Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 35 страница



117 См.: Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм.- М.- 1924.- С. 16; Он же. Избранные произведения по общей теории права и государства.-М.- 1980.- С.53.

118 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основ­ные институты и понятия.- М.- 1970.- С.169-171; Плотниекс А.А. Станов­ление и развитие марксистско-ленинской теории права в СССР. 1917 - 1936 гг.-Рига.-1978.-С, 154-174.

119 Советское государство и революция права.- 1930.- N 10.- С.7.

120 Стучка П. Конституция гражданской войны // Пролетарская революция и право.- 1918.-N3-4.

няемая организованной его силой"121. Оно было включено в "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР", утвер­жденные Наркомюстом в 1919 г. Впоследствии это определе­ние было несколько уточнено и расширено в целях более глу­бокого отражения классовой природы, права.

Понимание права, предложенное П.И.Стучкой и обосно­ванное им в ряде работ122, лежит, скорее всего, в русле со-циелерической юриспруденции, отличаясь от большинства определений подобного типа акцентом на классовых основах права и закона. Правообразующей средой выступает здесь общество, точнее общественные классы, а государство особо не выделяется среди классово-общественных факторов, при­дающих силу правовой системе. Лишь в более поздних рабо­тах П.И.Стучка вынужден был отвести в своей концепции определенное место государству, установив его типичными для социологических школ права приемами и средствами.

Ведущим моментом в правопонимании является классо­вый интерес, точнее интересы господствующего класса, по­рождающие систему (порядок) общественных отношений. Господствующий класс организует охрану и поддержку пра­вовых отношений, действуя как через государство, так и в других формах. В сфере права, таким образом, классовые интересы есть исходный конструктивный материал; классо­вые отношения, отражающие эти интересы, - первичны, а нормы права и законы, издаваемые государством, - вторич­ны. "Кто понял, что собственность, наследство, купля-продажа и т.д. не что иное, как правовые отношения, а стало быть, и формы общественных взаимоотношений людей, то­му откроются глаза и на те общественные отношения, кото­рые кроются за всякой действительной правовой статьей за­кона"123. Закон, согласно теории П.И.Стучки, является Про­сто способом организованного массового действия государст­ва, необходимым до тех пор, пока существует само государ­ство. Принуждение, исходящее от господствующего клас­са, охраняющего созданную им систему общественных от-

121 Собрание узаконений РСФСР.- 1919.- N 66.- Ст.590.

122 См., например: Стучка П.И. Учение о Советском государстве и его кон­ституции,- М. - Пг.- 1922; Он же. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права.- М.- 1931; Он же. Революционная роль совет­ского права.- М.- 1932.

Стучка Л.И. Революционная роль советского права.- С.11.

ношений, есть очень важный признак права, и П.И.Стучка, по существу, солидарен с Р.Йерингом, "самым смелым и самым откровенным представителем буржуазной науки пра­ва", который выделял в праве защищаемый принудительны­ми средствами господствующий интерес.

Таким образом, поиски нового правопонимания в 20-х -начале 30-х гг. велись в сложной и крайне противоречивой идеологической обстановке. По утверждениям многих запад­ных авторов, теоретический марксизм беден в юридическом плане, дает слишком мало конструктивного материала для построения своей собственной теории права124. Но в двадца­тые годы удалось преодолеть первый барьер на пути правово­го развития страны - марксистское положение об изначаль­ной иллюзорности права, о праве как концентрате идеологи­ческих фальсификаций. Прорыв был совершен, и появилось множество концепций советского права. Но все они останав­ливались перед другим барьером, возведенным в марксизме. Он заключается в противопоставлении правовой и социаль­ной систем, признании полной зависимости первой от вто­рой. К.Маркс, по словам К.Поппера, "настаивал на "реальности" экономических факторов и считал правовую систему только надстройкой, прикрытием реальности и ин­струментом классового господства"125. Любая марксистско-ленинская трактовка права подчеркивала производность пра­вовой системы от экономических условий развития общества, определяла границы права с учетом его способности оформ­лять и отражать действительные процессы и явления.

В ряде случаев это оборачивалось невероятным обеднени­ем понятия права, полным или почти полным его опустоше­нием. Вульгаризациям не было предела: право есть "внешняя оболочка", костюм общественных отношений, оно никогда не является содержанием, а только формой, мундиром, в кото­рый рядятся экономические факторы126. Но и в серьезных ра­ботах по теории советского права мысль о том, что право от­носится к экономике, как форма к содержанию, присутствует

124 Эту тему, в частности, развивал Ганс Кельзен в известной антикомму­нистической работе. См.: Kelsen H. Communist Theory of Law.- London.-1945.

125 Поппер К. Открытое общество и его враги.- Т.2.- М.-1992.- С. 143.

126 См.: Подволоцкий И. Марксистская теория права.-М.-1925.-С. 144.

как почти обязательный элемент. Исходя из этого, П.И.Стучка предлагал ввести совместное преподавание пра­ва, политэкономии и экономической политики. И.Разумов­ский пришел к выводу, что право "составляет не более как исторически отдифференцированный от классовой экономики идеологический момент той же самой экономики", |27момент формальный и подчиненный. Связь между экономикой и правом (базисом и надстройкой) трактуется односторонне: право зависит от экономики, а экономика от права - нет. По­добные упрощения сегодня для нас очевидны, но в то время советские ученые-юристы, стремившиеся очистить теорию социалистического права от идеалистического влияния, ста­рого юридического мировоззрения, не замечали крайностей и преувеличении в своих теоретических конструкциях .

Жесткость антиправовых установок марксизма была в значительной мере смягчена В.И.Лениным, который руко­водствовался при этом соображениями политической целесо­образности, стремлением преодолеть в государственном строительстве трудности, связанные с анархизмом и неорга­низованностью. В итоге, замечает французский юрист Жан Карбонье, "марксизм пришел к некоторому юридическому оптимизму, к признанию необходимости сохранения права, хотя бы как формы. Таким образом, из марксизма исчезли те положения, которые отталкивали от него юристов, пре­данных своей профессии, и тех социологов права, которые вышли из юридической среды"129. Всего этого было доста­точно для того, чтобы во второй половине 20-х гг. теоретико-правовые дискуссии в СССР оживились, разнообразие точек зрения и подходов к пониманию права достигло степени, сравнимой с дореволюционной.

Помимо основных марксистских направлений в теории права, представленных П.И.Стучкой и Е.Б.Пашуканисом, появились полумарксистские и вовсе немарксистские кон­цепции. Некоторые юристы пытались возродить традиции психологической школы права (М.А.Рейснер, Е.А.Энгель, И.Д.Ильинский и др.), применить теорию социальных

127 Разумовский И. Проблемы марксистской теории права.- М.-1925.- С.42.

128 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. Учебник для вузоь.-М.: Изд-во БЕК, 19%. - С.69-70.

129 Карбонье Ж. Юридическая социология.- М.- 1986.- С.125-126.

функций Л.Дюги к советской правовой действительности (А.Г.Гойхбарг, Я.А.Канторович, С.И.Аскназий и др.); оживились юридико-позитивистские настроения (С. А. Кот ля-ревский, З.Э.Понтович, В.Н.Дурдеиевский, Л.В.Успенский и др.). "Все-таки право есть совокупность норм"130,- писал С.А.Котляревский вопреки господствующему тогда пред­ставлению о праве как системе общественных отношений. Такой же точки зрения придерживался и юрист новой форма­ции Н.В.Крыленко, занимавший в то время видные государ­ственные должности. Право, полагал он, это не система общественных отношений, а лишь отражение в писаной или неписаной форме отношений людей друг к другу- По своему содержанию право есть система норм, имеющая за­дачей сначала охранить (с помощью тюрем и войск), потом оправдать (с помощью университетов) существующий поря­док131. Примечательно, что Н.В.Крыленко одним из первых советских юристов вводит сильный этатический элемент в понимание права. "Если мы раньше, - писал он, - определи­ли прайс как отражение в писаной или неписанной форме ре­альных общественных отношений, то государство есть не что иное, как те же определенным порядком организованные и принудительным порядком поддерживаемые общественные отношения"132. Теоретически это открывало путь к будущему огосударствлению (этатизации) советского права. В этом на­правлении шло и политическое развитие страны. К началу 30-х гг. этатическое правопонимание получает официаль­ную поддержку. Все остальные теории права, включая влиятельные концепции П.И.Стучки и Е.Б.Пашуканиса, подверглись резкой критике. На I Всесоюзном съезде мар­ксистов-государственников (1931 г.) Е.Б.Пашуканис и другие юристы вынуждены были выступить с разоблачением своих ошибок и самокритикой133. Нажим сверху на юридическую науку возрастал, она была призвана подводить теоретиче-

130 Котляревский С,А. Теория относительности и правоведение // Советское право.- 1924.-N1.-C.43.

131 Крыленко Н.В. Беседы о праве и государстве.- М.- 1924.- С.25-26 и да* лее.

132 Там же.- 1924.- С.79.

133 Пашуканис Е.Б. За марксистско-ленинскую теорию государства н права. Доклад на I Всесоюзном съезде марксистов-государственников.- М.- Л.-1931.

скую основу под сталинский режим политического насилия, устанавливающийся в стране.

Путь к неограниченной, непререкаемой власти Сталина проложен грубейшими нарушениями законности, которые маскировались революционной фразеологией, лицемерными декларациями и лозунгами. Незаконные и узаконенные ре­прессии затронули все слои общества, практиковались в отношении целых наций и народностей. Действовал хорошо налаженный принудительно-репрессивный аппарат государ­ства: органы внутренних дел, суд, прокуратура, призванные стоять на страже правопорядка и законности, превращались в орудие массовых преследований, сами творили беззаконие. Именно в это время (точнее, в 1938 г.) А.Я.Вышинский с помощью своих последователей утвердил догматическую теорию права, приспособленную к нуждам администра­тивно-командного руководства страной, принудительно-репрессивной активности органов государства. "Право, - пи­сал Вышинский, - совокупность правил поведения, установ­ленных государственной властью как властью господствую­щего в обществе класса, а также обычаев и правил общежи­тия, санкционированных государственной властью и осуще­ствляемых в принудительном порядке при помощи государ­ственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

А советское право осуществляет охрану, служит закреп­лению и развитию общественных отношений и порядков, выгодных и угодных трудящемуся народу, рабочим, кресть­янам, трудящейся интеллигенции Советской страны"134. Это определение права ведь вошло на долгие годы в "арсенал" марксистско-ленинской теории государства и права.

Новая "философия права" являлась, в сущности, весьма своеобразной версией этатического позитивизма. Плоть от плоти тоталитарного понимания политической власти, она сводила все правовое к предписаниям и приказам сверху, не видела в праве ничего, кроме инструмента утверждения по­литической мощи государственного аппарата, средства госу­дарственного принуждения135.

Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права.- М.-1949.- С.4. Теория права и государства... - С.72.

В основу "нового" понимания права легла дефиниция, предложенная А.Я.Вышинским и обсуждавшаяся в июле 1938 года на Всесоюзном совещании работников науки совет­ского права: "Советское социалистическое право есть сово­купность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выра­жающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принуди­тельной силой социалистического государства..."136. В даль­нейшем данное определение многократно дополняли и "приодевали", но суть его осталась неизменной до наших дней. В центре понятия права стоит государство, оно уста­навливает и санкционирует юридические нормы, обеспечива­ет их принудительное исполнение. Это - этатическая концеп­ция права, которой суждено было долгое время монопольно господствовать в советской юридической науке, вытеснив все другие теоретические построения, прежде всего социологи­ческие подходы к праву. Конструкции П.И.Стучки и Е.Б.Пашуканиса выводили право на общество, здесь же пра­во - всего лишь нормы, веления государства, обращенные к обществу как объекту регулирования. У П.И.Стучки создает право и обеспечивает его исполнение господствующий класс, пользуясь государственными средствами, здесь - государство творит право и принудительная сила исходит именно от него.

Таким образом, в 1938 г. в советской юридической науке произошла смена правовой парадигмы, что стало возмож­ным в условиях особой политической ситуации того времени, в силу жесткой диктатуры, всевластия Сталина. Новая пара­дигма сводила на нет роль общества в формировании права и юридических институтов, судьба права была фактически полностью отдана государству, понимаемому в смысле ап­парата управления и бюрократического контроля над общест­вом. В отечественной и зарубежной литературе то определе­ние права называли марксистским, социалистическим, но на самом деле "марксизм" его очень поверхностный и со­стоит лишь в признании классового характера права и обу­словленности его экономическим развитием общества. Но с

136 Основные задачи советского социалистического права. Материалы пер­вого совещания научных работников права 16 - 19 июля 1938 г.- М.- 1938.-С.Ш.

точки зрения марксизма-ленинизма эти признаки присущи широкому кругу социальных феноменов и не выражают спе­цифики права. "Демократический" элемент социалистиче­ского правопонимания - "нормы права выражают волю рабо­чего класса и всех трудящихся" - был, в сущности, не таким уж выдающимся тактическим приемом, но он сослужил плохую службу юридической науке: много десятилетий под­ряд ученые-юристы каждый закон и чуть ли не каждое пра­вовое установление, родившееся в бюрократических кабине­тах, привычно объявляли выражением воли трудящихся, общенародной воли.

Если предположить, что концептуальный перелом в со­ветской теории права, осуществленный в 1938 г., имел своей целью дать идеальную концепцию права для авторитарного государства, то она, несомненно, была достигнута. На теоре­тическом уровне связь права с обществом потеряла какое-либо значение, право переместилось почти исключительно в сферу государственного бытия, а там, позитивистски отде­ленное от социального контекста, превратилось в некий агре­гат из догматизированных статей и параграфов. Вместо того чтобы в качестве относительно самостоятельного общест­венно-государственного явления устраивать, упорядочивать отношения между гражданским обществом и государст­вом, право оказалось как бы под государством, стало частью его политико-административного инструментария, средством оформления его команд137.

Было бы, конечно, преувеличением считать предло­женную А.Я.Вышинским дефиницию права причиной у ка-занных деформаций во взаимоотношениях общества, госу­дарства и права, но в целостной системе авторитаризма у нее было свое прочное, логически обоснованное место.

С некоторой либерализацией в общественной жизни в постсталинский период связаны попытки поколебать господ­ство правопонимания, которое сводит право к совокупности установленных государством норм. Начиная с середины 50-х г. в теории советского права развернулась полемика между приверженцами официального правопонимания (С.С.Алексе­ев, например) я сторонниками его расширения или пересмот­ра (А.А.Пионтковский, С.Ф.Кечекьян, Д.А.Керимов,

Теория права и государства... - С.74-75.

 В.С.Нерсесянц, Е.А.Лукашева и др.). Долгое время, однако, дискуссии обходили самое главное - этатическую суть пра-вопонимания, дело сводилось к столкновению между "узким", "нормативистским", и "широким" подходом к праву. Но спор, в сущности, был не об объеме понятия. Попытки некоторых авторов осудить нормативизм в праве не могли быть успешными, потому что право, как бы мы его ни понимали, в каких бы терминах ни определяли, всегда и неизменно нормативно. Любая концепция, игнорирующая это обстоятельство, ущербна. Точно так же нельзя избежать и "широты" понимания права, ибо право развертывается на разных уровнях бытия, оно намного сложнее и масштабнее, чем можно себе представить исходя из его определения как совокупности норм.

Дискуссия о понятии права в советской юридической ли­тературе практически не выходила за рамки правового пози­тивизма: одни ее участники не желали покидать почву эта-тического позитивизма, а другие, склонные к социологиза-ции правовых проблем, предлагали конструкции в духе со­циологического позитивизма. Юридическая мысль вновь вращается в привычном круге идей. И хотя в последнее вре­мя наметились довольно интересные подходы к пониманию права (например, в работах В.С.Нерсесянца), проблема по­иска новых определений остается открытой. В невероятно сложных политических и социально-экономических условиях России предстоит сделать выбор основных ориентиров и принципов правового развития, а для этого, прежде все­го, необходим выбор правопонимания.

 

IV. ЖИВОЕ ПРАВО

Живое право есть наиболее естественная и безболезненная форма существования права. Как и естественное право, жи­вое право сверхпозитивно. Позитивное право составляет лишь актуализированную часть живого права, поскольку нормы этого права живут в общественном сознании (или в коллективном бессознательном) и открываются в позитивных формах лишь в процессе правореализации, то есть, напри­мер, в результате решения суда. Живое право существует не везде, но лишь в тех обществах, где право возникло из обы­чая. Эмпирически доступным и действенным оно становится лишь благодаря непосредственной юридической практике -правосудию. Концепции живого права и методы его исследо­вания разрабатываются в рамках различных направлений фе­номенологии права.

Под обычаем, как правило, понимают правила поведе­ния, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение1. К обычным нормам от­носят нравы, традиции, обряды, ритуалы и т.п.

Если мораль есть система совершенно ничем не подкреп­ленных требований к поведению человека, то обычай есть требование, подкрепленное традицией. Традиция в данном случае выступает как обобщение длительной общественной практики, основанное на многократном опробовании тех или иных действий и дающее авторитетное подтверждение их эффективности. Если мораль говорит: "Поступай так-то и не спрашивай, почему ты должен это делать", то обычай го­ворит: "Поступай так-то, потому что так поступали и посту­пают другие". То, что в религии было ясным смыслом, а в

См.: Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996.- С..

морали - абстрактным внутренним чувством, в обычае стано­вится общепринятым стереотипом.

Обычай, так же как и религия и мораль, имеет тенденцию превращаться в право. Данное превращение случается в тех случаях, когда господствующие в форме обычаев основания активности людей, перестают эффективно выполнять свою роль. Обычай становится господствующей формой духа в ре­зультате последовательного кризиса и омертвления религии и морали, поэтому кризис обычая, когда общественное мне­ние теряет свою силу и люди перестают следовать тому, что принято, с необходимостью ведет к возникновению обычного права - системы регулирования активности людей, в которой то, что ранее было просто принято, теперь охраняется реаль­ной властью.

В средние века (V-XI века в Европе) именно обычаи регу­лировали наследственные, семейно-брачные отношения, взаимозависимость людей, их безопасность, военные кон­фликты, территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным механизмом регулирования, как генеалогия) и т.д. И все же обычаи приобрели правовую характеристику лишь тогда, когда, во-первых, их исполне­ние начали обеспечивать церковные или королевские суды, а, во-вторых, они были записаны в разных сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них ссылались при решении споров. Именно суды - новый институт формирующейся европейской государственности в средние века - придавали обычаям правовой характер, пре­вращали обычаи в одну из форм права - правовой обычай. Государство - то или иное европейское королевство - с помо­щью специального государственного органа - королевского суда - признавало за обычаем общеобязательность, фор­мальную определенность, возможность обеспечивать его го­сударственным принуждением. Тем самым, обычай превра­щался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев - в обычное право. В феодальной Франции, напри­мер, было известно до 300 систем местного обычного права (кутюмов). Это право постепенно заменяло денежными штрафами, иными имущественными возмещениями "кровную месть", поединки, снижало агрессивность, укреп­ляло стабильность. В этом своем качестве - правовом - обы­чай действительно подпадает под определение права, как,

впрочем, и другие формы, в которых право находит свое выражение - нормативно-правовой акт, судебный прецедент, некоторые корпоративные нормы, доктрины (в ряде стран) и т.д. Эти формы выражения права дают нам возможность и знать, и ощущать действие права как социального института, в том числе и действие правового обычая.

Примеры возникновения права из обычая относительно немногочисленны, так как в истории достаточно редко бы­вают ситуации, когда дух последовательно, без скачков про­ходит все стадии своей естественной эволюции. Для того чтобы господствующая в конкретном обществе система осно­ваний человеческой активности могла спокойно пройти це­почку форм религия - мораль - обычай - право, это общество должно существовать в достаточно стабильных, можно даже сказать, исторически тепличных условиях - без серьезных по­сягательств воинственных соседей, бурных социальных кри­зисов, революций, стихийных бедствий и т.п. Между тем, именно так сложились обстоятельства для многих стран За­падной Европы, этого укромного уголка Евразии, а особен­но для Британии. Эта расположенная на самом что ни на есть отшибе цивилизованного мира страна последний раз пе­режила завоевание в 1066 г. Именно поэтому британские тра­диции так сильны и играют ведущую роль в регуляции пове­дения британцев; и именно поэтому англо-саксонское право сформировалось как подкрепленный властью обычай, то есть обычное право - common law. Данное обстоятельство, как это ни парадоксально, роднит Британию, которая была крупнейшей в истории метрополией и "оплотом цивилиза­ции" перед лицом мира "дикарей", с некоторыми ее коло­ниями, а именно с так называемыми "примитивными" пле­менами джнуглей и пустынь, многие века прожившими в полной изоляции и также пришедшими к обычному праву.

Как на почве превращения религии в право возникали бо­гословские концепции права, а на почве превращения морали в право появлялись естественно-правовые доктрины, так на основе обобщений превращения норм обычая в правовую сис­тему в конце XVIII - начале XIX веков в Германии сформиро­валась историческая школа права,

Основоположником этого направления юриспруденции стал Густав Гуго (1764 - 1844) - профессор Геттингенского университета, автор "Учебника естественного права, как

философии позитивного права, в особенности - частного права". Виднейшим представителем этой школы был Карл Савиньи (1779 - 1861), изложивший свои взгляды в книге "Право владения", в брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению" и в шеститомном сочи­нении "Система современного римского права". Еще одним лидером исторической школы был Георг Пухта (1798 -1846), к основным произведениям которого относятся работы "Обычное право" и "Курс институций". К представителям исторической школы относят также Гомайера, Шталя и дру­гих. Следует также отметить, что продолжателем некото­рых идей исторической школы права в известной мере можно считать Е.Эрлиха, который выдвинул концепцию "живого права", которое, по сути, как замечает Э.А.Поздняков, "есть не что иное, как то же обычное право, приоритет ко­торого над правом положительным утверждался в немец­кой школе со времен Савиньи и его последователей"2. Это очевидно из положения основанной им школы, что право есть совокупность установлений, повседневных обычаев и принципов справедливости, соблюдаемых членами общест­ва, но не корпус приказов и норм, исходящих от суверенной власти3.

Историческая школа права возникла как определенная ре­акция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средне­вековья. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, по­добно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, не­зависимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности предписаний, которые навязываются обществу людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Как частное, так и публич­ное право возникает спонтанно и своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Законодатель правомочен фиксировать лишь то, что уже сложилось как

2 Поздняков Э.А. Философия государства и права.- М.-1995.- С.207-210.

3 См.: Bodenheimer E. Jurisprudence. The Philosophy and Method of the Law.-Cambridge Massachusetts.- 1974.- P.257.

право. Гуго, например, считал и доказывал, так право созда­ется не только государством, но и самостоятельным развити­ем в виде норм, добровольно принимаемых народом, подоб­но тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от Бога, а развивается сам собою. Акты власти дополняют по­зитивное право, но "сделать" его целиком они не могут. По­зитивное право производно от права обычного, а это послед­нее произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания" и т.п.

Таким образом, право с точки зрения представителей ис­торической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содер­жащиеся в праве HOf мы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правиле нормы путем анализа и изучения опыта существующего права. ?

Консерватизм и ограниченность исторической школы проявились в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изме­нении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регу­лирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить ре­ально существующее право. Представители исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой су­ществующего порядка, каким бы консервативным он ни был (Г.Гуго). Положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они спо­собны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно-исторически под влиянием происходящих в народном духе необъяснимых превращений (К.Савиньи). Законодатель должен стараться максимально точно выражать "общее убеждение нации", при этом условии правовые нормы будут обладать сакральным значением и потому приобретут самодовлеющую ценность (Г.Пухта).

С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может тво-

рить нормы по своему субъективному усмотрению. Его за­дача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и пра­вильно сформулировать их в нормах права.

Историческая школа, опираясь на реальные процессы формирования права в средневековой Европе из обычного права, утверждала, что главное в этих процессах - самоорга­низующие начала, спонтанное, стихийное развитие. При­мерно так же, как развивается национальный дух, язык, -утверждали сторонники исторической школы права, - разви­вается и право.

Эта школа использовала категории общей воли, общего убеждения. Савиньи писал: "право существует в общем на­родном духе и, стало быть, в общей воле, которая постольку является и волею каждого отдельного индивида. Но индивид в силу своей свободы может в том, что он думает и чего он желает, быть лишь как член целого". Таким образом, исто­рическая школа, используя принцип историзма, связывало право с более глубокими этнокультурными пластами, с само­организующейся природой права, его эволюцией.

Савиньи в 1814 г. выступил со знаменитым памфлетом, который был направлен против предложения о кодификации законов различных немецких княжеств на базе Римского пра­ва и кодекса Наполеона, также в общем основывавшегося на том же Римском праве. Савиньи подверг это предложение резкой критике. В основе главной его посылки лежало ут­верждение, что право не является чем-то, что можно соз­дать по произволу и преднамеренно каким-нибудь законода­телем. Право, считал он, есть продукт "внутренних, молча­ливо действующих сил". Оно глубоко укоренено в прошлом нации, и его истинные истоки находятся в народной вере, обычаях и "здравом смысле народа". Подобно языку, госу­дарственному устройству, манере поведения народа, право определяется, прежде всего, особым характером нации, ее "национальным духом" (Volksgeist). В каждом народе, ука­зывал Савиньи, развиваются определенные традиции и обы­чаи, которые благодаря их непрерывному действию перехо­дят в юридические нормы. Только путем тщательного изуче­ния этих традиций и обычаев можно найти и подлинное содержание права. Право в его действительном значении идентично мнению народа относительно его прав и справед-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.