Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 16 страница



222 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Мотивы деятельности связаны с оценкой человеком своей пригод­ности для данной деятельности. Чем ниже эта оценка, тем ниже моти­вация. Очевидно, именно этим объясняется выявленный И. А. Шуры-гиной на детях музыкальной школы факт, что чем ниже оказывался у них уровень способностей, тем чаще у них появлялась скука на уроках.

Факторы, влияющие на монотоноустойчивость, в обобщенном ви­де представлены в табл. 9.1.

Влияние возраста. Шурыгиной (1984) на учащихся детской музы­кальной школы показано влияние на монотоноустойчивость возраст­ных особенностей. Наибольшая чувствительность к однообразию учебно-музыкальной деятельности отмечалась у учащихся подростко­вого возраста (шестого-седьмого класса общеобразовательной школы).

Влияние привыкания. Уайт, Валентинова и другие исследователи от­мечают, что даже те люди, которые по своей природе малопригодны к монотонной работе, со временем привыкают к ней. Некоторым она даже начинает нравиться. Однако появление такой привычки не про­ходит бесследно для самого рабочего. Она порождает неприязнь к смене трудовых операций. Уолкер и Мериот (Walker, Marriott, 1951) установили, что у многих рабочих возникает конфликт между стрем­лением к разнообразию и нежеланием менять работу, к которой они привыкли. Привычка начинает довлеть над рабочими.

Меры борьбы с монотонней

Долгое время, пока монотония связывалась только с работой на кон­вейере, считалось, что главным средством борьбы с монотонней явля­ется полная автоматизация труда. Хотя это мера и не исключается, решить проблему монотонии она не может хотя бы потому, что боль­шинство видов деятельности автоматизировать нельзя (например, нельзя вместо спортсмена заставить выполнять объемные монотон­ные тренировочные нагрузки автомат). Поэтому борьба с монотонно­стью деятельности должна предусматривать разные способы, учиты­вая и физиологические, и психологические, и социальные факторы.

Рекомендуется также работающему отыскивать интересное в од­нообразной работе или же во время работы думать о чем-нибудь сво­ем, заполняя таким образом «мотивационный вакуум». Последнее, однако, возможно только при автоматизированное™ выполняемых действий. Известны, например, случаи, когда бегуны-марафонцы пе­ред соревнованием читают детективные романы и повести, чтобы во время бега можно было поразмыслить о логичности тех или иных

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 223

 

Таблица 9.1 Факторы, влияющие на монотоноустойчивость (по Н. П. Фетискину)

Факторы

Монотоноустойчивость

высокая низкая
Возраст Свыше 25-30 лет От 16 до 24 лет
Пол Женский Мужской

Образовательный уровень Невысокий

Высокий
Профессионал ьная квалификация Высокая Низкая
Отношение к монотонной работе Положительное Отрицательное
Склонность к однообразной работе Выражена Отсутствует
Самооценка Низкая и средняя Высокая
Уровень притязаний Средний Ниже среднего
Направленность фрустрации Интрапунитивная Экстрапунитивная
Сила нервной системы Слабая Сильная
Подвижность нервных процессов Инертность Подвижность
«Внешний» баланс нервных процессов Преобладание торможения Преобладание возбуждения
«Внутренний» баланс нервных процессов Преобладание возбуждения Преобладание торможения
Тип темперамента Меланхолический, флегматический Холерический, сангвинический
Экстраверсия Не выражена Сильно выражена
Нейротизм Низкий и средний Высокий
Ригидность Высокая Низкая

поступков героев прочитанных книг. Однако положительный эффект от такого «свободного размышления» будет только в том случае, если работающий не ищет удовлетворения от самого процесса работы. В противном случае «свободное размышление» работающего снова будет замыкаться на работе и переживаться как раздражение от дан­ной работы.

224 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Точка зрения-27

Заполняя «психологический вакуум» интересными мыслями, рабочий тем самым преодолевает однообразие и монотонность труда. М. Смит (1944) приводит в своей книге любопытный случай с группой молодых рабочих-текстильщиков, удивлявших учителя математики вечерней школы своим необычайно быстрым прогрессом в учебе. Когда рабочих спросили, в чем же все-таки секрет и причины их успеха, все они заявили, что просто могут думать о математике во время работы, выполнять в уме некоторые домаш­ние задания и т. д. Этот прием переключения сознания в сферу субъек­тивных, личных интересов и мечтаний помогает рабочему не замечать од­нообразия работы.

Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что состояния скуки, пресыщения, сонливости не возникает, если у работаю­щих имеется возможность мысленного отвлечения, которое представляет собой своеобразный путь борьбы с монотонностью, рассматриваемый многими авторами как действенный способ ее преодоления. Так, А. Губ-сер пишет, что «при однообразной работе возможность "ухода в себя" играет большую роль не как явление, с которым надо бороться, а как действенное средство в деле предотвращения или преодоления монотон­ности» (A. Gubser, 1968, s. 147).

На значение мечтаний неоднократно указывал и С. Уайт, который считал их одним из эффективных методов в борьбе с вредным и неприятным воздействием однообразия работы. С его точки зрения, причина возник­новения скуки состоит в том, что человек при выполнении однообразной работы испытывает «духовный голод», «ненасыщенный интерес». Там, где не удается найти действенную замену такому ненасыщенному интересу, внимание во всевозрастающей мере сосредоточивается на неприятно тя­нущейся работе. С помощью же мечтаний как раз и удается направить внимание и ненасыщенный интерес на внутренний мир, что в значительной степени тормозит нарастание скуки.

Возможность во время работы предаваться размышлениям и различным мечтаниям зависит от того, в какой мере индивид может выполнять свою работу на основе автоматизированных навыков (Асеев, 1974, с. 154).

Действенными средствами уменьшения фактора монотонности являются:

1. Усложнение (укрупнение) рабочих операций, выполняемых дей­ствий, объединение их в комплексы (Золина (1967); однако этот способ борьбы с монотонностью труда имеет и недостатки: каждый рабочий должен располагать комплектом оборудования, которое используется во время рабочего цикла лишь частично, при дли­тельности операций свыше 10-12 мин их укрупнение делается

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 225

вообще невыгодным; укрупнение требует длительной и сложной подготовки самого рабочего; кроме того, далеко не всякий техно­логический процесс и особенности производимой продукции по­зволяют укрупнять операции (Асеев, 1974).

2. Увеличение или периодическое изменение темпа работы или пода­чи информации (Ducker, 1939; Bartenwerfer, 1957; Ефимов, 1935).

3. Членение большого по объему задания на отдельные части для того, чтобы появились промежуточные (поэтапные) цели (Асеев, 1974; Граф, 1944).

4. Организация пауз в работе с заполнением их физическими упраж­нениями, прослушиванием музыки и другими мероприятиями, соответствующими «активному отдыху», по И. М. Сеченову.

5. Усиление мотивации через объяснение значимости деятельности.

6. Смена деятельности, рабочих мест (Munsterberg, 1912; Ruff, 1961). Правда, последнее не всегда эффективно. Как показано Фетиски-ным и Молодцовой (1983), смена рабочих мест в течение рабочей смены дает положительный эффект только для лиц с подвижно­стью нервных процессов. Для инертных эта мера неэффективна, больше того, она отрицательно влияет на результаты деятельности.

7. Обеспечение работающего текущей информацией о ходе выполне­ния планового задания (Graf, 1944; Brameschfeld, 1952).

Точка зрения-28

В условиях сильно расчлененного трудового процесса большое значение имеет то, как подаются материал или детали к рабочему месту исполните­ля: в определенных совокупностях, которые являются более или менее обозримыми с точки зрения количества труда и времени, необходимого на их обработку, или кучей, затрудняющей рабочему наметить промежу­точные цели в своей деятельности. Такие исследователи, как Г. Закс (1920), Е. Заксенберг (1933), Е. Брамешфельд (1952), А. Рюссель (1961) и дру­гие, сходятся на том, что накопление на рабочем месте большого количе­ства необработанного материала усиливает монотонность труда. И наобо­рот, хорошо обозримое количество заготовок (т. е. такой объем, который может быть обработан за 1—2 ч) предотвращает ее.

Между тем уже простое разделение дневного задания на отдельные не­большие части (порции, блоки) значительно усиливает психологическую стимуляцию деятельности. Еще немецкий физиолог О. Граф (1944) отме­чал, что при разумном дроблении дневного объема задания наблюдается действительное повышение производительности труда. Так, на перфораци­онных работах, где заготовки подавались отдельными порциями по 50 шт.

226 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

в каждой, было достигнуто повышение производительности труда в преде­лах от 13 до 20%.

П. Смит и Ч. Лем (P. Smith, Ch. Lem, 1955) провели следующий любопыт­ный эксперимент. На группе рабочих, занятых полировкой и отделкой лег­ких металлических деталей, были последовательно опробованы три вари­анта работы: в первом случае исполнителям выдавалось 3100 деталей, во втором — 620 и в третьем — 310. На обработку деталей затрачивалось соответственно 240, 48 и 24 мин, после чего выдавалась очередная пор­ция. Детали, подлежащие обработке, подносились к рабочему месту в кар­тонных коробках. Во время работы каждый из исполнителей имел возмож­ность в любой момент прерваться и отдохнуть. В ходе эксперимента фикси­ровались два показателя: количество произвольных остановок на отдых и средняя продолжительность периода работы между остановками. В результате исследования было установлено, что при малом объеме за­дания частота произвольных остановок меньше, чем при большом. Рабо­чие стремятся закончить задание, прежде чем сделать паузу на отдых. Одновременно возрастает и средняя длительность отрезка времени меж­ду двумя остановками, указывающая на увеличение собственно рабочего периода.

Объем разового задания Среднее кол-во остановок за 105-минутный период наблюдения Средняя длительность периода работы между произвольными i       остановками, мин
Большой (3100 дег.) 11,06 6,57
Средний (620 дет.) 9,01 9,51
Малый (310 дет.) 7,94 11,41

Эти данные показывают, что небольшие по объему разовые задания при­водят к стимуляции трудовой активности человека. В описанном экспери­менте рабочие, труд которых оплачивался сдельно, во всех трех случаях производили примерно одинаковое количество готовой продукции, но ритмичность работы при малых объемах задания возрастала, снижались жалобы на скуку и монотонность, что, несомненно, было следствием по­ложительного влияния промежуточных производственнных целей, которые возникали при подаче обрабатываемых деталей небольшими порциями (Асеев, 1974, с. 141-143).

Можно указать также и на другие меры борьбы с монотонней. В частности, ряд исследователей отмечают, что низкая температура в рабочем помещении противодействует появлению состояния моно-тонии (Barmack, 1939; Bartenwerfer, 1957). Бартенверфер показал, на­пример, что время реакции на неожиданный звуковой раздражитель

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 227

при температуре +19 °С было на 0,08 секунд меньше, чем при темпе­ратуре +24 °С. Полученные в исследованиях результаты позволяют утверждать, что температура воздуха при монотонной работе не долж­на превышать +17-19 °С, т. е. быть несколько ниже гигиенической нормы (+18-21 °С).

Только факты

Еще в 30-е гг. советскими психологами В. М. Коганом и С. Г. Геллерштей-ном было установлено, что осведомленность рабочего о ходе выполнения планового задания повышает работоспособность и ослабляет монотонность труда.

...Г. 3. Бедный (1952) предлагал испытуемым выполнять за строго фиксиро­ванное время (2 часа) определенное количество простых операций (1800), причем в первом варианте опытов счетчик, фиксировавший количество произведенных операций, ставился в недоступное для наблюдения место, а во втором — рядом с исполнителем. Опыты показали, что в первом слу­чае, когда испытуемые не получали информации о ходе выполнения нор­мы, признаки психического насыщения наступали уже через 30 мин. Ис­полнители начинали произвольно менять темп работы, порядок действий; постепенно также снижалась выработка, а количество перерывов, их дли­тельность заметно увеличивались. Все чаще появлялось желание оставить работу, ухудшалась субъективная ориентировка во времени и т. п. Во вто­ром же варианте опытов, когда испытуемые имели возможность следить за показаниями счетчика и, следовательно, оценивать и корректировать свою деятельность, признаки Психического насыщения наступали лишь через час работы и в менее выраженной форме. В результате все испыту­емые выполняли заданную норму раньше установленного времени (Асеев, 1974, с. 148).

При работе, связанной с длительным восприятием информации (наблюдением и контролем), может возникнуть сенсорная монотония (Ильин с соавт., 1979; Ильина с соавт., 1977; Ильина, 1981; Кашкина, 1977). В подобных случаях полезно вводить какую-либо дополнитель­ную работу (записывание и протоколирование различных фактов, обработка фиксируемых данных, выполнение дополнительных про­стых поручений). Такая деятельность необходима для летчиков во время длительных полетов, так как они подвергаются воздействию однообразных звуков двигателя, мельканию облаков за стеклом каби­ны и т. д. Швейцарский психолог А. Губсер (Gubser, 1968) считает, что обязанность пилотов при длительных ночных полетах заполнять много­численные формуляры о времени полета, местоположении и высоте

и*

228 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

имеет не только информационное значение, но и является средством борьбы с монотонностью.

Точка зрения-29

Монотонность можно снизить, изменяя некоторые факторы внешней сре­ды, например освещенность рабочего места. Опыт свидетельствует о том, что на однообразных трудовых процессах со значительным напряжением зрения положительный эффект дает периодическое повышение освещен­ности. Этот метод получил известное применение на ряде предприятий. На ленинградской фабрике «Скороход», рижском заводе ВЭФ и некоторых других после каждых 2 ч работы освещение на 1,5—2 мин усиливается на 20%, а затем вновь приводится в норму. Это сбивает монотонность и спо­собствует поддержанию нормального уровня работоспособности (Асеев, 1974, с. 177).

Определенному разнообразию работы может способствовать пери-одичёекая смена некоторых внешних характеристик выпускаемого изделия, не затрагивающая существа технологического процесса. Губ-сер описывает положительный противомонотонный эффект, получен­ный на одной из фабрик по фальцовке и склеиванию на конвейере картонных коробок, когда через несколько часов или дней менялись типы коробок. Асеев (1974) наблюдал подобное на швейных, обувных и слюдяных предприятиях: когда исходя из производственных сооб­ражений в течение дня изменялись размеры и фасоны изготавливае­мых изделий, сорт или качество сырья и т. д., это оказывало противо­монотонный эффект. Даже смена рабочего инструмента или переме­на цвета обрабатываемого изделия или используемого инструмента труда дает тот же эффект. Полезным бывает также менять состав ра­ботающих групп, находящихся в длительном контакте друг с другом.

9.2. Состояние психического пресыщения

Монотонная деятельность приводит также к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвраще­ния к выполняемой работе. Важно отметить, чго психологическое от­вращение как эмоциональная реакция на то, что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает ре­акцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта.

Для понимания отвращения, вызываемого длительной однообраз­ной работой, важно учесть следующее замечание Ушинского (1974):

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 229

После просьбы 7/ ш // ш „ //f /f /,/ 7/ ш /7 /7/ /7 закончить работу

Рис. 9.6. Изменения в характере выполнения задания в состоянии психического пресыщения

«Отвращение к предмету часто появляется тогда, когда он, удовле­творив нашему стремлению ... насильно удовлетворяет стремлению, которого уже нет. Так, мы можем получить положительное отвраще­ние к такому блюду, которого наелись до тошноты...» (с. 394).

Изучение состояния психического пресыщения впервые началось, очевидно, в лаборатории К.Левина, где А. Карстен (Karsten, 1927) изучала явление так называемого «психического насыщения», состо­ящего в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто не­желание ее выполнять, а затем — при ее дальнейшем выполнении — резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настой­чивое стремление ее прекратить. Карстен (Karsten, 1928), а вслед за ней и И. М. Соловьев-Элпидинский (1935), работавший в лаборато­рии Л. С. Выготского с умственно отсталыми детьми, показали, что это состояние не связано с утомлением.

Позднее данное состояние изучалось Н. Майером (Maier, 1955). В его экспериментах испытуемым предлагалось чертить на листке бу­маги вертикальные линии, группируя их в соответствии с заданным образцом (рис. 9.6). Испытуемые должны были не останавливаясь заполнять один за другим листки бумаги, запасы которой непрерыв­но пополнялись. Сначала начинали появляться отклонения от задан­ного образца: линии чертились длиннее или короче, с меньшим или большим нажимом и т. д. Изменялся темп работы. Затем ухудшалось качество работы. Через четыре часа работы испытуемые отказывались выполнять задание. Чтобы убедиться, что отказ не связан с мышеч­ным утомлением, испытуемым давалась другая инструкция, которая восстанавливала способность писать.

228 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

имеет не только информационное значение, но и является средством борьбы с монотонностью.

Точка зрения-29

Монотонность можно снизить, изменяя некоторые факторы внешней сре­ды, например освещенность рабочего места. Опыт свидетельствует о том, что на однообразных трудовых процессах со значительным напряжением зрения положительный эффект дает периодическое повышение освещен­ности. Этот метод получил известное применение на ряде предприятий. На ленинградской фабрике «Скороход», рижском заводе ВЭФ и некоторых других после каждых 2 ч работы освещение на 1,5—2 мин усиливается на 20%, а затем вновь приводится в норму. Это сбивает монотонность и спо­собствует поддержанию нормального уровня работоспособности (Асеев, 1974, с. 177).

Определенному разнообразию работы может способствовать пери-одичёская смена некоторых внешних характеристик выпускаемого изделия, не затрагивающая существа технологического процесса. Губ-сер описывает положительный противомонотонный эффект, получен­ный на одной из фабрик по фальцовке и склеиванию на конвейере картонных коробок, когда через несколько часов или дней менялись типы коробок. Асеев (1974) наблюдал подобное на швейных, обувных и слюдяных предприятиях: когда исходя из производственных сооб­ражений в течение дня изменялись размеры и фасоны изготавливае­мых изделий, сорт или качество сырья и т. д., это оказывало противо­монотонный эффект. Даже смена рабочего инструмента или переме­на цвета обрабатываемого изделия или используемого инструмента труда дает тот же эффект. Полезным бывает также менять состав ра­ботающих групп, находящихся в длительном контакте друг с другом.

9.2. Состояние психического пресыщения

Монотонная деятельность приводит также к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвраще­ния к выполняемой работе. Важно отметить, что психологическое от­вращение как эмоциональная реакция на то, что человеку противно, может сопровождаться легким ощущением тошноты и выражает ре­акцию отторжения неприятного ощущения или воспринимаемого объекта.

Для понимания отвращения, вызываемого длительной однообраз­ной работой, важно учесть следующее замечание Ушинского (1974):

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 229

выполнение    И/IIII///It ШIIШI/ШI/Ш U

Вариации          "'" "'" "'''"'''

и in ii in и in и и/

Снижение         „™ ^ y л,

качества           ^])j ^ Л Л>

Неспособность к работе

Рис. 9.6. Изменения в характере выполнения задания в состоянии психического пресыщения

«Отвращение к предмету часто появляется тогда, когда он, удовле­творив нашему стремлению ... насильно удовлетворяет стремлению, которого уже нет. Так, мы можем получить положительное отвраще­ние к такому блюду, которого наелись до тошноты...» (с. 394).

Изучение состояния психического пресыщения впервые началось, очевидно, в лаборатории К.Левина, где А. Карстен (Karsten, 1927) изучала явление так называемого «психического насыщения», состо­ящего в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто не­желание ее выполнять, а затем — при ее дальнейшем выполнении — резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настой­чивое стремление ее прекратить. Карстен (Karsten, 1928), а вслед за ней и И. М. Соловьев-Элпидинский (1935), работавший в лаборато­рии Л. С. Выготского с умственно отсталыми детьми, показали, что это состояние не связано с утомлением.

Позднее данное состояние изучалось Н. Майером (Maier, 1955). В его экспериментах испытуемым предлагалось чертить на листке бу­маги вертикальные линии, группируя их в соответствии с заданным образцом (рис. 9.6). Испытуемые должны были не останавливаясь заполнять один за другим листки бумаги, запасы которой непрерыв­но пополнялись. Сначала начинали появляться отклонения от задан­ного образца: линии чертились длиннее или короче, с меньшим или большим нажимом и т. д. Изменялся темп работы. Затем ухудшалось качество работы. Через четыре часа работы испытуемые отказывались выполнять задание. Чтобы убедиться, что отказ не связан с мышеч­ным утомлением, испытуемым давалась другая инструкция, которая восстанавливала способность писать.

230 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Надо отметить, что в обозначении данного состояния существует неопределенность. Словосочетание «психическое насыщение» боль­ше подходит для обозначения удовлетворенной потребности, напри­мер в пище, а «психическое пресыщение» должно обозначать именно пресыщение, когда насытившийся человек продолжает есть, в резуль­тате чего у него появляется отвращение к пище. У авторов же упомя­нутые два состояния либо не разделяются, либо, как это имеет место у Л. С. Славиной (1969), состояние «насыщения» (монотонии) называ­ется состоянием «пресыщения». Отсутствие разделения состояния моногонии и психического пресыщения имеется у Левина и Карстен, а также у Майера. Есть основание подозревать, что в их эксперимен­тах речь может идти о монотонии, а не пресыщении. По крайней мере в их работах не приводится четких симптомов последнего.

В ряде работ (Фетискин, Ильин, Высотская, 1974; Замкова с со-авт., 1981; Фетискин, Ершова, Полякова, 1984) было показано, что состояние психического пресыщения сопровождается появлением чувства раздражения по отношению к выполняемой деятельности, отвращением к ней. Этот рост эмоционального возбуждения сопро­вождался и характерными изменениями нейродинамических и пси­хомоторных показателей. Так, по «внешнему» балансу проявилась тенденция его сдвига в сторону возбуждения, а по «внутреннему» — в сторону торможения. Время простой сенсомоторной реакции оста­валось неизменным, а часто даже увеличивалось, время же сложной (дифференцировочной) реакции укорачивалось. Все это происходи­ло на фоне усиления парасимпатических влияний, что проявилось в снижении частоты сердечных сокращений и тонуса мышц в покое, а также уменьшении мышечной силы. Снижались объем вентиляции легких и потребление кислорода, а соответственно — энерготраты. Бо­лее чем у половины испытуемых наблюдался сдвиг рН в кислую сто­рону. Ненамного увеличивалась частота основного тона речи, что ха­рактерно для раздраженной интонации голоса.

Таким образом, при развитии состояний монотонии и психическо­го пресыщения наблюдаются как одинаковые, так и различные изме­нения ряда показателей. Сходство состоит в усилении парасимпати­ческих влияний как реакции на однообразие деятельности1 (рис. 9.7).

Правда, Т В. Хроминой (1987) получены другие результаты. По ее данным, при пси­хическом пресыщении наблюдается значимое повышение энерготрат и возрастание КГР. Чем вызвано такое расхождение получаемых данных, сказать трудно.

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 231

Рис. 9.7. Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) при состояниях психического пресыщения и монотонии

Различие же заключается в качестве переживаний, связанных со снижением эмоционального возбуждения при монотонии и ростом его при пресыщении, что нашло отражение в нейродинамических показа­телях «внешнего» и «внутреннего» баланса и времени простой и слож­ной сесомоторной реакции (рис. 9.8).

Если при монотонии нарастало возбуждение в двигательных кор­ковых центрах для повышения тонизации коры, то при пресыще­нии, наоборот, снижалось возбуждение двигательных центров, чтобы уменьшить тонизацию коры головного мозга, находящейся в состоя­нии высокой активации. Отсюда и мерой борьбы с состоянием психи­ческого пресыщения является прекращение данной деятельности.

Состояние психического пресыщения чаще всего появлялось как следствие состояния монотонии (если работа не прекращалась), но могло возникать и первично (хотя нельзя исключить и того, что состо­яние монотонии все же было, но не очень выраженное и кратковре­менное, вследствие чего оно не нашло отражения в переживаниях чело­века). В последнем случае неустойчивыми к состоянию психического

232 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Рис. 9.8. Изменения сенсомоторных показателей (времени сложной

реакции ВРС„, времени простой реакции ВРпр и центральной задержки)

в состояниях монотонии (слева) и психического пресыщения (справа)

при выполнении различной по характеру монотонной работы

I I

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 233

пресыщения оказались лица со слабой нервной системой и подвиж­ностью возбуждения, т. е. с характеристиками, отличающими холери­ческий тип темперамента. Кроме того, как и для монотононеустойчи-вых, для них характерно преобладание торможения по «внутреннему» балансу, т. е. низкая потребность в активности.

9.3. Состояние «эмоционального выгорания»

В конце XX в. большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессио­нального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учите­лей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).

Сущность феномена. Термин «эмоциональное выгорание» {burnout) ввел американский психиатр X. Дж Фрейденберг (1974) для харак­теристики психологического состояния здоровых людей, находящих­ся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмо­ционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально данный термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром (Maslach, 1982; Pelman, Hart-man, 1982). Последние из авторов, обобщив многие определения «вы­горания», выделяли три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая про­дуктивность. В контексте данной книги главный интерес, естествен­но, представляет первый компонент «выгорания».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.