Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моисей. Глава 42 6 страница



Весь разговор – от слова и до слова
поведал Моисей
когда в ночи к народу вышел снова.
У скинии собрал он цвет мужей.
И в облаке Господь к нему спустился,
с ним говорил, от Духа его взял,
семидесяти лучшим передал,
и Дух Святой на тех мужах явился –
пророком каждый стал.

А поутру поднялся Божий ветер.
Такое началось,
с чем до сих пор на этом белом свете
встречаться никому не довелось:
перепела лавиной бесконечной
нанесены на горы и поля.
В перепелах пустынная земля.
Они кишат устало и беспечно,
богатый пир суля.3

На день пути налево и направо
стада перепелов.
И встал народ и правый и не правый –
все поднялись на беспримерный лов.
И мяса заготовили корзины.
И ели это мясо много дней,
забыв о Боге в жадности своей.
Ещё не съели даже половины,
как поразил людей

Господь великой язвой моровою.
Немало умерло,
и прихоти свои забрав с собою,
в песчаную могилу унесло.
И много лет в их памяти звучали
знакомые и страшные слова:
название "Киброт-Гаттаава".4
Так место гибели они назвали
и такова молва.

И вскоре в Асироф народ поднялся
и там разбил свой стан.
В том месте он недолго задержался –
продолжил путь намеченный в Фаран.
********************************************

Примечания:

1. Пустыня Фаран расположена на север от Синайского п-ва. Это плоская известковая возвышенность между долиной Нила и горами Каменистой Аравии Северная граница Фаран – пустыня Негев (юг Палестины). Всё пространство от Синая до Палестины называется «Эт-Ти», т.е. «странствование»;
2. По еврейскому преданию, 70 старейшин, помощников Моисея, послужили прототипом для создания верховного синедриона. По мнению христианских экзегетов, 70 избранных и одарённых Духом Божиим старейшин послужили началом специального пророческого служения в еврейском народе и образцом для тех пророческих школ, которые приготовили вдохновенных истолкователей и неутомимых стражей закона Божия на протяжении всей ветхозаветной истории;
3. Стаи перепелов, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собой солнце, не раз наблюдались в этих местах путешественниками;
4. Киброт-Гатаава – гробы прихоти.

Моисей. Глава 32

Мариамь и Аарон позавидовали Моисею; Они наказаны Господом; проказа Мариами.

Невзгоды не оставили пророка.
И новая беда
ещё при Асирофе у порога
его нашла нежданно, как всегда.
Сестра и брат пеняли Мосею.
И Мариамь и старый Аарон
его стыдили вслух за то, что он
живёт с Ефиоплянкою своею,
тем преступив закон.

Действительно жена его Сепфора
была из дальних мест.
Она во дни гонений и раздоров
явилась самой лучшей из невест.
Но Мариамь суха и непреклонна,
и брата обвиняет Аарон,
в кипении своём забыв о том,
что не было Синайского закона,
когда женился он.

И брат с сестрою более сказали,
обиды не тая:
"Мы тоже слово Господа слыхали,
но ты у нас один и власть твоя"!
И слушал их слова, и зависть видел
в речах сестры и брата Моисей –
скромнейший и кротчайший из людей.
И думал он, что их Господь обидел,
грустя в душе своей.

Но Бог открыл внезапно Моисею
и родичам его:
"Наказан будет каждый, кто посмеет
порочить честь пророка Моего"!
И в облачном столпе сойдя на землю,
Он брата и сестру к себе призвал
и им двоим у скинии сказал:
"Господь такие речи не приемлет.
Хочу, чтоб каждый знал –

Пророкам Я в виденьях открываюсь
и сны для них творю,
но к Моисею прямо обращаюсь
и всё ему воочью говорю.
Он верный раб Мой, Мною он поставлен
вести народ Мой к новым берегам
наперекор сомненьям и врагам!
Как мог к нему упрёк ваш быть направлен?
и как не стыдно вам

завидовать такому человеку"?
И отошёл Господь.
Но Мариамь проказою, как снегом,
покрылась вдруг. Поражена вся плоть.
И Аарон, склонясь пред Моисеем,
воскликнул: "Ты прости нас, брат,
мы согрешили, я в том виноват,
мы поступили глупо, сожалеем,
и жизни я не рад.

Не попусти, чтоб Мариамь родная
была обречена
на муки, что изменников терзают,
и чтоб истлела заживо она.
И Моисей воззвал немедля к Богу:
"О, Боже! Исцели мою сестру
Спаси её, пусть лучше я умру!
Прости её, а горечь и тревогу
я в памяти сотру"!

Господь в беде пророка не оставил,
и так ему сказал:
"Её за грех Я мучиться оставил.
Хочу, чтоб в стане каждый это знал.
Пускай свой стыд вне стана переносит.
Когда минёт семь долгих, страшных дней,1
она вернётся вновь к семье своей
и у тебя прощения испросит.
Увидишься ты с ней.

И Мариамь семь дней жила вне стана,
и ждал её народ.
О ней пророк молился неустанно
в кругу обычных жизненных забот.
Прошла неделя, Мариамь вернулась.
Она была здорова и чиста.
И к Господу прекрасна и проста
душа её, как прежде повернулась,
терзаться перестав.

Моисей. Глава 33

Двенадцать соглядатаев посланы высмотреть землю Ханаана; их осмотр и отчёт.

Стан был развёрнут на песках Фарана,
и Моисею Бог
при скинии сказал, чтоб утром рано
отправил соглядатаев пророк:
"Пускай осмотрят горы и долины.
Хочу Я, чтоб узреть они могли
сокровища обещанной земли.
От всех колен возьми старейших чином
и в сей поход пошли".

И вот к себе от всех колен старейшин
сзывает Моисей.
И Божью волю тем мужам мудрейшим
передаёт у скинии дверей.
И в это утро Навиного сына
впервые Иисусом он назвал,
с другими вместе в Ханаан послал.
Тому была особая причина –
Господь так пожелал.1

"В поход вы отправляетесь опасный, –
Сказал мужам пророк, –
но сей поход не должен быть напрасным –
по горам и долинам, без дорог
пройдёте по земле обетованной,
осмотрите её из края в край:
тучна ль она, хорош ли урожай,
каков народ, живущий в этих странах.
Гляди и примечай

в шатрах живёт народ иль в укрепленьях,
крепки ли города,
Когда о ней составите вы мненье,
немедля возвращайтесь к нам, сюда.
Идите с Богом. Вам Господь поможет.
Ступайте осторожны, но смелы,
и принесите от плодов земли,
чтоб в стане все, кого сомненья гложут,
увидеть их могли".

И вот пошли на земли Палестины
Израиля сыны.
Исчезли, словно не было, в пустыне.
И потянулись тягостные дни.
И сорок дней бродили в Ханаане
старейшины израильских колен,
рискуя там попасть в суровый плен,
мечтая снова оказаться в стане,
в тени родимых стен.

На северо-востоке побывали,
и видели Рехов.2
Затем к Хеврону3, вниз, откочевали,
минуя цепь старинных городков.
Потом на юг, через Есхол – долину4
они по виноградникам прошли,
и кисть от винограда унесли.
Её несли вдвоём, напрягши спины,
оставить не могли:

ведь помнили наказы Моисея
собрать плоды земли.
И люди, сил последних не жалея,
во всём многообразии несли
гранатовые яблоки большие
и смоквы небывалой красоты,
и разные чудесные плоды.
Но мучили в пути сомненья злые:
"Несбыточны мечты.

Возвращение разведчиков

Не одолеть нам местные народы.
Крепки их города.
И там, под палестинским небосводом
не жить нам нипочём и никогда".
И вот посланцы возвратились к стану
Их встретил Моисей и Аарон.
С пророком все рассказы слушал он
и весь народ их слушал неустанно,
сойдясь со всех сторон.

И вот посланцы говорят народу:
"Там молоко и мёд,
но нам в ту землю не войти свободно –
погибнут все, кто в Ханаан пойдёт!
Сильны там люди, города обширны,
сынов Енаковых5 заметили мы там.
Они огромны. Каждый может сам
расправиться с нашествием не мирным.
Их не осилить нам".

А позже распускать молву худую
пустились напрямик,
и славу о святой земле плохую
понёс в народ презренный их язык.
Мол, та земля живущих поедает:
пожары, войны, льётся кровь рекой.
И о Египте с грустью и тоской
они, как о Едеме вспоминают,
придя к себе домой.

Но Халев6 с Иисусом говорили,
что всё совсем не так:
"Сыны Израиля, мы в полной силе –
трепещет перед нами всякий враг"!
И оба убеждали Моисея,
а Халев успокаивал народ
и призывал отправиться в поход:
"Господь за нас! Землёй мы овладеем
Земля хозяев ждёт"!
******************************************

Примечание:

1. С переменой имени Гошеа или Осия Навин вступет в высшие обязанности, становясь ближайшим помощником Моисея. Имя Гошеа означает «спасение».Моисей присоединяет к нему имя Иеговы, Иаг. Теперь сына Навина зовут Игошуа, предполагая в Навине Божье орудие для спасения Израиля. Это имя произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода. По представлениям св. отцов и учителей Церкви, преемник Моисея, ведший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисусв Христа, отверзшего верующим в Него врата царства небесного;
2. Рехов - местность предположительно у северных границ Палестины и нынешней Сирии;
3. Хеврон – неподалеку (южнее) от Иерусалима. В древности назывался Кириаф-Арба. Один из самых древних городов мира;
4. Долина Есхол – названа так, вероятно, по имени своего древнего владельца – союзника Авраама Ешкола (Бытие, гл.14, ст.13, 14). Славянско-греческий текст трактует «Есхол», как нарицательное – долина виноградных гроздов;
5. Сыны Енаковы отличались ростом и силой. Это потомки князя Арбы, основателя Хеврона;
6. Халев –князь – старейшина потомков колена Иудина.

Моисей. Глава 34

Страх народа и ропот; Халев и Иисус Навин ободряют народ; Ходатайство Моисея. Господь осуждает всех взрослых на странствование и смерть в пустыне, кроме Халева и Иисуса Навина; Попытка войти в обетованную землю разбита Амаликитянами и Хананеями.

Устрашены рассказом тем Евреи.
И сутки напролёт
рыдает и пеняет Моисею
напуганный израильский народ:
«Не лучше ли в Египет воротиться?
Не лучше ли в пустыне умереть,
Чем эта неминуемая смерть,
чем в рабстве ханаанском очутиться
и заживо истлеть?

И для чего нам в эту землю злую
Господь велит идти?
Не лучше ль нам избрать судьбу иную,
другие выбрать для себя пути?
Давайте, с Моисеем распростимся,
начальника поставим над собой
и повернём дорогою другой –
все как один в Египет возвратимся
и обретём покой»!

И пали перед скинией при людях
пророк и Аарон,
окружены бурлящим многолюдьем.
И к небу рвутся вопли, плач и стон.
А Иисус, сын Навин, Халев честный
Иефониин сын, призвали всех
поверить правде, не впадать во грех.
И говорили вновь, что всем известно,
что может без помех

Господь ввести их в землю Ханаана,
где молоко и мёд.
Ведь в землю эту – край обетованный,
Своею силой Сам Господь ведёт.
Но люди в страхе веру потеряли
и Халев с Иисусом не смогли
их убедить в достоинствах земли
и на себе одежды разодрали,
и к скинии пошли.

А общество шумело: «Знаем сами,
как дальше будем жить!
Побьём сих лжесвидетелей камнями!
Без них отныне станем путь вершить»!
И тут на землю облако упало.
Над скинией столпом оно взвилось,
над всем народом грозно поднялось:
Господь явился людям, и сказал Он:
«Увидеть мне пришлось

сомнения и ропот перед Богом.
Неверие опять
нашло в сердца Израиля дорогу.
С народом этим буду Я кончать»!
Господь сказал пророку Моисею:
«Я племя это язвой изведу
и от тебя народ произведу,
как звёзд на небе, крепче и умнее
и в Ханаан введу».

«О нет, Господь! Услышат Египтяне
о страшной каре сей,
о смерти поразившей в нашем стане
от мала до велика всех людей! -
Так Моисей в ответ взмолился Богу, -
Подумают они: «Господь не смог
перевести Евреев за порог
страны, что обещал Он их пророкам -
как слаб их Бог»!

Не Ты ль сказал: «Я долготерпеливый,
прощающий грехи»!
О Боже, милосердный, справедливый,
спаси нас, не губи и помоги.
Прости сему народу грех великий!
Ты по великой милости Твоей,
народ Свой неразумный пожалей –
народ такой большой и разноликий»! -
молился Моисей.

И Моисею так Господь ответил:
«По слову твоему
прощу народ, пускай живёт на свете
и множится. Да будет по сему!
Но жив Я! Вся земля Господней славой,
сияющей из края в край полна –
от дальних звёзд до тьмы морского дна.
А Мой народ – жестоковыйный нравом
Я накажу сполна.

Вы все, Мои видавшие знаменья,
что Я при вас творил,
все выросшие в рабстве поколенья,
которые едва не уморил,
уж десять раз Меня вы искушали –
не слушали вы гласа Моего,
а ныне, в довершение всего,
похода убоялись и восстали,
вы все до одного.

Не видеть вам земли обетованной,
что обещал отцам.
За ропот предо Мною непрестанный
по правде вам и совести воздам:
в пустыне сей роптавшие погибнут:
в святую землю им дороги нет.
А те, кому сейчас лишь двадцать лет,
земли обетования достигнут,
но понесут ответ

за блудодейство ваше и неверье.
И будет тот ответ,
который объявляю вам теперь Я,
кочевьем по пустыне сорок лет.
Вы землю ровно сорок дней смотрели.
И год за день отныне кочевать
придётся вам то к северу, то вспять,
чтоб вы пустыню лучше разглядели.
Должны вы знать,

что в край святой земли обетованный
введу Я лишь детей,
лишь внуков ваших, Мной в пустыне данных,
введу туда по милости Моей!
Они в неё войдут на самом деле,
а ваши трупы здесь, в песках, падут.
Пустыня - вот последний ваш приют.
Мне верить беззаветно не сумели -
так оставайтесь тут»!

И вот слова Господни претворились
в печальные дела:
разведчиков, что с ложью возвратились,
немедля смерть прилюдно забрала.
Лишь Халев с Иисусом невредимы.
Господь презрел на них и поведёт
сквозь годы и страдания вперёд,
храня и выручая их незримо,
и в Ханаан введёт.

И повелел Господь идти в пустыню
народу своему,
к Чермному морю обратиться ныне,
внимая Моисею одному.
Но поутру, свой грех осознавая,
пошли в поход Израиля сыны,
решив, что перед Господом должны
взять Ханаан, борясь и побеждая,
дорогою войны.

«Зачем опять вы, Богу не внимая,
идёте в Ханаан?
Зачем Его наказы преступая,
вы Хананеев, Амаликитян
хотите покорить рукой безбожной? –
сказал народу грустный Моисей, -
В гордыне дикой, в слепоте своей
решили вы, что всё для вас возможно?
Что вы врагов сильней?

О, нет! Ведь с вами Господа не будет!
Падёте от мечей!
Остановитесь, Бог вас не забудет,
простит грехи вам в милости своей»!
Упрямые не слушали пророка -
пошли туда, куда Господь не вёл.
В бою там каждый смерть свою нашёл.
И каждый, кто отправился в дорогу,
обратно не пришёл.

Ковчег завета оставался в стане,
когда они пошли.
И с гор спустились Амаликитяне
И Хананеи с ними подошли.
И гнали вплоть до Хормы1 беспощадно
сынов Израиля – и женщин и детей.
И был с народом верный Моисей.
Он весть об этом бегстве безоглядном
донёс до наших дней.

****************************************

Примечание:

1. Хорма – столичный город одного из ханаанских князей в Негеве. В описываемые времена этот город назывался Цефаер.

Моисей. Глава 35

Восстание именитых мужей Израиля против Моисея и Аарона; Наказание землетрясением, огнём и поражением.

В пустыне Аравийской свежий ветер
смёл утренний туман.
Под Кадесом1, единственный на свете,
открылся взору необъятный стан.
В просторах знойной мари бесконечной,
вдали от мира и чужих людей
работает над книгой Моисей.
Уносится то в глубь веков, то в вечность
он думою своей.

И Господу при скинии он служит.
И слушает Его:
о приношеньях, о левитской службе2
живое слово Бога для него.
А в стане нарастает недовольство:
в тревоге весь израильский народ,
от вести, что в пустыне он умрёт.
Растёт и произвол и самовольство:
«Теперь из года в год

костьми своими засевать пустыню
мы все обречены!
Святой земли нам не видать отныне.
За что? Зачем погибнуть мы должны»?
И вот левит Корей с тремя друзьями –
его друзья Дафнан и Авирон
с Авнаном покусились на закон:
«Святой не только ты – мы святы сами, –
сказал пророку он, –

Господь наш пребывает средь народа.
Не только с вами Он!
Израилю дарована свобода!
Чем лучше нас твой братец Аарон»?
Услышав это, отвечал Корею
седой и умудрённый Моисей:
«Решится всё у скинии дверей –
Господь рассудит кто из нас святее,
и кто Ему нужней.

Наутро вы кадильницы возьмёте.
Всех, что за вас стоят,
с кадильницами к скинии сведёте,
я знаю, всех вас двести пятьдесят.
Воскурим перед Господом куренья,
и тотчас же увидит весь народ,
кого Господь в святые изберёт!
Но, не дождутся те из вас прощенья,
кто к месту не придёт.

Неужто мало вам, что Сам Всевышний
Левитов отделил,
служить привёл в священное жилище,
вам скинию и службы поручил,
к себе приблизив Левия потомство3?
Но ломитесь вы в замкнутую дверь –
священства домогаетесь теперь!
Простит ли Бог такое вероломство?
Свой гнев, Корей, умерь!

Пусть общество твоё с тобою вместе,
как сказано, придёт,
у скинии собрания совместно
в кадильницах курения зажжёт».
И вот настало утро. День великий
над станом величаво засиял.
У скинии Корей своих собрал –
начальников разгневанные лики
в них Моисей узнал.

Однако не пришли на испытанье
Дафнан и Авирон.
Авнан отверг пророка пожеланье –
на встречу с Богом не явился он.
У скинии бурлит толпа людская.
Волненье, нетерпение и страх.
У всех Господне имя на устах.
А солнце самоцветы высекает
на утренних горах.

И вот Господня слава появилась
у скинии дверей.
И тишина на поле воцарилась.
Господь сказал пророку: «Моисей,
Вы с Аароном в сторону уйдите,
Я общество сие не потерплю
и в миг его до корня истреблю.
Я за гордыню должен поразить их»!
«О, Господи! Молю

не поражай всё общество, ведь грешен
один лишь человек! –
вскричал пророк, – Останусь безутешен
от гнева Твоего на целый век!
И пали перед Богом, умоляя
Его, и Моисей и Аарон:
«Народ ведь не нарушил Твой закон,
гордыни разъедающей не знает
и не приемлет он»!

И Бог сказал пророку Моисею:
«Тогда скажи своим:
народ сей не сгублю и пожалею,
но нет спасенья неуёмным, им,
кто на святое право поднял голос.
Пусть люди от жилищ их отойдут.
Завистники там смерть свою найдут,
а с остальных не упадёт и волос.
Ужасным будет суд»!

И отошли по слову Моисея
все люди от шатров
заносчивых сторонников Корея.
И объявил пророк, без лишних слов:
«Узнаете сейчас – я послан Богом
чтоб направлять народ в его пути,
чтоб вас по слову Господа вести.
Не произвольно выбрал я дорогу –
с неё мне не сойти.

И если здесь увидите вы чудо,
то знайте лишь одно:
наказаны ужасной смертью будут,
кто поступает подло и грешно».
И от шатров Корея, Авирона,
Дафнана и Авнана отошли,
как от злосчастной, проклятой земли.
И тотчас, нарастая неуклонно,
родившийся вдали,

взорвался жуткий гром над небом стана,
и вздрогнули пески,
и задрожали дрожью непрестанной,
и скот взревел от страха и тоски.
И вот земля под синими шатрами
разверзлась и в пучину унесла
Кореевых приспешников тела –
погибли все в ужасной этой драме,
всех в землю унесла

Господня воля, гнев Его безмерный.
И молвил Моисей:
«Так наказал Господь рукою верной
сиих, презревших Господа людей»!
И побежали все израильтяне,
что видели как грешников Господь
с лица земли убрал живую плоть,
и испугались Божьей кары сами:
«Как нам бы не пришлось

уйти под землю в этом страшном месте»!
Но гнев не укрощён –
И поразил Господь огнём всех вместе
мужей, кто был гордыней заражён.
И двести пятьдесят кадильниц медных
взорвались поедающим огнём,
и заживо, вопя, сгорели в нём
все двести пятьдесят мужей зловредных
пылающим костром.

Смерть Корея и его приспешников

Кадильницы их смертью освятились.
Разбитые в листы,
они покровом медным обратились
для жертвенника – памяти мосты:
чтоб впредь не смел никто из посторонних
пред Господом куренье приносить,
не из левитов Господу служить
и нарушать заветные законы,
в разладе с Богом жить.

А утром солнце вновь пустыню греет,
сияет небосвод.
И Аарона с братом Моисеем
винят, что уничтожили народ.
Всё общество к ним грозно подступило:
«Народ Господень умертвили вы,
не жить вам, не сносить вам головы,
терпеть такое нет нам больше силы.
Вам не бывать в живых»!

Но облако тут скинию покрыло
Господь провозгласил:
«Народ на Бога ропщет с новой силой,
он гибели позорной заслужил.
Я погублю его в одно мгновенье!
И только с Аароном Моисей
останутся по милости Моей
в живых в годину жуткого свершенья,
одни из сих людей»!

И пали перед Господом с мольбою.
И Моисей сказал:
«Спеши, мой брат, так решено судьбою,
чтоб ты народ злокозненный спасал.
И Аарон, по слову Моисея,
в кадильнице курение возжёг
и в общество людей в короткий срок
домчался, сострадая и жалея.
И обществу помог.4

Ведь там уже вершилось пораженье.
Меж мёртвых и живых
священник Аарон кадил куреньем,
и Божий гнев умерился и стих.
И отступила смерть, ушла из стана,
оставив горы трупов на песке.
А Моисей рыдал невдалеке
и славил имя Божье неустанно
в мучительной тоске.

Почти пятнадцать тысяч поражённых –
таков итог тех дней.
И сотни тысяч заново рождённых,
которых спас от смерти Моисей,
священника пославший с фимиамом,
чтоб тот его пред Богом воскурил
и тем народ от смерти оградил.
И в этот час, час судьбоносный самый,
он верил и любил.
***********************************

Примечание:

1. Кадес – местность вблизи южных границ Ханаана;
2. В книге Числа (гл.15) описаны повеления Господа, данные через Моисея о хлебном приношении и вине для возлияния вместе с всесожжением и мирной жертвой др. В гл.18 – обязанности и права левитов. В гл 19 – порядок очищения пеплом рыжей телицы осквернённого от прикосновения к мёртвому телу;
3. Из колена Левия были и Аарон – первосвященник и сам Моисей, брат его (на три года младше);
4. Это наглядное подтверждение богодарованного через Моисея закона, по которому воскурять перед Господом могли только лица, избранные на служение Ему. Принесенное чужими руками, курение фимиама сопровождалось гибелью, а принесенное законно посвящённым лицом– спасением людей. Первосвященник Аарон, заступивший народ, может быть рассматриваем как прообраз великого Первосвященника, ходатая людей перед Богом.

Моисей. Глава 36

Расцветший жезл Ааронов подтвердил его право быть главою колена Левиина.

И к скинии печально возвратился
скорбящий Аарон.
Пред Богом неустанно он молился –
просил простить нарушивших закон.
И вот Господь пророку молвил слово,
чтоб тот собрал у скинии дверей
от всех колен Израильских вождей,
двенадцать жезлов сдать ему готовых.
Не ведал Моисей

зачем ему такое повеленье
давал Господь в тот час,
но он без колебаний и сомненья
Господень чётко выполнил приказ.
На каждом жезле следовало имя
начальника колена написать.
И должен каждый жезл родной узнать –
они ведь столько лет ходили с ними –
дорог не сосчитать!

На Левиином жезле непременно
нарезать «Аарон».
Один ведь жезл быть должен от колена –
старейшина и князь Левитов он.
Господь велел все жезлы – все двенадцать,
перед святым ковчегом положить
и в скинию собраний не входить,
в молитвах и посте утра дождаться
и Бога не гневить.

Господь сказал пророку Моисею:
«Кого Я изберу,
узнаете – цветами Я усею
сухое древо завтра поутру.
Сынов Израилевых успокою,
чтоб не роптали с завтрашнего дня
ни на священников, ни на Меня,
чтоб жили скромно, в мире и покое,
как дружная семья»!

И утро долгожданное настало.
Поднялся Моисей,
двенадцать жезлов у ковчега взял он
и вышел к людям с ношею своей.
И Ааронов жезл расцвёл цветами,
и листьями и крупным миндалём –
Господня воля проявилась в нём.
Он стал ответом в многолетней драме,
терзающей огнём

сердца князей влиятельных и смелых:
Священен Аарон!
Ему Своё Господь доверил дело –
меж Богом и людьми отныне он.
И повелел Господь жезл Аарона
перед ковчегом в скинии хранить,
чтоб ропот непокорных прекратить –
знамение Господнего закона,
связующая нить.

Как повелел Господь, пророк и сделал.
И чудо из чудес,
перед ковчегом весь в наряде белом,
лежит расцветший Ааронов жезл.

Жезл Аарона

Моисей. Глава 37

Стан Израиля в Кадесе; Смерть Мариами; Чудесное извлечение воды из скалы; Едом отказал Израилю в пропуске через свою территорию; Смерть Аарона на горе Ор; Заместитель Аарона его сын Елиазар.

В пустыне Кадес стан разбит обширный.
Безводье и жара.
И беды и невзгоды в жизни мирной
с народом от утра и до утра.
Здесь Мариамь года не пожалели –
приют последний тут она нашла
и к праотцам в пустыне отошла.
Для братьев Аарона с Моисеем
она, как мать была.

Но горевать не долго дали братьям:
народ роптал опять:
«Воды в пустыне этой негде взять нам,
зачем вы привели нас в эту падь?
Зачем вы из Египта в эти дали
нас вывели и завели сюда
в негодные и гиблые места?
О, лучше бы пред Господом мы пали,
чем горькая беда!

Зачем вы наше общество Господне
на гибель обрекли?
Здесь нет воды, здесь гибнет скот голодный,
здесь нет плодов, деревьев и земли»!
И к скинии немедля обратились
священник Аарон и Моисей:
«О, Господи, народ Свой пожалей,
воды нам дай, – Ему они молились, –
прости грехи людей»!

«Возьми свой верный жезл и с Аароном
всех собери к скале, –
сказал Господь, – пусть общество у склона
крутой горы на выжженной земле
увидит славу Господа и силу:
на их глазах к скале ты подойдёшь,
из камня воду словом изведёшь –
не даст Господь свести народ в могилу,
а ты народный вождь»!

И утром у скалы народ толпится,
рокочет и бурлит.
Мечтают видеть воду и напиться,
мысль о воде во все сердца стучит.
И Моисей тогда сказал народу:
«Что ропщите, упрямые, на нас?
Спасём Израиль и на этот раз.
Из сей скалы нам не извлечь ли воду,
желанную для вас»?

И жезлом он в скалу ударил дважды.
И треснула скала.
И Божье чудо тут увидел каждый:
вода, бурля и пенясь, потекла,
залила пустошь радостным потоком,
заполнила ложбины из камней…
Как дети, люди упивались ей
и наслаждались непрерывным током
воды немало дней.

А Моисею с братом Аароном
Господь тогда сказал:
«Вы ревностно блюли Мои законы,
но Аарон – священник Мой, устал.
Десятки лет своею дружной парой
ведёте вы и учите народ
в пустыне, средь лишений и невзгод,
но люди вы, и оба стали стары
и дух ваш устаёт.

Израильский народ силён и молод.
Его вам не сдержать.
В молитве и в бою, в жару и холод
должны им молодые управлять.
И Мне не веря, ты в скалу ударил.
Я святость пред народом не явил –
по слову воду людям не излил.
Ты словно жезлом течь её заставил,
Меня не испросив.

За это здесь в пустыне вы умрёте.
Израильский народ
вы в землю, что даю Я, не введёте.
И Мой народ без вас в неё войдёт»!
А воду эту назовут «Мерива»,1
когда народ на Господа роптал,
когда от жажды лютой погибал
а им Господь Бог долготерпеливый
из камня воду дал.

Но в Ханаан должны идти Евреи.
Из Кадеса послы
в те дни по порученью Моисея
к царю Едома2 с просьбою пошли.
И Моисей просил царя как брата
Израиля (ведь предок - Авраам)
позволить перейти на Ханаан
его землёй, дорогами богатой.
Он обещал, что сам

и проследит и верно обеспечит,
чтобы народ не мог
в пути сквозь Идумею после встречи
на волос отклоняться от дорог:
«Полей и виноградников не тронем,
колодезной воды не станем пить.
Благоволи народ сей пропустить»!
Но царь Едомский – старый, хитрый воин,
сказал: «Тому не быть»!

И выступил с мечом, рукою сильной
дорогу пересёк.
И встал Израиль и равниной пыльной
пошёл в обход Едома на восток.
Господь ведь не велел Израильтянам
сынов Исава в битве покорять
и землю их в Сеире воевать.
И помня это, в долгом, беспрестанном
пути они опять.

И вот вдали под знойным небом ярким
синеют цепи гор.
В долине Араба, порой нежаркой
разбили стан свой под горою Ор.3
Не мало лет пророку Моисею.
Состарился священник Аарон.
И вот его последний перегон:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.