Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моисей. Глава 42



Шли месяцы, и жил народ в Ситтиме 1,
в краю Моавитян.
Моавитянки чарами своими
пленяли молодых Израильтян.
И привлекали их к Ваал-Фегору 2
для оргий сладострастных в честь него,
для блуда и распутства одного.
Израиль молодой тем опозорил
Владыку своего.

И вот Господень гнев воспламенился
на ветреный народ.
Он в гневе к Моисею обратился:
«Пусть каждый изменивший Мне умрёт!
Повесить всех начальников народа,
кто жертвы приносил богам чужим,
кто идолам и демонам служил.
Пусть все висят с рассвета до захода,
кто Богу изменил.

Тогда лишь от народа отвратится
Господень ярый гнев»!
И Моисей велел поторопиться.
Он страшен был, как разъярённый лев.
Велел к деревьям отвести, под гору
всех, кто блудил в селениях чужих,
кто от обетов отошёл своих
и прикипел душой к Ваал-Фегору,
и там повесить их.

И вот Зимри 3 – потомок Симеонов
в стан женщину привёл.
Хазва4 жила в языческих законах.
Зимри её у капища нашёл.
А там сыны Израиля рыдают
у скинии распахнутых ворот,
но он в шатёр язычницу ведёт,
о гибели изменников не зная,
не ведая забот.

Тогда Финеес, сын Елиазара
поднял своё копьё.
Воскликнув: «Уничтожу эту пару!»,
направил вслед пришедшим остриё.
Потом пронзил и женщину и мужа,
в шатре его, когда они сошлись
и блудом в яркий полдень занялись.
И вихри смерти, что по стану кружит,
тотчас же улеглись.

Двадцать четыре тысячи умерших,
сражённых наповал,
обет нарушить дерзостно посмевших,
презреть закон, Израиль потерял.
Господь сказал при звёздах Моисею:
«Мою Финеес ярость отвратил:
сынов Израиля вконец не истребил
Я потому, что ревностью своею
за них он заступил.

Финеес, верный сын Елиазара!
Ему даю завет
священства вечного – святого дара
его потомкам до скончанья лет!
За то, что ревность показал за Бога,
сынов Израилевых заступил,
и друга своего не пощадил,
сошедшего на ложную дорогу,
его Я отличил».

И к Моисею обратился снова:
«Всех Мадианитян
должны вы ныне покарать сурово
за их коварство, подлость и обман.
Они враждебно поступили с вами,
прельстив Фегором, Хазвою своей –
сестрой из Мадиамских дочерей,
Враждуйте с ними, поражайте сами
их в ревности своей».
*********************************

Примечания:

1. Ситтим – (Абель-Ситтим) – поле акаций. Это долина на полях Моавитских, где Израильтяне долго стояли лагерем до перехода своего через Иордан; Долина Ситтим лежит к северу от Мёртвого моря и к востоку от нижнего Иордана против Иерихона;
2. Ваал-Фегор – название как Моавитской горы, так и языческого божества, которому поклонялись местные народы и племена. Служение этому идолу сопровождалось сладострастными оргиями и гнуснейшим развратом. Валаам не сомневался, что вожделения чувственных удовольствий заставят Израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов иных;
3. Зимри – (Замврий – достойный хвалы) – сын Салу, начальника колена Симеонова;
4. Хазва – (лжец) – дочь Мадиамского вождя Цура;

Моисей. Глава 43

Второе исчисление Израиля и левитов на равнинах Моавитских; Закон об уделе для дочерей; Избрание и назначение Иисуса Навина заместителем Моисея.

Минули дни расплаты за измену,
язычество и блуд.
И снова всей душою неизменно
все Господа единственного чтут.
Вот Моисею и Елеазару
Господь исчислить общество сказал.
На то Господь при этом указал,
чтоб не считали ни детей, ни старых,
ни тех, кто слаб и мал.

От двадцати, пригодных для сражений
Израиля сынов,
Господь велел учесть при исчисленье.
Лишь тех cчитать, кто в бой идти готов.
И вскоре на равнинах Моавитских,
где Иордан струится голубой,
где на холмах за быстрою рекой
Иерихон богатый, злой и близкий
любуется собой,

счисленье началось во всех коленах.
Был нескончаем счёт.
Но есть всему конец, и постепенно
сынов Израиля был выполнен учёт.
Их столько же, как в первом исчисленье,
готовых Божье дело продолжать –
язычников с земель их изгонять,
Господне выполняя повеленье,
в права свои вступать.1

Но не было в числе их человека,
кого бы Моисей
в пустыне Син, ещё в начале века,
исчислил в книге памяти своей.
Господь сказал им, что умрут в пустыне.
И вот в живых не видно никого.
Господь лишь Моисея одного
и с ним двоих на свете держит ныне –
помощников его.

Мужи те – Халев, сын Иефоннии,
и верный Иисус,
сын Навина, которые свершили
Господне дело, не войдя в союз
с посланцами, сказавшими обманно
про радостный, цветущий Ханаан,
когда оттуда возвратились в стан,
а всем плели трусливо и туманно
про мрак, царящий там.

И разместить в земле обетованной
велел Господь народ,
раздать уделы в древнем Ханаане,
когда Израиль в земли те войдёт.
По жребию делить и по счисленью:
обширней род – обширнее удел.2
Делить по именам, чтоб возымел
исконный род заветные владенья
и в них прожить сумел.

А если кто-то не оставит сына,
то дочери его
удел его оставить. Нет причины
лишать детей наследства своего.
Нет дочерей – удел оставить брату,
нет братьев – близкий родственник возьмёт.
И пусть такое правило войдёт
в закон для долговечного уклада
из рода в новый род.

Левиты же отдельно от народа,
до Моисея вплоть
исчислены.3 Для их большого рода
удела не велел давать Господь.
Удел их Сам Господь! Его веленьем
им выделят поля и города
в своих уделах, лишь придут туда,
сыны Израиля и во владенье
возьмут их навсегда.

И сорок восемь городов левитам
Господь отдать велел.
Стеной из камня от врага укрытых,
их должен каждый выделить удел.
Шесть городов левиты предоставят,
как города-убежища4 для тех,
кто лишь случайно взял на душу грех
и к праотцам сородича отправил,
чтоб жил там без помех.

И вот Господь сказал пророку слово,
когда закончив счёт,
у скинии дописывал он новый
сынов Израиля полученный расчёт:
«Взойди на гору Аварим5 и взглядом
весь край обетованный охвати.
Тебе не суждено в него войти.
Останешься ты с ним навеки рядом.
Один в конце пути.

Вы с братом Аароном у Меривы
явили суть свою:
горды вы были и не терпеливы –
не дали святость показать Мою.
Так посмотри на землю, что даю Я
и приложись к народу своему.
Я покажу тебе лишь одному
всю ширь её, ни камня не минуя.
Откроются уму

её холмы, поля, леса и воды.
Увидишь, что течёт,
Моей заботой о её природе,
по сей земле и молоко и мёд»!
И Богу Моисей тогда ответил:
«Всю жизнь мою отдам я за народ.
Но кто теперь их дальше поведёт?
останется преемником на свете,
когда пророк умрёт?

Бог духов всякой плоти, да поставит
над обществом сиим
такого человека, что направит
народ Его земным путём Своим!
Такого, чтоб пред обществом Господним,
как добрый пастырь первым выходил,
чтоб Твой народ пред Господом водил
здоровым и счастливым и свободным,
чтоб Господа любил»!

Господь ответил Моисею прямо:
«Вот этот человек.
Из всех людей лишь он достойный самый,
чтоб ты его преемником нарек.
В нём Божий Дух, лишь он тебя заменит –
то Иисус, сын Навина. Лишь он
в делах войны и мира искушён,
он Господу и людям не изменит,
как верный Аарон.

Ты на него свою возложишь руку6
у скинии дверей.
Первосвященник станет в том порукой
в присутствии Израильских вождей.
Там Иисусу дашь ты наставленья
и славы там ты дашь ему своей,
чтоб общество в цепи грядущих дней
внимало Иисуса повеленьям.
Чтоб он, как Моисей

народ свой вёл вперёд дорогой Божьей.
А сам он будет знать
веленья Божьи, обратившись позже
к священнику. Господня благодать
в таинственном уриме и туммиме.7
В наперснике своём Елеазер –
первосвященник, святости пример,
у сердца их хранит, всегда он с ними.
По ним из горних сфер

они узнают Господа решенья,
когда, куда идти,
получат все Господни повеленья
на праведном, но тяжком их пути».
И сделал Моисей по слову Бога:
Поставил Иисуса пред собой,
Елеазаром и большой толпой
Израильтян. В волненье и тревоге
он правою рукой

коснулся головы, знакомой с детства.
Затем, набравшись сил,
по праву воли Божьей и священства
свои с молитвой руки возложил.
И дал он Иисусу наставленья,
как сам Господь пророку указал.
И вскоре весь народ его признал.
Без тени недовольства и сомненья,
вождём его назвал.
Посвящение Иисуса Навина

 

Притмечания:

1. На пороге Ханаана выполнен новый подсчёт народа. В результате этого подсчёта оказалось, что
колено Рувима имело 43730 чел.
« Симеона 22200 «
« Иуды 76500 «
« Дана 64400 «
« Неффалима 45400 «
« Гада 40500 «
« Асира 53400 «
« Иссахара 64300 «
« Завулона 60500 «
« Ефрема 32500 «
« Манассии 52700 «
« Вениамина 45400 «
------------------------------------------------------------
Итого:……..601730 чел.
2. Жребий должен был указать местность оседлости колена. Определение же площадей должно быть обусловлено численностью людей, вошедших в коленное исчисление;
3. Потомки Левия – Левиты, которым принадлежал и сам Моисей с братом и сестрой, племя священнослужителей. Их мужского пола, от одного месяца, исчислено 23000 человек;
4. Города убежища предназначались для невольных убийц. Люди явившиеся причиной смерти человека непреднамеренно, могли укрываться там от мести родичей погибшего до смерти первосвященника. После этого события им возвращались их права. Однако, правила – основательный перечень законов по этому поводу, приведен в кн. Числа, гл.35, ст.16-24, 30-34;
5. Собственно на одну из гор хребта Аварим. Именно, на гору Нево (или Невав);
6. «Возложение руки» - видимый знак сообщения прав и полномочий;
7. Никто из избранных ветхозаветных мужей не удостаивался столь близкого общения с Божеством, какого был удостоен Моисей (Чис. 12, ст.6-8) Иисус – преемник Моисея будет вопрошать Господа посредством таинственного урима и туммима, находящихся на наперснике первосвященника (Исход гл.28, ст.30). В буквальном смысле слова эти означают соответственно: свет и совершенство. Их физический смысл в библии и сопутствующих книгах не определён. Не ясно, также, каким образом через них возвещалась воля Божия. Однако известно, что первосвященник через урим и туммим мог вопрошать Господа и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию вопрошающим о ней;

Моисей. Глава 44

Некоторые законы, в дополнение и продолжение ранее данных Господом через Моисея; Война для отмщения с Мадианитянами; пример деления военной добычи

И важные законы Моисею
Затем Господь послал:
о жертвах, что должны сжигать Евреи –
Он праздники и время указал;1
Ответственность за женские обеты
Бог возложил на родственных мужчин:2
обетам жён мужчина – господин,
и клятву женщины предать запрету
достоин он один.

И повелел Господь идти войною
на Мадианитян.3
Им отомстить, навеки упокоить
за блуд и грязь, занесенные в стан.
«Их поразишь, врага не пожалеешь,
потом, – в тот день Господь сказал ему, –
приложишься к народу своему»!
И покорилась воля Моисея
велению тому.

И обратился Моисей к народу:
«Господь нам повелел
вооружиться и пойти походом
на тех, кто развратить нас захотел.
По тысяче бойцов вооружите
от каждого колена на войну.
Двенадцать тысяч в армию одну
для мщения Господня отрядите –
пусть недруга сомнут»!

И вот сынов Израиля колонны
отправились в поход.
Финеес4 – их священник непреклонный,
на битву гордо с трубами идёт.
И пятерых царей из Мадиама
поражены войска и города.
Им больше не подняться никогда.
Волхва и звездочёта Валаама
зарезали тогда.

Погиб провидец, как и все мужчины,
кто не сумел уйти.
Гнев Божий заклинателя не минул,
и грозный меч застал его в пути.
Жён Мадиамских и детей без счёта
в плен увели Израиля сыны,
стада и скот пустынной стороны
доставить в стан теперь у них забота –
вернувшихся с войны.

И взяли всё именье Мадиама,
а города сожгли.
Убили пятерых царей упрямых,
все крепости разрушив до земли.
И день за днём приходят непрестанно,
с войны победно возвращаясь в стан,
отряды боевых Израильтян,
где воды льёт легко и неустанно
лазурный Иордан.

И вышли Моисей с Елеазаром
встречать своих людей.
И видит это родственная пара
Израильтян с добычею своей.
И все князья на встречу вышли с ними.
И вот пред ними пленников ведут,
добычу те военную несут,
домой, гордясь трофеями своими,
воители идут.

Но Моисей разгневан до предела:
«Зачем я вас послал?
Зачем вернулись, не окончив дела? –
Начальникам военным он сказал, –
Зачем в живых оставили вы женщин,
мужского пола маленьких детей
зачем живыми в жадности своей
оставили? Не вам ли был завещан
для них иной удел?5

Их жёны, по совету Валаама
К Фегору вас вели.
Неужто вы теперь забыли сами,
скольких за грех в могилу унесли?
Убейте всех детей мужского пола,
убейте женщин, знающих мужей,
чтоб не пытались чарою своей
от Господа отвлечь туда, где Молох
скитается во тьме».

А девочек, ещё не знавших мужа,
оставьте для себя.
Пускай растут, становятся не хуже,
чем наши жёны, Бога возлюбя.
Семь дней потом пребудете вне стана.6
Очиститесь в день третий и седьмой.
Омойте очистительной водой
одежды ваши, утварь. Утром ранним
идите в стан – домой».

И повинуясь слову Моисея,
Израиля сыны,
нарушить волю Господа не смея,
исполнили, что выполнить должны.
Потом Господь велел делить добычу.
Меж обществом и воинами там
всё разделить велел Он пополам.
Порядок дележа вошёл в обычай –
Давид поведал нам.7

Начальники над войском сосчитали
всех воинов своих
и Моисею радостно сказали:
«Вернулись все. Остались все в живых»!
И Господу свершили подношенье:
и золото, и медь, и серебро –
не перечесть принесенных даров:
«Для наших душ пред Богом очищенья 8
прими у нас добро»!

И принял Моисей с Елиазаром
всё золото у них.
И в скинию отнёс священник старый
семнадцать тысяч сиклей золотых. 9

И в скинии богатый клад хранился,
как память перед Господом самим
сынов Израиля, кто жив и невредим
из тяжкого похода возвратился
к шатрам своим родным.
********************************

Примечания:

1. Закон о жертвах, приносимых ежедневно, еженедельно, в субботу, в новомесячие, на Пасху и день первых плодов – Числа, гл.28. Всесожжение в седьмой месяц – Числа, гл.29;
2. Ответственность за обеты, данные женщинами – Числа, гл.30;
3. Повеление об истреблении мадианитян даётся согласно закону о наказании подстрекателей к идолослужению (Второзаконие, гл 13, ст. 6-8) в целях гарантирования евреев от будущего опасного соседства;
4. Главным священником при войске посылается Финеес, наглядно засвидетельствовавший свою ревность о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блужением;
5. Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины «познавшие мужа на мужеском ложе», – как постоянная возможность соблазна для евреев повторить своё ситтимское увлечение;
6. Закон об очищении прикоснувшихся к человеческому трупу и предметам, имевшим с ним соприкосновение, изложен в гл.19 Числ.;
7. Способ, которым была разделена мадианитская добыча, (пополам между ходившими в поход и оставшимися в стане) получил впоследствии силу закона. При царе Давиде. (1 книга Царств, гл. 30, ст. 24, 25);
8. «Приношение Господу» - знак благодарности за благополучное окончание похода, также вклад для «очищения душ», осквернённых убийством и прикосновением к убитым и их вещам;
9. 17000 сиклей золотых - около 200 кг; Полный перечень добычи - до единой души человеческой или скота, приведен в Числ. Гл. 31, ст. 32. Там же приведена раскладка отчислений – сколько Елеазару для скинии, сколько левитам и пр.

Моисей. Глава 45

Условия, на которых Рувиму, Гаду и половине колена Манассиина позволяется поселиться на восток от Иордана.

Сыны Рувимовы и Гадовы богаты.
Скота у них не счесть.
И видят, что на землях Галаада 1
для пастбищ и для стройки место есть.
И вот они сказали Моисею,
священнику сказали и князьям:
«Земля сия вполне подходит нам.
И для себя её просить мы смеем –
привольно тут стадам.

И если мы нашли благоволенье
в глазах твоих, пророк,
отдай нам эти земли во владенье.
Мы здесь осядем под любой зарок.
Отстроим города 2 и восстановим,
дворы мы здесь устроим для скота.
И сбудется отцовская мечта,
к которой шли отцы в поту и крови
и верили всегда.

А через Иордан нас не веди ты».
Ответил Моисей:
«Жить не хотите в обществе открытом
в неукротимой корысти своей?
Хотите здесь в тиши холмов остаться,
а братья пусть одни ведут войну?
В поход, в обетованную страну
вам не с руки со всеми отправляться?
Такую же вину

пред Господом отцы имели ваши,
когда они пришли
в Кадес-Варни, и всей общине нашей
солгали о лице святой земли,
и отвратили сердце у народа
от участи, что Бог обетовал.
Господь за то жестоко наказал –
водил нас по пустыне эти годы.
Конец пути настал:

все те, кому тогда минуло двадцать,
в пустыне полегли,
а вам Господь дал в этот край добраться –
к границам обетованной земли!
Вы что ж, отродье грешников, хотите,
чтоб гневом Божьим вспыхнул небосвод?
Чтоб дал Господь нам новый отворот,
когда от воли Божьей отвратитесь,
и погубил народ»?

И так сыны Рувимовы и Гада
ответили ему:
«О нет, судьбы отдельной нам не надо.
Мы преданы народу своему!
Лишь овчие дворы в Заиорданье
построим, города лишь возведём,
потом своё оружие возьмём
и в Ханаан, по своему желанью,
пред Господом войдём.

А дети наши, наши сёстры, жёны
останутся тогда
в расчищенных и нами укреплённых
больших и защищённых городах.
Удела в Ханаане нам не надо.
Но с миром не вернёмся мы домой,
пока в удел назначенный судьбой,
колено не войдёт родного брата
дорогой боевой.

И Моисей сказал: «Большое дело
решили вы поднять!
И если воевать пойдёте смело,
то вам никто не может помешать
взять в Галааде земли и селенья.
За Иорданам будет ваш удел.
Живите там, где каждый захотел
избрать себе места для поселенья,
для всяких мирных дел.

Дал Моисей об этом повеленье.
К начальникам племён,
к Елеазару со своим решеньем
и к Иисусу обратился он:
«Когда потомки Гада и Рувима
совместно с вами двинутся в поход
пред Господом с оружием вперёд,
за Иордан, к земле необозримой,
когда народ возьмёт

уделы на земле обетованной,
тогда пускай идут
в свои края за синим Иорданом,
и там уделы для себя берут».
И Гадовы сыны, сыны Рувима
ответили пророку: «Как один
оружие возьмём, наш господин,
по слову Божьему неотвратимо
пойдут отец и сын.

Но на земле привольной Ханаана
уделы не возьмём.
Осядем на восток за Иорданом,
туда мы к городам своим уйдём».3
И отдал Моисей сынам Рувима
просимый край, и Гадовым сынам
холмы Заиорданья отдал сам.
Манассии колена половина
взяла удел свой там.
**********************************

Примечания:

1. Земли Галаада – холмистая страна за Иорданом, против Мёртвого моря. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная – Сигону, царю Амморейскому. По завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину, изобиловавшими стадами;
2. Города восточного Заиорданья: Дибон, Атароф и Нево упоминаются в надписи моавитскаго царя Меши;
3. Подробнее о размещении колен Рувимовых, Гадовых и полуколена Манассии см. Второзаконие, гл.3, ст. 12-20; И.Н. гл.13, ст.8-12, 24-31; Колена Рувима и Гада заняли юг восточного Заиорданья. Манассия – север.

Моисей. Глава 46

Господь поручает Моисею разделить Ханаан по жребию между коленами Израилевыми по их численности; Границы земли для унаследования.

И вот Господь на Моавитских землях,
где плещет Иордан,
сказал пророку: «Поднимись и внемли –
напутствие Моё народу дам:
когда войдёт он в земли Ханаана,
пусть сильные Израиля сыны
прогонят прочь всех жителей страны.
Высоты1 разорят, а идолов поганых
пусть истребят они.

Пусть уничтожат все изображенья,
и волею Моей
возьмут всю эту землю во владенье
и всем народом поселятся в ней.
И пусть разделят землю на уделы
по жребию, по вашим племенам,
по древних предков славным именам,
заполнят ханаанские пределы
и расплодятся там.

И пусть большой удел большое племя
получит для жилья.
Колено меньшее получит в то же время
удел поменьше – воля в том Моя.
Но если вы с земли обетованной
не сгоните всех жителей её
и слово не исполните Моё,
то станут вас теснить, язвить и ранить,
сражаясь за своё.

И всё, что Я задумал сделать с ними
обрушу Я на вас.
Ведь Мой народ деяньями своими
Мои заветы нарушал не раз»!
И дал Господь пророку Моисею
границы всей земли, что обещал:
пустыню Цин2 на юге Он назвал,
Египетский поток 3 и Идумею
пределом указал.

На западе граница – это море.
Вдоль моря – вся страна.
На севере – от моря через горы
К Дамаску устремляется она.
А Иордан – восточная граница.
Там Соляного озера4 секрет,
и зеркало в холмах – Гениссарет, 5
где сквозь него торопится излиться
река – и жизнь и свет6.

Дал Моисей народу повеленье
ту землю разделить:
«Как повелел Господь в Своём явленье,
вы поступите – так тому и быть.
Для девяти колен и половины
делите на уделы Ханаан,
ведь два колена свой разбили стан
в Заиорданье, где кочуют ныне,
и там удел им дан.

Рувиму, Гаду и полуколену
Манассии сынов
за Иорданом синим, белопенным
теперь удел, по просьбе их, готов».
Господь назвал мужей для передела
земли обетованной. Вот они:
Елеазар-священник, вместе с ним
Сын Навин Иисус – воитель смелый,
чьи наступают дни.

«Ещё князей возьмите для раздела
дарованной земли.
По князю от колена, чтобы дело
по совести вершить они могли, –
сказал Господь пророку Моисею
и всех князей назвал по именам,
по их родам и древним племенам.
Из всех двенадцати колен Евреев
потомки были там.7
**********************************

Примечания:

1. Высоты – языческие святилища, столбы с изображениями идолов и богов;
2. Пустыня Син (Цин) – (низкое, плоское место) – пустыня на юге Палестины, близ Кадеса, в колене Иудином;
3. Египетский поток - (нынешняя водяная балка Вади-ель-Ариш) – пограничная река между Египтом и Палестиной, стекает с Идумейских гор и впадает в Средиземное море. Иногда называется Сихором;
4. Соляное озеро – Мёртвое море;
5. Гениссаретское озеро;
6. Иордан, вытекающий из Гениссаретского озера к Мёртвому морю;
7. Имена всех князей израилевых – начальников колен, перечислены в кн. Числа, гл. 34.

Моисей. Глава 47

Второзаконие – время и место последующих речей Моисея; Благополучие Израиля будет зависеть от исполнения заповедей Божиих; Благословение и проклятие зависят от их выбора.

И наступил одиннадцатый месяц…
Уж тридцать девять лет
народ еврейский прах пустыни месит,
из рабства выйдя мрачного на свет.
И сорок лет уже наступят скоро
с тех пор, как сам Господь и Моисей
неукротимой волею своей
с Египетских равнин к Синаю, в горы,
избавив от цепей,

народ еврейский вывели сквозь море.
И вот конец пути.
В пустынях, позади нужда и горе
И Ханаан заветный впереди.
И в эти дни пророк воззвал к народу:
свои заветы людям передал,
законы, что Господь для них создал,
когда из плена вывел на свободу,
им снова преподал.

Отцы и деды полегли в пустыне.
И вновь, для молодых,
что Бог послал, пророк поведал ныне
в заиорданье, средь холмов седых.
И рассказал им, как Господь направил
Отцов их от Хоривы1 в Ханаан,
вершить обет, что был их предкам дан,
как страх отцов неверных их заставил
вернуться с ложью в стан2.

И как Господь, разгневавшись, поклялся,
что ни один из тех,
кто Господу не верил и боялся,
что не возможен в той земле успех,
земли заветной в жизни не увидит,
останется в пустыне навсегда.
Лишь Халева отметил он тогда,
и Иисуса также не обидел.
И вот прошли года…

Сын Навин Иисус введёт Евреев
в тот край, за Иордан.
Но не судьба увидеть Моисею
Израилем обжитый Ханаан.
Вновь учит он людей бояться Бога,
любить Его и сердцем почитать,
других богов не ведать и не знать.
И заповеди Божьи без упрёка
беречь и соблюдать.

«Израиль, слушай, – говорил он людям, –
земля, что Бог даёт,
плоды свои сама давать вам будет.
По ней текут и молоко и мёд!
И если слушать будете вы Бога,
служить Ему от сердца своего –
получите все блага от Него:
Господь народ избавит от тревоги
могуществом Его.

Но берегитесь, чтоб не обольстилось
и к божествам чужим,
на горе, ваше сердце не склонилось,
и чтоб служить не начали вы им.
Тогда Господень гнев воспламенится
и небо Он надолго заключит –
дождей не будет и земля сгорит,
и ни зерна на ней не уродится,
и скот не устоит.

И вскоре вы погибните под небом
обильной той земли,
накажет всех Господь, кто где бы не был
за то, что верность Богу не блюли!
Слова мои вы в душу положите,
как знак на руку навяжите их,
повязкой над глазами мудрый стих
с покорностью и верой закрепите.3
И всех сынов своих

словам святым учите неустанно.
И в доме и в пути
слова сии твердите беспрестанно:
без веры в Бога незачем идти!
На косяках и на воротах дома
слова завета чётко напиши,
чтоб всё, что нужно для твоей души,
что в этой жизни важно и весомо,
ты с Богом получил.4

Когда душой полюбите вы Бога,
когда Его путём,
Его, отцам завещанной дорогой,
пойдёте в благочестии своём,
Господь изгонит все сии народы
из этих мест от вашего лица,
и вашу власть над ними до конца
Он утвердит, как то в былые годы
обетовал отцам.

И вашим будет место от пустыни
и до Ливанских гор,
от мест, где пребываете вы ныне
до моря. И не сдержат ваш напор
народы, что живут на землях этих.
И против вас никто не устоит:
Господь, ваш Бог любого устрашит.
Вы с Господом сильнее всех на свете
и путь для вас открыт.

Я предлагаю вам благословенье
и предлагаю вам
проклятие – на выбор, для сравненья,
чтоб знали всё, что ведаю я сам:
Послушаете заповедей Бога –
благословенны будете всегда;
Настигнет вас проклятие тогда,
когда сойдёте вы с Его дороги
в грядущие года.

Когда введёт тебя Господь в ту землю,
в которую идёшь,
моим наказам беззаветно внемля,
на гору Гаризим сперва взойдёшь
и там произнесёшь благословенье,
затем взойдёшь ты на гору Гевал.
Произнести проклятие призвал
тебя я с той горы без промедленья.
Господь то указал.5

А горы те видны за Иорданом,
дорогой на заход.
И волей Божьей, силой свыше данной,
народ еврейский их себе возьмёт.
Вы Иордан чудесно перейдёте:
вам покорятся горы и река
вам путь укажет Господа рука.
И во владенье землю вы возьмёте
на долгие века.

Итак, старайтесь соблюдать законы,
веления Его.
Должны их выполнять вы неуклонно:
превыше слово Господа всего!
Сгоните всех, кто землю населяет –
на сей земле Господь даёт вам жить,
растить детей и Господу служить.
Вы истребите всё, что вам мешает
дела сии творить».6
*************************************

Примечания:

1. Хорива – гора в пустыне Аравийской. При этой горе было явление Божие Моисею в купине горящей и несгораемой. Здесь Моисей источал ударом жезла воду из скалы, здесь Господь из среды огня изрекал Израилю Закон. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем. В географическом смысле, под Хоривом разумеют всю центральную группу гор Синайского п-ва, а под Синаем – только одну гору этой группы;
2. Имеется в виду эпизод, описанный в книге Числа, гл.13-14 при Кадесе, в пустыне Фаран;
3. Буквальное понимание этих советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление тефлинов. Тефлины - это коробочки с заключёнными в них выдержками из Св. Писания, прикрепляемые к рукавам и ко лбу;
4. А этот совет Моисея привёл к возникновению обычая употреблять мезузы. Мезуза – священная надпись на косяках дверей домов;
5. Горы Гаризим и Гевал находящиеся в центре Палестины, в колене Ефремовом (впоследствие) были назначены Моисеем для ежегодного чтения Закона при всенародном собрании. На горе Горизим представители шести колен Израилевых (Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Вениамина) должны были произносить благословения на исполнителей Закона (Навин, гл.8, ст. 33-35), тогда как на противоположной горе Гевал представители других шести колен (Рувима, Гада, Асира, Завулона Дана и Неффалима) изрекали проклятия на нарушителей Закона Божия;
6. Дальнейшие речи Моисея воспроизводят исторический и (в основном) законодательный элемент книг Исход, Левит и Числа. Цель воспроизведения – возобновление в памяти молодого еврейского поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов. Ту же цель преследуют обличительно-увещательные речи пророка, помещённые в заключение Второзакония.

Моисей. Глава 48

Избрание и качество будущего царя Евреев; Когда Израиль перейдёт Иордан и напишет закон на камнях, должно быть торжественно провозглашено благословение и проклятие.

За днями дни проходят над Моавом,
и учит Моисей
законам Божьим праведным и правым
Израилевых юных сыновей.1
И вот пророк сказал им здесь однажды,
с народом и князьями говоря:
«Когда решите над собой царя
поставить – рассудите дважды
не выбирайте зря.

Ведь царь народа – сей избранник Божий,
вам братом должен быть.
Никто из иноземцев стать не может
для вас царём и все дела вершить.
Царь о Египте помышлять не должен
чтоб свой народ опять туда вернуть –
вам Господом туда заказан путь.
Не должен царь свои богатства множить
и в золоте тонуть.

И множить жён еврейский царь не должен,
чтоб сердце у него
не развратилось, чтобы с ним на ложе
была жена любимая его.
Когда он сядет на престол священный,
он у левитов список должен взять
сего закона с книги, и читать
всю жизнь законы Божьи. Неизменно
блюсти и выполнять,

чтоб научился Господа бояться,
чтоб сердцем не твердел,
чтоб от законов Божьих уклоняться
ни влево и ни вправо он не смел.
Дабы пребыл он много лет на царстве.
За ним его законные сыны
царить среди Израиля должны,
прославить средь народов государство
желания полны.

И заповедал Моисей народу:
«Когда за Иордан
вы переправитесь чудесным бродом 2,
когда войдёт Израиль в Ханаан,
вы камни на Гевал-гору втащите,
их известью обмажьте и на них
священные слова законов сих
рукою твёрдой ясно напишите
для сыновей своих.

И Господу там жертвенник устройте,
чтоб жертвы принести.
По всесожженью, ешьте, пейте, пойте
и веселитесь. Прежде, чем уйти,
на гору Гаризим взойдут потомки
князей шести Израильских колен,
Египетский познавших горький плен.
Благословить народ, взывая звонко
с горы Господь велел.

Там будут Симеон, Иуда, Левий,
Иосиф, Иссахар,
Вениамин. На сих сынов пал жребий
благословить народ, как Божий дар.
А на горе Гевал – Рувим с Асиром,
Гад, Дан и Неффалим, и Завулон
произнесут проклятия канон.
И весь Израиль подтвердит всем миром:
боится Бога он.

Проклятью подлежат плохие люди:
язычники, лжецы,
развратники, неправедные судьи,
сутяжники, убийцы, подлецы.
И пусть проклятья вознесутся к небу
и улетят в заоблачную синь.
И пусть народ наш возгласит «Аминь»,
чтоб каждый твёрдо помнил, где б он не был
проклятий сих полынь.
********************************************

Примечания:

1. Моисей повторил молодым израильтянам закон о ритуале жертвоприношения (Втор., гл 12),
о подстрекательстве к идолопоклонству (гл.13), о чистом и нечистом (гл.14), об освобождении от долга и рабства в каждый седьмой год (гл.15), о праздниках Пасхи, седьмиц и скинии на месте, которое изберёт Господь (гл.16), о военной службе (гл.20), об очищении от неизвестного убийства, постановления о случаях греха и осквернения (гл.21), закон об отсутствии девства (гл.22), разные повеления о поведении и другие постановления (гл. 24-26);
2. Речь идёт о чудесном переходе Иордана израильтянами, когда Господь остановил воды реки (И.Н. гл.3).

Моисей. Глава 49

Благословение исполнителям закона, проклятие - нарушителям

И снова Моисей неутомимый
народу говорил:
«Господь, твой Бог с тобой – всегда незримый,
тебя избрал Он и благословил.
Когда за Иордан войдёшь ты с Богом,
блюсти законы станешь ты Его
и будешь слушать Бога твоего,
тогда тебе открыты все дороги,
достигнешь ты всего!

Господь поставит выше всех народов
Израильский народ.
Достаток, счастье, полная свобода
на сей земле сполна к тебе придёт.
Благословен ты в городе и в поле,
благословенны житницы твои,
разбиты будут все враги твои,
благословен ты в доме и на воле
во всех делах своих.

И если только Божьими путями
в своей земле пойдёшь,
Своим народом Бог тебя поставит,
Его благословение найдёшь.1
И сделает Господь тебя главою,
и будешь ты всегда на высоте,
когда исполнишь заповеди те,
что дал Господь, витая над горою
в синайской высоте.

Но, если гласу Господа не станешь
душою ты внимать
и заповеди Божьи перестанешь
старательно и точно исполнять,
проклятия сии тебя постигнут,
как гром небесный на тебя падут,
на суше, на воде тебя найдут.
под их напором грешники погибнут –
суровым будет суд.2

Ты будешь проклят, знать не будешь счастья.
И на тебя пошлёт
Господь болезни, горе и несчастья,
в делах твоих тебя Он проклянёт.
Твоим врагам предаст Господь могучий
тебя на пораженье и позор.
Смятенье, голод, засуха и мор
тебя накроют смертоносной тучей.
Врагам своим отпор,

закон нарушив, дать уже не сможешь,
но в страхе побежишь.
И в чуждых царствах голову ты сложишь –
рассеян будешь в мире между них.
И своему врагу служить ты станешь.
С ярмом на шее станешь угождать
народу, чей язык не будешь знать,
народу наглому, который не оставит
и не захочет дать

ни хлеба, ни вина с твоих уделов,
что дал тебе Господь,
который разрушает оголтело
имение твоё, терзая плоть.3
И лютый голод будешь знать в осаде,
и станешь есть детей своих родных,
не пощадишь и родичей своих.
И там, своей презренной жизни ради,
сживёшь со света их.4

Господь тебя рассеет по вселенной,
по всем краям земли.
Другим богам служить ты будешь, пленный,
которых ведать предки не могли.
И места там твоей ноге не будет,
покоя не видать душе твоей:
презренный раб – неверный Мне еврей
во страхе и смятении пребудет
среди чужих людей.5

Врагам в Египет продавать вас станут.
И столько навезут,
что покупать евреев перестанут
и цену вам ничтожную дадут.
С утра от страха пожелаешь ночи,
а ранним утром, видя ужас дня,
не раз, не два ты вспомнишь про меня
и вновь во тьме укрыться ты захочешь,
судьбу свою кляня».6
**********************************

Примечания:

1. Божьи благословения – Второзак. гл. 28, ст. 1-14;
2. Божьи проклятия – Второзак. гл 28, ст. 15- 68;
3. Эти слова рассматриваются, как предсказание Ассирийского и Вавилонского плена;
4. Ужасные сцены голода при осаде Иерусалима римлянами, подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея;
5. Начиная с рассеяния евреев римлянами, история еврейского народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенного в гл.28 Второзакония, ст. 37; 65-67;
6. После разрушения Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и другие страны для продажи в рабство (Иосиф Флавий). В царствование императора Адриана, в римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешёвой цене. Около
12 000 погибло от голода. (Bible Allioli, 1868 г., т.1, 727; Властов, Свящ. Лет.).

Моисей. Глава 50

Возобновление синайского завета.

И вот опять Господь велел пророку
в его сто двадцать лет
в Моаве, перед новою дорогой,
возобновить с Израилем завет.1
Созвав сынов Израилевых вместе,
сказал им Божье слово Моисей:
«Господь великой милостью своей
рабов своих собрал на этом месте,
избавив от цепей.

Он сорок лет водил вас по пустыне,
кормил вас и поил.
На вас целы одежды и поныне
и обуви никто не износил.
Но вам Господь не дал ушей, чтоб слушать,
глаз, чтобы видеть, сердца, чтобы знать –
сл



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.