Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 12 страница



нать осуществление позитивных интересов и ограничение реализации негативных, либо эти негативные интересы будут препятствовать наиболее полной реализации интересов пози­тивных.

Социальное управление осуществляется с помощью сти­мулов, выраженных в правовых, моральных, культурных нормах, направленных на формирование компромиссов ме­жду различными интересами с тем, чтобы их противоречи­вость не стала непреодолимым препятствием к поступа­тельному движению общества. Стимулами в социальной сис­теме могут выступать соответствующие меры одобрения, по* ощрения, льготы, позволения, а также меры осуждения, на­казания, запреты, обязанности, принуждения.

Управление в биологических, технических и социальных сферах имеет как общие черты, так и черты различия. Гово­ря о некоторых общих чертах, существующих между управ­лением в различных системах, следует все же видеть грани­цы этого общего и не переходить их. В противном случае исследователь вольно или невольно встанет на позиции ре­дукционизма (механического сведения социального к биоло­гическому, физическому).

Вместе с тем, говоря о различиях, существующих между процессами управления в разнообразных системах, следует не абсолютизировать эти различия. Универсальность про­цесса управления выступает лишь одной из нитей, которая участвует в связывании разнообразных сфер и явлений, придавая им некоторые общие черты, "образуя" между ними определенные закономерности. Информационная основа управления (стимулирующее воздействие) сохраняется, по­скольку процессы управления в различных системах имеют нечто общее между собой.

Функции, осуществляемые стимулами в различных системах, в главном совпадают, что предполагает их обобщение и экспраполяцию на конкретные механизмы управления, и том числе и на правовое регулирование. Следовательно, и информационно-психологическая форма правового воздействия, как специфическая разновидность управленческого процесса, должна подчиняться обозначен­ным выше его принципам и включать в свой арсенал соот-

ветствующие стимулы. Этот вывод в самом общем виде на­шел свое отражение в юридической литературе.

Будучи исключительно духовным явлением, право выра­жается в форме прямых требований: все ценности в праве превращаются в предписания и запреты. Выделяются также и разрешения (дозволения), однако они, по существу, есть лишь ограниченные запреты: вы можете делать часть из то­го, что запрещено.

Следует отметить, что и само разделение требований на положительные (предписания делать что-либо) и отрица­тельные (запреты, указания не делать что-либо) чисто ус­ловно, поскольку предписание какого-либо способа поведе­ния исключает иные способы поведения в данном случае, а запрет на какие-либо способы поведения фактически предпи­сывает какой-то оставшийся в результате запрета способ.

Торможение, ограничение есть то же стимулирование, поскольку тормозящие (ограничивающие, сдерживающие) импульсы не уничтожают активность и вообще не могут быть направлены на ее отрицание - они лишь придают ей оп­ределенную форму, что является общим свойством всех стимулов. Вообще все стимулы так или иначе ограничивают активность, поскольку дают ей определенное направление. Человеческая активность связана с растратой ограниченного запаса жизненной энергии, поэтому она всегда нуждается в стимулах, которые позволяли бы человеку рассчитывать на оправдание этих затрат.

Выдвигаемая А.В.Малько идея двоичности информации весьма интересна и, несомненно, продуктивна, однако не­удачным представляется противопоставление ограничению именно стимула, так как ограничение, очевидно, является лишь функцией стимула. Разделение стимулов на положи­тельные и отрицательные, хотя и само по себе поверхностно, однако может быть признано основой для двоичного кода по­добной информации. Вместе с тем, такое разделение игно­рирует целый ряд важнейших промежуточных и комбиниро-

 См.: Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности.- К.- 1985.-С.75; Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности.- М.-1968.- С.17; Социалистическое право, сознание и поведение, личности.- Ал­ма-Ата.- 1988,- С.90; Халфина P.O. Государство, право, правовая система // праововая система социализма.- М.- 1986.- Т.1.- С.168; Гойман В.И. Указ, соч.- С. 106 и др.

ванных стимулов. К тому же активность, которая неизбеж­но провоцируется стимулом, является абсолютно непрерыв­ным процессом, для которого лишь характерны известные колебания интенсивности. Не может быть такого, чтобы ак­тивность вообще прекратилась, а потом вновь возобнови­лась, поскольку это в буквальном смысле значит, что че­ловек умирает, а затем возвращается из небытия. А следо­вательно, не может быть такого, чтобы поток стимулирую­щей информации в качестве моментов включал бы в себя аб­солютно отрицательные воздействия: после любого такого воздействия активность должна была бы полностью прекра­титься, то есть должна была бы наступить смерть, за кото­рой уже ничего не следует. Во всяком случае, если бы это было не так, пришлось бы распространить действие права и на загробную жизнь. Человек не машина, и его нельзя выключать и включать, так как однажды "выключив" чело­века, вы его уже не включите, если, конечно, не вмешают­ся какие-нибудь сверхъестественные силы. Однако, по край­ней мере, в сфере права, учитывать такое вмешательство весьма затруднительно.

Таким образом, стимулы, по крайне мере те, которые действуют в пределах непосредственного и повседневного опыта, в основном лишь ограничивают активность и лишь в редких случаях отрицают ее, толкая человека на самоубийст­во. Ограничение же является универсальной характеристи­кой стимулов. Любой стимул ограничивает активность, ак­тивность нуждается в стимулах именно как в ограничениях. В противном случае, то есть без стимулов, активность могла бы быть абсолютно произвольной и бесконтроль­ной: она бы или хаотично металась, напрасно расходуя дра­гоценную жизненную энергию, или вообще не началась бы, не найдя сколько-нибудь оправданного русла. Стимулы же указывают активности путь, с одной стороны, ограничивая расход энергии (функция экономии сил), с другой - указывая необходимость такого расходования в определенном направ­лении (функция побуждения).

"Регулирование общественных отношений, - пишет В.А.Пашкявичус, - производится или путем ограничения нормами права некоторых возможных вариаций поведения или путем определения круга таких возможностей. Первый случай описывается операторами деонтической логики

"Запрещено" или "Обязательно", а второй - операторами "Разрешено". Отсюда следует,- продолжает он далее,- что правовые нормы, как и право вообще, с этой точки зрения является государственно-организующей информацией"24.

Роль вспомогательных программ перевода "формальных" и "закодированных" правовых средств (с одной стороны, прав, льгот, поощрений и т.п., а, с другой стороны, обязан­ностей, запретов, наказаний и т.д.) играет психика человека, трансформирующая их соответственно в правовые стимулы. Психика играет роль фильтра и декодирует правовую инфор­мацию на следующие значения: действовать в конкретной ситуации или нет, удовлетворять интерес определенным способом или воздержаться. Естественно, поведение лично­сти протекает в сложной социальной среде, определяется многочисленными факторами. Однако, если признать тезис Гоббса, согласно которому, людьми двигают интересы, то ведущим (но не всепоглощающим) для жизнедеятельности человека будет выступать два основных состояния: "выгодно-невыгодно". Причем речь идет не только о мате­риальной выгоде, являющейся весьма существенной мотива­цией индивида, но и о выгоде в более широком плане (материальной, социальной, духовной, нравственной), кото­рая может рассматриваться в качестве совокупности стремле­ний личности к более благоприятным условиям жизнедея­тельности, к лучшему социальному статусу и, в конце концов, - к всестороннему развитию25.

"Правовая информация, - пишет Ю.В.Кудрявцев, "обслуживает" процесс социального управления во многих аспектах. Не характеризуя всего диапазона случаев воздейст­вия права на поведение людей, вспомним хотя бы две край­ние - его точки: с одной стороны, установление границы, "барьера" активному, разнообразному поведению граждан в различных сферах жизнедеятельности (например, уголовно-правовые запреты), с другой стороны, побуждение к деятель-

24 Пашкявичус В.А. Кибернетический подход к праву (некоторые аспекты) // Вопросы кибернетики. Правовая кибернетика.- М.- 1977.- Вып.40.- С.38-39.

25 Малько А.В. Указ, соч.- С.27.

ности, изложение программы поведения, вызывающей (как следствие) соответствующую деятельность"2*.

Самое распространенное определение стимула, даваемое в многочисленных словарях и научной литературе, сводится к тому, что стимул есть побуждение к действию, возбужде­ние, побудительная причина. Однако такой общей дефини­ции явно недостаточно для раскрытия природы правового стимулирования, имеющей немало смысловых оттенков. При формировании конкретных подходов и мер к его эффек­тивному использованию в современной социальной практике большое значение имеет как раз верное понимание данного многогранного феномена, точная "диагностика" его сущно­сти, так как от этого зависит многое другое: объективные пределы действиям правовых стимулов в юридическом упо­рядочении, их потенциальные возможности и т.п.27

Правовые стимулы первоначально исследовались прежде всего на отраслевом уровне, отражая потребности их исполь­зования в конкретных сферах жизнедеятельности. Причем рассматривались они не только применительно к проблемам сугубо отраслевым, но и в общетеоретическом плане. Анализ подобной литературы позволяет сделать следующие краткие обобщения, касающиеся аспектов отраслевого изучения пра­вового стимулирования.

В науке трудового права, где стимулы рассматриваются наиболее основательно и последовательно, их определяют как самостоятельные позитивные средства (поощрения, льготы и т.п.), участвующие в правовом регулировании тру­довых отношений наряду с мерами принуждения. Главная их роль здесь - в повышении трудовой активности, произво­дительности и качества труда, в побуждении к добросовест­ному выполнению трудовых обязанностей (А.А.Абрамова, В.В.Глазырин, Б.И.Зеленко, С.А.Иванов, С.С.Карийский, В.И.Курилов, В.М.Лебедев, Р.З.Лившиц, В.И.Никитинский, Г.В.Хныкин и др.).

В сфере гражданского и хозяйственного права стимулы в основном исследуются в качестве средств воздействия на имущественные отношения, обеспечения обязательств, ис-

Малько А.В. Указ, соч.- С.32.

полпенни договоров, мер, содействующих внедрению науч­но- технических достижений и иному совершенствованию хо­зяйственной деятельности предприятий, способов, возна­граждающих авторов изобретений и т.д. (И.А.Зениц, В (".Константинова,      С.Т.Максименко, М.Г.Масевич,

В.В.Покравши, М.Г.Пронина, В.А.Рыбаков, Г.А.Свердлык, Б.М.Сейнароев,     А.А.Серветник,     М.К.Сулейменов,

В.А.Тархов, К.Э.Торган и др.).

В науке уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии стимулирование рассматривается зачастую в форме устранения либо смягчения потенциального или ре­ального уголовно-правового обременения (своеобразного по­ощрения), расценивается как средство исправления осужден­ных, как перспективное направление совершенствования предупредительной работы (Х.Д.Аликперов, В.М.Галкин, Ю.В.Голик,           А.И.Долгова,           В.А.Елеонскнй,

И.Э.Звечаровский,      В.Н.Кудрявцев,      Б.Г.Прошкин,

Р.А.Сабитов, А.Ф.Сизый, А.М.Яковлев и др.).

В административном праве стимулирование изучается в основном как метод государственного хозяйственного управ­ления, средство развития инициативы управляемых, в каче­стве института поощрения (Н.М.Конин, А.П.Коренев, В.М.Манохин, В.И.Новоселов, А.И.Орлов и др.).

В экологическом и аграрном праве стимулирование иссле­дуется в виде принципа экологопользователей и землеполь­зователей в надлежащем исполнении своих обязанностей, в качестве мер поощрения за соответствующую деятель­ность      (О.В.Даниленко, Б.В.Ерофеев, В.В.Петров, Г.В.Чубуков и др.).

Учитывая вышеназванные подходы, необходимо в теоре­тической трактовке категории "правовой стимул" иметь в ви­ду следующие аспекты.

Во-первых, вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые видят в стимулах лишь субъективный (внутренний) фактор2к. Стимул, а тем более правовой, в отличие от моти­ва, выступающего действительно в качестве внутренней по­будительной причины, является также и внешним факто­ром Процесс же правового стимулирования включает в себя

Гм., напр : Клецкий В.И. Материальное стимулирование производствен­ных коллективов и промышленности.- Минск.- 1979.- С.72.

не только создание благоприятной внешней ситуации, но и необходимое соответствие ее внутренней структуре личности.

В литературе сложилось мнение, согласно которому сти­мулом можно назвать лишь такое средство, которое уже осознано и стало руководством к действию. "Собственно го­воря, - пишет Ф.Н.Щербак, - внешний объект становится стимулом только тогда, когда он, непременно отразившись в чувственных или умственных образах, в то же время реально затрагивает потребности и интересы личности"29.

Это, по всей видимости, не совсем точно. Действитель­но, правовые стимулы устанавливаются для того, чтобы они действовали, осознавались и побуждали людей к определен­ным поступкам. Но вместе с тем даже и то уже закрепленное в законодательстве средство (например, поощрение), кото­рое еще не осознано и не побуждает к определенному жела­тельному для общества поведению, тоже можно назвать стимулом, хотя бы в формальном смысле, не говоря уже о том, что стимул может действовать независимо от сознания стимулируемого. Ведь в этом его цель, поставленная объек­тивно, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные нормативные акты, где данные стимулы зафиксированы. Так, в Указе Президента РФ "О дополнительных мерах по социальной защите и стимулированию труда работников образования"30, в Постановлении Правительства РФ "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" от 11 мая 1993 го­да31 и других актах прямо перечисляются конкретные меры, названные стимулирующими, хотя ясно, что они далеко не с первого дня их реализации отразились в "чувственных или умственных образах", сразу реально затронули потребности всех заинтересованных субъектов. Если же стимул не дейст­вует, то его можно так и назвать - недействующий, неэффек­тивный, "мертвый" стимул.

Для подтверждения этого сошлемся на общеизвестную аналогию: та или иная норма оттого, что она не действует

29 Щербак Ф.Н, Стимулы трудовой деятельности (методологический ас­пект).-Л.-1976.-С.86.

30 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992.-N20.-Ст. 1134. '

31 См.: Собрание актов президента и Правительства.- 1993.- N 20.- Ст. 1763.

 (опять же по разным причинам), не перестает быть нормой права (пусть даже и недействующей, неэффективной, "мертвой" и т.п.).           Во-вторых, понятие "правовой стимул" нельзя смешивать с психологическим и физиологическим понятием "стимул", под которым понимаются разного рода внешние воздействия, раздражители (как содействующие управленческому процес­су, так и препятствующие ему). Правовое стимулирование -это не всякое внешнее воздействие, а лишь целенаправлен­ное, предполагающее сознательное изменение поведения субъекта в юридической сфере. Обыденный же смысл слова "стимул" как синонима любого внешнего толчка не соот­ветствует категориальному статусу понятия "правовой сти­мул". Поэтому правовыми стимулами можно считать лишь такие побудительные причины, которые направляют процесс к осуществлению определенной цели и носят прескриптив-ный характер. "Особым видом информационного воздейст­вия, - отмечается в литературе, - являются сообщения сти­мулирующего характера, имеющие целью вызвать, возбу­дить определенную деятельность"32. Правовые стимулы - это информационно-юридические средства, а не предметы, не вещи, не трудовая обстановка, не психологический климат на предприятии и в учреждении и т.п. Они не могут быть поня­ты ни на вещественном, ни на энергетическом уровне.

В-третьих, если рассматривать отдельно взятый правовой стимул, то он включает в себя как активизирующие, так и определенные ограничивающие моменты, что выступает его дополнительным эффектом. Например, поощрительные средства, установленные в трудовом законодательстве (ст. 131 КЗоТ РФ), развивают активность субъектов в позитивном русле, исключая тем самым возможность развития во мно­гих других направлениях. Та же премия, как материально-правовой стимул, побуждает к одним отношениям и одно­временно блокирует другие.

Действительно, чтобы был возможен стимулирующий процесс и удовлетворился конкретный интерес лица, необ­ходимо удержать в известных границах его другие конкури­рующие интересы (противозаконные и иные нежелательные

Афанасьев ВТ. Социальная информация в управление обществом.- М.-1975.-С.61.

для общества и государства). Ограничивающие моменты вы­ступают здесь в роли гарантий осуществления правового стимула, входят в стимулирующий процесс и носят также позитивный характер, так как действуют не угрожая, не применяя силу, а увлекая, обещая, заинтересовывая. Отсюда и сочетание общественных интересов с интересами индивида строится на непринужденной основе с помощью положи­тельных мотивационных средств. Сам же процесс правового стимулирования базируется на таких факторах, как поощре­ние, льгота, субъективное право, законный интерес, реко­мендация.

"Сущность стимулирования состоит в том, - пишут С.А.Иванов и Р.З.Лившиц применительно к трудовым пра­воотношениям, - что работник не принуждается к тому или иному поведению под страхом наказания. У него имеется выбор в поведении, и он побуждается к такому поведению, в котором заинтересовано общество"33. Следовательно, хотя ограничивающие моменты и присутствуют в стимулирующем процессе, они не ликвидируют и не преуменьшают его побу­дительную сторону, а, наоборот, способствуют осуществле­нию стоящих перед правовым стимулированием целей, в оп­ределенной мере "продолжают" его.

В российском законодательстве под стимулами понимают сугубо позитивные факторы. Например, в ст.24 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"34 от 19 декабря 1991 года, названной "Экономическое стимулирование охра­ны природной среды", употребляются такие юридические ин­струменты, как льготы, поощрения, надбавки, освобождение

Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве.- М.-1982.- С.40. О правовых стимулах как позитивных средствах см. также: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР.- М.- 1970.- С. 102-105; Горшне-нев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.- М.- 1972.- С.87; Карийский С.С. Матери­альные и моральные стимулы к повышению производительности труда.-М.- 1966.- С. 13-16; Конин Н.М. Стимулирование в системе методов госу­дарственного хозяйственного управления // Актуальные вопросы советской юридической науки.- Саратов.- 1978.- Ч.1.- С.109-112; Курилов В.И. Лич­ность. Труд. Право.-М.-1989.-С. 126; Лебедев В.М. Стимулирование со­циалистической дисциплины труда на промышленном предприятии.-Томск.- 1973; Лейст О.Э. Санкции в советском праве.- М.- 1962.- С.43. 34 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-1992,-N 10,-Ст.ст.

от налогообложения и т.д. В Постатейном комментарии к данному закону также речь идет о двух видах факторов - по­зитивных и негативных. "В состав экономического механиз­ма охраны окружающей природной среды,- сказано в нем,-Закон включает две категории факторов - позитивные и нега­тивные. Их цель одна - обеспечить высокий экономический интерес природопользователя к экологии. Но достигается эта цель разными способами. Один из них имеет дело с пози­тивными факторами воздействия (финансирование, кредито­вание, льготы при внедрении экологически чистых техно­логий, при начислении налогов). Они создают прямые эко­номические стимулы в охране окружающей природной сре­ды. Негативные факторы, наоборот, влияют на экономиче­ский интерес через изъятие части денежного дохода в качест­ве платы за пользование ресурсами, налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с приме­нением экологически опасных технологий"35. И хотя в ком­ментарии говорится об экологическом механизме, думается, что это полностью относится и к механизму юридическому, призванному содействовать осуществлению первого.

К.Э.Торган пишет, что "стимулирование проявляется ли­бо в создании благоприятных условий для определенной дея­тельности, либо в предоставлении каких-то благ в качестве поощрения за достигнутые результаты". Далее у него же читаем: "...отрицательные же стимулы находят свое выра­жение в уменьшении имущества обязанного лица за невы­полнение или ненадлежащее выполнение обязательств (неустойка, штраф, возмещение убытков)"36.

Весьма часто понятие "правовой стимул" используют в ином контексте, наделяя его позитивным характером. "Все правовые средства принуждения как стимулирующие меры,-пишет А.Ф.Сизый, - должны применяться таким образом, чтобы они могли оказывать положительное воздействие и на конкретного осужденного при реализации индивидуальной

35 Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к за­кону России.- М.- 1992.- С.9. См. также об этом: Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства.- М.-1993.- С.20.

36 Торгам К.Э. Правовые стимулы научно-технического прогресса в произ­водственном объединении.- М.-1983.- С.6, 8.

программа, его исправления, и на деятельность учреждения в целом"

Здесь речь по сути дела идет не о мотивационном (информационно-психологическом) действии права, а о вос­питательном. Их, конечно же, полностью разделять (а тем более противопоставлять) нельзя, но нельзя и не замечать их различий. Поэтому тут происходит некоторая подмена поня­тий, если не употреблять соответствующих оговорок.

Разумеется, стимулирование можно и нужно рассматри­вать и в этом воспитательном контексте. Но в нем оно при­обретает несколько иное звучание соответственно тому, ка­кое звучание имеют различные формы правового воздейст­вия, поскольку меняются критерии выделения стимулов. В качестве стимулов в данном случае выступают все те право­вые средства, которые благотворно влияют на развитие по­ложительных склонностей личности, на ее качества, убеж­дения, культуру, способствуя формированию требуемой сис­темы ценностей, совершенствованию человеческого характе­ра. Ясно, что таковыми могут при определенных ситуациях

выступать практически все юридические инструменты .

К правовым стимулам как позитивным факторам зачас­тую относят все правовые средства и в том случае, когда они способствуют осуществлению поставленной перед действием права цели - направляют поведение людей в правомерное русло39.

По сути дела такой взгляд отражает роль стимулов в со­циальном механизме действия права, когда возникает необ­ходимость рассмотреть соотношение факторов, с одной сто­роны, способствующих достижению целей управления, а с другой - мешающих этому процессу.

В данном случае-информационно-психологический аспект действия права не главный, от него следует абстрагировать­ся. На первое место в понимании стимула тут выходят не конкретные мотивационные моменты - субъективная сторона

37 Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осу­жденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законода­тельства (проблемы теории и практики).- Рязань.- 1993.- С.7.

38 Малыш А.В. Указ, соч.- С.40.

39 См.: Оксамытный В.В. Социологические аспекты исследования право­вых явлений // Методологические проблемы юридической науки.- Киев.-1990.-С. 54.

поведения, а результат правового воздействия - правомер­ное поведение, как объективная сторона. Ведущей тут яв­ляется проблема достижения целей управления - упорядоче­ние развития системы. Поэтому, выступающие на инфор­мационно-психологическом уровне и положительные (дозволения, льготы, поощрения) и отрицательные (обязанности, запреты, наказания) средства, на уровне со­циального действия права приобретают характер позитивных средств, так как призваны содействовать реализации наме­ченных задач - заданному поведению. Механизм же этого содействия сам по себе не отрицается, но и во внимание не берется. Такой аспект правового стимула тоже необходим, когда важно взглянуть на проблему более широко, без учета мотивации40.

В-четвертых, правовые стимулы понимаются подчас из­лишне узко, связывая их только с поощрениями41. Поощре­ния, действительно, выступают мощными стимулирующими факторами, вызывают заинтересованность субъектов в опре­деленном поведении, создавая для них режим наибольшего благоприятствования. Однако это не означает, что только по­ощрительные меры могут приобретать статус стимулирую­щих. Все богатство стимулирующих средств в правовом регу­лировании нельзя сводить только к поощрению, ибо тем са­мым отражаются стимулирующие возможности у целого ря­да юридических инструментов - прежде всего наказаний.

Когда мы употребляем слова типа: "право стимулирует", "отрасль гражданского права выполняет стимулирующую функцию", "уголовное право ограничивает действие субъек­тов" и т.д., имеется в виду общестимулирующее воздействие права. Отсюда конкретные средства с точки зрения воздейст­вия на интересы субъектов можно назвать первичными (непосредственными), а более объемные юридические инст­рументы - вторичными (опосредованными). Первые прямо контактируют с интересами, своей силой могут изменить связку "интересы - ценности", вторые - косвенно, ибо вы­ступают лишь формой их сочетания. Если же под правовым стимулом понимать не только сугубо первичные позитивные

Малыш А.В. Указ, соч.- С.41.

Хныкин Г В Правовые стимулы повышения трудовой активности рабо­чих и служащих // Проблемы совершенствования законодательства.- М.-1983. -С. 154.

средства, а любые, то теряется "демаркационная линия" между позитивным и негативным воздействием на кон­кретные интересы личности. А в мотивационном действии права должны иметься в виду прежде всего конкретные, ин­тересы конкретных субъектов42.

Тут может возникнуть вопрос: а как быть с принципами права, куда их отнести? Думается, что они могут осуществ­ляться в двух ипостасях: претворяться в жизнь и через раз­личные первичные средства, и непосредственно (в частно­сти, при применении аналогии права).

Итак, что же такое правовой стимул? Правовой стимул -есть правовое побуждение к законопослушному поведению, которое включает в себя совершение предписываемых пра­вом и воздержание от запрещенных действий.

В своей деятельности люди учитывают, что условия воз­никновений их прав и обязанностей, льгот и запретов, же­лаемые или нежелаемые ими правовые последствия опреде­лены конкретными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях субъекты стремятся к возникновению юридических фактов, в других, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно ст.242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж. Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено сооб­разовывать свое поведение с определяемыми в норме юриди­ческими фактами, и, прежде всего, учитывать необходи­мость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридические факты (и тем более - фактические со­ставы) способны выполнить функцию "предварительного" стимулятора, что особенно заметно тогда, когда правовым последствием выступает предоставление определенного блага - жилья, пенсии, условно-досрочное освобождение от наказа­ния и т.п.

Стимулирующая роль юридических фактов требует само­стоятельного исследования, так как их регулятивные воз­можности далеко не исчерпаны. Поэтому "разработка научно обоснованной системы юридических фактов-стимулов для ряда отраслей народного хозяйства, сферы услуг с целью

На уровне диспозиции стимулирующим элементом вы­ступает субъективное право. Это подтверждается хотя бы тем, что субъективные права связаны с удовлетворением прежде всего собственных интересов, выступающих дви­жущей силой правовых связей. "Субъективное право, - от­мечает Н.И.Матузов, - участвует как в механизме прямого юридического регулирования, так и в общем механизме воз­действия, но роль его при этом не одинакова. В первом слу­чае эта категория определяет Меру конкретного поведения субъектов, а во втором может оказьюать лишь общее стиму­лирующее и мотивационное влияние"44.

Наряду с субъективным правом стимулирующим сред­ством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), являющийся определенной разновидностью дозволений. Законный интерес, так же как и субъективное право, несет регулятивную нагрузку, направ­лен на удовлетворение собственных интересов человека, со­действует развитию общественных отношений45.

Вместе с тем законный интерес и субъективное право -различные правовые дозволенности. Субъективное право та­кое дозволение, которое возводится в правовую возмож­ность, обеспеченную юридической необходимостью. Закон­ный интерес тоже можно считать возможностью, но воз­можностью в большинстве своем социальной, фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, закон­ный интерес есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, где отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, где отсутствует гарантированность со стороны конкретных юридических обя-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.