Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моисей. Глава 42 7 страница



сто двадцать три, о прошлом не жалея,
прожил на свете он.

Господь сказал пророку в этом месте:
«Пусть Аарон взойдёт
на гору Ор с тобой и сыном вместе –
Елеазара пусть с собой возьмёт.
Закончатся на том его невзгоды.
Он в землю, что даю Я, не войдёт
за непокорность у Меривских вод,
и приложиться к своему народу
пришёл его черёд.

Там с Аарона снимешь ты одежды
И пусть Елеазар,
как Аарон служил народу прежде,
отныне служит. Он ещё не стар.
В священные одежды облачённый,
при скинии собрания свой пост,
пусть он блюдёт, как поколений мост,
пред Господом навеки освящённый,
не лёгок и не прост».

И сделал Моисей по слову Бога
у стана на виду:
с ним Аарон в последнюю дорогу
пошёл навстречу Божьему суду.
Там, на горе, под небосводом ясным
пророк одежды с Аарона снял
и их Елеазару передал.
И умер старец чистый и прекрасный.
Смертельно он устал.

А Моисей и с ним священник новый
с горы спустились в стан.
И обществу не сказано ни слова.
Печаль легла на души, как туман.
И тридцать дней по древнему закону
обширный дом Израилев рыдал
и первого левита поминал –
оплакивал кончину Аарона
под сенью мрачных скал.
******************************

Примечание:

1. Мерива или Мериба означает: ссора, распря;
2. Едом – царь Идумеи – земли, которую Господь дал потомкам Исава;
3. Многие комментаторы считают, что гора Ор это нынешняя Джебель Неби Харун, расположенная в долине Араба, вблизи горного хребта Сеир. На ней в маленькой ложбинке под одиноким кипарисом и находится, согласно преданию, место смерти Аарона.

Моисей. Глава 38

Наказание Израиля ядовитыми змеями, исцеление через взгляд на медного змея; Продвижение Израиля; песнь при колодце;Израиль покоряет Сигона Аморрейского и Ога, царя Васанского.

На юге Ханаана, царь Арада 1
решил остановить
сынов Израиля и стать преградой
на их пути, мечом их поразить.
И дал Израиль Господу обет свой:
"Предашь их в наши руки и тогда
заклятью предадим их города!
И сгинут от меча и всяких бедствий –
забвенье навсегда».

Сынов Израильских Господь услышал
и предал им врага.
И враг повергнут. О победе пишет
святая Моисеева рука.
Заклятье наложил на Хананеев,
как обещал Израильский народ.
И вот, никто сейчас там не живёт,
Арада нет, над Хормой 2 ветер веет
и песнь свою поёт.

И вот они пошли в обход Едома
К Чермному морю вновь.
И снова им пустыня вместо дома.
И быт народа скуден и суров.
И духом пали многие в дороге.
И против Бога начали роптать,
и Моисею молвили опять:
«У той земли мы были на пороге,
но снова умирать

ты нас ведёшь. Нет ни воды, ни хлеба,
от манны нас тошнит.
Зачем нам погибать под этим небом?
Зачем сюда мы из дому ушли»?
И вот Господь разгневан этим стоном.
И на Израиль Он рукой своей
наслал ужасных, ядовитых змей.
И змеи поражали неуклонно
бунтующих людей.

И в страхе прибежали к Моисею:
«Пусть нас Господь простит,
грешны мы, пусть Господь нас пожалеет,
моли за весь народ Его, проси»!
И Моисей, как прежде, помолился:
«Прости, Господь народ Свой и спаси,
змей ядовитых удали с пути –
ведь вещий Твой завет почти что сбылся,
и старцам не уйти

из этих мест к земле обетованной,
они навеки тут.
И каждый, кто ползучим гадом ранен,
нашёл в песках последний свой приют».
И Бог сказал пророку Моисею:
«Из красной меди змея ты отлей
и водрузи на знамя средь людей.
И тот, кто с верой поглядит на змея,
тот милостью Моей

не сгинет от укуса и от яда,
останется в живых.
И одного лишь искреннего взгляда
достаточно для исцеленья их».
И сделал Моисей по слову Бога:
на знамени средь стана медный змей 3,
как милость Божья, лечит всех людей,
кто был ужален змеями в дороге
и обратился к ней.

Медный змей

И снова в путь зовёт Господь Израиль.
На северо-восток
Он снова их пустынею направил
старейшей из проторенных дорог 4.
Салмон, Пунон – такие переходы
Израильтян к Овофу привели
в обход Едома вражеской земли.
Но нет покоя древнему народу –
в дальнейший путь пошли

к Ийе-Авариму, а потом долиной
на Ар-Моав 5, где стан
поставили. Здесь белый свет покинул
последний из седых Израильтян.
Из тех, что вышли вместе с Моисеем
из плена тридцать девять лет назад,
кто так хотел увидеть райский сад
земли, что обещал Господь Евреям.
И вот угас их взгляд.

Их милости Своей не удосужил
Господь за их дела.
Рождённым в рабстве воли свет не нужен,
привычней им сносить вериги зла.
И вот сыны Израиля на Бэер6,
оплакав мёртвых, с Богом поднялись.
И Моисею в верности клялись,
и Господу душою каждый верен –
Господь дарует жизнь.

Вокруг колодца Бэер – стан обширный.
Здесь скиния стоит.
И в час покоя, в час работы мирной
Израиль Господа благодарит.
И песнь воспел народ во славу Бога:
«Он воду нам в пустыне жаркой дал,
колодец наполнять не забывал,
Он жажду утоляет нам в дороге –
здесь пьют и стар и мал!

Колодец, наполняйся, пейте люди!
И чистая вода
пусть не иссякнет вечно и пребудет
в колодце Моисеевом всегда!
Его вожди народа с Моисеем
жезлами власти вырыли для нас.
Водой Израиль он поил не раз,
и вновь народ кочующих Евреев
Господь от жажды спас»!

И вот к большой горе под небом синим
В Моаве7 подошли.
К востоку Аравийская пустыня,
и Аммонитской8 каменной земли
граница перед ними пролегает.
На север им теперь дороги нет.
И в Есевон богатый свой привет
Израиль Аморреям посылает.
Но царь Сигон9 в ответ

на просьбу перейти его землёю
в заветный Ханаан,
пошёл на стан Израильский войною
и сгинул от меча Израильтян.
И овладел Израиль всей землёю,
что Аморреи древние в бою
под руку взяли крепкую свою,
Моавитян навеки упокоив.
Поныне песнь поют:

«О, Есевон – столица золотая!
Отсюда на войну
пошёл Сигон. От края и до края
Моавитян он покорил страну.
О, Хамоса10 народ погиб в огне ты!
И Ар-Моав и горный край Арнон –
всё захватил безжалостный Сигон.
Сыны Моава не увидят света:
всех уничтожил он.

Мы поразили стрелами Сигона.
Разрушен Есевон
от Нофы, близ Медеи, до Дивона.
Израиль полновластно воцарён
на всей земле разбитых Аморреев.
И Иазерский11 край и города
с селеньями, входящие туда,
теперь во власти войска Моисея.
Добыты без труда.

И снова повернув, пошли к Васану 12
Израиля сыны.
А царь Васанский Ог в Едрею 13, к стану,
повёл народ дорогою войны.
Но Бог сказал пророку Моисею:
«Не бойся Ога, ты увидишь сам,
что, как Сигона ранее, предам
с землёй, народом, всем, чем Ог владеет,
его твоим рукам.

Ты с ним поступишь точно, как с Сигоном,
что в Есевоне жил.
Все идолопоклонники законно
получат то, что каждый заслужил»!
И у Едреи длился бой кровавый.
Мечами и огнём поражена,
прекрасная Васанская страна
Израилем, под знаком Божьей славы,
она покорена.
********************************************

Примечания:

1. Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана;
2. Хорма – заклятие. Древнюю Хорму отождествляют с урочищем Ракхма на юго-восточной части Ханаана;
3. Медный змей, как непререкаемый памятник милости Божией, сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии; Езекия, заметив склонность народа к языческому обожанию памятника, приказал его уничтожить;
4. Пройдя с запада на восток в обход гор Едома (Идумеи), Израильтяне поворачивают к северо-востоку, по направлению к моавитским долинам, идя, предположительно, той самой дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск;
5. К Ар-Моаву Израильтяне шли долиной Заред. Здесь (Второзаконие, гл.2) умерли последние Израильтяне из того поколения, которое было обречено на смерть в пустыне;
6. Бэер – колодец – одна из последних остановок Израильтян во время их сорокалетнего странствования по пустыне;
7. Моав – страна, находящаяся на востоке, близ Мёртвого моря по обеим сторонам потока Арнон. Родоначальником Моавитян был Моав – сын старшей дочери Лота. Моавитяне были строго наказаны Господом за плохое обращение с израильтянами и приверженность идолопоклонству; В древние времена страна Моавитская была весьма плодородна, но сейчас это дикая пустыня;
8. Аммонитяне – сыны Аммона были потомками Бен-Ами – сына младшей дочери Лота. Они занимали гористые местности Галаада между потоками Арнон и Иавок;
9. Сигон – (великий, сильный) – царь Аморрейский, лишившийся своих владений вследствие отказа Евреям в пропуске в Ханаан через его территорию. Сам Сигон в битве был убит. Его столица Евон была повержена, а земля разделена между Израильтянами;
10. Хамос – (огонь, пламя) – название Маовитского идола. Он называется Моавитской мерзостью, подобно тому, как Молох считается мерзостью Аммонитской. Считают, что Хамос представлял собой планету Марс; Поклонники Хамоса - Моавитяне именуются в Книге народом Хамоса;
11. Иазер – (утоптанное место) – южная граница Моавитской земли. Славился виноградниками и плодородными долинами;
12. Васан – (песчанный, мягкий) – холмистая область к востоку от Иордана. В древности славилась могучими дубами, богатыми пастбищами и прекрасными породами крупного рогатого скота. Во времена Моисея управлялась царём Огом;
13. Едрея – город в Васане при котором был Израильтянами разбит наголову напавший на них Ог со своим войском; Местность эта в древние времена была удивительно красивой, она отличалась живописными видами, напоминающими собой красивейшие пейзажи Европейских стран. Сейчас места эти, во исполнение пророчества Божия, находятся в запустении и упадке.

Моисей. Глава 39

Валак, царь Моавитский приводит Валаама, чтобы проклясть Израиль, расположенный в долине Моавитской; Ослица Валаама и Ангел Господень.

При Иордане, у Иерихона
кипит огромный стан:
под небом необъятным и бездонным
несметные шатры Израильтян.
И на равнинах древнего Моава
Израиль у народов на устах.
Царей обуревает жуткий страх.
Израильских побед недавних слава
и Аморреев крах

покоя не дают царю Валаку 1
И он к себе призвал
старейшин Мадиамских 2, и со страхом
им про Израиль грозный рассказал:
«Они в Моаве царства сокрушают.
Народ сей, что сюда явился вдруг,
свободно покоряет всё вокруг,
как вол траву на поле поедает –
Моав ему, что луг»!

И вот послал послов он к Валааму, 3
велел его позвать.
Послы ушли в Пефор
4, к Евфрату прямо,
провидцу эту просьбу передать.
«Итак, приди и прокляни Евреев, –
просил Валак, – не то погибнем все,
они съедят Моав во всей красе,
травинки на полях не пожалеют
на утренней росе.5

Их множества, я сам их не осилю.
Приди и прокляни.
Я лишь тогда возьму над ними силу,
когда пребудут прокляты они.6
Благословен, кого благословляешь,
и проклят тот, кого ты проклянёшь.
В моей земле награду ты найдёшь.
За волхование, что пожелаешь,
В Пефор к себе возьмёшь»!

И Валаам тогда ответил мудро
встревоженным послам:
«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,
что скажет мне Господь – вам передам».
И Бог, явившись ночью к Валааму,
сказал ему: «Ты с ними не ходи.
Народу Моему не навреди.
Благословен народ. Потомкам Хама
не сбить его с пути»!

Поутру Валаам князьям поведал,
что Бог ему сказал
и свой отказ Валаку он передал.
Но царь Валак других послов прислал.
Послы сулят несметные богатства.
И золотом своим и серебром,
и дорогим изысканным добром,
в знак уваженья, по законам братства,
сулят наполнить дом.

И снова Валаам ответил мудрый
вновь присланным послам:
«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,
что скажет мне Господь – вам передам».
И Валааму ночью Бог явился
и запретил Израиль проклинать.
Лишь то велел Господь ему сказать,
что повелит. На утро согласился
беседу продолжать

с послами из далёкого Моава
провидец Валаам.
Он им сказал: «Что золото и слава?
За Божью правду душу я отдам!
Я не могу Господни приказанья
нарушить в малом, исказить в большом,
и сразу заявляю вам о том.
Не в силах я по своему желанью
проклясть Евреев дом.

К царю Валаку я в Моав поеду,
но честно говорю –
лишь то могу я делать, зреть и ведать,
что Господу угодно – не царю»!
И сел провидец на свою ослицу.
Она его надёжный старый друг.
С собою взял двоих покорных слуг –
надёжные, проверенные лица.
И в дальний путь – на юг,

в Моав, к Валаку проклинать Израиль
пустился налегке.
Но гнев Господень Ангела направил
ему навстречу. И с мечом в руке
встал Ангел Божий на его дороге
и преградил к Моаву верный путь.
Пришлось ослице в сторону свернуть.
Сойдя с дороги, замерла в тревоге –
сковала сердце жуть.

А Валаам так мыслями наполнен
о Боге и судьбе,
так важностью призвания исполнен,
что Ангела не видит – весь в себе.
И хлещет неповинную ослицу,
пытаясь на дорогу воротить,
князьям из Модиама угодить –
продолжить путь намеченный стремится,
в Моав к утру прибыть.

Ослица в виноградник повернула.
Вновь Ангел перед ней.
Она к стене испуганно прильнула,
а страх её теперь ещё сильней.
И ногу Валаама к винограду
прижала так, что боль её свела.
Он бил ослицу, и она пошла
в теснину, что была с дорогой рядом
и там под ним легла.

А Валаам разгневан до предела.
Он стал ослицу бить.
И тут ослица речью овладела –
по воле Бога стала говорить:
«Что бьёшь меня? Не я ль тебя носила
с начала до сего лихого дня?
За что же истязаешь ты меня?
За то, что я беду предотвратила,
ты бьёшь меня кляня»?

Валаам и Ангел

И тут открылись очи звездочёта.
Господь ему помог.
И Ангела с мечом увидел: вот он
стоит пред ним в скрещении дорог.
И пал старик пред Ангелом на землю,
склонился, как пред Господом самим.
Не зная, как Господь поступит с ним,
он слову Ангела и Бога внемлет,
предчувствием томим:

«За что ты бьёшь невинную ослицу?
Хозяина любя,
она не смела не остановиться,
чтоб от сего меча спасти тебя!
Твой путь в Моав не прав передо Мною,
и Я пришёл тебя остановить.
И мог бы здесь тебя Я погубить,
ослицу же оставил бы живою»!
И кончил говорить.

«Я согрешил. Не знал, что на дороге
стоишь Ты предо мной!
Скажи – и в раскаянье и тревоге,
сейчас же возвращусь к себе домой».
Но Ангел так ответил Валааму:
«В твоём возврате нет большой нужды.
Езжай с князьями. В этом нет беды,
но станешь говорить, вещун упрямый,
лишь то, что слышишь ты

в заветном волховании от Бога.
Слова, что Я скажу
из уст твоих тогда сорваться могут,
и только те, что в них тебе вложу».
И вот в Моав отправился дорогой
притихший, вдохновлённый Валаам.
Валак ему навстречу вышел сам
к Арнону. Месяц однорогий
их встречу видел там.

Провидца царь Валак упрёком встретил:
«Зачем ко мне не шёл?
Неужто не могу тебя приветить,
чтоб здесь почёт и золото нашёл»?
И Валаам царю ответил строго:
«Я здесь теперь, чтоб правду передать.
Могу ли от себя тебе сказать?
В мои уста слова идут от Бога.
Ты должен это знать»!

И в Кириаф-Хуцов 7 повёл провидца
встревоженный Валак.
И утра ждёт. В ночи ему не спится
Какой Ваал подаст поутру знак?
Чуть свет к себе призвал он Валаама.
Лишь солнце осветило небосвод,
с вершин крутых Вааловых высот 8
увидел Валаам в долинах прямо
Израилев народ.
**************************************

Примечания:

1. Валак – сын Сепфора, царь Моавитский. В союзе с Мадианитянами призвал из Месопотамии Валаама для проклятия Евреев;
2. Мадианитяне, земля Мадиамская – пустынная местность вокруг восточной части Чермного моря, населённая (как полагают) потомками Мадиама – четвёртого сына Авраама и Хеттуры. Мадианитяне были народом кочующим и располагали замечательными стадами верблюдов. В их владениях скрывался от фараона Моисей. Здесь он женился на Сепфоре – дочери священника Мадиамского Иофора и жил здесь сорок лет, пася стада своего тестя; За враждебное отношение к Евреям в дни, описываемые в этой главе, Мадианитяне были жестоко наказаны – почти полностью истреблены;
3. Валаам – прорицатель, который не был обыкновенным языческим волхвом и кудесником. Это была несомненно богато одарённая натура, способная возвыситься до понимания истинного Бога и до уразумения Его голоса. Валаам жил и действовал в Месопотамии, там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселялись потомки Сима, где особенно были распространены науки. В церковных песнопениях Валаам называется звездочётцем, а волхвы, пришедшие по указанию чудесной звезды поклониться родившемуся в Вифлиеме Христу, - учениками волхва Валаама. Только тяга к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божиим;
4. Пефор – (истолкование снов) – город или местность при Евфрате в Месопотамии. Настоящее его положение не известно;
5. Местные князья испытывали страх перед нашествием евреев, полагая, что они обрекут на голод их народы. Властители Моава не знали, что евреи питаются манной и не нуждаются в плодах их земли;
6. Древний обычай магического воздействия на противника сохранялся в практике некоторых народов ещё многие века после описываемых событий;
7. Кириаф-Хуцов – (город улиц) – местность в земле Моавитской, где Валак и Валаам приносили жертву. Из контекста видно, что город этот находился недалеко от Бамоф-Ваала. Некоторые исследователи считают, что это современный Кериот, лежащий при подошве горы Аттара;
8. «Высоты Ваала» считают тождественными с Вамофом («Жертвенник Ваала»), находившемся на горной возвышенности близ Дивона

Моисей. Глава 40

Валаам дважды благословляет Израиль, вместо того, чтобы проклясть его.ятия.

И Валаам сказал в тот день Валаку:
«Здесь на горе крутой
семь жертвенников под прикрытьем мрака
наутро ты для Господа построй.
И приготовь мне семь тельцов и овнов 1.
С тобой мы Богу жертвы вознесём,
и здесь на всесожжении твоём
на месте и возвышенном и ровном
спрошу о деле сём

я Господа. Его быть может встречу,
и что откроет Он,
скажу тебе, и вдохновенной речью
тут на горе ты будешь награждён».
И вот от дыма жертвенников пышных
ушёл, волнуясь, в гору Валаам,
и Бога у скалы он встретил там.
И дал тогда Господь, без просьб излишних,
слова его устам.

И Валаам неспешно возвратился
к Валаку и князьям.
И с притчей к ним своею обратился.
И так сказал провидец Валаам:
«От гор восточных на холмы Дивона 2
меня призвал Иакова проклясть,
накликать на Израиля напасть
Моавский царь Валак. Свои законы,
владения и власть

он от пришельцев оградить желает.
Но как их прокляну,
когда их сам Господь не проклинает!?
Как в зло их с головою окуну,
когда Господь того не допускает?!
С вершины скал я вижу сей народ:
отдельно от народов он живёт,
числа его, как звёзд, никто не знает
и всуе не сочтёт!

И да умрёт душа моя живая
от подлости чиста.
И пусть свою кончину я познаю
такой же, как у них в свои лета»!
Тогда Валак воскликнул недовольно:
«Ты что же это делаешь со мной?
Мой лютый враг благословён тобой.
Его ты превозносишь своевольно,
как символ дорогой!

Я взял тебя проклясть врагов Моава,
а не благословлять»!
Ответил Валаам: «Мы оба правы,
но мог ли против Господа сказать?
Слова, что Бог в уста мои влагает,
я говорю – других не знаю я
и в том вина, конечно, не моя,
что царь Валак от этих слов страдает
в родных своих краях».

И на другую гору Валаама
отводит царь Валак.
Там, под горой Фасги3, лежат, как в раме,
в долине горной на семи ветрах
три стана – четверть воинства Евреев.
«Ты этих мне отсюда проклянёшь, –
сказал Валак, – потом со мной пойдёшь.
Награды для тебя не пожалею.
Что хочешь – то возьмёшь».

И вот на месте стражей учредили
семь жертвенников вновь.
На них тельцов и овнов возложили
и вознесли, сточив по чину кровь.
И вновь от дыма жертвенников пышных
ушёл на встречу с Богом Валаам,
и Бога у скалы он встретил там.
И снова дал Господь, без просьб излишних,
слова его устам.

И Валаам неспешно возвратился
к Валаку и князьям.
И с притчей к ним своей он обратился.
И так сказал провидец Валаам:
«Валак, Сепфоров сын, меня послушай.
Господь не человек – Ему ли лгать?
Ему ль своим заветам изменять?
Что скажет, Он вовеки не нарушит –
всё станет исполнять!

Благословлять я начал вслед за Богом.
Ведь Он благословил!
И люди изменить сего не могут –
ни у кого на то не хватит сил!
В Иакове сейчас не видно бедствий,
несчастий нет в Израиля сынах.
Господь с народом сим во всех делах.
С ним трубный царский звук 4, он с Богом вместе
врагов сотрёт во прах.

Их из Египта вывел Бог однажды,
избавиться помог
от рабства, и теперь народ отважный –
стремительный в пути единорог 5!
Нет волшебства в Иакове смиренном.
В Израиле не видно ворожбы 6.
Они душой пред Господом правы.
Господь им помогает неизменно,
и в Нём они живы.

Как лев и львица сей народ могучий:
проснувшись, не уснёт,
покуда в поле, иль на горных кручах
кровавую добычу не возьмёт»!
«О! Прекрати! – воскликнул поражённый,
напуганный той притчею Валак, –
Проклясть не можешь – не волхвуй никак!
Уйдём отсюда на другие склоны.
Теперь поступим так:

взойдём с тобой на самый верх Фегора 7,
С него в пустыню вид.
Под той горой, раскинувшись, как море,
Еврейский стан со скинией лежит.
И если Богу будет то угодно,
Израиль ты с Фегора проклянёшь
и на него несчастья навлечёшь.
Потом в Пефор, богатый и свободный,
к себе домой пойдёшь.

И вот к утру семь жертвенников новых
затеплили огни.
И царь Валак провидца просит снова:
«На этот раз Израиль прокляни»!
«Лишь то скажу, что Бог в уста мне вложит, –
царю ответил снова Валаам, –
Нам не дано мешать Его делам!
Я понимаю, что тебя тревожит,
но Он решает Сам»!
****************************
1. Число семь считалось священным у многих народов Востока;
2. Дивон – Моавитский город на границе с Аммонитянами, неподалеку от Мёртвого моря;
3. Место стражей на горе Фасги – вероятно сторожевой военный пост;
4. «Трубный царский звук» - т.е. Израилю принадлежит господственное положение среди
других племён и народов;
5. «Единорог», по евр. Реем – дикий бык;
6. Всё, что было, есть и будет крепкого, великого и славного в Израиле, - является
не плодом волхований, а действием божественной близости Иеговы в отношении
Своего избранного народа;
7. Фегор – горная возвышенность близ Фасги.

Моисей. Глава 41

Валаам в третий раз благословляет Израиля; его видения.

Скалистою грядою над пустыней
раскинулся Фегор.
Отсюда Валаам под небом синим
увидел весь открывшийся простор.
И там, внизу, насколько видно глазу,
стоит Израиль в множестве своём.
И Божий Дух увидел он на нём
И стало Валааму ясно сразу:
«Он Господом ведом»!

И произнёс он притчу для Валака
и бывших с ним князей:
«С небес Господь мне посылает знаки,
виденья и слова для всех людей:
шатры Израиля, его народа
прекрасны, как долины при реке,
роскошны, как сады невдалеке
от чистых рек больших и полноводных –
оазис на песке.

Из вёдр его вода бурля прольётся,
и семя у него
великою волною разольётся 1,
и царствие возвысится его.
Он из Египта выведен однажды –
из рабства Бог уйти ему помог.
Молниеносен, как единорог,
врагов своих разит народ отважный.
Он в рабстве выжить смог.

И вот возлёг он, словно лев и львица.
Поднимет кто его?
Его благословит – благословится,
кто проклянёт – проклятье на него»!
Валак разгневан притчей Валаама:
«Врага благословляешь в третий раз!
Не смог проклясть ни раньше, ни сейчас!
Беги же от бесчестия и срама –
прошёл твой звёздный час»!

Но Валаам Валаку так ответил:
«Я говорил послам,
что не посмею ни за что на свете
по произволу ни добра, ни зла
желать без повеления Господня.
Что Бог велит – то стану говорить.
И то скажу, что станет Он вершить.
Всю правду здесь узнаешь ты сегодня,
с ней будешь жить»!

И вот Валаку и царям союзным
он притчу рассказал.
Она легла на души мёртвым грузом.
Слова её Господь для них послал:
«Я Валаам – провидец, сын Веоров,
кто Божье слово слышит в тишине,
виденья Божьи видящий во сне.
Я Божью правду зрю открытым взором 2,
что Бог поведал мне.

Его я вижу, но в дали туманной.
Иакова звезда
восходит над землёю Богом данной,
и жезл Израиля – знак мощи и суда 3.
Под корень он разит князей Моава
и сокрушает Сифовых сынов,
как грозный лев, свободный от оков.
Едома и Сеира гаснет слава.
Они в тисках врагов.

Но вновь свою Израиль явит силу,
и будет враг разбит.
Пришедший от Иакова в могилу
захватчиков сведёт и завершит
разгром всего, что враг не уничтожил».
Вот Амалика4 видит Валаам,
и говорит: «Ты не увидишь сам,
но царство, что ты создал и умножил –
всё предано мечам».

И Валаам сказал царю Кенеев 5:
«Пусть в скалах ты живёшь,
никто в гнездо твоё прийти не смеет,
но ты к Ассуру 6 в рабство попадёшь.
О, горе, горе всем, кто уцелеет,
когда Господь такое наведёт!
Но от Киттима 7 вновь беда придёт:
их корабли сомнут, не пожалеют
оставшийся народ.

Они смирят Ассура и Евера,
но гибель ждёт и их.
Их варвары погубят 8. Кровь и сера
вскипят на землях сердцу дорогих»!
И Валаам пошёл своей дорогой,
но не судьба ему прийти домой,
и путь он от меча закончил свой 9.
Ах, лучше б он Израиля не трогал
С крутой его судьбой!

**************************************

Примечание:

1. Символом богатства и плодородия является вода, как непременное условие обильного и мощного роста и развития;
2. Имеется в виду дар пророческого ясновидения Валаама;
3. В ближайшие времена имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей полноте, пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Это пророчество Церковь положила паремийным чтением на празднике Рождества Христова;
4. Амаликитяне – древнее ханаанское племя, кочевавшее между Егтптом и Палестиной;
5. Кенеи – древнее ханаанское племя, обитавшее в горах. Часть Кенеян через отчима Моисея Иофора, сблизилась с евреями и поселилась в Палестине. Другие Кенеяне сблизились с Амаликитянами и Мадианетянами;
6. Имеется в виду порабощение Израильтян, а вместе с ними и Кенеян, Ассирийцами;
7. Киттим – на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежье Средиземного моря. Это Македония, Греция, Италия. По уверению раввинов, Киттим (Хиттим) и Македония – одно и тоже. Таким образом, начало порабощения Ассура (собирательное имя азиатских монархий) Киттимом можно усматривать в завоевательных походах Александра Македонского. Впоследствие греческая гегемония на Востоке сменилась римской;
8. Римская власть в свой черёд пала под ударами варварских народов;
9. Валааму не суждено было возвратиться в Месопотамию, на родину. Его постигла смерть от меча евреев, как Божественное возмездие за коварный совет, об ассимиляции еврейского народа, данный им Валаку (Числа гл.25).

Моисей. Глава 42

Шли месяцы, и жил народ в Ситтиме 1,
в краю Моавитян.
Моавитянки чарами своими
пленяли молодых Израильтян.
И привлекали их к Ваал-Фегору 2
для оргий сладострастных в честь него,
для блуда и распутства одного.
Израиль молодой тем опозорил
Владыку своего.

И вот Господень гнев воспламенился
на ветреный народ.
Он в гневе к Моисею обратился:
«Пусть каждый изменивший Мне умрёт!
Повесить всех начальников народа,
кто жертвы приносил богам чужим,
кто идолам и демонам служил.
Пусть все висят с рассвета до захода,
кто Богу изменил.

Тогда лишь от народа отвратится
Господень ярый гнев»!
И Моисей велел поторопиться.
Он страшен был, как разъярённый лев.
Велел к деревьям отвести, под гору
всех, кто блудил в селениях чужих,
кто от обетов отошёл своих
и прикипел душой к Ваал-Фегору,
и там повесить их.

И вот Зимри 3 – потомок Симеонов
в стан женщину привёл.
Хазва4 жила в языческих законах.
Зимри её у капища нашёл.
А там сыны Израиля рыдают
у скинии распахнутых ворот,
но он в шатёр язычницу ведёт,
о гибели изменников не зная,
не ведая забот.

Тогда Финеес, сын Елиазара
поднял своё копьё.
Воскликнув: «Уничтожу эту пару!»,
направил вслед пришедшим остриё.
Потом пронзил и женщину и мужа,
в шатре его, когда они сошлись
и блудом в яркий полдень занялись.
И вихри смерти, что по стану кружит,
тотчас же улеглись.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.