очередным отпуском; выраженное

Таблица 11.1

Схема степени переутомления (по К. К. Платонову)

   

Степень переутомления

 
Симптомы I — начинаю- II — легкое III- IV-
  щееся   выражешюе тяжелое
Снижение Незначи- Заметное Выраженное Резкое
дееспособности тельное      
Появление ранее При усилен- При обыч- При облег- Без всякой
отсутствовавшей ной ной ченной нагрузки
усталости при нагрузке нагрузке нагрузке  
нагрузке        
Компенсация воле- Не требу- Полностью Не полно- Незначи-
вым усилием сниже- ется   стью тельная
ния дееспособности        
Эмоциональные Временами Временами Раздражи- Угнетение,
сдвиги снижение неустойчи- тельность резкая раз-
  интереса вость   дражитель-
  к работе настроения   ность
Расстройства сна Труднее за- Многим Сонливость Бессонница
  сыпать или трудней за- днем  
  просыпаться сыпать или    
    просыпаться [  
Снижение умствен- Нет Труднее Временами Заметное
ной способности   сосредото- забывчи- ослабление
    читься вость внимания
        и памяти
Психогигиениче- Упорядоче- Очередной Необходимо Лечение
ские мероприятия ние отдыха, отпуск ускорение  
  физкультура, и отдых очередного  
  культурные   отпуска и  
  развлечения   организован-  
      ного отдыха  

280 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

переутомление является следствием нарушения психогигиенических правил работы, а тяжелое переутомление — следствием хронического недовосстановления при постоянных тяжелых нагрузках. Тяжелое переутомление — это болезнь (невроз истощения).

Точка зрения-43

Между утомлением и переутомлением существуют не только количествен­ные, но и качественные различия. Если при утомлении возникают функци­ональные, быстро проходящие сдвиги, то при переутомлении возникшие изменения начинают носить стойкий (инертный) характер. И если необхо­димые психогигиенические меры не будут осуществлены, то настанет опре­деленный момент, когда прогрессирующие явления переутомления пере­растают в заболевание (невроз, гипертоническая болезнь и др.)... В состоянии переутомления люди начинают хуже переносить укачивание. При этом характерным является то, что ухудшение переносимости укачи­вания касается прежде всего относительно более слабых степеней раз­дражителя и только уже позднее — более сильных. Мы обследовали лиц с разными степенями переутомления. Установлено, что, например, при качании на качелях Хилова для лиц в состоянии переутомления характер­на пониженная переносимость качания относительно слабой интенсивности. Интересно, что усиление размахов качания, так же как сложная и трудная деятельность в приведенных клинических наблюдениях, вызывала иногда облегчение состояния с исчезновением неприятных проявлений укачива­ния (Горбов, Лебедев, 1975, с. 59).

Мера борьбы с переутомлением практически одна — прекращение выполнения деятельности, приведшей к переутомлению.

Раздел V

Диагностика и регуляция состояний

Глава 12

Диагностика психофизиологических состояний

Диагностика состояния человека важна для многих сфер его жизни и деятельности. В психологии труда, спорта, военной и космической психологии знать, в каком состоянии находится человек, целесообраз­но по нескольким причинам. Во-первых, чтобы оценить уровень его активности, его самочувствие. Во-вторых, чтобы прогнозировать уро­вень его работоспособности и либо принять меры для ее повышения путем регуляции возникшею негативного состояния, либо принять решение о прекращении деятельности, чтобы сохранить здоровье че­ловека или предупредить негативные последствия возникшего состо­яния. В сфере профессионального и педагогического общения, в пе­реговорном процессе важно знать эмоциональное состояние партне­ра по общению, чтобы выбрать адекватные формы и способы общения и избежать возникновения конфликта.

Точка зрения-44

Исходя из целей диагностики и контроля состояний (надежности) систе­мы, нормирования работы оператора и параметров обитаемости, регла­ментации времени отдыха, контроля тренировки и обучения, эксперимен­тальной оценки и испытаний системы в период государственных испытаний и т. д. можно выделить шесть задач, решаемых диагностикой состояния.

1. Определить готовность человека к предстоящей деятельности.

2. Зарегистрировать момент изменения состояния.

3. Найти переход в стадию динамического рассогласования.

4. Определить способность оператора выполнить работу при заданном уровне деятельности.

5. Определить переход оператора в определенное заранее состояние.

6. Сравнить состояние человека до и после выполнения определенной деятельности или действия (Зараковский и др., 1974, с. 108).

В судебно-психологической экспертизе придается большое значение име­ющемуся у подсудимого состоянию в период совершения им преступного деяния (Лысков, 1981; Мамайчук, 2002; Фелинская, 1974, и др.).

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 283

Оценка психического состояния обвиняемого (или подсудимого) в период совершения инкриминируемых ему действий является одной из основных задач эксперта-психолога. Эта оценка, если с ней соглашается суд, суще­ственно влияет на формирование представлений суда о степении виновно­сти подэкспертного и, следовательно, на жесткость приговора в рамках данной статьи Уголовного кодекса. Так, состояние сильного душевного волнения суд обязан во всех случаях в соответствии со ст. 38 УК РФ учи­тывать как смягчающее вину обстоятельство. Наличие же внезапно воз­никшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, тяжким ос­корблением со стороны пострадавшего или другими неправомерными дей­ствиями, унижающими честь и достоинство личности обвиняемого, ведет к изменению юридической квалификации содеянного и значительному сни­жению меры наказания. Не менее важное значение имеет экспертиза пси­хического состояния при некоторых автотранспортных происшествиях, при анализе ряда других деяний (Лысков, 1981, с. 38—39).

Способы диагностики состояний зависят от специфики последних; одно дело — эмоциональные состояния, связанные чаще всего с их проявлением в экспрессии, а другое дело — мотивационные, волевые и функциональные состояния, при которых возникающие изменения в психике и организме могут быть скрыты от наблюдателя.

Все методы изучения состояний можно разделить на следующие группы:

1) наблюдение за поведением и экспрессией человека;

2) опрос человека о его переживаниях в данный момент;

3) измерение физиологических показателей: частоты пульса и дыха­ния, газообмена, ЭЭГи т. д. (рис 12.1);

4) измерение психологических показателей (времени реакции, кон­центрации и переключения внимания и т. п.);

5) пролонгированная фиксация эффективности деятельности.

Только факты

Некоторые исторические факты свидетельствуют о возможности опреде­ления состояния человека по почерку. В книге Моргенстерна «Психогра­фология» (1903) воспроизводятся факсимиле подписей Наполеона под приказами по армии после решающих сражений. Вверх, вверх летят буквы молодого Бонапарта после Аустерлица, кляксами взрывается гусиное перо после Бородина. На полпути обрывается подпись в приказе об оставлении Москвы. Жалкая закорючка — Лейпциг. Наконец, последняя на острове Святой Елены неузнаваема: буквы не просто клонятся — падают верти­кально вниз (Башкирова Г. Наедине с собой. М., 1975. С. 77).

Рис. 12.1. Многоканальная регистрация наиболее часто изучаемых видов биоэлектрической активности человека

(Пайяр, 1970)

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 285

Делаются попытки определить состояние по почерку человека. В литературе имеются указания на изменение в почерке при сильном волнении. М. А. Матова (1974) исследовала изменения почерка чело­века для оценки его состояния. До и после выполнения спортсменами максимальной физической нагрузки (работа на велоэргометре) испы­туемым предлагалось написать контрольную фразу в спокойном тем­пе, затем переписать ее как можно быстрее и наконец написать эту фразу не спеша, аккуратно. Исследование показало, что происходят топографические и общие и частные изменения почерка.

12.1. Методология диагностики состояний

В большинстве случаев методологическим положением, указывающим, как надо диагностировать состояние человека, является следующее: «Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующе­го объединения полученных показателей в общую интегральную оценку» (Марищук, 1974, с. 81). Несмотря на правомерность такого подхода, очевидна его неэкономность. Например, В. Л. Марищук при­водит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния. Возникают два вопроса: нельзя ли обойтись меньшим чис­лом показателей и как из этого множества показателей вывести ин­тегральную оценку?

Точка зрения-45

Идея комплексного подхода к изучению состояний не нова. Еще в 1929 г. А. П. Нечаев, проанализировав более 30 различных методик диагностики утомления, пришел к выводу, что ни одна из них при однократном приме­нении не позволяет не только судить о величине утомления, но вообще сделать вывод о его наличии. «Неужели психология, — писал он, — ни­когда не будет владеть методом, при помощи которого можно было бы регистрировать психическую утомленность в каждый отдельно взятый мо­мент времени?!» (1929, с. 38)... Пытаясь найти такой метод, он приходит к выводу о необходимости в любой момент одновременно регистрировать ряд характеристик сенсорной и моторной готовности человека и оцени­вать соотношение между ними. Несмотря на некоторую наивность в опре­делении содержания этой комплексной характеристики, разработанные в исследованиях А. П. Нечаева положения с особым интересом читаются в наши дни. При этом важно заметить, что объединяемые им характери­стики являются количественной оценкой соотношения между разными эле­ментами единой психофизиологической системы, обеспечивающей выпол­нение деятельности (Леонова, Медведев, 1981, с. 95—96).

286 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

В одной из публикаций для оценки функционального состояния человека (хорошее оно или плохое) пошли следующим путем: оцени­вали сдвиг по каждому изученному показателю либо как положитель­ный, либо как отрицательный. Например, если время зрительно-мо­торной реакции укоротилось, то это положительный симптом, а если частота сердечных сокращений возросла, то это отрицательный симп­том. Подсчитав количество положительных и отрицательных сдвигов, выводили интегральную оценку функционального состояния челове­ка. Если больше было положительных сдвигов, то состояние расцени­валось как хорошее, а если больше было отрицательных сдвигов, то расценивалось как плохое. Некорректность подобного подхода оче­видна. Например, при состоянии монотонии время простой зритель­но-моторной реакции может укорачиваться, а мышечная сила и темп работы — возрастать. Но кто будет утверждать, что это состояние хо­рошее?

Очевидно, что необходимость комплексной характеристики состо­яний, подчеркиваемая авторами во всех определениях состояний, тре­бует и комплексного подхода к их изучению (Илюхина, Данько, 1986; Леонова, Медведев, 1981; Марищук, 1974, и др.). Однако это не долж­но приводить к слепому стихийному выбору изучаемых параметров, что в большинстве случаев имеет место: берутся те функциональные показатели, которые обеспечены имеющейся под рукой аппаратурой, или исходя из чистого субъективизма исследователя. Однако комп­лексного подхода к анализу и диагностике состояний человека недо­статочно. Нужен системный подход, о котором я писал в 1978 г. и ко­торый позже стал постулироваться и другими исследователями (на­пример, Вяткин, Дорфман, 1987).

Точка зрения-46

Для анализа физиологических реакций используются десятки и сотни раз­личных показателей и методик. Конечно, все методики невозможно при­менить в конкретном случае. Решая этот вопрос, необходимо исходить из двух основных положений.

Первое заключается в том, чтобы выбранный показатель отражал наибо­лее полно функциональное состояние исследуемой системы, т. е. чтобы он был адекватен той работе, которую должна выполнять эта система. Этот метод не должен быть слишком грубым, способным уловить измене­ния лишь тогда, когда они будут слишком явно выражены, в противном случае мы рискуем просмотреть, не уловить начальных проявлений состо­яния, не сможем проследить за его динамикой. В то же время избранный

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний 287

метод не должен быть слишком чувствительным, чтобы не принять не­большие функциональные колебания за явления состояния. Второе основное положение связано с тем, что любая система весьма многогранна в проявлении своей деятельности, своих свойствах. При раз­витии состояния различные свойства системы изменяются по-разному... Определить наиболее важную сторону деятельности системы не так про­сто. Исходя из общих положений теории утомления, утомление прежде всего связано с изменениями состояния центральной нервной системы. Казалось бы, можно в любом случае исследовать только динамику основ­ных нервных процессов в центральной нервной системе, изучить взаимо­отношение возбуждения и торможения в коре и надсегментарных отделах мозга. Однако это не так. Дело в том, что в центральной нервной системе характер такого взаимоотношения чрезвычайно сложен и определяется наличной функциональной мозаикой. Мы можем при одном и том же со­стоянии утомления получить различные, противоположные по своему зна­чению данные в зависимости от того, как мы исследуем центральную нерв­ную систему.

Как же выбрать эту систему и ту сторону ее работы, которую необходимо положить в основу изучения процесса утомления? Для этого необходимо прежде всего исходить из психофизиологического анализа того вида дея­тельности, который мы изучаем (Зараковский и др., 1974, с. 107—108).

Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим качество реакции важнейших уровней (блоков) организма и лично­сти. Во-первых, при диагностике разных состояний необходимо взять показатели, отражающие все выделенные нами уровни реагирования (психический, физиологический, поведенческий). Во-вторых, набор этих показателей должен быть ограничен необходимым минимумом. Как показал собственный опыт изучения состояний, можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они адекватно и наи­более отчетливо отражают происходящие на том или ином уровне изменения в субсистеме. В этом случае использование многих пока­зателей, показывающих одни и те же изменения на том или ином уров­не, будет означать лишь ненужное дублирование ими друг друга.

Поясню на конкретном примере. При изучении состояния моно-тонии усиление парасимпатических влияний (вегетативный уровень реагирования) было выявлено с помощью трех показателей: частоте сердечных сокращений, артериальном давлении, энергообмене. Сле­довательно, любой из этих показателей, включенный в диагностиче­ский комплекс, покажет усиление парасимпатического влияния. Во­прос будет только в том, какой из них удобнее использовать (в данном

288 Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

случае, конечно, частоту сердечных сокращений). Точно так же уве­личение возбуждения в двигательной системе (соматический и по­веденческий уровни реагирования) было выявлено по показателям мышечной силы, времени простой сенсомоторной реакции и темпу ра­бочих движений. Следовательно, феномен усиления моторной актив­ности можно выявить только по одному из этих показателей. Брать другие показатели этих уровней для диагностики состояния моното-нии нет необходимости.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.