Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Моисей. Глава 42 5 страница



И с той поры лицо его сияло,
и видел в том народ,
что Бог простил его и твёрдо знал он:
Господь среди Израиля идёт.
*********************************

Примечание:

1. см. текст и сноску к гл.12.

Моисей. Глава 26

Моисей призывает народ жертвовать нужное для святилища и священства; все жертвуют и охотно работают; Веселиил и Аголиав руководят работами и обучают других.

Собрал сынов Израиля однажды
под вечер Моисей,
и всем сказал: "Пускай узнает каждый,
что заповедал славою Своей
Господь наш Иегова на Синае.
Чтоб с Богом в сердце нам на свете жить,
мы скинию собранья учредить
должны немедля. План её я знаю
и должен всех просить

чтоб каждый добровольно, без сомненья
и веря и любя,
для Господа бы сделал приношенья
от всех своих домашних, от себя.
Пусть каждый по усердию поставит
и золото, и медь, и серебро
Чтоб скинию обстроить нам мудро,
цветную шерсть и кожи пусть доставят,
несут своё добро,

к светильникам елей и ароматы.
Священников одеть
для службы нам вполне достойно надо.
На их одежды не должны жалеть
мы оникса и камней для ефода1
к наперсникам2 священников камней
сюда несите из сумы своей:
ведь служба их опора для народа
в чреде нелёгких дней.

И пусть приходит каждый, сердцем мудрый
и, как Господь велит,
отпраздновав субботу, ранним утром
за труд берётся и дела творит:
для скинии столбы, покровы, брусья
из дерева заветного ситтим,
к столбам подножья и опоры к ним...
и тот, кто скажет: "За труды берусь я" –
Творцом благословим.3

Нам предстоит создать ковчег, светильник
с лампадами его.
Господь велит умелым, ловким, сильным
здесь проявить талант и мастерство
и выполнить все Божьи повеленья:
под хлебы предложенья сделать стол4
и вымостить узором гладкий пол,
и жертвенник создать для всесожженья.
Господь до нас довёл

веление Его об одеяньях
священников Своих,
которые служебные деянья
должны вершить в одеждах дорогих".
Так передал пророк все повеленья,
что дал Господь ему лишь одному,
его доверил сердцу и уму,
сынам Израиля – большому населенью,
подвластному ему.

По стану разошлись израильтяне –
все по своим шатрам.
назавтра, к Моисею утром ранним
пришёл народ, и людно стало там.
Они от сердца Господу в подарок –
для скинии собрания несли
сокровища египетской земли,5
Поток даров неистощим и ярок:
всё нужное нашли:

цветные ткани, золото и камни,
и медь, и серебро.
Для дома Божьего – мечты их давней,
несли они заветное добро.
Людской поток не иссякал неделю.
Гора даров безудержно росла.
И вот четыре тонны серебра6
и тонну золота скопить успели.
И начались дела.

Веселиил, сын Урии умелый
и с ним Аголиав
по слову Бога принялись за дело,
с левитами даренья разобрав.
Господь исполнил мудростью и чувством
Им избранных Израиля сынов,
вселил уменье, знание основ
и пониманье тонкого искусства,
к прекрасному любовь.

И женщин, мудрых сердцем и делами
к работам привлекли.
Те пряли шерсть, полотна ткали сами,
цвета дарили неба и земли.
И всех учили ставленники Божьи,
как пряжу прясть и отливать металл.
Всё мастерство, что им Господь послал,
с людьми делили, об одном тревожась:
всё сделать, как сказал

Господь там, на заоблачном Синае,
пророку своему.
Всё выполнить, как Бог того желает,
как ведомо Ему лишь одному.
А люди всё несут свои даренья,
хоть для устройства скинии всё есть
и лишнего добра уже не счесть,
вину свою загладить и сомненья
спешат, спасая честь.

И Моисей послал приказ по стану:
"Даренья прекратить"!
И вновь с утра все собирают манну,
и вновь спокойно люди стали жить.
И закипела дружная работа
в пустыне под горой. Рождался там
по слову Бога первый Божий храм:
сынам Израиля надежда и забота
со страхом пополам.

И вот уже готовы покрывала
и выполнен покров.
И брусьев заготовлено не мало,
и сам ковчег готов.
Всё в золоте. Сияют херувимы
на крышке, накрывающей ковчег.
Стол предложений, белый, точно снег,
из дерева священного ситтима.
Как золотой побег

светильник высится с шестью ветвями.
Его Веселиил
умелыми и мудрыми руками
из золотой отливки сотворил.
И жертвенник он сделал всесожженья
и для куренья жертвенник простой
с чеканною обкладкой золотой,
И умывальник сделал омовенья
с зеркальной полосой.

Наладил двор с завесами, столбами,
подножия отлил.
Шёл день за днём. Покончили с трудами
Аголиав и друг Веселиил.
Однако, ведь священные одежды
Господь велел священникам носить,
когда во славу Господа служить
они начнут. Значительней, чем прежде
теперь им надо быть.

И вот одежды яркие готовы:
наперсник и ефод,
сработанные там по Божью слову,
сияют, как лазурный небосвод.
Нагрудник тканный с нитью золотою
обложенный камнями – краше нет!
Ведь каждый драгоценный самоцвет,
украшенный заветною резьбою,
струит тепло и свет.

И в тех камнях, а было их двенадцать,
надежда и покой.
Там имена колен еврейских, братских
начертаны искусною рукой.
И вот уже закончены работы.
Всё, как Господь пророку повелел,
народ усердный выполнить сумел
искусно, точно, не забыв чего-то.
И отошёл от дел.

*********************************

Примечания:

1. Ефод – наплечие, верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона и шерсти голубого, пурпурного и червлённого цвета, соединённых на плечах;
2. Наперсник – нагрудник с двенадцатью различными драгоценными камнями, на которых были начертаны имёна двенадцати колен сынов Израилевых;
3. Подробности изготовления и устройства скинии собрания, её детали, все материалы, которые пошли на их изготовление, описаны в кн. Исход, гл.36-39;
4. Стол для хлебов предложения в Святилище был сделан из акации (ситтим) и обложен золотом. На столе находилось 12 хлебов, по числу колен Израилевых. Каждую субботу их заменяли новыми. Хлебы были пресными и по истечение недели принадлежали священникам, которые должны были есть их только в святом месте. Стол, на котором предлагались хлебы предложения находился рядом с завесой, закрывающей Святая святых;
5. Сокровища, которые подарили сынам Израилевым Египтяне во время выхода евреев из Египта;
6. Данные приведены в кн. Исход, гл.38 в древних мерах – талантах и сиклях;

Моисей. Глава 27

Моисей ставит скинию, освящает через помазание священников и приносит первые жертвы; Слава Божия наполнило скинию, облако накрыло её.

Уж ровно год скитаются Евреи
в отрогах синих гор.
И Бог сказал пророку Моисею,
чтоб тот поставил скинии шатёр
на главном месте средь большого стана
в тот день, когда начнётся новый год,
чтоб скинию собрания народ
в красе её увидел первозданной,
собравшись у ворот.

И Моисей с помощниками вместе
трудились, как могли:
завесами широкий двор обнесен,
шатёр устроен, как Господь велит.
Там за завесой – яркой и прекрасной,
поставлен откровения ковчег,
скрижали в нём светлы, как горный снег
их письмена, начертанные ясно,
хранят закон для всех.

Перед завесой, в первом помещенье
был установлен стол.
На нём двенадцать хлебов предложенья.
Светильник установлен там на пол.
На нём его лампады золотые.
На них в пучине быстротечных лет
зажжён впервые негасимый свет.
Его не заслонят огни другие –
святее в мире нет.

И жертвенник поставлен для куренья
перед ковчегом там.
И жертвенник большой для всесожженья
поставил Моисей у входа в храм.
И умывальник установлен медный.
На месте, где Господь определил,
там Моисей его установил.
Затем, помазав скинию елеем,
её он освятил.

И к скинии привёл он Аарона,
привёл сынов его.
И юношей, омыв, одел в хитоны,
затем омыл и брата своего,
облёк его в священные одежды,
помазал их елеем, освятил
и в вечное священство посвятил
во все их роды с верой и надеждой,
как сам Господь решил.

И воскурил из ладана куренье,
как повелел Господь.
И новое принёс он всесожженье,
сжигая Богу жертвенную плоть.
И всё, что Бог велел ему исполнив,
закончил дело старый Моисей.
И Иегова славою своей
всю скинию собрания наполнил
и воцарился в ней.

И облако, в лучах переливаясь,
с сияющих небес
сошло на скинию. Страшась и умиляясь,
народ смотрел на чудо из чудес:
"В том облаке – присутствие Господне!
Прошла пора метаний и тревог!
Нас не покинул наш великий Бог!
Мы славу Божью видели сегодня,
настал желанный срок"!

Но даже Моисей войти не может
в сияющий чертог.
И лишь тогда, когда Господь предложит,
он переступит скинии порог.
Отныне, если в облачном уборе
их скиния собрания стоит,
то значит – путь вперёд для них закрыт.
Идти в поход лишь на беду и горе
Господь им не велит.

А по ночам то облако сияло
торжественным огнём.
Над станом и над скинией сверкало,
и белоснежным становилось днём.
Но, если Божье облако поднявшись,
вдруг исчезало в синеве густой,
Евреи завершали свой постой,
снимали стан и отправлялись дальше –
вперёд, к земле святой.1
**********************************

Примечание:

1. Этой главой заканчивается книга вторая Пятикнижия Моисеева «Исход».

Моисей. Глава 28

Постановления и законы, которые Господь объявил через Моисея и Аарона сынам Израилевым в скинии собрания и на Синае.

И побежали дни второго года,
когда сквозь мрак и жуть,
Господь открыл Еврейскому народу
к земле обетованной верный путь.1
Присутствие Своё и волю Божью
Господь отныне в скинии являл
и Славою святою осенял.
Пред внутренней завесою роскошной
пророк Ему внимал.

И объявлял Господь Свои законы
Израиля сынам.
И впредь велел блюсти их неуклонно,
и говорил: "За верность вам воздам.
Святым народом будут Мне Евреи.
Священников Моих на все века
вы царством станете. Но не легка
та ноша! – говорил Он Моисею, –
на всём Моя рука".

И первое из всех постановлений
народу дал Господь
о ритуалах жертвоприношений –
как Богу посвящать и хлеб и плоть.2
Второе дал Господь постановленье,
как посвящать в священники сынов
из тех, кто жизнь свою отдать готов
святому, беззаветному служенью,
хранителям основ.3

Затем закон о чистом и нечистом
воспринял Моисей.
И с Аароном, умным и речистым,
у скинии учил ему людей.
Господь для них расчислил всё живое
на то, что есть возможно без помех
и то, что в пищу брать – тяжёлый грех.
И стал закон тот третий, как святое
в Израиле для всех.4

В своём четвёртом мудром повеленье
Господь народ призвал
к безгрешной жизни, с полным соблюденьем
всех нравственных законов, что Он дал.
В семейной жизни, в обществе и дома
обязан каждый по законам жить,
как Бог велит трудиться и любить,
и всем народам, с Богом незнакомым,
живым примером быть.5

В постановленье пятом Иегова
о святости сказал.
Он мудрое своё Господне слово
священникам народа передал.6
Особой чистоты, особой меры
потребовал Господь от слуг своих.
И дух и тело – всё должно у них
быть мужества и святости примером
для близких и чужих.

О временах священных Иегова
пророку говорил.
О них Господь своё святое слово
доселе на Синае возвестил:
"Когда придёте в землю, твёрдо знайте –
земля сия Господня, и она
покоиться в субботний год должна.
Шесть лет пашите, сейте, собирайте
хлеба и ток вина,

а в год седьмой да будет год покоя.
И не тревожь поля,
и виноградник свой оставь в покое -
пусть отдых знает Божия земля.
Что вырастет само по Божьей воле,
то в пищу будет людям и зверям,
пришельцам, что в те дни прибудут к вам.
И всё на винограднике и в поле
Я в пищу всем отдам.

И насчитай себе семь лет субботних –
всех сорок девять лет.
И всё, что говорю тебе сегодня,
народу передай, как Мой завет.
Пятидесятый год вы освятите
и объявите жителям земли,
что все свободу обрести смогли,7
и все к своим владеньям возвратитесь
и к племенам своим.

В тот юбилейный год пятидесятый
не сейте ничего.
Как год седьмой он святостью объятый,
но много крат значительней его.
В сей год вы должникам долги прощайте,
давайте бедным землю выкупать,
давайте шанс дома им возвращать
один другого вы не обижайте,
учитесь отдавать.

А если скажут: "Что же есть мы станем
в тот юбилейный год"?
Ответ простой: "Земля не перестанет
и злак давать, и виноград, и плод"!
Я вам пошлю Своё благословенье
и перед юбилеем все поля,
и сад и виноградник – вся земля
трёхкратные дадут произведенья,
Творца благодаря.
***************************************

Примечания:

1. В скинии – первом Божьем храме, исполняя Своё обетование Моисею, Господь открывает ему Свою волю и являет Своё присутствие над ковчегом завета и его крышкой, а не с горы Синай, как раньше. Тем более, что почти все законоположения книги Левит связаны со святилищем, а некоторые её разделы адресованы собственно служителям святилища;
2 .Изложение законов о жертвах см. подробности в кн. Левит, гл. 1, ст.2 – гл.7, ст. 38. Основная библейская идея жертвы – посвящение себя и своей собственности Богу. Обо всём многообразии видов жертвоприношения, ритуалов и приёмов можно подробно прочесть в указанных главах Пятикнижия Моисеева, в книге Левит;
3. В книге Левит в гл.8 –10 подробно описан обряд посвящения священнослужителей – Аарона с сыновьями. Поскольку священнослужители являются посредниками между обществом народа израильского и Иеговой, то при обряде присутствует всё общество, тем более, что длился он семь дней. И общество это в начале второго года странствий евреев выделило из себя специальное сословие служителей Иеговы;
4. Прежде чем Израиль, богоизбранное общество Иеговы, начал жить новой жизнью по Синайскому закону, он должен был быть предохранён от разного вида нечистоты, как то:
1. От употребления в пищу нечистых животных (гл.11);
2. От нечистоты, связанной с рождением детей и пр.(гл.12-15); 3. От нечистоты проказы (гл.13-14);
5. Господь запретил Своему народу перед его вступлением в новую жизнь по законодательству Синайскому, браки между родственниками выше третьего круга, половые извращения, практикуемые язычниками, особо оговорил инцест, муже- и скотоложество и пр. и настоятельно и подробно повторил с указанием примеров и правил поведения все заповеди откровения (Левит, гл.17-20);
6. Даны особые требования к соблюдению духовной и физической чистоты для священнослужителей (Левит, гл.21-27);
7. Круг древне-еврейских праздников (см. гл. 23), в которые израильтянин посвящал себя служению Иегове, завершился праздником Пятидесятницы. Празднование юбилея состояло в субботнем покое земли и полном восстановлении того порядка вещей, который установлен был при разделе земли обетованной, т.е. равномерного распределения недвижной собственности и личной свободы каждого члена теократического общества – порядка, постепенно нарушавшегося под влиянием естественных, общежитейских и др. условий.

Моисей. Глава 29

Благословения за послушание и наказания за непослушание предложены для выбора народу; Бог не отвергает Своего завета.

И вновь Господь напомнил Моисею,
и вновь ему сказал
слова, что на скрижалях для Евреев
пророк по воле Бога начертал:
"Не делайте кумиров – не грешите,
столбов1 себе не ставьте и камней
с изображеньем духов и людей,
чтоб кланяться пред ними, не кладите
вы на земле своей.

Мои субботы свято соблюдайте.
Святилище своё
как самое святое почитайте.
Я Бог ваш, Я Господь и всё Моё.
И если жить вы будете пристойно:
Мои уставы строго соблюдать
и заповеди Божьи исполнять,
то Свой народ я благом удостою,
и Божья благодать

спасительным дождём напоит землю,
и расцветёт земля,
и благодарно, слову Бога внемля,
сады дадут плоды, хлеба – поля.
И виноградник гроздьями тугими
воздаст за верность помыслам Моим,
и сыты хлебом будете своим.
И славить будете Господне имя,
и укрываться им.

Пошлю Я прочный мир на землю вашу:
избавлю от зверей,
достатком и покоем жизнь украшу,
спасу от злонамеренных людей.
Прогоните врагов мечом могучим.
Пред вами от меча они падут.
Их сотню ваших пятеро побьют,
а ваших сто прогонят вражьи тучи
и скорым будет суд.

Призрю на вас, размножу и согрею.
Исполню Мой завет:
умножатся, возвысятся Евреи,
познают радость мира и побед.
И там, под палестинским небосводом,
Я буду вечно среди вас ходить,
и вашим Богом всемогущим быть.
Вы ж будете всегда Моим народом,
со Мною в сердце жить.

Я ваш Господь. От рабства вас избавил
и вывел на простор.
Египет гордый силой Я заставил
вас отпустить и претерпеть позор.
Я с поднятой вас вывел головою
из гибельной египетской земли.
Своё добро вы унести смогли,
и вот идёте под Моей рукою
к земле, что ждёт вдали.

Но если же не станете вы слушать
священных слов Моих,
и если вы посмеете нарушить
простое слово заповедей сих,
Мои постановления презрите,
нарушив Мой торжественный завет,
тогда Я вас низвергну в море бед,
и от Меня пощады вы не ждите –
на зло найду ответ.2

Сначала Я нашлю на вас горячку
и чахлость наведу,
все радости от ваших глаз упрячу –
познаете и горе и беду.
И сеять в землю будете напрасно –
вас не спасёт от голода ваш труд,
и семена погибнут, не взойдут.
И побежите пред врагом ужасным,
хоть вас и не сомнут.

И если вновь нарушите законы,
во зле творя своё,
то всемеро усилю непреклонно
за грех ваш наказание Моё.
Упорство ваше словно гниль Я срежу,
не стану дерзких грешников жалеть.
Я землю вашу сделаю, как медь
И небо ваше станет, как железо.
А если вы и впредь

не станете блюсти Мои уставы,
то вам прибавлю вновь
ударов всемеро, и в гневе правом
забуду к патриархам Я любовь.
Я в городах вас язвою достану
и за грехи мечом вас укрощу,
и голод и врагов к вам напущу.
Вас лютый враг терзать не перестанет –
измены не прощу.

Когда же снова тяжкими грехами
нарушите завет,
то всемеро страшней расправлюсь с вами.
За всякий грех – мучительный ответ.
Я разорю столбы, высоты ваши3
и на обломки идолов чужих
Я брошу трупы прежде дорогих
людей Моих, свершивших в диком раже
все преступленья их.

И превращу все города в пустыню,
опустошу поля.
И там враги поселятся отныне,
дивясь тому, как выжжена земля.4
А вас, неверных, по миру рассею.
Земля врагов поглотит всякий след,
как будто в мире не было и нет
отвергнувших слова Мои Евреев,
нарушивших завет.

И отдохнёт земля за все субботы,
что много долгих лет
вы не блюли – вели свои работы,
упрямо нарушая Мой завет.5
Но коль народ прозреет и признает
греховность жизни прожитой своей,
и примет кару и смирится с ней,
то Я – Господь, который всё прощает,
прощу Своих людей.

Для них Я вспомню свой завет великий.
С их предками завет.
Восстановлю его, и вас минует лихо
и снова воссияет правды свет.6
Завет сей с праотцами – нерушимый
войдёт народу в кровь его и плоть.
И что бы пережить не довелось,
хранить завет мы станем с новой силой.
Я Бог ваш, Я Господь".7
*******************************************

Примечания:

1. Воспрещается употребление и обоготворение идолов, изваяний, столбов, деревянных и каменных стел, камней с изображениями;
2. Если блага за послушание и выполнение заповедей даются во всей полноте и сразу, то наказания за неисполнение обязательств следуют одно за другим, причём всё более строгие и чувствительные будут посылаться лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ;
3. обелиски, посвящённые богу солнца, идолы;
4. Крайнее запустение, удивившее в своё время ярых врагов Израиля и рассеяние его между другими народами;
5. Глубокая и горькая ирония: народ не сохранил закона Божия о субботнем годе, и вот теперь, за время пребывания его в плену, земля Палестины уже без участия доброй воли Израиля, отпразднует субботние годы. По иудейской традиции 70 лет плена были точной заменой проведенных без празднования 70-ти субботних годов со времени Саула (за 490 лет до плена);
6. Бедствия пленения отрезвляюще подействуют на упорный народ: в них он увидит не случайность, а наказующую за беззаконие руку Иеговы и станет нести бедствия, как искупление своей вины. Тогда и Иегова во всей полноте восстановит с народом избранным завет, поставленный Им с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. Завет, имеющий значение и для всего человечества, а поэтому – нерушимый.
7. Эта глава завершает книгу Левит – третью книгу Пятикнижия Моисеева.

Моисей. Глава 30

Исчисление всех сынов Израилевых; места колен в стане и при переходе;

И в скинии Господь велел пророку
исчислить и учесть
сынов Израиля пустившихся в дорогу –
мужчин, к войне пригодных перечесть
по их родам, семействам поголовно
лишь тех, кому минуло двадцать лет,
в Египте появившихся на свет.
Учесть всех до пятидесяти ровно.
Для этих дел совет

собрать: старейшин с Аароном
для счёта пригласить.
И все дела неспешно и законно
в пустыне под Синаем завершить.
И вот готовы списки и расчёты.
Окинул войско Моисеев взгляд –
шестьсот три тысячи пятьсот и пятьдесят
сынов Израилевых взято для учёта!
И обратив назад

свой взор, пророк восславил Иегову:
"Господь сдержал обет!
Он выполнил Своё святое слово,
что патриархам дал в пучине лет!
Он наш народ усилил и размножил:
ведь нас в Египет семьдесят вошло,
и вот, царям египетским на зло,
народ Израиля возрос и сможет
пресечь любое зло"!

Господь сказал не исчислять левитов
и в списки не вносить.1
Особые дела для них Он выдал –
при скинии должны они служить:
беречь её, носить, снимать и править,
все принадлежности её хранить.
При скинии должны левиты жить
и стан левитский с нею рядом ставить,
чтоб рядом с Богом быть.

Господь послал в заботе непрестанной
Израиля сынам
походный строй израильского стана,
колена все расставив по местам.
Он разделил всех на четыре части –
по три колена в каждом из полков
под сенью их знамён и их значков.
В походе подчинялись княжьей власти.
Порядок был таков:

Пред станом в авангарде флаг Иуды.
Направо Завулон.
Налево Иссахар По флангам будут
сражаться Гад, Рувим и Симеон.
А справа Дан, Асир с Нефоалимом.
И прикрывают тыл за станом всем
Вениамин, Манасия, Ефрем.
И Сам Господь присутствует незримо
над славным станом тем.

А скиния стоит посередине
во всей красе своей.
Должны левиты рядом жить отныне,
а также Аарон и Моисей.
И облако над скинией стояло,
а ночью изливало странный свет,
подобного в природе больше нет –
присутствие Господне означало,
храня народ от бед.

Когда же с места облако снималось,
народ Еврейский знал –
тем знаком воля Божья выражалась,
и стан в поход немедля поднимал.
И днём и ночью шёл народ за Богом
и облако сияло впереди,
и радость в Моисеевой груди
сменила грусть, сомненья и тревоги.
Он счастлив был в пути.

И если снова облако вставало
недвижно над землёй,
тогда сыны Израиля устало
на месте том готовили покой:
сгоняли скот, развьючивали вьюки,
привычно, споро ставили шатры.
Как звёзды в небе светятся костры,
и мирные плывут над станом звуки,
и отдых до зари.

А скиния красуется средь стана.
Лишь начался привал,
левиты с Аароном неустанно
работали над ней, как Бог сказал.
И облако Господне вновь над нею,
и слава Божья пребывает в ней.
Сюда приходит к Богу Моисей
и слушает законы для Евреев 2
он в мудрости своей.
**********************************

Примечания:

1. Левиты не входили в число мужчин, подлежащих воинской повинности и облагаемых подушной податью. Эти повинности для них заменялись пожизненным служением скинии. Всего населения мужского пола, начиная с месячного возраста у левитов насчитывалось 22300 человек. Мужчин от 30-ти до 50-ти лет, служащих при скинии было 8500 человек. Их родословие и обязанности подробно описаны в кн. Числа, гл.3,4;
2. Господь в скинии повторил некоторые прежние установления и, заботясь о сохранении чистоты внутренней, духовной избранного народа, повелел сохранять и чистоту внешнюю. Он дал распоряжение об удалении из стана прокажённых, подверженных физической нечистоте (Числа, гл.5, ст.2,3), о возмездии за нечестность, о ревности (Числа, гл.5, ст. 6-31);

Моисей. Глава 31

Две серебряные трубы; поднятие в путь народа и скинии от горы Синая; Ропот Израиля, захотевшего египетских кушаний; Господь посылает им перепелов до пресыщения и поражает ропотников.

Господь сказал пророку: "Чтобы вести
народу сообщать,
чтоб стан поднять, чтоб собирать всех вместе,
необходимо трубы отковать.
И в две трубы серебряные эти –
тревога, праздник, радость ли, беда –
пускай трубят священники всегда –
в ночи и днём, во мраке и при свете,
и будете тогда

вспомянуты пред Господом могучим
и спасены в бою,
а в стане вашем каждый важный случай
имеет пусть мелодию свою".
Вот в день двадцатый месяца второго,
второго года радостей и бед
над скинией взошёл небесный свет –
над ней не стало облака густого.
Тотчас ему вослед

по слову Моисея затрубили.
И к небу вознеслись
серебряные звуки и поплыли
над станом к Богу, в голубую высь.
И поднялись немедля ополченья.
Знамёна подняты и под горой
сынов Израиля походный строй
в свой новый путь без страха и сомненья
пустыней золотой

отправился вслед облачному чуду.
И скинию несли,
надёжно защищённую повсюду,
дабы пришельцы видеть не могли.
От гор Синайских к северной пустыне
за облаком последовал народ.
Три дня уж продолжается поход.
И вот Фаран (Эт-Ти зовётся ныне)1
Окончен переход.

Здесь облако закончило движенье –
призыв Господень дан.
Запели трубы: принято решенье
под Палестиной ставить этот стан.
И ставят вновь шатры по ополченьям,
а в центре стана скиния стоит –
ковчег завета бережно хранит.
И облако – знак Божьего явленья
над скинией парит.

И дни пошли. В другие переходы
Господь послал народ.
Но нет народу счастья на свободе –
на Господа он ропщет от невзгод.
Виной тому пришельцев прихотливых
губительный пример и тяжкий стон.
И рабскую еду, как сладкий сон,
как череду в Египте днях счастливых
припоминает он.

"Мы помним рыбу, огурцы и дыни,
мы помним свежий лук.
А чем должны питаться мы в пустыне?
Зачем Господь послал нам столько мук? –
Так плакались теперь Израильтяне, –
Лишь манну собираем мы чуть свет,
а пищи нам привычной больше нет!
С такой едой мы долго не потянем –
без мяса на обед"!

И слышал Моисей тот плач и ропот.
И очень он страдал.
И недовольства слыша гневный рокот,
Он Господу при скинии сказал:
"Зачем меня, о Господи, ты мучишь?
Ведь бремя я несу за весь народ,
как нянька, что ребёнка через брод
несёт, прижав к груди на всякий случай!
Страдает, но несёт!

Откуда я возьму, к примеру, мяса,
чтоб всех их накормить?
Мне бремя это – неподъёмной массой.
Спаси меня, а лучше – умертви"!
Господь сказал на это Моисею:
"Ты выберешь Мне семьдесят мужей,
тебе известных честностью своей,
старшин и надзирателей Евреев
из множества людей.

У скинии сойдётесь вы на время.
Я внял твоей мольбе.
Они с тобой твоё разделят бремя.
От Духа Я возьму, что на тебе
и возложу на них, чтоб разделили
с тобою ношу, чтоб не ты один
держал ответ, как Бог и властелин.
Помощники твои в чести и силе
и ты их господин.2

Народу же скажи: "Наступит утро,
тогда пошлёт Господь,
Бог милосердный, бесконечно мудрый,
для пищи вам трепещущую плоть.
Вы плакались пред Господом, что мяса
не видели в пустыне целый год,
что обессилел страждущий народ.
Ну, что ж, теперь Господь представит сразу
его на год вперёд!

И будете вы есть его, покуда
из ноздрей не пойдёт!
И кто рыдал, прося мясное блюдо,
тот этот день несчастный проклянёт.
А всё за то, что Господа презрели,
Который с вами, плакали пред ним,
что, мол, в Египет лучше мы хотим,
что, мол, в Египте лучшее мы ели
под бременем чужим"!

Тут Моисей взмолился перед Богом:
"Где мяса я возьму?
Весь скот забить, что взяли мы в дорогу,
чтоб накормить людей голодных тьму"?
Господь сказал: "Длинна рука Господня.
Увидишь нынче сбудется иль нет
Господне слово. Дам ли на обед
Я вдоволь мяса для людей голодных,
когда грядёт рассвет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.