|
|||
Тихонравов, Ю. В. 12 страницанать осуществление позитивных интересов и ограничение реализации негативных, либо эти негативные интересы будут препятствовать наиболее полной реализации интересов позитивных. Социальное управление осуществляется с помощью стимулов, выраженных в правовых, моральных, культурных нормах, направленных на формирование компромиссов между различными интересами с тем, чтобы их противоречивость не стала непреодолимым препятствием к поступательному движению общества. Стимулами в социальной системе могут выступать соответствующие меры одобрения, по* ощрения, льготы, позволения, а также меры осуждения, наказания, запреты, обязанности, принуждения. Управление в биологических, технических и социальных сферах имеет как общие черты, так и черты различия. Говоря о некоторых общих чертах, существующих между управлением в различных системах, следует все же видеть границы этого общего и не переходить их. В противном случае исследователь вольно или невольно встанет на позиции редукционизма (механического сведения социального к биологическому, физическому). Вместе с тем, говоря о различиях, существующих между процессами управления в разнообразных системах, следует не абсолютизировать эти различия. Универсальность процесса управления выступает лишь одной из нитей, которая участвует в связывании разнообразных сфер и явлений, придавая им некоторые общие черты, "образуя" между ними определенные закономерности. Информационная основа управления (стимулирующее воздействие) сохраняется, поскольку процессы управления в различных системах имеют нечто общее между собой. Функции, осуществляемые стимулами в различных системах, в главном совпадают, что предполагает их обобщение и экспраполяцию на конкретные механизмы управления, и том числе и на правовое регулирование. Следовательно, и информационно-психологическая форма правового воздействия, как специфическая разновидность управленческого процесса, должна подчиняться обозначенным выше его принципам и включать в свой арсенал соот- ветствующие стимулы. Этот вывод в самом общем виде нашел свое отражение в юридической литературе. Будучи исключительно духовным явлением, право выражается в форме прямых требований: все ценности в праве превращаются в предписания и запреты. Выделяются также и разрешения (дозволения), однако они, по существу, есть лишь ограниченные запреты: вы можете делать часть из того, что запрещено. Следует отметить, что и само разделение требований на положительные (предписания делать что-либо) и отрицательные (запреты, указания не делать что-либо) чисто условно, поскольку предписание какого-либо способа поведения исключает иные способы поведения в данном случае, а запрет на какие-либо способы поведения фактически предписывает какой-то оставшийся в результате запрета способ. Торможение, ограничение есть то же стимулирование, поскольку тормозящие (ограничивающие, сдерживающие) импульсы не уничтожают активность и вообще не могут быть направлены на ее отрицание - они лишь придают ей определенную форму, что является общим свойством всех стимулов. Вообще все стимулы так или иначе ограничивают активность, поскольку дают ей определенное направление. Человеческая активность связана с растратой ограниченного запаса жизненной энергии, поэтому она всегда нуждается в стимулах, которые позволяли бы человеку рассчитывать на оправдание этих затрат. Выдвигаемая А.В.Малько идея двоичности информации весьма интересна и, несомненно, продуктивна, однако неудачным представляется противопоставление ограничению именно стимула, так как ограничение, очевидно, является лишь функцией стимула. Разделение стимулов на положительные и отрицательные, хотя и само по себе поверхностно, однако может быть признано основой для двоичного кода подобной информации. Вместе с тем, такое разделение игнорирует целый ряд важнейших промежуточных и комбиниро- См.: Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности.- К.- 1985.-С.75; Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности.- М.-1968.- С.17; Социалистическое право, сознание и поведение, личности.- Алма-Ата.- 1988,- С.90; Халфина P.O. Государство, право, правовая система // праововая система социализма.- М.- 1986.- Т.1.- С.168; Гойман В.И. Указ, соч.- С. 106 и др. ванных стимулов. К тому же активность, которая неизбежно провоцируется стимулом, является абсолютно непрерывным процессом, для которого лишь характерны известные колебания интенсивности. Не может быть такого, чтобы активность вообще прекратилась, а потом вновь возобновилась, поскольку это в буквальном смысле значит, что человек умирает, а затем возвращается из небытия. А следовательно, не может быть такого, чтобы поток стимулирующей информации в качестве моментов включал бы в себя абсолютно отрицательные воздействия: после любого такого воздействия активность должна была бы полностью прекратиться, то есть должна была бы наступить смерть, за которой уже ничего не следует. Во всяком случае, если бы это было не так, пришлось бы распространить действие права и на загробную жизнь. Человек не машина, и его нельзя выключать и включать, так как однажды "выключив" человека, вы его уже не включите, если, конечно, не вмешаются какие-нибудь сверхъестественные силы. Однако, по крайней мере, в сфере права, учитывать такое вмешательство весьма затруднительно. Таким образом, стимулы, по крайне мере те, которые действуют в пределах непосредственного и повседневного опыта, в основном лишь ограничивают активность и лишь в редких случаях отрицают ее, толкая человека на самоубийство. Ограничение же является универсальной характеристикой стимулов. Любой стимул ограничивает активность, активность нуждается в стимулах именно как в ограничениях. В противном случае, то есть без стимулов, активность могла бы быть абсолютно произвольной и бесконтрольной: она бы или хаотично металась, напрасно расходуя драгоценную жизненную энергию, или вообще не началась бы, не найдя сколько-нибудь оправданного русла. Стимулы же указывают активности путь, с одной стороны, ограничивая расход энергии (функция экономии сил), с другой - указывая необходимость такого расходования в определенном направлении (функция побуждения). "Регулирование общественных отношений, - пишет В.А.Пашкявичус, - производится или путем ограничения нормами права некоторых возможных вариаций поведения или путем определения круга таких возможностей. Первый случай описывается операторами деонтической логики "Запрещено" или "Обязательно", а второй - операторами "Разрешено". Отсюда следует,- продолжает он далее,- что правовые нормы, как и право вообще, с этой точки зрения является государственно-организующей информацией"24. Роль вспомогательных программ перевода "формальных" и "закодированных" правовых средств (с одной стороны, прав, льгот, поощрений и т.п., а, с другой стороны, обязанностей, запретов, наказаний и т.д.) играет психика человека, трансформирующая их соответственно в правовые стимулы. Психика играет роль фильтра и декодирует правовую информацию на следующие значения: действовать в конкретной ситуации или нет, удовлетворять интерес определенным способом или воздержаться. Естественно, поведение личности протекает в сложной социальной среде, определяется многочисленными факторами. Однако, если признать тезис Гоббса, согласно которому, людьми двигают интересы, то ведущим (но не всепоглощающим) для жизнедеятельности человека будет выступать два основных состояния: "выгодно-невыгодно". Причем речь идет не только о материальной выгоде, являющейся весьма существенной мотивацией индивида, но и о выгоде в более широком плане (материальной, социальной, духовной, нравственной), которая может рассматриваться в качестве совокупности стремлений личности к более благоприятным условиям жизнедеятельности, к лучшему социальному статусу и, в конце концов, - к всестороннему развитию25. "Правовая информация, - пишет Ю.В.Кудрявцев, "обслуживает" процесс социального управления во многих аспектах. Не характеризуя всего диапазона случаев воздействия права на поведение людей, вспомним хотя бы две крайние - его точки: с одной стороны, установление границы, "барьера" активному, разнообразному поведению граждан в различных сферах жизнедеятельности (например, уголовно-правовые запреты), с другой стороны, побуждение к деятель- 24 Пашкявичус В.А. Кибернетический подход к праву (некоторые аспекты) // Вопросы кибернетики. Правовая кибернетика.- М.- 1977.- Вып.40.- С.38-39. 25 Малько А.В. Указ, соч.- С.27. ности, изложение программы поведения, вызывающей (как следствие) соответствующую деятельность"2*. Самое распространенное определение стимула, даваемое в многочисленных словарях и научной литературе, сводится к тому, что стимул есть побуждение к действию, возбуждение, побудительная причина. Однако такой общей дефиниции явно недостаточно для раскрытия природы правового стимулирования, имеющей немало смысловых оттенков. При формировании конкретных подходов и мер к его эффективному использованию в современной социальной практике большое значение имеет как раз верное понимание данного многогранного феномена, точная "диагностика" его сущности, так как от этого зависит многое другое: объективные пределы действиям правовых стимулов в юридическом упорядочении, их потенциальные возможности и т.п.27 Правовые стимулы первоначально исследовались прежде всего на отраслевом уровне, отражая потребности их использования в конкретных сферах жизнедеятельности. Причем рассматривались они не только применительно к проблемам сугубо отраслевым, но и в общетеоретическом плане. Анализ подобной литературы позволяет сделать следующие краткие обобщения, касающиеся аспектов отраслевого изучения правового стимулирования. В науке трудового права, где стимулы рассматриваются наиболее основательно и последовательно, их определяют как самостоятельные позитивные средства (поощрения, льготы и т.п.), участвующие в правовом регулировании трудовых отношений наряду с мерами принуждения. Главная их роль здесь - в повышении трудовой активности, производительности и качества труда, в побуждении к добросовестному выполнению трудовых обязанностей (А.А.Абрамова, В.В.Глазырин, Б.И.Зеленко, С.А.Иванов, С.С.Карийский, В.И.Курилов, В.М.Лебедев, Р.З.Лившиц, В.И.Никитинский, Г.В.Хныкин и др.). В сфере гражданского и хозяйственного права стимулы в основном исследуются в качестве средств воздействия на имущественные отношения, обеспечения обязательств, ис- Малько А.В. Указ, соч.- С.32. полпенни договоров, мер, содействующих внедрению научно- технических достижений и иному совершенствованию хозяйственной деятельности предприятий, способов, вознаграждающих авторов изобретений и т.д. (И.А.Зениц, В (".Константинова, С.Т.Максименко, М.Г.Масевич, В.В.Покравши, М.Г.Пронина, В.А.Рыбаков, Г.А.Свердлык, Б.М.Сейнароев, А.А.Серветник, М.К.Сулейменов, В.А.Тархов, К.Э.Торган и др.). В науке уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии стимулирование рассматривается зачастую в форме устранения либо смягчения потенциального или реального уголовно-правового обременения (своеобразного поощрения), расценивается как средство исправления осужденных, как перспективное направление совершенствования предупредительной работы (Х.Д.Аликперов, В.М.Галкин, Ю.В.Голик, А.И.Долгова, В.А.Елеонскнй, И.Э.Звечаровский, В.Н.Кудрявцев, Б.Г.Прошкин, Р.А.Сабитов, А.Ф.Сизый, А.М.Яковлев и др.). В административном праве стимулирование изучается в основном как метод государственного хозяйственного управления, средство развития инициативы управляемых, в качестве института поощрения (Н.М.Конин, А.П.Коренев, В.М.Манохин, В.И.Новоселов, А.И.Орлов и др.). В экологическом и аграрном праве стимулирование исследуется в виде принципа экологопользователей и землепользователей в надлежащем исполнении своих обязанностей, в качестве мер поощрения за соответствующую деятельность (О.В.Даниленко, Б.В.Ерофеев, В.В.Петров, Г.В.Чубуков и др.). Учитывая вышеназванные подходы, необходимо в теоретической трактовке категории "правовой стимул" иметь в виду следующие аспекты. Во-первых, вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые видят в стимулах лишь субъективный (внутренний) фактор2к. Стимул, а тем более правовой, в отличие от мотива, выступающего действительно в качестве внутренней побудительной причины, является также и внешним фактором Процесс же правового стимулирования включает в себя Гм., напр : Клецкий В.И. Материальное стимулирование производственных коллективов и промышленности.- Минск.- 1979.- С.72. не только создание благоприятной внешней ситуации, но и необходимое соответствие ее внутренней структуре личности. В литературе сложилось мнение, согласно которому стимулом можно назвать лишь такое средство, которое уже осознано и стало руководством к действию. "Собственно говоря, - пишет Ф.Н.Щербак, - внешний объект становится стимулом только тогда, когда он, непременно отразившись в чувственных или умственных образах, в то же время реально затрагивает потребности и интересы личности"29. Это, по всей видимости, не совсем точно. Действительно, правовые стимулы устанавливаются для того, чтобы они действовали, осознавались и побуждали людей к определенным поступкам. Но вместе с тем даже и то уже закрепленное в законодательстве средство (например, поощрение), которое еще не осознано и не побуждает к определенному желательному для общества поведению, тоже можно назвать стимулом, хотя бы в формальном смысле, не говоря уже о том, что стимул может действовать независимо от сознания стимулируемого. Ведь в этом его цель, поставленная объективно, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные нормативные акты, где данные стимулы зафиксированы. Так, в Указе Президента РФ "О дополнительных мерах по социальной защите и стимулированию труда работников образования"30, в Постановлении Правительства РФ "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" от 11 мая 1993 года31 и других актах прямо перечисляются конкретные меры, названные стимулирующими, хотя ясно, что они далеко не с первого дня их реализации отразились в "чувственных или умственных образах", сразу реально затронули потребности всех заинтересованных субъектов. Если же стимул не действует, то его можно так и назвать - недействующий, неэффективный, "мертвый" стимул. Для подтверждения этого сошлемся на общеизвестную аналогию: та или иная норма оттого, что она не действует 29 Щербак Ф.Н, Стимулы трудовой деятельности (методологический аспект).-Л.-1976.-С.86. 30 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992.-N20.-Ст. 1134. ' 31 См.: Собрание актов президента и Правительства.- 1993.- N 20.- Ст. 1763. (опять же по разным причинам), не перестает быть нормой права (пусть даже и недействующей, неэффективной, "мертвой" и т.п.). Во-вторых, понятие "правовой стимул" нельзя смешивать с психологическим и физиологическим понятием "стимул", под которым понимаются разного рода внешние воздействия, раздражители (как содействующие управленческому процессу, так и препятствующие ему). Правовое стимулирование -это не всякое внешнее воздействие, а лишь целенаправленное, предполагающее сознательное изменение поведения субъекта в юридической сфере. Обыденный же смысл слова "стимул" как синонима любого внешнего толчка не соответствует категориальному статусу понятия "правовой стимул". Поэтому правовыми стимулами можно считать лишь такие побудительные причины, которые направляют процесс к осуществлению определенной цели и носят прескриптив-ный характер. "Особым видом информационного воздействия, - отмечается в литературе, - являются сообщения стимулирующего характера, имеющие целью вызвать, возбудить определенную деятельность"32. Правовые стимулы - это информационно-юридические средства, а не предметы, не вещи, не трудовая обстановка, не психологический климат на предприятии и в учреждении и т.п. Они не могут быть поняты ни на вещественном, ни на энергетическом уровне. В-третьих, если рассматривать отдельно взятый правовой стимул, то он включает в себя как активизирующие, так и определенные ограничивающие моменты, что выступает его дополнительным эффектом. Например, поощрительные средства, установленные в трудовом законодательстве (ст. 131 КЗоТ РФ), развивают активность субъектов в позитивном русле, исключая тем самым возможность развития во многих других направлениях. Та же премия, как материально-правовой стимул, побуждает к одним отношениям и одновременно блокирует другие. Действительно, чтобы был возможен стимулирующий процесс и удовлетворился конкретный интерес лица, необходимо удержать в известных границах его другие конкурирующие интересы (противозаконные и иные нежелательные Афанасьев ВТ. Социальная информация в управление обществом.- М.-1975.-С.61. для общества и государства). Ограничивающие моменты выступают здесь в роли гарантий осуществления правового стимула, входят в стимулирующий процесс и носят также позитивный характер, так как действуют не угрожая, не применяя силу, а увлекая, обещая, заинтересовывая. Отсюда и сочетание общественных интересов с интересами индивида строится на непринужденной основе с помощью положительных мотивационных средств. Сам же процесс правового стимулирования базируется на таких факторах, как поощрение, льгота, субъективное право, законный интерес, рекомендация. "Сущность стимулирования состоит в том, - пишут С.А.Иванов и Р.З.Лившиц применительно к трудовым правоотношениям, - что работник не принуждается к тому или иному поведению под страхом наказания. У него имеется выбор в поведении, и он побуждается к такому поведению, в котором заинтересовано общество"33. Следовательно, хотя ограничивающие моменты и присутствуют в стимулирующем процессе, они не ликвидируют и не преуменьшают его побудительную сторону, а, наоборот, способствуют осуществлению стоящих перед правовым стимулированием целей, в определенной мере "продолжают" его. В российском законодательстве под стимулами понимают сугубо позитивные факторы. Например, в ст.24 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"34 от 19 декабря 1991 года, названной "Экономическое стимулирование охраны природной среды", употребляются такие юридические инструменты, как льготы, поощрения, надбавки, освобождение Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве.- М.-1982.- С.40. О правовых стимулах как позитивных средствах см. также: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР.- М.- 1970.- С. 102-105; Горшне-нев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.- М.- 1972.- С.87; Карийский С.С. Материальные и моральные стимулы к повышению производительности труда.-М.- 1966.- С. 13-16; Конин Н.М. Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления // Актуальные вопросы советской юридической науки.- Саратов.- 1978.- Ч.1.- С.109-112; Курилов В.И. Личность. Труд. Право.-М.-1989.-С. 126; Лебедев В.М. Стимулирование социалистической дисциплины труда на промышленном предприятии.-Томск.- 1973; Лейст О.Э. Санкции в советском праве.- М.- 1962.- С.43. 34 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-1992,-N 10,-Ст.ст. от налогообложения и т.д. В Постатейном комментарии к данному закону также речь идет о двух видах факторов - позитивных и негативных. "В состав экономического механизма охраны окружающей природной среды,- сказано в нем,-Закон включает две категории факторов - позитивные и негативные. Их цель одна - обеспечить высокий экономический интерес природопользователя к экологии. Но достигается эта цель разными способами. Один из них имеет дело с позитивными факторами воздействия (финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов). Они создают прямые экономические стимулы в охране окружающей природной среды. Негативные факторы, наоборот, влияют на экономический интерес через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий"35. И хотя в комментарии говорится об экологическом механизме, думается, что это полностью относится и к механизму юридическому, призванному содействовать осуществлению первого. К.Э.Торган пишет, что "стимулирование проявляется либо в создании благоприятных условий для определенной деятельности, либо в предоставлении каких-то благ в качестве поощрения за достигнутые результаты". Далее у него же читаем: "...отрицательные же стимулы находят свое выражение в уменьшении имущества обязанного лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств (неустойка, штраф, возмещение убытков)"36. Весьма часто понятие "правовой стимул" используют в ином контексте, наделяя его позитивным характером. "Все правовые средства принуждения как стимулирующие меры,-пишет А.Ф.Сизый, - должны применяться таким образом, чтобы они могли оказывать положительное воздействие и на конкретного осужденного при реализации индивидуальной 35 Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России.- М.- 1992.- С.9. См. также об этом: Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства.- М.-1993.- С.20. 36 Торгам К.Э. Правовые стимулы научно-технического прогресса в производственном объединении.- М.-1983.- С.6, 8. программа, его исправления, и на деятельность учреждения в целом" Здесь речь по сути дела идет не о мотивационном (информационно-психологическом) действии права, а о воспитательном. Их, конечно же, полностью разделять (а тем более противопоставлять) нельзя, но нельзя и не замечать их различий. Поэтому тут происходит некоторая подмена понятий, если не употреблять соответствующих оговорок. Разумеется, стимулирование можно и нужно рассматривать и в этом воспитательном контексте. Но в нем оно приобретает несколько иное звучание соответственно тому, какое звучание имеют различные формы правового воздействия, поскольку меняются критерии выделения стимулов. В качестве стимулов в данном случае выступают все те правовые средства, которые благотворно влияют на развитие положительных склонностей личности, на ее качества, убеждения, культуру, способствуя формированию требуемой системы ценностей, совершенствованию человеческого характера. Ясно, что таковыми могут при определенных ситуациях выступать практически все юридические инструменты . К правовым стимулам как позитивным факторам зачастую относят все правовые средства и в том случае, когда они способствуют осуществлению поставленной перед действием права цели - направляют поведение людей в правомерное русло39. По сути дела такой взгляд отражает роль стимулов в социальном механизме действия права, когда возникает необходимость рассмотреть соотношение факторов, с одной стороны, способствующих достижению целей управления, а с другой - мешающих этому процессу. В данном случае-информационно-психологический аспект действия права не главный, от него следует абстрагироваться. На первое место в понимании стимула тут выходят не конкретные мотивационные моменты - субъективная сторона 37 Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики).- Рязань.- 1993.- С.7. 38 Малыш А.В. Указ, соч.- С.40. 39 См.: Оксамытный В.В. Социологические аспекты исследования правовых явлений // Методологические проблемы юридической науки.- Киев.-1990.-С. 54. поведения, а результат правового воздействия - правомерное поведение, как объективная сторона. Ведущей тут является проблема достижения целей управления - упорядочение развития системы. Поэтому, выступающие на информационно-психологическом уровне и положительные (дозволения, льготы, поощрения) и отрицательные (обязанности, запреты, наказания) средства, на уровне социального действия права приобретают характер позитивных средств, так как призваны содействовать реализации намеченных задач - заданному поведению. Механизм же этого содействия сам по себе не отрицается, но и во внимание не берется. Такой аспект правового стимула тоже необходим, когда важно взглянуть на проблему более широко, без учета мотивации40. В-четвертых, правовые стимулы понимаются подчас излишне узко, связывая их только с поощрениями41. Поощрения, действительно, выступают мощными стимулирующими факторами, вызывают заинтересованность субъектов в определенном поведении, создавая для них режим наибольшего благоприятствования. Однако это не означает, что только поощрительные меры могут приобретать статус стимулирующих. Все богатство стимулирующих средств в правовом регулировании нельзя сводить только к поощрению, ибо тем самым отражаются стимулирующие возможности у целого ряда юридических инструментов - прежде всего наказаний. Когда мы употребляем слова типа: "право стимулирует", "отрасль гражданского права выполняет стимулирующую функцию", "уголовное право ограничивает действие субъектов" и т.д., имеется в виду общестимулирующее воздействие права. Отсюда конкретные средства с точки зрения воздействия на интересы субъектов можно назвать первичными (непосредственными), а более объемные юридические инструменты - вторичными (опосредованными). Первые прямо контактируют с интересами, своей силой могут изменить связку "интересы - ценности", вторые - косвенно, ибо выступают лишь формой их сочетания. Если же под правовым стимулом понимать не только сугубо первичные позитивные Малыш А.В. Указ, соч.- С.41. Хныкин Г В Правовые стимулы повышения трудовой активности рабочих и служащих // Проблемы совершенствования законодательства.- М.-1983. -С. 154. средства, а любые, то теряется "демаркационная линия" между позитивным и негативным воздействием на конкретные интересы личности. А в мотивационном действии права должны иметься в виду прежде всего конкретные, интересы конкретных субъектов42. Тут может возникнуть вопрос: а как быть с принципами права, куда их отнести? Думается, что они могут осуществляться в двух ипостасях: претворяться в жизнь и через различные первичные средства, и непосредственно (в частности, при применении аналогии права). Итак, что же такое правовой стимул? Правовой стимул -есть правовое побуждение к законопослушному поведению, которое включает в себя совершение предписываемых правом и воздержание от запрещенных действий. В своей деятельности люди учитывают, что условия возникновений их прав и обязанностей, льгот и запретов, желаемые или нежелаемые ими правовые последствия определены конкретными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях субъекты стремятся к возникновению юридических фактов, в других, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно ст.242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж. Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено сообразовывать свое поведение с определяемыми в норме юридическими фактами, и, прежде всего, учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридические факты (и тем более - фактические составы) способны выполнить функцию "предварительного" стимулятора, что особенно заметно тогда, когда правовым последствием выступает предоставление определенного блага - жилья, пенсии, условно-досрочное освобождение от наказания и т.п. Стимулирующая роль юридических фактов требует самостоятельного исследования, так как их регулятивные возможности далеко не исчерпаны. Поэтому "разработка научно обоснованной системы юридических фактов-стимулов для ряда отраслей народного хозяйства, сферы услуг с целью На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право. Это подтверждается хотя бы тем, что субъективные права связаны с удовлетворением прежде всего собственных интересов, выступающих движущей силой правовых связей. "Субъективное право, - отмечает Н.И.Матузов, - участвует как в механизме прямого юридического регулирования, так и в общем механизме воздействия, но роль его при этом не одинакова. В первом случае эта категория определяет Меру конкретного поведения субъектов, а во втором может оказьюать лишь общее стимулирующее и мотивационное влияние"44. Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), являющийся определенной разновидностью дозволений. Законный интерес, так же как и субъективное право, несет регулятивную нагрузку, направлен на удовлетворение собственных интересов человека, содействует развитию общественных отношений45. Вместе с тем законный интерес и субъективное право -различные правовые дозволенности. Субъективное право такое дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже можно считать возможностью, но возможностью в большинстве своем социальной, фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, где отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, где отсутствует гарантированность со стороны конкретных юридических обя-
|
|||
|