Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моисей. Глава 42 3 страница



И сделали в Египте все Евреи,
как Бог им повелел,
как Аарон с провидцем Моисеем
старейшинам их передать сумел.
И поразил Господь своей десницей
всех первенцев Египетской земли.
Спасти сынов от смерти не смогли
ни фараон, ни жалкий раб в темнице
Все дети полегли.

Поражение первенцев

И поднялся в Египте вопль великий,
во всех его домах.
И это, Богом посланное лихо,
постигло всех, сводя людей с ума.
А ночью Моисея с Аароном
сражённый горем фараон призвал
и выйти из Египта приказал:
"Не стану больше вам чинить препоны, –
в тот час он им сказал. –

Идите все и Господу служите,
как говорили вы,
ваш мелкий скот и крупный скот возьмите,
избавьте нас от гибельной судьбы".
В ту ночь народ Израилев поднялся:
мужи и жёны, дети, старики,
и в дальний путь от вековой тоски
за Моисеем праведным подался
в пустынные пески.

Израильтян богато одарили
Египтяне в те дни.
По милости Господней их снабдили
одеждами и золотом они.
И вот от Раамсеса до Сокхофа4
течёт людской немыслимый поток
в Гесемской 5 стороне его исток,
но не беда, не мор, не катастрофа
ведёт их на Восток.

Господь давал отцам их обещанье
и выполнил обет.
Народ провёл в Египте, как в изгнанье,
четыре сотни тридцать долгих лет.
А ныне ополчение Господне
числом до миллиона человек
Египет покидает и навек
день этот - праздник Пасхи всенародный,
святая ночь для всех.6
*********************************************

Примечания:

1. Авив – месяц колосьев, названный после вавилонского плена Нисаном – первый месяц церковного года
2.Пасха – («песах» - прохождение мимо). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и своё избрание в народ Божий, своё рождение, так как исход и имел своей целью возрождение Израиля в народ Божий;
3. В гл.12 библейской книги Исход, стихи: 3 –11; 5 – 20; 43 – 49 изложено подробное описание пасхальных правил и установлений Господних;
4. Города, построенные сынами Израилевыми в годы египетского рабства;
5. Гесем – земля компактного проживания евреев в Египте, отведенная им ещё при жизни Иосифа;
6. Ночью с 14-го на 15 нисана начинается праздник Пасхи у иудеев и по сей день. Именно в эту ночь Господь прошёл мимо их домов, поражая египетских первенцев, в эту ночь начался исход из Египта.

Моисей. Глава 13

Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков; путешествие к Чермному морю; столп облачный днём и огненный - ночью.

И снова обратился к Моисею
Господь. И так сказал:
"Всех первенцев спасённых у Евреев:
как у людей, так тех, что скот давал,
Мне освяти – Мои они отныне.
И суждено им Господу служить,
чтоб чистый скот Мне в жертву приносить
во время ваших странствий по пустыне,
и всем примером быть".

А Моисей всё передал народу.
И вот его слова:
"Господь Израиль вывел на свободу.
Сегодня день священный торжества.
Настали дни свободы долгожданной.
Достигнув мест, где Бог даёт нам жить,
мы станем верно Господу служить
на пажитях земли обетованной
и праздник наш вершить.

И в память этих дней по Божью слову
отныне и навек
семь дней народ не станет есть квасного –
лишь бедствия сухой и пресный хлеб.1
И внукам объясним: рукою могучей
из дома рабства вывёл нас Господь,
не дал врагу Израиль побороть.
Об этом память в сердце неотлучна –
душа она и плоть".2

Когда Господь поднял в поход Евреев,
Он выбрал дальний путь.
Не в Ханаан направил, их жалея,
а на Восток заставил повернуть.
Он знал – они ещё слабы, и для сражений,
как воины, покамест не годны,
и силы для похода им важны,
а битвы с грозной силой Хананеев
сейчас им не нужны.

Мужи и старцы, женщины и дети
широкой полосой
за Моисеем вышли на рассвете
в пустыню, освежённую росой.
И не забыт Иосиф на чужбине.
Завет его исполнили сыны,
и кости патриарховы они
с собою унесли через пустыню
из чуждой стороны.

Людской поток песками, без дороги
уж третий день идёт.
И видят, с нарастающей тревогой,
безлюдье и бескрайний небосвод.
Но впереди, великий и прекрасный,
Господь укрытый облачным столпом,
в ночи горящем и прохладным днём,
ведёт народ от участи ужасной
задуманным путём.

И столп не отлучался от народа
все дни его пути.
И вот вдали, на грани небосвода,
конец пустыни. Удалось дойти,
как Бог велел, до древнего Ефама.3
Разбили здесь Евреи первый стан.
Здесь краткий отдых был им Богом дан.
Но дальше нет пути ни вспять, ни прямо –
захлопнулся капкан:

ведь на границе, на краю пустыни -
форпосты их врага.
На Север – горы, в них народ погибнет,
а на Востоке – моря берега.
Но до утра сияет столп Господень
и дивным светом отгоняет ночь.
И все сомненья отступают прочь.
Народ, который Господу угоден,
страх должен превозмочь.
*********************************

Примечание:

1. Памятование об исходе из Египта будет сопровождаться исполнением закона об опресноках (пресных, бездрожжевых лепёшках), т.к. вкушение «хлеба бедствия» - опресноков (впоследствии - мацы) и есть наглядное выражение воспоминания об этом событии;
2. Моисей, предпосылает объявлению законов о празднике опресноков и посвящении первенцев указание причин их возникновения. События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея и «памятной повязкой перед глазами», т.е. должны быть ясны и живы. Мыслью о них должно быть проникнуто всё сердце еврея (Второзаконие, 6 гл., 6 ст. и др.), а потому и сами законы никогда не предадутся забвению;
3. Ефам – египетский форпост в конце пустыни.

Моисей. Глава 14

Войска фараона погнались за Израилем до Чермного моря; Господь разделяет воды для Израиля и топит египтян.

Господь велел наутро Моисею
оставить стан ночной
и повернуть народ рукой своею
к Ваал-Цефон,1 дорогою иной.
И, выбрав снова место между морем
и названным форпостом египтян,
поставить ненадолго новый стан.
Набравшись сил, поход продолжить вскоре,
верша Господень план.

А фараон сказал, узнав об этом:
"Израиля сыны
в песках пустыни, солнцем перегретой,
увязли и вернуть мы их должны.
Они от нас ушли не для молитвы,
а навсегда задумали бежать
и мы должны скорее их догнать.
Пустыней все пути им перекрыты,
и мы не станем ждать»!

И вскоре колесницы фараона
(а было их шестьсот)
с ним во главе, колонна за колонной
в решительный отправились поход.
Два воина с оружьем в колеснице,
а третий управляет лошадьми.
И солнце над конями и людьми
застила пыль, и вспугнутые птицы
срываются с земли.

А в сердце фараона злость клокочет.
Рабов своих вернуть
к себе на стройки он немедля хочет,
и войску не даёт он отдохнуть.
И вот в пустыне, при Пи-Гахирофе
сынов Израиля увидел он кордон.
Пред ними море и Ваал-Цефон
а позади, несущий катастрофу
проклятый фараон.

Евреи испугались и смутились,
увидев злую рать.
Мужи их к Моисею обратились:
"Зачем сюда привёл нас умирать?
Не мы ли говорили там, в Египте,
что лучше рабство горькое, чем смерть.
И вот теперь придётся умереть"!
Но Моисей сказал народу: "Ждите!
О рабстве не жалеть!

Спасение Господне не замедлит.
Ведь с нами Бог всегда.
Он Египтян накажет, не промедлит,
не встретим мы их больше никогда"!
А Моисею Бог сказал могучий:
"Что, Моисей, взываешь ты ко мне?
Спасенье близко, на песчаном дне.
Я Египтян укрою чёрной тучей,
и, как в волшебном сне,

пройдёт Израиль сквозь пучину моря,
меж двух морских валов.
А Египтян постигнет злая доля –
не унесут домой своих голов.
На море ты направь свой жезл старинный,
Чермное море жезлом раздели,
чтоб вы пройти по дну его смогли.
Послушно море на две половины
отхлынет до земли.

Ожесточу Я сердце фараона,
он кинется вослед,
но больше не увидит небосклона,
покинет вместе с войском Божий свет.
И в этот час узнают Египтяне,
что Я Господь и славою Моей
решаю судьбы мира и людей,
и ведаю грядущее заранее
в цепи бескрайних дней»!

И Ангел Божий, шедший перед станом,
встал позади его.
И мраком обратился к Египтянам:
в кромешной тьме не видят ничего.
Но свет небесный освещал дорогу
Израиля сынам на их пути.
И удалось до моря им дойти,
уняв под оком Божиим тревогу,
и скот их довести.

Свой посох Моисей простёр над морем
и чудо из чудес!
Господь навёл восточный ветер, вскоре
разверзший море силою небес.
К рассвету невозможная картина
глазам людей открылась наяву:
могучий ветер моря синеву
до дна разрезал на две половины,
раздвинув, как траву

И обнажились тайны дна морского.
И стало сушей дно.
А воды, как борта пути сухого,
поднялись к небу зыбкою стеной.
И посуху пошли Израильтяне
меж двух живых, изменчивых валов,
доверясь Господу без слёз и слов.
И ринулись за ними Египтяне,
но был Господь суров.

Воззрел на рать их в середине моря
из Божьего столпа,
смутил их разум в жутком коридоре –
не войско фараона, а толпа!
И колесницы стали тяжко вязнуть
в морском, людьми протоптанном песке,
а Египтяне в страхе и тоске
теперь на берег выбраться согласны,
всё бросив, налегке.

Им ясно – это Бог хранит Евреев,
а им спасенья нет!
"Нас всех Господь убьёт, не пожалеет!
Затопит море нашей жизни след"!
И словно эти мысли подтверждая,
гром разорвал нависший небосвод,
и молнии пронзили лоно вод.
И Египтян бегущих провожая,
им буря песнь поёт.

Переход евреями Чермного моря

Моисей направил жезл старинный,
как повелел Господь,
на море, на пески дороги длинной,
где фараон хотел их побороть.
И в тот же час, бурля и завихряясь,
в свои пределы хлынула вода,
на дне морском оставив навсегда
Египтян, что спасти себя пытались
от Божьего суда...

Избавил в этот день Господь могучий
Израиля сынов
от рабства ненавистной чёрной тучи,
египетских мучительных оков.
И над волной морской Израильтяне,
спасённые великою рукой,
всем существом своим и всей душой,
пред Господом склонились утром ранним
в час этот роковой.

Услышали они Господне слово
уверовал народ:
Господь – единый Бог наш Иегова –
лишь Он один нам свет и жизнь даёт.
И Моисей – раб Господа великий,
Господне слово в мир несёт для нас.
Всю правду, без обмана и прикрас
открыл нам сей провидец светлоликий,
что слышит Божий глас.
**************************************

Примечание:

1. Ваал-Цефон, Пи-Гахироф, Мигдол – египетские пограничные, укреплённые поселения в области будущего Суэца;

Моисей. Глава 15

Торжественная песнь Моисея и Мариами; Моисей делает воды Мерры сладкими.

И торжество наполнило все души:
спасён Израиль, уничтожен враг!
Народ стоит на чистой, твёрдой суше,
а их гонитель повержён во прах!
И Моисей торжественно и мощно
заводит песнь, за жизнь благодаря
единого небесного Царя.
Он славит Господа светло и непреложно.
И ширится заря...

Торжественная песнь Моисея
(каждую последнюю строку куплета повторяет хор
мужчин)

Хвалу мы Господу поём. О, Иегова!
Над миром ты вознёсся высоко.
Твоё дыханье, мысль Твоя и слово
вошли в сердца народа глубоко!

Ты крепость наша, наша честь и слава.
Спасенье наше, свет и благодать.
В руках Твоих судьба миров и право –
всю злую силу смог Ты покарать.

Ты Бог отцов. Тебя мы превозносим.
В Чермное море ввергнул ты врага.
Его, как камень, Ты в пучину бросил.
Ты щит нам и рука Твоя крепка!

Твой гнев спалил Египтян, как солому.
Величьем славы ты их низложил.
Им никогда не видеть больше дома,
а их богам отныне свет не мил.

От дуновенья Твоего раздались воды.
Стенами встала влага с двух сторон.
Ты нам дорогу проложил в свободе:
по дну морскому – вольный перегон.

Нас лютый враг хотел догнать в пучине,
сразить мечом и в рабство возвратить
Но дунул Ты, и где гонитель ныне?
На дне морском ему вовеки быть!

Ты над богами Бог и чудотворец,
величественен святостью Своей,
величия и мудрости колодезь,
ведёшь Ты в отчий край Твоих людей.

От ужаса трепещут все народы:
они узнали о Твоих делах,
и все сердца, все княжества и роды
пред мышцею Твоей сжимает страх.

Так пусть Филистимляне, Хананеи
узнают всё про славный наш поход,
и пусть они, как камень онемеют,
когда идёт Твой избранный народ.

Веди его и насади на месте
святого достоянья Твоего.1
И в Ханаане дух отцов воскреснет.
Навек Ты Царь народа Своего.

Ты наш Господь. Тебя мы превозносим.
В Чермное море ввергнул ты врага.
Его, как камень, Ты в пучину бросил.
Ты щит нам и рука Твоя крепка!

* * *

Вот Мариамь – сестрица Моисея.
Тимпан 2 в её руке.
И женщины запели вместе с нею
И эхо вторит гимну вдалеке:
"Тебя, Господь, над всеми превозносим!
И мощь твоя над миром велика
Ты погубил могучего врага!
Его, как камень ты в пучину бросил!
Рука Твоя крепка"!

И отдохнув, послушный Моисею,
вновь поднялся народ,
по воле Бога древние Евреи
продолжили великий переход.
Их Моисей повёл по Сур-пустыне.3
Три дня они под жарким солнцем шли.
Воды они в пустыне не нашли
и вышли в Мерру4 (там поток и ныне
выходит из земли).

И бросились к воде нетерпеливо
Израиля сыны.
Но воды Мерры с виду лишь красивы –
на вкус они горьки и солоны.
И возроптал народ на Моисея:
"Мы здесь умрём, ведь нечего нам пить.
Мы без воды не можем больше жить"!
И Моисей, народ родной жалея,
стал Господа просить.

И указал Господь ему на древо.
И взял его пророк,
и бросил в воду Мерры, твёрдо веря,
что слово Бога станет людям впрок.
О диво! Воды Мерры прояснились,
а соль и горечь полностью ушли,
и для питья теперь они милы.
И люди в силе Божьей убедились
и воду пить смогли.

Господь сказал: " Покуда ты, народ Мой,
внимаешь Мне без слов,
покуда ты устав Мой и закон Мой
с глубокой верой исполнять готов,
пока святые заповеди Божьи
ты будешь верно соблюдать и чтить,
тебя, народ Мой, буду Я хранить
ни хворь, ни мор тебя не потревожат,
здоровым будешь жить"!

Поднялся Моисей и, Богу вторя,
пошёл, народ за ним,
и по пустыне, вдоль Чермного моря,
пришли в благословенный край Елим5
А там журчат источники, там пальмы
плодами фиников отягчены.
Не видели Израиля сыны
прекраснее в своём походе дальнем
и радостней страны.
*************************************

Примечание:

1. Имеется в виду земля Ханаанская, освящённая богоявлениями патриархам и жертвенниками Богу;
2. Тимпан – музыкальный инструмент – род бубна (кожа, натянутая на обод);
3. Пустыня Сур, позднее названная Ефам. Из библейских описаний следует, что евреи после перехода через Чермное (Красное) море шли не по прямой караванной дороге, ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу, вдоль восточного берега моря. Пустыня Сур-Ефам могла получить двойное название от двух лежащих в ней городов;
4. Мерра – (горечь). Место первой остановки после перехода моря. Полагают её местонахождение в долине Гавара. Это источник горько-солёной минеральной воды, малопригодной для питья;
5. Елим – второй стан, который находился южнее Мерры в теперешней долине Гарандель (Вади-Гурундель), где и по сей день растут прекрасные пальмы, а источником чистой воды пользуется вся округа;

Моисей. Глава 16

В ответ на ропот Израильтян Господь даёт им манну; её описание и повеления относительно неё.

К пустыне Син подались из Елима
Израиля сыны.
Уж тридцать дней путём неотвратимым
по воле Бога странствуют они.
И возроптало общество однажды
на Моисея – своего вождя
и Аарона: "Так страдать нельзя.
Недавно умирали мы от жажды.
В пустыню Син придя,

от голода страдать мы начинаем".
Тогда Господь сказал:
"В пустыне сей, в предгории Синая,
небесный хлеб народу Я создал.
И пусть по утру весь народ выходит –
в пустыне хлеб он на песке найдёт.
Пусть каждый на день для себя возьмёт.
А в день шестой пусть в поле дольше ходит
и на два дня берёт.

Я в эти дни Израиль испытаю:
Мне нужно верно знать,
что Мой народ, законы признавая,
по воле Бога станет поступать".
И Божье слово Моисей святое
народу с Аароном передал,
и обществу ещё он так сказал:
"Что ропщите на нас? Что мы такое?
Господь вам волю дал!

Предстаньте перед Ним. Он вас услышал,
а ропот ваш неверен и нелеп.
И вечером он мясо даст вам в пищу,
а поутру – чудесный новый хлеб".
И к вечеру, лишь солнце закатилось,
но ширь пустыни не накрыла мгла,
на стан сошли с небес перепела!
И нежной птицей вся земля покрылась.
И ночь на стан легла.

А утро принесло росу обильно,
но вот сошла роса
и видят: всю пустыню изобильно
покрыла белоснежная пыльца.
Такого раньше не видали люди:
мельчайшей крупкой устлана земля.
И вопрошали, Господа моля:
"Зачем Господь послал такое чудо,
нам взоры веселя"?

Им Моисей ответил: "Хлеб насущный
Господь вам в пищу дал!
Его вы собирайте и послушно
живите так, как Он вам указал!
Берите в день на душу по кувшину.
На утро ничего не оставлять,
а только на день хлеб сей собирать.
И нас Господь в пустыне не покинет
не даст нам погибать".

Израиль в пустыне

И ту крупу собрали утром ранним
во всей её красе.
И первый хлеб спекли Израильтяне.
И радостны и сыты были все.
А несколько семей не удержались –
на завтра припасли себе крупы
(наверно были жадны и глупы,
а, может, для детей своих старались –
желания рабы).

И к утру весь их сбор кишел червями
и жуткий смрад давал.
А Моисей суровыми словами
не верящих и жадных отчитал.
"Господь сказал, – он повторил народу,
до солнца ежедневно всем вставать
и хлеб свой только на день собирать
но в день шестой готовить на субботу –
по два кувшина брать.

Что надо печь, в шестой вы день пеките,
что надобно варить –
в шестой варите день и не грешите –
дан день седьмой, чтоб Господа хвалить.
В субботний день святой всё цело будет,
что приготовите вы из еды,
а хлеба испарятся и следы –
его в пустыне люди не добудут –
напрасные труды!

Но несколько семей в пустыню вышли
на сборы в день седьмой.
И не достались хлеба им излишки –
вернулся каждый в стан с пустой сумой.
И говорил Господь в те дни пророку:
"Доколе вы намерены опять
Мои законы дерзко нарушать,
не соблюдая заповеди Бога?
Придётся отвечать"!

И в день седьмой покоились Евреи,
как им Господь велел.
И слушались пророка Моисея.
Никто закон нарушить не посмел.
И хлебу имя нарекли в то время.
Небесной МАННОЙ хлеб тот назван был,
который с неба сам Господь спустил,
чтоб им насытить страждущее племя,
придать для странствий сил

в пустыне под палящим небосводом
где нету ни зерна.
Был хлеб из манны, как лепёшка с мёдом,
и сорок лет питала их она.
И повелел Господь: "Возьмите манну
в кувшине запечатайте её,
чтоб видели участие Моё
потомки ваши сквозь веков туманы,
и предков бытиё.

И Аарон сосуд наполнил манной –
один кувшин он взял,
в святилище пред Господом поставил
на память, как Господь народ спасал.
*******************************************

Примечание:

1. Пустыня Син – израильтяне пришли сюда не прямо из Елима, а из стана при море;

Моисей. Глава 17

Бог даёт Израилю воду из скалы: Нападение Амалика на Израильтян и его поражение.

И снова Божий столп пришёл в движенье.
За ним поднялся стан.
Опять в пути по Божьему веленью
несметные ряды Израильтян.
Они расположились в Рефидиме.1
Господь их путь к Синаю пролагал,
а весь народ сегодня отдыхал,
но без воды страдал невыносимо
и Моисея звал

и укорял пророка, словно Бога,
за то, что нет воды,
что зря Израильтян поднял в дорогу,
привёл в пустыню смерти и беды.
И Моисей ответил им сурово:
"Зачем вы укоряете меня,
зачем гневите Господа, кляня
его пророка злым, обидным словом
здесь на закате дня"?

И возопил он к Господу: "Что делать?
Они меня убьют!
О, Господи! Ведь не могу я ведать,
где воду для питья находят тут"!
"Возьми свой жезл. Пройди перед народом, –
сказал Господь пророку своему, –
Заботу эту Я сейчас сниму:
твоей рукой при всех открою воду
народу Моему.

Возьми с собой старейшин. С ними вместе
иди к горе крутой.
Там на скале, в Моём заветном месте
Я стану в вышине перед тобой.
Ты жезл поднимешь и в скалу ударишь.
Скала разверзнет недра и тогда
наружу хлынет чистая вода.
Ты под струю лицо своё подставишь,
всех созовёшь сюда".

И сделал Моисей по слову Бога.
Всё, как Господь сказал.
И пил Израиль. И ушла тревога.
Меривой2 Моисей скалу назвал.
Тому причиной было укоренье:
пророка укоряли в этот раз,
что без воды оставил их сейчас.
И Господа то было искушенье:
"Он есть ли среди нас"?

Ещё волненье не утихло в стане,
как новая беда:
на стан напали Амаликитяне,3
в пустыне промышлявшие тогда.
Исавовы потомки в этом крае
разбоем занимались сотни лет,
им промысла в пустыне лучше нет.
Другого дела исстари не знали
ни их отец, ни дед.

И Моисей поставил Иисуса4
их приступ отразить.
Тот молод был, силён, в бою искусен,
войсками мог в бою руководить.
Сын Навина в свои сорок четыре
отважен и, как юноша силён,
но вместе с тем расчётлив и умён.
Для Моисея нет достойней в мире.
И поручает он

собрать мужей для битвы Иисусу
и смертный бой принять.
Грабителей, поддавшихся искусу,
прогнать от стана, смертью покарать.
И он сказал: "Здесь, на холме я встану
за ходом битвы буду наблюдать,
Господень жезл над битвою держать.
А вы должны сражаться неустанно –
разить и побеждать.

И Моисей на холм поднялся утром.
С ним верный Аарон.
И зятя Ора, собранный и мудрый,
к себе в тот час позвал на помощь он.
И поднял жезл над битвою в долине.
Там Иисус врага разил и гнал,
там Амалик, оправясь, наступал.
И день уже клонился к половине,
когда пророк устал.

Ведь было так: евреи побеждали,
когда он жезл вздымал.
но Амаликитяне наступали,
когда пророк жезл Божий опускал.
Тогда его на камень усадили,
встал справа Аарон, а слева Ор
и Моисею, в виде двух опор,
воздеты руки с жезлом укрепили.
И ослабел напор

Молитва Моисея

кочевников – грабителей заклятых.
И вот к исходу дня
был в прах повержен Амалик проклятый.
Закончилась кровавая резня.
Господь сказал пророку Моисею:
"Ты в книгу для потомков се впиши,
а Иисусу Навину внуши,
что память о враге его рассею
как сон, как миражи".

И Моисей там жертвенник устроил,
набравшись свежих сил.
А имени его он удостоил
в честь Господа – Иегова Нисси5
"Моя рука, – сказал он, – возвышала
Господне знамя над врагом людей.
Господь уставил силою своей,
чтоб наша рать врага одолевала
до окончанья дней.
************************************

Примечание:

1. Рефидим – последний перед Синаем стан предполагают в долине Шейх, в местечке Сувейра, где находится камень, называемый «седалищем Моисея»;
2. Масса и Мерива – искушение и укорение;
3. Амаликитяне – потомки Исава – кочевой, живущий грабежом, народ. Занимали пространство между Идумеей и Синаем;
4. Иисус Навин, первоначально называемый Осией, впервые появляется здесь на страницах Св.Писания;
5. Иегова Нисси – Господь знамя моё.

Моисей. Глава 18

Иофор посещает Моисея и приносит всесожжение Богу; по совету Иофора Моисей ставит судей над Израилем.

Священник Иофор – тесть Моисеев,
что в Мадиаме 1 жил,
услышал о спасении Евреев:
о том, что сам Господь их выводил
из тяжкого египетского рабства,
про всё, что при Исходе сделал Бог,
про чудеса, про то, что Он помог
с собой на волю унести богатства,
что зять его – пророк!

И Иофор взял дочь свою Сепфору
и двух её сынов
и к стану Моисееву, под гору,
привёл, покинув мадиамский кров.
Какую радость старец поседевший,
увидев лица близких, испытал.
Жену, детей и тестя целовал.
Вдали от стана встретил он пришедших
и в свой шатёр позвал.

Он тестю рассказал про всё, что было:
как море перешли
и как Господня праведная сила
прийти на помощь всякий раз спешит.
И радовался тесть благодеяньям,
которые Господь для них явил,
когда народ для жизни возродил.
Благословил он Господа деянья,
Его благословил.

И Иофор задумчиво промолвил:
"Я верю, Что Господь
свой замысел таинственный исполнил,
что всех богов Он может побороть"!
И старец Иофор – тесть Моисеев,
старейшин с Аароном пригласил
и хлеб с ним разделить их попросил,
и жертвы он принёс и всесожженье
для Бога совершил.

А утром необычное явленье
увидел Иофор:
взволнованных людей столпотворенье
в долине горной, где стоял шатёр.
И Моисей воссел перед народом,
он целый Божий день решал дела,
покуда ночь на землю не сошла,
накрыв пустыню звёздным небосводом,
и стан укрыла мгла.

"Ты что же это делаешь с народом? –
сказал пророку тесть, –
Чтоб рассудить людей нужны ведь годы,
и то всего не сможешь ты учесть"!
"Ко мне идут просить суда у Бога, –
ответил Иофору Моисей, –
и каждого пойми и пожалей...
Такая уж мне суждена дорога
до окончанья дней".

"Нет, ты не прав, – сказал ему на это
священник Иофор, –
послушай, зять мой, доброго совета.
Внимательно послушай и не спорь.
Таким судом ты лишь себя измучишь,
до крайности народ свой доведёшь,
а все дела один не разберёшь
и правды в одиночку не получишь.
Один судить не гож.

Один для нас – Господь во всей вселенной.
Пред Богом для людей
посредник ты прямой и откровенный.
И не оставит милостью Своей
Господь народ, и путь ему укажет
через тебя, вложив в уста твои
уставы и веления Свои.
И от тебя тогда узнает каждый
что Бог ему велит.

А чтоб судить народ в любое время,
людей ты подбери.
Способных, честных знает наше племя.
Их призови к себе, поговори.
Из бескорыстных, что боятся Бога,
начальников над тысячей назначь –
пускай решают тысячу задач
там, вдалеке от твоего порога.
Тогда утихнет плач

обиженных и ждущих правосудья
в делах своих земных.
Рассудят их на месте ваши судьи
из новых стоначальников твоих.
Начальников поставь над полусотней
и десятиначальников поставь.
А сам неси законы и устав
народу, путь указывай Господний,
Его пророком став.

Начальники о каждом важном деле
тебе всё донесут,
а малые дела решать сумеют
и сами совершат законный суд".
И тестя своего пророк послушал.
Он сделал всё, как думал Иофор.
И суд у них вершили с этих пор
достойные, им избранные мужи.
Суд честен был и спор.

А Моисей был благодарен тестю
за мудрость и совет.
И вскоре Иофор почтенный с честью
отпущен был домой на склоне лет.
А Моисей – посредник перед Богом,
учил людей уставам и делам,
законы Божьи постигал он сам,
народ готовя в дальнюю дорогу,
писал по вечерам.
*********************************

Примечания:

1. Мадиам – пустынная местность вокруг восточной ветви Чермного моря, куда в своё время скрылся от преследования фараона Моисей и женился на Сепфоре – дочери Мадиамского свыщенника Иофора.

Моисей. Глава 19

Явление Господа Моисею на горе Синае.

Два месяца народ провёл в пустыне.
На третий, в первый день,
высоких гор увидели вершины,
и под большой горой, где тишь и тень,
разбили стан в предгории Синая.
И лунный серп взошёл на небосвод.
Уснул, в пути измученный, народ.
И спал спокойно он, ещё не зная,
что здесь произойдёт.

А утром Моисей взошёл на гору,
и Бог к нему воззвал.
Глас Господа вознёся над простором
и Моисею Он тогда сказал:
"Сынам Израиля Моё поведай слово:
пусть вспомнят, как карал Я Египтян,
когда держали вас Израильтян,
как Я Египет наказал сурово,
как перевёл Я стан

по дну морскому. Словно бы на крыльях.
Я вас принёс к Себе.
И Мой завет всегда и всюду в силе,
но воля ваша в собственной судьбе.
И если чутко будете вы слушать
Мой глас и свято соблюдать завет –
останусь с вами до скончанья лет,
Моим уделом станут ваши души –
дороже в мире нет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.