Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моисей. Глава 42 9 страница



чтоб научился Господа бояться,
чтоб сердцем не твердел,
чтоб от законов Божьих уклоняться
ни влево и ни вправо он не смел.
Дабы пребыл он много лет на царстве.
За ним его законные сыны
царить среди Израиля должны,
прославить средь народов государство
желания полны.

И заповедал Моисей народу:
«Когда за Иордан
вы переправитесь чудесным бродом 2,
когда войдёт Израиль в Ханаан,
вы камни на Гевал-гору втащите,
их известью обмажьте и на них
священные слова законов сих
рукою твёрдой ясно напишите
для сыновей своих.

И Господу там жертвенник устройте,
чтоб жертвы принести.
По всесожженью, ешьте, пейте, пойте
и веселитесь. Прежде, чем уйти,
на гору Гаризим взойдут потомки
князей шести Израильских колен,
Египетский познавших горький плен.
Благословить народ, взывая звонко
с горы Господь велел.

Там будут Симеон, Иуда, Левий,
Иосиф, Иссахар,
Вениамин. На сих сынов пал жребий
благословить народ, как Божий дар.
А на горе Гевал – Рувим с Асиром,
Гад, Дан и Неффалим, и Завулон
произнесут проклятия канон.
И весь Израиль подтвердит всем миром:
боится Бога он.

Проклятью подлежат плохие люди:
язычники, лжецы,
развратники, неправедные судьи,
сутяжники, убийцы, подлецы.
И пусть проклятья вознесутся к небу
и улетят в заоблачную синь.
И пусть народ наш возгласит «Аминь»,
чтоб каждый твёрдо помнил, где б он не был
проклятий сих полынь.
********************************************

Примечания:

1. Моисей повторил молодым израильтянам закон о ритуале жертвоприношения (Втор., гл 12),
о подстрекательстве к идолопоклонству (гл.13), о чистом и нечистом (гл.14), об освобождении от долга и рабства в каждый седьмой год (гл.15), о праздниках Пасхи, седьмиц и скинии на месте, которое изберёт Господь (гл.16), о военной службе (гл.20), об очищении от неизвестного убийства, постановления о случаях греха и осквернения (гл.21), закон об отсутствии девства (гл.22), разные повеления о поведении и другие постановления (гл. 24-26);
2. Речь идёт о чудесном переходе Иордана израильтянами, когда Господь остановил воды реки (И.Н. гл.3).

Моисей. Глава 49

Благословение исполнителям закона, проклятие - нарушителям

И снова Моисей неутомимый
народу говорил:
«Господь, твой Бог с тобой – всегда незримый,
тебя избрал Он и благословил.
Когда за Иордан войдёшь ты с Богом,
блюсти законы станешь ты Его
и будешь слушать Бога твоего,
тогда тебе открыты все дороги,
достигнешь ты всего!

Господь поставит выше всех народов
Израильский народ.
Достаток, счастье, полная свобода
на сей земле сполна к тебе придёт.
Благословен ты в городе и в поле,
благословенны житницы твои,
разбиты будут все враги твои,
благословен ты в доме и на воле
во всех делах своих.

И если только Божьими путями
в своей земле пойдёшь,
Своим народом Бог тебя поставит,
Его благословение найдёшь.1
И сделает Господь тебя главою,
и будешь ты всегда на высоте,
когда исполнишь заповеди те,
что дал Господь, витая над горою
в синайской высоте.

Но, если гласу Господа не станешь
душою ты внимать
и заповеди Божьи перестанешь
старательно и точно исполнять,
проклятия сии тебя постигнут,
как гром небесный на тебя падут,
на суше, на воде тебя найдут.
под их напором грешники погибнут –
суровым будет суд.2

Ты будешь проклят, знать не будешь счастья.
И на тебя пошлёт
Господь болезни, горе и несчастья,
в делах твоих тебя Он проклянёт.
Твоим врагам предаст Господь могучий
тебя на пораженье и позор.
Смятенье, голод, засуха и мор
тебя накроют смертоносной тучей.
Врагам своим отпор,

закон нарушив, дать уже не сможешь,
но в страхе побежишь.
И в чуждых царствах голову ты сложишь –
рассеян будешь в мире между них.
И своему врагу служить ты станешь.
С ярмом на шее станешь угождать
народу, чей язык не будешь знать,
народу наглому, который не оставит
и не захочет дать

ни хлеба, ни вина с твоих уделов,
что дал тебе Господь,
который разрушает оголтело
имение твоё, терзая плоть.3
И лютый голод будешь знать в осаде,
и станешь есть детей своих родных,
не пощадишь и родичей своих.
И там, своей презренной жизни ради,
сживёшь со света их.4

Господь тебя рассеет по вселенной,
по всем краям земли.
Другим богам служить ты будешь, пленный,
которых ведать предки не могли.
И места там твоей ноге не будет,
покоя не видать душе твоей:
презренный раб – неверный Мне еврей
во страхе и смятении пребудет
среди чужих людей.5

Врагам в Египет продавать вас станут.
И столько навезут,
что покупать евреев перестанут
и цену вам ничтожную дадут.
С утра от страха пожелаешь ночи,
а ранним утром, видя ужас дня,
не раз, не два ты вспомнишь про меня
и вновь во тьме укрыться ты захочешь,
судьбу свою кляня».6
**********************************

Примечания:

1. Божьи благословения – Второзак. гл. 28, ст. 1-14;
2. Божьи проклятия – Второзак. гл 28, ст. 15- 68;
3. Эти слова рассматриваются, как предсказание Ассирийского и Вавилонского плена;
4. Ужасные сцены голода при осаде Иерусалима римлянами, подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея;
5. Начиная с рассеяния евреев римлянами, история еврейского народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенного в гл.28 Второзакония, ст. 37; 65-67;
6. После разрушения Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и другие страны для продажи в рабство (Иосиф Флавий). В царствование императора Адриана, в римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешёвой цене. Около
12 000 погибло от голода. (Bible Allioli, 1868 г., т.1, 727; Властов, Свящ. Лет.).

Моисей. Глава 50

Возобновление синайского завета.

И вот опять Господь велел пророку
в его сто двадцать лет
в Моаве, перед новою дорогой,
возобновить с Израилем завет.1
Созвав сынов Израилевых вместе,
сказал им Божье слово Моисей:
«Господь великой милостью своей
рабов своих собрал на этом месте,
избавив от цепей.

Он сорок лет водил вас по пустыне,
кормил вас и поил.
На вас целы одежды и поныне
и обуви никто не износил.
Но вам Господь не дал ушей, чтоб слушать,
глаз, чтобы видеть, сердца, чтобы знать –
слова завета в сердце почитать,
чтоб никогда закона не нарушить,
хранить и соблюдать.

Вы волей Господа врагов разбили –
погиб Сигон и Ог.2
Моав меж трёх колен вы разделили,
а в битвах этих Вам Господь помог.
Так соблюдайте все слова завета,
их исполняйте, чтоб иметь успех
во всех делах, и быть сильнее всех.
Завет Господень – это море света,
измена – тяжкий грех.

Пред Господом явился весь Израиль:
начальники колен,
старейшины и судьи – всех собрал я
Израильтян, не знавших мрачный плен.
Здесь ваши жёны, дети и чужие,
что в стане с вами издавна живут
и делят с вами повседневный труд.
Израиля потомки молодые
стоят сегодня тут,

чтоб в этот день вступить в завет Господень,
в священный договор,
который сам Господь, твой Бог, сегодня
с тобою ставит средь Моавских гор.
Сегодня станешь ты Его народом,
и будет вечным Богом Он тебе –
вершителем во всей твоей судьбе,
как обещал отцам в былые годы,
внимая их мольбе.

И да не будет в жизни между вами
ни мужа, ни жены,
ни рода, ни колена, чтобы сами
изъять из сердца Господа смогли.
Чтоб стали у богов других народов
искать защиту, правду и покой,
служить им и ходить под их рукой
и говорить, что счастливы, свободны,
живут в ладу с собой

без Господа в душе своей холодной,
без Бога своего.
И сытый пропадёт тогда с голодным3 –
Господь погубит грешника сего.
И на него проклятие завета,
как в книге сей написано святой,
падёт неотвратимою волной.
И отделит Господь его за это
от родины долой.

И землю изнурит болезнью страшной.
И вымрет вся земля:
на ней не станет ни лугов, ни пашен
и сера с солью занесут поля.
И гнев Господень, как Содом с Гоморрой,
в краю том всё живое истребит.
И скажут все народы: «Страшен вид
пожаров, разрушения и мора!
Что Бога их гневит»?

И скажут им: «За то их Бог карает,
что Господа завет,
они теперь безбожно оставляют,
и Божий гнев – на их дела ответ.
Господь, их Бог, извергнул за измену
в негодованье, в ярости Своей
в другие земли, в круг чужих людей,
под тяжкий гнёт бессилия и плена
их до последних дней».4

Сокрытое – Господне достоянье.
Оно принадлежит
лишь Господу, как все Его деянья.
Открытое в законе сём лежит,
чтоб мы и наши дети исполняли
слова закона мудрого сего,
не пропуская в жизни ничего,
что нам Господь и предки завещали
до слова одного».
************************************

Примечания:

1. Торжественное возобновление завета, заключённого Иеговой с предшествующим поколением при Синае;
2. Сигон, царь Аморейский и Ог, царь Васанский – цари, лишившиеся своих владений и разбитые Израилем в преддверии земли Ханаанской;
3. Сказано: «И пропадёт таким образом сытый с голодным», по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонично;
4. Имеется в виду период преемственных иностранных владычеств в Палестине и неизбежно с ними связанных пленений, а также весь период рассеяния евреев, вплоть до современного;

Моисей. Глава 51

Когда Израиль, рассеянный по народам за непослушание, покается, Господь помилует его; Заповедь Его близка, «весьма близко к тебе»; Выбор: жизнь или смерть, благословение или проклятие.

И заповедь свою всему народу
продолжил Моисей.
В слух обратились люди и природа.
И вот заветы заповеди сей:
«Когда рассеянный по ойкумене,
ты примешь к сердцу всё, что я сказал –
слова, что сам Господь тебе послал.
Когда во тьме рассеянья и плена
ты скажешь: «Час настал!

И всей душою повернёшься к Богу
народа твоего,
к нему вернёшься в муке и тревоге,
и снова глас услышишь ты Его,
тогда Господь твой возвратит всех пленных,
умилосердится Он над тобой
и в край заветный, сердцу дорогой
Он соберёт тебя по ойкумене
и возвратит домой! 1

И на твоей земле тебя размножит
полнее, чем отцов.
И к Господу любовь в сердца заложит,
чтоб жить тебе ревнителем основ.
Тогда Господь проклятия завета
к врагам твоим заклятым обратит,
изгонит их с земли и устрашит.
Тебе воздаст поток тепла и света
и раны исцелит.

И даст тебе успех во всяком деле,
в плодах земли твоей,
в цветенье духа, разума и тела,
к великой, древней радости Своей.
И если ты услышишь голос Божий
и станешь соблюдать Его закон,
тебя опять к себе приблизит Он.
Ведь всех народов ты Ему дороже.
Он – щит твой и заслон.

А заповедь, что слышишь ты сегодня –
она не далека.
Дорога к ней открыта и свободна.
Дорога к ней просторна и легка.
Она ведь не на небе, чтоб сказали:
«Кто б в высь за ней, за облако сходил
и к нам с небес, чтоб слушали, спустил».
Она не за морем, чтоб люди не узнали,
где Бог её сокрыл.

Нет! Близко, и весьма, Господне слово!
Оно в устах твоих.
И сердцем, исполнять его готовым,
ты должен быть всегда в делах своих.
Добро и жизнь я предложил народу,
и зло и смерть ему я предложил.
Господь велит, чтоб сам он совершил
свой выбор откровенно и свободно,
чтоб Господа любил.

Я заповедь даю тебе от сердца:
ты Господа люби,
что заповедал – выполняй усердно,
законами Господними живи.
И Он благословит тебя для жизни,
размножит на земле, куда идёшь.
Ты счастье и покой на ней найдёшь,
и станет та земля твоей отчизной,
когда в неё войдёшь.

Но, если только сердце отвратится
от Бога твоего,
к другим богам преступно обратится,
не станет слушать Бога своего,
и, если заповедь мою забудешь,
начнёшь блудить и нарушать закон,
что на Синае Господом вручён,
то пропадёшь, не долго ты пребудешь
на той земле, что Он –

Господь, твой Бог, даёт тебе сегодня.
Свидетели сему
земля и небо, весь Моав свободный!
Я обратился к сердцу твоему,
чтоб Господа любил ты бесконечно,
внимал Ему и шёл Его путём,
чтоб свет и правду видел только в Нём
и следовал Его законам вечным
в делах твоих, во всём.

В том жизнь твоя и дней твоих теченье
на той земле, куда
идёшь ты по Господнему веленью,
где ждут тебя поля и города,
В том жизнь твоя и радость пребыванья
в земле, что дать Господь пообещал
и к ней тебе дорогу указал
Вот заповедь моя и пожеланья!
Теперь я всё сказал».
***********************************

Примечание:

1. Обращение евреев к Богу и возвращение их на родину ближайшим образом осуществилось при окончании вавилонского плена;

Моисей. Глава 52

Последние действия Моисея; внушение мужества народу перед занятием им земли хананеев; распоряжение священникам о хранении и чтении народу записанного им закона; принятие с Иисусом Навиным божественного откровения относительно будущих судеб Израиля; составление обличительно-назидательной песни для народа

.Для всех сынов Израиля передал
слова сии пророк:
«Я вел народ и Господу я предан,
но жизнь прошла. Настал последний срок.
Господь сказал: «Останешься в пустыне
и сей не перейдёшь ты Иордан».
И Иисус сын Навин в Ханаан
введёт вас. Станет он отныне
вождём, как был я сам.

И сам Господь, твой Бог, пойдёт с тобою
за светлый Иордан.
Всю землю Он расчистит пред тобою,
врагов твоих Он всех погубит там.
Язычников подвергнет истребленью,
как раньше Аморреев истребил,
как Ога и Сигона погубил.
Для всей земли заветной очищенья
тебе придаст Он сил.

Так будь же тверд, когда за реку ступишь:
ведь сам Господь с тобой!
Тебя Он не оставит, не отступит,
Он твой защитник и хранитель твой!
Ты Иисус войдёшь с народом в землю,
которую Господь обетовал,
и предкам нашим клятвой завещал.
И на уделы ты её разделишь,
как нам Господь сказал.

И написал пророк закон священный.
Левитам передал,
ковчег носящим с тайной сокровенной,
и всем старейшим рода приказал:
«Когда народ Израильский прибудет
пред Господа лицо, где скажет Бог,
на праздник кущей, в семилетний срок,1
пусть сей закон сполна прочитан будет
чтоб каждый слышать мог –

мужи и жёны, дети и другие,
живущие с тобой,
смогли слова услышать дорогие –
слова завета, древний голос мой.
Чтоб Господа боялись и учились
святым Его и праведным словам,
чтоб внуки, правнуки внимали вам
и постигать закон сей не ленились,
что Бог оставил нам».

С пророком Иисуса в тихий вечер
Господь к себе призвал.
Он к скинии собрания для встречи
явиться им обоим приказал.
И в облачном столпе Он им явился.
И Моисею так Господь сказал:
«Почиешь в мире и хочу, чтоб знал –
народ сей постепенно развратится.
Я всё предугадал:

вослед чужих богов ходить он станет,
нарушит Мой завет,
который Я с народом сим поставил,
которого верней на свете нет!
И гнев Мой на Израиль возгорится,
и скрою Я лицо Моё от них,
оставлю перед бедами одних,
и хаос на земле сей воцарится
и скорбь постигнет их.

И скажет он в тот день: «Не потому ли
все бедствия мои,
что Господа грехами оттолкнули,
и нет Его среди детей своих»?
Итак, немедля, напиши ты песню
и научи Израиля сынов,
Моим заветам, смыслу мудрых слов,
которых нет правдивей и чудесней,
деяниям отцов.

Свидетельство – та песнь перед народом
о том, что быть должно,
когда закон забудет на свободе,
о том, что их потомкам суждено,
когда они в земле обетованной,
в том крае тучном, где рекой течёт
и молоко, и ароматный мёд,
отринут Мой завет, отцам их данный,
когда Мой гнев найдёт

народ упрямый, бедами накажет,
рассеянью предаст,
тогда-то песнь твоя их сердцу скажет:
«Господь всё ведал в тот счастливый час,
когда вводил Израиль в эту землю,
которую отцам Он обещал
и сыновьям их во владенье дал.
Он знал тогда, что мы ему не внемлем.
Все мысли наши знал».

И песню написал пророк великий.
И научил людей.
Сынам Израиля порою тихой
пропел её он в ревности своей.
А Иисусу Навину отдельно
из облака Господь тогда сказал:
«Будь мужествен и твёрд. Хочу, чтоб знал:
с народом и с тобою нераздельно,
как предкам обещал,

Я буду на земле обетованной,
когда в неё войдёшь.
Необоримой силой, Мною данной,
врага повергнув, землю обретёшь.
Ту землю, о которой раньше клялся
отцам народа в древности седой.
Я им давал обет великий свой,
когда в ночных виденьях им являлся
в стране для них чужой».

Господь восшёл, а Моисей левитам
закона книгу дал
и у ковчега положить открыто
её он для храненья приказал.
Ещё сказал он: «Будет эта книга
свидетельством нетленным против вас,
когда вы Господа отринув, и не раз,
под вражеское попадёте иго.
И, чтоб Господь вас спас,

вновь повернётесь к Господу с мольбою.
Упрямцы! И теперь,
когда живу я, в распрях меж собою
гневите Бога! Но ведь вскоре смерть
придёт за мной, и что случится с вами?
Я знаю – уклонитесь от пути,
которым наш Господь велел идти,
Зло совершите пред Его очами!
Господь вам не простит!
********************************

Примечание:

1. Праздник кущей или палаток – один из трёх великих иудейских праздников. Он был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю обетованную. Народ выходил во время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей и весело проводил время «в кущах», веселясь пред Господом. В праздник кущей субботнего – 7-го года обязательно читаются и объявляются народу законы. С пальмовыми и другими зелёными ветвями в руках, в храме торжественно воспевали хвалебные песни Господу. В этот радостный праздник и сам Господь Иисус приходил в храм и учил народ.

Моисей. Глава 53

Песнь Моисея; Господь призывает Моисея на гору Нево – к месту его кончины.

И Моисей изрёк всему народу
всю песню до конца.
И приумолкли люди и природа,
и страхом Божьим полнились сердца.

Песнь Моисея.

Небо, внимай! Слушай земля!
Господа славит песня моя!
Дождь благодатный – ученье моё:
свет и надежду людям даёт!
Бог наш – твердыня и славлю Его.
Он Созидатель, Вершитель всего.
Праведны, верны Господни пути.
Имя Господне веками свети!

Но они развратились пред Богом
и чужие избрали дороги.
Вы не дети Его по порокам –
развращённый народ и убогий.
Так-то Господу вы воздаёте,
несмышлёные, глупые люди!
Да когда ж, наконец, вы поймёте:
вам без Господа жизни не будет!
Он Отец твой и твой Устроитель,
Он Создатель твой истинно верный.
Он кормилец и твой Утешитель
в океане разврата и скверны.

Вспомни древние дни и помысли
о веках прежних родов старинных.
Вопроси стариков и исчисли,
что удел ты Всевышнего ныне.
Ведь удел сей – Иаков-Израиль –
частью Господа стал он навеки.1
И Господь свой завет с ним поставил
и поднял над землёй Человека.
Он в пустыне нашёл его дикой.
Оградил от зверей и напастей.
Словно око, от всякого лиха
уберёг, даровал ему счастье.

И над ним Бог единый, могучий,
как орёл над орлёнком носился,
разгонял злые, чёрные тучи,
и ему на Синае явился.
И водил его Бог по пустыне,
возносил на высокие горы.
И обильно плодами земными
Он кормил свой народ без укора.
Он питал его мёдом из камня
и елеем на каменных кручах,
и пшеницей Васанскою славной,
молоком и бараниной тучной.2

А Израиль упорный, упрямый
разжирел и оставил он Бога
и к богам отвратительным самым
развращённый узнал он дорогу.
И презрел он твердыню спасенья,
позабыл он Заступника – Бога.
Все законы Его и веленья
растерял в заблужденьи убогом.
Раздражил он богами чужими
и разгневал Отца и Надежду.
И священное Господа имя
он не чтит, как отцы чтили прежде.

Виноград их с Содомских окраин –
он от лоз ядовитых Гоморрских.
Их вино – яд аспидов поганых
и отрава драконов заморских.
Не сокрыто ли знание это
в тайнике у Меня за печатью?
Тайны ночи и тайны рассветов –
всё способен заранее знать Я.
Их растленье, неверность, пороки –
всё заранее Богу известно.
Их метанья, грехи и тревоги,
и отход их от Бога бесчестный.

И Господь отошёл от народа,
отвернулся Он в гневе великом
от преступного, грешного рода,
что увязнул в растлении диком.
И сказал: «Соберу на них беды,
истощу на них острые стрелы,
дам чуму и горячку изведать,
истреблю их проказою белой.
Я нашлю на них змей ядовитых
и зверей напущу плотоядных.
Будет меч их губить беззащитных
и повсюду разить беспощадно.

Я сказал бы: «По свету рассею,
в мире память сотру и изглажу,
но пока, чтоб убийцы Евреев
не сказали: «Рука это наша»,
отложу Я погибель народа.
Пусть сполна испытает несчастья,
пусть им рабство заменит свободу –
горький плен вместо воли и власти.
Свой рассудок они потеряли!
Нет ума в них и здравого смысла.
Если б раньше они понимали,
если раньше могли бы помыслить,

что Заступник не выдал, не предал,
не оставил в неволе народа.
Без Него бы Израиль не ведал
ни побед над врагом, ни свободы.
Как бы с тыщей один расправлялся,
как бы тьму лишь вдвоём побеждали,
если б с ними Господь не сражался,
если б радость победы не дал им?
Их Заступник могуч и всесилен.
В том враги наши – лучшие судьи:
их урон, словно жатва обилен.
По потерям бесчисленным судят.

Воздаянье Моё и отмщенье
их настигнут. И день уже близок
их погибели, краха, крушенья,
уготованных Мной падшим низко.
Но Господь над рабами своими
Сам устроит Свой суд милосердный.
Свой народ пред очами чужими
Он рассудит по-божески верно.
Лишь тогда ниспошлёт Он прощенье,
как увидит: исчезла гордыня.
Он тогда прекратит истребленье
и врагов от народа отринет.

И воскликнет Господь неустанный:
«Где их боги – твердыня, надежда?
Те, что пили вино возлияний,
ели тук пышных жертв их прилежных?
Пусть восстанут, и пусть им помогут!
Пусть покровом защиты им будут!
Нет! Те боги помочь им не смогут –
неразумны и жалки, как люди!
Ныне видите: Я – Бог единый.
Без Меня Бога нет в мире этом!
Проплывают века цепью длинной,
все дела Я свершаю на свете.

Грозный меч изострю Я однажды:
над врагами Я суд Мой устрою,
а Меня ненавидящий каждый
своей чёрной умоется кровью!
Меч насытится плотью убитых,
стрелы кровью врага напоятся,
и начальников вражьих убитых
будут головы в прахе валяться.
Грозен суд Мой, но гибель несёт он
лишь отступникам, предавшим Бога.
Для сынов Моих жизни оплотом
станет дело Моё и дорога.

Веселитесь язычники вместе
с верным Господу Божьим народом!
Мной очищены горы и веси,
кровь рабов от пороков свободна!
И народ Мой очищен от скверны.
И свершилось святое отмщенье
ненавидящим Бога, неверным.
И на землю грядёт очищенье»!3

Закончив песнь, пророк сказал народу:
«Священные слова
на сердце положите, и свободу
на сей земле Господь дарует вам.
Моё ученье детям завещайте,
чтоб соблюдали веру и закон.
Господь велик – Его над миром трон!
Его веленья строго исполняйте,
и с вами будет Он!

И долго вы пребудете царями,
пройдя за Иордан,
на той земле, которую пред вами
открыл Господь и предал в руки вам».
Господь призвал в тот вечер Моисея,
велел подняться на гору Нево,4
не брать туда с собою никого.
«Там ждёт тебя с землёй заветной встреча, –
сказал пророку Бог. –

С горы высокой ты её увидишь,
и на горе умрёшь.
Её просторы взглядом ты окинешь,
но сам ты в эту землю не войдёшь.
За то, что согрешили с Аароном
и у Меривы посреди людей
вы не явили святости Моей,
когда вода скалы пробила лоно
и заиграл ручей.

Так приложись же к своему народу,
как умер Аарон –
твой добрый брат из Левиина рода,
на Ор-горе почил недавно он.
Ты свой конец найдёшь на Авариме.
Пойдут года – за годом новый год,
но будет помнить вечно Мой народ
и чтить он будет Моисея имя,
как мудрости оплот.

Моисей. Глава 54

Последнее благословение Моисея сынам Израилевым

И вот благословение народу,
которым Моисей –
сей Божий человек, перед уходом
благословил Израиля детей:
«Господь пришёл, – сказал он, – от Синая,
открылся на Сеире, воссиял
в горах Фарана, и закон нам дал,
чтоб слово Бога свято соблюдая,
народ Ему внимал.1

И да живёт Рувим – не умирает,
да не увянет он.
Пусть крепнет, пусть растёт и процветает.
Пусть множится и грешный Симеон».2
И об Иуде пламенное слово
сказал пророк народу этим днём:
«Услышь его, Господь! Прошу о том,
чтоб стал вождём, к борьбе всегда готовым,
защитником – царём»!

О Левии сказал благословляя
печальный Моисей:
«Туммим Твой и урим Твой Ты являяшь
на муже этом милостью Своей!3
С которым препирался при Мериве
и в Массе с Моисеем искушал,
который о родителях сказал:
«на них я не смотрю, не признаю их».4
Господь им указал –

левитам преданным, хранить закон Твой,
при скинии служить,
учить путям Господним неуклонно
и за Израиль Господа молить.
Благослови же Левия, о Боже,
и рук его делам благоволи!
Врагам его исчезнуть повели.
Да путь его ничто не потревожит
в пределах сей земли»!

Потом сказал он о Вениамине:
«Любимец Божий он!
Господь о нём, как о любимом сыне
печётся. И на мир он обречён.
Господь его небесный покровитель.
И держит Он любимца своего
меж раменами крепкими Его.5
Да будет Сам Господь – его хранитель,
защитой для него».

Иосифу изрёк благословенье
почтенный Моисей:
«Всю жизнь свою, от самого рожденья,
был самым лучшим он среди людей.
Благослови Господь его пределы
дарами солнца, бездны и земли,
росой небесной землю утоли,
плодами гор укрась его уделы,
здоровьем надели.

Да будет, как телец он первородный –
силён, могуч и смел.
Как мощный буйвол – быстрый и свободный,
чтоб избодать врагов своих сумел.
Рога его – Манассиины сонмы
и тысячи Ефремовых сынов.
Любой из них поднять свой меч готов
и утопить в крови сих вероломных
и злых его врагов.

Ты, Завулон, будь весел и спокоен.
И пусть в шатрах твоих
брат Иссахар – ведь чести он достоин,
с тобой покой разделит на двоих.
Богатства моря и песков секреты6
да будут вам достатком навсегда,
чтоб вы нужды не знали никогда,
и шли прямой дорогою по свету.
Да минет вас беда!

Благословен распространивший Гада!
Как лев он горд и смел.
В бою смертельном нет ему преграды,
и с честью получил он свой удел.7
Дан – юный лев.8 Он от холмов Васана
прошёл с народом вместе славный путь.
Ему с пути Господня не свернуть.
Оберегая землю Ханаана,
не хочет отдохнуть».

И так пророк сказал о Неффалиме:
«Владеет морем он.9
Да будет с ним всегда Господне имя,
да будет род его благословён!
Асир, – сказал пророк, – тебе желаю
любви меж братьями, счастливых дней.
И пусть Господь наш в милости своей
твои богатства длит и умножает
в чреде бегущих дней»!

Израилеву Богу нету равных!
Ведь Он по небесам
пришёл тебе на помощь в Божьей Славе,
верша во имя правды чудеса!
Прибежище твоё Господь могучий.
Израиль под защитою Его.
Прогонит Он от лика твоего
врагов твоих смертельных злые тучи,
нет в мире ничего,

чтоб не свершил ты под рукою Бога!
Под мышцами Его
Израиль безопасно, одиноко
живёт и не страшится никого!10
Иаков видит пред собою землю,
обильную и хлебом и вином,
росою утренней и радостным дождём.
И слову Господа Израиль внемлет,
и Божий взор на нём.

Блажен Израиль! Кто тебе подобен?
Ты Господом храним!
Господней ты защиты удостоен,
ты Господом устроен и любим!
Господь – твой щит и меч твоей Он славы!
Враги за всё заплатят головой!
Ты, Господом дарованной судьбой,
восцарствуй по Божественному праву –
Господь, твой Бог, с тобой!
*********************************

Примечания:

1. Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости во время путешествия евреев из Египта в Ханаан;
2. В еврейском тексте имя Симеона опущено. Он не благословен за свои великие грехи при избиении сихемлян и др. Левий же, который также участвовал в сихемском кровопролитии, удостоился благословения, благодаря ревности левитов, которые поразили поклонников золотого тельца и в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода имя Симеона не опущено;
3. Урим и Туммим - в буквальном смысле – «свет» и «совершенство». Из Священного писания известно, что через Урим и Туммим первосвященник вопрошал волю Господа по наиболее значительным делам и получал ответ. Известно также, что Урим и Туммим являлись принадлежностью (украшением?) наперсника первосвященника. Однако они нигде не описаны, как конкретные изделия;
4. «На муже Твоём (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе (Исх.гл.17., ст.1-7), с которым препирался при водах Меривы» (Числа, 20, ст. 1-13; 22-24);
«на них я не смотрю, не признаю их». – имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе;
5. В этом выражении некоторые комментаторы усматривают предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горой. «Между раменами» - старорусское выражение – «меж плечами»;
6. Под богатствами моря и секретами песков имеются в виду: плоды земледелия; производство изделий из стекла, процветающее в глубокой древности в Египте, Финикии и др. странах средиземноморья; торговля пурпуровыми раковинами, встречающимися на побережье;
7. Гад исполнил всё, что было ему предъявлено, как неприменное условие при даровании земельного надела в восточном заиорданье. (Числа, гл 32; Второзаконие, гл. 3, ст. 12-20);
8. Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян;
9. «Море во владении его». Под морем следует понимать море Киннерет, или Гениссаретское озеро;
10. Ср. Числа гл. 23, ст. 9 «Израиль живёт безопасно, один», находясь «под мышцами» божественного Промысла.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.