Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 15 страница



208 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

выполняемая деятельность не давала умственной свободы от деятель­ности, привлекала к себе внимание и в то же время не предоставляла достаточных условий для размышления над этим заданием, не давала бы повода для творчества (Hacker, 1967). Это обусловливает, по Г. Бар-тенверферу (Bartenwerfer, 1957), «отдачу с суженным объемом вни­мания».

Но субъективная монотонность деятельности и ситуации может иметь место и без объективной монотонности. Она может быть обус­ловлена отношением человека к деятельности и ситуации. Роль мо­тивации для оценки ситуации отмечается многими авторами. Показа­но, например, что работа без знания ее результатов быстро приводит к снижению интереса к ней (Fraser, 1958). Наоборот, заинтересован­ность в работе и полнота обратной связи, получаемой человеком, не дают проявиться субъективной монотонности даже в случае объек­тивной монотонности труда.

Механизмы развития монотонии

Состояние монотонии рассматривается мною как эмоциональное (в отличие от ряда психологов и физиологов, которые рассматривают его с других позиций), а именно — как операциональное состояние. Например, психологическое объяснение состояния монотонии, дан­ное Бартенверфером, состоит в том, что монотонная работа приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и вследствие это­го снижению психической активности мозга. По существу, это пони­мание состояния монотонии как психического утомления.

Той же «психоэнергетической» концепции, связанной с истощени­ем психической энергии в процессе волевого поддержания внимания при однообразной работе, придерживались и другие авторы (Winkler, 1922; Poffenberger, 1942). Если кратко характеризовать приведенную точку зрения на механизм развития состояния монотонии, то она сво­дится к следующему: монотония — это следствие перенапряжения внимания. Дж. Бармак (Barmack, 1937) видел причины монотонии в том, что вегетативная система не обеспечивает в должной мере работу нервной и мышечной систем. Отождествление состояния монотонии с утомлением присутствует и в более поздних работах (Bornemann, 1961; Schmidtke, 1965).

Надо отметить, что в это же время появлялись работы, в которых критиковался взгляд на монотонию как утомление. Г. Дюкер (Duker, 1931), например, установил; при повышении темпа работы чувство скуки не увеличивается, а уменьшается.

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 209

В отечественной литературе взгляд на монотонию как на операци­ональное состояние наиболее четко изложен М. И. Виноградовым (1966) и 3. М. Золиной (1967). Их объяснение основывается на пред­положении И. П. Павлова, что воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому ис­тощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга и проявляется в фазах парабиоза.

Однако все эти предположения не объясняют имеющиеся экспе­риментальные данные. В частности, эффект длительного воздействия раздражителя на одни и те же нервные клетки не объясняет, почему монотония возникает и при редких сенсорных стимулах1. Кроме того, при однообразной двигательной деятельности торможение должно развиваться первоначально именно в двигательных корковых цент­рах, что обнаружилось бы в снижении психомоторных показателей. Однако, поданным Е. В. Подобы (1960) и М. И. Виноградова (1966), в ряде случаев наблюдалось сокращение латентного периода сенсо-моторной реакции, что никак не свидетельствует о развитии в двига­тельных корковых центрах запредельного торможения. Следовательно, наряду с развитием торможения в определенных корковых центрах (о чем свидетельствует нарушение дифференцировок при развитии стадий парабиоза) наблюдается и усиление возбуждения в двигатель­ных корковых центрах. Следовательно, механизм развития состояния монотонии оказывается гораздо сложнее, чем предполагают цитиро­ванные выше авторы.

В. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972) связывают моно­тонию с развитием угасательного торможения. Однако конкретная причина развития именно этого вида торможения авторами не обсуж­дается. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей. Однако вли­яние привыкания на кору головного мозга осуществляется не прямо, а опосредованно, через ретикулярную формацию. Будучи местом

1 В связи с этим Л. П. Степанова и В. И. Рождественская (1986) выделяют монотонию однообразия и депривапионную монотонию. Первая, согласно их данным, проявля­ется в основном в изменениях физиологических показателей работоспособности и меньше — в ощущении усталости; вторая же, наоборот, проявляется преимуществен­но в ощущении усталости и в меньшей степени — в физиологических показателях. Смущает, однако, что речь идет об усталости, а не о скуке.

14-141.3

210 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

конвергенции сенсорных путей, ретикулярная формация получает от всех афферентных путей потоки импульсов, которые здесь перераба­тываются, суммируются и по неспецифическим афферентным путям передаются дальше в кору головного мозга.

В этом отношении взгляды М. Гайдера (Haider, 1962) и В. Хакера (Hacker, 1967) на механизмы возникновения монотонии выглядят более убедительно. Они видят физиологическую основу снижения психической активности при монотонии в нейрофизиологических механизмах восходящих влияний ретикулярной формации на кору головного мозга. Гайдер сформулировал «дезактивирующую теорию» монотонии. По мнению Хакера, сужение объема внимания и его кон­центрация на узком круге объектов уменьшает активирующее влия­ние ретикулярной формации на кору.

Следует, однако, заметить, что снижение активирующего влияния на кору головного мозга будет как в случае поступления в ретикуляр­ную формацию редких раздражителей, так и в случае уменьшения силы раздражителя при привыкании к нему, исчезновении фактора новизны. В исследовании Г. Дюрупа и А. Фессарда (Durup, Fessard, 1936) было показано, что всякий новый стимул вызывает на электро­энцефалограмме появление потенциалов быстрого ритма и неболь­шой амплитуды, которые сменяют медленные колебания, характер­ные для более низкого уровня бодрствования (альфа-ритм). Если же один и тот же стимул предъявляется с постоянным интервалом, то его активирующий эффект постепенно уменьшается, вплоть до полного прекращения блокады альфа-ритма. И наоборот, реакцию блокады альфа-ритма получить тем легче, чем больше стимул пробуждает вни­мание человека.

В центральной нервной системе имеются специальные нейроны, обнаруживающие свойства угасания реакций, или привыкания. Они расположены и в коре головного мозга. Но больше всего этих «нейро­нов новизны» именно в ретикулярной формации. Показано, что боль­шинство клеток ретикулярной формации обладают свойством быст­рого привыкания к повторной стимуляции (Horn, Hill, 1964, и др.). Таким образом, имеется целый комплекс фактов, дающих основание связывать возникновение торможения (снижение уровня активации) корковых центров с уменьшением реактивности неспецифических структур ретикулярной формации и, как следствие, уменьшением ее активирующего влияния на кору головного мозга.

При исследовании механизмов развития монотонии я со своими учениками во главу угла поставил субъективные переживания чело-

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 211

века — апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной ра­боты. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. снижения силы мотива, пре­вращения его из положительного в отрицательный, в желание прекра­тить работу.

Подчеркну, что речь идет именно о скуке, а не об усталости, как это имеет место в работе В. И. Рождественской и И. А. Левочкиной. Дело в том, что в их исследовании жалобы испытуемых на изменение со­стояния фиксировались через 30-минутные временные промежутки, заданные экспериментатором. Это могло привести к искажению ис­тинной картины развивающегося состояния монотонии (оно могло появиться раньше, а через 30 мин на монотонию уже могло наслоить­ся утомление). В экспериментах, проведенных мною с сотрудниками, применялся другой способ хронометража: испытуемые сами сразу сообщали о появлении у них апатии или скуки, не дожидаясь оконча­ния определенного временного интервала. Это позволило не только получать истинную картину развивающегося состояния монотонии, но и точнее определять время его появления, что особенно важно при сравнении устойчивости разных людей к фактору монотонности и вли­яния на эту устойчивость различных факторов.

До недавнего времени переживание скуки обозначалось как чув­ство утомления, возникающее вроде бы беспричинно (Леман, 1967). На самом деле причина этого переживания все же обозначается. Это равномерные монотонные звуковые воздействия, нахождение в тем­ном и тихом помещении и т. п. Конечно, ощущение усталости и пере­живание скуки — разные психологические явления.

Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том осно­вании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая мо­жет возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. Подоб­ное деление спорно. Скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и по­тери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не раз­витием запредельного торможения в двигательных центрах, а возник­новением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообра­зии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной. Как показано в исследовании Н. Е. Высотской с соавторами (1974), при появлении у человека скуки возрастает мышечная сила, подсознательно увеличивается теми работы,

14*

212 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

сокращается время простой сенсомоторнои реакции, возрастает тонус напряжения мышц, в сторону возбуждения сдвигается «внутренний» баланс, связанный с двигательной активностью человека. Изложен­ное свидетельствует о том, что развитие состояния монотонии связа­но с ростом возбуждения в двигательных корковых центрах. Все это происходит с параллельным развитием торможения на другом уров­не управления, связанном с приемом и переработкой информации. Свидетельством тому служат увеличение времени сложной (диффе-ренцировочной) реакции и «центральной задержки», ухудшение вни­мания, сдвиг «внешнего» (эмоционально-мотивационного) баланса в сторону торможения. Наряду с этим реакция на однообразие раздра­жителей проявляется в усилении парасимпатических влияний: сни­жаются частота сердечных сокращений и артериальное давление, уменьшается потребление кислорода, снижаются энерготраты на ки­лограмм веса тела, отмечается небольшой сдвиг рН вправо (Hacker, 1967; Высотская с соавт., 1974; Замкова с соавт., 1981; Фетискин с со-авт., 1984).

Можно полагать, что все перечисленные сдвиги означают снижение уровня активации, а при работе в основном сенсорного характера — уровня бодрствования. Последнее видно из исследования труда шо­феров, осуществляющих дальние перевозки. Е. Брамсфельд и Г. Янг (Bramesfeldjung, 1932), а также Г. Бартенверфер (Bartenwerfer, 1955) показали, что в условиях езды по однообразным дорогам у водителя возникает сумеречное состояние сознания, снижается внимание, иногда до такой степени, что он ничего не видит, хотя глаза остаются откры­тыми. В реальных условиях водитель, находясь в таком гипнозоподоб-ном состоянии, может даже проехать большое расстояние, автомати­чески контролируя управление машиной. Однако быстрота реагиро­вания на внешние раздражители у него значительно снижается. И хотя водитель ясно различает приближающуюся опасность, мгновенная сознательная реакция становится для него невозможной. В услови­ях лабораторных экспериментов испытуемые сообщали, что времена­ми они впадали в дремотное состояние и даже засыпали на короткое время.

В ряде исследований, проведенных во Франции и США, было по­казано возникновение галлюцинаций у водителей грузовиков даль­него следования. После нескольких часов пути они начинают видеть различные образы, например больших красных пауков на смотровом стекле, несуществующих животных, перебегающих дорогу, и т. п.

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 213

Об аналогичных явлениях у летчиков во время длительных ноч­ных полетов сообщают Л. П. Гримаки В. А. Пономаренко (1971). Лет­чики перестают ощущать себя управляющими самолетом, видят себя вне кабины самолета, свободно плывущими в пространстве. Через несколько секунд они вздрагивали, приходили в себя и хватались за рычаги управления.

Итак, именно однообразие впечатлений (а не действий, как пола­гают физиологи) и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии. Например, по данным Фетискина (1972), более монотонной для рабочих прессового производства Вол­жского автозавода была работа на крупных прессах, а не средних, так как на первых рабочие операции были более простыми и выполнялись в меньшем темпе. К такому же выводу по данным субъективного от­чета рабочих пришли К. Д. Шафранская и Т. И. Сытько (1987), про­водившие исследования на прессово-рамном заводе Камского автомо­бильного объединения.

Целостная картина психологических и физиологических сдвигов, возникающих при состоянии монотонии, становится ясной, если рас­сматривать данное состояние с позиций системного подхода. В моем представлении эта картина следующая (рис. 9.1).

Переживание скуки вызывает желание прекратить работу. Ответ­ной реакцией на это является усиление влияния парасимпатической части вегетативной нервной системы, «ведающей» состояниями ком­форта, покоя, расслабления, что выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений, в падении кровяного давления и прочих веге­тативных изменениях.

Возникшие неблагоприятные для продолжения работы сдвиги за­пускают механизмы саморегуляции, противоборствующие дальней­шему углублению данного состояния, причем происходит это подчас неосознанно. Усиливается возбуждение в двигательной системе, в ре­зультате чего повышаются темп работы и степень напряжения (мы­шечная сила), укорачивается время простой сенсомоторной реакции, происходит более сильная тонизация корковых клеток и мотиваци-онной сферы человека.

Можно было бы предположить, что высокий уровень возбуждения в двигательной системе при развитии монотонии — следствие «вра-батывания» при физической деятельности, а не механизм саморегу­ляции функциональной системы. Однако такое же повышение воз­буждения в двигательной системе обнаружено и при выполнении умственной работы.

214 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Рис. 9.1. Схема развития состояния монотонии как системной реакции

В пользу того, что изменение уровня активности двигательной си­стемы является приспособительным механизмом, регулирующим сте­пень активированное™ корковых уровней, связанных с мотивацией, свидетельствуют и факты, полученные при изучении состояния пси­хического пресыщения (Фетискин с соавт., 1974). При развитии дан­ного состояния, связанного с чрезмерным возбуждением в мотиваци-онно-эмоциональном уровне регуляции, уровень возбуждения в дви­гательной системе у большинства испытуемых снижается. Очевидно, это служит защитным механизмом, уменьшающим тонизацию психи­ческих уровней, и без того перевозбужденных.

Таким образом, изменения, происходящие при развитии подобно­го эмоционального состояния, можно представить в виде функцио­нальной системы, в которой различные субсистемы выполняют раз­личные функции. Одни субсистемы реагируют специфическим обра­зом на воздействующий на психику человека эмоциональный фактор (развивается торможение на эмоционально-мотивационном уровне

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 215

Точки измерения

Рис. 9.2. Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) при монотонной физической и сенсорной работе

регулирования), другие субсистемы активизируются, чтобы ослабить воздействие фактора, вызывающего данное состояние (усиление воз­буждения двигательной системы и тонизации коры головного мозга). В результате изменения нейродинамики во время состояния моното­нии обеспечивают у человека большую устойчивость к монотонному фактору (Фетискин, 1972а, 1974).

Конечно, действие механизмов адаптации к изменившейся ситуа­ции, направленных на сохранение гомеостатичности организма и лич­ности в целом, небеспредельно. В какой-то момент времени при не­прекращающемся воздействии факторов данные механизмы иссяка­ют и развиваются более глубокие и устойчивые изменения функции. «Острое» состояние монотонии переходит в «хроническое» (перма­нентное).

Описанная картина изменения психических и физиологических показателей была выявлена при физической и сенсорно-интеллек­туальной работе, осуществляемой как в лабораторных, так и в есте­ственных условиях (на производстве, во время тренировочных заня­тиях спортсменов, учебной деятельности школьников и студентов). Таким образом, при разных видах монотонности механизмы разви­тия состояния монотонии по существу одинаковые (Ильин, 1981) (рис. 9.2, 9.3).

216 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Фон   Врабатывание Монотония Точки измерения

Рис. 9.3. Энерготраты при монотонной физической и сенсорной работе

На основании вышеизложенного я не могу согласиться с утверж­дением Асеева о необходимости разделения монотонии на двигатель­ную и сенсорную в связи с тем, что, как полагает автор, при двигатель­ной однообразной работе возникают утомление и переутомление, а при сенсорной — психические состояния. Я с моими учениками не наблю­дал такого разделения в проведенных исследованиях.

Монотония и утомление

Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния моно­тонии оно рассматривалось многими авторами как состояние психи­ческого утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так, Г. Верной (Vernon, 1924), один из корифеев английской психологии труда, писал, что чувство моно­тонности иногда не зависит от усталости, и монотония и утомление — два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной ра­боте приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким обра­зом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» (с. 89). Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Левитов (1964). Справедли­вость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н. П. Фе-

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 217

тискина(1972), Н. Е. Высотской с соавторами (1974), Н. П. Фетиски-на, Е. П. Ильина, Н. Е. Высотской (1974).

Отличить эти два состояния можно по следующим признакам:

1. Утомление — не специфическое следствие монотонной работы, оно развивается при любой по характеру и длительности работе.

2. Состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление мо­жет возникнуть и без состояния монотонии.

3. Утомление исчезает в период отдыха постепенно, монотония же — быстро; перемена темпа деятельности (даже его увеличение) при­водит к быстрому снятию монотонии, при утомлении увеличение темпа еще больше снижает работоспособность.

4. Утомление быстрее вызывается тяжелой работой, монотония — легкой.

5. Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы различны при утомлении и монотонии: в первом случае пульс и кровяное давление увеличиваются, во втором — снижаются.

6. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же они возрастают.

7. Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсо-моторной реакции, а время простой реакции либо остается неиз­менным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивает­ся время обеих реакций.

8. Если при монотонии сдвиг, в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблю­дается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах.

Факторы, определяющие устойчивость человека к воздействию монотонности труда. На устойчивость к действию монотонности вли­яют как индивидные, так и личностные особенности человека. А. Кирн (Kirn, 1960) выделил «монотонофильных» и «монотонофобных» лиц. Первым монотонная деятельность даже нравится, потому что «во вре­мя нее можно думать о своем». Вторые монотонную работу не перено­сят, стараются ее избегать. Однако почему одни лица «монотонофи-лы», а другие — «монотонофобы», автор не раскрывает. Эти причины были выявлены в последующих, в основном отечественных, исследо­ваниях.

218 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

Точка зрения-26

Уже в первых исследованиях, посвященных проблеме монотонности, в част­ности в работах Г. Мюнстерберга, Г. Винклера (1922), С. Уайта (1927), С. Уайта и И. Лангдона (1937), было показано, что субъективное отноше­ние к монотонной деятельности и степень подверженности ее влиянию неодинаковы у разных людей.

К. К. Платонов и Н. Г. Валентинова описывают три основные группы ра­бочих по характеру их реакции на монотонность труда. Для первой группы типична спокойная, положительная реакция на одно­образие. Представителям этой группы нравится простая повторяющаяся работа.

Ко второй группе относятся люди, которым монотонная работа не нравит­ся. Они не могут приспособиться к ней и тяготятся ею, очень часто жалу­ются на однообразие и утомительность труда.

И наконец, в третью группу входят лица, у которых сама по себе работа не вызывает каких-либо положительных или отрицательных эмоций, но она их устраивает, поскольку позволяет заполнять образующийся в сознании «вакуум» интересными и нужными мыслями (например, думать о домаш­них или учебных делах). В этой последней К. К. Платонов выделяет две подгруппы лиц, которые выполняют монотонную работу даже с удоволь­ствием. Одна подгруппа — это пожилые женщины, для которых такая работа соответствует «вязанию чулка», когда «вакуум сознания», свой­ственный ей, заполняется посторонними мыслями о домашних делах. Вто­рая подгруппа — это молодежь, учащаяся без отрыва от производства и занимающая «вакуум сознания» повторением учебных заданий, усовер­шенствованием в иностранном языке и т. д. (Асеев, 1974, с. 40—41).

Влияние свойств нервной системы и темперамента. Во многих ис­следованиях показана роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в устойчивости людей к однообра­зию деятельности.

В. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972). Ю. В. Бушев и Ю. А. Рябчук (1981) продемонстрировали, что с монотонной работой (вследствие большей устойчивости к фактору монотонности) лучше справляются лица со слабой нервной системой, чем с сильной. Одна­ко устойчивость к монотонии определяется не только этой типологи­ческой особенностью. Н. П. Фетискин (19726) выявил типологиче­ский комплекс проявления свойств нервной системы у монотоноустой-чивых субъектов: слабая нервная система, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. У лиц с данным типологи­ческим комплексом состояние монотонии появляется намного позже,

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 219

Рис. 9.4. Время появления монотонии у лиц с различными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы

чем у лиц с противоположным типологическим комплексом, т. е. с сильной нервной системой, с подвижностью возбуждения, с преоб­ладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием тор­можения по «внутреннему» балансу (рис. 9.4).

С. Уайт и И. Ленгдон (Wyatt, Langdon, 1937) пришли к выводу, что к однообразной работе более склонны люди, обладающие терпением и флегматическими чертами темперамента. В. Ф. Сопов (1977) вы­явил, что при тренировке выносливости в беге лучше справляются с однообразной монотонной работой те, у кого имеются высокая тре­вожность, интроверсия, доверчивость, подчиняемость, потребность в избегании неудачи. Г. Бартенверфер (1957) и К. В. Крупецкий (1997) отмечают, что хуже переносят монотонность экстраверты.

Влияние образовательного уровня. Чем выше образовательный уро­вень человека, тем более высокие требования он предъявляет к содер­жанию своей деятельности и тем труднее ему переносить однообраз­ную и простую деятельность. Это объясняет данные Н. Г. Валентино­вой (1963), которая выявила, что лица с низким образовательным уровнем выражают удовлетворение однообразной работой, в то вре­мя как лицам со средним образованием эта работа кажется неинтерес­ной и утомительной.

Правда, в ряде случаев уровень образования приравнивается к уров­ню развития интеллекта, в связи с чем делается вывод, что монотонная

220 Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний

работа лучше воспринимается интеллектуально неразвитыми людь­ми (Viteles, 1924; Wyatt, 1927; Missiuro, 1947). Такой подход Левитов считает упрощенным и неверным. Он полагает, что умственно разви­тый человек переживает монотонность в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости такой работы и может лучше акти­визировать свою деятельность, усматривая в однообразном разнооб­разное. Мне представляется, что это мнение Н. Д. Левитова слишком оптимистично. Во-первых, для того чтобы отдавать себе отчет в необ­ходимости той или иной работы, не требуется ни большого ума, ни высшего образования Во-вторых, умение усматривать в однообраз­ном разнообразное присуще только высококвалифицированным спе­циалистам, малоквалифицированный рабочий этого сделать не может и становится, как писал В Хакер, жертвой бесстимульного безразличия. Как бы то ни было, но точка зрения С Уайт а не получила подтверж­дения в исследованиях П Смит (Smith, 1955) и Г Бартенверфера (Bartenwerfer, 1957). П. Смит даже установила противоположные со­отношения: менее монотоноустойчивыми швеями оказались лица с более низким интеллектом, хотя разница между группами с различ­ным интеллектом была и недостоверной.

Влияние профессионального уровня. В некоторых исследованиях отмечается влияние уровня квалификации работников на монотоно-устойчивость Однако и здесь нет единства мнений Одни авторы свя­зывают эту устойчивость с низким уровнем квалификации работни­ков В других работах (Рябинина, 1971, Соболев, Степанова, 1975) указывается на большую подверженность монотонности молодых и, как правило, неквалифицированных рабочих Возможно, это связано с тем, что среди молодых еще много лиц с низкой монотоноустойчи-востью, которые не успели отсеяться.

Влияние рабочей установки. Показательны данные, полученные Н. Е. Высотской с соавторами (1974): в первые дни недели (понедель­ник, вторник), когда происходит «врабатывание», состояние моното-нии наступает раньше, чем в середине недели (рис. 9 5). У школьни­ков в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы это состояние наступает значительно раньше, чем в учебные дни недели (Фетискин, 1981).

Влияние физической тренированности. Фетискин (1974а) устано­вил, что устойчивость к однообразной физической деятельности у спортсменов с небольшим стажем выше, чем у спортсменов-новичков.

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке 221

Это можно объяснить возникновением по мере повышения трениро­ванности неспецифической устойчивости к неблагоприятным факто­рам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отношению к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т п.

Влияние мотивации. В той же работе Фетискина был выявлен и дру­гой факт, на первый взгляд противоречащий вышеизложенной зако­номерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устой­чивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет Здесь, однако, надо учесть различия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастер­ства создает и повышенный мотив, в результате чего они тренируют­ся увлеченно, о чем свидетельствует и то, что они замечают моното-нию, только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности снижена (проявление психического, или эмоционального, «выгора­ния»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости Жалобы на монотонию у них появ­ляются задолго до появления усталости.

В другой работе Фетискин (1999) изучал на группе студентов за­висимость времени появления состояния монотонии от нейтрально­го, развивающего (развитие психомоторики), творческого мотивов и мотива долга. Раньше состояние монотонии появлялось при первых двух мотивах, позже всего — при мотиве долга. Очевидно, эти различия объясняются значимостью предлагавшихся мотивов для испытуемых.

Рис. 9.5. Время возникновения состояния монотонии в разные дни недели у рабочих конвейерного производства Волжского автозавода



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.