Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 37 страница



8 Holmes О.W. Collected Legal Papers.- N.-Y. -1920.- P. 173.

9 Holmes O. W. The Common Law.- Boston.-1945.- P.35. 10

Frank/. Op. cif.- P.312.

"социальных сил", стоящих за писаными ("бумажными") нормами права.

Вторая школа, получившая название "правового реализ­ма" или "конструктивного скептицизма", представляет со­бою весьма аморфное, не отличающиеся достаточной опре­деленностью направление в юриспруденции США, прини­мающее у отдельных представителей этой школы эмпирико-социологическую, бихевиористскую, номиналистическую либо психоаналитическую (фрейдистскую) окраску. Среди сторонников правового реализма наиболее известными явля­ются Левеллин, Мур, Фрэнк, Рейдин, Олифант и другие. Придавая решающее значение в правовом процессе множест­ву эмпирических факторов, правовые реалисты считают его совершенно неконтролируемым и не поддающимся предви­дению. Область права у них - это искусство, а не наука, сфера эмоций и интуиции, а не рационального мышления и логики.

Несмотря на частные различия, ведущие доктрины со­временной правовой идеологии США сходны между собой в главном - обе ни исходят из одной и той же субъективно-идеалистической методологии. Прочно утвердившийся с конца XIX в. в американской философии права прагма­тизм трансформировался в удобную для целей апологетики правовую методологию, вытеснив прежний юридический догматизм субъективно-релятивистским методом правового мышления. Единство методологической основы у этих школ наиболее отчетливо проявляется в трактовке двух централь­ных и наиболее запутанных в американской юриспруденции проблем:

4 проблемы законности и правотворчества;

4 проблемы судебных функций и принципов правосудия.

Лейтмотивом рассуждений правовых идеологов США о праве и законности становится прагматическая идея "социального интереса". Постоянно подчеркивая реалистич­ность, прагматический характер своих позиций, правоведы считают излишним в новых условиях прятаться за теологиче­ские мифы: судья у них не "открывает" уже существующие правила, а создает новые нормы права. Руководящим прин­ципом деятельности для судей выступает при этом не идея вечной и неизменной справедливости, а нечто реальное - за­висящая от конкретных условий социальная выгода. "Судьи,

- пишет Фрэнк, - несомненно, создают нормы права, кото­рые отражают их взгляды относительно желательной соци­альной политики. Или даже, как говорил известный юрист Сейер, в этих нормах судьи должны попытаться выразить "мнение общества относительно того, что является справед­ливым и выгодным". Слово "выгодное", - продолжает Фрэнк, - является весьма существенным. Оно обращает внимание на тот факт, что большинство из первоначально создаваемых судьями норм, хотя сами судьи часто лишь не­ясно сознают это, представляют собой судебные компромис­сы или урегулирования между противоречивыми социаль­ными интересами и тем самым выражают суждения о ценно­стях и политике"11.

В отличие от законодательных органов, суд, по мнению американских идеологов, непосредственно сталкивается с жизнью - реальными социальными конфликтами и противо­речиями. Он лучше знает, что является социально выгод­ным на сегодняшний день и в данных условиях. Отсюда "демократическая" идея - передать суду широкие функции правотворчества, что фактически приводит к отказу от ранее провозглашенного принципа законности как законодательно оформленной системы всеобщих и обязательных правовых предписаний. Требование законодательства снизу, по суще­ству, служит лишь удобной формой прикрытия правового нигилизма, ибо неконтролируемое правотворчество судов на практике большей частью превращается в откровенный су­дебный произвол.

Представители социологической юриспруденции мотиви­руют свой отказ от устойчивой системы права тем, что писа­ное право, по их мнению, лишь пустая бумажка, поэтому и выраженные в нем нормы - не что иное, как "бумажные", "псевдо", или "словесно" сформулированные" правила ("paper rules", "pseudo rules" etc)12. "Реальные" же правила, которые лежат за бумажными, следует искать в "самой жиз­ни". Лишь тщательный анализ решений и поступков лиц, занятых в государственном и судебном управлении, позволя­ет выявить лежащие в основе их поведения единообразия и

п

Ibid.- P. 256.

12 См.: Llewellyn К. A Realistic Jurisprudence - the Next Step // Columbia Law Review.-1930.- Vol.30.- P. 433.

стандарты, которые и служат основой того, что называют "реальными нормами"13.

Правовые же "реалисты" полагают, что любая писаная норма права, содержащая общее правило, является фикцией именно в силу своей общности, поэтому к ней надо отно­ситься как к чистой условности. Реальные права и обязанно­сти, а также нормы, регулирующие отношения, - это не пустые и формальные обобщения (абстракции), а нечто все­гда единичное. Единичные права и обязанности выявляются лишь в решениях судов, анализирующих конкретную ситуа­цию. До и помимо судебных решений нет ни прав, ни обя­занностей, как нет устойчивых и определенных норм для вы­явления действительных правоотношений.

Подход "социологов" отличается от позиции "реалистов": если первые не исключают возможности выявления так на­зываемых реальных норм, конструируемых на основе анали­за социальной практики, то вторые считают абсурдной самую идею отыскания правовых стандартов и общих правил пове­дения. Однако вывод, к которому приходят представители обоих направлений, одинаков - отрицание права как фиксиро­ванной и устойчивой нормативной системы. В итоге получа­ется, что право - это то, что решает суд. Вместо идеи закон­ности и правопорядка выдвигается идея судейского право­творчества. При этом суд не случайно и время от времени, а закономерно и постоянно создает правовые нормы, когда вы­носит решения по конкретным делам.

"Я рассматриваю созданное судьями право как реальное явление жизни ..., - писал видный единомышленник Паунда судья Кардозо. - Едва ли сегодняшняя норма может соответ­ствовать вчерашней, противоположной ей норме... Изме­нения в праве, при большинстве из них, осуществляются судьями. Результатом этого является не просто дополнение или модификация, а революционизирование и трансформа­ция"14.

Юристы-теоретики и судьи-практики относятся к изредка раздающемся в американской литературе голосам в защиту правовой стабильности и определенности как к

13 См.: Llewellyn К. On Reading and Using the New Jurisprudence // Columbia Law Review.- 1940.- Vol.40.- P.582.

14 Cardoso B. Selected Writings.- N.-Y.- 1947.- P.27.

"младенческой вере в иллюзии" и судебному лунатизму", от которых следует как можно скорее отказаться. При этом от­каз от правовой стабильности, как правило, теоретически оправдывается ссылкой на релятивистски понимаемую идею развития. "Правовые отношения не могут выражаться в не­изменной форме при каждодневной трансформации челове­ческих взаимоотношений, - утверждает Фрэнк. - Постоянное развитие беспрецедентных проблем требует, чтобы правовая система была способна к текучести (fluidity) и гибкости (pliancy). Неопределенность права - это не неудачная случай­ность, а замечательная социальная ценность"15. Постоянное "Революционизирование" американским судом правовой системы США колеблет ее и без того расшатанную стабиль­ность и служит весьма удобной ширмой для неконтролируе­мой деятельности судов.

Эту же цель преследует и резкая критика ведущих пра­вовых идеологов в адрес прецедентной системы с ее принци­пом stare decisis, то есть требованием оставаться верным прежним решениям судов. Юристы США прекрасно пони­мают, что нынешняя практика американских судов весьма далека от теории прецедента, ибо судьи умело пользуются достаточно разработанным еще в прошлом веке методом "стерилизации" прецедентов. По существу, теория прецеден­та похожа, по выражению одного из американских судей, на ту собаку, которая больше лает, нежели кусается, ибо су­дебная практика идет совершенно иным путем, нежели тот, который рекомендуется доктриной. Будучи прагматистами, современные теоретики права предлагают просто отказаться от этой изживающей себя половинчатой системы, которую они называют системой "теологической выработки догматов" (Холмс), "судейского субъективизма" (Аллен) или "повторения набожных псалмов" (Рейдин). По мнению вид­ных представителей реалистической школы, теория преце­дента одной лишь словесной верностью прежним решениям способствует "осуществлению несправедливости", ибо "препятствует желательным социальным изменениям в пра­ве (Фрэнк),

Правильно критикуя доктрину stare decisis и прецедентную практику, правовые "реалисты" ведут эту критику справа.

Frank J. Law and the Modern Mind.- N.-Y.- 1963.- P.7.

Старая стыдливо-субъективистская система законности су­дейского нормотворчества как средства формирования су­дом желательной социальной политики. Поскольку суд создает нормы, то он вправе, по их мнению, и менять их по своему усмотрению, не надеясь и не дожидаясь законодате­ля. Эта "миниатюрная законодательная ассамблея" более оперативна и более действенна в создании "бесшумного" за­конодательства, нежели открытая для публичной критики, и посему недостаточно, по их мнению, поворотливая офици­альная ассамблея - Конгресс США и законодательные органы штатов.

Не менее важную роль в деле разрушения и игнори­рования неугодной в новых условиях законности правовая идеология США отводит суду присяжных. В Соединенных Штатах система жюри (суд присяжных) остается относитель­но устойчивым институтом правосудия, хотя в Европе она переживает серьезный кризис и постепенно приходит в упа­док. При этом как в федеральных судах, так и в юрисдикции штатов преимущественно действует система общего вердик­та, когда присяжные (жюри) выносят недетализированное и немотивированное решение, в котором не сообщается ни об установленных фактах, ни о применяемом законе. В нем содержится лишь суть судебного повеления, а именно: "взыскать в пользу истца (или ответчика) определенную сумму" или "признать вердикт в пользу (или против) обви­няемого'06. "В подавляющем большинстве случаев вердикт является полнейшей тайной, набрасывая непроницаемое по­крывало на деятельность присяжных", - пишет американ­ский юрист Сандерленд, долго изучавший систему жюри. "Общий вердикт, - продолжает он, - так же загадочен и фактически непостижим, как и осуждение, выносившееся древними прорицателями... Оба основываются на одном и том же - презумпции мудрости. Суд ограждает жюри от лю­бых расследований и вопросов в такой же мере, как и церков­ные авторитеты защищали жрицу, вещавшую умоляющему верующему у святого места"17.

16 Green J. Op. cit.- P.270.

17 Sunderiand P, Verdicts, General and Special // Yale Law Journal.- 1920.-Vol.29.- P. 260.

Немотивированный вердикт делает жюри неконтролируе­мой силой в американской судебной системе. Если жюри явно не нарушает процессуальных правил, то его решение, как отмечают американские юристы, может быть произ­вольным настолько, насколько они того пожелают; их сво­бодное усмотрение как в отношении фактов, так и в отноше­нии норм права совершенно неуправляемо, а принимаемые решения не поддаются пересмотру. Именно поэтому глава социологической школы Роско Паунд расценивает практи­ку игнорирования присяжными закона, которую он назы­вает "беззаконие жюри" (jury lawlessness),      как "великолепную корректировку права в его фактическом от­правлении". Смысл "беззакония жюри", по его мнению, "состоит большей частью в том, присяжным позволяют сво­бодно действовать при применении норм права или учиты-вать внеправовые соображения в процессе конкретного реше­ния дела при кажущемся формальном соблюдении буквы за­кона"18.

Хорошо знакомый с американской практикой судья Дже­ром Фрэнк отмечает, что суды США, "не всегда имея воз­можность действовать в открытую", нередко пользуются "тайными методами" для игнорирования неугодных законов. "Выдающимся среди таких методов исподтишка, - пишет он, - является наше поразительное использование суда присяж­ных"19. В таком же плане расценивает суд присяжных и Аме­риканская ассоциация адвокатов. В одном из ее официальных докладов указывалось, что в нынешней судебной системе Со­единенных Штатов жюри нередко исполняет роль "бастиона, который стоит между индивидом и неразумным законом".

В американских судах, разумеется, бывают случаи, ко­гда присяжные, игнорируя закон, вступают в противоречие с господствующими интересами. Такие неизбежные "издержки" суда присяжных с лихвой покрываются случаями противоположного порядка и не колеблют основной тенден­ции, ибо не идут ни в какое сравнение с преобладающим по­током молчаливо одобряемого "беззакония жюри", полно­стью совпадающего с официальной политикой. Выразитель­ной политической характеристикой суда присяжных могут

18 Цит. по: Frank J. Courts on Trial.- P. 127.

19 Frank }. Law and the Modern Mind.- P. 183.

служить многочисленные примеры судебных процессов с участием присяжных в южных штатах США, регулярно оканчивающиеся вынесением оправдательных вердиктов ра­систам, какие бы бесчинства они ни творили в отношении негритянского населения. Имевший же место в октябре 1967 г. единичный случай вынесения в одном из южных го­родов США под давление общественного мнения обвини­тельного вердикта троим белым, учинившим расправу над участниками похода за гражданские права, расценивается американской печатью чуть ли не как "революционный" от­ход от традиционной судебной политики.

Американские теоретики права нередко оправдывают практику "беззакония жюри" чисто методологическими сооб­ражениями, апеллируя к неизбежной, по их мнению, для любой правовой системы, в том числе и для системы права США, неопределенности и противоречивости. В этом плане весьма популярной является идея о неизбежности правовой неопределенности, когда в системе права допускается суще­ствование исключающих друг друга законов, чем и оправ­дывают возможность выбора наиболее подходящего зако­ноположения, или, иными словами, право на беззаконие. "Всякая общественная группа нарушает не только те нормы, которые признаются другими группами, но даже некоторые из своих норм... Поскольку нарушение законов является нормальным элементом поведения любого члена любой группы, - пишет Фрэнк, - то "беззаконие" часто сводится лишь к упреку в ошибочном выборе тех из существующих законов, которые заслуживают быть отвергнутыми"20.

Следует отметить, что начатые Холмсом и Паундом и продолженные другими видными американскими юристами нападки на правовую стабильность не были всеобщими и аб­солютными. Текучесть и неопределенность в праве предна­значалась для любых типов отношений, кроме тех, которые выступают юридической формой выражения основных эко­номических отношений. Паунд настойчиво проводил идею, что "определенность, достигаемая механическим примене­нием фиксированных норм права, всегда иллюзорна, когда обсуждаются вопросы человеческого поведения (human conduct)". Судьи в этих случаях, по его мнению, должны

20 Frank J. Courts on Trial.- P.369.

сознательно прибегать к широкому усмотрению, выяснять все неповторимые обстоятельства конкретного дела и при­менять не писаные нормы права, а гибкие оценочные стан­дарты21.

Принципиально иная ситуация, согласно Паунду, возни­кает тогда, когда объектом правового обсуждения становятся деловые отношения (business transactions). Здесь нет места свободному усмотрению, судьи должны в этом случае строго руководствоваться нормами права, которые "заранее повели­тельно зафиксированы и применяются механически"22. Он объясняет исключительную строгость правового процесса в спорах о собственности, коммерческих отношениях и кон­трактах устойчивостью и определенностью самих этих отно­шений.

Искусственное разделение правовой области на устойчи­вую и изменчивую Паунд пытается философски обосновать ссылкой на идеалистическое учение Бергсона о двух типах опыта. Право собственности тяготеет у него к области интел­лекта, который схватывает общие элементы и трактует опыт как устойчивый и статический, К примеру, в отношениях, связанных с долговыми обязательствами, по Паунду, "нет ничего специфического, и они не требуют индивидуализа­ции". Дела, связанные с человеческими отношениями, Паунд относит к области изменчивого, жизненного опыта, кото­рый связан с интуицией. Именно поэтому судьи имеют пра­во на свободное от строгого регулирования, интуитивное ре­шение судебных дел о человеческом поведении23.

Идея Паунда о двух областях права и соответственно о двух типах юстиции - механической и свободной - при бли­жайшем рассмотрении оказывается весьма искусственной по своим теоретическим предпосылкам и утилитарной по практическим целям. В действительности любые отноше­ния, в ом числе и отношения собственности, проявляются лишь в процессе человеческих взаимоотношений. Ни один вид коммерческих или деловых отношений не может быть выявлен и разрешен без анализа конкретных поступков лю-

21 Старченко А.А. Указ. соч. - С.22-23.

22 Pound R. Interpretations of Legal History.- Boston.- 1923.- P. 121, 154.

23 Pound R. An Introduction to the Philosophy of Law.- Cambridge (Mass;.-1922.-P. 142.

лей, точно так же, как и любые иски, связанные с поведе­ние людей, всегда затрагивают прямо или косвенно имуще­ственные отношения, то есть опять-таки связаны с отноше­ниями собственности24.

В практическом плане конструкция Паунда представляет собой не что иное, как попытку оградить от любых посяга­тельств право частной собственности - экономическую основу современного американского общества. Паунд недвусмыс­ленно заявляет, что строгое соблюдение норм права о собст­венности диктуется "социальными интересами безопасности приобретений и деловых отношений" и "обеспечивает ту оп­ределенность, которая диктуется экономическим поряд­ком"25.

Существенные оговорки Паунда о запрете прибегать к свободному усмотрению при разрешении дел о собственности не меняют общей тенденции правовой идеологии США, тре­бующей свободы правотворчества.

24 Старченко А.А. Указ. соч. - С.24.

33 Рошк! R. The Theory of Judicial Decision // Harvard Law Review.- 1922.-

Vd.36 I1 851, 915.

3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРАВА

Отказ от разрешения вопроса о соотношении права и культурно-исторической реальности при помощи своеобраз­ной феноменологической редукции выразился в трех формах. К ним относится социологическая юриспруден­ция, рассматривающая право как исключительно социаль­ное явление (неотделимое от социальной стихии), экзистен­циалистская философия права, рассматривающая право как атрибут человеческого существования (его экзистенциал), а также правовой реализм, в соответствии с которым право неотделимо от реальности вообще (в том числе психологиче­ской, природной и трансцендентной).

Все эти, по сути, феноменологические направления в философии права часто путают с юридическим позитивиз­мом. Так происходит, по всей видимости, из-за того, что феноменология, как и позитивизм, отказывается от реше­ния вопроса о соотношении субъективного и объективного характера права. Однако делает она это совсем другим спосо­бом: если позитивизм считает саму эту проблему ненаучной, объявляя единственной реальностью лишь то, что доступно непосредственному опыту, то феноменология выносит ее за скобки, считая необходимым рассматривать субъективный и объективный, формальный и реальный характер права в его неразрывном единстве.

Феноменологические концепции, восходящие к работам Э.Гуссерля, М.Шелера, Н.Гартмана, а также экзистенциа­листских авторов, приобретают особо сильное влияние на правовую мысль после 2-й мировой войны. Как реакция на длительное господства неокантианства феноменологическая линия в философии права, идущая от А.Рейнаха и Э.Штайна (1891 - 1942), акцентирует внимание на "онтологии права", однако имеет при этом в виду некое идеальное бытие права, точнее предшествующих реальным юридическим категориям и нормам "правовых эйдосов", "сущностей", "ценностей". Эти "сущности" не есть принадлежность ни объективного внешнего мира, ни внутреннего сознания и раскрываются лишь в связи между субъектом и объектом познания (отсюда понятие "юридической онтогносеологиц"). С этих

позиций законодатель и правовед, подобно математику, лишь открывают правовые понятия, нормы, ценности мето­дом феноменологической редукции. Экзистенциалистская линия (В.Майхофер, Е.Фехнер, Н.Пулантцас) видит подлин­ное бытие права не в комплексе норм, а в правовом пережи­вании конкретных ситуаций; в частности, и правосудие при­звано к тому, чтобы извлекать право из конкретных ситуа­ций, а не из предустановленных правил.

3. 7. Социологическая юриспруденция

Социологическая юриспруденция - одно из основных на­правлений правоведения XX века. Социологическая юрис­пруденция возникла первоначально в виде различных школ. Общим для всех этих школ была критика юридического по­зитивизма, сводившего процесс изучения права к его фор­мальному анализу, и требование перейти от изучения "права в книгах" к "праву в жизни".

В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению дей­ствующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение "живого права", то есть системы право­отношений, поведения людей в сфере права. Социологиче­ская юриспруденция (в противовес неопозитивизму) полага­ет, что нормы, записанные в законах и других актах государ­ства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, кото­рое складывается в жизни. Это "живое право", противопос­тавляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". Отсюда на первое место выдвигается фигура су­дьи как "творца права" (Е.Эрлих, Ф.Жени, Г.Канторович - в Европе, Р.Паунд, К.Левеллин, Д.Фрэнк, О.Холмс, Б.Кардозо - в США). С точки зрения социологической юрис­пруденции право - только то, что получило воплощение в ре­альных правоотношениях (С.А.Муромцев), в социальном действии (Т.Парсонс, Ж.Карбонье), либо выявлено как сред­ство социального контроля (Р.Паунд).

Ряд американских сторонников концепции "права, соз­данного судом", считают правом лишь те нормы, которые применены либо созданы судом (Д.Холмс, К.Левеллин, Б.Кардозо). Эта теория еще в XIX в. имела своих европей-

ских предшественников в лице Р.Йеринга в Германии и Н.М.Коркунова в России. Они оба признавали существова­ние объективного права, установленного государством, но сущность права видели в его цели, то есть в охраняемом за­коном общем интересе (Р.Йеринг) или разграничении интере­сов (Н.М. Корку нов). Нормативность права, по Р.Йерингу, лишь наиболее удобная для государства форма обеспечения порядка, равенства и права в конкретных правоотношениях.

Для социологической юриспруденции характерно акцен­тирование главного внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. В этой связи оказалось умест­ным древнее различение слова живого и слова мертвого, ко­торое, будучи привнесенным в правовую жизнь и правовое общение, позволило сразу же произвести отличие законов, которые "гласят", от тех законов, которые "не гласят", или, в другой редакции, отличать "право в жизни" от "права в кни­гах".

Вместе с тем, по мнению критиков социологической юриспруденции, противопоставление "живого права", спон­танно существующего в обществе, и "законов" послужило обоснованием судейского и административного усмотрения, освобождало государственный аппарат от связанности зако­ном. Эта тенденция получила особенно рельефное выраже­ние в американской юриспруденции (Паунд, Фрэнк, Левел-лин), осуществлявшей "социологический" подход к праву на основе бихевиоризма и прагматизма (Холмс).

В позднейших социологических концепциях признается интегрированность права с обществом и культурой как час­тями биопсихической реальности (Тимашев). К этим концеп­циям примыкают американские школы экспериментализма и юриметрии, стремящиеся в свете кибернетики истолковать само право исключительно в понятиях коммуникации, управления, информации.

Социологическая юриспруденция оформилась как само­стоятельное направление в связи с потребностью целенаправ­ленно изучать и использовать право в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества (обычное право, судейское право), . а также на всех других стадиях правофикснрующей и правоприменяющей деятельно­сти. В этой области анализа и обобщений наибольшую из-

вестность получили концепции солидаризма в праве (О.Конт Э.Дюркгейм, Л.Дюги), "свободного судейского усмотрения1 Е.Эрлиха, социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденция Р.Паунда), юридического институционализмг (М.Ориу), а также отчасти психологической концепции пра ва.

У социологического подхода к праву, ориентированной на обнаружение "живого права", как уже отмечено, было не сколько ближайших и отдаленных идейных предтеч. П( мнению Г.Гурвича, список предтеч можно начинать с Ари стотеля и заканчивать Монтескье и Прудоном. Другой рщ могут составить представители юриспруденции интереса "право как защищенный интерес" (Р.Йеринг), "право как по рядок отношений" (С.А.Муромцев), наконец, "право как не кая психологическая (психологически переживаемая) реаль ность" (Л.Петражицкий), "как биопсихическая реальность (Н.С.Тимашев).

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы "свободноп права". Нормы права, рассчитанные на свободную конку ренцию, в новых условиях развития капитализма перестал] удовлетворять потребности общественного развития. Судь вынуждены были так интерпретировать законы, что под ви дом толкования фактически устанавливались новые нормы Идеологи нового правового мышления призвали я открытом; и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни" Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, кото рый еще следует заполнить и т.п. - вот основные постулат! социологического направления. Наполнять законы право!* призваны судьи и администраторы.

АВСТРО-ГЕРМАНСКАЯ СОЦИОЛОГИ-

Движение за "свободное право" на ру беже XIX и XX вв. выступило ка идеологическая противоположность юри ЧЕСКАЯ ЮРИС- дического позитивизма и взяло на себ ПРУДЕНЦИЯ миссию развенчать культ закона. Пр этом подчеркивается, что наиболее шире кое распространение это движение получило в Германии что его идейными предшественниками были немецкие автс ры Шлоссман, Адикес, Йеринг, Бюлов и др., а прс

граммные положения были теоретически разработаны в произведениях Эрлиха, Вурцеля, Канторовича, Румпфа, Штампе, Юнга, Радбруха и др.

Австрийский правовед Евгений Эрлшс (1862-1923) сыграл огромную роль в развитии европейской социологической юриспруденции. Его концепция права чрезвычайно сложна и противоречива, благодаря чему подверглась критике и его со­временниками (20-е гг. XX в.), и представителями новейших направлений в социологии права. Между тем, книга Эрлиха "Социология права" (1911 г.) представляет собой системати­ческое изложение основных идей этого направления.

Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права", поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", который, согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Исходные начала самого права следует искать в обществе, в образую­щих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и само государство. "Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует, прежде всего, изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояла в том, что они исходили от правовых предпи­саний, а не из этого порядка". И в далеком прошлом, и в современном обществе право представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и пред* писаниях, определяющих внутренний строй союзов, и уста­новленный соглашением, договорами и уставами этих сою­зов и объединений. "Подобная констатация на практике под­водила к мысли о том, что если гражданский и торговый ко­декс не дают конкретных предписаний к разрешению данного конфликта, то следует обращаться к уставу данного объеди­нения или союза, то есть к правовым нормам союза, кото­рые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть "живое" право".

В 1913 г. Е.Эрлих опубликовал книгу "Основы социоло­гии права", в предисловии к которой он написал, что право коренится не в текстах законов, а в жизни: "Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена,- не в за­конодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практи-

ке, а в самом обществе11'. Своими теоретическими положе­ниями он возобновил старый спор о том, кому или чему при­надлежит приоритет в создании права власти или обычаю, спор, начатый исторической школой права Гуго-Савиньи-Пухты, и решительно встал на сторону последней. Вместо концепции "духа народа", толкуемого исторической школой с точки зрения прошлого, он выдвинул идею "живого пра­ва", которое он понимал как "право, определяющее саму жизнь, даже если оно не содержится в предписаниях"2. Главный пункт концепции Эрлиха - минимизация различий между законом и другими нормами социального регулирова­ния. Различие это, по его мнению, относительно и не столь велико, как обычно считается, потому что принудительная сила юридических норм в не меньшей степени, чем таковая же сила других социальных норм, является выражением со­циального принуждения, а не власти государства. Племен­ная или родовая преданность, семья, религия дают стимулы для подчинения социальным нормам, включая сюда и боль­шую часть юридических норм. Другими словами, право, по Эрлиху, есть нечто более широкое, чем правовое государст­венное регулирование. Государство есть лишь одна из целого ряда правовых ассоциаций, включающих семью, церковь, корпоративные организации, как имеющие так и не имеющие статус юридического лица. В то же время, считает Эрлих, существуют некоторые типично юридические нормы прину­ждения такие, как наказание или приведение в исполнение приговоров. Эти специфические средства принуждения госу­дарство образует, прежде всего, с целью обеспечения своих главных и первозданных целей, то есть военной организа­ции, налогообложения и полицейского управления. Но даже и эти специфически государственные нормы принуждения, считает Эрлих, имеют функцию защиты норм, сформиро­вавшихся в самом обществе. Последнее и есть "живое пра­во". Оно, по Эрлиху, находится в постоянном развитии, все­гда обгоняя жесткое и немобильное положительное право3.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.