Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 18 страница



Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.

Важно отметить, что на первых этапах создания учения о стрессе Селье подчеркивал, что возникают не только функциональные изме­нения во внутренних органах, являющиеся обратимыми, но и морфо­логические необратимые изменения, т. е. серьезные заболевания. И то­му есть много доказательств, когда в результате психической травмы у человека возникает патология внутренних органов вплоть до онко­логических заболеваний.

Эти примеры показывают слабые места в первоначальной позиции Селье — отрицание ведущей роли центральной нервной системы в генезисе стресса, на чем настаивали отечественные ученые, пропове­довавшие идею центризма.

Постепенно, по мере изучения стресса, Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. Этому во многом спо­собствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой вой­ны. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс», что привело к раз­мыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдро­мы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реак­ции с сопутствующими им физиологическими механизмами (Китаев-Смык, 1983).

248 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

В результате возникло смешение психофизиологического и физио­логического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологи­ческое понимание стресса Р. Лазарус (1970). Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связан­ный с воздействием реального физического раздражителя, и психи­ческий (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое раз­деление тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психиче­ском стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, сле­довательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (фи­зических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся из­менениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В. Л. Марищука (1984,1995), считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).

Стрессовая ситуация

На финальной стадии разработки своего учения Селье стал гово­рить о двух видах стресса — дистрессе, связанном с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положитель­ными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу данных понятий вошли все физиологические явления, включая и сон. Так, Селье пишет, что даже в состоянии полного расслабления спя­щий человек испытывает некоторый стресс и что полная свобода от

Глава 10. Состояния психического напряжения 249

стресса означает смерть. Мне же представляется, что такое толкова­ние означает смерть самого понятия «стресс».

Точка зрения-33

Классификация стресса и его определение представляют собой такую же проблему, как и его общая характеристика. Самым принятым является подразделение на физический и психический стресс согласно видам стрес­соров. Однако реакция организма всегда имеет общий характер, так что данное подразделение имеет лишь теоретическое и дидактическое значе­ние. Другая возможная классификация по факторам и условиям различа­ет стимулы, нарушающие гомеостаз, стимулы, нарушающие деятельность, и стимулы социального воздействия. Но это классификация причин стрес­са, а не собственно стрессов. Возможным критерием стресса является его интенсивность, но возникает проблема ее измерения и обозначения от­дельных степеней. В зависимости от воздействия стресса его подразделя­ют иногда на отрицательный (дистресс) и положительный (эвстресс). Це­лесообразным является подразделение стресса, согласно поведению ин­дивида, на активный и пассивный.

Разработанную классификацию представляет Суворова (1975). В зависи­мости от системы, на которую нагрузка оказывает преимущественное вли­яние, она подразделяет стресс на периферический и церебральный. Са­мым распространенным периферическим стрессом являются боль и реак­ция на нее — прежде всего гормональная. Церебральный стресс может относиться к первой или второй сигнальной системе. Стресс первой сиг­нальной системы, как правило, связан с органическими нуждами, и его реакция касается прежде всего вегетативной нервной системы. Стресс вто­рой сигнальной системы выражается в астенических эмоциях и, как прави­ло, вызывают его социальные стимулы (Гошек, 1983, с. 66—67).

Вполне естественно стремление исследователей найти какие-ни­будь границы стресса как психического (эмоционального) напряже­ния. По мнению Л. Леви (1970), эмоциональный стресс можно рас­сматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, нижней точкой которого являются небольшие сдвиги фи­зиологического гомеостаза в условиях полного безразличия. Прият­ные и неприятные эмоции сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

В стрессовом состоянии, как отмечают С. Майер и М. Ланденсла-гер (Maier, Landenslager, 1985), в организме вырабатывается гормон кортизол, способствующий появлению дополнительной энергии (за счет расщепления белков) и поддерживающий уровень кровяного давления. Однако он ослабляет иммунитет, т. е. невосприимчивость

250 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Рис. 10.2. Стресс и вирусы, вызывающие простудные заболевания.

На диаграмме представлена зависимость количества испытуемых,

заболевших простудой после преднамеренного заражения пятью

различными вирусами, от уровня стресса.

Источник: New England Journal of Medicine

к инфекционным заболеваниям. Как следствие, в состоянии стрес­са или после него люди часто заболевают простудой, гриппом и т. п. (рис. 10.2).

В связи с этим говорить о том, что стресс полезен для организма, вряд ли правомерно, если иметь в виду действительно угрожающий уровень эмоционального напряжения, а не уровень, находящийся в пределах нормы и не представляющий никакой опасности, т. е. то, что обычно называется психическим напряжением. Такой «стресс» может рассматриваться и как полезное состояние. Так. Б. Карольчак-Бернацка (1983) считает, что в большом спорте стресс облегчает вы­полнение задания, он необходим для достижений на грани человече­ских возможностей. Именно поэтому, как пишет автор, возникает не­обходимость вызывать или поддерживать его в определенных типах действий. Собственно, ничего нового в подобных рассуждениях нет. Давно известно, что оптимальное эмоциональное возбуждение спо­собствует эффективности деятельности, а сверхоптимальное — ухуд­шает.

Поскольку «стресс — это повторяющиеся формы реакций организ­ма на раздражающие события, которые нарушают его равновесие и испытывают или превосходят его способность с этим справиться» (Герриг, Зимбардо, 2004, с. 632. — Выделено мною. — Е. И.), при ис-

Глава 10. Состояния психического напряжения 251

тинном стрессе необходимо включение таких защитных резервов ор­ганизма, которые в обычных ситуациях человеком не используются. Стресс — экстремальное состояние организма.

В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорду (Welford, 1973), является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенно­сти деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций (Витт, 1986). По П. Фрессу (1975), стресс также могут вызывать лич­ные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.

Эндорфины и стресс

Бета-эндорфин вырабатывается в гипофезе при стрессе, его количество равно величине АКТГ (Rossier, Bloom, Guillemin, 1980). Этим можно объяс­нить, почему стресс оказывается анальгетиком (Akil, Madden, Patrick, Barchas, 1976). Кроме того, эндорфины способствуют возникновению эй­фории, что вызвано изменением концентрации нейромедиаторов, активи­рующих пути подкрепления в головном мозге (Smith, Freeman, Sands, Lane, 1980). Ярким примером того, как при стрессе исчезает боль и появляется чувство эйфории, служит реакция футболиста, сломавшего себе ключицу. Вместо того чтобы сказать о боли, он убеждает тренера, что ему надо продолжать игру.

Согласно лабораторным исследованиям, эндорфиновая реакция порож­дается не только физическими элементами стресса, такими как шок, но и страхом (Bolles, Fanselow, 1982). Возможно, поэтому люди стремятся к ситуациям, дающим чувство страха, — речь идет, например, о занятиях парашютным спортом и скалолазании (Фрэнкин, 2003, с. 416). После раскрытия парашюта у большинства прыгающих наступает радост­ный подъем настроения, переходящий очень часто в эйфорию. Космонавт В. А. Шаталов рассказывает: «Стало тихо и спокойно. Посмотрел наверх — надо мной был огромный купол. Хотелось смеяться, кричать, петь песни. Стало смешно — неужели это я так отчаянно трусил там, в самолете? Я готов был прыгать еще и еще...» (Лебедев, 1969, с. 102).

Возникает вопрос: какие сдвиги можно считать стрессовыми, а ка­кие нет?

В. Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исход­ных показателей). Следует все же признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, поскольку нельзя забывать, что стресс — это напряжение, а последнее имеет только степень выра­женности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному

252 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

состоянию определенную модальность, качественное специфичное со­держание, что, с моей точки зрения, некорректно. Ведь сильное эмо­циональное напряжение (возбуждение) может быть и при гневе, и при ужасе, и при горе, и при экстазе1. Все эти состояния различны по каче­ству переживаний, но сходны по их степени. Такие переживания при­водят к появлению общего адаптационного синдрома, поскольку силь­ное эмоциональное возбуждение становится угрозой для организма и личности. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состо­яния, как общей защитной реакции присуще большинству отечествен­ных авторов (Абрамов, 1973; Апчел и Цыган, 1999; Бодров, 1995,2000; Вальдман с соавт., 1979; Суворова, 1975; Уколова с соавт., 1973; Чир­ков, 1988, и др.).

Как отмечает американский психолог М. Суинн (1983), имеются индивидуальные профили стресса — картины специфических реак­ций на стресс. Одни люди замечают начало развития стресса по изме­нениям вегетативных функций, другие — по изменениям в поведе­нии, третьи — по изменениям в когнитивной сфере. Более того, автор утверждает, что существуют разные признаки стресса даже в преде­лах одной сферы. Например, в вегетативной системе один человек ис­пытывает учащение сердцебиения, другой — легкую дрожь, третий мо­жет ощущать, как холодеют его руки или ноги.

Показано (Taylor, 2000), что при стрессе физиологические изме­нения отражаются на поведении мужчин и женщин неодинаково. Для мужчин свойственна реакция борьбы и бегства, а для женщин — со­стояние готовности к заботе и дружескому сближению: при стрессе женщины обеспечивают безопасность своего потомства, заботясь об удовлетворении его потребностей; они сближаются с другими пред­ставителями своей социальной группы с той же целью — уменьшить уязвимость своего потомства.

Точка зрения-34

Концепция стресса породила множество эмпирических исследований, кото­рые подтвердили исходную теоретическую модель лишь частично. Выде­лилось два наиболее спорных момента. Первый был отмечен психиатром Мейсоном (Mason, 1971). Он показал ошибочность тезиса о неспецифич­ности реакции организма. Дело в том, что Селье вывел его на основании

1 В связи с этим не вполне понятна попытка В. В. Суворовой отделить стресс от эмо­ции, когда она пишет: «В отличие от эмоций стресс — это чрезвычайное состояние» (1975, с. 19).

Глава 10. Состояния психического напряжения 253

Регулярные физические упражнения ослабляют стресс

исследования лишь одного типа стрессовых ситуации, а именно тех, в ко­торых испытуемый оказывался практически в безвыходном положении, не имея возможности что-либо изменить своими действиями. В этих ситуаци­ях действительно наблюдались сходные реакции организма. В ситуациях иного типа, когда испытуемый имел возможность каким-либо образом изменить ход событий, организм реагировал по-другому. Как было пока­зано Генри и Стифенсом (Henry, Stephens, 1977), разные по типу стрессо­ры активируют разные гормональные системы и приводят к разным по типу заболеваниям. Если у человека есть возможность контролировать ситуацию, активируется симпатико-адрено-медуллярная система и пере­грузки здесь ведут к заболеваниям типа сердечной недостаточности (ак­тивный стресс). Когда стрессор не подвергается контролю, активируется питуитарно-адрено-кортикальная система, что при длительном воздействии вызывает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассив­ный стресс)...

Другой спорный момент концепции (Селье) отмечен психологами. Он ка­сается роли познания и эмоций в стрессе как субъективном феномене. Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оцен­кам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги. В этом смысле Кан (Капп,1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. Лазарус и Фолкменн (Lazarus, Folkman, 1986) определяют

254 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

психологический стресс как «значимые для благополучия личности взаи­моотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев могут их превышать». Таким образом, с психологической точки зрения стресс связан с познани­ем, эмоциями и действием. Рассматривая эти аспекты, можно объяснить индивидуальные различия в переживании стрессовой ситуации и успешно­сти ее преодоления.

В целом можно сказать, что критика спорных моментов рассмотренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимо­отношением специфической личности и специфической ситуации (Борне-вассер, 1983, с. 455-456).

Преодоление стресса. Существуют несколько способов преодоления или ослабления стресса. Это выполнение физической нагрузки, ме­дитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация и другие релаксационные техники. Подробное их описание можно найти в кни­ге Дж. Гринберга (2004)1.

Читатели, которых эта тема особо интересует, могут найти полезную информацию в работах Дж Внткина (1995, 1996), Б. А Вяткина (1981), Р. Геррига и Ф. Зимбардо (2004), Л. П Гримака и В А Пономаренко (1971), Ю. М. Губачева с соавторами (1976), В. И. Мясникова и М. А. Новикова (1975), К. В. Судакова (1981), Р. Фрэнки-на (2003), а также в книгах «Актуальные проблемы стресса» (1976), «Психический стресс в спорте» (1973), «Психсомоциональиый стресс» (1992), «Стресс и тревога в спорте» (1983), А. В. Вальдмана, М. М Козловской и О. С Медведева (1979), «Акту­альные проблемы стресса» (1976), «Нервные и эндокринные механизмы стресса» (1980), «Эмоциональный стресс» (1970).

Глава 11

Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью

11.1. «Мертвая точка» и «второе дыхание»

«Мертвая точка»

При длительной работе большой, субмаксимальной, а иногда и уме­ренной (средней) интенсивности (при кислородном запросе свыше 1500 мл) может наблюдаться особое состояние утомления, сопровож­дающееся резким спадом работоспособности. Это состояние, назван­ное «мертвой точкой», впервые обнаружили жокеи у лошадей. С ип­подрома термин «мертвая точка» перекочевал в спорт. Это состояние одним из первых наблюдал Г. Кольб в 1891 г. на гребцах.

«Мертвая точка» может рассматриваться как состояние острою стресса, вызванного физической работой.

Симптоматика «мертвой точки». Субъективно спортсмен пережива­ет тягостное эмоциональное состояние, связанное с чувством удушья, острым чувством тяжести в ногах, сознанием невозможности продол­жать деятельность, желанием сойти с дистанции (у пловцов, бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев и гребцов) или прекратить бой или схватку (у боксеров или борцов). Данное состояние связано с ухудшением ряда психических функций: снижается ясность воспри­ятия, появляются иллюзии, особенно в сфере мышечно-двигательных восприятий, ослабевают память (особенно процессы воспроизведе­ния), мышление. Нарушается внимание: уменьшается его объем, те­ряется способность распределения, резко снижается его устойчивость. Замедляется быстрота реакций, увеличивается число ошибочных от­ветов.

Перечисленным психологическим особенностям в состоянии «мерт­вой точки» сопутствуют сдвиги физиологических функций. Несмот­ря на снижение интенсивности работы, энергетические траты в ор­ганизме увеличиваются. Увеличена частота дыхания (до 60 в 1 мин) при некотором уменьшении глубины (снижении жизненной емкости

256 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

легких), увеличена частота сокращений сердца, резко возрастает артериальное давление. На фоне напряжения функций сердечно-со­судистой и дыхательной систем отчетливо видна их несостоятель­ность в обеспечении нормального баланса между приходом и расхо­дом энергетических источников. Резкое увеличение распада веществ вследствие недостатка кислорода не компенсируется их восстановле­нием, и в организме накапливается большое количество кислых про­дуктов (молочной кислоты, а также углекислоты). Организм предпри­нимает усилия снизить содержание молочной кислоты, результатом чего является повышение использования тканями того количества кислорода, которое имеется в крови. В итоге при «мертвой точке» уве­личивается артериовенозная разница, т. е. разница между содержани­ем кислорода в артериальной и венозной крови: чем больше ткани (мышцы) забирают из артериальной крови кислорода, тем меньше его будет в венозной крови. Диссоциации оксигемоглобина — отделению кислорода от гемоглобина — при «мертвой точке» способствуют по­вышение температуры тела вследствие нарушения теплорегуляции (теплопродукция опережает теплоотдачу) и повышенная «кислот­ность» мышц, работающих в условиях гипоксии (недостатка кисло­рода).

В результате этих сдвигов снижается интенсивность деятельности спортсмена, уменьшаются мышечная сила, темп и амплитуда движе­ний.

Механизмы развития «мертвой точки». Очевидно, что причиной появления «мертвой точки» служит несоответствие между интенсив­ностью работы и функциональными возможностями вегетативных систем организма, обеспечивающих доставку кислорода к мышцам. Однако о конкретных механизмах «мертвой точки» существуют раз­личные мнения. Согласно одной теории, «мертвая точка» является следствием накопления в организме углекислоты. Недостаточность дыхания не обеспечивает ее выведения из организма, кислотность крови повышается, что приводит к затруднению выполнения работы. Однако большинство ученых считают, что только этим объяснить «мертвую точку» нельзя. В ряде случаев «мертвая точка» наблюдает­ся и при малых сдвигах кислотности крови и малом содержании угле­кислоты в крови, т. е. при истинном устойчивом состоянии организма. Признается, что большая роль в развитии «мертвой точки» при­надлежит центральной нервной системе, а конкретно — остро разви­вающемуся торможению в нервной системе (Ройтбак и Таварткилад-

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 257

зе, 1954). Очевидно, возникающее торможение имеет охранительную природу, развиваясь по типу запредельного. В связи с этим и «мерт­вая точка» рассматривается как своеобразное охранительное состоя­ние, ведущее к снижению интенсивности деятельности и дающее воз­можность нервным центрам отдохнуть (Фарфель, 1960).

Возможно, что в развитии «мертвой точки» играют роль висцеро-моторные и моторно-висцеральные рефлексы (Могендович, 1957), нарушение согласованности в регуляции деятельности со стороны нервной и гуморальной систем. Так, перенапряжение в работе сердца может рефлекторно угнетать работу скелетных мышц. Отмечено так­же, что при ухудшении состояния наступает функциональная дезин­теграция в работе мышечно-двигательной и вегетативной систем: они работают независимо друг от друга.

Спазм дыхания физиологи объясняют перевозбуждением дыха­тельного центра. Поскольку дыхание при беге у спортсмена интенсив­ное, мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усилен­но раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по­ступают по блуждающему нерву в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры больших полушарий, сиг­нализируя о том, что нужно уменьшить интенсивность работы.

В процессе эволюции в организме выработалась защитная реакция: при опасном перевозбуждении дыхательного центра ослабляется то­нус голосовых складок. Когда дыхательный центр функционирует нормально, но усиленно, тонус.голосовых складок повышен и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно. При «мертвой точке» расслабленные складки закрывают часть просвета голосовой щели, чтобы уменьшить поток проходящего через щель воздуха и тем самым — раздражение нервных окончаний в голосовой щели и воз­буждение нервных центров.

Этот же механизм обнаруживается и у детей при их сильном эмо­циональном возбуждении во время плача, когда они, как говорят в на­роде, «закатываются». Можно вспомнить и строку из басни И. А. Кры­лова: «от радости в зобу дыханье сперло».

Условия появления «мертвой точки». Появлению «мертвой точки» способствует ряд условий.

1. Интенсивность работы: чем больше интенсивность, тем раньше мо­жет наступить «мертвая точка» и тем тяжелее состояние. Например,

17 1411

258 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

при беге на дистанции 5 и 10 км «мертвая точка» может наступить через 5-6 мин работы, а при марафонском беге она возникает поз­же, но иногда появляется повторно.

2. Уровень подготовленности спортсмена: чем хуже спортсмен под­готовлен физически, тем вероятнее наступление «мертвой точки»; у хорошо тренированных опытных спортсменов момент наступле­ния «мертвой точки» отодвигается от старта и состояние выраже­но слабее.

3. Степень подготовленности спортсмена к работе: неполное враба-тывание (вследствие плохо проведенной разминки) приводит к по­явлению «мертвой точки».

4. Внешние условия деятельности: возникновению «мертвой точки» благоприятствуют высокая температура и большая влажность воз­духа, поэтому к соревнованиям, проводимым в таких условиях, нужна специальная адаптация.

При наличии этих условий «мертвая точка» у новичков может по­явиться даже на спринтерских дистанциях (например, в беге на 200 м).

«Второе дыхание»

Большая роль в преодолении «мертвой точки» принадлежит волево­му усилию спортсмена. Если, несмотря на трудности, спортсмен про­должает деятельность, стремится наладить редкое и глубокое дыха­ние, то наступает облегчение — «второе дыхание». Один из его при­знаков — сильное потоотделение. Правда, оно может начаться и позже появляющегося облегчения. С потом выделяется часть молочной кис­лоты и других недоокисленных продуктов, накопившихся в организме при «мертвой точке». Облегчению способствует и увеличивающаяся утилизация кислорода тканями, о чем говорилось выше. В результате снабжение кислородом организма и работающих органов увеличива­ется (увеличивается жизненная емкость легких), постепенно умень­шается артериовенозная разница, быстрее начинает выводиться угле­кислый газ. «Второе дыхание» сопровождается чувством физического облегчения, восстановлением нормальной деятельности психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятий), появлением стенических эмоций, желанием продолжать деятельность.

Механизмы возникновения «второго дыхания» неясны в полной мере, так же, впрочем, как и механизмы появления «мертвой точки». Считают, что восстановлению работоспособности способствует вре-

I

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 259

менное снижение интенсивности работы нервных клеток (Фарфель, 1960). Однако вряд ли только этим объясняется наступающее облег­чение. Очевидно, «второе дыхание» — результат включения резерв­ных (защитных) механизмов, которые в обычных условиях в регу­ляции не участвуют. В пользу этого, в частности, говорят факты повышения утилизации тканями кислорода и резкое улучшение тер­морегуляции (за счет потовыделения), наблюдающееся во многих слу­чаях.

Весьма вероятно, что продолжающаяся с помощью волевого уси­лия работа является фактором, мобилизующим гипофизарно-адрено-кортикальную систему, которая усиливает выделение адреналина и кортикостероидов, повышающих работоспособность мышц. Об этом могут свидетельствовать данные Э. Ф. Корейской (1967), наблюдав­шей повышенное выделение с мочой 17 оксикортикоидов в тех случа­ях, когда утомление преодолевалось волевым усилием.

При работе максимальной и субмаксимальной мощности «второе дыхание» может не наступить. Одна из причин — недостаток време­ни: спортсмен заканчивает дистанцию раньше, чем могут включиться защитные, резервные возможности. Другая причина — большая ин­тенсивность работы, не дающая нервным центрам передышки.

Меры предупреждения «мертвой точки» связаны с устранением факторов, ее вызывающих: повышение уровня тренированности, тща­тельная разминка, правильная раскладка сил на дистанции (слишком быстрое начало, особенно у новичков, может привести к возникнове­нию «мертвой точки»). На тренировках особое внимание следует об­ращать на волевое преодоление «мертвой точки». Снижение интен­сивности деятельности — это крайняя мера, нежелательная не только на соревнованиях, но и на тренировках. Спортсмен должен научиться терпеть гипоксию и неприятные ощущения, ей сопутствующие.

11.2. Состояние утомления

Период работы можно разделить на два этапа. На протяжении перво­го этапа функциональные системы достигают нужного и устойчивого уровня деятельности, работа осуществляется при оптимальном спо­собе регулирования, без существенного напряжения психических сил. Однако умственная или физическая работа не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно наступает состояние утомления. Это значит, что функциональный потенциал человека снижается и, чтобы

260 Раздел IV Характеристика негативных психофизиологических состояний

обеспечить прежнюю эффективность деятельности, ему нужно моби­лизоваться, прилагать большие волевые усилия

В. П. Верещагин. Усталая

Исследований, посвященных состоянию утомления, великое множество. Поэтому в данном параграфе я остановлюсь лишь на самых общих представлениях, относящихся к этой проблеме. Желающих вникнуть в нее более глубоко я отсылаю к обзорным работам Д. Е. Розенблюма (1947), М. И. Виноградова (1966), В. В. Розенблата (1969), И. А. Кулак (1968).

Точка зрения-35

Из всех понятий, какими пользуется современная физиология, едва ли есть менее ясное и определенное, чем понятие утомления Возникшее на почве субъективных переживаний работающего как «тревожный крик организма в схватке с материей», по образному выражению французских физиоло­гов, оно эмпирически связано с уменьшением производимой работы и представляет собой лишь практическое название весьма сложного и не­однородного комплекса явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также и психологическим, результативно-производственным и социальными факторами.

Глава 11 Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью 261

Физиология приняла понятие утомления таким, каким дал его непосред­ственный опыт, без точного определения. Многочисленные попытки рас­крыть его содержание, выразив в привычных терминах и сведя к установ­ленным в физиологии закономерностям, долгое время оставались безус­пешными. Основная причина была в том, что все попытки в конце концов сводились к тому, чтобы понять это сложное состояние по одной какой-либо стороне, его проявлению, по изменению функционального состоя­ния отдельных органов и тканей. Между тем рабочая деятельность орга­низма и нарушения ее, в частности утомление, могут быть правильно поня­ты и изучены только в отношении целостного организма, в его неразрывной связи с внешней средой. . Вот почему в течение длительного времени мы имели ряд сменяющихся гипотез, ни одна из которых не получила общего признания. Более того, учитывая всю сложность и многогранность про­блемы, Muscio (1921) предложил даже вообще изъять термин «утомле­ние» из научного словаря.

До сих пор практически действительным продолжает оставаться лишь са­мое общее определение утомления. В формулировке Lagrange полувеко­вой давности оно сводится к следующему «Утомление есть понижение функциональной дееспособности, вызванное чрезмерной деятельностью и сопровождаемое характерным болезненным ощущением и уменьшени­ем способности работать». Такими же по существу являются и современ­ные формулировки. Так, Bartlett (1953) рассматривает утомление как тер­мин для обозначения ухудшения активности в результате ее длительного воспроизведения в нормальных условиях. Г. В Фольборт (1955) указыва­ет, что «утомление есть снижение полноценности функции, развивающее­ся во время длительной или напряженной деятельности». Можно было бы привести еще много аналогичных определений. Все они повторяют фор­мулу Lagrange или более сжатое определение А. А. Ухтомского, рассмат­ривавшего утомление как упадок дееспособности после более или менее продолжительной работы (Виноградов, 1966, с. 224—225).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.