Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 1 страница



 

Евангелие - Библия в стихах

Эта книга представляет собой стихотворное прочтение святых благовествований – Евангелий. Это рассказы о жизни, деятельности, смерти и воскресении Иисуса Христа. В них значительное место уделяется объяснению цели явления Его на земле, а не просто излагаются исторические факты жизни Иисуса Христа. Этим особо отличается четвёртая книга – Евангелие от Иоанна. Первые три Евангелия схожи между собой по содержанию, однако, каждый из их авторов преследовал свою цель – писал для своего круга читателей. Эти первые три Евангелия, от Евангелистов Матфея, Марка и Луки принято называть синоптическими. *
Поскольку эта книга адресована, прежде всего, людям не очень глубоко знакомым с Библией и, более того, – миллионам людей, вообще её никогда не читавших, считаю необходимым представить здесь некоторые справки об авторах Евангелий и времени создания этих книг. Итак:

Евангелие от Матфея

Время создания достоверно установить невозможно. Многие исследователи полагают, что Евангелие от Матфея создано первым. Некоторые считают его вторым после Марка. Не вызывает сомнений то, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна. Наиболее вероятный временной диапазон создания – 41 – 55 годы.
Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос — подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет.

Евангелие от Марка

Время создания достоверно установить невозможно. Многие исследователи полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Некоторые, вслед за Августином считают его вторым после Матфея. Большинство исследователей сходятся в том, что оно написано раньше Евангелий от Луки и Иоанна. Наиболее вероятное время создания – 50-е – 60-е годы первого века. По версии Евсевия Кесарийского Евангелие написано в 43 году.
Евангелие от Марка было предметом обширной экзегетической и критической литературы. Большинство современных исследователей полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Согласно гипотезе, Евангелие от Марка, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки.

Евангелие от Луки

Время создания достоверно установить невозможно. Большинство исследователей полагает, что оно создано позже Евангелий от Матфея и Марка и точно раньше Евангелия от Иоанна. Возможно первая фраза книги — «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» — намекает на уже созданные Евангелия от Марка и Матфея. Традиция относит создание книги на 60-е годы I века, однако многие современные исследователи полагают более вероятным диапазоном 70 — 80 годы. Версия о создании книги во II веке в настоящее время имеет немного сторонников. В любом случае вопрос о времени создания Евангелия от Луки должен решаться в комплексе с вопросом о времени создания Деяний, которые являются продолжением этого Евангелия. Лука подчёркивает универсальность Благой Вести и её открытость для всех людей. Примечательно также, что родословие Иисуса Христа в Евангелии от Матфея начинается от Авраама, прародителя евреев; в то время, как в Евангелии от Луки от Адама, родоначальника всех людей. Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним. Он не только литературно точно описывает самые разнообразные людские характеры, но и особым образом подчёркивает заботу Христа о простых людях. Нетрудно заметить, что если в Евангелии от Матфея большинство притч Спасителя посвящено Царству Небесному, то Лука приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчёркивает милосердие Божье к кающимся.

Евангелие от Иоанна

Написано в девяностых годах первого века нашей эры апостолом Иоанном, «возлюбленным учеником» Иисуса Христа, который позже был назван Иоанном Богословом. Отличается по содержанию от остальных трёх, т. н. «синоптических» Евангелий Нового Завета. По преданию, ученики Иоанна Богослова попросили своего учителя рассказать о жизни Иисуса то, что не вошло в синоптические Евангелия. Их записи и составили Евангелие от Иоанна.

Необходимо отметить, что все справочные материалы, все ссылки и толкования, представленные в этой книге, выбраны без изменения текста, из действующих в настоящее время, классических источников: трёхтомное издание «Толковая Библия», Петербург. 1904-1914 гг. под редакцией профессора богословия Александра Павловича Лопухина. (Второе изд. Института перевода Библии. Стокгольм. 1987г.); Книги замечательного христианского писателя протоирея Александра Меня «Сын Человеческий» и др., материалы сайта «Библия-Центр»:; Материалы из Википедии – свободной энциклопедии и др.
Стихотворный текст книги является поэтическим переложением библейских текстов, изложенных в синодальном русском переводе четырёх канонических, т.е. исторически признанных Церковью, Евангелий. Поскольку события, отражённые в этой книге, по мере возможности, описаны в их хронологической последовательности и поэтому взяты из разных Евангелий, главы книги не соответствуют по номеру главам ни одного из четырёх Евангелий. Но перед каждой главой мелким шрифтом дано её содержание с указанием автора Евангелия, главы и стихов, по которым она написана. По этим указаниям, желающие читатели легко могут открыть соответствующее место Библии и прочесть оригинальный текст.
«Евангелие. Библия в стихах» - моя третья книга Священного писания. Первые две книги «Бытие» и «Моисей» были стихотворным переложением Пятикнижия Моисеева – ядра Ветхого завета. Все книги написаны в одном стихотворном размере – 9-ти строчными строфами с тройной рифмовкой в конце каждой строфы. Они построены таким образом, с целью избежать монотонности, придать стиху живость и некоторую непохожесть на привычные классические стихотворные формы, которые чаще всего используют поэты, пишущие на библейские темы.
«Зачем вы написали Библию стихами? – однажды спросила меня пожилая, глубоко верующая женщина.
Этот вопрос не возникал, однако, у множества людей, прочитавших две первые книги. Людей, в основном, образованных – инженеров, врачей, педагогов. Не возникал по простой причине: многие из них пытались и не раз, углубиться в мир Библии по первоисточнику – русскому синодальному изданию. Однако, язык перевода оказался слишком архаичным и неудобочитаемым для современного человека, некоторые места – непонятными без соответствующих толкований. Вот они и приобщились к Священному писанию через Библейские стихи указанных книг. Многое поняли. Некоторые, глубоко заинтересовались, углубились в изучение Библейских текстов.
Таким образом, стихотворное прочтение Библии служит единой цели – приблизить её содержание и мораль к современникам, популяризировать Библию в среде множества людей, прежде всего – людей оторванных от религии и библейской культуры. Ведь любой человек, читающий Библию, может извлечь для себя большую пользу. Он приобретает знания по истории и культуре древнего мира, узнаёт об учении и жизни Иисуса Христа. Ему становятся более понятными истоки современной морали и происхождение многих, ставших привычными истин и жизненных норм, соблюдаемых любым достойным человеком, вне зависимости от его вероисповедования и отношения к религии.
В стихотворном изложении библейские тексты, при полном сохранении смысла и тонкостей христианской идеологии, обрели более близкую современному человеку художественность, окрасились характеристиками переживаний героев событий, более живыми описаниями мест и времени. Однако, автор не дал себе увлечься воспеванием красот природы или красочностью различных сцен. Художественные краски использовались крайне скупо и лаконично. Ибо Библия – прежде всего святое благовествование. И главная авторская задача – донести её текст до читателя в виде максимально приближенном к тексту оригиналов.
В книге использованы гравюры известного французского художника 19-го века Гюстава Доре. Эти широко известные, блестяще выполненные иллюстрации к Библии, впечатляют своими романтическими настроениями и наиболее полно соответствуют поэтическому изложению Книги Книг.
Хочется надеяться, что эта книга будет способствовать более глубокому изучению Библии и упрочению понимания и дружеских взаимоотношений между людьми во имя мира на земле.

*Сино́птики (греч. συνοπτικός, букв. «со-наблюдающий» от греч. σύν, «вместе» и греч. όψις, «видение, зрительное восприятие») — наименование евангелистов Марка, Матфея и Луки, обусловленное схожестью изложения событий, описанных ими в Евангелиях (синоптические евангелия), как по хронологии, так и по языку изложения. Некоторые исследователи считают синоптические евангелия написанными на основании так называемых кумранских текстов.

Евангелие. Пролог и глава 1

Предсказание о рождении Иоанна Крестителя; Благовещение ангела Марии о рождении Иисуса; Посещение Елисаветы; «Величит душа моя Господа»; Рождение и наименование Иоанна; Песнь Захарии «Благословен Господь» (Лк.гл.1:1-80);

В начале было Слово. Божье Слово.
И Слово было Бог.
В беззвёздном мире – мрачном и суровом
Он был везде, всё знал, умел и мог.
Он время сотворил своим веленьем
и приказал вселенной этой быть,
а на Земле прекрасной людям жить.
Любви и правды Божьей Свет нетленный
Он дал, чтоб им светить.

И светит ясный Свет 1 во тьме кромешной.
Его не одолеть.
Сиянье Слова Божия безбрежно.
Пред ним отступят боль, тоска и смерть! 2

*************************************************

1. Свет – имеется в виду Христос, то есть избранник, или помазанник Божий.
2. Ин.гл.1:1-5

Глава первая

В дни Ирода, когда над Иудеей
навис великий Рим,
Захария – священник из евреев,
служил при храме, Господом храним.
Его жена из рода Аарона
звалась Елисаветой и слыла
безгрешной, но бесплодною была.
И дожили они до лет преклонных.
Их жизнь почти прошла…

Захария однажды в час урочный
пред Господом служил.
И в храме он рукою беспорочной
по жребию каждение вершил 1.
А весь народ во множестве великом
молился вне, у храмовых ворот.
И вот Господень Ангел предстаёт
перед Захарией – прекрасноликий,
и речь свою ведёт:

«Захария, не бойся, не смущайся:
твоя мольба – услышана она!
Господним чудесам не удивляйся –
наступит день – родит твоя жена.
И сына назовёшь ты Иоанном 2.
Он счастье принесёт тебе и свет,
ты радость обретёшь на склоне лет.
Великим он пред Господом предстанет
Превыше счастья нет!

Он будет муж большой духовной силы,
как Илия-пророк.
И Дух Святой с рожденья до могилы
пребудет в нём и светел и высок.
Сынов Израилевых очень многих
он к Господу направит, к Богу их.
Он отвратит их от богов чужих,
покажет людям верную дорогу
в делах своих святых.

И будет он предвестником Господним,
сведёт с детьми отцов 3,
на путь наставит Господу угодный,
чтоб весь народ к приходу был готов
Того, кто вслед за ним сойдёт на землю».
«Но как узнаю, правда, или сон»?! –
Захария воскликнул, потрясён.
Во храме Ангелу Господню внемля,
не верит слуху он, –

Я стар. Моя жена в летах преклонных:
нам не иметь детей!
Всю жизнь мы их желали неуклонно,
но вот живём одни, стыдясь людей»!
И так ему ответил Ангел Божий –
пред Богом предстоящий Гавриил:
«У Господа на всё достанет сил
и сомневаться в Господе негоже!
Тебе благовестил

Я эту весть, но вижу – ты не веришь.
Так знай – ты будешь нем
до дня, когда увидишь и проверишь,
что сын родился твой на радость всем».
Захария немым выходит к людям,
показывает жестом, что стряслось,
что видеть в Божьем храме довелось.
И с верой в то, что сказанное будет
уйти ему пришлось.

А вскоре зачала Елисавета.
Пять месяцев она
таилась, от людей скрывая это,
хранила тайну сладкую одна.
И Господа она благодарила
за то, что снял Господь с неё позор 4 –
дал то, что не давал до этих пор:
зачать дитя, носить его дал силу,
унял в душе раздор.

И послан был в то время Ангел Бога
в старинный Назарет.
Там в Галилее, в доме у дороги,
жила Мария в цвете юных лет.
Она была помолвлена недавно
с Иосифом (он местный плотник был).
Марию беззаветно он любил.
Был муж он независимый и славный,
в трудах и в Боге жил.

А Гавриил, придя тогда к Марии,
ей вымолвил слова –
она такие слышала впервые.
От этих слов кружилась голова:
«О, Благодатная! Господь с тобою!
Благословенна будь!
Господню волю я тебе открою,
и укажу дальнейшей жизни путь.
Зачнёшь во чреве и родишь ты сына.
Ты Иисусом назовёшь Его.
Превыше в мире будет Он всего.
Расти его, сомнения отринув.
Нет жизни без Него!

Всевышнего Он Сыном наречётся,
как Бог и Человек.
Ему престол Давидов предаётся.
В Иакове восцарствует навек,
и царствию Его конца не будет»! 5
Мария с удивлением: «Но как?
Мне только предстоит желанный брак,
и вот – дитя! А что же скажут люди?
Ведь не бывает так»!

«Тебя своею силою могучей
Всевышний осенит.
И Дух Святой сойдёт к тебе сквозь тучи,
небесным светом деву озарит.
Поэтому дитя твоё родное –
сошедший к людям твой и Божий Сын
для всех людей Спаситель Он один.
Он в мире этом самое Святое –
вершина из вершин! –

И Ангел Божий речь свою продолжил, –
Елисавете Бог, –
сказал он ей, – тому полгода тоже
зачать дитя заветное помог.
А ведь её считали все бесплодной!
Но с Богом эта добрая жена –
шесть месяцев беременна она
и носит сына милого свободно,
и в срок родить должна.

Нет ничего, что Бог свершить не может! –
закончил Гавриил.
«Я Господу слуга и Он поможет!
Пусть всё свершится, как Господь решил, –
так Ангелу Мария отвечала.
На том он удалился от неё,
оставив лишь сияние своё.
Таким до нас доведено начало

Благовещение Пресвятой Богородицы

И в Иудею, в дом Елисаветы
Мария поднялась.
Спеша проведать родственницу эту,
она в нагорный город подалась.
К Захарии пошла она с приветом,
с Елисаветой встретиться спеша.
От сильного волненья чуть дыша,
в их мирный дом вошла она с рассветом
и полнилась душа

предчувствием невиданного счастья.
И на её привет
Елисавета с миром и участьем
ей шлёт по матерински свой ответ.
И в этот миг ребёнок в ней забился,
взыграл во чреве, будто бы узнал
Того, кого Господь сюда прислал!
И Дух Святой к ней с неба опустился,
исполнил и объял.

Воскликнула тогда Елисавета:
«Благословенна ты!
Благословен младенец чудный этот –
Господь, пришедший с горней высоты!
За что мне эта сладкая тревога?
Мать Господа сама пришла ко мне
и говорит со мною наравне!
Блаженна ты, поверившая Богу,
всех жён ты мне родней»!

« Моя душа, – ответила Мария, –
ликует и поёт
и Господу в торжественном порыве
хвалу и благодарность воздаёт.
Призрел Он на рабы Своей смиренье.
Меня благословенной назовут
И поколенья, что за мной грядут,
защиту и покой и утешенье
У Господа найдут.

Величие Мне сотворил Могучий!
Он милосерден к тем,
кто чтит Его. И нам с небес сквозь тучи
Святое Имя Божье светит всем.
Он силу рук своих явил народам:
рассеял гордых в замыслах сердец,
сорвал с лихих властителей венец,
смиренных Он возвысил, дал свободу
подняться, наконец.

Он алчущих исполнил благ насущных.
Богатых отослал.
Израиля Господь воспринял Сущий,
всё вспомнив, что отцам обетовал,
что говорил когда-то Аврааму,
в виденьях патриархам обещал,
потомкам их до века завещал
все милости Свои. Народ упрямый
Он много раз прощал.

Три месяца была с Елисаветой
в нагорном городке
Мария. Старой женщины советам
внимала, с ней общаясь налегке.
Но вот пора родить Елисавете
уверенно и тихо подошла.
Марию ждут домашние дела.
Ушла домой, вниманием согрета.
А вскоре родила

Елисавета сына дорогого.
И ликовал их род.
На день восьмой для торжества большого
к Захарии потёк родной народ.
И сделавши младенцу обрезанье,
назвать хотели в честь отца его,
но мать сказала: «Знаю для него
другое имя. Матери желанье
весомее всего.

Мы назовём младенца Иоанном».
Захария тут встал.
Рукою твёрдой, светлым утром ранним,
он имя на дощечке написал.
То имя произнёс посланец Бога.
Поведал он – младенец Богом дан
под именем «Дар Божий – Иоанн».
Так пусть идёт по жизненной дороге
Всевышним осиян.

И тут же речь к Захарии вернулась.
И обуял всех страх.
Молва по Иудее потянулась.
У всех святое имя на устах.
Все думали: что станет с Иоанном.
Воистину Господня сила с ним.
С рождения он Господом любим
и отличится в жизни Богом данным
призванием своим.

Исполнился в те дни Святого Духа
Захария – отец.
Стал людям возвещать о том, что будет,
чему придёт начало и конец.
«Благословен Господь – Великий, Правый
Он взор Свой на Израиль обратил,
народ Свой от врагов Он защитил 6
Израилю вернул Он честь и славу, –
провидец говорил. –

Благословен Господь! Воздвиг Он Силу
в Давидовом дому! 7
Спасёт она Израиль Богу милый,
Спасителем придёт она к нему.
Как возвестили древние пророки:
от нас Он вражьи руки отведёт,
как обещал отцам – спасёт народ
Он вспомнит нашей верности истоки,
обет Свой помянёт.

Свою Он вспомнит клятву Аврааму,
что не страшась врага,
мы станем безбоязненно и прямо
служить Ему в грядущие века.
А ты, мой сын родимый, наречёшься
Всевышнего пророком у людей.
Ему послужишь жизнью ты своей,
Путь приготовить для Него возьмёшься
среди людских страстей.

Уразуметь ты дашь Его народу
спасение его:
отпустятся грехи и канут в воду,
по милости Господней от того,
что Сам Господь с небес сойдёт на землю
и выполнит великий Свой обет,
который дал отцам в начале лет.
Раскаянье в грехах Господь приемлет
и воссияет свет!

И по великой милости Господней
восстанет новый день.
Живущим в страхе и во тьме холодной,
Господь отринет пасмурную сень,
нам путь укажет к солнечному миру
Он страждущих и бедных просветит,
на верную дорогу обратит.
И всех людей – и царственных и сирых,
спасёт Он и простит»!

А Иоанн в пустыне развивался.
Креп телом и душой.
На людях он тогда не появлялся.
Он к миссии готовился иной…

********************************

Примечания:

1 Семьи «сынов Аарона» обязаны были по очереди служить в храме, причём представитель каждой семьи избирался по жребию;
2 Иоанн – «благодатный дар Божий» (евр.);
3 Имеется в виду возобновление духовной связи живущего поколения с древними патриархами;
4 У древних евреев бездетность считалась позором для женщины. Супругам в те времена было за 60 лет;
5 Престол Давида, отца Его. О пришествии великого Царя из рода Давида предсказано было самому Давиду (2 Цар 7:12-19). Но если Сын Пресвятой Девы называется здесь потомком Давида, то этим самым ясно показывается, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: она только одна — без Иосифа — здесь выступает рождающею Мессию, потомка Давидова, Который таковым здесь представляется именно по матери.
Над домом Иакова. Пока Мессия изображается только, как Царь народа избранного: речь ангела движется в кругу пророческих представлений о мессианском царстве, по которым, действительно, это царство будет основано прежде всего в народе израильском. Конечно, этим не исключалась возможность и язычникам с течением времени стать членами этого царства;
6 Захария имеет в виду, прежде всего политическое освобождение народа, ему, несомненно, было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое входило в понятие о мессианском спасении;
7 Здесь благословляет Бога Захария за то, что Он в потомстве Давида восставил силу спасения или приносящую спасение — иначе сказать, Мессию
Спасителя;

Евангелие. Глава 2

Рождение Иисуса; явление Ангела пастухам; Встреча Младенца в храме Симеоном и Анной (Лк.гл.2:1-39);

Ещё до свадьбы, после обрученья
Мария понесла.
Познал Иосиф ревности мученья,
когда такой она к нему пришла.
А был он человек благочестивый,
но беззаветно он её любил.
И потому он для себя решил
не оглашать 1 её. Миролюбиво
Марию отпустил.

И вот во сне явился Ангел Божий
и так сказал ему:
«Иосиф, сын Давидов, ты не можешь
винить свою невесту, потому,
что Дух Святой послал дитя Марии.
И в жёны ты её не бойся брать.
Твоя судьба беречь и охранять
Младенца, что появится впервые,
и праведную Мать.

Родившемуся Иисус 2 дашь имя.
Господень дар таков.
Учением, деяньями Своими
людей Своих спасёт он от грехов.3
Когда от сна Иосиф пробудился,
Он, боле не колеблясь, поступил,
как повелел в виденье Гавриил,
когда во сне ночном ему явился:
Марию он просил

придти к нему и быть его женою.
Та девственна была,
хранима мужем, как цветок от зноя.
А срок пришёл – Младенца родила.
Иосиф Иисусом без сомненья
назвал дитя, ласкал его, любил,
играл с ним, ремеслу его учил
покуда Сын Господень до крещенья
с ним и Марией жил.

А до рожденья сына, повеленье
от кесаря пришло,
чтоб всё страны еврейской населенье,
по роду каждый, перепись прошло.
И вот они пошли из Назарета,
что в Галилее, в древний Вифлеем –
Давидов город, именно затем,
чтоб записаться в славном месте этом,
как приказали всем.4

В то время срок пришёл рожать Марии.
И родила она.
И жёны ей не помогли чужие –
Младенца приняла она одна.
Запеленала мальчика родного
и уложила в ясли до утра.
Она была не по годам мудра
и знала, что родить дитя готова
в том городе вчера,

но не было в гостинице им места,
а хлев нашли с трудом.
Там было от скота тепло и тесно.
Заночевать решили в хлеве том.
Здесь по ночам овец своих на воле
три пастуха усердно стерегли
и у костра на склоне прилегли.
Но вот Господень Ангел к ним, на поле
спустился до земли.

Господня слава местность осияла,
как яркий балдахин.
На миг светло и ясно в мире стало.
И очень испугались пастухи.
Но Ангел им сказал: «Христос родился!
Христос Господь ваш – радость для людей!
И весть моя отрадней всех вестей:
Спаситель ваш на свете появился.
Сейчас Младенец сей

находится в пещере, в Вифлееме.
Он в яслях видит сны».
Закончил Ангел речь, и в это время
Мельканье крыл закрыло диск луны.
Несметны сонмы Ангелов Господних
кружат и славу Господу поют,
Ему хвалу на небе воздают
и мир среди людей богоугодных
на землю к нам зовут.

Но вот утихло всё. И золотая
опять видна луна.
И тишина от края и до края.
Объята сном, покойно спит страна.
А пастухи не стали ждать до утра.
Они пошли немедля в Вифлеем,
дабы увидеть и поведать всем,
что Сам Господь им дал в явленье мудром
весть младенце Сем

Рождество Иисуса Христа

И поспешив, они нашли пещеру,
в ней хлев, а в яслях Он,
несущий людям свет, любовь и веру,
лучом рассвета первым озарён.
И пастухи Марии передали,
что Ангел Божий им сказал о Нём.
Они ей рассказали обо всём,
что видели воочью и слыхали
в видении своём.

Дивились люди, а сама Мария
внимала их словам.
Слагала в сердце те слова святые,
что довелось услышать пастухам.
Отправились в обратную дорогу,
рассказывали всюду про Него
все пастухи. За это торжество
они в пути благодарили Бога
и славили Его.

Настало время делать обрезанье.
Всё, как Господь сказал.
Иосиф внял святому указанью –
он Иисусом первенца назвал.
Очистились они. Господь был с ними.
И Моисеев выполнив закон 5,
Младенца принесли Она и он
во храм Господень в Иерусалиме.
Был славой окружён

в те годы храм, восставший из развалин.
И Богу посвятить
своё Дитя супруги пожелали
и жертву отступную приносить –
двух горлиц, или пару голубиных
ещё не оперившихся птенцов
дать по закону древнему отцов,
как Бог велел в седых веков глубинах –
основа из основ 6.

И жил в то время в Иерусалиме
почтенный Симеон.
На нём был Дух Святой и это имя
благочестиво нёс по свету он 7.
И Дух Святой сказал ему однажды,
что смерти не дождётся он своей,
и лишь тогда покинет мир страстей,
когда Господь Избранника укажет
ему среди людей.

И вот пришёл он в храм по вдохновенью,
когда туда вошла
Семья святая и к благословенью
Младенца Иисуса принесла.
И славный старец взял Его на руки
и благодарно Бога восхвалил:
«Господь наш Бог, ты всё предвосхитил,
тому Дитя прекрасное порукой!
Прошу, чтоб отпустил,

раба Ты Своего, как обещал мне.
Пусть с миром я уйду,
усну навеки под могильным камнем,
покой желанный средь своих найду.
Ведь видели глаза мои спасенье,
что милостью великою Своей
открыл для всех народов и людей
Господнего Мессии появленьем!
И на земле Твоей

несёт Он правды свет для всех народов –
и духу и уму!
Он честь и славу даст под небосводом
Израилю – народу Твоему»!
Иосиф и Мария подивились
тому, что Симеон сказал о Нём.
А старец в озарении своём
Благословил Семью. И возносились
слова его о том,

что Сей Младенец призван на паденье
в Израиле одних,
но также призван Он на возвышенье
перед людьми и Господом иных.
Он станет в мире знаменем Господним,
но многие не примут, не поймут,
за знаменем Христовым не пойдут,
и мысли их откроются свободно
на справедливый суд.8

«Тебе самой Мария, – ей печально
сказал старик седой, –
во времени, теперь уже не дальнем,
мечом тоски безмерной, ледяной
пронзит насквозь страдающую душу.
И унесёт отраду и покой,
наполнит дни мученьем и тоской.
И время боль не снимет, не заглушит
Она всегда с тобой

в душе не заживающею раной».
Он кончил говорить.
И тут пророчица седая Анна
Вошла, чтоб Господа благодарить.
Об Иисусе всем она вещала:
«Спасти пришёл Он Иерусалим! 9
Врагов заклятых с Ним мы победим»!
Дочь Фануилова в видениях узнала:
«Христос – Господень сын»!

Окончив все законные обряды,
вернулись в Вифлеем.
И завершенью дела были рады,
Но в Вифлеем пришли не насовсем…
********************************
Примечания:

1 Во многих других рукописях употреблено более сильное слово — пристыдить или подвергнуть опасности, огласить затем, чтобы навлечь нечто худое, предать смерти как женщину, не оказавшуюся верной;
2 Иисус слово еврейское, преобразованное из Иешуа, или (до Вавил. плена) Иегошуа, значит Бог Спаситель. Имя это было обычно у евреев;
3 т. е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ — так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, — однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежат собственно Ему;
4 Поскольку Иосиф и жена его Мария были из рода (дома) Давидова, то и на перепись они должны были явится в Вифлеем – Давидов город;
5 Женщина, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении;
6 Все перворожденные сыновья у израильтян, прежде чем были избраны на служение Богу левиты (Чис 8:14 и сл.), как собственность Иеговы, были назначены для служения в скинии и храме. Но за пять сиклей, они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которою во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца);
7 Очевидно, евангелист видит в Симеоне пророка, потому что в пророках пребывал Дух Святой (2 Петр 1:21). Этот Дух и внушил Симеону, что он не увидит смерти, т. е. не умрет, пока не увидит Мессию Господнего;
8 Симеон, в согласии с кн. Ис (Ис 8:14; ср. Мф 21:42,44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин 3:19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по божественному решению, должны пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе израильском;
9 Прежде всего, Анна имела в виду политическое избавление Израиля от римской власти. Однако, своим пророческим чутьём она ведала, что Дитя находящееся в храме – Мессия-Христос.

Евангелие. Глава 3

Волхвы с востока; бегство в Египет; Избиение младенцев; Возвращение из Египта. (Матф., гл.2); Детство Иисуса (Лук,гл.2, ст.40-52).

И в это время правил Иудеей
от Рима властелин.
Царь Ирод ненавистен был евреям.
В семи грехах повинен был один.1
А в Иерусалим пришли с востока
Три мудреца. Их привела сюда
восставшая на небесах звезда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.