Моисей. Глава 42 9 страница
чтоб научился Господа бояться, чтоб сердцем не твердел, чтоб от законов Божьих уклоняться ни влево и ни вправо он не смел. Дабы пребыл он много лет на царстве. За ним его законные сыны царить среди Израиля должны, прославить средь народов государство желания полны.
И заповедал Моисей народу: «Когда за Иордан вы переправитесь чудесным бродом 2, когда войдёт Израиль в Ханаан, вы камни на Гевал-гору втащите, их известью обмажьте и на них священные слова законов сих рукою твёрдой ясно напишите для сыновей своих.
И Господу там жертвенник устройте, чтоб жертвы принести. По всесожженью, ешьте, пейте, пойте и веселитесь. Прежде, чем уйти, на гору Гаризим взойдут потомки князей шести Израильских колен, Египетский познавших горький плен. Благословить народ, взывая звонко с горы Господь велел.
Там будут Симеон, Иуда, Левий, Иосиф, Иссахар, Вениамин. На сих сынов пал жребий благословить народ, как Божий дар. А на горе Гевал – Рувим с Асиром, Гад, Дан и Неффалим, и Завулон произнесут проклятия канон. И весь Израиль подтвердит всем миром: боится Бога он.
Проклятью подлежат плохие люди: язычники, лжецы, развратники, неправедные судьи, сутяжники, убийцы, подлецы. И пусть проклятья вознесутся к небу и улетят в заоблачную синь. И пусть народ наш возгласит «Аминь», чтоб каждый твёрдо помнил, где б он не был проклятий сих полынь. ********************************************
Примечания:
1. Моисей повторил молодым израильтянам закон о ритуале жертвоприношения (Втор., гл 12), о подстрекательстве к идолопоклонству (гл.13), о чистом и нечистом (гл.14), об освобождении от долга и рабства в каждый седьмой год (гл.15), о праздниках Пасхи, седьмиц и скинии на месте, которое изберёт Господь (гл.16), о военной службе (гл.20), об очищении от неизвестного убийства, постановления о случаях греха и осквернения (гл.21), закон об отсутствии девства (гл.22), разные повеления о поведении и другие постановления (гл. 24-26); 2. Речь идёт о чудесном переходе Иордана израильтянами, когда Господь остановил воды реки (И.Н. гл.3).
Моисей. Глава 49
Благословение исполнителям закона, проклятие - нарушителям
И снова Моисей неутомимый народу говорил: «Господь, твой Бог с тобой – всегда незримый, тебя избрал Он и благословил. Когда за Иордан войдёшь ты с Богом, блюсти законы станешь ты Его и будешь слушать Бога твоего, тогда тебе открыты все дороги, достигнешь ты всего!
Господь поставит выше всех народов Израильский народ. Достаток, счастье, полная свобода на сей земле сполна к тебе придёт. Благословен ты в городе и в поле, благословенны житницы твои, разбиты будут все враги твои, благословен ты в доме и на воле во всех делах своих.
И если только Божьими путями в своей земле пойдёшь, Своим народом Бог тебя поставит, Его благословение найдёшь.1 И сделает Господь тебя главою, и будешь ты всегда на высоте, когда исполнишь заповеди те, что дал Господь, витая над горою в синайской высоте.
Но, если гласу Господа не станешь душою ты внимать и заповеди Божьи перестанешь старательно и точно исполнять, проклятия сии тебя постигнут, как гром небесный на тебя падут, на суше, на воде тебя найдут. под их напором грешники погибнут – суровым будет суд.2
Ты будешь проклят, знать не будешь счастья. И на тебя пошлёт Господь болезни, горе и несчастья, в делах твоих тебя Он проклянёт. Твоим врагам предаст Господь могучий тебя на пораженье и позор. Смятенье, голод, засуха и мор тебя накроют смертоносной тучей. Врагам своим отпор,
закон нарушив, дать уже не сможешь, но в страхе побежишь. И в чуждых царствах голову ты сложишь – рассеян будешь в мире между них. И своему врагу служить ты станешь. С ярмом на шее станешь угождать народу, чей язык не будешь знать, народу наглому, который не оставит и не захочет дать
ни хлеба, ни вина с твоих уделов, что дал тебе Господь, который разрушает оголтело имение твоё, терзая плоть.3 И лютый голод будешь знать в осаде, и станешь есть детей своих родных, не пощадишь и родичей своих. И там, своей презренной жизни ради, сживёшь со света их.4
Господь тебя рассеет по вселенной, по всем краям земли. Другим богам служить ты будешь, пленный, которых ведать предки не могли. И места там твоей ноге не будет, покоя не видать душе твоей: презренный раб – неверный Мне еврей во страхе и смятении пребудет среди чужих людей.5
Врагам в Египет продавать вас станут. И столько навезут, что покупать евреев перестанут и цену вам ничтожную дадут. С утра от страха пожелаешь ночи, а ранним утром, видя ужас дня, не раз, не два ты вспомнишь про меня и вновь во тьме укрыться ты захочешь, судьбу свою кляня».6 **********************************
Примечания:
1. Божьи благословения – Второзак. гл. 28, ст. 1-14; 2. Божьи проклятия – Второзак. гл 28, ст. 15- 68; 3. Эти слова рассматриваются, как предсказание Ассирийского и Вавилонского плена; 4. Ужасные сцены голода при осаде Иерусалима римлянами, подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея; 5. Начиная с рассеяния евреев римлянами, история еврейского народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенного в гл.28 Второзакония, ст. 37; 65-67; 6. После разрушения Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и другие страны для продажи в рабство (Иосиф Флавий). В царствование императора Адриана, в римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешёвой цене. Около 12 000 погибло от голода. (Bible Allioli, 1868 г., т.1, 727; Властов, Свящ. Лет.).
Моисей. Глава 50
Возобновление синайского завета.
И вот опять Господь велел пророку в его сто двадцать лет в Моаве, перед новою дорогой, возобновить с Израилем завет.1 Созвав сынов Израилевых вместе, сказал им Божье слово Моисей: «Господь великой милостью своей рабов своих собрал на этом месте, избавив от цепей.
Он сорок лет водил вас по пустыне, кормил вас и поил. На вас целы одежды и поныне и обуви никто не износил. Но вам Господь не дал ушей, чтоб слушать, глаз, чтобы видеть, сердца, чтобы знать – слова завета в сердце почитать, чтоб никогда закона не нарушить, хранить и соблюдать.
Вы волей Господа врагов разбили – погиб Сигон и Ог.2 Моав меж трёх колен вы разделили, а в битвах этих Вам Господь помог. Так соблюдайте все слова завета, их исполняйте, чтоб иметь успех во всех делах, и быть сильнее всех. Завет Господень – это море света, измена – тяжкий грех.
Пред Господом явился весь Израиль: начальники колен, старейшины и судьи – всех собрал я Израильтян, не знавших мрачный плен. Здесь ваши жёны, дети и чужие, что в стане с вами издавна живут и делят с вами повседневный труд. Израиля потомки молодые стоят сегодня тут,
чтоб в этот день вступить в завет Господень, в священный договор, который сам Господь, твой Бог, сегодня с тобою ставит средь Моавских гор. Сегодня станешь ты Его народом, и будет вечным Богом Он тебе – вершителем во всей твоей судьбе, как обещал отцам в былые годы, внимая их мольбе.
И да не будет в жизни между вами ни мужа, ни жены, ни рода, ни колена, чтобы сами изъять из сердца Господа смогли. Чтоб стали у богов других народов искать защиту, правду и покой, служить им и ходить под их рукой и говорить, что счастливы, свободны, живут в ладу с собой
без Господа в душе своей холодной, без Бога своего. И сытый пропадёт тогда с голодным3 – Господь погубит грешника сего. И на него проклятие завета, как в книге сей написано святой, падёт неотвратимою волной. И отделит Господь его за это от родины долой.
И землю изнурит болезнью страшной. И вымрет вся земля: на ней не станет ни лугов, ни пашен и сера с солью занесут поля. И гнев Господень, как Содом с Гоморрой, в краю том всё живое истребит. И скажут все народы: «Страшен вид пожаров, разрушения и мора! Что Бога их гневит»?
И скажут им: «За то их Бог карает, что Господа завет, они теперь безбожно оставляют, и Божий гнев – на их дела ответ. Господь, их Бог, извергнул за измену в негодованье, в ярости Своей в другие земли, в круг чужих людей, под тяжкий гнёт бессилия и плена их до последних дней».4
Сокрытое – Господне достоянье. Оно принадлежит лишь Господу, как все Его деянья. Открытое в законе сём лежит, чтоб мы и наши дети исполняли слова закона мудрого сего, не пропуская в жизни ничего, что нам Господь и предки завещали до слова одного». ************************************
Примечания:
1. Торжественное возобновление завета, заключённого Иеговой с предшествующим поколением при Синае; 2. Сигон, царь Аморейский и Ог, царь Васанский – цари, лишившиеся своих владений и разбитые Израилем в преддверии земли Ханаанской; 3. Сказано: «И пропадёт таким образом сытый с голодным», по греко-славянскому тексту: «Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонично; 4. Имеется в виду период преемственных иностранных владычеств в Палестине и неизбежно с ними связанных пленений, а также весь период рассеяния евреев, вплоть до современного;
Моисей. Глава 51
Когда Израиль, рассеянный по народам за непослушание, покается, Господь помилует его; Заповедь Его близка, «весьма близко к тебе»; Выбор: жизнь или смерть, благословение или проклятие.
И заповедь свою всему народу продолжил Моисей. В слух обратились люди и природа. И вот заветы заповеди сей: «Когда рассеянный по ойкумене, ты примешь к сердцу всё, что я сказал – слова, что сам Господь тебе послал. Когда во тьме рассеянья и плена ты скажешь: «Час настал!
И всей душою повернёшься к Богу народа твоего, к нему вернёшься в муке и тревоге, и снова глас услышишь ты Его, тогда Господь твой возвратит всех пленных, умилосердится Он над тобой и в край заветный, сердцу дорогой Он соберёт тебя по ойкумене и возвратит домой! 1
И на твоей земле тебя размножит полнее, чем отцов. И к Господу любовь в сердца заложит, чтоб жить тебе ревнителем основ. Тогда Господь проклятия завета к врагам твоим заклятым обратит, изгонит их с земли и устрашит. Тебе воздаст поток тепла и света и раны исцелит.
И даст тебе успех во всяком деле, в плодах земли твоей, в цветенье духа, разума и тела, к великой, древней радости Своей. И если ты услышишь голос Божий и станешь соблюдать Его закон, тебя опять к себе приблизит Он. Ведь всех народов ты Ему дороже. Он – щит твой и заслон.
А заповедь, что слышишь ты сегодня – она не далека. Дорога к ней открыта и свободна. Дорога к ней просторна и легка. Она ведь не на небе, чтоб сказали: «Кто б в высь за ней, за облако сходил и к нам с небес, чтоб слушали, спустил». Она не за морем, чтоб люди не узнали, где Бог её сокрыл.
Нет! Близко, и весьма, Господне слово! Оно в устах твоих. И сердцем, исполнять его готовым, ты должен быть всегда в делах своих. Добро и жизнь я предложил народу, и зло и смерть ему я предложил. Господь велит, чтоб сам он совершил свой выбор откровенно и свободно, чтоб Господа любил.
Я заповедь даю тебе от сердца: ты Господа люби, что заповедал – выполняй усердно, законами Господними живи. И Он благословит тебя для жизни, размножит на земле, куда идёшь. Ты счастье и покой на ней найдёшь, и станет та земля твоей отчизной, когда в неё войдёшь.
Но, если только сердце отвратится от Бога твоего, к другим богам преступно обратится, не станет слушать Бога своего, и, если заповедь мою забудешь, начнёшь блудить и нарушать закон, что на Синае Господом вручён, то пропадёшь, не долго ты пребудешь на той земле, что Он –
Господь, твой Бог, даёт тебе сегодня. Свидетели сему земля и небо, весь Моав свободный! Я обратился к сердцу твоему, чтоб Господа любил ты бесконечно, внимал Ему и шёл Его путём, чтоб свет и правду видел только в Нём и следовал Его законам вечным в делах твоих, во всём.
В том жизнь твоя и дней твоих теченье на той земле, куда идёшь ты по Господнему веленью, где ждут тебя поля и города, В том жизнь твоя и радость пребыванья в земле, что дать Господь пообещал и к ней тебе дорогу указал Вот заповедь моя и пожеланья! Теперь я всё сказал». ***********************************
Примечание:
1. Обращение евреев к Богу и возвращение их на родину ближайшим образом осуществилось при окончании вавилонского плена;
Моисей. Глава 52
Последние действия Моисея; внушение мужества народу перед занятием им земли хананеев; распоряжение священникам о хранении и чтении народу записанного им закона; принятие с Иисусом Навиным божественного откровения относительно будущих судеб Израиля; составление обличительно-назидательной песни для народа
.Для всех сынов Израиля передал слова сии пророк: «Я вел народ и Господу я предан, но жизнь прошла. Настал последний срок. Господь сказал: «Останешься в пустыне и сей не перейдёшь ты Иордан». И Иисус сын Навин в Ханаан введёт вас. Станет он отныне вождём, как был я сам.
И сам Господь, твой Бог, пойдёт с тобою за светлый Иордан. Всю землю Он расчистит пред тобою, врагов твоих Он всех погубит там. Язычников подвергнет истребленью, как раньше Аморреев истребил, как Ога и Сигона погубил. Для всей земли заветной очищенья тебе придаст Он сил.
Так будь же тверд, когда за реку ступишь: ведь сам Господь с тобой! Тебя Он не оставит, не отступит, Он твой защитник и хранитель твой! Ты Иисус войдёшь с народом в землю, которую Господь обетовал, и предкам нашим клятвой завещал. И на уделы ты её разделишь, как нам Господь сказал.
И написал пророк закон священный. Левитам передал, ковчег носящим с тайной сокровенной, и всем старейшим рода приказал: «Когда народ Израильский прибудет пред Господа лицо, где скажет Бог, на праздник кущей, в семилетний срок,1 пусть сей закон сполна прочитан будет чтоб каждый слышать мог –
мужи и жёны, дети и другие, живущие с тобой, смогли слова услышать дорогие – слова завета, древний голос мой. Чтоб Господа боялись и учились святым Его и праведным словам, чтоб внуки, правнуки внимали вам и постигать закон сей не ленились, что Бог оставил нам».
С пророком Иисуса в тихий вечер Господь к себе призвал. Он к скинии собрания для встречи явиться им обоим приказал. И в облачном столпе Он им явился. И Моисею так Господь сказал: «Почиешь в мире и хочу, чтоб знал – народ сей постепенно развратится. Я всё предугадал:
вослед чужих богов ходить он станет, нарушит Мой завет, который Я с народом сим поставил, которого верней на свете нет! И гнев Мой на Израиль возгорится, и скрою Я лицо Моё от них, оставлю перед бедами одних, и хаос на земле сей воцарится и скорбь постигнет их.
И скажет он в тот день: «Не потому ли все бедствия мои, что Господа грехами оттолкнули, и нет Его среди детей своих»? Итак, немедля, напиши ты песню и научи Израиля сынов, Моим заветам, смыслу мудрых слов, которых нет правдивей и чудесней, деяниям отцов.
Свидетельство – та песнь перед народом о том, что быть должно, когда закон забудет на свободе, о том, что их потомкам суждено, когда они в земле обетованной, в том крае тучном, где рекой течёт и молоко, и ароматный мёд, отринут Мой завет, отцам их данный, когда Мой гнев найдёт
народ упрямый, бедами накажет, рассеянью предаст, тогда-то песнь твоя их сердцу скажет: «Господь всё ведал в тот счастливый час, когда вводил Израиль в эту землю, которую отцам Он обещал и сыновьям их во владенье дал. Он знал тогда, что мы ему не внемлем. Все мысли наши знал».
И песню написал пророк великий. И научил людей. Сынам Израиля порою тихой пропел её он в ревности своей. А Иисусу Навину отдельно из облака Господь тогда сказал: «Будь мужествен и твёрд. Хочу, чтоб знал: с народом и с тобою нераздельно, как предкам обещал,
Я буду на земле обетованной, когда в неё войдёшь. Необоримой силой, Мною данной, врага повергнув, землю обретёшь. Ту землю, о которой раньше клялся отцам народа в древности седой. Я им давал обет великий свой, когда в ночных виденьях им являлся в стране для них чужой».
Господь восшёл, а Моисей левитам закона книгу дал и у ковчега положить открыто её он для храненья приказал. Ещё сказал он: «Будет эта книга свидетельством нетленным против вас, когда вы Господа отринув, и не раз, под вражеское попадёте иго. И, чтоб Господь вас спас,
вновь повернётесь к Господу с мольбою. Упрямцы! И теперь, когда живу я, в распрях меж собою гневите Бога! Но ведь вскоре смерть придёт за мной, и что случится с вами? Я знаю – уклонитесь от пути, которым наш Господь велел идти, Зло совершите пред Его очами! Господь вам не простит! ********************************
Примечание:
1. Праздник кущей или палаток – один из трёх великих иудейских праздников. Он был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю обетованную. Народ выходил во время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей и весело проводил время «в кущах», веселясь пред Господом. В праздник кущей субботнего – 7-го года обязательно читаются и объявляются народу законы. С пальмовыми и другими зелёными ветвями в руках, в храме торжественно воспевали хвалебные песни Господу. В этот радостный праздник и сам Господь Иисус приходил в храм и учил народ.
Моисей. Глава 53
Песнь Моисея; Господь призывает Моисея на гору Нево – к месту его кончины.
И Моисей изрёк всему народу всю песню до конца. И приумолкли люди и природа, и страхом Божьим полнились сердца.
Песнь Моисея.
Небо, внимай! Слушай земля! Господа славит песня моя! Дождь благодатный – ученье моё: свет и надежду людям даёт! Бог наш – твердыня и славлю Его. Он Созидатель, Вершитель всего. Праведны, верны Господни пути. Имя Господне веками свети!
Но они развратились пред Богом и чужие избрали дороги. Вы не дети Его по порокам – развращённый народ и убогий. Так-то Господу вы воздаёте, несмышлёные, глупые люди! Да когда ж, наконец, вы поймёте: вам без Господа жизни не будет! Он Отец твой и твой Устроитель, Он Создатель твой истинно верный. Он кормилец и твой Утешитель в океане разврата и скверны.
Вспомни древние дни и помысли о веках прежних родов старинных. Вопроси стариков и исчисли, что удел ты Всевышнего ныне. Ведь удел сей – Иаков-Израиль – частью Господа стал он навеки.1 И Господь свой завет с ним поставил и поднял над землёй Человека. Он в пустыне нашёл его дикой. Оградил от зверей и напастей. Словно око, от всякого лиха уберёг, даровал ему счастье.
И над ним Бог единый, могучий, как орёл над орлёнком носился, разгонял злые, чёрные тучи, и ему на Синае явился. И водил его Бог по пустыне, возносил на высокие горы. И обильно плодами земными Он кормил свой народ без укора. Он питал его мёдом из камня и елеем на каменных кручах, и пшеницей Васанскою славной, молоком и бараниной тучной.2
А Израиль упорный, упрямый разжирел и оставил он Бога и к богам отвратительным самым развращённый узнал он дорогу. И презрел он твердыню спасенья, позабыл он Заступника – Бога. Все законы Его и веленья растерял в заблужденьи убогом. Раздражил он богами чужими и разгневал Отца и Надежду. И священное Господа имя он не чтит, как отцы чтили прежде.
Виноград их с Содомских окраин – он от лоз ядовитых Гоморрских. Их вино – яд аспидов поганых и отрава драконов заморских. Не сокрыто ли знание это в тайнике у Меня за печатью? Тайны ночи и тайны рассветов – всё способен заранее знать Я. Их растленье, неверность, пороки – всё заранее Богу известно. Их метанья, грехи и тревоги, и отход их от Бога бесчестный.
И Господь отошёл от народа, отвернулся Он в гневе великом от преступного, грешного рода, что увязнул в растлении диком. И сказал: «Соберу на них беды, истощу на них острые стрелы, дам чуму и горячку изведать, истреблю их проказою белой. Я нашлю на них змей ядовитых и зверей напущу плотоядных. Будет меч их губить беззащитных и повсюду разить беспощадно.
Я сказал бы: «По свету рассею, в мире память сотру и изглажу, но пока, чтоб убийцы Евреев не сказали: «Рука это наша», отложу Я погибель народа. Пусть сполна испытает несчастья, пусть им рабство заменит свободу – горький плен вместо воли и власти. Свой рассудок они потеряли! Нет ума в них и здравого смысла. Если б раньше они понимали, если раньше могли бы помыслить,
что Заступник не выдал, не предал, не оставил в неволе народа. Без Него бы Израиль не ведал ни побед над врагом, ни свободы. Как бы с тыщей один расправлялся, как бы тьму лишь вдвоём побеждали, если б с ними Господь не сражался, если б радость победы не дал им? Их Заступник могуч и всесилен. В том враги наши – лучшие судьи: их урон, словно жатва обилен. По потерям бесчисленным судят.
Воздаянье Моё и отмщенье их настигнут. И день уже близок их погибели, краха, крушенья, уготованных Мной падшим низко. Но Господь над рабами своими Сам устроит Свой суд милосердный. Свой народ пред очами чужими Он рассудит по-божески верно. Лишь тогда ниспошлёт Он прощенье, как увидит: исчезла гордыня. Он тогда прекратит истребленье и врагов от народа отринет.
И воскликнет Господь неустанный: «Где их боги – твердыня, надежда? Те, что пили вино возлияний, ели тук пышных жертв их прилежных? Пусть восстанут, и пусть им помогут! Пусть покровом защиты им будут! Нет! Те боги помочь им не смогут – неразумны и жалки, как люди! Ныне видите: Я – Бог единый. Без Меня Бога нет в мире этом! Проплывают века цепью длинной, все дела Я свершаю на свете.
Грозный меч изострю Я однажды: над врагами Я суд Мой устрою, а Меня ненавидящий каждый своей чёрной умоется кровью! Меч насытится плотью убитых, стрелы кровью врага напоятся, и начальников вражьих убитых будут головы в прахе валяться. Грозен суд Мой, но гибель несёт он лишь отступникам, предавшим Бога. Для сынов Моих жизни оплотом станет дело Моё и дорога.
Веселитесь язычники вместе с верным Господу Божьим народом! Мной очищены горы и веси, кровь рабов от пороков свободна! И народ Мой очищен от скверны. И свершилось святое отмщенье ненавидящим Бога, неверным. И на землю грядёт очищенье»!3
Закончив песнь, пророк сказал народу: «Священные слова на сердце положите, и свободу на сей земле Господь дарует вам. Моё ученье детям завещайте, чтоб соблюдали веру и закон. Господь велик – Его над миром трон! Его веленья строго исполняйте, и с вами будет Он!
И долго вы пребудете царями, пройдя за Иордан, на той земле, которую пред вами открыл Господь и предал в руки вам». Господь призвал в тот вечер Моисея, велел подняться на гору Нево,4 не брать туда с собою никого. «Там ждёт тебя с землёй заветной встреча, – сказал пророку Бог. –
С горы высокой ты её увидишь, и на горе умрёшь. Её просторы взглядом ты окинешь, но сам ты в эту землю не войдёшь. За то, что согрешили с Аароном и у Меривы посреди людей вы не явили святости Моей, когда вода скалы пробила лоно и заиграл ручей.
Так приложись же к своему народу, как умер Аарон – твой добрый брат из Левиина рода, на Ор-горе почил недавно он. Ты свой конец найдёшь на Авариме. Пойдут года – за годом новый год, но будет помнить вечно Мой народ и чтить он будет Моисея имя, как мудрости оплот.
Моисей. Глава 54
Последнее благословение Моисея сынам Израилевым
И вот благословение народу, которым Моисей – сей Божий человек, перед уходом благословил Израиля детей: «Господь пришёл, – сказал он, – от Синая, открылся на Сеире, воссиял в горах Фарана, и закон нам дал, чтоб слово Бога свято соблюдая, народ Ему внимал.1
И да живёт Рувим – не умирает, да не увянет он. Пусть крепнет, пусть растёт и процветает. Пусть множится и грешный Симеон».2 И об Иуде пламенное слово сказал пророк народу этим днём: «Услышь его, Господь! Прошу о том, чтоб стал вождём, к борьбе всегда готовым, защитником – царём»!
О Левии сказал благословляя печальный Моисей: «Туммим Твой и урим Твой Ты являяшь на муже этом милостью Своей!3 С которым препирался при Мериве и в Массе с Моисеем искушал, который о родителях сказал: «на них я не смотрю, не признаю их».4 Господь им указал –
левитам преданным, хранить закон Твой, при скинии служить, учить путям Господним неуклонно и за Израиль Господа молить. Благослови же Левия, о Боже, и рук его делам благоволи! Врагам его исчезнуть повели. Да путь его ничто не потревожит в пределах сей земли»!
Потом сказал он о Вениамине: «Любимец Божий он! Господь о нём, как о любимом сыне печётся. И на мир он обречён. Господь его небесный покровитель. И держит Он любимца своего меж раменами крепкими Его.5 Да будет Сам Господь – его хранитель, защитой для него».
Иосифу изрёк благословенье почтенный Моисей: «Всю жизнь свою, от самого рожденья, был самым лучшим он среди людей. Благослови Господь его пределы дарами солнца, бездны и земли, росой небесной землю утоли, плодами гор укрась его уделы, здоровьем надели.
Да будет, как телец он первородный – силён, могуч и смел. Как мощный буйвол – быстрый и свободный, чтоб избодать врагов своих сумел. Рога его – Манассиины сонмы и тысячи Ефремовых сынов. Любой из них поднять свой меч готов и утопить в крови сих вероломных и злых его врагов.
Ты, Завулон, будь весел и спокоен. И пусть в шатрах твоих брат Иссахар – ведь чести он достоин, с тобой покой разделит на двоих. Богатства моря и песков секреты6 да будут вам достатком навсегда, чтоб вы нужды не знали никогда, и шли прямой дорогою по свету. Да минет вас беда!
Благословен распространивший Гада! Как лев он горд и смел. В бою смертельном нет ему преграды, и с честью получил он свой удел.7 Дан – юный лев.8 Он от холмов Васана прошёл с народом вместе славный путь. Ему с пути Господня не свернуть. Оберегая землю Ханаана, не хочет отдохнуть».
И так пророк сказал о Неффалиме: «Владеет морем он.9 Да будет с ним всегда Господне имя, да будет род его благословён! Асир, – сказал пророк, – тебе желаю любви меж братьями, счастливых дней. И пусть Господь наш в милости своей твои богатства длит и умножает в чреде бегущих дней»!
Израилеву Богу нету равных! Ведь Он по небесам пришёл тебе на помощь в Божьей Славе, верша во имя правды чудеса! Прибежище твоё Господь могучий. Израиль под защитою Его. Прогонит Он от лика твоего врагов твоих смертельных злые тучи, нет в мире ничего,
чтоб не свершил ты под рукою Бога! Под мышцами Его Израиль безопасно, одиноко живёт и не страшится никого!10 Иаков видит пред собою землю, обильную и хлебом и вином, росою утренней и радостным дождём. И слову Господа Израиль внемлет, и Божий взор на нём.
Блажен Израиль! Кто тебе подобен? Ты Господом храним! Господней ты защиты удостоен, ты Господом устроен и любим! Господь – твой щит и меч твоей Он славы! Враги за всё заплатят головой! Ты, Господом дарованной судьбой, восцарствуй по Божественному праву – Господь, твой Бог, с тобой! *********************************
Примечания:
1. Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости во время путешествия евреев из Египта в Ханаан; 2. В еврейском тексте имя Симеона опущено. Он не благословен за свои великие грехи при избиении сихемлян и др. Левий же, который также участвовал в сихемском кровопролитии, удостоился благословения, благодаря ревности левитов, которые поразили поклонников золотого тельца и в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом тексте перевода имя Симеона не опущено; 3. Урим и Туммим - в буквальном смысле – «свет» и «совершенство». Из Священного писания известно, что через Урим и Туммим первосвященник вопрошал волю Господа по наиболее значительным делам и получал ответ. Известно также, что Урим и Туммим являлись принадлежностью (украшением?) наперсника первосвященника. Однако они нигде не описаны, как конкретные изделия; 4. «На муже Твоём (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе (Исх.гл.17., ст.1-7), с которым препирался при водах Меривы» (Числа, 20, ст. 1-13; 22-24); «на них я не смотрю, не признаю их». – имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе; 5. В этом выражении некоторые комментаторы усматривают предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горой. «Между раменами» - старорусское выражение – «меж плечами»; 6. Под богатствами моря и секретами песков имеются в виду: плоды земледелия; производство изделий из стекла, процветающее в глубокой древности в Египте, Финикии и др. странах средиземноморья; торговля пурпуровыми раковинами, встречающимися на побережье; 7. Гад исполнил всё, что было ему предъявлено, как неприменное условие при даровании земельного надела в восточном заиорданье. (Числа, гл 32; Второзаконие, гл. 3, ст. 12-20); 8. Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян; 9. «Море во владении его». Под морем следует понимать море Киннерет, или Гениссаретское озеро; 10. Ср. Числа гл. 23, ст. 9 «Израиль живёт безопасно, один», находясь «под мышцами» божественного Промысла.
|