Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 31 страница



Штаммлер проводит дифференциацию права в целом на справедливое и несправедливое. Идея такого разграничения состоит в конечном итоге в том, чтобы доказать: "нет ника­ких особых правовых положений, которые бы включали в свое условное содержание безусловный состав". Иными сло­вами, нет правовых положений, являющихся раз и навсегда только справедливыми или исключительно несправедливыми в любых ситуациях. "Безусловно действуют лишь формаль­ные условия... Сумма этих формальных условий, набор наи­более абстрактных признаков, с помощью которых охватыва­ется и квалифицируется весь "изменяющийся и изменчивый правовой материал образует своего рода "естественное пра­во".

Самому праву по его сути внутренне свойственно желание достигать объективно справедливого упорядочения социаль­ной жизни, ему внутренне свойственно движение к социаль­ному идеалу. Но оно (веление) никогда не останавливается окончательно в каком-то одном историческом пункте. Посто­янно происходит изменение содержания, прежде считавшего­ся материально справедливым, "и человечеству суждено все­гда вынашивать все лучшее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам". Тем самым Штаммлер вводит в систему своих правовых воз эре-

ний принцип развития, воплощением которого выступает ка­тегория "естественного права с меняющимся содержанием". Ее дух оказался созвучным наступившему в XX в. (особенно в Европе) процессу возрождения концепций есте­ственного права.

Другой выдающийся представитель кантианской филосо­фии права Густав Радбрух (1878 - 1949) - немецкий правовед и социолог, профессор Кильского и Гейдельбергского уни­верситетов. В 1933 г. он был отстранен нацистами от преподавательской деятельности, а с 1945 г. стал деканом юридического факультета Гейдельбергского университета. Трактовка права, даваемая Радбрухом, сводится к аксиологи­ческой конструкции неокантианского типа (Радбрух - после­дователь баденской школы), согласно которой права может быть понято только исходя из априорной идеи права, опре­деляющей его цели. В свою очередь, эта "идея права" со­стоит из "сопряжения" трех основных ценностей: справедли­вости, целесообразности и правовой стабильности, изучение которых и является целью философии права, в отличие от теории права, выполняющей практические задачи по толко­ванию, систематизации и т.п. действующего права. Метод философии права, по Радбруху,- это особый умозрительный оценочный подход; обязательный элемент метода - реляти­визм. После 2-й мировой войны Радбрух пытался связать свою конструкцию с возрождением естественного права. Забвение естественного права и позитивистский подход к- за­кону явились, по мнению Радбруха, чуть ли не важней­шей причиной утверждения фашизма.

В России кантианство, представлявшее собой рациона­лизм, очищенный от эмпирической примеси10, наиболее яр­ко проявилось в работах П.И.Новгородцева.

Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) окончил юри­дический факультет Московского университета. С 1896 он был приват-доцентом, а с 1904 - профессором Московского университета. С 1906 Новгородцев - директор и профессор Московского высшего коммерческого института. Кроме то­го, он был одним из видных теоретиков партии кадетов.

См.: Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном пра­воведении // Правоведение.-1984.- N.

При разрешении морально-правовой проблемы (центральной в его теории) необходимо, по Новгородцеву, исходить из априорных "указаний" нравственного сознания. Эту методологию Новгородцев использовал для обоснования концепции естественного права, возрождение которой он проповедовал в начале XX в. Естественно-правовая проблема для Новгородцева (в ее трактовке он близок к Штаммлеру) -это проблема прежде всего моральная, суть ее заключается в том, чтобы "...установить моральные требования, предпи­сывающие идеальные пути развития"11. Природа же нравст­венности может быть понята лишь при изучении ее как внутренне-психологического и самоценного нормативно-этического явления, как "закона личной жизни".

П.И.Новгородцев, исходя из кантовского представления об определяющей значимости нравственных начал в челове­ке, выводил право из требований нравственного закона, рас­сматривал право с точки зрения его идеальной цели. И есте­ственное право в этом смысле предстает как безусловное ве­ление разума. По выражению П.Стучки, "философия права сама слабая часть учения Канта, так как, в конце концов, и право у него - не продукт эмпирического интереса, а поня­тие, относящееся к общему, необходимому назначению че­ловека, ибо цель права у Канта - ставить условия, при кото­рых произвол одного может быть примирен с произволом другого по общему закону природы"13. Рационализм, кото­рый лежал в основе неокантианских взглядов, принципи­ально разобщал естественное и положительное право.

11 Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Про­блемы идеализма.- М.-1902.- C.2SS.

12 Там же.-С.281.

13 Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права.- Рига.- 1964.- С. 200. Автор разделяет мнение Ю.Я. Баски на о том, что концепцию Канта следует относить к естественно-правовому на­правлению, которое само по себе тоже неоднозначно. Поэтому, вероятно, нет необходимости определять ее как "моралистскую теорию особого типа", как склонен считать Л.А. Калинников (см.:. Калинников Л.А. Рецензия на книгу Ю.Я. Баскина "Кант" (Из истории политической и правовой мысли.-М.- 1984) // Правоведение.- N 1.- 1986.- С. 102.

 

3.2. Гегельянская философия права

Специфический смысл философии права Георга Виль­гельма Фридриха Гегеля (1770-1831), как отмечалось В.С.Нерсесянцем, раскрывается в его расхождении с естест­венно-правовой концепцией Канта. "В то время как филосо­фия Канта "идею" рассматривала, так сказать, в положении покоя, идею в ее движении поставил предметом своего ана­лиза другой философ-идеалист, Гегель"14.

Проблемы права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах эволюции его воззрений. Эта тематика об­стоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как "Конституция Германии", "О научных спо­собах исследования естественного права, его месте в практи­ческой философии и его отношении к науке о позитивном праве", "Феноменология духа", "Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг", "Философия духа", "Философия истории", "Английский билль о реформе 1831 г." и др.

В наиболее цельном и систематическом виде учение Геге­ля о праве изложено в "Философии права". "Философия права" (1820) - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких класси­ческих, трудов по политической и правовой философии, как "Государство" и "Законы" Платона, "Политика" Аристотеля, "О государстве" и "О законах" Цицерона, "Государь" Макиа­велли, "Левиафан" Гоббса, "Богословско-политический трак­тат" Спинозы, "О духе законов" Монтескье, "Об общест­венном договоре" Руссо, "Метафизические начала учения о праве" Канта, "Основы естественного права" Фихте и т.д. Последующая - вплоть до современности - историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно проде­монстрировала его непреходящее значение.

"Философия права" представляет собой синтез философ­ских и политико-правовых исследований Гегеля на протяже­нии ряда десятилетий.

14 Стучка П.И. Указ, соч.- С.200.

Вопросы общества, политики, государства, права, законо­дательства постоянно привлекали внимание Гегеля. Уже в студенческие годы (1788-1793) он занят творческим освоени­ем и осмыслением достижений предшествующей политиче­ской и правовой философии (и прежде всего взглядов Плато-n;i, Аристотеля, Руссо, Канта, представителей французско-m и немецкого Просвещения), итогов всемирной политиче­ской истории (истории и значения античного полиса, связей христианства и государства, идей и результатов француз-< кой революции и т.д.) Это нашло отражение в таких его 1>;шних работах, как "Народная религия христианство" (1792-1/^5). "Позитивность христианской религии" (1795-1796), письма к Шеллингу (Бернский период), "Первая программа шстемы немецкого идеализма" (1796), "О внутренних отно­шениях в Вюртемберге" (1798) и др.

Большое влияние на взгляды Гегеля оказала Французская (кчмшюция - главное всемирно-историческое событие той точи. Антифеодальный и антидеспотический характер этой (н-шиюции, ее первые шаги, идеи 1789 г. вызвали восторг и нос хищение молодого Гегеля. Вместе с тем для него ха-P.Iмерно уже в эти годы резко отрицательное отношение к мое не дующим этапам развития французской революции, к нм»Гжнскому террору. Такой подход к французской револю-нии I) принципе характерен для Гегеля и в последующие го­ны

I In л итико-правовой проблематике была посвящена первая муГшикация Гегеля в 1798 г.- перевод и комментарии к работе

гйцарского адвоката Ж.Карта, представлявшей собой кри-

iiiKv Пернской олигархии15. В своих комментариях молодой i гимн, остро критикует деспотический произвол и беззаконие и меитсльности бернских властей, форму правления, не осно-м шную на конституции, принципе разделения властей, граж-гыигних законах.

1'чд существенных аспектов гегелевской концепции фило-

государства и права разработан в сочинениях

ской философии и его отношении к науке о позитивном поа-ве" (1802-1803)17.

В "Системе нравственности" (1802-1803)18 тематика буду­щей гегелевской философии права раскрывается в процессе философского исследования понятия нравственности, ко­торое трактуется как синтез своих составных моментов (абстрактной личности, семьи, морали).

Поиски места философско-правовой тематики в рамках философской системы отражены в произведении "Йенская реальная философия (1805-1806)19, где политико-правовые проблемы отнесены к разделу "Философия духа" и освеща­ются в рубриках: "Субъективный дух" (проблема воли), "Действительный дух" (вопросы договора, преступления и наказания, закона), "Конституция" (сословный строй обще­ства, правительство, государство и церковь). В разделе о ду­хе исследуется "нравственность" (вся социальная и политико-правовая тематика, которая отражена в "Феноменологии ду­ха" (1807))20.

Существенное значение для формирования гегелевской концепции философии права имели как содержащиеся в "Феноменологии духа" положения о роли и месте понятия в методологии гегелевской философии, так и развитие их в "Науке логики" (1812-1816), где содержится обоснование диалектики в качестве универсального и абсолютного метода дознания, раскрывается логика спекулятивного подхода в виде диалектического постижения противоположноетей в их единстве, освещается процесс диалектического движения понятия, его имманентного развития, восхождения от абст рактного к конкретному и т.д.21 Эти методологические поло­жения лежат в основе гегелевской разработки понятия права в рамках философии права как составной части философской системы и особой философской дисциплины.

Большой круг проблем общества, государства, политики и права освещен в ряде других произведений Гегеля: в

17 См.: Там же .- 1978.- С. 185-275.

18 См.: Там же.- С.276-367.

См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т.1.- М.-1970.- С.285-385.

См.: Гегель Г.В.Ф. Система наук.- 4.1: Феноменология духа.- М - 1959 -С.233-361.

21 Подробнее см.: Малинян В.А. Диалектика Гегеля и аитигегельянство.-М.- 1983; Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики".- М.- 1984.

"Философской пропедевтике" (1808-1811)а, "Отчетах сослов­ного собрания королевства Вюртемберг" (1817)23. Тематиче­ски они предвосхищают то, что в более сжатом виде изложе­но в соответствующих разделах последующей "Философии права".

В почти завершенном виде основные идеи и положения гегелевского философского учения об обществе, государстве и праве содержатся в "Философии духа" - третьей части "Энциклопедии философских наук" (1817). Здесь раздел "Объективный дух" (право, моральность, нравственность), расположенный между разделами о субъективном духе и аб­солютном духе, фактически представляет собой сжатый эн­циклопедический вариант уже по существу сформировавшей­ся концепции философии права24.

Различные лекционные варианты философии права Геге­ля сохранились в записях студентов, когда в качестве про­фессора Гейдельбергского университета в 1817/18 году фило­соф прочел курс лекций под названием "Естественное право и паука о государстве", а с переходом в 1818 г. в Берлинский университет читал курс лекций под различными наименова­ниями: "Основания естественного права и науки о государст­ве", "Естественное и государственное право или философия права" на протяжении ряда лет до конца жизни. Как "руководство к лекциям по философии права"25. Гегель ха­рактеризует и саму "Философию права" - итог многолетних неустанных исследований.

Философско-правовая проблематика остается в центре внимания Гегеля и после выхода в свет "Философии права". Об этом свидетельствуют его заметки к тексту изданной кни­ги, лекции по данному предмету, последняя была прочитана 11 ноября 1831 г,, то есть за три дня до смерти философа, ко­торая последовала 14 ноября 1831г,

Многие проблемы фнлософско-правового профиля осве­щались Гегелем и в ряде других лекционных курсов, в част­ности в лекциях по истории философии, эстетике, фнлосо-

п См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т. 2.-1971.- С.5-209. м См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т 1.- С.427-562.

1 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.-Т.З: Философия луха.-М.- 1977.-С.326-381.

Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.- С.44.

фии религии и философии истории. Примечательно, что вся всемирная история трактуется им под философско-правовым углом зрения - как прогресс в сознании свободы и ее объек­тивации в политико-правовых формах и институтах26.

Для стойкого интереса Гегеля к правовой проблематике весьма знаменательно, что и первое сочинение философа и последнее - "Английский билль о реформе 1831 г." были по­священы политической тематике.

В "Философии права" в концептуально-концентрированной форме отражены достижения гегелевской философской мысли в области социальных, политических и правовых проблем, сильные и слабые моменты его диалек­тики в области политики.     в

"Философия права", представляющая собой, согласно ге­гелевской концепции, философскую науку о праве, является "частью философии"27, а именно той частью, которая при­надлежит философии объективного духа.

В "Философии права" как составной части системы ге­гелевской философии28 развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных - от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, граждан­скому обществу и государству).

В общей гегелевской схеме развития духа объективный дух - это этап в самопознании, и именно поэтому общество, государство, право и все относящееся к сфере объективного духа в "Философии права" исследуется и трактуется с пози­ции абсолютного духа (то есть с философской точки зрения).

В утверждении о том» что со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, Гегель ссылает­ся на анализ всего предшествующего развития духа. Филосо­фия права в качестве части философии имеет "определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что

См.: Гегель. Философия истории.- М.-Л.-1935.- С.98-99,102 и ел. Гегель. Философия права.- С.60.

28 Необоснованным является положение М.Г.Галлера о том, что поли­тическая философия Гегеля, лишенная какой-либо завершенной кон­цепции и представляющая собой несистематизированный проект, находит­ся вне гегелевской системы философии (См.: Haller M. Sustem und Gesellschaft. Krise und Kritik der politischen Philosophic Hegels.- Stllttgart.-1981.-S.28 etc.

ей предшествует и что составляет ее так называемое доказа­тельство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как данное"29.

Гегель, располагая таким дедуктивно полученным поня­тием права в соответствии с основными посылками своей диалектики, прослеживает осуществление этого понятия в действительности. Поскольку же осуществление, реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, постоль­ку предметом гегелевской философии права оказывается идея права. "Философская наука о праве,- отмечает Гегель,- имеет своим предметом идею права - понятие права и его осущест­вление"30. Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая дейст­вительность - объективация форм права и свободы.

Понятия права и свободы, как исходные моменты и со­держание объективного духа, подготовлены в недрах и ходе развития субъективного духа - в этом смысл гегелевской от­сылки к предшествующим разделам своей системы филосо­фии. Целостное освещение различных ступеней духа дано Гегелем в "Философии духа". Субстанция, сущность духа есть, по Гегелю, свобода. Субъективный дух свободен лишь в отношении к себе, в отношении же к некоему друго­му он еще не свободен; это, по Гегелю, означает, что субъ­ективный дух свободен в себе, но не для себя. Когда же дух свободен не только в себе, но и для себя - это объективный дух, тут свобода приобретает впервые форму объективной реальности, форму наличного бытия. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и приобретает внеш­нюю реальность своей свободы: ">..объективность духа вхо­дит в свои права"31.

Идея права как предмет философии права означает един­ство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для по­нимания права важны как момент саморазвивающегося поня­тия права, так и система наличных определений права, кото

Гегель Г.В.Ф. Философия права.- С.бО.

30 Гегель Г.В.Ф. Философия права.- С.59.

рая получается в ходе осуществления понятия. "Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществ­ления,- отмечает Гегель,- есть другой существенный для по­знания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятие"12.

Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отлич­ную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характери­стике, лишь с противоречиями33. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основа­нии права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диа­лектика которого и раскрывается в "Философии права"34. Этой понятийной трактовкой права "Философия права", со­держащая систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к кон­кретному, отличается от всех других произведений Гегеля, где в той или иной мере и форме также затрагивается тема­тика права и объективного духа.

Так, в "Феноменологии духа", где освещается нравствен­ность (право, мораль, государство, война и т.д.), нет поня­тийного рассмотрения затрагиваемых объектов, но есть лишь путь являющегося и развивающегося сознания в направлении к понятию, тогда как в научной системе философии (начиная с "Науки логики" и включил "Философию права") речь идет именно о диалектическом движении понятия.

В "Феноменологии духа" Гегель показывает "путь" по­стижения духом своего понятия; дальнейшее развертывание духа есть собственно философская наука в ее гегелевском по­нимании. Итак, значение всей "Феноменологии духа" в ее отношении к системе гегелевской философии состоит в обос-

32 Гегель. Философия права.- С.59.

33 В дальнейшем, особенно в XX в., наблюдается тенденция перемещения философии права из сферы философских дисциплин в сферу юридических наук, и в настоящее время многие концепции философии права разработаны в рамках юриспруденции. Разработка философии права в виде самостоя­тельной юридической дисциплины, разумеется, не означает ее разрыва с философией.

34 Fulda H.F. Das Recnt der Philosophic in Hegels Philosophic des Rechts,-Frankftirt am Main.- 1968.

ковании понятия как специфического инструмента философ­ского анализа. Без уяснения особого смысла категории "понятие" вообще невозможно понять ни один из разделов гегелевской системы философии, в том числе и " философию права".

Продолжая намеченное в "Феноменологии духа", Гегель и "Науке логики" освещает абсолютный метод познания, рас­крывает диалектическое движение понятия. На этом пути философия, по мысли Гегеля, предстает как объективная, показательная наука. Хотя в "Науке логики" речь идет о диалектике понятия вообще (а не понятия права), однако это произведение имеет не только специальный логико-философский, гносеологический, но и общесоциальный (мысл. Суть дела, конечно, не в отдельных проницатель­ных и исторически прогрессивных суждениях по политико-правовым вопросам, содержащихся в этой работе. В обосно-ишшой здесь концепции диалектического развития резюми­рованы воззрения не только Гегеля-философа, но и Гегеля-исследователя социально-политической, правовой, этической и исторической проблематики. Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектиче­ской логики для всех сфер духа: для общества, государства, нрава, политики, законодательства, человеческой жизни, несмирной истории. Логическое изображение, подчеркивает I сгель, есть "всеобщий способ, в котором все отдельные спо­собы сняты и заключены"35. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что ни один объект (в том числе i осударственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

Философия, поясняет Гегель в "Науке логики", есть "наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому ч го ее способ наивысший - понятие"36. Абсолютная идея как 'единственный предмет и содержание философии" имеет 'разные формообразования", по Гегелю, и философское по-t гижение "самоопределения и обособления" абсолютной идеи "задача отдельных философских наук"37. Такой "отдельной философской наукой" является наряду с "философией исто-

" Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- Т.З.- М.-1972.- С.289. "' Гам же.- С.289. " Гам же.-С.288-289.

рии", "философией религии", "историей философии" и т,д. также и "философия права".

Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право, политика и т.д.) предполага­ет реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку "сам метод расширяется в систему"38. Несмотря на специфику и особенности объектов рассмотрения, "особенные философ­ские науки", в том числе и философия права, не имеют, по Гегелю, своих специфических методов исследования.

Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диалектику в ее спеку­лятивно-идеалистической форме, метод предопределяет по­нятийный характер предмета исследования и по существу не исследует объект, а конструирует, создает его, предмет же исследования сводится к понятийному аппарату метода. Собственно тождество предмета и метода (от исходного мо­мента до развертывания в целостную систему) гегелевской философии права означает равенство их понятийного со­держания.

Специфическая диалектика политико-правовой сферы и гегелевской философии права проявляется окольным путем. То-, что Гегелем обозначается в качестве ступени объектив­ного духа, есть особая сфера со своим смыслом и содер­жанием. В силу этого логико-гносеологический смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель, в ходе исследования права, го­сударства, политики неизбежно трансформируется и приоб­ретает иные, нозые характеристики и значения, обусловлен­ные своеобразием исследуемого материала, специфическим содержанием и собственной логикой предмета рассмотрения. Очевидно, что без подобной трансформации, добавляющей нечто новое, специфическое к "дух^ логики", без своеобраз­ной "политизации" логики гегелевская философия права представляла бы интерес лишь для логики, но не для наук о государстве, праве, политике. Вся гегелевская работа по диа-лектико-логической конструкции мира объективного духа (развитие идеи права, развертывание понятия права в мир права) сопровождается социально-политической и этически

38 Там же.- С.304.

3. Классяческая философия права

значимой трансформацией применяемого Гегелем понятий­ного аппарата диалектического исследования.

В процессе обоснования Гегелем исторически определен­ных и конкретных политико-правовых взглядов в "Философии права" обнаруживаются политический смысл и значение самой диалектики в ее применении к проблематике государства, права. Это политическое значение диалектики есть то принципиально новое, что мы узнаем о ней в "Философии права" по сравнению с "Наукой логики".

Представляется поэтому правомерным выделить в струк­туре политико-правового содержания гегелевской философии нрава два компонента:

а) конкретно-исторический компонент - исторически кон­кретные политические и правовые взгляды, развитые Геге­лем в "Философии права", и

б) теоретический компонент - совокупность политически шачимых концептуальных положений, вытекающих из геге-певского применения диалектики к сфере политики.

В области философии права диалектический метод развертывается в систему теоретических конструкций, с помощью которых обосновываются определенные политико-правовые взгляды. Для самого Гегеля конкретно-исторический и теоретический элементы структуры полити­ческого содержания "Философии права" даны в неразрывном юждестве, то есть применение понятийного аппарата диа-нектики тождественно развитию и выражению определенной социальной и политико-правовой позиции. Однако для су­щества дела - понимания и трактовки проблем личности, общества, государства, права, свободы - способ подхода да-IICKO не безразличен, что обнаруживается в дополнительном «к конкретно-историческим взглядам) политическом и этиче-i ком значении гегелевских теоретических конструкций и пошожных отсюда выводах.

Так, исторически конкретные и определенные взгляды на общество, государство и право, развитые в "Философии пра-нн", свидетельствуют со всей очевидностью о буржуазном ха­рактере социально-политической позиции Гегеля. Однако са­ми по себе исторически конкретные политические и правовые inгляды, разделяемые и обосновываемые Гегелем в Философии права", не являлись, конечно, его логико-Философским изобретением и в те времена были широко из-

вестны хотя бы по практическому и теоретическому опыту французов и англичан.

Специфика политико-правового содержания доктрины Ге­геля обусловлена его трактовкой диалектики в сфере объек­тивного духа. Сам Гегель, говоря о своеобразии собственно­го философского рассмотрения проблем права и государства, в "Философии права" акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. "Мысля идею государства,- подчеркивает он,- надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога"39.

В "Философии права" отчетливо видно, как кажущийся первоначально политически нейтральным понятийный аппа­рат все более наполняется политике-этическим смыслом, обозначая определенную политическую и этическую пози­цию. Понятие права самоуглубляется и движется от абст­рактного к наивысшему, то есть к конкретно истинному. В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как неподлинные и неистинные "снимаются". В плане политических и этических результатов гегелевского применения диалектики это означает превра­щение процедуры и схемы движения понятия права в та­бель о политических рангах субъектов общественной и госу­дарственно-правовой жизни. В логико-диалектических фор­мах и процедурах конкретизации понятия в гегелевской фи­лософии права решаются политические судьбы. Личность, семья, общество, государство - это не только последова­тельность предметов исследования, но и шкала их реальной ценности, объективной значимости в диалектически иерархи-зированной политической и правовой жизни.

Теоретические конструкции гегелевской философии права - концепция разумной действительности, понимание и изо­бражение процесса общественно-политической жизни в виде торжества конкретного (всеобщего и целостного) над его составными частями и абстрактными моментами, методо­логия и приемы конкретизации понятия права, реализация свободы в иерархический ряд прав, трактовка государства как истины и цели всего объективно-духовного развития и т.п. -несут весьма существенную, политически значимую нагруз-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.