Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 30 страница



Итак, в рамках договорно-правовой теории; развиваются идеи о различии права и закона. Сторонники такся'о различе­ния стараются вложить в содержание права начала гуманиз­ма, справедливости и иных социальных ценностей- A asnno-зитивным законом, по их мнению, можно сохранить лишь конкретно-регулятивные качала, установление конкретных правил поведения в различных областях жизнедеятельности общества.

Если источником права является превосходящая сила, то право представляет собой объективацию воли господствую­щих; если же источником права является договор, преду-

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть И. Теория права.- Том 1. -М.: Юристь, 1996. -С. 115.

сматривающий взаимные ограничения, право в действитель­ности представляет собой меру (норму) свободы. Универ­сальной формой превращения морали в право является дого­вор. Следовательно, возникновение права из морали является ситуацией, при которой определение права как меры свободы и разграничения интересов является истинным.

В теоретическом плане такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени харак­терна свобода, да, в какой для природы характерна необхо­димость. "Право есть совокупность норм, с одной стороны предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях", писал Трубецкой2.

Кант определял право как совокупность условий, при ко­торых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Кан­ту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически-развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, уста­навливая меру удовлетворения его интересов, которые связа­ны с интересами других лиц.

Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавли­вает пределы их осуществления и, следовательно, ограничи­вает в этом отношении свободу человека3.

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунк­том является свободная воля, мир духа, порожденный им са­мим как некоторая вторая природа4. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода3.

Конкретно-юридическим выражением свободы человека в ее позитивном смысле (то есть в смысле возможностей, ос­тавленных человеку договором) являются права человека.

Права человека, то есть субъективные права, на обла­дание которыми может претендовать каждый человек вне за-

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.-1917.- С. 11.

3 Коркунов Н.М. Общая теория права.- СПб.-1906.- С.60.

4 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права,- М.-1990.- С.67. 3 См.: Власть и право.- М.- 1990.- С.68.

висимости от обстоятельств, находятся в центре политико-правового проекта современности. То, что критики несколь­ко пренебрежительно называют "современной гражданской религией", имело для развития права в странах Запада значе­ние революции (хотя революция эта и развертывалась эволю­ционным путем). Идея прав человека, опирающаяся на опыт греческой политической философии, на стоицизм, а также на иудаизм и христианство, принимает отчетливые очертания в эпоху европейского Просвещения, как политическое требова­ние впервые заявляя о себе в Virginia Bill of Rights (1776), a позже - во французской Declaration des droits de 1'omme et du citoyen (1789), чтобы затем, преодолев серьезное сопротивле­ние, одержать в конце концов (по крайней мере, на уровне конституций) беспримерную победу.

Допущение прав человека ставит нас перед целым рядом принципиальных возражений. Первое исходит от этико-правового релятивизма и заключается в указании на то об­стоятельство, что права человека всегда и везде должны бы­ли бы оставаться неизменными. В действительности же идея универсальных прав, по сути, ограничена нашим культур­ным пространством, и даже в его пределах представляет со­бой исторически довольно поздний феномен6.

Это возражение, сводящееся к указанию на обществен­ную и историческую обусловленность идеи прав человека, можно сравнительно легко отвести, проведя различие между открытием и обоснованием: если философско-политическое открытие произошло сравнительно поздно, то это еще не свидетельствует против его общезначимости. Существуют, впрочем, правовые принципы, которые, как, например, запрет на убийство, имеют значение прав челове­ка и получают признание практически во всех правовых со­обществах задолго до появления первых интерпретаций идеи прав человека. Некоторые права человека - например, сво­бода совести - становятся проблематичными лишь в опреде­ленном историческом и социальном контексте; в Римской империи дохристианской эпохи покоренным народам дозво­ляется отправлять привычные для них религиозные обряды;

6 См.: Хёффе О. Политика, право, справедливость: основоположения критической философии права и государства.- М.-1994.- С.249.

с возведением христианства в статус государственной рели-гаи подобной веротерпимости приходит конец.

Универсализм, отличающий идею прав человека, разуме­ется, не исключает того, что многие ее интерпретации при ближайшем рассмотрении обнаруживают свою несовершен­ность, односторонность и, быть может, некоторую натя­нутость. Идея эта имеет нормативно-критический характер; как права человека должны осуществляться независимо от пола, цвета кожи, языка, религиозных или политических убеждений, а также от экономического и социального поло­жения, так в систематическом плане необходимо вначале не­зависимо именно от вышеназванных факторов удостоверить­ся, что перед нами действительно права человека. Если по­добная попытка окажется неудачной, то перед нами гипоте­тические, а не реальные права человека7.

Более весомое этико-правовое возражение выдвигает ути­литаризм, утверждающий, что, в конечном счете, наиваж­нейшей с точки зрения легитимации является не дистрибу­тивная, а коллективная выгода. Однако право человека есть по определению дистрибутивная, то есть касающаяся каждого отдельного человека, выгода, и именно она, со­гласно утилитаристской идее, может быть принесена в жертву во имя некоторой большей общей пользы. В проти­вовес этому здесь можно привести наше толкование и леги­тимацию позиции справедливости: полностью легитимными принудительные социальные отношения являются лишь то­гда, когда они представляют выгоду для каждого отдельного участника, а не просто для совокупности всех затронутых лиц.

Итак, в силе остается, по сути, только третье возражение, а именно, что универсальная выгода, выгода для каждого не поддается какому бы то ни было удостоверению. Вариант этого возражения представлен идеей "ограниченного самопо­нимания", согласно которой, теория морали "должна зани­маться исключительно толкованием и обоснованием мораль­ной установки", "воздерживаясь от любых попыток воздей­ствия" (Хабермас). Хабермас прав, утверждая, что у "философа морали... нет привилегий, облегчающих ему дос­туп к моральным истинам". Последнее, впрочем, не озна-

7 Там же.- с.249.

чает, будто не существует никаких универсальных условий, выступающих гарантом свободы действия, которые, будучи сопряжены с выгодой для каждого, заслуживают всеобщего принятия и которые в систематическом плане всегда уже предполагаются.

 

 

Все направления классической философии права едины в том, что они, в противовес юридическому позитивизму, констатируют существование помимо позитивного права не­коего метаправа, то есть определенной совокупности изна­чальных принципов отбора правовых норм. Так, если пра­во рассматривается как объективация воли, то воля понима­ется не как абсолютный произвол, характеризующийся веч­ной изменчивостью и непредсказуемостью, а как своего рода естественная детерминация, действующая посредством объ­ективных интересов.

3.1. Кантианская философия права

Философия права Иммануила Канта (1724-1804) в систе­матическом отношении примыкает к "Критике практического разума" с характерным для последней отвержением этиче­ского эмпиризма и скептицизма. Исследуя позитивно действующее право, Кант считает возможной независимую от опыта философию права и разрабатывает эту философию, обосновывая нормативные принципы права a priori. Сначала он ведет речь об априорных основаниях правового строя.

Согласно Канту существуют определенные "чистые" (от опыта) представления сознания, наблюдения и идеи, дан­ные человеку до опыта (a priori) и необходимые для того, чтобы опыт был возможен, чтобы он протекал в формах, доступных человеческому пониманию.

Само понятие права Кант считает априорным, однако это не означает, что его суть является непосредственно доступ­ной познанию: "Понятия, данные a priori, например, суб­станция, причина, право, справедливость и т.д., строго гово­ря, также не поддаются дефиниции"1, "..нет сомнения, что понятие права, которым пользуется здравый рассудок, впол­не совпадает с тем, что может развить из него самая утон­ченная спекуляция, с той лишь разницей, что в обыденном и

Кант И. Критика чистого разума.- М.: Мысль, 1994.- С.431.

практическом применении мы не осознаем таких разнообраз­ных представлений, содержащихся в этой мысли. Но на этом основании нельзя утверждать, будто обыденное поня­тие имеет чувственный характер и содержит только явление: право вовсе не может являться, его понятие содержится в рассудке и представляет (моральное) свойство поступков, присущее им самим по себе"2. Именно поэтому "юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права"3.

Кант осознавал, как важна проблема правопонимания и насколько необходимо верно ее поставить, должным обра­зом сформулировать. "Вопрос о том,- писал он,- что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, то есть с тем, что предписывают или предписывали законы данного места в данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справед­ливое и несправедливое, - с этим он никогда не справится, если только он не оставит на время в стороне эти эмпириче­ские начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". Здесь разум, по Канту, есть способность (и во­ля) создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного по­буждения".

Разум спонтанно творит для себя собственный мыслимый порядок - мир определенных идей; к нему он старается при­близить реальные условия и, сообразуясь с его параметрами, объявляет необходимыми соответствующие действия. По­следние суть проявления той способности (той воли), которая закон своего морального бытия заключает в себе самой. В та­ком автономно, изнутри рождающемся самоограничении по­лагает она и свою высшую свободу, и свое непререкаемое значение.

Вероятно, у концепции свободы воли, у максим нравст­венности может быть иное обоснование. Такое, например:

2 Там же.- С.62.

3 Там же.- С.432.

4 См.: История политических учений. Учебник для вузов / Под общей ре­дакцией члена-корреспондента РАН В.С.Нерсесянца.- М.: Инфра-М, 1996.-С.400-4Ш.

выражает максимы нравственности, но по своему гене-incy и смыслу они социально-эмпиричны: возникают лишь и i общественной практики, отражают объективно склады­вающиеся стереотипы процесса взаимодействия, общения людей. Однако в практическо-политическом плане концеп­ция Канта имела известные преимущества. Например, она могла быть употреблена для отмежевания от крайностей индивидуализма, для осуждения тенденций полного по­глощения индивида обществом и т. д. Сам Кант стремился использовать ее именно в подобном духе. По его мнению, автономия воли одинаково ограждает личность как от собст­венного произвола, так и от тотального господства над нею общественного целого, обеспечивая ей осуществление свобо­ды.

Атрибут свободы имманентен человеческой личности: дар определять самим себе цель и варианты сообразного с намеченной целью поведения является врожденным. Инди­вид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать "господином самому себе" и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценност­ного и нормативного выбора.

Суть проблемы заключается, однако, в том, что факти­чески далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации "категорического императива", сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания права явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Субъек­тивные мотивы, строй мыслей и переживания его совсем не интересуют: ими занимается мораль. В данной связи Кант подчеркивает, в частности, следующее: "Я могу быть при­нужден другими совершать те или иные поступки, направ­ленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту, или иную цель". Иначе говоря, никто не вправе предписы­вать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо ви­деть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добивать­ся от него угрозами, силой выполнения этих предписаний.

л клешню омы

Истинное призвание права - надежно гарантировать мора­ли то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепят­ственно реализоваться свобода индивида. В этом суть кан-товской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснован­ности права.

Вывести же юридические нормы из этических у философа намерений не было. Он избегал указанной дедукции. Ему она представлялась своего рода санкционированием пре­вращения дела моральной саморегуляции поведения лич­ности в объект прямого государственного воздействия. Случись такое, предпринимаемым государством в отноше­нии поданных мерам ни за что уже нельзя будет прядать строго правового характера. Его они способны приобрести и удержать, если только издаваемые органами государства юридические правила останутся исключительно внешними, "легальными" нормативами поведения, не разрушающими моральную автономию личности.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Но каким образом достигается эта все­общая обязательность права? Через наделение его принуди­тельной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное Если право не снабдить при­нудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Но это значит также, что и категорический императив в качестве всеобщего закона права лишится своей безусловности. Вот почему всякое право должно выступать как право принудительное. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения. По Канту, оказывается, что государственность вызывают к жизни и ее бытие оправдывают в конце концов требования категориче­ского императива. Так в кантовском учении перебрасывается один из главных мостов от этики и права к государству.

Необходимость государства (объединения "множества людей, подчиненных правовым законам") Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индиви­ду альнымиу групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, поче-

му на государстве нет бремени забот о материальной обеспе­ченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Благо государства составляет, по Канту, вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом "не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо сча­стье может быть (как это утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с прин­ципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива". Выдвижение и защи­та Кантом тезиса о том, что благо и назначение государ­ства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали ос­нование считать Канта одним из главных создателей концеп­ции "правового государства".

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. От­ступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от со­блюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитив­ных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Его мероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства5.

Последователями Канта стали, соответственно, филосо­фы права, применявшие априористический метод. Между тем сам Кант не считал, что его концепция имеет отношение к праву. Его собственное понимание права было иным: пра­во, утверждал он, относится к области практического, а не критического разума, к которой принадлежат априорные знания. Указанные философы права восприняли непосредст­венно не кантовскую, а неокантианскую философию, кото­рая считала, что априорные знания существуют и в области практического разума6.

5 Там же.- С.403.

6 См.: Лукич Р. Методология права.- М.- 1981.- С.76.

Исходный пункт кантианства - не право как социальная реальность, а априрорные понятия права и идея права, кото­рые затем прилагаются к действительности, но как таковые независимы от нее (Коген, Штаммлер, Радбрух).

По учению Германа Когена (1842 - 1918), главы мар-бургской школы неокантианства, подобно тому, как логика устанавливает категории для наук о природе через математи­ку, так этика определяет регулятивные идеи для наук о куль­туре через юриспруденцию ("System der Philosophic", T.2 -"Ethik der reinen Willens", 1904). Кант говорил, что в естест­вознании столько науки, сколько там математики, Коген до­бавляет, что в общественных дисциплинах столько науки, сколько там юриспруденции.

Среди философов права кантианского направления самое значительное место занимают, несомненно, Штаммлер и Дель Веккио. Оба они считают, что понятие права не может быть выведено из опыта, поскольку сам правовой опыт воз­можен лишь в том случае, если предварительно, до опыта, а priori известно, что такое право. Только тогда это понятие может быть применено на опыте, и только тогда возможно определить, что в опыте является, а что не является правом. Априорное понятие права применимо к любому эмпириче­скому праву, поскольку оно носит чисто формальный харак­тер, то есть охватывает только формальные элементы права без учета их содержания. Так, для Штаммлера право пред­ставляет собой способ регулирования поступков людей в пла­не соотношения между средствами и целью, способ, кото­рый основан на принципах взаимности, убежденности, стро­гого соблюдения. Для Дель Веккио же право - это объектив­ное согласование возможных действий множества субъектов (в соответствии с единым моральным принципом, которым они руководствуются).

Рудольф Штаммлер (1856-1938) стал крупнейшим пред­ставителем неокантианства в философии права. Опираясь на кантианскую философию, он предпринял традиционные для немецкой юридической мысли усилия построить научное знание о праве. Перу Штаммлера принадлежит ряд произве­дений теоретико-правового профиля. "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории". "Учение о правильном праве", "Теория юриспруденции".

Философская почва представлений Штаммлера о праве -неокантианство в том его варианте, который был развит Мар-бургской школой (Г.Коген, П.Наторп и др.). Приверженцы этого направления в философии полагали, что предмет по­знания тождествен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чисто понятийных отношений. Цель фи­лософствования - творческая работа по созиданию интеллек­туальных объектов всякого рода и вместе с тем рефлексия, анализ такой работы. Мышление, данное в форме науки и ориентирующееся на нее, выступает законосообразным соз­дателем культуры. В сфере юриспруденции ее сердцевину составляют теоретическое познание и право, наука и право­вое (либеральное) государство. Философы Марбургской школы, объявляя указанные явления трансцендентными ос­нованиями социальности, в методологическом плане прово­дили аналогию между математикой и логикой, с одной сто­роны, и юриспруденцией и этикой - с другой. Юриспруден­ция, по их мнению,- математика общественных наук, этика есть логика последних.

По Штаммлеру, понятие права не может быть выведено из общественно-исторического опыта, а должно выступать как априорная категория, не зависимая от различия социаль­ных условий. С помощью понятия права и некоторых дру­гих априорных категорий социальная реальность упорядочи­вается ив ней выделяется само право.

Штаммлер, который в целом разделял философские и по­литические установки Марбургской школы неокантианства, подверг критике материалистическую концепцию истории, социальный материализм (то есть марксизм). Он отвергает краеугольный марксистский тезис о первичности экономики, хозяйственной жизни и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. В книге "Хозяйство и право с точки зрения материалистическо­го понимания истории" (Lpz., 1896, рус пер., Спб., 1899), обвиняя марксизм в вульгарном экономизме, Штаммлер ут­верждал, что право первично по отношению к экономике, ес­ли не во временном и причинном, то, во всяком случае, в ло­гическом плане.

Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно "представляет отношение формы и материала

общественной жизни7. В развитии права он видит развитие самого общества. "Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следова­ние основной идее права, как конечной цели человеческого общества"8. Указанная закономерность проявляется только в таком социальной жизни, регулирование которой осущест­вляется в интересах" свободы каждого, кто находится в сфере права. Идеал общества - это общество "свободно хо­тящих людей", в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого. С таким регулированием должен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он при­нял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону, считает Штаммлер.

Для Штаммлера общественная жизнь во всех ее проявле­ниях - это внешним образом упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой которой выступает право. Отсюда, по Штаммлеру, "...закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее"9. В результате переноса этой конструкции на хозяйство (под ним ЧПтаммлер понимает совместную деятельность лю­дей, направленную на удовлетворение их потребностей) его регулирующей формой,      а следовательно,          

"обуславливающей основой" оказывается право. Точно так же право первично и по отношению к государству. Штамм­лер утверждал, что экономика не может взрывать правовой строй, экономическое и политическое развитие должно идти лишь путем частичных изменений права как обсулавливаю-щей формы. В качестве конечной цели этих изменений, идеала "правильного права" Штаммлер выдвигал понятие "общества свободно волящих людей".

Признавая наличие в правовых институтах известного, идущего от общества содержания, Штаммлер, тем не менее, утверждает: "При всех политико-экономических исследова­ниях, при всяком изучении народного хозяйства в социаль­ном отношении, в основе неизбежно лежит определенное правовое (или условное) регулирование в том смысле, что

7 См.: Штаммлер Р. Хозяйство и право.- Спб.-1907.- Т.Н.- С. 104.

8 Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения.- Спб.- 1908.-С.59.

9 Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического по­нимания истории.- СПб,- 1899.- С. 169.

это конкретное правовое нормирование есть логическое усло­вие соответствующего политико-экономического понятия и закона". Равным образом и фундамент государства Штамм-лер усматривает не в совокупности производственных отно­шений, экономическом базисе общества, но в праве. Оно выступает первоосновой и предпосылкой государства. Нельзя сформулировать "понятие государства, не предпослав поня­тия права. Последнее есть логическое prius. Можно дать оп­ределение правового строя без всякого отношения к государ­ственной организации, но нельзя говорить о государственной власти, не предпосылая юридических норм".

Марксистская доктрина кажется Штаммлеру незакончен­ной и непродуманной. По двум причинам. Во-первых, по­тому, что в марксизме отсутствует критическое рассмотре­ние и доказательное, развернутое объяснение используемых ключевых понятий: общество, экономические феномены, общественный способ производства и др. Во-вторых, пото­му, что марксизм не раскрывает, какую степень необходи­мости он признает за грядущими преобразованиями права; простое же прозрение в ожидаемый ход развития не может, по Штаммлеру, заменить систему научных аргументов.

Противники Штаммлера из числа марксистов не остава­лись равнодушными к его воззрениям. Прежде всего, они разоблачали субъективно-идеалистическую философскую по­доплеку предпринятой им трактовки права и государства, а также осуждали либеральную ориентированность его поли­тической позиции, с неодобрением указывали на возмож­ность использования штаммлеровских идей для пропаганды и обоснования программы "этического социализма". Однако сам теоретический смысл политико-правовых конструкций Штаммлера привлекал их не столь сильно.

Между тем некоторые из этих конструкций представляют очевидный интерес. Например, мысль о том, что в логиче­ском аспекте право есть обусловливающая форма, а "социальное хозяйство" (совместная человеческая деятель­ность по удовлетворению потребностей людей) - материя, определяемая данной формой. Право - специфический ком­плекс нормативных предписаний, особый внешний регуля­тор совокупной социальной деятельности. Оно постольку играет определяющую роль, поскольку без него физически не

может иметь место сама эта социальная деятельность инди­видов.

Но Штаммлер обозначает указанное отношение между правом и "социальным хозяйством" именно в логическом, а не в хронологическом и не в реальном причинно-следственном аспекте. Вместе с тем он подчеркивает, что право и "социальное хозяйство" не противостоят друг другу как два самостоятельных и независимых друг от друга явле­ния. Они - необходимо связанные элементы, стороны одно­го и того же предмета: социума. "Право не существует само для себя, так как каждое из его положений неизменно на­правлено уже на определенный способ совокупного дейст­вия". В свою очередь "социальное хозяйство" не представля­ет собой "самостоятельно и отдельно существующей вещи, на которую правовое регулирование должно воздействовать, во времени позднее". Кстати говоря, словосочетание "правовое регулирование", "право - регулятор общественных отношений" активно использовались в лексиконе советской юридической теории.

Несколько усложненным и расплывчатым выглядит об­щее понятие права,      предлагаемое Штамм лером: "ненарушимое самовластное регулирование социальной жиз­ни людей". Из ряда штаммлеровских пояснений можно за­ключить, что практически тут имеется в виду. Во-первых, имеется в виду отграничить "правовое" как "самовластное веление" (притязание на господство над подчиненными праву индивидами независимо от их согласия либо несогласия) от норм нравственности. Во-вторых, размежевать "право" и "произвол" (действия законодателя, противоречащие общим принципам права). В-третьих, выделить в качестве решаю­щей особенности права его "ненарушимость", под коей надо разуметь стремление предписывающего норму самому быть связанным ею; пока такая зависимость существует в равной мере для подчиненного и для того, кто норму установил, по­ка она одинаково обязательна для них обоих, право наличест­вует.

Можно и нужно строго объективно и критически под­ходить к штаммлеровскому правопониманию (впрочем, как ко всякому иному). Но не следует с порога исключать какую бы то ни было возможность присутствия в нем тех или иных

рациональны моментов, позитивных знаний, расширяющих представление мире права.

Последние, в частности, заметны в оценке Штаммлером соотношения государства и права. Она принципиально отли­чается от позиции его современника Рудольфа фон Йеринга, который, как известно, был убежден в том, что право есть категория силы и что вне государства, помимо государствен­ного принуждения нет права как такового. По мнению Штаммлера, юридические нормы возникают, устанавлива­ются и начинают действовать независимо от государственной организации: "Нельзя одобрить воззрения, что право есть со­циальное правило, за которым стоит сила. Подобное ото­ждествление права и фактической силы неправильно... Не всякое социальное предписание власти имеет юридический характер, а только часть из них. Другой вопрос - каким кон­кретно образом толкует Штаммлер несомненно существую­щую в цивилизованном обществе весьма сложную связь ме­жду правом и государством.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.