Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Савельев А.Н. 16 страница



Моссовет начал готовить новое решение по выборам, ко­торое было принято за основу 1 октября 1992 года. Верхов­ный суд России тем временем не удовлетворил кассацион­ную жалобу Моссовета и решением от 2 октября 1992 года оставил решение Мосгорсуда в силе. 6 октября Моссовет обжаловал указ Ельцина о назначении Лужкова в Конститу­ционном Суде. Ходатайство так и не было рассмотрено.

По логике Верховного Суда, решение о моратории на выборы предусматривает начало предвыборной кампании только после 1 декабря 1992 года. До принятия соответс­твующих законов вопрос о порядке выборов и отзыва мэра определяется Президиумом Верховного Совета, им же должны назначаться выборы мэра. Согласно ст. 183 Конс­титуции, до принятия специального закона о Москве на ее территории могут действовать не только законы РФ, но и другие нормативные акты.

26 октября 1992 года Моссовет повторным решением назначил выборы на 7 февраля 1993 года. Лужков обвинил Моссовет в попытке создать параллельную власть и под­рыве авторитета существующей законной власти. Он под­твердил свою готовность на одновременные выборы мэра Москвы и депутатов Моссовета («Известия», 28.10.92). Но дальнейших шагов в этом направлении не последовало. Для Лужкова выборы были смерти подобны. Он тогда еще не был уверен, что можно будет блокировать независимый от него и многочисленный депутатский корпус (одних депу­татов Моссовета - почти 500 человек, и все буйные!), из­бранный на свободных выборах.

Дальнейшая заминка была вызвана резким нарастани­ем напряженности, связанной с приближением срока окон­чания чрезвычайных полномочий Ельцина, опрометчиво выданных ему российскими депутатами. Эти полномочия спасли карьеру Лужкова, и в конченом итоге стоили россий­ским депутатам их полномочий, пресеченных в 1993 году силовым путем.

В начале декабря 1992 года кризис власти мог привес­ти к резкой смене обстановки. Лужков готовил митинги и демонстрации большегрузных автомобилей у Кремля, где проходил Съезд народных депутатов. 10 декабря 1992 года Съезд принял постановление «О главах администраций», в котором Советам предписывалось опираться на ранее при­нятый Закон «О выборах главы администрации». Таким об­разом, Моссовет смог 21 декабря принять новое решение, опирающееся на данное постановление. Заодно выборы были перенесены на 28 февраля.

Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов пытался заблокировать это решение, направив 22 декабря 1992 года депутатам Моссовета письмо, в котором просил пересмотреть решение сессии и не форсировать выборы до принятия Закона «О статусе столицы Российской Фе­дерации», намеченного на январь 1993 года. Его позиция поддерживалась моссоветовскими «деморосами», которые попытались предотвратить окончательное оформление ре­шения Моссовета и открыто призвали своих сторонников сорвать заседание сессии 23 декабря (не приходить или не регистрироваться с целью срыва кворума). «Деморосы» (по оптимистичным оценкам их самих - около 50 человек) заявили, что юридических оснований для выборов не пред­ставлено. Это противоречило действительности - на сессии раздавались десятки документов с комментариями профес­сиональных юристов.

30 декабря 1992 года прокурор Москвы опротестовал новое решение Моссовета. Робкий Геннадий Пономарев вновь обратил внимание на действие актов, принятых Пре­зидиумом Верховного Совета. Моссовет отклонил протест прокурора, дополнив свою аргументацию новыми сообра­жениями, а также обратившись к Верховному Совету с про­сьбой дать разъяснение по спорным моментам. 18 января Моссовету удалось провести решение об образовании ок­ружной избирательной комиссии, но вопрос о финансиро­вании выборов оставался открытым. Лужков уже наложил лапу на все финансовые институты города.

По логике Моссовета, он, согласно Конституции и зако­нодательству, не является местным Советом, за которым осуществляет надзор городская прокуратура. Москва - субъект Федерации, а Моссовет - орган государственной власти. Закон «О прокуратуре» обязывает прокурора го­рода осуществлять надзор только за местными представи­тельными органами. Протест же Моссовету может принести Верховный Суд или Конституционный Суд.

27 января 1993 года Мосгорсуд отменил новое решение Моссовета. Логика суда осталась прежней. По этой логике мэр не являлся главой администрации, Москва не являлась российским городом (здесь не действуют российские зако­ны), Моссовет не являлся органом государственной власти. Судебная коллегия Мосгорсуда во главе с судьей Е.А. Фо­миной по заказу мэрии решила быстро «обстряпать» дело, не обращая внимания на «мелочи». Процесс, имеющий ключевое значение для судьбы десятимиллионного города, был закрыт в два дня. Заседание проходило с грубейшими нарушениями. Судья Фомина вела себя развязно и нагло, демонстрируя представителям мэрии свою подобостраст­ную лояльность. Ни одно из заявленных ходатайств со сто­роны Моссовета удовлетворено не было. В том числе было отказано даже в такой мелочи, как предъявление удостове­рений личностей заседателей суда. А по другим вопросам отказано в приглашении адвоката, в перенесении заседания в более просторное помещение (где могла бы разместиться публика), в оформлении зала государственной символикой (согласно законодательству) и пр. Суд был превращен в фарс. Коллегия готова была вынести заранее одобренное «сверху» решение хоть в хлеву, лишь бы побыстрее.

3 февраля 1993 года заместитель председателя Верхов­ного Суда В. Жуйков опротестовал решение Мосгорсуда от 2 сентября. Это, впрочем, ничего уже не меняло. Аргу­ментация В. Жуйкова была следующей: известное поста­новление Президиума ВС определяет мэра Москвы главой исполнительной власти, а исполнительная власть, согласно законодательству, поправленному в этой части еще до вы­боров мэра, осуществляется соответствующей администра­цией. Независимо от наименования главы исполнительной власти, он является главой администрации. В положении о выборах мэра, принятом Президиумом Верховного Совета 27 апреля 1991 года, говорится, что оно действует до приня­тия законодательных актов, касающихся Москвы. А Москвы касается также и Закон РФ «О выборах глав администра­ции» от 24 октября 1991 года, действующий на всей тер­ритории РСФСР. Этот Закон не предусматривает автома­тического перевода полномочий главы администрации его заместителю. Наконец, запрет Съезда на проведение выбо­ров не содержит запрета на их назначение и подготовку.

Так ситуация запуталась окончательно. Какое же реше­ние действует, так и осталось неясным. А Моссовет так и не смог решить вопрос о финансировании выборов («деморосы» пересидели на сессии депутатское «болото», которое не прочь было объявить выборы, но торчать в душном зале ради этого долго не захотело). Разумным течением собы­тий было бы автоматическое выделение средств на выборы из городской казны. Но казна была захвачена, а депутатс­кий корпус разлагался на глазах. Почти 2/3 депутатов уже не появлялись на сессиях. К ним мэрские эмиссары искали индивидуальные подходы. И, как правило, находили.

Между тем, энтузиазм выдвинутых различными обще­ственными организациями кандидатов в мэры сильно по- угас, и даже пресса прекратила непрерывно мусолить эту тему, понося строптивых депутатов. Пресс-центр мэрии («ВМ», 02.03.93) в последний раз пнул решение о выборах, заявив, что продолжение деятельности городской избира­тельной комиссии носит провокационный характер и на­правлено на дестабилизацию обстановки в Москве. На этом дело и кончилось.

Оставалась надежда, что депутаты России найдут в себе мужество и при завершении работы над законом о статусе Москвы все-таки внесут ясность, может ли Моссовет назна­чить выборы. 15 апреля 1993 года Верховный Совет принял Закон «О статусе столицы Российской Федерации» и отме­нил пресловутые постановления Президиума ВС 1991 года, касающиеся мэрской власти. Однако проблема выборов в Москве так и осталась неразрешенной. Закон был аморф­ным и не предусматривал прямого действия. Предполага­лось, что все проблемы между мэрией и Моссоветом будут решены при разработке Устава города Москвы. Лужков противозаконно закрепился на своем посту до принятия в декабре 1993 года новой Конституции. С этого момента оторвать Лужкова от мэрского кресла можно было, только оторвав Ельцина от кресла президентского. Выборы - не тот инструмент, чтобы это сделать. На выборах одни голо­суют, а другие считают. Понятно, что результат определяют последние. Среди них и был Лужков. Как же он мог поте­рять свой пост? Никак. Только не в результате выборов.

Так, силами прокуратуры и судебных органов Москвы при полном равнодушии депутатов России удалось заблокиро­вать право Моссовета назначать выборы главы администра­ции после отставки ранее занимавшего этот пост Гавриила Попова. Административная система не только справилась с демократической процедурой, но использовала ее в своих целях, чем окончательно закрепила свое торжество.

Нельзя недооценить и роль Р. Хасбулатова, всячески способствовавшего тому, чтобы оградить Лужкова от депу­татских каверз. Помимо выборов в июле 1992 года, им были заблокированы выводы парламентской комиссии, изучав­шей деятельность исполнительной и представительной власти в Москве. Итоговый документ комиссии, представ­ленный Президиуму Верховного Совета, вместо рассмотре­ния по существу был положен под сукно, а комиссии было предложено продолжать свою деятельность, которая к тому времени открыто саботировалась московской администра­цией («Ъ», № 28, 1992).

Многое сделала для срыва выборов демократическая пресса и депутатская фракция «ДемРоссия». День за днем москвичам вдалбливали в голову, что выбирать мэра «при живом Лужкове» совершенно невозможно. Обо всех юри­дических тонкостях и соображениях оппонентов, разумеет­ся, умалчивалось.

Выборы в Москве были опасны городской администра­ции. Поражение старых бюрократических сил и объединив­шейся с ними новой бюрократии на выборах было неми­нуемо. Если бы выборы стали неизбежными, многие силы попытались бы выбить кресло из-под Лужкова, дальнейшая работа которого на этом посту уже не была бы такой уж не­сомненной. В результате неминуемо вскрылись бы все чудо­вищные злоупотребления служебным положениям, катаст­рофическое расхищение богатств города, осуществленное под руководством «талантливого хозяйственника».

При Лужкове Москва стала центром преступного мира. В 1993 году в Москве было зарегистрировано около сотни криминальных взрывов, за девять месяцев 1994 года - еще столько же, использование автоматического оружия в сто­лице стало обыденным делом. (И это еще до всяких кав­казских терактов!) Милиционер с автоматом, зашедший в булочную, уже стал привычным признаком столицы. По не­которым данным, в руках у москвичей к середине 1994 года находилось около 400 тысяч стволов самого разнообразно­го оружия (от духового и газового до гранатометов). А Луж­ков все продолжал наращивать оснащение милиции. Может быть, все это оснащение как раз и пополняло арсенал кри­минальной мафии, которая срослась с милицией (особенно в верхнем эшелоне)? Когда через много лет Лужков поки­дал свой пост, редко можно было встретить человека, кото­рый бы не знал, что столичная милиция - это одна большая криминальная банда.

Лужков всегда строил из себя правдолюбца, не стесняю­щегося говорить о своем хозяйстве все до конца. Но вот дан­ные о том, какие товары и в каких количествах потребляет средний москвич, Лужков выдать журналистам отказался. Он прямо заявил, что не хочет обременять себя лишними обязательствами на этот счет («МП», 18.05.93). Возникает вопрос, а на каком основании тогда этот мэр занимает свой пост? Если он не желает нести ответственность за реаль­ную ситуацию, не имеет «обратной связи» с москвичами в полной мере, то, может быть, стоит заняться чем-то дру­гим? Например, торговать в частном киоске, подтверждая свою деловую хватку. Тем более что торговцы тех времен были опорой Лужкова, его «социальной базой». Ведь в 199- 1993 гг. торговое ворье из категории работников и чиновни­ков переместилось в категорию собственников, а воровство и хамство стали законными правами частных владельцев 10 тысяч магазинов и нескольких десятков тысяч киосков. Это, по Лужкову, и была «рыночная реформа».

Лужков уверял, что ругался с Гайдаром по поводу анти­народной политики последнего. Но не упоминал при этом, что, скорее, просто держал кукиш в кармане, пока тот был премьером и вице-премьером. Ведь Гайдар, с точки зрения Лужкова, все-таки создал Рынок (именно так - с большой буквы!). А рынком мэр московский называет ситуацию, ког­да при наличии денег можно купить все, что угодно («Из­вестия», 13.04.93). Как известно, перед ослом, груженым золотом, открываются ворота самых неприступных крепос­тей. К такому средневековому рынку и вели нас, слегка пе­реругиваясь, Гайдар да Лужков. Только в условиях финан­сового и экономического краха осенью 1994 года Лужков вдруг понял, что надо проклясть прежний режим, чтобы вы­жить самому. В связи с планами введения новой налоговой системы он вспомнил о реформах Гайдара, почти прихлоп­нувших водочный завод «Кристалл»: «Это были преступ­ные действия первого вице-премьера господина Гайдара. За такие вещи надо судить» («НЕГ», 12.10.94).

Кого бы ни поддерживал Лужков, с кем бы ни боролся, он следовал главному правилу бюрократии - создавал ви­димость борьбы за интересы народа.

Летом 1994 года Лужков публично сцепился с Чубайсом по поводу собственности, которая приватизировалась в го­роде. Оказалось, что самый жирный кусок - промышлен­ность - уплывает из-под контроля столичной администра­ции. Все дело в том, что ваучерная приватизация предпо­лагала изъятие собственности у государства почти за бес­ценок. Поскольку ваучеры были скуплены в основном теми структурами, которые контролировал сам Чубайс, Лужков вынужден был сделать ответный ход. Он выставил себя пе­ред публикой защитником интересов москвичей и интере­сов трудовых коллективов, которые работают на привати­зируемых за бесценок предприятиях.

Действительно, все основные фонды ЗИЛа были оцене­ны тогда в 3 миллиарда рублей (около 3 млн долларов по курсу), в то время как оборудование одних только автома­тических линий стоило 30 млн долларов. Таким образом, слишком уж богатый подарок достался бы тем фирмам, которые скупили выброшенные на рынок акции. Просчитав ситуацию, Лужков заявил, что необходимые городу произ­водства должны акционироваться только членами трудо­вых коллективов («Куранты», 05.08.93). В этом случае для городской администрации оставалось достаточно рычагов для воздействия на предприятия. Правда, все остальные москвичи по-прежнему оставались посторонними в таком процессе приватизации.

В Москве комиссии по приватизации, которые были сформированы из директоров крупных предприятий, гру­бейшим образом нарушали закон. В частности, любимый Лужковым сектор пищевой промышленности был просто расхищен. Вместо организации конкурсов и аукционов из работников предприятий создавались закрытые акцио­нерные общества, которые почти безвозмездно забирали себе городскую собственность. Так были приватизированы Красногвардейский мясоперерабатывающий и Лианозовс­кий колбасный заводы, Микояновский мясоперерабатыва­ющий комплекс и многие другие предприятия.

Ситуация быстро докатилась до абсурда, но ни Верхов­ный Совет, ни правоохранительные органы не только не об­ращали внимания на обвальную приватизацию в Москве, больше походящую на грабеж, но еще и способствовали ее расширению. Если в Москве собственность получали «просто так», то по российскому законодательству разре­шалось всю муниципальную собственность продавать толь­ко через конкурсы и аукционы. Реально же в столице шло прямое присвоение собственности безо всяких правил. Это реализовался «компромисс» с номенклатурой, к которому призывал Гавриил Попов и на который «демократы» пошли в надежде на свою долю. После октября 1993 года стало совершенно ясно, что в долю взяли лишь продажную вер­хушку демноменклатуры.

Два с половиной года беспредела, основанного на рас­поряжении Попова и указе Ельцина о дополнительных пол­номочиях исполнительной власти г. Москвы, закончились тем, что 2 апреля 1993 года Конституционный Суд России признал ельцинские указы по Москве незаконными. Но дело было сделано. Торговые работники души не чаяли в попов- ско-лужковской приватизации, а «бюджетники», составля­ющие 60% взрослого населения Москвы, стали пушечным мясом реформы. Слова Лужкова о том, что ельцинские ука­зы по Москве отменять поздно, оказались банальной исти­ной и одновременно оценкой оперативности Конституцион­ного суда. Указы Ельцина можно было бы с тем же успехом отменить и через двадцать лет.

Попустительство экономической преступности и отказ от регулирования торговли в столице заметно сказались на благосостоянии москвичей. В результате политики админис­трации Москвы цены на продовольствие здесь оказались в 2-3 раза выше, чем в соседних областях («ВМ», 13.07.93). «Свободная» торговля накручивала цены многократно. Ка­залось бы, продовольствие должно было просто хлынуть на столь выгодный для ее производителя рынок. Этого не случилось, потому что криминальный рынок прочно охра­няет свою монополию. И Лужков верно служил этой систе­ме - так, летом 1993 года вместо борьбы против теневиков-монополистов он бегал в Правительство РФ с просьбами о продовольственном снабжении Москвы за счет централизо­ванных административных рычагов («МП», 14.07.93).

Лужковская (а ранее - поповская) администрация была полностью погружена в эту систему грабежа и активно спо­собствовали ее формированию. Криминальную ситуацию в столице в значительной степени усиливала именно бе­зоглядная приватизация московских магазинов. Перепро­филирование продуктовых магазинов приняло массовый характер. Карающая рука закона по отношению к наруши­телям договоров купли-продажи вдруг ослабла, но руко­водители ведущего приватизацию Москомимущества про­должали жаловаться на службу главного городского конт­ролера (В.П. Миронова), контрольно-ревизионное управле­ние мэрии и даже на органы по борьбе с экономическими преступлениями. Среди чиновников (правоохранительные органы, Москомимущество, Антимонопольное управление, Фонд имущества) шла постоянная борьба за влияние на процесс приватизации и право получать мзду с новоявлен­ных собственников. А жалобы друг на друга иллюстриро­вали давно известную ситуацию: вор у вора шапку украл («Куранты», 17.10.92).

Самостоятельное значение имеет история с «приватиза­цией» (захватом Лужников), где впоследствии стартовала карьера жены мэра Лужкова. Приватизация крупнейшего сооружения в Москве должна была принести городу всего 100 млн рублей. Выложить такую сумму не представляло труда для любой криминальной структуры. Тем более что финансовое вложение могло окупиться буквально в один день - за счет дневной выручки от продажи билетов. Единс­твенным препятствием изъятию ценнейшего объекта у го­рода стал Моссовет, который воспротивился включению Лужников в программу приватизации на 1992 год и отменил распоряжение Лужкова, опирающееся на «дополнительные полномочия», полученные им из рук Ельцина. Директор АО «Лужники» сразу вчинил иск Моссовету. Суд родил ре­шение, которое не отменяло ни распоряжение Лужкова, ни решение Моссовета. Мир должен был после такого решения умереть от изумления. Но вмешалась Генеральная проку­ратура, в которой нашлись люди, отказавшиеся закрывать глаза на разбазаривание национального достояния, и мир пока продолжил жить («РГ», 29.06.93).

Однако если прямой грабеж не удавался, то новорож­денная олигархия находила иной способ «законного» отъ­ема собственности ли, денег ли - все равно. В сентябре того же года Лужков отдал стадион под торговую площадку, ставшую одной из наиболее криминальных точек Москвы, к тому же рассадником антисанитарии.

Способов овладения собственностью прохвосты-приватизаторы придумали немало. Первым приватизированным магазином России оказался Государственный универсаль­ный магазин - главный, первый из первых, известнейший магазин страны (общая площадь всего имущественного ком­плекса ГУМ - 172 тыс. кв. метров). Он был прибран к рукам фактически еще в 1991 году-до всякой приватизации.

Затруднения у приватизаторов вызвало появление «го­сударственной программы приватизации», согласно кото­рой здания исторических объектов приватизации не подле­жат. Тогда криминальное сознание номенклатуры изобрело хитрый ход (одним из ведущих изобретателей стал бывший член Президиума Моссовета Ю. Соломатин, с большим трудом выбитый моссоветовской комиссией по потреби­тельскому рынку с поста председателя комиссии, но зато избранный председателем совета акционеров ГУМа). Для того чтобы увеличить обеспеченность акций АО «Торговый дом ГУМ» и привлечь внимание разного рода инвесторов, здание было передано не напрямую от Москомимущества на баланс Управления контроля, охраны и использования памятников истории и культуры, а своеобразным «транзи­том» через АО. Временное владение (внешне похожее на вечное владение) зданием помогло вздуть цены на акции на чековом аукционе («Сегодня», 28.05.93).

Несмотря на то, что сессия Моссовета 4 ноября 1992 года приостановила приватизацию зданий, находящихся в пре­делах Садового Кольца, 27 ноября 1992 года председатель Фонда имущества выдал АО «Торговый дом ГУМ» свиде­тельство на право собственности, в перечне которого зна­чились и здание ГУМа, и все его помещения в пределах Садового Кольца. Это свидетельство стало предметом скан­дала на сессии Моссовета, но суть дела была основательно затушевана противостоянием двух «партий». Одна из «пар­тий», отстаивающая интересы акционеров ГУМа (во многом почему-то совпадающая с фракцией «ДемРоссия»), проти­востояла попыткам другой «партии», стремящейся снять с должности председателя Фонда имущества и назначить на этот пост своего выдвиженца. Первая «партия» каким-то об­разом могла быть причастной к покушению на этого выдви­женца (во время разбирательства дела его ударили на улице металлическим прутом по голове), а вторая «партия» откро­венно копалась в семейных делах своего врага - председа­теля Фонда имущества (через прокуратуру Москвы предпри­нималась попытка раскрутить дело об изнасиловании или хотя бы опорочить конкурента оглаской подозрений). А тут еще выяснилось, что обе партии не были чужды интереса к акциям ГУМа и приобрели их в немалом количестве.

Отвращение большинства депутатов к взаимной низости обеих «партий» не позволило принять какое-либо решение. Передача здания на баланс Управления по охране памятни­ков состоялась 1 декабря 1992 года, но приложение к сви­детельству о собственности никто не аннулировал. В начале 1993 года на чековом аукционе акции АО «Торговый дом ГУМ» продавались по цене в 16 номиналов. Бесплатное поль­зование громадной собственностью, привлечение средств 13 тысяч акционеров - это та прибыль, которой пользова­лись организаторы аферы с ГУМом, хотя, казалось бы, по соображениям элементарного здравого смысла он должен был уйти из-под опеки казны в самую последнюю очередь.

Печальна судьба Юрия Соломатина, который в прямом смысле слова отдал жизнь за приватизацию ГУМа и свою ведущую роль в ней. Он стал гендиректором ГУМа, но умер в расцвете сил. Знавшие его в тот период, утверждают, что это было убийство. Слишком уж жирный кусок захотел вырвать из пасти олигархии человек, который фактически пришел «с улицы» - из Моссовета.

И все-таки в постоянной борьбе теневые лидеры мос­ковской приватизации умели договариваться между собой и рвали на куски собственность города без особых потасо­вок. Например, распоряжением мэра от 13.01.92 г. при Мос- стройкомитете был создан центр экономического развития и торговли (ЦЭРиТ). Гавриил Попов еще и сделал новому центру подарок в виде роскошного здания и участка зем­ли на проспекте Мира. В Министерстве экономики как-то решили поинтересоваться, куда девались «выбитые» сто­личной властью 25% продукции московских предприятий, предназначавшихся якобы для обмена на продовольствие через этот самый ЦЭРиТ. По самым скромным подсчетам, только этого добра хватало, чтобы сделать Москву самым изобильным городом («МН», 29.11.92). Куда дел их ЦЭРиТ вместе с Мосстройкомитетом, никто узнать не смог. Дележ­ка состоялась тихо и незаметно для публики.

Вот другой пример тихого дележа. В 1990-1991 гг. гер­манский бундесвер направил гуманитарную помощь Моск­ве из своих стратегических запасов в объеме 250 тыс. тонн. Выручка от ее продажи так и не выражена официальными цифрами. Можно делать лишь оценки. По имеющимся до­кументам на 56 тыс. тонн, Фонд социальной защиты насе­ления должен был получить 278 млн рублей. Реально пос­тупило лишь 47 млн. Таким образом, около миллиарда руб­лей (в ценах до 1 января 1992 года) исчезло в неизвестном направлении («РГ», 31.03.92). Московская торговля весело разграбила щедрый подарок немцев, а правоохранитель­ные органы закрыли на это глаза.

Репутация Лужкова как «хозяйственника» - это липа. Лужков всегда занимался политикой, а не хозяйством. По­тому что большое воровство возможно только в большой политике. Вот высказывание Лужкова, опровергающее его уверения в том, что он чурается политики: «Я одобряю, что Гавриил Попов на торжественном собрании в Большом те­атре в честь 8 марта, когда Горбачев спровоцировал голо­сование за сохранение СССР, единственный во всем теат­ре проголосовал против».

Вот еще одна цитата: «Борьба за власть - захватыва­ющее занятие. Нередко весьма опасное. Сегодня идти против реформ с голыми руками - занятие безнадежное. Остановить реформы способны лишь танки, и ГКЧП-2, пом­ня о попавших на скамью подсудимых предшественниках, патронов не пожалеет. Голосуя за Ельцина, народ спасает себя от кровопролитных переворотов». Пришлось Лужкову, по злой шутке судьбы, по должности и велению души, ров­но через пять месяцев после произнесенных слов работать на подхвате у ГКЧП-2. Патронов действительно не жалели, слов - тоже. Причастность Лужкова к кровавым событиям октября 1993 года несомненна. В этих событиях он играл одну из ведущих ролей.

У Лужкова не было недостатка в льстивых биографах. Они радостно демонстрировали калейдоскоп превраще­ний: Лужков-стихотворец (трудно вынести его рифмован­ные словоизлияния), он же дипломат (бесчисленные вояжи по заграницам отнюдь не по хозяйственным нуждам), он же и писатель (книги воспоминаний, философские плагиаты, книга о «путче» 1991 г.), он же и спортсмен («морж» и фут­болист), он и семьянин, и интересный собеседник на любую тему... В своей профессиональной деятельности Лужков и химик, и аграрник, и строитель, и торговец, и великий гра­достроитель... В общем - корифей всех наук и специалист всех отраслей, способный к народной смекалке и без труда рассчитывающий параметры трубы Северной ТЭЦ на глаз.

Мифологический облик Лужкова - «свой парень» в про­летарской кепке (где-то это уже было). Со строителями он может пустить в ход мат, а в обществе «культурной элиты» читать без удержу свои вирши. Порой он надевает галстук- бабочку, а когда хочет пошутить, выражается так: «Как я могу сказать, пойду ли я пить пиво, если не знаю точно, на­льют ли мне пиво в кружку или жидкость похожего цвета?». В другом месте он говорит о своих оппонентах: «...Я у мно­гих, как кость в горле, а может, не в горле, а в заднице, что еще хуже - свербит постоянно» («Тверская-13», 12.08.93).

Немного о группе «Мост», выросшей под патронажем Лужкова, как на дрожжах. Её глава Владимир Гусинский стал известен как олигарх, банкир, телемагнат. При Пути­не он стал беглым олигархом, который униженно просил дать ему возможность вернуться в страну, которую он так весело грабил в 90-е годы и так соскучился по своему оли­гархическому статусу. А изначально «Мост» поживился на строительстве. Большое строительство - большое воровс­тво. Лужков пристегнул «Мост» к АО «Московская палата недвижимости», где нувориши образовали «интим»- альянс с чиновниками. Скорее всего, благодаря этому симбиозу группа «Мост» получила целый ряд жилых и нежилых зда­ний под достройку и реконструкцию, а потом практически за бесценок и с нарушением закона (без организации аук­циона) СП «Мост» выкупило здания по остаточной балансо­вой стоимости («АиФ», № 30, 1993).

Подкрепляясь административной мощью лужковского клана, «Мост» получил возможность строить в престижном районе Подмосковья под Звенигородом целый поселок кот­теджей. Как объявил «Мост», минимальный размер «доми­ка» будет 280-500 кв. м., а стоимость одного кв. м. - 18- 25 тыс. рублей (в ценах на август 1992 г.). Первые 50 коттед­жей должны были быть возведены уже к середине 1993 года, а еще через год 20-30 тыс. кв. м. должны были вырасти в районе Рублевского шоссе («Куранты», 05.08.92).

К концу 1992 года «Мост» - это фирма с 5000 занятых и 80 млрд рублей годового оборота. «Долг властей предо­ставить такой фирме соответствующий ее масштабу объем работ», - считает Лужков («Известия», 04.11.92). Ну, а мос­ковское правительство в тот период верно служит группе «Мост», которая даже Лужкова пользует в конкурентной борьбе - вплоть до роли улыбчивого манекена, демонстри­рующего по телевидению пластиковую карточку своих про­теже («НГ», 14.10.93).

Группа «Мост», выпестованная Лужковым в трудные для большинства предпринимателей времена, превратилась в огромную силу, в государство в государстве. Это десятки дочерних фирм, это консультационная деятельность на вы­сших этажах власти, это «Мост-банк» и тысячи работаю­щих на его процветание сотрудников («Куранты», 05.08.92). «Мост-банк» - это уполномоченный банк московского пра­вительства, проводящий операции по счетам ФХУ мэрии, Департамента финансов Правительства Москвы, Центрапьного административного округа, ГУВД, ГАИ, Управле­ния зарубежных связей и др. («НЕГ», 20.07.94). Что стоит для Лужкова чуть попридержать средства на счетах банка, чтобы обеспечить свои закулисные дела «накрученными» процен­тами? Так, осенью 1993 года почти открыто в этот банк были положены 11,8 млрд рублей средств, полученных от продажи гуманитарной помощи («Кто есть кто?», № 3, 1994).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.