Моисей. Глава 42 5 страница
И с той поры лицо его сияло, и видел в том народ, что Бог простил его и твёрдо знал он: Господь среди Израиля идёт. *********************************
Примечание:
1. см. текст и сноску к гл.12.
Моисей. Глава 26
Моисей призывает народ жертвовать нужное для святилища и священства; все жертвуют и охотно работают; Веселиил и Аголиав руководят работами и обучают других.
Собрал сынов Израиля однажды под вечер Моисей, и всем сказал: "Пускай узнает каждый, что заповедал славою Своей Господь наш Иегова на Синае. Чтоб с Богом в сердце нам на свете жить, мы скинию собранья учредить должны немедля. План её я знаю и должен всех просить
чтоб каждый добровольно, без сомненья и веря и любя, для Господа бы сделал приношенья от всех своих домашних, от себя. Пусть каждый по усердию поставит и золото, и медь, и серебро Чтоб скинию обстроить нам мудро, цветную шерсть и кожи пусть доставят, несут своё добро,
к светильникам елей и ароматы. Священников одеть для службы нам вполне достойно надо. На их одежды не должны жалеть мы оникса и камней для ефода1 к наперсникам2 священников камней сюда несите из сумы своей: ведь служба их опора для народа в чреде нелёгких дней.
И пусть приходит каждый, сердцем мудрый и, как Господь велит, отпраздновав субботу, ранним утром за труд берётся и дела творит: для скинии столбы, покровы, брусья из дерева заветного ситтим, к столбам подножья и опоры к ним... и тот, кто скажет: "За труды берусь я" – Творцом благословим.3
Нам предстоит создать ковчег, светильник с лампадами его. Господь велит умелым, ловким, сильным здесь проявить талант и мастерство и выполнить все Божьи повеленья: под хлебы предложенья сделать стол4 и вымостить узором гладкий пол, и жертвенник создать для всесожженья. Господь до нас довёл
веление Его об одеяньях священников Своих, которые служебные деянья должны вершить в одеждах дорогих". Так передал пророк все повеленья, что дал Господь ему лишь одному, его доверил сердцу и уму, сынам Израиля – большому населенью, подвластному ему.
По стану разошлись израильтяне – все по своим шатрам. назавтра, к Моисею утром ранним пришёл народ, и людно стало там. Они от сердца Господу в подарок – для скинии собрания несли сокровища египетской земли,5 Поток даров неистощим и ярок: всё нужное нашли:
цветные ткани, золото и камни, и медь, и серебро. Для дома Божьего – мечты их давней, несли они заветное добро. Людской поток не иссякал неделю. Гора даров безудержно росла. И вот четыре тонны серебра6 и тонну золота скопить успели. И начались дела.
Веселиил, сын Урии умелый и с ним Аголиав по слову Бога принялись за дело, с левитами даренья разобрав. Господь исполнил мудростью и чувством Им избранных Израиля сынов, вселил уменье, знание основ и пониманье тонкого искусства, к прекрасному любовь.
И женщин, мудрых сердцем и делами к работам привлекли. Те пряли шерсть, полотна ткали сами, цвета дарили неба и земли. И всех учили ставленники Божьи, как пряжу прясть и отливать металл. Всё мастерство, что им Господь послал, с людьми делили, об одном тревожась: всё сделать, как сказал
Господь там, на заоблачном Синае, пророку своему. Всё выполнить, как Бог того желает, как ведомо Ему лишь одному. А люди всё несут свои даренья, хоть для устройства скинии всё есть и лишнего добра уже не счесть, вину свою загладить и сомненья спешат, спасая честь.
И Моисей послал приказ по стану: "Даренья прекратить"! И вновь с утра все собирают манну, и вновь спокойно люди стали жить. И закипела дружная работа в пустыне под горой. Рождался там по слову Бога первый Божий храм: сынам Израиля надежда и забота со страхом пополам.
И вот уже готовы покрывала и выполнен покров. И брусьев заготовлено не мало, и сам ковчег готов. Всё в золоте. Сияют херувимы на крышке, накрывающей ковчег. Стол предложений, белый, точно снег, из дерева священного ситтима. Как золотой побег
светильник высится с шестью ветвями. Его Веселиил умелыми и мудрыми руками из золотой отливки сотворил. И жертвенник он сделал всесожженья и для куренья жертвенник простой с чеканною обкладкой золотой, И умывальник сделал омовенья с зеркальной полосой.
Наладил двор с завесами, столбами, подножия отлил. Шёл день за днём. Покончили с трудами Аголиав и друг Веселиил. Однако, ведь священные одежды Господь велел священникам носить, когда во славу Господа служить они начнут. Значительней, чем прежде теперь им надо быть.
И вот одежды яркие готовы: наперсник и ефод, сработанные там по Божью слову, сияют, как лазурный небосвод. Нагрудник тканный с нитью золотою обложенный камнями – краше нет! Ведь каждый драгоценный самоцвет, украшенный заветною резьбою, струит тепло и свет.
И в тех камнях, а было их двенадцать, надежда и покой. Там имена колен еврейских, братских начертаны искусною рукой. И вот уже закончены работы. Всё, как Господь пророку повелел, народ усердный выполнить сумел искусно, точно, не забыв чего-то. И отошёл от дел.
*********************************
Примечания:
1. Ефод – наплечие, верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона и шерсти голубого, пурпурного и червлённого цвета, соединённых на плечах; 2. Наперсник – нагрудник с двенадцатью различными драгоценными камнями, на которых были начертаны имёна двенадцати колен сынов Израилевых; 3. Подробности изготовления и устройства скинии собрания, её детали, все материалы, которые пошли на их изготовление, описаны в кн. Исход, гл.36-39; 4. Стол для хлебов предложения в Святилище был сделан из акации (ситтим) и обложен золотом. На столе находилось 12 хлебов, по числу колен Израилевых. Каждую субботу их заменяли новыми. Хлебы были пресными и по истечение недели принадлежали священникам, которые должны были есть их только в святом месте. Стол, на котором предлагались хлебы предложения находился рядом с завесой, закрывающей Святая святых; 5. Сокровища, которые подарили сынам Израилевым Египтяне во время выхода евреев из Египта; 6. Данные приведены в кн. Исход, гл.38 в древних мерах – талантах и сиклях;
Моисей. Глава 27
Моисей ставит скинию, освящает через помазание священников и приносит первые жертвы; Слава Божия наполнило скинию, облако накрыло её.
Уж ровно год скитаются Евреи в отрогах синих гор. И Бог сказал пророку Моисею, чтоб тот поставил скинии шатёр на главном месте средь большого стана в тот день, когда начнётся новый год, чтоб скинию собрания народ в красе её увидел первозданной, собравшись у ворот.
И Моисей с помощниками вместе трудились, как могли: завесами широкий двор обнесен, шатёр устроен, как Господь велит. Там за завесой – яркой и прекрасной, поставлен откровения ковчег, скрижали в нём светлы, как горный снег их письмена, начертанные ясно, хранят закон для всех.
Перед завесой, в первом помещенье был установлен стол. На нём двенадцать хлебов предложенья. Светильник установлен там на пол. На нём его лампады золотые. На них в пучине быстротечных лет зажжён впервые негасимый свет. Его не заслонят огни другие – святее в мире нет.
И жертвенник поставлен для куренья перед ковчегом там. И жертвенник большой для всесожженья поставил Моисей у входа в храм. И умывальник установлен медный. На месте, где Господь определил, там Моисей его установил. Затем, помазав скинию елеем, её он освятил.
И к скинии привёл он Аарона, привёл сынов его. И юношей, омыв, одел в хитоны, затем омыл и брата своего, облёк его в священные одежды, помазал их елеем, освятил и в вечное священство посвятил во все их роды с верой и надеждой, как сам Господь решил.
И воскурил из ладана куренье, как повелел Господь. И новое принёс он всесожженье, сжигая Богу жертвенную плоть. И всё, что Бог велел ему исполнив, закончил дело старый Моисей. И Иегова славою своей всю скинию собрания наполнил и воцарился в ней.
И облако, в лучах переливаясь, с сияющих небес сошло на скинию. Страшась и умиляясь, народ смотрел на чудо из чудес: "В том облаке – присутствие Господне! Прошла пора метаний и тревог! Нас не покинул наш великий Бог! Мы славу Божью видели сегодня, настал желанный срок"!
Но даже Моисей войти не может в сияющий чертог. И лишь тогда, когда Господь предложит, он переступит скинии порог. Отныне, если в облачном уборе их скиния собрания стоит, то значит – путь вперёд для них закрыт. Идти в поход лишь на беду и горе Господь им не велит.
А по ночам то облако сияло торжественным огнём. Над станом и над скинией сверкало, и белоснежным становилось днём. Но, если Божье облако поднявшись, вдруг исчезало в синеве густой, Евреи завершали свой постой, снимали стан и отправлялись дальше – вперёд, к земле святой.1 **********************************
Примечание:
1. Этой главой заканчивается книга вторая Пятикнижия Моисеева «Исход».
Моисей. Глава 28
Постановления и законы, которые Господь объявил через Моисея и Аарона сынам Израилевым в скинии собрания и на Синае.
И побежали дни второго года, когда сквозь мрак и жуть, Господь открыл Еврейскому народу к земле обетованной верный путь.1 Присутствие Своё и волю Божью Господь отныне в скинии являл и Славою святою осенял. Пред внутренней завесою роскошной пророк Ему внимал.
И объявлял Господь Свои законы Израиля сынам. И впредь велел блюсти их неуклонно, и говорил: "За верность вам воздам. Святым народом будут Мне Евреи. Священников Моих на все века вы царством станете. Но не легка та ноша! – говорил Он Моисею, – на всём Моя рука".
И первое из всех постановлений народу дал Господь о ритуалах жертвоприношений – как Богу посвящать и хлеб и плоть.2 Второе дал Господь постановленье, как посвящать в священники сынов из тех, кто жизнь свою отдать готов святому, беззаветному служенью, хранителям основ.3
Затем закон о чистом и нечистом воспринял Моисей. И с Аароном, умным и речистым, у скинии учил ему людей. Господь для них расчислил всё живое на то, что есть возможно без помех и то, что в пищу брать – тяжёлый грех. И стал закон тот третий, как святое в Израиле для всех.4
В своём четвёртом мудром повеленье Господь народ призвал к безгрешной жизни, с полным соблюденьем всех нравственных законов, что Он дал. В семейной жизни, в обществе и дома обязан каждый по законам жить, как Бог велит трудиться и любить, и всем народам, с Богом незнакомым, живым примером быть.5
В постановленье пятом Иегова о святости сказал. Он мудрое своё Господне слово священникам народа передал.6 Особой чистоты, особой меры потребовал Господь от слуг своих. И дух и тело – всё должно у них быть мужества и святости примером для близких и чужих.
О временах священных Иегова пророку говорил. О них Господь своё святое слово доселе на Синае возвестил: "Когда придёте в землю, твёрдо знайте – земля сия Господня, и она покоиться в субботний год должна. Шесть лет пашите, сейте, собирайте хлеба и ток вина,
а в год седьмой да будет год покоя. И не тревожь поля, и виноградник свой оставь в покое - пусть отдых знает Божия земля. Что вырастет само по Божьей воле, то в пищу будет людям и зверям, пришельцам, что в те дни прибудут к вам. И всё на винограднике и в поле Я в пищу всем отдам.
И насчитай себе семь лет субботних – всех сорок девять лет. И всё, что говорю тебе сегодня, народу передай, как Мой завет. Пятидесятый год вы освятите и объявите жителям земли, что все свободу обрести смогли,7 и все к своим владеньям возвратитесь и к племенам своим.
В тот юбилейный год пятидесятый не сейте ничего. Как год седьмой он святостью объятый, но много крат значительней его. В сей год вы должникам долги прощайте, давайте бедным землю выкупать, давайте шанс дома им возвращать один другого вы не обижайте, учитесь отдавать.
А если скажут: "Что же есть мы станем в тот юбилейный год"? Ответ простой: "Земля не перестанет и злак давать, и виноград, и плод"! Я вам пошлю Своё благословенье и перед юбилеем все поля, и сад и виноградник – вся земля трёхкратные дадут произведенья, Творца благодаря. ***************************************
Примечания:
1. В скинии – первом Божьем храме, исполняя Своё обетование Моисею, Господь открывает ему Свою волю и являет Своё присутствие над ковчегом завета и его крышкой, а не с горы Синай, как раньше. Тем более, что почти все законоположения книги Левит связаны со святилищем, а некоторые её разделы адресованы собственно служителям святилища; 2 .Изложение законов о жертвах см. подробности в кн. Левит, гл. 1, ст.2 – гл.7, ст. 38. Основная библейская идея жертвы – посвящение себя и своей собственности Богу. Обо всём многообразии видов жертвоприношения, ритуалов и приёмов можно подробно прочесть в указанных главах Пятикнижия Моисеева, в книге Левит; 3. В книге Левит в гл.8 –10 подробно описан обряд посвящения священнослужителей – Аарона с сыновьями. Поскольку священнослужители являются посредниками между обществом народа израильского и Иеговой, то при обряде присутствует всё общество, тем более, что длился он семь дней. И общество это в начале второго года странствий евреев выделило из себя специальное сословие служителей Иеговы; 4. Прежде чем Израиль, богоизбранное общество Иеговы, начал жить новой жизнью по Синайскому закону, он должен был быть предохранён от разного вида нечистоты, как то: 1. От употребления в пищу нечистых животных (гл.11); 2. От нечистоты, связанной с рождением детей и пр.(гл.12-15); 3. От нечистоты проказы (гл.13-14); 5. Господь запретил Своему народу перед его вступлением в новую жизнь по законодательству Синайскому, браки между родственниками выше третьего круга, половые извращения, практикуемые язычниками, особо оговорил инцест, муже- и скотоложество и пр. и настоятельно и подробно повторил с указанием примеров и правил поведения все заповеди откровения (Левит, гл.17-20); 6. Даны особые требования к соблюдению духовной и физической чистоты для священнослужителей (Левит, гл.21-27); 7. Круг древне-еврейских праздников (см. гл. 23), в которые израильтянин посвящал себя служению Иегове, завершился праздником Пятидесятницы. Празднование юбилея состояло в субботнем покое земли и полном восстановлении того порядка вещей, который установлен был при разделе земли обетованной, т.е. равномерного распределения недвижной собственности и личной свободы каждого члена теократического общества – порядка, постепенно нарушавшегося под влиянием естественных, общежитейских и др. условий.
Моисей. Глава 29
Благословения за послушание и наказания за непослушание предложены для выбора народу; Бог не отвергает Своего завета.
И вновь Господь напомнил Моисею, и вновь ему сказал слова, что на скрижалях для Евреев пророк по воле Бога начертал: "Не делайте кумиров – не грешите, столбов1 себе не ставьте и камней с изображеньем духов и людей, чтоб кланяться пред ними, не кладите вы на земле своей.
Мои субботы свято соблюдайте. Святилище своё как самое святое почитайте. Я Бог ваш, Я Господь и всё Моё. И если жить вы будете пристойно: Мои уставы строго соблюдать и заповеди Божьи исполнять, то Свой народ я благом удостою, и Божья благодать
спасительным дождём напоит землю, и расцветёт земля, и благодарно, слову Бога внемля, сады дадут плоды, хлеба – поля. И виноградник гроздьями тугими воздаст за верность помыслам Моим, и сыты хлебом будете своим. И славить будете Господне имя, и укрываться им.
Пошлю Я прочный мир на землю вашу: избавлю от зверей, достатком и покоем жизнь украшу, спасу от злонамеренных людей. Прогоните врагов мечом могучим. Пред вами от меча они падут. Их сотню ваших пятеро побьют, а ваших сто прогонят вражьи тучи и скорым будет суд.
Призрю на вас, размножу и согрею. Исполню Мой завет: умножатся, возвысятся Евреи, познают радость мира и побед. И там, под палестинским небосводом, Я буду вечно среди вас ходить, и вашим Богом всемогущим быть. Вы ж будете всегда Моим народом, со Мною в сердце жить.
Я ваш Господь. От рабства вас избавил и вывел на простор. Египет гордый силой Я заставил вас отпустить и претерпеть позор. Я с поднятой вас вывел головою из гибельной египетской земли. Своё добро вы унести смогли, и вот идёте под Моей рукою к земле, что ждёт вдали.
Но если же не станете вы слушать священных слов Моих, и если вы посмеете нарушить простое слово заповедей сих, Мои постановления презрите, нарушив Мой торжественный завет, тогда Я вас низвергну в море бед, и от Меня пощады вы не ждите – на зло найду ответ.2
Сначала Я нашлю на вас горячку и чахлость наведу, все радости от ваших глаз упрячу – познаете и горе и беду. И сеять в землю будете напрасно – вас не спасёт от голода ваш труд, и семена погибнут, не взойдут. И побежите пред врагом ужасным, хоть вас и не сомнут.
И если вновь нарушите законы, во зле творя своё, то всемеро усилю непреклонно за грех ваш наказание Моё. Упорство ваше словно гниль Я срежу, не стану дерзких грешников жалеть. Я землю вашу сделаю, как медь И небо ваше станет, как железо. А если вы и впредь
не станете блюсти Мои уставы, то вам прибавлю вновь ударов всемеро, и в гневе правом забуду к патриархам Я любовь. Я в городах вас язвою достану и за грехи мечом вас укрощу, и голод и врагов к вам напущу. Вас лютый враг терзать не перестанет – измены не прощу.
Когда же снова тяжкими грехами нарушите завет, то всемеро страшней расправлюсь с вами. За всякий грех – мучительный ответ. Я разорю столбы, высоты ваши3 и на обломки идолов чужих Я брошу трупы прежде дорогих людей Моих, свершивших в диком раже все преступленья их.
И превращу все города в пустыню, опустошу поля. И там враги поселятся отныне, дивясь тому, как выжжена земля.4 А вас, неверных, по миру рассею. Земля врагов поглотит всякий след, как будто в мире не было и нет отвергнувших слова Мои Евреев, нарушивших завет.
И отдохнёт земля за все субботы, что много долгих лет вы не блюли – вели свои работы, упрямо нарушая Мой завет.5 Но коль народ прозреет и признает греховность жизни прожитой своей, и примет кару и смирится с ней, то Я – Господь, который всё прощает, прощу Своих людей.
Для них Я вспомню свой завет великий. С их предками завет. Восстановлю его, и вас минует лихо и снова воссияет правды свет.6 Завет сей с праотцами – нерушимый войдёт народу в кровь его и плоть. И что бы пережить не довелось, хранить завет мы станем с новой силой. Я Бог ваш, Я Господь".7 *******************************************
Примечания:
1. Воспрещается употребление и обоготворение идолов, изваяний, столбов, деревянных и каменных стел, камней с изображениями; 2. Если блага за послушание и выполнение заповедей даются во всей полноте и сразу, то наказания за неисполнение обязательств следуют одно за другим, причём всё более строгие и чувствительные будут посылаться лишь тогда, когда менее строгие не произведут исправляющего действия на народ; 3. обелиски, посвящённые богу солнца, идолы; 4. Крайнее запустение, удивившее в своё время ярых врагов Израиля и рассеяние его между другими народами; 5. Глубокая и горькая ирония: народ не сохранил закона Божия о субботнем годе, и вот теперь, за время пребывания его в плену, земля Палестины уже без участия доброй воли Израиля, отпразднует субботние годы. По иудейской традиции 70 лет плена были точной заменой проведенных без празднования 70-ти субботних годов со времени Саула (за 490 лет до плена); 6. Бедствия пленения отрезвляюще подействуют на упорный народ: в них он увидит не случайность, а наказующую за беззаконие руку Иеговы и станет нести бедствия, как искупление своей вины. Тогда и Иегова во всей полноте восстановит с народом избранным завет, поставленный Им с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. Завет, имеющий значение и для всего человечества, а поэтому – нерушимый. 7. Эта глава завершает книгу Левит – третью книгу Пятикнижия Моисеева.
Моисей. Глава 30
Исчисление всех сынов Израилевых; места колен в стане и при переходе;
И в скинии Господь велел пророку исчислить и учесть сынов Израиля пустившихся в дорогу – мужчин, к войне пригодных перечесть по их родам, семействам поголовно лишь тех, кому минуло двадцать лет, в Египте появившихся на свет. Учесть всех до пятидесяти ровно. Для этих дел совет
собрать: старейшин с Аароном для счёта пригласить. И все дела неспешно и законно в пустыне под Синаем завершить. И вот готовы списки и расчёты. Окинул войско Моисеев взгляд – шестьсот три тысячи пятьсот и пятьдесят сынов Израилевых взято для учёта! И обратив назад
свой взор, пророк восславил Иегову: "Господь сдержал обет! Он выполнил Своё святое слово, что патриархам дал в пучине лет! Он наш народ усилил и размножил: ведь нас в Египет семьдесят вошло, и вот, царям египетским на зло, народ Израиля возрос и сможет пресечь любое зло"!
Господь сказал не исчислять левитов и в списки не вносить.1 Особые дела для них Он выдал – при скинии должны они служить: беречь её, носить, снимать и править, все принадлежности её хранить. При скинии должны левиты жить и стан левитский с нею рядом ставить, чтоб рядом с Богом быть.
Господь послал в заботе непрестанной Израиля сынам походный строй израильского стана, колена все расставив по местам. Он разделил всех на четыре части – по три колена в каждом из полков под сенью их знамён и их значков. В походе подчинялись княжьей власти. Порядок был таков:
Пред станом в авангарде флаг Иуды. Направо Завулон. Налево Иссахар По флангам будут сражаться Гад, Рувим и Симеон. А справа Дан, Асир с Нефоалимом. И прикрывают тыл за станом всем Вениамин, Манасия, Ефрем. И Сам Господь присутствует незримо над славным станом тем.
А скиния стоит посередине во всей красе своей. Должны левиты рядом жить отныне, а также Аарон и Моисей. И облако над скинией стояло, а ночью изливало странный свет, подобного в природе больше нет – присутствие Господне означало, храня народ от бед.
Когда же с места облако снималось, народ Еврейский знал – тем знаком воля Божья выражалась, и стан в поход немедля поднимал. И днём и ночью шёл народ за Богом и облако сияло впереди, и радость в Моисеевой груди сменила грусть, сомненья и тревоги. Он счастлив был в пути.
И если снова облако вставало недвижно над землёй, тогда сыны Израиля устало на месте том готовили покой: сгоняли скот, развьючивали вьюки, привычно, споро ставили шатры. Как звёзды в небе светятся костры, и мирные плывут над станом звуки, и отдых до зари.
А скиния красуется средь стана. Лишь начался привал, левиты с Аароном неустанно работали над ней, как Бог сказал. И облако Господне вновь над нею, и слава Божья пребывает в ней. Сюда приходит к Богу Моисей и слушает законы для Евреев 2 он в мудрости своей. **********************************
Примечания:
1. Левиты не входили в число мужчин, подлежащих воинской повинности и облагаемых подушной податью. Эти повинности для них заменялись пожизненным служением скинии. Всего населения мужского пола, начиная с месячного возраста у левитов насчитывалось 22300 человек. Мужчин от 30-ти до 50-ти лет, служащих при скинии было 8500 человек. Их родословие и обязанности подробно описаны в кн. Числа, гл.3,4; 2. Господь в скинии повторил некоторые прежние установления и, заботясь о сохранении чистоты внутренней, духовной избранного народа, повелел сохранять и чистоту внешнюю. Он дал распоряжение об удалении из стана прокажённых, подверженных физической нечистоте (Числа, гл.5, ст.2,3), о возмездии за нечестность, о ревности (Числа, гл.5, ст. 6-31);
Моисей. Глава 31
Две серебряные трубы; поднятие в путь народа и скинии от горы Синая; Ропот Израиля, захотевшего египетских кушаний; Господь посылает им перепелов до пресыщения и поражает ропотников.
Господь сказал пророку: "Чтобы вести народу сообщать, чтоб стан поднять, чтоб собирать всех вместе, необходимо трубы отковать. И в две трубы серебряные эти – тревога, праздник, радость ли, беда – пускай трубят священники всегда – в ночи и днём, во мраке и при свете, и будете тогда
вспомянуты пред Господом могучим и спасены в бою, а в стане вашем каждый важный случай имеет пусть мелодию свою". Вот в день двадцатый месяца второго, второго года радостей и бед над скинией взошёл небесный свет – над ней не стало облака густого. Тотчас ему вослед
по слову Моисея затрубили. И к небу вознеслись серебряные звуки и поплыли над станом к Богу, в голубую высь. И поднялись немедля ополченья. Знамёна подняты и под горой сынов Израиля походный строй в свой новый путь без страха и сомненья пустыней золотой
отправился вслед облачному чуду. И скинию несли, надёжно защищённую повсюду, дабы пришельцы видеть не могли. От гор Синайских к северной пустыне за облаком последовал народ. Три дня уж продолжается поход. И вот Фаран (Эт-Ти зовётся ныне)1 Окончен переход.
Здесь облако закончило движенье – призыв Господень дан. Запели трубы: принято решенье под Палестиной ставить этот стан. И ставят вновь шатры по ополченьям, а в центре стана скиния стоит – ковчег завета бережно хранит. И облако – знак Божьего явленья над скинией парит.
И дни пошли. В другие переходы Господь послал народ. Но нет народу счастья на свободе – на Господа он ропщет от невзгод. Виной тому пришельцев прихотливых губительный пример и тяжкий стон. И рабскую еду, как сладкий сон, как череду в Египте днях счастливых припоминает он.
"Мы помним рыбу, огурцы и дыни, мы помним свежий лук. А чем должны питаться мы в пустыне? Зачем Господь послал нам столько мук? – Так плакались теперь Израильтяне, – Лишь манну собираем мы чуть свет, а пищи нам привычной больше нет! С такой едой мы долго не потянем – без мяса на обед"!
И слышал Моисей тот плач и ропот. И очень он страдал. И недовольства слыша гневный рокот, Он Господу при скинии сказал: "Зачем меня, о Господи, ты мучишь? Ведь бремя я несу за весь народ, как нянька, что ребёнка через брод несёт, прижав к груди на всякий случай! Страдает, но несёт!
Откуда я возьму, к примеру, мяса, чтоб всех их накормить? Мне бремя это – неподъёмной массой. Спаси меня, а лучше – умертви"! Господь сказал на это Моисею: "Ты выберешь Мне семьдесят мужей, тебе известных честностью своей, старшин и надзирателей Евреев из множества людей.
У скинии сойдётесь вы на время. Я внял твоей мольбе. Они с тобой твоё разделят бремя. От Духа Я возьму, что на тебе и возложу на них, чтоб разделили с тобою ношу, чтоб не ты один держал ответ, как Бог и властелин. Помощники твои в чести и силе и ты их господин.2
Народу же скажи: "Наступит утро, тогда пошлёт Господь, Бог милосердный, бесконечно мудрый, для пищи вам трепещущую плоть. Вы плакались пред Господом, что мяса не видели в пустыне целый год, что обессилел страждущий народ. Ну, что ж, теперь Господь представит сразу его на год вперёд!
И будете вы есть его, покуда из ноздрей не пойдёт! И кто рыдал, прося мясное блюдо, тот этот день несчастный проклянёт. А всё за то, что Господа презрели, Который с вами, плакали пред ним, что, мол, в Египет лучше мы хотим, что, мол, в Египте лучшее мы ели под бременем чужим"!
Тут Моисей взмолился перед Богом: "Где мяса я возьму? Весь скот забить, что взяли мы в дорогу, чтоб накормить людей голодных тьму"? Господь сказал: "Длинна рука Господня. Увидишь нынче сбудется иль нет Господне слово. Дам ли на обед Я вдоволь мяса для людей голодных, когда грядёт рассвет.
|