Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 33 страница



властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за такое органическое единство различных вла­стей, при котором все власти исходят из мощи целого и яв­ляются его "текучими членами". В господстве целого, в зави­симости и подчиненности различных властей государствен­ному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критикует демократическую идею народного су­веренитета и обосновывает суверенитет наследственного кон­ституционного монарха. Поясняя характер компетенции мо­нарха, он отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела опре­деляется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное "я хочу"66.

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия ха­рактеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное созна­ние и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства "в отношении закон­ности и интеллигентности"67.

Законодательная власть, по характеристике Гегеля,- это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты со­ставляют законодательное собрание. Палата пэров формиру­ется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется из ос­тальной части гражданского общества, причем депутаты вы­деляются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования.

Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообще­ний.

66 Гегель Г.В.Ф. Указ, соч.- С.319.

67 Там же.- С.336.

Применительно к конкретно-историческому аспекту ге­гелевского учения следует отметить, что в условиях полу­феодальной Германии философ при всей умеренности и ком-промиссности его воззрений занимал исторически прогрес­сивные позиции, обосновывал необходимость буржуазных преобразований, был сторонником конституционной монар­хии и законности прав и свобод личности, частной собствен­ности и свободы договоров, суда присяжных.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представ­ляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете речь идет о действительности госу­дарства как свободного и нравственного целого. В этом, по мнению Гегеля, состоит "нравственный момент войны", которую "не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность..."68. Гегель предупреждает, что развиваемые им взгляды на необходимость и нравственный момент войны представляют собой лишь философскую идею, тогда как действительные войны нуждаются в более конкретном рассмотрении. Обнаруживаемая и спасаемая бла­годаря войне идеальность целого есть та же самая идеаль­ность, согласно которой внутренние государственные вла­сти, не будучи самостоятельными, являются лишь органи­ческими моментами государственного целого: и в том и в другом случаях речь идет о суверенитете государства (внешнем и внутреннем).

Гарантией независимости государства, по Гегелю, явля­ются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосудар­ственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право -это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, за­конодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования, зависит от суве-

мТамже.-С.354.

ренных воль различных государств, над которыми нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий. Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель вместе с тем не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между госу­дарствами. Государства должны признавать друг друга в ка­честве суверенных и независимых, не вмешиваться во внут­ренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность- и т.п. "Принцип международного права как всеобщего, кото­рое в себе и для себя должно быть значимым в отношениях между государствами, состоит, в отличие от особенного со­держания позитивных договоров, в том, что договоры, на ко­торых основаны обязательства государств по отношению друг к другу, должны выполняться"69.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель, может быть ре­шен лишь войной. С этих позиций Гегель критикует кантов-скую идею вечного мира, поддерживаемого союзом госу­дарств. Вместе с тем философ признает, что даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, пре­ходящий характер войны и возможность мира. "...Война во­обще,- писал Гегель,- ведется не против внутренних инсти­тутов и мирной семейной и частной жизни, не против част­ных лиц"70. Он считает, что новейшие войны ведутся более человечно, чем в прежние времена.

В столкновении различных суверенных воль и через диа­лектику их соотношения выступает, по Гегелю, всеобщий мировой дух, который обладает наивысшим правом по от­ношению к отдельным государствам (духам отдельных наро­дов) и судит их. Вслед за Шиллером Гегель характеризует всемирную историю как всемирный суд.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы пред­ставляет собой по существу историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государст­венных формированиях. В соответствии с этим всемирная ис­тория распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-

исторических мира: восточный, греческий, римский и гер­манский. Им соответствуют следующие формы государств, восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. "Восток знал и зна­ет только, что один свободен, греческий и римский мир зна­ет, что некоторые свободны, германский мир знает, что все

свободны"71.

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает единст­венную возможность составить эпоху всемирной истории. Все Новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой он имеет в виду не только немцев, но скорее вообще народы Северо-западной Европы. Славянские народы, в том числе и народы России, а также народы Соединенных Штатов Северной Америки, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории. В своих взглядах на всемирную историю и место различных государств в прогрессе свободы Гегель, конечно, возвеличивал германские народы и в угоду своей схеме пре­увеличивал, в частности, степень развитости Пруссии и дру­гих немецких государств. Однако ни в его "Философии пра­ва", ни в "Философии истории" не утверждается, будто со­временная ему Пруссия является вполне развитым, а тем более завершающим этапом всемирной истории72.

Известная некритичность и приукрашивание существо­вавших реалий диктовались уже общеметодологическими ус­тановками гегелевского объективного идеализма: конституи-рование целостной философской системы, исходящей из принципа тождества мышления и бытия, действительного и разумного, неизбежно вынуждало преувеличивать степень совершенства и разумности современной философу немецкой действительности. Гегелевская концепция "разумного госу­дарства" в виде конституционной монархии была философ­ским обоснованием политико-правовой программы историче­ски прогрессивных преобразований в тогдашней полуфео­дальной Германии. "Наконец,- писал Ф. Энгельс,- и немец­кая философия, этот наиболее сложный, но в то же время и

Гегель ГВ.Ф. Философия истории.- С. 98. 72 См.: Maurer R.K. Hegel und das Ende der Geschichte.- Frieburg; Munchen.-1980; Brauer O.D. Dialektik der Zeit. Untersuchungen zu Hegels Metaphysik der Weltgeschichte.- Tubingen.-1982.

надежнейший показатель развития немецкой мысли, встала на сторону буржуазии, когда Гегель в своей "Философии права" объявил конституционную монархию высшей и со­вершеннейшей формой правления. Иными словами, он воз­вестил о близком пришествии отечественной буржуазии к власти"73. Это же имел в виду и К. Маркс, когда характери­зовал гегелевскую философию права как "немецкий мыслен­ный образ современного государства..."74.

В конкретно-историческом плане политически прогрес­сивный характер гегелевского учения при всей его умеренно­сти и компромиссности не подлежит сомнению. Поэтому очевидна несостоятельность имевшей ранее хождение оценки философии Гегеля <в том числе и его философии права) в ка­честве "аристократической реакции", по существу зачисляв­шей ее в разряд феодальных доктрин.

Сконструированное Гегелем разумное государство, яв­ляющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в-его системно-развитой целостно­сти, то есть правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса в сознании свободы такое государст­во трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объ­ективация свободы в государственно-правовых формах на­личного бытия. Таким образом, Гегель восхваляет госу­дарство как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господ­ства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом его радикальное отличие как от обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергаю­щих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механиз­ма насилия и террора.

В связи с распространенными в западной литературе оценками гегелевской позиции как тоталитарной следует отметить, что обоснованный философом своеобразный право­вой этатизм является противоположностью ошибочно и тен­денциозно приписываемому ему тоталитаризму75. В геге­левском этатизме правомерно видеть не идеологическую под­готовку тоталитаризма, а авторитетное философское преду­преждение о его опасностях. Ведь тоталитаризм XX в., рас­смотренный с позиций гегелевской философии государства и права,- это антиправовая и антигосударственная форма орга­низации политической власти, модернизированный деспо­тизм. Осмысление гегелевской концепции государства в кон­тексте опыта и знаний XX в. о тоталитаризме позволяет по­нять взаимоисключающую противоположность государствен­ности и тоталитаризма. В этом смысле можно уверенно ска­зать: этатизм против тоталитаризма76. Такая позиция не от­рицает недостатки гегелевского этатизма: возвышение госу­дарства над индивидами и обществом в целом, отрицание либеральной концепции автономии личности. Однако с точки зрения идей правовой государственности существенно отме­тить то, что принцип суверенности государства, признавае­мый гегелевским и иным этатизмом, является по существу одновременно и правовым требованием, необходимым усло­вием для любой концепции и практики существования права и правового государства. Тоталитаризм же во всех его вари­антах и проявлениях - это как раз отрицание данного принци­па суверенности государства, подмена государственных форм и необходимо связанных с ними правовых норм, про­цедур иными, экстраординарными, опирающимися на прямое насилие или угрозу его применения властными структурами, институтами, нормами. Свою неполноцен­ность тоталитаризм как узурпация, подмена и извращение суверенной государственной власти компенсаторно прикры­вает выхолощенными, по преимуществу вербальными кон-

75 Обвинение подобного рода см.: Рассел Б. История западной философии.-М.- 1959.- C.754-76Q; Hormnes J. Krise der Freiheit. Hegel, Marx, Heidegger.-Regensburg.- 1958; Popper K.R. Die offene Gesellschaft und ihre Feinde.- Bd 2. Hegel, Marx und die Folge.- Munchen.- 1977; Schmitt H. Verheissung und Schrecken der Freiheit.- Stuttgart.- 1964,- S.246-261; Edlin G. Hegel als Kriegsverherrlicher und totaiitarer Denker // Schweizer Rundschau.- 1967.- 1 Jalmar. S.40-44; Topitsch E. Die Sozialphilosophie Hegels als Heilslehre und Herrschaftsideotogie.- Munchen.-1981.

76 См.: Нерсесянц B.C. Гегеленская диалектика права: этатизм против то­талитаризма // Вопросы философии.- 1975.- N11.- СЛ45-150.

струкциями и формами, имитирующими государственно-правовой порядок. Но эта внешняя государственно-правовая атрибутика (все эти традиционные государствен­ные названия властно-приказных учреждений, юридиче­ские наименования произвольных принудительных актов) не меняет сути дела - принципиальной несовместимости то­талитаризма с началами права, с идеей и практикой государ­ственного суверенитета, а тем самым и с этатизмом. И именно тоталитаризм, а не этатизм, как нередко ошибочно считают, является радикальным отрицанием прав и свобод личности, независимости и самостоятельности гражданского общества, которое в условиях тоталитаризма полностью по­литизируется и идеологизируется, лишается самостоятельно­сти, разрушается и "поглощается" тоталитарной системой.

Согласно гегелевской диалектике понятия права, движе­нию от абстрактных форм права к конкретному праву госу­дарственного целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мыс­ли. Гегелевская философия, как подчеркивали основополож­ники марксизма, давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических, оппо­зиционных воззрений. Это было наглядно продемонстриро­вано в последующей истории гегельянства77 и трактовок геге­левской философии права с различных идейно-теоретических позиции78.

77 Об основных направлениях современных интерпретаций гегелевской фи­лософии права в западной литературе см.: Hegel-Bilanz. Zur AktualittU der Philosophic Hegels. Hrsg. von R. Heeds und J.Ritter- Frankfurt am Main.-1973; Hegel in der Sicht der neuered Forschung. Hrsg. von I. Fetscher.-Darmstadt.- 1973; Hegel's Political Philosophy / Ed. by Z.A.Pelczynski.-Cambridge.- 1971; Meterialien zu Hegels Rechtsphilosophie. Hrsg. von M. Riedel. Bd 1, 2.- Frankfurt am Main.- 1975; Avineri S. Hegels Theorie des modernen Staates.- Frankfurt am Main.- 1976; Beyer R. Hegel - Der Triumph iles neuen Rechts,- Hamburg.- 1981; Hegel et la philosophic du Droit.- Paris.-1979.

 См. Также: Riedel U. Zwischen Tradition und Revolution. Studien zu Hegels Rechtsphilosophie.- Stuttgart.- 1982; Kant Oder Hegel? Hrsg. Von D.Henrich.-

Одним из первых представителей гегельянства в филосо­фии права после Гегеля стал немецкий юрист Эдуард Ганс (1798 - 1839), с 1820 г. доцент, а с 1825 г. профессор рим­ского права Берлинского университета. Ученик Гегеля, Ганс выступил против господствовавшей в юриспруденции исто­рической школы права и за создание философской школы права в духе Гегеля. Развитие права Ганс рассматривал как выражение абсолютной идеи, а собственность как осуществ­ление вечной, неизменной идеи права.

Влияние гегельянства в философии права усиливается в межвоенный период. Неогегельянство истолковывает идею права в духе панлогизма и полагает, что если нет разумного права, то есть правовой разум, который призван быть во­площенным в позитивном праве; право - это самопроявление разумного права.

Неогегельянскую теорию права разрабатывали Т.Геринг, Литт, Ю.Биндер, Ф.Розенцвейг, Ф.Блашке, Г.Геллер, Г.Гиезе, Л.Циглер, И.Пленте и др.

В России представителями гегельянской философии права были П.Г.Редкий и Б.Н.Чичерин. Русские неогегельянцы стремились приспособить бытие идей к условиям эмпириче­ской действительности. Вместе с тем, изучая эмпирический процесс развития права, в каждой из его стадий они усматри­вали известный момент реализации разумной идеи права, ко­торая и лежала в основе их теоретических суждений79.

Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904) - русский фило­соф-гегельянец, теоретик государства и права, историк и публицист. Учился в Московском университете у Грановско­го. Профессор права Московского университета (1861-1868). При Александре II стал воспитателем наследника престола. Был московским городским головой (1882-1883).

Чичерин стремился разделить сферы нравственности и права (которое в качестве принудительной нравственности есть безнравственность); как гарантия личной свободы право

Stuttgart.- 1983; Mayinger J. Hegels Rechtsphilosophie und ihre Bedeutung in der Geschichte der marxistischen Staats und Gesellschaftslehre.- Bonn.- 1983; Hegels Rechtsphilosophie im Zusammenhang der europaischen Verfassungsgeschichte. Hrsg. von H.Ch.Lucas und O.Poggeler.- Tubingen.-1986; Anspruch und Leistung von Hegels Rechtsphilosophie. Hrsg. von Ch.Jermann,-Stuttgart.- 1987; Dietl P.O. Die Rezeption der Hegelschen "Rechtsphilosophie" in der Softjetunion.- Frankfurt ami Main.-1988, 79 Кузнецов Э.В. Философия права в Росии.- М,- 1989.- С.48.

является ограничением свободы внешней. Идеальная форма правового государства для Чичерина - конституционная мо­нархи. Он отстаивает принцип частной собственности и не­вмешательства государства в экономику. Взгляды Чичерина явились одним из источников идеологии конституционного-демократической партии (кадетов).

В русской историографии Чичерин - один из основателей т.н. юридической (государственной) школы, исходящей из ведущей роли государственных и юридических форм в исто­рическом процессе.

Выдающаяся роль, которую сыграла "Философия права" (вместе со всей гегелевской философией) в процессе форми­рования и эволюции взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса в на­чале их творческого пути, а также в процессе становления и развития марксизма, содержательное богатство этого произ­ведения обусловили интерес к нему советских исследователей на протяжении многих десятилетий.

В 20-е годы при освещении гегелевской тематики в совет* с кой печати главное внимание уделялось уяснению роли ге­гелевской философии как одного из теоретических источни­ков марксизма, отношению Маркса, Энгельса и Ленина к учению Гегеля, сопоставлению идеалистической и материа­листической диалектики80. Изучая Гегеля, исследователи касались также ряда вопросов идеологического, политико-правового характера, таких, например, как социально-классовые корни, идеологический характер и политическое содержание гегелевской философии, смысл идейно-теоретической борьбы между представителями марксистского подхода к Гегелю и неогегельянцами.

В плане изучения и анализа политико-правовых произве­дений Гегеля, и, прежде всего, его "Философии права", большое значение имело то обстоятельство, что уже в 20-е годы ряд исследователей обращают внимание не только на негативные моменты философии права Гегеля, но и на исто­рически прогрессивные аспекты гегелевского учения об обще­стве, государстве и праве, на роль и значение гегелевской диалектики общественно-политической жизни в процессе ге-

н<) См.: Богданов Б.В. Из истории исследования идей Гегеля в советской философской науке // Философские науки.- 1971-. N 1.-   Л.Н. Гегель и философские дискуссии 20-х годов // Философские нау­ки.- 1971.-N5.-C.142-147.

незиса историко-материалистического подхода к данной про­блематике.

Следует при этом иметь в виду, что многие исследовате­ли (и не только в 20-е, но также и в 30-40-е годы), положи­тельно оценивая некоторые моменты гегелевского диалекти­ческого метода, его "рациональное зерно" и резко критикуя его систему, в тех редких случаях, когда они обращались к "Философии права" или вообще к политической и правовой теории Гегеля, трактовали их преимущественно как лишен­ное диалектичности концентрированное выражение негатив­ных черт гегелевской системы.

При таком механистическом разделении и противопостав­лении метода и системы политико-правовое учение Гегеля автоматически оказывалось частью "реакционной" системы, противостоящей "прогрессивному" методу. Очевидно, что лишь после преодоления таких односторонних и механисти­ческих представлений о соотношении метода и системы в философии Гегеля можно было верно оценить характер и со­держание его философии права, уяснить своеобразие геге­левской диалектики социально-политических явлений, по­знать специфику диалектики в "Философии права" по срав­нению с диалектикой в "Науке логики" и т.п. -

Первые шаги в этом направлении были сделаны уже в 20-е годы. Так, А.М.Деборин, отмечая, что Гегель пользовал­ся диалектическим методом не только при анализе общефи­лософских проблем, но и в своей социальной философии, писал81: "...не только метод Гегеля, но и определенные; необходимо связанные с методом результаты его исследова­ния в области общественных наук не прошли бесследно для Маркса". При этом Деборин имел в виду, в частности, вы­сокую оценку Марксом гегелевской "Философии права", роль данного произведения в процессе формирования политико-правовых взглядов Маркса.

81 Деборин А. Маркс и Гегель // Под знаменем марксизма.- 1923,- N 8-9.-С.6. В дальнейшем Деборин, видимо под влиянием критики отойдя от этих положений, писал: "Во многих отношениях он [марксизм] представляет собой полный разрыв с прошлым. Мы имеем в виду прежде всего учение марксизма о государстве, вообще его политическую философию" // Деборин A.M. Социально-политические учения нового времени.- Т. 1.- М,- 1958.-С.10. Этот тезис о "полном разрыве" методологически ошибочен, истори­чески и фактически неверен.

Другой исследователь тех лет, К.Миланов, критикуя нигилистическое отношение к учению Гегеля, наряду с "политической реакционностью" его подчеркивал, что Гегель "учит диалектике общественной жизни... И именно мар­ксисты должны показать, что Гегель, несмотря на весь свой идеализм, значительно ближе нам, чем любому оттенку по­литического, философского и всякого прочего мракобесия"82. Миланов акцентировал внимание, в частности, на том, что исследование проблем гегелевской диалектики общественной жизни необходимо для глубокого изучения и понимания взглядов В.И.Ленина, в том числе на политику.

Интерес к гегелевскому политико-правовому учению в его соотношении с марксистской теорией государства и права за­метно оживился в связи с опубликованием в 1927 г. впервые на языке оригинала рукописи К.Маркса "К критике геге­левской философии права" под редакцией и с предисловием Д.Б.Рязанова. Политико-правовые аспекты этой работы бы­ли обстоятельно освещены И.П.Разумовским83. В поле его внимания как проблемы оценки самой гегелевской филосо­фии права (ее диалектическая методология, буржуазный со­циально-классовый характер, черты компромисса нового со старым в системе гегелевских политических воззрений), так и обширная тема генезиса марксистского учения о государ­стве и праве (роль и место гегелевской философии права в процессе этого генезиса, сопоставление философских и по­литических взглядов молодого Маркса, Гегеля и Фейербаха).

Специально этой теме была посвящена и статья А.Макарова84. Раскрывая значение критики Марксом гегелев­ской "Философии права" в качестве важного этапа формиро­вания диалектико-материалистического учения о государстве и праве, Макаров писал, что это произведение Гегеля было закономерным итогом его теоретической деятельности в ка­честве идеолога немецкой буржуазии и представляет собой

Миланов К. Необходим ли нам Гегель? // Под знаменем марксизма,-1925.-N7.-C.61-62.

83 См.: Разумовский И.П. Маркс и гегелевская философия права. (О вновь опубликованной работе Маркса) // Революция права.- 1928.- N 1.- С.59-84; N 2.- С.57-66.

84 См.: Макаров А.К. Маркс и его критика "Философии права" Гегеля // Под знаменем марксизма.- 1938.- N 4.- С. 11-21.

вершину домарксовой социологии и буржуазной государст­венно-правовой теории.

Большая серия журнальных публикаций в начале ЗОх го­дов была приурочена к 100-летаю со дня смерти Гегеля85. По­ложительные оценки революционных черт диалектического метода Гегеля сочетаются в этих статьях с резкой критикой его политической доктрины и государственно-правовых взглядов. Подчеркивая буржуазный характер гегелевского политического учения, их авторы (Ф.Горохов, В.Ральцевич) в то же время в других своих оценках этого учения упускали из виду, что философское обоснование и отстаивание Геге­лем буржуазного учения о государстве и праве (при всей его половинчатости и компромиссности) в условиях современной философу полуфеодальной Германии было по существу ис­торически прогрессивным, а не реакционным явлением, от­вечало требованиям буржуазного преобразования существо­вавших общественно-политических порядков, отвергало, а не освящало феодальную государственность. Отсюда, в частно­сти, ряд противоречивых суждений этих авторов о политиче­ском характере гегелевского учения.

Специально анализу политико-правовых взглядов Гегеля была в это время посвящена статья Е.Б.Пашуканиса86.

Расценивая гегелевскую государственно-правовую теорию в качестве вершины буржуазной политической мысли, он отмечает у Гегеля не только обожествление государства, но и глубокое учение о гражданском обществе, о буржуазных пра­вах и свободах.

В своем анализе ряда историко-диалектических положе­ний "Философии права" (в частности, § 185, где речь идет о внутренних противоречиях гражданского общества) Пашука-нис отмечает "зачатки материалистического учения о госу­дарстве" у Гегеля, говорит о том, что "классовая теория

85 См.: Адоратский В. Гегель, Маркс и Ленин (Марксизм-ленинизм и ге­гелевская диалектика) // Под знаменам марксизма.- 1931.- N 11-12.- С.6-22; Горохов Ф. Философско-исторические взгляды Гегеля и историче­ский материализм // Под знаменем марксизма.- 1931.- N 11-12.- С.54-85; Ральцевич В. Гегель как идеолог буржуазии // Под знаменем марксизма.-1931.-N 11-12.-С. 86-106.

86 См.: Пашуканис Е. Гегель. Государство и право (К столетию со дня смерти) // Советское государство и революция права.-1931.- N 8.- С. 16-32.

государства уже стоит на пороге"87. Эти характеристики представляли собой конкретизацию применительно к геге­левской философии права известного ленинского положения о наличии в философии Гегеля зачатков исторического мате­риализма.

Большое внимание в 20-ЗО-е годы уделялось неогегельян­ским интерпретациям учения Гегеля. Этой проблематике была специально посвящена книга М.Аржанова88. Критикуя воззрения ведущих неогегельянцев (И.Пленге, Г.Лассона, Ю.Биндера, Э.Гирша, Д.Джентиле и др.), М.Аржанов, кро­ме того, предпринял попытку проследить некоторые важные вехи становления и укрепления традиций реакционных и ми­литаристских интерпретаций гегелевской философии права в литературе XIX и начала XX в. (следует вместе с тем отме­тить, что и в книге Аржанова, и в большинстве журнальных публикаций 20-40-х годов в ходе критики социально-политических идей неогегельянства зачастую не проводится необходимая, принципиальная и последовательная диффе­ренциация между положениями собственно гегелевской "Философии права" (о соотношении силы и права, роли госу­дарства, войне и международном праве, нациях и др.) и их неогегельянскими интерпретациями.

С более верных позиций оценка учения Гегеля в 1940- годы была дана М.Каммари и В.Ф.Асмусом89.                                     

Большим событием в истории нашего гегелеведения стало «» издание в 1934 г. "Философии права" на русском языке. В "Предисловии" Института философии Комакадемии "Философия права" характеризовалась как одно из важней­ших сочинений Гегеля, изучение и исследование которого необходимо для лучшего понимания сильных и слабых сто­рон его по существу буржуазной политико-правовой доктри­ны90, глубокого освещения генезиса материалистической

87 См.: тамже.-С.28.

88 См.: Аржанов М. Гегельянство на службе германского фашизма.- М.-1933.

89 См.: Каммари М. "Философия права" Гегеля // Под знаменем марксиз­ма .- 1935.- N 2.- С.26-56; Асмус В.Ф. Фашистская фальсификация класси­ческой немецкой философии.- М.- 1942.

ю См.: Гегель. Философия права. Из статей, посвященных выходу этой ра-Гхлы, см.: "Предисловие" к ней Института философии Комакадемии (Там же - C.V - XV); Герман Л. Живое и мертвое в "Философии права" Гегеля //

диалектики, диалектико-материалистического учения об об­ществе, государстве и праве, аргументированной критики политической идеологии неогегельянства.

В этом "Предисловии" содержалось и положение о том, что изучение "Философии права" будет способствовать "более глубокому пониманию философии марксизма, которая имеет одним из своих истоков гегелевскую философию, со­ставной частью которой является "Философия права"91. Дан­ное положение обосновывалось и в статьях Л.Германа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.