|
|||
Тихонравов, Ю. В. 31 страницаШтаммлер проводит дифференциацию права в целом на справедливое и несправедливое. Идея такого разграничения состоит в конечном итоге в том, чтобы доказать: "нет никаких особых правовых положений, которые бы включали в свое условное содержание безусловный состав". Иными словами, нет правовых положений, являющихся раз и навсегда только справедливыми или исключительно несправедливыми в любых ситуациях. "Безусловно действуют лишь формальные условия... Сумма этих формальных условий, набор наиболее абстрактных признаков, с помощью которых охватывается и квалифицируется весь "изменяющийся и изменчивый правовой материал образует своего рода "естественное право". Самому праву по его сути внутренне свойственно желание достигать объективно справедливого упорядочения социальной жизни, ему внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Но оно (веление) никогда не останавливается окончательно в каком-то одном историческом пункте. Постоянно происходит изменение содержания, прежде считавшегося материально справедливым, "и человечеству суждено всегда вынашивать все лучшее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам". Тем самым Штаммлер вводит в систему своих правовых воз эре- ний принцип развития, воплощением которого выступает категория "естественного права с меняющимся содержанием". Ее дух оказался созвучным наступившему в XX в. (особенно в Европе) процессу возрождения концепций естественного права. Другой выдающийся представитель кантианской философии права Густав Радбрух (1878 - 1949) - немецкий правовед и социолог, профессор Кильского и Гейдельбергского университетов. В 1933 г. он был отстранен нацистами от преподавательской деятельности, а с 1945 г. стал деканом юридического факультета Гейдельбергского университета. Трактовка права, даваемая Радбрухом, сводится к аксиологической конструкции неокантианского типа (Радбрух - последователь баденской школы), согласно которой права может быть понято только исходя из априорной идеи права, определяющей его цели. В свою очередь, эта "идея права" состоит из "сопряжения" трех основных ценностей: справедливости, целесообразности и правовой стабильности, изучение которых и является целью философии права, в отличие от теории права, выполняющей практические задачи по толкованию, систематизации и т.п. действующего права. Метод философии права, по Радбруху,- это особый умозрительный оценочный подход; обязательный элемент метода - релятивизм. После 2-й мировой войны Радбрух пытался связать свою конструкцию с возрождением естественного права. Забвение естественного права и позитивистский подход к- закону явились, по мнению Радбруха, чуть ли не важнейшей причиной утверждения фашизма. В России кантианство, представлявшее собой рационализм, очищенный от эмпирической примеси10, наиболее ярко проявилось в работах П.И.Новгородцева. Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) окончил юридический факультет Московского университета. С 1896 он был приват-доцентом, а с 1904 - профессором Московского университета. С 1906 Новгородцев - директор и профессор Московского высшего коммерческого института. Кроме того, он был одним из видных теоретиков партии кадетов. См.: Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение.-1984.- N. При разрешении морально-правовой проблемы (центральной в его теории) необходимо, по Новгородцеву, исходить из априорных "указаний" нравственного сознания. Эту методологию Новгородцев использовал для обоснования концепции естественного права, возрождение которой он проповедовал в начале XX в. Естественно-правовая проблема для Новгородцева (в ее трактовке он близок к Штаммлеру) -это проблема прежде всего моральная, суть ее заключается в том, чтобы "...установить моральные требования, предписывающие идеальные пути развития"11. Природа же нравственности может быть понята лишь при изучении ее как внутренне-психологического и самоценного нормативно-этического явления, как "закона личной жизни". П.И.Новгородцев, исходя из кантовского представления об определяющей значимости нравственных начал в человеке, выводил право из требований нравственного закона, рассматривал право с точки зрения его идеальной цели. И естественное право в этом смысле предстает как безусловное веление разума. По выражению П.Стучки, "философия права сама слабая часть учения Канта, так как, в конце концов, и право у него - не продукт эмпирического интереса, а понятие, относящееся к общему, необходимому назначению человека, ибо цель права у Канта - ставить условия, при которых произвол одного может быть примирен с произволом другого по общему закону природы"13. Рационализм, который лежал в основе неокантианских взглядов, принципиально разобщал естественное и положительное право. 11 Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма.- М.-1902.- C.2SS. 12 Там же.-С.281. 13 Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права.- Рига.- 1964.- С. 200. Автор разделяет мнение Ю.Я. Баски на о том, что концепцию Канта следует относить к естественно-правовому направлению, которое само по себе тоже неоднозначно. Поэтому, вероятно, нет необходимости определять ее как "моралистскую теорию особого типа", как склонен считать Л.А. Калинников (см.:. Калинников Л.А. Рецензия на книгу Ю.Я. Баскина "Кант" (Из истории политической и правовой мысли.-М.- 1984) // Правоведение.- N 1.- 1986.- С. 102.
3.2. Гегельянская философия права Специфический смысл философии права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), как отмечалось В.С.Нерсесянцем, раскрывается в его расхождении с естественно-правовой концепцией Канта. "В то время как философия Канта "идею" рассматривала, так сказать, в положении покоя, идею в ее движении поставил предметом своего анализа другой философ-идеалист, Гегель"14. Проблемы права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве", "Феноменология духа", "Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг", "Философия духа", "Философия истории", "Английский билль о реформе 1831 г." и др. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о праве изложено в "Философии права". "Философия права" (1820) - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких классических, трудов по политической и правовой философии, как "Государство" и "Законы" Платона, "Политика" Аристотеля, "О государстве" и "О законах" Цицерона, "Государь" Макиавелли, "Левиафан" Гоббса, "Богословско-политический трактат" Спинозы, "О духе законов" Монтескье, "Об общественном договоре" Руссо, "Метафизические начала учения о праве" Канта, "Основы естественного права" Фихте и т.д. Последующая - вплоть до современности - историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно продемонстрировала его непреходящее значение. "Философия права" представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий. 14 Стучка П.И. Указ, соч.- С.200. Вопросы общества, политики, государства, права, законодательства постоянно привлекали внимание Гегеля. Уже в студенческие годы (1788-1793) он занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии (и прежде всего взглядов Плато-n;i, Аристотеля, Руссо, Канта, представителей французско-m и немецкого Просвещения), итогов всемирной политической истории (истории и значения античного полиса, связей христианства и государства, идей и результатов француз-< кой революции и т.д.) Это нашло отражение в таких его 1>;шних работах, как "Народная религия христианство" (1792-1/^5). "Позитивность христианской религии" (1795-1796), письма к Шеллингу (Бернский период), "Первая программа шстемы немецкого идеализма" (1796), "О внутренних отношениях в Вюртемберге" (1798) и др. Большое влияние на взгляды Гегеля оказала Французская (кчмшюция - главное всемирно-историческое событие той точи. Антифеодальный и антидеспотический характер этой (н-шиюции, ее первые шаги, идеи 1789 г. вызвали восторг и нос хищение молодого Гегеля. Вместе с тем для него ха-P.Iмерно уже в эти годы резко отрицательное отношение к мое не дующим этапам развития французской революции, к нм»Гжнскому террору. Такой подход к французской револю-нии I) принципе характерен для Гегеля и в последующие гоны I In л итико-правовой проблематике была посвящена первая муГшикация Гегеля в 1798 г.- перевод и комментарии к работе гйцарского адвоката Ж.Карта, представлявшей собой кри- iiiKv Пернской олигархии15. В своих комментариях молодой i гимн, остро критикует деспотический произвол и беззаконие и меитсльности бернских властей, форму правления, не осно-м шную на конституции, принципе разделения властей, граж-гыигних законах. 1'чд существенных аспектов гегелевской концепции фило- государства и права разработан в сочинениях ской философии и его отношении к науке о позитивном поа-ве" (1802-1803)17. В "Системе нравственности" (1802-1803)18 тематика будущей гегелевской философии права раскрывается в процессе философского исследования понятия нравственности, которое трактуется как синтез своих составных моментов (абстрактной личности, семьи, морали). Поиски места философско-правовой тематики в рамках философской системы отражены в произведении "Йенская реальная философия (1805-1806)19, где политико-правовые проблемы отнесены к разделу "Философия духа" и освещаются в рубриках: "Субъективный дух" (проблема воли), "Действительный дух" (вопросы договора, преступления и наказания, закона), "Конституция" (сословный строй общества, правительство, государство и церковь). В разделе о духе исследуется "нравственность" (вся социальная и политико-правовая тематика, которая отражена в "Феноменологии духа" (1807))20. Существенное значение для формирования гегелевской концепции философии права имели как содержащиеся в "Феноменологии духа" положения о роли и месте понятия в методологии гегелевской философии, так и развитие их в "Науке логики" (1812-1816), где содержится обоснование диалектики в качестве универсального и абсолютного метода дознания, раскрывается логика спекулятивного подхода в виде диалектического постижения противоположноетей в их единстве, освещается процесс диалектического движения понятия, его имманентного развития, восхождения от абст рактного к конкретному и т.д.21 Эти методологические положения лежат в основе гегелевской разработки понятия права в рамках философии права как составной части философской системы и особой философской дисциплины. Большой круг проблем общества, государства, политики и права освещен в ряде других произведений Гегеля: в 17 См.: Там же .- 1978.- С. 185-275. 18 См.: Там же.- С.276-367. См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т.1.- М.-1970.- С.285-385. См.: Гегель Г.В.Ф. Система наук.- 4.1: Феноменология духа.- М - 1959 -С.233-361. 21 Подробнее см.: Малинян В.А. Диалектика Гегеля и аитигегельянство.-М.- 1983; Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики".- М.- 1984. "Философской пропедевтике" (1808-1811)а, "Отчетах сословного собрания королевства Вюртемберг" (1817)23. Тематически они предвосхищают то, что в более сжатом виде изложено в соответствующих разделах последующей "Философии права". В почти завершенном виде основные идеи и положения гегелевского философского учения об обществе, государстве и праве содержатся в "Философии духа" - третьей части "Энциклопедии философских наук" (1817). Здесь раздел "Объективный дух" (право, моральность, нравственность), расположенный между разделами о субъективном духе и абсолютном духе, фактически представляет собой сжатый энциклопедический вариант уже по существу сформировавшейся концепции философии права24. Различные лекционные варианты философии права Гегеля сохранились в записях студентов, когда в качестве профессора Гейдельбергского университета в 1817/18 году философ прочел курс лекций под названием "Естественное право и паука о государстве", а с переходом в 1818 г. в Берлинский университет читал курс лекций под различными наименованиями: "Основания естественного права и науки о государстве", "Естественное и государственное право или философия права" на протяжении ряда лет до конца жизни. Как "руководство к лекциям по философии права"25. Гегель характеризует и саму "Философию права" - итог многолетних неустанных исследований. Философско-правовая проблематика остается в центре внимания Гегеля и после выхода в свет "Философии права". Об этом свидетельствуют его заметки к тексту изданной книги, лекции по данному предмету, последняя была прочитана 11 ноября 1831 г,, то есть за три дня до смерти философа, которая последовала 14 ноября 1831г, Многие проблемы фнлософско-правового профиля освещались Гегелем и в ряде других лекционных курсов, в частности в лекциях по истории философии, эстетике, фнлосо- п См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т. 2.-1971.- С.5-209. м См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т 1.- С.427-562. 1 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.-Т.З: Философия луха.-М.- 1977.-С.326-381. Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.- С.44. фии религии и философии истории. Примечательно, что вся всемирная история трактуется им под философско-правовым углом зрения - как прогресс в сознании свободы и ее объективации в политико-правовых формах и институтах26. Для стойкого интереса Гегеля к правовой проблематике весьма знаменательно, что и первое сочинение философа и последнее - "Английский билль о реформе 1831 г." были посвящены политической тематике. В "Философии права" в концептуально-концентрированной форме отражены достижения гегелевской философской мысли в области социальных, политических и правовых проблем, сильные и слабые моменты его диалектики в области политики. в "Философия права", представляющая собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, является "частью философии"27, а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа. В "Философии права" как составной части системы гегелевской философии28 развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных - от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству). В общей гегелевской схеме развития духа объективный дух - это этап в самопознании, и именно поэтому общество, государство, право и все относящееся к сфере объективного духа в "Философии права" исследуется и трактуется с позиции абсолютного духа (то есть с философской точки зрения). В утверждении о том» что со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, Гегель ссылается на анализ всего предшествующего развития духа. Философия права в качестве части философии имеет "определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что См.: Гегель. Философия истории.- М.-Л.-1935.- С.98-99,102 и ел. Гегель. Философия права.- С.60. 28 Необоснованным является положение М.Г.Галлера о том, что политическая философия Гегеля, лишенная какой-либо завершенной концепции и представляющая собой несистематизированный проект, находится вне гегелевской системы философии (См.: Haller M. Sustem und Gesellschaft. Krise und Kritik der politischen Philosophic Hegels.- Stllttgart.-1981.-S.28 etc. ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как данное"29. Гегель, располагая таким дедуктивно полученным понятием права в соответствии с основными посылками своей диалектики, прослеживает осуществление этого понятия в действительности. Поскольку же осуществление, реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, постольку предметом гегелевской философии права оказывается идея права. "Философская наука о праве,- отмечает Гегель,- имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление"30. Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность - объективация форм права и свободы. Понятия права и свободы, как исходные моменты и содержание объективного духа, подготовлены в недрах и ходе развития субъективного духа - в этом смысл гегелевской отсылки к предшествующим разделам своей системы философии. Целостное освещение различных ступеней духа дано Гегелем в "Философии духа". Субстанция, сущность духа есть, по Гегелю, свобода. Субъективный дух свободен лишь в отношении к себе, в отношении же к некоему другому он еще не свободен; это, по Гегелю, означает, что субъективный дух свободен в себе, но не для себя. Когда же дух свободен не только в себе, но и для себя - это объективный дух, тут свобода приобретает впервые форму объективной реальности, форму наличного бытия. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и приобретает внешнюю реальность своей свободы: ">..объективность духа входит в свои права"31. Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для понимания права важны как момент саморазвивающегося понятия права, так и система наличных определений права, кото Гегель Г.В.Ф. Философия права.- С.бО. 30 Гегель Г.В.Ф. Философия права.- С.59. рая получается в ходе осуществления понятия. "Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления,- отмечает Гегель,- есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятие"12. Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями33. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрывается в "Философии права"34. Этой понятийной трактовкой права "Философия права", содержащая систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному, отличается от всех других произведений Гегеля, где в той или иной мере и форме также затрагивается тематика права и объективного духа. Так, в "Феноменологии духа", где освещается нравственность (право, мораль, государство, война и т.д.), нет понятийного рассмотрения затрагиваемых объектов, но есть лишь путь являющегося и развивающегося сознания в направлении к понятию, тогда как в научной системе философии (начиная с "Науки логики" и включил "Философию права") речь идет именно о диалектическом движении понятия. В "Феноменологии духа" Гегель показывает "путь" постижения духом своего понятия; дальнейшее развертывание духа есть собственно философская наука в ее гегелевском понимании. Итак, значение всей "Феноменологии духа" в ее отношении к системе гегелевской философии состоит в обос- 32 Гегель. Философия права.- С.59. 33 В дальнейшем, особенно в XX в., наблюдается тенденция перемещения философии права из сферы философских дисциплин в сферу юридических наук, и в настоящее время многие концепции философии права разработаны в рамках юриспруденции. Разработка философии права в виде самостоятельной юридической дисциплины, разумеется, не означает ее разрыва с философией. 34 Fulda H.F. Das Recnt der Philosophic in Hegels Philosophic des Rechts,-Frankftirt am Main.- 1968. ковании понятия как специфического инструмента философского анализа. Без уяснения особого смысла категории "понятие" вообще невозможно понять ни один из разделов гегелевской системы философии, в том числе и " философию права". Продолжая намеченное в "Феноменологии духа", Гегель и "Науке логики" освещает абсолютный метод познания, раскрывает диалектическое движение понятия. На этом пути философия, по мысли Гегеля, предстает как объективная, показательная наука. Хотя в "Науке логики" речь идет о диалектике понятия вообще (а не понятия права), однако это произведение имеет не только специальный логико-философский, гносеологический, но и общесоциальный (мысл. Суть дела, конечно, не в отдельных проницательных и исторически прогрессивных суждениях по политико-правовым вопросам, содержащихся в этой работе. В обосно-ишшой здесь концепции диалектического развития резюмированы воззрения не только Гегеля-философа, но и Гегеля-исследователя социально-политической, правовой, этической и исторической проблематики. Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, нрава, политики, законодательства, человеческой жизни, несмирной истории. Логическое изображение, подчеркивает I сгель, есть "всеобщий способ, в котором все отдельные способы сняты и заключены"35. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что ни один объект (в том числе i осударственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления. Философия, поясняет Гегель в "Науке логики", есть "наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому ч го ее способ наивысший - понятие"36. Абсолютная идея как 'единственный предмет и содержание философии" имеет 'разные формообразования", по Гегелю, и философское по-t гижение "самоопределения и обособления" абсолютной идеи "задача отдельных философских наук"37. Такой "отдельной философской наукой" является наряду с "философией исто- " Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- Т.З.- М.-1972.- С.289. "' Гам же.- С.289. " Гам же.-С.288-289. рии", "философией религии", "историей философии" и т,д. также и "философия права". Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право, политика и т.д.) предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку "сам метод расширяется в систему"38. Несмотря на специфику и особенности объектов рассмотрения, "особенные философские науки", в том числе и философия права, не имеют, по Гегелю, своих специфических методов исследования. Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а конструирует, создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода. Собственно тождество предмета и метода (от исходного момента до развертывания в целостную систему) гегелевской философии права означает равенство их понятийного содержания. Специфическая диалектика политико-правовой сферы и гегелевской философии права проявляется окольным путем. То-, что Гегелем обозначается в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со своим смыслом и содержанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель, в ходе исследования права, государства, политики неизбежно трансформируется и приобретает иные, нозые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала, специфическим содержанием и собственной логикой предмета рассмотрения. Очевидно, что без подобной трансформации, добавляющей нечто новое, специфическое к "дух^ логики", без своеобразной "политизации" логики гегелевская философия права представляла бы интерес лишь для логики, но не для наук о государстве, праве, политике. Вся гегелевская работа по диа-лектико-логической конструкции мира объективного духа (развитие идеи права, развертывание понятия права в мир права) сопровождается социально-политической и этически 38 Там же.- С.304. 3. Классяческая философия права значимой трансформацией применяемого Гегелем понятийного аппарата диалектического исследования. В процессе обоснования Гегелем исторически определенных и конкретных политико-правовых взглядов в "Философии права" обнаруживаются политический смысл и значение самой диалектики в ее применении к проблематике государства, права. Это политическое значение диалектики есть то принципиально новое, что мы узнаем о ней в "Философии права" по сравнению с "Наукой логики". Представляется поэтому правомерным выделить в структуре политико-правового содержания гегелевской философии нрава два компонента: а) конкретно-исторический компонент - исторически конкретные политические и правовые взгляды, развитые Гегелем в "Философии права", и б) теоретический компонент - совокупность политически шачимых концептуальных положений, вытекающих из геге-певского применения диалектики к сфере политики. В области философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные политико-правовые взгляды. Для самого Гегеля конкретно-исторический и теоретический элементы структуры политического содержания "Философии права" даны в неразрывном юждестве, то есть применение понятийного аппарата диа-нектики тождественно развитию и выражению определенной социальной и политико-правовой позиции. Однако для существа дела - понимания и трактовки проблем личности, общества, государства, права, свободы - способ подхода да-IICKO не безразличен, что обнаруживается в дополнительном «к конкретно-историческим взглядам) политическом и этиче-i ком значении гегелевских теоретических конструкций и пошожных отсюда выводах. Так, исторически конкретные и определенные взгляды на общество, государство и право, развитые в "Философии пра-нн", свидетельствуют со всей очевидностью о буржуазном характере социально-политической позиции Гегеля. Однако сами по себе исторически конкретные политические и правовые inгляды, разделяемые и обосновываемые Гегелем в Философии права", не являлись, конечно, его логико-Философским изобретением и в те времена были широко из- вестны хотя бы по практическому и теоретическому опыту французов и англичан. Специфика политико-правового содержания доктрины Гегеля обусловлена его трактовкой диалектики в сфере объективного духа. Сам Гегель, говоря о своеобразии собственного философского рассмотрения проблем права и государства, в "Философии права" акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. "Мысля идею государства,- подчеркивает он,- надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога"39. В "Философии права" отчетливо видно, как кажущийся первоначально политически нейтральным понятийный аппарат все более наполняется политике-этическим смыслом, обозначая определенную политическую и этическую позицию. Понятие права самоуглубляется и движется от абстрактного к наивысшему, то есть к конкретно истинному. В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как неподлинные и неистинные "снимаются". В плане политических и этических результатов гегелевского применения диалектики это означает превращение процедуры и схемы движения понятия права в табель о политических рангах субъектов общественной и государственно-правовой жизни. В логико-диалектических формах и процедурах конкретизации понятия в гегелевской философии права решаются политические судьбы. Личность, семья, общество, государство - это не только последовательность предметов исследования, но и шкала их реальной ценности, объективной значимости в диалектически иерархи-зированной политической и правовой жизни. Теоретические конструкции гегелевской философии права - концепция разумной действительности, понимание и изображение процесса общественно-политической жизни в виде торжества конкретного (всеобщего и целостного) над его составными частями и абстрактными моментами, методология и приемы конкретизации понятия права, реализация свободы в иерархический ряд прав, трактовка государства как истины и цели всего объективно-духовного развития и т.п. -несут весьма существенную, политически значимую нагруз-
|
|||
|