Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 10 страница



Среди них он помимо официального права (законодательства) различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущест­венно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следует "право принятых в нау­ке мнений", "право учений отдельных юристов или групп их", "право юридической экспертизы" (сюда же отнесены знаменитые "ответы" римских юристов); отдельно выделено "право изречений религиозно-этических авторитетов: осно­вателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви и т.д." и "право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения". Своеобразное семейство образуется из "договорного права", "права односторонних обещаний" (например, государственных органов и частных лиц), "программного права" (программное заявление органов госу­дарственной власти), "признанного права" (признание из­вестных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). "Прецедентное право" усматривается в деятель­ности государственных учреждений и в международном пра­ве. Различается также "общенародное право, как везде суще­ствующее право" (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что "так принято во всем мире", "у всех наро­дов"). Отсюда становится понятным соседствующее с преце-

дентным и общенародным "право юридических поговорок и пословиц".

Петражицкому принадлежит весьма точная и по-своему конструктивная критика юридической ментальности, в кото­рой "власть" и "господство" имеют характер не научно со­держательных и фиксированных смысловых терминов, а скорее характер слов для всевозможного и необремени­тельного употребления в различных областях правосознания без ясно определенного, смысла. Он писал в своей "Теории права и государства" (1907): "Современное государствоведе-ние... не знает, в какой сфере находятся и какую природу имеют те реальные феномены, которые соответствуют его теоретическим построениям, и как с помощью научных ме­тодов можно достигнуть их реального,  фактического (наблюдательного, опытного) познания; и, таким образом, вместо изучения фактов... получается фантастическое конст­руирование несуществующих вещей и незнание действитель­но существующего".

Теория Петражицкого содержала большой критический заряд в адрес других подходов к праву, особенно в отноше­нии нормативизма. Петражицкий, например, резко крити­ковал то положение, при котором право определяют в зависимости от факта государственного вмешательства, в зависимости от "случайного признака наличия или отсутст­вия начальственного признания известных положений" пра­вом7.

Резонны возражения (недоумения) Петражицкого и в том, что наука, различая два права (в объективном и субъективном смысле), принимает во внимание при определении природы права, при образовании права только нормы, объективное право.

Критикуя теорию о том, что право является велением го­сударства, Петражицкий приводит три довода:

1) пришлось бы отрицать общеобязательность междуна­родного права;

2) определение заключает в себе definition per idem, опре­деляет х через х, безысходный логический circulus.

7 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравст­венности.- Спб.- 1909.- Т. 1.- С.257-258, 265-266, 267, 83, 101 и др.

"Формула: юридическая норма есть норма, признанная государством, - можно превратить в формулу: норма права (х) есть норма, признанная в предписанной правом (л:) форме со стороны установленных правом (г) органов правового (х) союза - государства";

3) признанием со стороны государства пользуются не только нормы права, но и разные другие правила поведения, религиозные, нравственные. Теория государственного при­знания не содержит критерия для отличия норм права от про­чих правил поведения, признанных органами государствен­ной власти путем включения в законы.

"...Связывая понятие права с государством, наука далее лишается богатого и поучительного материала - тех правовых явлений, которые возникали и возникают вне государства, независимо от него и до появления государства, и сужает свой горизонт зрения до узкого, можно сказать, официаль­но-канцелярского кругозора".

Что же предлагается взамен? Чем руководствуются и должны руководствоваться субъекты правового общения в своем поведении? Л.И.Петражицкий не уходил от ответа на этот сугубо практический вопрос. Ответ его однозна­чен - эмоциями, "обязательственно-притязательными пе­реживаниями". "Специфическая природа права, нравствен­ности, эстетики, их отличия друг от друга и от других пере­живаний коренятся не в области интеллектуального, а в об­ласти эмоционального, импульсивного. Не позитивные нормы, а "императивно-атрибутивные переживания и нор­мы" интуитивного происхождения ставятся во главу угла. Правом "оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется положительным официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждеб­ное отношение, подвергается преследованию и искоренению, как нечто противоположное и противоречащее праву в офи­циально-государственном смысле", - писал Л.Петражицкий. И хотя прошло почти столетие со времени обоснования им психологической теории, да и жарких споров с ним россий­ских ученых-юристов Е.Н.Трубецкого, Н.М.Коркунова и других, его воззрения по-прежнему представляют интерес, так как действительно восприятие правовых правил их адре­сатом идет через сферу сознательного, рассудочного, эмоционального, и знание этого механизма становится во все времена важным и для правотворчества, и для правоприме­нения. А в современной теории права значительный раздел занимает "правосознание". Здесь же надо отметить - идеи Л.Петражицкого об императивно-атрибутивных притязаниях, характерных для правового регулирования, то есть повели­тельных (императивных) притязаниях, которые может реали­зовывать субъект права в отношении иных лиц, и закреплен­ных, обязательных (атрибутивных) в психологической сфере индивида, сохраняют и ныне свое значение.

Очень многие тонкости теории Л.И.Петражицкого обна­руживаются там, где он объясняет деление права на объек­тивное и субъективное, интуитивное и позитивное, офици­альное и неофициальное. Представляется, что наша прак­тика (законодательная и правоприменительная) могла бы более плодотворно использовать некоторые его выводы. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Психологические процессы разных уровней - та­кая же реальность, как и экономические или политические процессы. Право опосредуется ими, живет в них, проявляет через них свою эффективность. Практический юрист не мо­жет игнорировать того факта, что часто люди осуществляют свою деятельность, не зная законов, вопреки законам, в об­ход законам, при пробелах в законе и т.д.

Важно знать психологический механизм действия право­вых норм, мотивацию правоприменения в связи с ценностной детерминацией и профессиональной ориентацией правопри­менителя.

В свою очередь психологическая теория права и нравст­венности, в особенности методологические конструкции, положенные в основу этой теории, вызвали обширную кри­тическую литературу. Так, П.И.Новгородцев с самого нача­ла высоко оценил попытку Петражицкого "освободить фило­софскую разработку права от гипноза со стороны положи­тельного закона и практического оборота, суживающего и искажающего теоретический горизонт зрения", но в то же время признавал, что "эмпирический анализ идеи права как внутренне-психического индивидуального переживания" то­же не дает нам законченной теории права, как не дает ее и формально-позитивная догматика. Что касается окончатель-

ного вывода, то суть его состояла в том, что заслуги психе» логической теории лежат вне пределов юриспруденции и что "для философии естественного права эта теория опорой быть не может". В.Н.Чичерин высоко ценил Петражицкого как критика юридического позитивизма, но сильно критиковал его оценки права как инструмента социальной политики. Б.А.Кистяковский обратил внимание на гносеологические погрешности, заметив, что Петражицкий "ориентирует свою теорию образования понятий не на истории наук, а на чисто житейских суждениях, разбавленных разнообразными науч­ными сведениями".

Советская правовая теория отвергала психологический подход к праву за его приверженность к субъективному идеа­лизму. Однако в первые годы советской власти даже в дек­ретах признавалось обращение судей к правовому сознанию, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарского государства. А практика (в том числе расстрелы на месте) основывалась на "социалистическом правовом сознании" в весьма широких масштабах. Возможно, именно поэтому М.А.Рейснер пы­тался как-то соединить постулаты психологической теории с марксизмом.

Михаил Андреевич Рейснер (1868 - 1928) - советский социолог, историк и правовед, профессор Томского и Петро­градского университетов, Психо-неврологического института и Военной академии Генштаба. Окончил юридический ин­ститут Варшавского университета (1893). Читал лекции в па­рижской Высшей школе социальных наук. После Октябрь­ской революции по поручению Ленина вел работу в юридиче­ских органах Советского государства. Под влиянием психо­логической теории права Петражицкого Рейснер осуществ­лял попытки развития идеи "пролетарского интуитивного права", которые были подвергнуты острой критике в 20-х гг. в Комакадемии, одним из учредителей которой он был.

Эти попытки имели определенный успех в польском пра­воведении, где традиционно со времен Л.И.Петражицкого, эмигрировавшего из России в Польшу, идеи представителей рассматриваемой теории имели хождение. Несмотря на известную теоретическую сложность и "замкнутость" на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петра-

жидкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. Значительное распространение теория Л.И.Петражицкого получила в работах таких авторов, как Дьюи, Мэрилл, Росс, Эллиот и др. Сегодня теория Пет-ражицкого воспринимается как предпосылка таких новейших течений, как правовой реализм, а также соответствующие от­ветвления бихевиоризма и феноменологии.

Под сильным влиянием концепции Л.Петражицкого на­ходился Ж.Гурвич. Утверждая, что право представляет со­бой попытку реализации в данной социальной системе идеи справедливости, Гурвич наметил несколько групп проблем, которые, по его мнению, должны быть предметом социоло­гии права, а именно: проблемы микросоциологии права, под которыми он понимает различные взаимоотношения лю­дей, в которые они вступают по поводу данного юридическо­го факта; социолого-правовые проблемы групп и классов: проблемы типологизации правовых норм, призванных сохра­нять общественную жизнь в целом; проблемы генетической социологии права, ставящей вопросы о закономерностях и тенденциях в развитии права и факторов, обусловливающих его расцвет или упадок.

В синтезированном виде психологическая концепция Гурвича выглядит следующим образом. Основными дви­жущими силами действия личности и социальных групп в обществе являются психические переживания, они являются центром всей общественной деятельности. При этом одна часть этих психических переживаний - познания и чувства -принадлежат к "пассивным" состояниям познающего субъек­та, для которых характерно, что познающий и чувствующий субъект ограничен испытываемым на себе.

Другими по своему характеру являются "активные пере­живания", волевые акты, направленные к воздействию на пассивный субъект переживаний. Чаще существуют пережи­вания с двойственным характером - эмоционально-волевые переживания или, как Петражицкий часто их называет, про­сто "эмоции". По его мнению, только эмоции являются при­чиной, определяющей наше поведение по отношению к внешнему миру.

Совершенная иная точка зрения вот уже долгое время господствует в отечественных общественных науках, в частности, в правоведении. Здесь преобладает марксистский подход, согласно которому все проявления активности чело­века, включая в право, в той или иной степени являются следствием социально-экономических отношений.

Если под реальностью подразумевается нечто, независимое от субъекта, но ока­зывающее на него то или иное воздейст­вие, то социальная реальность не есть общество. Общество включает в себя и самого человека с его свободной активно­стью, социальная же реальность включает в себя только ре­зультат отчуждения этой активности.

Позитивное право как элемент позитивной социальной ре­альности, то есть результатов человеческой активности, от­чужденных от человека, ставших такими же детерминанта­ми, как и природная реальность.

Проблема соотношения экономики и права сводится к следующему вопросу: что в конечном итоге что определяет -право экономику или экономика право? В решении этого во­проса, как нигде, проявляется специфика всех шести ос­новных направлений в методологии современных гумани­тарных наук. Как уже отмечалось, к ним относятся кантиан­ство, гегельянство, марксизм, позитивизм и феноменология.

Гегельянская позиция однозначно предполагает, что пра­во как жесткая идеальная модель определяет экономические отношения, придавая стихии экономики строгие рациональ­ные формы. Марксизм выдвигает прямо противоположное понимание, согласно которому право в конечном итоге лишь отражает и закрепляет существующие экономиче­ские отношения. Кантианский метод предлагает компро­миссный вариант: право как существующая по своим жест­ким законам идеальная система и экономика как материаль­ная стихия принципиально независимы друг от друга, одна­ко своими изменениями могут провоцировать изменения друг в друге - саморазвитие права может послужить поводом для какого-то поворота в экономической жизни, а экономи­ческие явления могут послужить поводом для открытия но­вых сторон идеи права. Позитивизм и феноменология вообще отказываются решать поставленный вопрос, однако по раз­ным мотивам. Позитивизм считает саму проблему ложной и

главной задачей ставит накопление эмпирических наблюде­ний тех явлений в экономике и в праве, которые можно за­фиксировать и измерить, чтобы потом на основе этих на­блюдений делать индуктивные, то есть вероятностные, умозаключения. Феноменология же предлагает вынести этот вопрос за скобки, поскольку экономико-правовые феномены всегда открываются нам в своем единстве: экономические отношения всегда выступают как правоотношения, а право всегда выступает как экономический принцип.

Наиболее рельефно отношения экономики и права прояв­ляются в проблеме собственности. Согласно распространен­ным в экономической теории и социологии взглядам, собст­венность означает принадлежность определенным лицам ка­ких-либо объектов, то есть отношение людей к вещам. Теоретики права считают, что возможность распоряжаться вещами основывается либо на договоре, либо на насилии. По воззрениям римским юристов, воспринятым позднейшим правоведением, безраздельная собственность "есть полное и исключительное правовое господство лица над телесной ве­щью". При этом фактически собственность как экономиче­ское отношение отождествляется с правом собственности. Отождествление экономического с волевым, идеальным по­зволяет считать собственность выражением некоего духов­ного начала - обычно врожденной человеку идеи собственно­сти, которая, в свою очередь, восходит к "божественному провидению", "предустановленной гармонии", "высшей нравственности". По другому варианту, собственность коре­нится в инстинкте стяжательства, заложенном в биологиче­ской природе человека. Смысл действия приобретения при этом должен состоять в том, что некоторое благо превраща-/ ется в "мое".

С марксистской точки зрения собственность - это систе­ма общественных отношений, возникающих в связи с при­своением средств производства, рабочей силы, предметов потребления; исторически определенный социальный инсти­тут. Область присвоения собственности действительно охва­тывает взаимодействие людей с вещами. Однако такое взаи­модействие составляют лишь внешнюю его сторону, тогда как внутреннее содержание образуют общественные связи. Контакты, возникающие между людьми на почве добывания, распределения и использования богатства, повторяясь и закрепляясь, превращаются в устойчивые социальные связи, которые и создают в своей совокупности определенный иму­щественный порядок. Маркс отметил, что "изолированный индивид так же не мог бы иметь собственность на землю, как он не мог бы и говорить" (т.46, ч.К с.473). За каждым элементарным фактом обладания каким-то предметом кроет­ся сложная сеть зависимостей между индивидами, группами, классами, государствами.

Охватываемые собственностью отношения носят объек­тивный, не зависящий от воли действующих лиц характер. Они лишь отражаются в общественном сознании, закрепля­ются и регламентируются им, причем важнейшую роль здесь играет право собственности - совокупность установлен­ных законом норм, регулирующих имущественную практику. Маркс указывал, что чтобы раскрыть действительную приро­ду отношений собственности, необходимо брать их не в их юридическом выражении, как волевые отношения, а в их ре­альной форме, то есть как производственные отношения.

Производственные отношения, в свою очередь, порож­дают так называемые технические нормы, Технические нор­мы также являются непосредственными требованиями реаль­ности. Все эти нормы основываются на двух ценностях - эф­фективности и безопасности. По сути, все требования ре­альности (технические требования) представляют собой из­вестный баланс эффективности и безопасности поведения. С точки зрения права безопасность первична, то есть человек должен, прежде всего, вести себя так, чтобы это было безо­пасно, а потом уже так, чтобы это было максимально эффек­тивно, но так, чтобы не нарушать первого требования.

Проблема соотношения права и технических норм, то есть норм, определяющих правила обращения людей с ору­диями и предметами труда, с техникой и с силами природы, стала особенно актуальной в связи с научно-технической ре­волюцией, усложнением производственных процессов, а также с глобально нарастающим экологическим кризисом.

В связи с развитием индивидуальной и совместной предпринимательской, коммерческой и торговой деятельно­сти в нашей стране все большую остроту приобретает вопрос о государственном контроле над качеством продукции, об охране здоровья и прав потребителя, о защите рынка от фальсифицированных продуктов и товаров.

В нормативно-правовых актах нередко либо содержится отсылка к техническим нормам, соблюдение которых призна­ется юридически обязательным, либо излагается их содержа­ние. Соблюдение технической нормы в том виде, как она из­ложена в нормативном акте, юридически обязательно для тех лиц, которым этот нормативный акт адресован (таковы ГОСТы, правила техники безопасности, инструкции по ис­пользованию техники, по строительству мелиоративных со­оружений и др.). Нередко нормативно-правовые акты содер­жат более общее указание соблюдать определенные техниче­ские нормы (правила технической эксплуатации сельскохо­зяйственных машин, ветеринарно-санитарные правила и т.п.), отсылая к соответствующим инструкциям. Такие нормативные акты носят отсылочный или бланкетный харак­тер, создавая для адресатов юридическую обязанность со­блюдать те технические нормы, которые существуют в дан­ное время в соответствии с уровнем развития техники. Ви­новное нарушение этих норм расценивается как правонару­шение8.

Таким образом, право, обладая духовной сущностью, является несомненным следствием воздействия реальности. Право создает человек, однако делает это он не просто так, а под воздействием реальности, в том числе той, которую он сам же создал (включая то же право, технику, культуру и т.п .)• Реальность провоцирует человека на то, чтобы он ее изменял; человек, пытаясь преодолеть зависимость от реаль­ности, изменяет ее, но тем самым создает новую реальность, которая, в свою очередь оказывает обратное воздействие на него. Право как элемент реальности и, одновременно, чело­веческое установление проделывает весь этот путь. Обоб­щающая формула этого пути составляет смысл права.

См.: См.: Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.Дмитриев, И.Ф.Казьмин, В.В.Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С.Пиголкина.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им.Баумана, 19%. -С. 118.

Смысл чего-то - это то, что позволяет этому чему-то су­ществовать, функционировать и развиваться. Таким обра­зом, задача философии права, предметом которой является смысл права, - выяснить, благодаря чему право существует, функционирует и развивается. Смысл права выражает отношение идеи права к реальности и включает в себя в качестве моментов происхождение, сущность и назначение права. Утверждение смысла права как предмета философии права разделяется некоторыми авторитетными отечествен­ными правоведами. Так, С.С.Алексеев, считая философию права вторым, после практического, уровнем изучения пра­вовой действительности, отделяет ее предмет от решения задач практической юриспруденции, законодательства и ус­матривает его в постижении "сущности, предназначения и смысла права, заложенных в нем начал, принципов"1.

Итак, если по отношению к внешней реальности право является результатом реактивности человека, то, став реаль­ностью, право выступает как стимул человеческой активно­сти. Данное отношение составляет энерго-информационную (стимуляционную) сущность права.

Историческая и вообще всякая эмпирическая реальность лишь провоцирует то или иное движение в системе идей. Это движение, происходящее в человеческом духе, прово­цирует человека на активность, стимулирует ее. Активность же, в свою очередь, является частью эмпирической реаль­ности, причем ее преобразующей силой. Именно таков меха­низм связи идеального и реального. Механизм стимуляции может быть доказан как дедуктивно (теоретически, логиче­ски), так и индуктивно (эмпирически).

Философия права, которая, по сути, является разделом философского учения о человеке, представляет собой такую дисциплину, которая может пользоваться и индукцией, и дедукцией, поскольку человек есть уникальный предмет по­знания для самого себя, относительно которого все дедук­тивные умозаключения могут быть проверены эмпирически и

Алексеев С.С. Теория права.- М: Изд-во БЕК, 1994.- С. 10.

наоборот. Смысл права познается в рамках философии права дедуктивным путем, однако результаты этой дедукции мо­гут быть проверены данными конкретных эмпирических наук (лингвистики, информатики, кибернетики, биологии, пси­хологии, социологии, экономики и др.). Данная проверка может быть осуществлена в рамках так называемого стиму-ляционного подхода, применяемого для интерпретации дан­ных самых разных наук о человеке.

В юриспруденции такой подход в последнее время наибо­лее последовательно был проведен А.В.Малько в его работе "Стимулы и ограничения в праве" (Саратов, 1994). Пробле­ма смысла права - это, по сути, проблема преступления и на­казания (с добавлением проблемы заслуги и поощрения), то есть - это проблема стимулирования.

В книге А.В.Малько предлагается взглянуть на правовое регулированное с информационно-психологической точки зрения для того, чтобы всесторонне увидеть управленческий потенциал права, найти ключ к решению проблемы стимули­рования, которая "живет" в основном в информационно-психологической сфере2. Такой подход важен еще и пото­му, что само правовое регулирование, как, впрочем, и всякий иной вид управленческого процесса, осуществляется преимущественно не в вещественной и энергетической фор­ме, а на информационном уровне. Правовое регулирование не может быть отнесено к материальному, вещественному регулированию (к химическому, физическому, механическо­му и т.п.). Оно есть управление с помощью информации, носителем которой в данной ситуации является язык, как определенная знаковая система3.

Центральной категорией стимуляционного подхода явля­ется категория активности. Активность есть универсальная форма любых проявлений жизнедеятельности, которая ха­рактеризуется двумя моментами:

2 Несмотря на целый ряд спорных либо неприемлемых положений, работа А.В.Малько содержит ряд существенных характеристик механизма функ­ционирования права, прекрасно иллюстрирующих стимуляционный подход к праву. В связи с этим, мы будем обращаться к содержанию этой работы для раскрытия смысла права средствами конкретных эмпирических наук.

3 См.; Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридиче­ской науке и практике.- Екатеринбург.- 1993.- С. 5, 8, 9.

3 она в любой момент может быть качественно и ко­личественно изменена или вовсе прекращена ее носителем;

О она обязательно сопряжена с расходованием энергии ее носителя.

Активность есть форма существования человека как сво­бодной личности. Поскольку человек может в любой момент прекратить свою жизнь, все энергетические процессы, про­исходящие в его организме или исходящие от него, зави­сят от свободного человеческого решения и потому явля­ются активностью. В количественном отношении актив­ность может варьироваться от минимальных энергетических затрат на элементарные витальные процессы до сверхзатрат энергии на осуществление крупномасштабных общественных идеалов. В качественном отношении активность разделяется спонтанную активность (жизнь в узком смысле слова, ви­тальный процесс, детерминируемый природными фактора­ми), вынужденную активность (страдание, претерпевание воздействий против собственной воли, переживание того или иного вида боли) и деятельность (активность в узком смысле слова, свободная трата жизненной энергии).

Человек всегда может изменить направление своей ак­тивности, сократить ее или прекратить вовсе: он всегда мо­жет изменить свою жизнь или прекратить ее, всегда может изменить повод своих страданий или отказаться от него, все­гда может изменить направление и интенсивность своей деятельности или вовсе прекратить ее. В конечном итоге никакое внешнее обстоятельство само по себе не может за­ставить человека проявлять активность против его воли - оно может лишь оказывать давление на него, вынуждая сделать тот или иной выбор. И больной, и раб, и заключенный все­гда могут покончить с собой; тот, кого пытают за что-то, все­гда может отречься от повода своих мучений. Таким обра­зом, практически всегда решение о том, проявлять актив­ность или нет, а если проявлять, то как, исходит от самого человека, независимо от того, осознает он это или нет.

Вместе с тем, активность человека конечна, поскольку индивидуальный запас подкрепляющей ее жизненной энер­гии ограничен. Из-за этого человеку свойственны боль, уста­лость, лень и нежелание бессмысленно расходовать свои си­лы и из-за этого человек нуждается в разумном обосновании своей активности, без которого он не будет тратить энергию

ни на жизнь, ни на страдания, ни, тем более, на какую-либо деятельность.

Под обоснованием мы будем понимать соединение объяс­нения и оправдания. В той мере, в какой нечто не зависит от человека, оно может быть им только объяснено; в той мере, в какой нечто зависит от человека, оно должно быть оправдано им. Обоснование человеческой активности должно содер­жать в себе объяснение этой активности с точки зрения вы­нуждающих ее причин и оправдание с точки зрения пресле­дуемых ею целей. Иными словами, человеку необходимо знать (осознанно или неосознанно), что является причиной того, что ему приходится расходовать свою жизненную энер­гию, и ради чего он должен это продолжать.

Следует постоянно учитывать, что знать о том, из-за чего и ради чего осуществляется активность, и знать об этом зна­нии - не одно и то же.

В той мере, в какой человеку не хочется тратить свои си­лы и в какой он вынужден это делать под давлением обстоя­тельств, активность является страданием и злом; но, так как жизнь невозможна без расходования энергии, последняя должна стать благом. Таким образом, активность сначала должна быть объяснена как необходимое зло, а затем оправ­дана как возможное благо.

Жизнь в контексте ее объяснения, то есть жизнь как ре­зультат давления обстоятельств, есть судьба человека; жизнь в контексте ее оправдания, то есть жизнь как резуль­тат осуществления человеческих стремлений, есть его мис­сия. При этом миссия складывается на основе той надеж­ды, которую оставляет человеку его судьба,- объяснение ак­тивности логически предшествует оправданию, поскольку в нем указываются причины, в определенной мере принуж­дающие человека проявлять активность, а значит, ограничи­вающие возможности выбора им предмета своих стремлений ("то, ради чего"). Иными словами, объяснение задает гра­ницы возможных оправданий, а не наоборот. Так, если в мире властвует закон справедливости, нет смысла рассчиты­вать на простое везение; если же в мире безраздельно власт­вуют слепые стихии, сильнее которых ничего нет, бессмыс­ленно просить о милости Бога и т.п.

Два суждения, одно из которых описывает причину, дру­гое - цель человеческой активности, связанные друг с другом, образуют формулу обоснования человеческой активности, или стимуляционную формулу. При этом под стимулом (лат. stimulus - стрекало) мы будем понимать источник побужде­ний, который может быть как внешним, так и внутренним. "Стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив"4: Стимуляция является подсистемой мотивации; эта система охватывает те импульсы, которые побуждают человека к активности независимо от его созна­ния. При этом стимуляция может быть осознана и даже скорректирована сознанием, но она не может быть им ни порождена, ни устранена. В этом отношении стимул являет­ся главной причиной активности, поскольку, с одной сторо­ны, пока стимул не сформирован, ни о какой активности не может быть и речи, а с другой - наличия стимула уже доста­точно, чтобы активность началась.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.