Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. П. Ильин 13 страница



Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 175

В противоположность стыду вина не зависит от реального или пред­полагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание ви­ны вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и сни­жением самооценки. По мнению Осьюбела, вина является разно­видностью «морального стыда». Таким образом, получается, что стыд является родовым феноменом, а вина — видовым, т. е. ниже рангом в классификации.

Г. Льюс (Lewis, 1971) видит следующее различие между стыдом и виной: эмоция стыда играет существенную роль в развитии депрес­сивных заболеваний, а эмоция вины вызывает обсессивно-компуль-сивный невроз и паранойю. Однако ряд авторов не согласны с данной точкой зрения.

Разделяя переживание стыда и вины, Изард пишет, что стыд вре­менно затуманивает рассудок, а вина, напротив, стимулирует мысли­тельные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинно­сти и рассмотрением возможностей для исправления ситуации. По­лучается, что сначала возникает вина (неизвестно почему), а потом осознается причина вины — проступок. И это не единственная неяс­ность в описании Изардом данного чувства. Так, он называет вину то эмоцией, то чувством, говорит о ситуации вины, хотя логичнее было бы говорить о ситуации проступка.

Детерминация вины. Очевидно, что переживание вины связано с фор­мированием у человека нравственных норм поведения (совести), с развитием его как личности, хотя некоторые авторы считают, что это формирование имеет под собой биологическую (генетическую) осно­ву (Eibl-Eibesfeldt, 1971; Mowrer, 1960). Осьюбел выдвинул три пред­посылки развития эмоции вины:

1) принятие общих моральных ценностей;

2) их интернализация;

3) способность к самокритике, развитая настолько, чтобы восприни­мать противоречия между интернализированными ценностями и реальным поведением.

Он предполагает существование общекультурных механизмов усвоения вины, что связано с одинаковыми взаимоотношениями меж­ду родителями и ребенком, необходимостью лишь минимума навы­ков социализации ребенка, имеющихся в каждой культуре, и опреде­ленной последовательностью этапов когнитивного и социального раз­вития. Предпосылкой воспитания совести и чувства вины является

176 Раздел III. Психические состояния

желание родителей и всего общества воспитать у подрастающего по­коления чувство ответственности.

Причиной для переживания вины могут служить как совершен­ные, так и несовершенные действия (бездействие), когда в данной ситуации они были бы уместны и необходимы.

Фейрес (Phares, 1976) выявил, что интерналы в своих неудачах винят себя и испытывают более сильные стыд и вину, чем экстерна-лы. Это связано, по Дж. Роттеру (Rotter, 1966), с тем, что интернала­ми, т. е. с людьми с внутренним локусом контроля, являются субъек­ты, полагающие, что сами управляют своей судьбой, а экстерналами, т. е. людьми с внешним локусом контроля, — субъекты, уверенные, что все происходящее с ними от них почти не зависит.

Иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству. М. Льюс (Lewis, 1992) считает, что самый простой способ избавиться от чувства вины — смириться с ним и дать ему постепенно угаснуть.

Глава 7

Коммуникативные эмоциональные состояния

7.1. Веселье

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова веселье определяется как беззаботно-радостное настроение, выражающееся в склонности к за­бавам, смеху. Однако не всякая забава вызывает эмоцию веселья. За­бавой может быть и серьезная игра (например, в шахматы) и вообще любое интересное времяпрепровождение. Когда же говорят о веселье, то имеют в виду особый вид забавы, связанный с шутками, дураче­ством, т. е. со странными, озорными, глупыми выходками, несерьез­ным поведением. Такое поведение связано с юмором, т. е. беззлобно насмешливым отношением к кому- или чему-нибудь.

А. Л. Гжевская. Веселая минутка

J 2-1-I13

178 Раздел III. Психические состояния

Часто веселье и смех возникают по пустяковым поводам, напри­мер когда ребенку показывают «козу», и он ожидает щекотки. Веселье и смех могут доходить до величины аффекта, проявляясь в гомери­ческом (т. е. необычайной силы, неудержимом — подобно смеху бо­гов в поэме Гомера «Илиада») хохоте. Реакция веселья может появить­ся у человека в состоянии алкогольного опьянения и в начальной ста­дии наркоза.

Веселое настроение выражается кроме упоминавшегося смеха в об­щем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

7.2. Смущение

Сущность понятия. Смущение (состояние застенчивости) определя­ют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним не­знакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся за мать. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их челове­ка. Характерным для смущения считается закрывание лица руками или наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обы­денной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение

может вызываться как неудачей в ка­ком-нибудь деле, так и удачей.

Смущение стало предметом систе­матических исследований сравни­тельно недавно. Например, показано, ; что самая большая степень смущения „ наблюдается, если человек терпит не­удачу в группе. При неуспехе в оди-. ночной ситуации смущение бывает , выражено слабо вследствие предпола-N гаемого отсутствия других (Modiglia-ni, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застен­чивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая ? (Crozier, 1986). Правда, В. Крозьер от-1 мечает, что у таких людей есть пробле-Смущение                 мы в общении с незнакомцами, что

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния 179

делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным.

Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой — страха перед социальным взаимо-    , действием. Поэтому Э. Шостром                ' *

называет стеснительность странной          ^

эмоцией, которая обозначает одно­временно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В резуль­тате она мешает человеку, ограни­чивая его свободу.

Причины смущения. П. Пплконис

и П. Знмбардо (Pilkonis, Zimbardo,

1979) опросили молодых людей о |

причинах, вызывающих застенчи- г

вость, неловкость (табл. 7.1).              в Е Маковский. объяснение

Типы смущения. Изард выделяет

два типа смущения — социальное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При вто­ром типе основной проблемой'является субъективное чувство дис­комфорта, само переживание смущения. Мне представляется такое деление несколько искусственным: ведь первое не исключает второго. Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личности, называемое застенчивостью.

7.3. Стыд

Одним из проявлений смущения является стыд. О нем писал еще Ари­стотель в «Риторике» (гл. VI, §1): стыд — это такое неприятное чув­ство, которое ведет к дурной славе. Он отметил важный момент в по­нимании природы стыда: никто не стыдится младенцев и животных, и стыд, ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряет­ся с тем уважением, которое мы имеем к их мнению. Известно, что римляне и римлянки не стыдились своих рабов. Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своем действии,

12*

180 Раздел III. Психические состояния

Таблица 7. 1 Частота встречаемости причин, вызывающих застенчивость
Причины Процент студентов, отметивших данную причину
Ситуации  
Когда я в центре внимания большой группы (например, при публичном выступлении) 72,6
Большая компания 67,6
Более низкий статус 56,2
Ситуация общения вообще 55,3
Новая ситуация вообще 55,0
Ситуация, требующая твердости 54,1
Когда меня хвалят 53,2
Когда я в центре внимания малой группы 52,1
Небольшая группа 48,5
Наедине с человеком другого пола 48,5
Ситуация уязвимости (необходима помощь) 48,2
Небольшая группа, ориентированная на выполнение определенного задания 28,2
Наедине с человеком того же пола 13,8
Другие люди  
Незнакомые 69,7
Группа противоположного пола 62,9
Люди, превосходящие меня по знаниям 55,3
Люди, превосходящие меня по своему положению 39,7
Группа того же пола 33,5
Родственники 19,7
Люди старшего возраста 12,4
Друзья 10,9
Дети 10,0
Родители 8,5

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния 181

которое подлежит осуждению со стороны других. Но и Аристотель, и Спиноза, как отмечает Ушинский (1974), не отличали стыд от рас­каяния, а между тем, считает он, различия между ними весьма суще­ственные: «Раскаиваться мы можем и тогда, когда уверены, что никто не узнает о нашем поступке, и не имея в виду мнения других людей; стыд же при таком условии невозможен. Еще яснее выражается раз­личие между раскаянием и стыдом в той борьбе между этими двумя душевными состояниями, которую мы нередко можем заметить и в се­бе, и в других. Весьма обыкновенно то явление, что чувство стыда побуждает человека скрывать свой поступок, а чувство раскаяния по­буждает открыть его» (с. 409).

Изард (2000) считает, что стыд — это осознание собственной не­умелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативными пе­реживаниями — огорчением, беспокойством или тревогой Данное определение стыда мне представляется неправильным. Осознание собственной неумелости — это лишь повод для возникновения эмо­ции стыда, а не сам стыд, а основное негативное переживание при сты­де — не огорчение и не беспокойство, а смущение. Не забив гола из трудного положения, футболист не испытывает стыда, но огорчается. Стыд у него может появиться в том случае, если он не попадет в пус­тые ворота с близкого расстояния, что сумел бы сделать и новичок в футболе. Точно так же, вопреки утверждению Изарда, не всякий про­игрыш ведет к неловкости, к стыду.

Стыд — это сильное смущение от сознания совершения предосу­дительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в ре­зультате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд — это унизительное переживание, или, как пишет С. Томкинс (Tomkins, 1963)! внутреннее мучение, болезнь души

Феноменология стыда

При стыде все сознание человека сфокусировано на том чувстве или положении (ситуации), в котором он оказался Ему представляется, что все, тщательно скрываемое им от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение и он оказался нагим, беззащитным, беспомощным. Человеку кажется, что он стал объектом презрения и насмешек. От этого человек теряет присутствие духа, го­ворит нелепые вещи вследствие временной неспособности мыслить логически, теряет дар речи, заикается, не в состоянии выразить словами

182 Раздел III. Психические состояния

свои переживания, страшно гримасничает, становится неуклюжим. Неожиданную потерю самоконтроля при стыде отмечает и Эриксон (Erikson, 1950). Поэтому стыд может вызывать отчаяние или гнев, которые иногда сопровождаются слезами. Как пишет Изард, человек «сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести» (2000, с. 346).

Внешним выражением стыда может быть опускание головы и век (иногда глаза совсем закрыты, а иногда «бегают из стороны в сторо­ну» или часто мигают; поэтому Аристотель приводит греческую по­словицу «стыд живет в глазах»), отведение взгляда (а если человек этого не делает, то в народе говорят «бесстыжие глаза»), отворачива­ние лица в сторону. Человек испытывает стремление сжаться, сделать­ся маленьким, незаметным, «провалиться сквозь землю».

Типичным выражением стыда Дарвин считал покраснение лица. Однако многие люди, испытывая стыд, не краснеют. Очевидно, имеет значение индивидуальная вегетативная реакция, преобладание сим­патического или парасимпатического реагирования. Кроме того, по­казано, что у детей и подростков покраснение наблюдается чаще, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что с возрастом человек на­учается контролировать экспрессию своих эмоций.

Помимо покраснения лица переживание стыда сопровождается и другими вегетативными изменениями. Люди, пережившие его, отме­чают, что у них наблюдались учащение пульса («колотящееся серд­це»), перебои дыхания, специфические ощущения в животе (Zimbardo etal., 1974).

Порог эмоции стыда обусловлен тем, насколько чувствителен чело­век к отношению и мнению о нем окружающих.

1. Стыд может иметь следующие причины. Критика, презрение, на­смешка со стороны других или себя самого.

2. Осознание того, что высказанное или совершенное неуместно, не­правильно или неприлично в данной ситуации.

3. Чрезмерная или неуместная похвала, о чем писал еще Дарвин. Правда, здесь нужно учитывать, что стыд вызовет лишь та похва­ла, которая воспринимается самим субъектом как незаслуженная. В противном случае похвала вызовет лишь смущение, сочетающе­еся с радостью, но не стыд.

4. Раскрытый обман.

5. Грязные, аморальные мысли.

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния 183

6. Переживание за дорогого и любимого человека, попавшего в не­ловкую для него ситуацию или совершившего проступок.

7. Несостоятельность человека в той или иной ситуации, невыпол­ненные обещания и обязательства.

8. Негативное представление о какой-то своей особенности (полно­те, длинном носе, оттопыренных ушах), привлекшей внимание других; при этом негативное представление об одной черте легко генерализуется до представления о своей личности в целом.

С точки зрения X. Льюис (Lewis, 1971), универсальной предпосыл­кой стыда является невозможность соответствовать своему идеально­му Я. Переживание стыда, отмечает она, возможно лишь на фоне эмо­циональной связи с другим человеком, причем с таким, чье мнение и чьи чувства имеют особую ценность.

Природа стыда

Является ли стыд самостоятельной эмоциональной единицей или же модификацией другой базовой эмоции или эмоционального состоя­ния — страха, тревоги, печали? Если рассматривать его как соци­альную эмоцию, то более правомочна вторая точка зрения; если же признать стыд биологической эмоцией, то верной должна быть пер­вая точка зрения. Но тогда стыд должен быть и у животных, чему нет никаких прямых доказательств, хотя Дарвин полагал, что животные способны к проявлению смущения и стыда, и приводил примеры стыдливого и смущенного поведения собак.

Ушинский настаивал на врожденной природе стыда, и по этому поводу писал: «Отличив чувство стыда от чувства раскаяния и чув­ства совести... мы уже легко поймем, в чем состоит ошибка тех мысли­телей, которые, замечая, как различны предметы стыда у различных людей и различных народов, считают самый стыд за какое-то искус­ственное произведение человеческой жизни: не признают его за само­стоятельное, прирожденное человеку чувство, полагая, что чувство стыда образуется оттого, что человека стыдят тем, что признано по­стыдным в том или другом кругу людей, а не потому, что человеку врождено стыдиться. Это мнение, повторяющееся очень часто, ссыла­ется обыкновенно на те несомненные явления, что то же самое, чего стыдятся одни, нисколько не кажется постыдным для других, и даже одни часто хвалятся тем, чего другие стыдятся. Это явление действи­тельно не подлежит сомнению. Иной стыдится бездеятельности, другой стыдится труда и хвалится тем, что он ничего не делает. Один стыдится

184 Раздел III. Психические состояния

разврата, другой хвастает им, один стыдится женственности в харак­тере, другой самодовольно выставляет ее напоказ. Это явление разно­образия и часто противоположности предметов стыда выразится еще яснее, когда мы будем изучать различие и часто противоположность представлений, вызывающих это чувство у различных народов, и осо­бенно у народов, стоящих на различной степени образования. Трудно себе представить, что можно, например, стыдиться надеть платье, а между тем есть именно дикари, которые, не стыдясь своей наготы, сты­дятся платья, и есть другие, которые почитают за величайший стыд открыть свое лицо и оставляют открытым все тело или, считая за по­зор невиннейшие действия в глазах европейца, считают в то же время невинными действиями такие, от которых краснеет самый беззастен­чивый европеец...

Все эти факты, доказывая, что люди стыдятся не одного и того же, доказывают в то же время, что все люди чего-нибудь да стыдятся: вся­кий же стыдится того, что признается постыдным в кругу людей, мне­ние которых он уважает. Следовательно, предметы стыда даются че­ловеку историей и воспитанием, но самое чувство стыда дано ему при­родою.

Словом, от чувства стыда так же нельзя отделаться, как нельзя от­делаться от чувства страха. Самые понятия о предмете стыда могут быть страшно извращены, но стыд останется. И представления, воз­буждающие гнев и страх, также часто бывают различны и даже проти­воположны, но от этого и гнев, и страх не перестают считаться чув­ствами, общими всем людям и даже животным» (1974, с. 409-410).

Однако биологическая роль стыда в этом случае не вполне понят­на. Легче обосновать, что стыд является трансформированной в ре­зультате социализации биологической эмоцией страха (тревоги) за свое Я. С данной точки зрения стыд можно рассматривать как бо­язнь потерять самоуважение и уважение других (Ушинский упоми­нает о «чувстве какой-то тревоги в нервах»). Не случайно клиниче­ское понятие тревожности часто включает в себя застенчивость, а пре­зрение со стороны другого или самого себя так легко вызывает переживание стыда (как указывает Изард, последнее особенно харак­терно для японцев по сравнению с другими нациями — американца­ми, немцами, французами, шведами и др., что еще раз демонстрирует роль социальных факторов в проявлении этой эмоции). В соответ­ствии с такой трактовкой можно понять определение стыда А. Моди­льяни: стыд — это утрата ситуационного самоуважения.

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния 185

Появление стыда в онтогенезе

С. Томкинс считает, что стыд может переживаться уже младенцами в возрасте четырех-пяти месяцев, т. е. с того момента, когда они науча­ются отличать чужие лица от материнского. Вначале ребенок радует­ся любому появляющемуся перед ним лицу. Когда же он начинает рас­познавать незнакомые лица, эта радость прерывается, так как он узна­ет, что вместо матери он видит чужое лицо и что, следовательно, он напрасно радовался. По Томкинсу, это и является поводом для воз­никновения стыда. Если ребенок часто переживал такие неприятные ощущения, он постепенно понимает, что встреча с незнакомцем все­гда вызывает стыд. Гипотеза довольно смелая, но малоправдоподоб­ная. Вряд ли в таком раннем возрасте ребенок может переживать стыд. Да и позже ребенок может бояться незнакомого лица или смущаться при обращении к нему незнакомого человека (маленький ребенок пря­чется за мать), но с какой стати ему стыдиться? Он еще недостаточно социализирован и не знает «что такое хорошо, а что такое плохо». Это он еще должен узнать, усвоить установки, даваемые ему взрослыми. Взять хотя бы такой факт в познании друг друга мальчиками и девоч­ками как исследование половых органов у представителей противо­положного пола: 4-5-летние дети охотно демонстрируют их друг дру­гу, не испытывая при этом никакого стыда. Да и поведение взрослых нудистов тоже свидетельствует, что порог стыда устанавливается кон­кретным сообществом людей, т. е. социальными нормами поведения. По Томкинсу же, получается, что стыд чуть ли не генетически обус­ловлен.

Очевидно, переживание стыда не может появиться раньше, чем начнет формироваться образ Я. Этой точки зрения придерживается Хелен Льюис. В одном из исследований (Lewis et al., 1989) было уста­новлено, что признаки появления образа Я наблюдаются у детей лишь в возрасте 15-18 месяцев. Приблизительно этому же возрасту (22 ме­сяца) соответствует и появление первых признаков поведенческого паттерна неловкости и стыда, и то не у всех наблюдавшихся детей, а только у четверти из них. Отсюда Льюис с соавторами делают вы­вод, что переживание стыда базируется на чем-то вроде знания о самом себе. Вообще же вопрос об онтогенезе стыда остается белым пятном.

Роль стыда и его преодоление

Изард отмечает, что приспособительная роль стыда не так очевидна, как в отношении некоторых других эмоций. На первый взгляд эта эмоция имеет для человека только отрицательное значение. Однако

186 Раздел III. Психические состояния

это, как считает Изард, не совсем так. Он предполагает, что стыд мо­жет выполнять некоторые жизненно важные функции. Стыд делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих. Он убеждает членов коллектива, что данный человек восприимчив к кри­тике. Стыд способствует развитию и поддержанию конформности по отношению к групповым нормам. Он также способствует общитель­ности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма, и, таким образом, поощряет стремление к созданию положительных отноше­ний с другими людьми.

Изард предполагает, что стыд играет важную роль в половой жиз­ни. Несильно выраженная застенчивость женщин вызывает сексуаль­ное возбуждение мужчин и, возможно, уменьшает их агрессию в от­ношении женщин. Эмоция стыда заставляет искать уединения для сексуальных отношений, что способствует укреплению социального порядка и хармонии.

Фиксация внимания на себе во время стыда усиливает самокрити­ку, заставляет осознавать свои внутренние противоречия, что способ­ствует формированию более адекватного образа Я. Человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других.

Мне представляется, что стыд также играет роль «внутреннего» наказания и именно поэтому столь велико его значение в мотиваци-онном процессе. Избегание стыда может быть мощным мотиватором поведения. Угроза стыда, позора заставляла в прежние времена идти на дуэль, а в настоящее время дает людям силы во время войны пре­небрегать болью и идти на смерть. Во избежание стыда от своей ник­чемности человек начинает развивать собственные физические и нравственные качества, приобретать знания, овладевать умениями и профессией. Наконец, во избежание стыда человек культурно разви­вается, соблюдает правила приличия и гигиены и т. д.

В то же время не следует злоупотреблять стыдом в процессе вос­питания ребенка. Если ребенка часто стыдят или наказывают за про­явление стыда, у него развивается недоверие и боязнь людей. Чрез­мерные усилия ребенка, направленные на избегание стыда, могут при­вести к отгораживанию его от всех эмоций, что сделает его жестким и ограниченным. Последующие переживания стыда будут у него ис­ключительно интенсивными и психотравмирующими.

Преодоление стыда. Для борьбы со стыдом используются защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения (Льюис, 1971).

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния 187

Отрицание выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда: человек отрицает существование или значимость источника стыда. Он также может отрицать и само наличие у него стыда, но в дан­ном случае ему необходимо убедить себя в этом.

Подавление как механизм защиты состоит в том, что люди стара­ются не думать о смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с пе­реживанием стыда.

Самоутверждение заключается в следующем: человек путем раз­вития каких-то сторон своего Я пытается сделать себя более привле­кательным, чтобы отвлечь внимание от других своих недостатков (на­пример, маленького или слишком высокого роста), развивая интел­лект, достигая высот в спорте и т. д.

7.4. Презрение как эмоциональное состояние

Презрение как эмоциональное состояние — это социально обуслов­ленное отвращение к человеку, совершившему недостойный посту­пок. При этом человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает его в действиях, полных сарказма (злой иронии) или не­нависти. Спецификой такого состояния является то, что, возникнув ситуативно, оно не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство презрения.

Поскольку презрение является сложным по гамме переживаний, его мимика не сводится ни к экспрессии отвращения, ни к экспрессии гнева. Это комплексное пантомимическое выражение. Выражая пре­зрение, человек выпрямляется, слегка откидывает голову назад и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови и верхняя губа несколько приподняты (или уголки губ сжаты, что, по мнению П. Экмана и В. Фризена, 1986, является самым узнаваемым призна­ком презрения независимо от этнокультурных различий). Презрение может выражаться также «презрительной» усмешкой. Эмоция презре­ния по сравнению с гневом и отвращением характеризуется самым низким уровнем физиологического возбуждения. Это «холодная» эмо­ция, сопровождающаяся крайне незначительными изменениями ве-гетатики. Процесс общения с презираемым человеком приобретает черты надменности, а не просто снисходительности.

188 Раздел III. Психические состояния

7.5. Влюбленность как состояние

Влюбленность как состояние — страстное влечение к кому-нибудь. Это явно доминантное относительно устойчивое состояние. Влюблен­ный хочет постоянно находиться рядом с обожаемым объектом и ради этого может забросить все свои дела. Воображение влюбленного пе­реполнено объектом влюбленности до такой степени, что он переста­ет замечать не только окружающих, но и самого себя.

В период влюбленности ее объект кажется прекрасным и недости­жимым. Человек рисует в своем воображении красочный и прекрас­ный образ, который может вовсе не соответствовать действительности.

Со временем влюбленность из остро переживаемого состояния ли­бо превращается в любовь, т. е. в положительное, но лишенное страс­ти отношение к возлюбленному как ценному для него объекту, либо исчезает вообще.

И. М. Прянишников. Жестокие романсы

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния 189

Одним из механизмов ослабления переживания страсти при влюб­ленности является адаптация, привыкание к постоянно действующим раздражителям, впечатлениям.

7.6. Состояние ревности

Состояние ревности — это сложное мучительное эмоциональное со­стояние, связанное с подозрительным отношением человека к объек­ту обожания, с сомнением в его верности либо знанием о его неверно­сти. Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер (Hatfield, Walster, 1977) считают ущемленную гордость и осознание нарушения прав собственности.

Ревность — самая исключительная страсть в мире

(Ф. Достоевский).

В. В. Пукирев. Ревность

190 Раздел III. Психические состояния

Ревность переживается очень остро. Стоит только человеку пред­ставить, что его возлюбленный(ая) встречается с кем-то другим, как он начинает испытывать невыносимую душевную боль. В такие мо­менты человека пронизывает мысль, что он навсегда лишился чего-то очень ценного, что его бросили, предали, он никому не нужен, а его любовь оказалась бессмысленной. В подобном состоянии человек не способен вести себя рационально. Нередки аффективные вспышки ревности, могущие привести к трагическим последствиям. Состояние ревности преследует человека повсюду: «Как сон, неотступный и гроз­ный, мне снится соперник счастливый. И тайно и злобно кипящая ревность пылает, и тайно и злобно оружия ищет рука»1.

Вследствие ревности любовь переходит в ненависть. Тогда чело­век стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого. Подобная ненависть часто остается подавленной и проявляется в виде измывательства над возлюбленным.

А. Н. Волкова (1989) классифицирует реакции ревности по не­скольким основаниям, в том числе по типу переживания — активные и пассивные, по интенсивности — умеренные и глубокие, тяжелые.

Аффективные реакции выражаются в эмоциональном пережива­нии измены. Возникающее состояние сопровождается целой гаммой переживаний: разочарованием, печалью, обидой, стыдом, досадой, гне­вом, отчаянием, ненавистью и презрением к себе и партнеру, любовью и надеждой. В зависимости от типа личности аффективные реакции протекают на фоне меланхолической депрессии или гневной ажита­ции. Преобладание аффективных реакций наблюдается у людей ху­дожественного, истероидного, эмоционально-лабильного склада.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.