Моисей. Глава 42 4 страница
Святым народом будут Мне Евреи. Священников Моих вы царством станете, – сказал Он Моисею, – Мои слова перескажи для них"! Сынам Израиля Господне слово, сойдя с горы передал Моисей в короткой речи пламенной своей. Народ ответил: "Выполнить готовы завет Господень сей"!
И Моисей донёс слова народа до Бога в небеса. Господь сказал: "Сойду Я с небосвода и в облаке густом предстану вам. Два дня пройдут и на горе Синая при всех Я буду говорить с тобой, чтоб слышал всё народ заветный Мой чтоб навсегда поверил, правду зная, в удел священный свой"!
И Моисей народ готовил к встрече, и освятил его. Прошли два дня, настал последний вечер, но не происходило ничего. На третий день с утра взорвалось небо: зигзаги молний били по горам и гром гремел, как огненный тимпан, и люди в стане – кто бы, где бы не был, вострепетали там.
И вывел Моисей народ из стана к подножию горы. Земля дрожит, колеблясь непрестанно, а над горою облако царит. И трубный звук вознёсся над Синаем. Господь в огне на гору ту сошёл и облаком на ней себя обвёл. и Божий глас средь грома узнавая, пророк к Нему пошёл.
А под горой, стояли в ожиданье Израиля сыны. И страхом перед грозным наказаньем в неведенье своём сердца полны. Господь велел пророку Моисею С собой на гору Аарона взять И Моисей сошёл его позвать, и приказал собравшимся Евреям Господня слова ждать.
Моисей. Глава 20
Десять заповедей; Моисей успокаивает народ; закон о жертвенниках без идолопоклонства.
Господь изрёк им на горе Синая: "Я ваш Господь, ваш Бог.1 От гибельного рабства избавляя, Я выйти из Египта вам помог. Других богов на свете да не будет тебе, Израиль, пред лицом Моим. Ты не служи, не поклоняйся им. Я Бог-ревнитель, и измена будет проклятием твоим.
Я накажу детей отцов неверных до четырёх родов. Но милость сотворю Я правомерно десяткам тысяч любящих сынов: кто заповеди Божьи соблюдает, кто Господу внимает, возлюбя Его в душе, превыше, чем себя, кто слово Божьей правды принимает – с тем рядом буду Я.
Не делай на земле себе кумира. Не создавай его по виду разных тварей в этом мире, и не изображай ты ничего. И Божье имя не тревожь напрасно. Не смей его ты зря произносить. Господь за это может поразить. И каждому из вас должно быть ясно, как с Богом в сердце жить.
Святи и помни день седьмой – субботний. Шесть дней для дел твоих. А день седьмой – день отдыха свободный который сам Господь благословил. Ты сам, твоя семья, всё поселенье – рабы, рабыни, твой рабочий скот избавлены должны быть от работ. В сей день Господь, закончив акт творенья, почил от всех забот.
Отца и мать ты почитай безмерно. Тем дни твои продлишь, что Бог даёт заботливым и верным родным сынам родителей своих. Не убивай! Ведь жизнь Господь дарует. Он пробужденья жизни Господин. Отнять её Он может лишь один. Кто дал - тот взял. И пусть она ликует с рожденья до седин.
Ты не прелюбодействуй. Неугоден блуд Богу твоему. В желаниях твоих ты не свободен – по совести живи и по уму. Не укради. Трудом нажито тяжким добро соседей и чужих людей, и посягать ты на него не смей. Цени свой труд, добро другого - дважды, и красть его не смей.
Не лжесвидетельствуй и клеветою ты не порочь людей, и показаньем ложным пред судьёю позорить имя ближнего не смей. Не пожелай ты дома и богатства, которыми владеет ближний твой, и тайно не желай жены чужой - желания такие - святотатство. Твоё добро с тобой".
И трубный звук разнёсся над горою, И пламя вознеслось, и молнии сверкнули над толпою, и облако с вершиною слилось. И от Синая люди отступили. От страха быть сожжёнными в огне, они поодаль встали, в стороне, и к Моисею с просьбой обратились: "Мы чтим тебя вполне.
Ты перескажешь нам Господне слово. Господь тебе – ты нам. Мы повеленья выполнить готовы и завещаем их своим сынам". "Не бойтесь, – Моисей ответил людям, – Сам Иегова с неба к нам сошёл и Божий страх не зря на нас навёл. Мы этот день во веки не забудем – До нас Господь довёл
святой завет Свой, заповеди Божьи. Он с нами говорит. И каждый слышит, каждый видеть может Господень страх и Бога грозный вид. Чтоб Божий страх отныне не забыли Господь явился в славе нам своей и дал законы для Своих людей Чтоб помнили Его и не грешили в чреде грядущих дней".
С тем Моисей поднялся в гору к Богу. Его укрыла тьма.2 И там, внимая Господу в тревоге, он долго слушал вещие слова: о том, где Богу жертвенники строить, как Господу могучему служить, как правильные жертвы приносить, и как в походе жертвенник устроить, служа, не осквернить.
И дал Господь законы для народа: об участи рабов – когда им светит полная свобода и могут покидать хозяйский кров;3 законы о достойном поведенье в разборках, ссорах, драках и в беде, которая случаются везде. На всякий случай дал Господь решенье в Божественном суде.4
Законов свод о вдовах и сиротах услышал Моисей.5 Постановленья Божьи для народа запечатлел он в памяти своей: о кражах, грабежах и возмещенье, о займах и взаимных платежах об обещаньях и других делах – о добровольных Богу приношеньях за совесть, не за страх.6
Передал запрещенья7 Иегова пророку своему. Но каждое Божественное слово доступно Моисею одному. И как устроить праздник опресноков, как жатву праздновать и сбор плодов, Господь довёл словами и без слов. Поведал о грядущих днях жестоких, чтоб был к борьбе готов.
Что Ангел поведёт народ избранный в желанную страну И на пути к земле обетованной народ претерпит не одну войну. "Но если глас Мой станете вы слушать, Служить лишь Мне, но не чужим богам, – сказал Господь, – Я вам победы дам, от напастей укрою ваши души дарую землю вам". ************************************
Пнримечания:
1. Заповеди в тексте выделены; 2. С этого момента начинается изложение законов, возвещённых на Синае одному Моисею и в последствие переданных им всему народу; 3. Подробно см. Исход, гл.21, стихи 2-11; Второзаконие,гл.15, стихи 12,18; Левит, гл.25, стихи 4-6; 4. законы, разъясняющие заповедь «Не убий»: Исход, гл.21, стихи 12-27. Именно здесь (стихи 23-25) написано: «а если будет вред, то отдай душу (читай жизнь) за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку и пр.».Таким образом, зло, причинённое одним евреем другому должно быть наказано таким же злом – возмездие простое, чувствительное и способное предупреждать преступления; 5. Исход, гл.22, стихи 22-24; 6. Исход, гл.22, стихи 1-21; 25-31; 7. Исход, гл.23, стихи 1-9 разъясняющие девятую заповедь; описание и смысл праздника опресноков – стихи 14-17, седмицы и пятидесятницы – стихи 18, 19. Известное выражение: «Не вари козлёнка в молоке его матери» разъясняется в стихе 19; 8. Исход, гл.23, стихи 20-33 о покровительстве Божьем евреям через посольство ангела, хранителя на пути, сообщения новых откровений, основанном на повиновении Богу, в завоевании земли Ханаанской не столько силою оружия, сколько силой Божественной помощи. И, наконец, о даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.
Моисей. Глава 21
Моисей и старейшины приносят всесожжения и освящают завет; Моисей восходит на гору снова.
И Моисей пересказал народу все Господа слова, Его завета и законов своды, которыми душа и голова наполнены Всевышним Провиденьем, и в книгу аккуратно записал всё, что Господь народу передал. И молча ждал народного решенья под сенью грозных скал.
И вот ему несут ответ народный: "Всё, что Господь сказал мы сделаем, как Господу угодно по правде, что для нас тебе Он дал"! И жертвенник поставил под горою для всесожженья мудрый Моисей. Двенадцать он камней рукой своей установил там утренней порою. Двенадцать тех камней
числу колен Израилевых равны. И юношей послал1 заклать тельцов для мирной жертвы славной, и жертву эту Господу воздал. И жертвенник кропит он частью крови, завета книгу всем читает вновь и на народ оставшуюся кровь кропит. И слову Господа с любовью народ внимать готов.
А Моисей сказал: "Вот кровь завета, что заключил Господь в словах сиих. Отныне правда эта должна войти навеки в кровь и плоть". Потом Господь опять призвал на гору пророка, и сказал, чтоб Аарон и семьдесят старейшин на поклон туда поднялись в утреннюю пору, чтоб взял с собою он
ещё двоих – Надава с Авиудом. Всё сделал Моисей по слову Господа. Он сам и люди идут наверх с надеждою своей. И там открылась им Господня слава: как небо чисто, как сапфир на вид, подножье Бога над горой царит. И светом, как стекающею лавой венец горы залит.
Старейшины пред Господом склонились. пред славою Его. В сиянье Божьем с жизнью раcпростились. Но им Господь не сделал ничего.2 Себя не помня, вновь сошли к подножью и сели за трапезу под горой. Но Моисея снова той порой Господь призвал на гору неотложно. И кремнистой тропой
идут пророк с ним Иисус-служитель к вершине, там где Бог – Творец всего, судеб людских вершитель, ждёт Моисея полного тревог. И вот во мгле, на сумрачном Синае, укрытом облаками, Моисей совсем один, без сна шесть долгих дней смиренно горной тишине внимает вдали от всех людей.
И день седьмой пришёл неотвратимо. Настал священный час, когда пророк неведеньем томимый, из облака услышал Божий глас. Господь сказал: "Я дам тебе скрижали. На них десятисловье3 и закон. На камне Мной для вас начертан он. Чтоб вы его усердно соблюдали, он Мною сотворён"!
И Моисей, услышав голос Бога, приблизился к нему. И сорок дней – не мало и не много, он Господу внимает самому. А над Синаем, тучи озаряя, огонь снопами рвётся к небесам. Дивятся люди Божьим чудесам, боятся Бога, но ещё не знают что происходит там.
Десять заповедей
Примечание:
1. В завет с Богом вступает новый, юный Израиль. Юноши – первенцы символизируют обновление народа, отказавшегося от прежней греховной воли и желание жить в дальнейшем по заповедям Божиим; 2. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Если ранее, находясь вне завета, народ не мог взойти на гору и остаться живым, то теперь, удостоенный союза с Богом, остаётся цел и невредим; 3. «Десятисловье» – «откровение», «слова завета» - десять заповедей;
Моисей. Глава 22
Повеления Господа Моисею о постройке святилища, скинии; Назначение Аарона и его сынов священниками; Назначение Веселиила и Аголиава для выполнения работ по созданию скинии и всей её утвари; Бог дал Моисею скрижали каменные для Израиля.
Все сорок дней с минуты восхожденья пророку своему Господь давал законы, повеленья, доверив их ему лишь одному. Вначале Иегова молвил слово о том, как нужно скинию1 создать, где будет Он в народе обитать в условиях вместилища святого, молитвы принимать.2
Затем Господь священников назначил. Стал первым Аарон: "И пусть священнодействуют иначе, чем было до сих пор: таков закон.3 Сам Аарон, сыны его родные Мной будут в свой черёд освящены. Они служить при скинии должны. Ты сделай им одежды дорогие – особые они".4
Внимал пророк святым словам Господним и ясно понимал, что сделать всё лишь силой всенародной возможно, что Господь ему сказал. Господь избрал себе в среде народа Израиля талантливых сынов, всего двоих, кто выполнить готов в короткий срок – не больше полугода, основу из основ:
работы по металлам благородным, чеканку и литьё, резьбу по камню ловко и свободно, с Божественным к прекрасному чутьём. "Веселеил Иудина колена, Аголиав, Ахисомахов сын, колена Данова сильнейший из мужчин, пусть по шесть дней работают бессменно. Субботний день один
пусть принесёт им и покой и отдых от праведных трудов" – Сказал Господь. И раздалось поодаль двойное эхо тех последних слов. И Моисей о воле Бога думал: умением Господь их наделил, и Божий Дух и мудрость в них вселил. Господь предвидел всё и всё продумал. Для дела хватит сил.
Закончил Бог беседу на Синае и Моисею дал две каменные гладкие скрижали. На них Он откровенья начертал. Десятисловье было на скрижалях написано Божественным перстом. Всё главное, что нужно знать о том, как людям жить, не ведая печалей, на свете сём.
**************************************
Примечания:
1. Скиния – в общем виде переносная палатка, шатёр, куща. Но Скиния, о которой идёт речь в этой главе, построена Моисеем для торжественых общественных богослужений, а также чтобы служить местом пребывания Иеговы. Она была устроена с необыкновенным великолепием по особому повелению Господа, в соответствии с Его подробным описанием всех её деталей и утвари (Исх. гл 25-28, 30,31). Средства на сооружение Скинии составлены были из добровольных пожертвований народа. Руководство её строительством было поручено Господом непосредственно Веселиилу с Аголиавом, которые были наделены особенным художественным даром. Внутреннее, первое отделение Скинии называлось Святое, или святилище, или первая Скиния, а внутреннее помещение называлось второй Скинией, или Святое Святых. Во дворе Скинии находился жертвенник всесожжений, расположенный посередине, медный умывальник для омовения рук священника перед священнодействием. В Скинии был золотой семисвечник, стоявший налево от входа. В его лампадах непрерывно горел елей; направо – стол, или трапеза, из акациевого дерева, обложенный золотом, с лежащими на нём хлебами предложения, сменяемыми каждую субботу и алтарь кадильный также из акации, обложенной золотым листом, для курения фимиама. В Святое Святых – внутренней части Скинии, отделённой от святилища внутренней завесой, находился Ковчег Завета, выполненный из дерева ситтим (род акациевых), покрытый внутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге хранились скрижали Закона, на которых были начертаны 10 заповедей, золотой сосуд с манной и, позднее, жезл Ааронов. Скиния и двор её были выполнены точно по плану данному Моисею Господом на горе Синай По окончании сооружения, Скиния была освящена для служения Богу с соблюдением торжественных и величественных обрядов. Во время странствований Израильтян по пустыне Скиния всегда ставилась впереди стана. Остановка или подъём стана в путь , даже само направление пути, указывалось непосредственно Самим Господом. В день окончания постройки Скинии Господь открылся в облаке, покрывшем Скинию и Слава Божия так наполнила её, что даже Моисей не мог в неё войти в этот день. С тех пор облако всегда покрывало Скинию на протяжении всего странствования Евреев по пустыне. Когда облако поднималось от Скинии, они отправлялись в путь за ним вслед. Когда облака вновь опускалось к Скинии – делали остановку. Ночью облако блестело, как огненный столп; 2. «И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом» (Исх. Гл.29, ст.45); 3. До Синайского законодательства у Евреев действовало право естественного священства: глава семьи был одновременно и священником – приносил жертвы. С устройством Скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним как первосвященником во главе; 4. Одежды Аарона и его сынов указывали на их сан, служили внешним отличием священнослужителей от остального народа. Одежды эти назывались «священными», т.к. использовались при священнодействиях. По красоте и богатству отделки одежды первых священников не уступали красоте и богатству Скинии. Для изготовления одежд священников Моисей должен был избрать «мудрых сердцем» людей, искусных в ремёслах и художестве (Исх. Гл.31, ст.6; гл.35, ст.10, гл.36, ст.1,2);
Моисей. Глава 23
Во время пребывания Моисея на горе Израиль поклоняется золотому тельцу; Гнев Моисея и ревность левитов; Ходатайство Моисея за идолопоклонников, хотя они всё же должны быть наказаны.
Проходят дни за днями. У Синая волнуется народ. Израиля сыны предполагают, что Моисей к ним больше не сойдёт. Гора пылает пламенем открытым. С вершины не уходят облака, и ноша ожиданья не легка. А Моисей? Наверное погиб он – тревога и тоска.
И люди подступили к Аарону И требовал народ: "Ты сделай бога нам, чтоб он законно шёл перед нами, вёл бы нас вперёд". И понял Аарон: тревожно жить им и пожалел испуганных людей. Сказал он им: "У жён и дочерей возьмите серьги и ко мне несите, сложите у дверей".
И золотые серьги тотчас сняли они с ушей своих. И Аарону золото отдали, и Аарон тельца отлил из них. Они сказали: "Вот твой бог, Израиль! В годину бед, врагов твоих губя, Он из Египта вызволил тебя и в дальний путь на родину отправил, спасая и любя"!
Увидев это, жертвенник поставил священник Аарон и объявил народу: "Завтра справим мы праздник Господу, вновь с нами он". А ранним утром здесь столпотворенье: принесены и пища и вино, животные для жертвы, заодно, пред идолом пылают всесожженья, а дальше решено
и есть и пить, играть и веселиться, и править торжество! Ликуют все, и не остановиться: Израиль восславляет божество! А Моисею Бог сказал в то время: "Спеши сойти, развратен твой народ, Моим путём он больше не идёт, и видно тяжко людям правды бремя и грех своё берёт.
Не долго шли они путём Господним, что заповедал им. И от заветов Господа свободны, ликуют пред идолом своим. Жестоковыйный сей народ, неверный. Оставь Меня. Израиль истреблю, а от тебя, которого люблю, произведу народ, заветам верный"! "Господь, тебя молю, –
воскликнул Моисей, в тоске горючей, – гнев не воспламеняй на Твой народ, который Ты – могучий из плена вывел в этот дикий край! Чтоб Египтяне после не сказали, что на погибель Ты послал людей, что истребить Ты волею Своей решил сынов Израиля. В печали народ Свой пожалей.
Ведь Ты Собою клялся патриархам размножить сей народ, чтоб семя их, как звёзды в небе ярком, что наполняют летний небосвод, наполнило собой завета землю, которую отцам Ты обещал, которую сынам их завещал. И я прошу – моим моленьям внемли – молю, чтоб покарал
сынов Израиля за их неверье, но не губил народ! Дай людям обрести святую веру чтоб с Господом продолжили поход"! И отменил Господь своё решенье. Сошёл с горы печальный Моисей обременённый ношею своей: он получил скрижали откровенья и нёс их для людей.
Скрижали эти были Божьим делом, и Божьи письмена нанесены рукой Его умелой И каждая скрижалей сторона заполнена священным откровеньем, законами для жизни и труда. Господь их дал народу навсегда для справедливых, праведных свершений, для мира и суда.
Пророк сошёл с горы и видит в стане тельца и торжества. Народ поёт, ликуя беспрестанно в кругу, у золотого божества. Гудят тимпаны, к небу рвутся песни, и жертвенник дымит перед тельцом. Телец предстал могущества венцом. Он признан всех сильнее и чудесней: и Богом, и отцом.
И в гневе Моисей разбил скрижали на скалах под горой. Он сжёг тельца в огне, чтоб все видали, и в прах растёр, от гнева сам не свой. А прах в воде рассыпал быстротечной, и воду эту всех заставил пить, чтоб знали, как нечистому служить и помнили в родах об этом вечно все, сколько будут жить.
Моисей разбивает скрижали
И упрекнул он брата Аарона: "Ты допустил позор! Не удержал народ в руках закона, нарушив наш негласный договор". И грозно стал пророк в воротах стана с призывом: "Все кто с Господом – ко мне"! Но лишь потомки Левия одне пошли к нему потоком беспрестанным.1 И как в волшебном сне
им отдал Моисей приказ Господень – расправиться с толпой: "Мечу предайте всех, кому угоден телец поганый – идол золотой"! И сделали по слову Моисея мужи-Левиты в эти злые дни: три тысячи зарезали они – три тысячи язычников-евреев во прах повержены. Наказание идолопоклонников
Наутро Моисей сказал народу: "Я к Господу взойду. У ног Его, под самым небосводом, быть может вам прощение найду. И Богу рассказал про всё, что было: про идола и про великий грех. И Господа пророк молил за всех: "Прости их, Господи, спаси их и помилуй людей нестойких тех.
А если нет – изгладь меня из книги, в которую вписал". "О, нет, – сказал Господь, – изглажу в миг Я лишь тех, кто страшный грех на душу взял. Итак, иди. Веди народ сей дале. Перед тобою Ангел Мой пойдёт и по пути обета поведёт, и распахнёт свои пустыня дали – пропустит твой народ". *********************************
Примечания:
1. На призыв Моисея: «Кто Господень, ко мне»! – откликнулись лишь одни сыны Левия, составлявшие в те времена весьма многочисленное колено: в нём насчитывалось более 22 000 человек мужского пола (Числа 3 гл., ст.39).
Моисей. Глава 24
Моисей поставил свой шатёр вне стана: Молится о присутствии Божием с народом; Господь являет Славу свою Моисею.
И далее сказал Господь пророку: "Средь вас я не пойду. Иначе, погублю вас ненароком, предам неверных скорому суду". Народ рыдал, услышав это слово, народ стыдился слабости своей и глупого неверия людей, страшился быть покинутым в суровом краю немых камней.
И вновь Господь поведал Моисею: "Что делать с вами Мне? Быть может сей народ Я пожалею и не покину в дикой стороне. Итак, снимите яркие одежды, и золото снимите и сапфир, всё из чего был сотворён кумир. И пусть у вас появится надежда на Божий путь и мир.
Сыны Израиля в согласье молчаливом, чтоб снять с себя позор сложили злато у горы Хорива – святой горы – сестры Синайских гор. А Моисей большой шатёр устроил вне стана, от народа в стороне. И в том шатре, как с другом наравне, Господь его беседы удостоил в священной тишине.
Назвал шатёр свой скинией собранья скорбящий Моисей. И вот, искать Господней правды знанье из стана люди приходили к ней. Когда пророк во скинии скрывался, из стана глядя, видел весь народ, как медленно покинув небосвод, столп облачный на землю опускался, закрыв собою вход.
Тогда и говорил Господь с пророком. Закончив разговор, в стан возвращался, к своему порогу пророк. И был надежды полон взор. А в скинии служитель оставался – сын Навин Иисус. Он молод был и Моисею ревностно служил. Пророк с ним никогда не расставался. Он юношу любил.
Вот Моисей пожаловался Богу: "Господь, ты не сказал, кто нам пути укажет и дороги. Ведь имени его Ты не назвал! И если приобрёл благоволенье я сам в Твоих Божественных очах, то передай мне в мыслях и речах путей Твоих и воли изъявленье. Народ в Твоих руках.
Господь ответил: Я пойду с тобою, введу тебя в покой"1 Но Моисей взмолился: "Не со мною! Тебя ведь ждёт народ несчастный Твой! И если Ты идти не хочешь с нами, то нас из этих мест не выводи. Нам без Тебя нет жизни впереди. И я и Твой народ – мы видим сами: нет без Тебя пути.
Присутствие Твоё среди народа, нам знак, что обрели благоволение Твоё и стали родом, что всех славнее на лице земли". На то Господь ответил Моисею: "Я сделаю всё то, о чём просил – ведь Я к тебе всегда благоволил: помилую, прощу и пожалею, кто это заслужил"
"О, Господи! Моё ты знаешь имя! Так покажись хоть раз! Позволь глазами грешными земными Того увидеть, Кто Израиль спас! – просил пророк у Бога осторожно. Господь ему на это отвечал: "Меня никто доселе не видал и человеку видеть невозможно Того, Кто мир создал.
В живых потом не может он остаться... Однако, так и быть – есть место. Чтобы с жизнью не расстаться, тебе на этом месте нужно быть в расселине скалы. Своей рукою прикрыв тебя, пройду Я по горам и только сзади ты увидишь там часть славы Господа. От глаз не скрою, что можно видеть вам".
И Моисей в торжественном наряде в расселине скалы стоял чуть свет, мечтая зорким взглядом увидеть то, что видеть не могли другие люди. К чудесам готовый, он ждал. Явленье Бога началось: Сиянье. Звёзды. Солнце поднялось и с неба прозвучало: "Иегова" и эхом отдалось.
И снова тишина накрыла горы. И ширился рассвет. Седой пророк был счастлив в эту пору – для человека выше счастья нет, чем ощутить присутствие Господне, чем твёрдо знать, что Господом любим, что ты в пустыне дикой не один, что не покинут сирым и голодным народ, идущий с Ним. ********************************
Примечания:
1. Имеется в виду земля обетованная – Палестина.
Моисей. Глава 25
Господь призывает Моисея на гору; Моисей на горе Синай общается с Богом; Господь обновляет завет и Свои повеления; Моисей нисходит с горы со скрижалями откровения и сияющим лицом.
И снова повелел Господь пророку быть на святой горе. Там на вершине горной одиноко ждать Господа на утренней заре. И каменные доски – две скрижали Бог Моисею вытесать велел и принести в священный Свой удел взамен разбитых в гневе и печали при виде блудных дел.
Господь сказал: "На сих скрижалях снова завет Свой воскрешу. Слова его от слова и до слова, на них Я, как на прежних, напишу". Как только горы осветило утро румяною улыбкою своей, был на вершине старый Моисей. Здесь ждал Явленья собранный и мудрый он с ношею своей.
И в облаке пред Моисеем снова Господь себя явил. И на вершине имя Иеговы Он в утренних лучах провозгласил. Господь прошёл перед лицом пророка и возгласил впервые для людей иные свойства мудрости своей, народу неизвестные до срока, в чреде минувших дней:
"Господь, Господь, Бог долготерпеливый и милосердый Бог. Бог, любящий людей, но Бог ревнивый, Бог многомилостивый, путь и рок, прощающий грехи и преступленья, хранящий милость в тысячи родов, но внуков провинившихся отцов до третьего и боле поколенья Он наказать готов".
И Моисей на землю пал пред Богом и к Господу воззвал: "Не покидай нас, Господи, в дороге, веди путём, что предкам завещал! Ты знаешь, сей народ жестоковыен. И да пойдёт теперь Владыка с ним, да сделает наследием Своим. Все беззаконья и грехи прости им величием Твоим".
Господь сказал: "Завет Я заключаю. Внемли ему и знай. И вновь слова завета повторяю.1 Их сохрани и людям передай. Слова завета ты опять услышишь. В словах сиих пути Мои и свет. С тобою и с Израилем завет своей рукой ты на скрижали впишешь. Другой дороги нет!"
И сорок дней с вершины не спускался к народу Моисей. Не пил, не ел, и в точности старался слова завета в памяти своей сберечь, их сохранить и на скрижали насечь завета главные слова. И в Господе светлела голова, и открывались солнечные дали. Передохнув едва,
пророк по слову Бога неустанно рубил за знаком знак. За словом слово, словно из тумана, на свет являлось, раздвигая мрак. И вот десятисловие завета в день сороковый завершил пророк. И отпустил его к народу Бог И Моисей, неся скрижали эти, с горы спустился в лог.
Вождя там всё собрание встречало. Но что произошло? Что, вдруг, мужей отважных напугало и в виде Моисея потрясло? Всё дело в том, что после встречи с Богом лицо пророка источало свет, лучилось, как сияющий рассвет. Сыны Израиля и Аарон в тревоге: ведь объясненья нет,
что сталось с их пророком Моисеем. Прошло ведь сорок дней! Но Моисей, любя их и жалея, закрыл лицо туникою своей. И говорил с народом о завете. Поведал людям всё, что Бог сказал. Дословно все законы передал, о Господе и высшей правды свете народу рассказал.
Моисей спустился к народу со скрижалями завета
И закрывал лицо он покрывалом, когда народ встречал и терпеливо, словно детям малым, слова Господни людям объяснял. Когда же он пред Богом становился, то покрывало в скинии снимал. Лицо своё он Богу открывал и говорил и слушал и молился и Господу внимал.
|