Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 6 страница



См Хёффе О. Политика, право, справедливость: основоположения кри-пскчкой философии права и государства.-.М.- 1994.- С.51.

 Естественно-правовое мышление Нового времени оказало инспирирующее воздействие на американскую и Француз­скую революции и привело к возникновению общности со­временного типа - демократического конституционно-правового государства с характерным для него нейтральным отношением к религии, а также к различению личной мора­ли и политической справедливости, к появлению таких фе­номенов как разделение властей, национальный суверенитет и права человека, понимаемые как фундаментальные права. Глубоким изменениям подверглись не только политическое устройство и публичное право - изменения затронули и сферу частного права. Так, естественно-правовые системы Нового времени легли в основу трех европейских сводов законов: прусского "Allgemeine Landrecht" (1974), французского "Code Civil" (1804) и австрийского "Allgemeine borderliche Gesetzbuch" (1811).

Однако после столь успешного развития в первой трети XIX века традиция естественного права прерывается. Сегодня естественное право представляется настолько исчерпавшим свои возможности, что оно уже не удостаивается вообще ни­какого внимания, даже в форме острой критики. Уже в конце XVIII века такие юристы, как Густав Гуго, рекомен­довали своим коллегам даже вообще не заниматься пробле­мами естественного права. Правда, Гегель в 1821 году все еще дает своей "Философии права" подзаголовок "Основания естественного права и науки о государстве", предпринимая попытку после критики современного ему естественного пра­ва нащупать возможность продолжения аристотелевской тра­диции с учетом принципа субъективности Нового време­ни. Однако в последовавших за этим дискуссиях в центре внимания остается только гегелевская критическая интенция, в то время как заряд, который нес в себе новый конструктив­ный проект, истощается в столкновениях право гегельянцев с левогегельянцами. В борьбе против гегелевского тезиса о не­обходимости до развития права из его исторических основа­ний представить его "развитие из понятия" ("Философия Ирана", § 3) верх берет историческая школа права под руко­водством Карла фон Савиньи, и Карл Роттек в 1841 замечает, что "утверждение о недействительности естественного права" стало "общим местом". В основе подобного утверждения, лсжап, но пилимому, своего рода оптический обман. По скольку понятия и принципы естественного права входят в качестве составных частей в публичное и частное право и как бы растворяются в них, что так называемое "поражение" ес­тественного права является на самом деле свидетельством его успеха54.

Можно по-разному оценивать то обстоятельство, что в правовом дискурсе определенные аргументы, присущие юридическому мышлению теряют свое значение; последую­щие десятилетия, правда, свидетельствуют о непрекращаю­щихся попытках возродить или продолжить традицию ес­тественного права. И все же, вопреки возражениям некото­рых историков (Роттек), юристов (Гирке), философов права (Штаммлер, 1902) и католических теологов морали (Катрейн), только опыт вопиюще несправедливых госу­дарств, и в особенности, "Третьего Рейха", помогает есте­ственно-правовому мышлению вновь набрать правовой и по­литический вес (Майхофер). Во время и после второй миро­вой войны оно находится в центре междисциплинарной дис­куссии, имевшей большое общественное значение. В Ат­лантической Хартии 1941 г., в Декларации прав челове­ка, составленной Объединенными нациями в 1948 г. и в отдельных решениях, вынесенных высшими судебными ин­станциями европейских стран, естественно правовое мышле­ние обретает непосредственный политический и правовой смысл. Его не обходят вниманием и марксисты (Э.Блох, 1961), и аналитическая философия права (Харт, 1961). Одна­ко после периода расцвета естественно-правового мышления в 40-е и 50-е годы, наблюдаемого во многих странах мира, происходит резкий поворот, и мы вновь становимся свидете­лями "вечного возвращения позитивизма", оттеснившего ес-recTBQHHO-правовую мысль на периферию философского го­сударственно-правового дискурса.

Однако в последнее время вновь видны попытки движе­ния вспять55. Дело в том, что теория договора во многих сво­их конкретных вариантах являет собой пример аргументации, нос ходящий к естественно-правовому мышлению Нового иремени и в наши дни вновь приобретающий актуальность

благодаря очевидному возрождению интереса к философам Просвещения - Гоббсу (Буханан), Локку (Ноцик), Руссо и Канту (Роулс). Вместе с тем само выражение "естественное право" настолько дискредитировано, что оно полностью вы­шло из употребления; реабилитацию естественного права Но­вого времени предпочитают теперь именовать "теорией спра­ведливости" (Роулс).

То обстоятельство, что в хоре представителей философии государства и права голоса сторонников естественного права зазвучали тише или вовсе умолкли, не следует расценивать как временное поветрие или дань исторически преходящей моде. На самом деле факт этот объясняется весомыми суб­станциальными моментами и методическими соображения­ми, порождающими сомнения в бесспорности основных принципов этого права Первый ряд подобных контраргу­ментов, однако, порожден скорее недоразумениями относи­тельно основополагающей интенции естественного права -открывать путь сверхпозитивной критике государства. Хотя жертвами подобных недоразумений случалось становиться и самим приверженцам естественного права, чрезмерно увле­кавшимся мыслью об "индивиде, правом уже в силу своей природы", гипертрофировавшим и деформировавшим эту мысль до такой степени, что критика напрашивается сама со­бой и появляется желание отказаться от вызывающей наре­кания семантики. В сущности же возникновение этих недора­зумений надлежит поставить в вину критикам естественно­го права, в особенности тем из них, которые ориентируются не столько на внушительную традицию, сколько на некото­рых запоздалых ее продолжателей56.

В первых аргументах против естественного права можно распознать via negationis - минимальные условия, которым должно отвечать мышление в категориях естественного права и вообще любая сверхпозитивная критика государства и пра­ва, если она хочет, чтобы ее научно-философски принимали всерьез. Подобное мышление в категориях естественного права мы будем в дальнейшем называть "критическим", от­четливо отмежевывая его от догматической теории естест­венного права. Лишь исходя из критического понятия естест­венного права, можно зафиксировать тот решающий пункт, в

 См.: Хёффе О. Указ, соч.- С.54.

 котором теория справедливости отпочковывается (и отмеже­вывается) от естественно-правового мышления, и в котором сверхпозитивная критика государства и права кажется уста­ревшей, преодоленной, тогда как теория справедливости представляется вполне легитимной57.

Согласно одному из первых контраргументов (Альберт, 1978), естественное право относится к сфере мышления в космических категориях, коим оно попросту преодолевается. Однако уже беглый взгляд на историю естественного права обнаруживает богатую и разветвленную традицию; так что выступающие с этим возражением совершают ошибку, при­нимая часть за целое. Естественно-правовое мышление, как и философия вообще, эволюционирует, рождает все новые методы и системы аргументации; и оно, следовательно, при­знает минимальные условия недогматического мышления и отвечает им, что предполагает способность к критике и к ус­воению нового. В особенности следует отметить тот факт, что естественно-правовое мышление Нового времени являет собой общеевропейское движение, активными участниками которого выступают голландцы (Гроций, Спиноза), францу­зы (Воден, Руссо), британцы (Гоббс, Камберленд, Локк) и немцы (Пуфендорф, Томазий, Вольф, Кант), а также италь­янцы (А.Джентили). При этом*естественное право развивает­ся в условиях постоянного обмена идеями и взаимной кри­тики. Не в последнюю очередь предпринимается попытка фундаментальной переориентировки в целях учета историче­ских перемен, произошедших в науке, (например, механи­стического понимания природы в новой физике), нового со­циального опыта, нового самосознания человека, сформи­ровавшегося в эпоху Ренессанса или пришедшего к зака­ту старого европейского общества, опыта гражданских войн на религиозной основе и динамики раннекапитали-стической экономики58.

Согласно другому контраргументу, программа естествен­но-правового мышления страдает нечеткостью, поскольку ее первый элемент - понятие природы и естественного - имеет несколько различных значений. И в самом деле, понятие природы многозначно. Однако его многозначность не играет

 См.: там же.- С.55.

поначалу столь уж большой роли. Ибо, начиная, с софис­тов, права, которыми человек обладает "по природе", выво­дятся из их противоположности; они противостоят, как мы уже упоминали, некоему (голому) установлению - созданно­му самим человеком позитивному праву. И, подобно полити­ческой справедливости, естественное право полагает своего рода допозитивную инстанцию, более высокую по своему статусу, нежели инстанция позитивная, причем понимается она не в техническом или прагматическом, а в нравственном смысле. Естественно-правовое мышление представляет собой допытку занять по отношению к государству и праву мораль­ную позицию и наметить соответствующую этой позиции перспективу.

Естественное право подвергается критике еще и потому, что под правом обычно подразумевают имеющие принуди­тельный характер обязательности, границы которых точно устанавливаются государством и им же, государством, обеспечивается контроль над их выполнением. Однако в де­финиции естественного права эти три основных элемента как раз отсутствуют. Во-первых, речь идет о моральном требова­нии, а не об обязательностях принудительного характера. Во-вторых, даже если бы естественное право основывалось на наборе правовых основоположений (так, например, обстоит дело с правами человека в Новое время), то оказалось бы, что основоположения в лучшем случае лишь для отдельных си­туаций определяли бы, что именно человек имеет право тре­бовать от других или что именно он обязан по отношению к ним делать. И в-третьих, поскольку элемент обязательной принудительности отпадает, естественное право не нуждает­ся и в "историке-политическом оформлении" принуждения" -в государстве: естественное право есть "безоружное право": un droit desarme (Боббио, 1959). Отсутствие трех этих эле­ментов, однако, никак не говорит против естественного пра­ва, ибо упомянутые элементы дефиниции относятся к пози­тивному праву, в отношении которого естественное право представляет непозитивную или же критическую обязатель­ность. Критикующий естественное право совершает подмену понятий, ошибочно трактуя понятийные элементы позитив­ного права как понятийные элементы права сверхпозитивно­го.

 В силу своей сверхпозитивности естественное право также не является чем-то вроде неполноценного заместителя пози­тивного права (не является, по крайней мере, изначально), то есть правом, которое - если говорить конкретно и про­цитировать, например, популярный в свое время учебник Г.Ахенвалля "Jus naturae in usum auditorium" (1774) или § 7 Гражданского кодекса Австрии (J811) - берет слово только тогда, когда замолкает позитивное право. Дело в том, что, выступая в качестве нормативно-критической инстанции, оно, с одной стороны, не имеет непосредственно позитивно-правовой функции; с другой стороны, его действие не огра­ничено лишь несколькими всеми забытыми социальными нишами, но распространяется на все сферы государствен­но-правовой жизниэ.

Четвертое возражение против естественного права исхо­дит от этического релятивизма. Если бы принципы естест­венного права вообще существовали - так звучит возражение этического релятивизма - они должны были бы быть неиз­менными, то есть одинаковыми для всех времен и народов. В действительности же в разных обществах и культурах мы наблюдаем большие различия, а часто и противоречия; да и в пределах одного и того же общества правовые основополо­жения также претерпевают изменения.

Скепсис по отношению к этому релятивистскому возра­жению у нас может вызвать уже само то обстоятельство, что, хотя накопление эмпирических знаний расширило, углубило и обострило наш взгляд на многообразие государственно-правовых отношений, однако фундаментальный опыт естест-ненно-правового мышления, начиная с самых ранних его форм, был всегда актуальным. Самое позднее, начиная с пятого века до н.э. в Греции оживленно обсуждаются много­образие и изменчивость права, и дискуссии по этому поводу i мособствуют, среди прочего, и формированию самого по­нятия естественного права. Позднеантичное естественно-правовое мышление, конечно же, не забывает об этом опы-ic, а к сегодняшнему дню он принял форму банальной исти­ны "другие народы - другие нравы".

"' Там же.- С.56-57. "" же.- С.57.

 Как только опыт различия утрачивает привкус чего-то необычного, просветительского, релятивистское возражение можно уже рассматривать сравнительно беспристрастно, и тогда сразу бросится в глаза то обстоятельство, что в основе релятивистской интерпретации правовых различий часто ле­жит своего рода обман зрения, смещение перспективы. За видимым многообразием конкретных обязательностей неред­ко скрываются общие основоположения, которые вследствие различных по форме правовых определениях лишь вследст­вие различных конкретных условий их применения (географических, экономических и пр.), а также различных эмпирических знаний относительно вероятных правовых по­следствий.

На это обстоятельство как раз и ориентируется критиче­ское естественное право. Оно вполне отдает себе отчет в мно­гообразии условий человеческого существования, в историче­ском характере последнего и в вытекающем отсюда различии конкретных правовых обязательностей. Оно ищет не завер­шенной системы законов, которая в качестве вечного, неиз­менного, равно действительного для всех людей и всех об­ществ права противостояла бы изменяющемуся, но позитив­ному праву и которая, тем не менее, была бы, подобно пози­тивному законодательству, подробно разработанной вплоть до мельчайших деталей. Именно представление, будто есте­ственное право есть выписанный во всех мелочах и тонкостях свод законов, рассчитанный к тому же на веки вечные, толь­ко записанный не на камне, пергаменте или бумаге, а в сердцах человеческих, свод законов, точной копией которого должны стать все позитивные законы - все правовые обычаи и тексты, если они стремятся быть справедливыми - такое представление есть не что иное, как фатальное заблуждение, карикатура, ответственная за многие недоразумения6'.

Уже Аристотель расценивал естественное право не как не­кую внеисторическую норму, а как то, что вполне подверже­но изменениям, притом, не само по себе ("волею богов"), а скорее волею человека ("нами", "у нас") ("Никомахова этика" Y 10 1134Ь 28-30), Фома Аквинский ("Summa theologiae" I-I1, q.94, a.4-6, а также q.95) четко различает различные ступени естественного права. Он начинает с общих (communia) и не-

См.: там же.-С.57-58.

. Идея права

изменных основных принципов (prima principia), из которых -подобно тому, как это происходит в демонстративных науках выводятся определенные производные принципы (secunda/secundaria principia), и завершает детальной разра­боткой законов (determinatio), которые уже учитывают обы­чаи, уклад страны, ее специфику - в остальном же законода­телю предоставляется свобода творчества, аналогичная сво­боде архитектора.

Кроме констатации отмеченного факта "обмана зрения", на возражение со стороны релятивизма, занимающего кри­тическую позицию по отношению к естественному праву, можно, в свою очередь, возразить тем, что он - как и реляти­визм, выступающий против теории справедливости - дает нам однобокое описание предмета: выпячивая видимые раз­личия, он пренебрегает общими чертами, которые в не меньшей степени доступны наблюдению и которые, говоря, например, словами Маргарет Мид, состоят в защите че­ловеческой жизни (по крайней мере, внутри своей социаль­ной группы), в запрете на инцест и в узаконении какой-либо формы частной собственности (по крайней мере, в личной сфере). Далее, в самых разных культурах в равной степени можно обнаружить запрет на ложь, высокую оценку смело­сти и готовности к взаимопомощи, позитивную оценку за­крепления сексуальных отношений в браке и, не в послед­нюю очередь, некоторые правила судопроизводства.

  Однако наличие подобных противоречий еще не дает оснований де-i.iib вывод, будто обязательных для всех людей правовых принципов не существует. Ведь главенствующие принципы, противоречащие один другому, относятся к сфере позитивно- нрава, естественное же право есть сверхпозитивная право-плч идея, и именно исходя из нее, позитивное право получает • пк'ику как легитимное или как нелегитимное.

И ссылке на основополагающую критическую интенцию ч i пшенного права опять-таки заключен решающий контраргумент против возражения со стороны релятивизма. При­нимает ли критик к рассмотрению конкретные правовые оп­ределения или общие принципы права - это с систематиче­ской точки зрения имеет второстепенное значение. Решаю­щим является то, что в обоих случаях он обращается к на­личной реальности права и тем самым в своей критике есте­ственного права вновь смешивает позитивное понятие права со сверхпозитивным или критическим.

Последнее возражение, которое может встречать идея критического естественного права, идет от сторонников кри­тики идеологии. Мыслители естественного права - утвер­ждает, например, Топич (1971) - стремятся к упрочению существующих или восстановлению отошедших в прошлое общественных структур и так или иначе желают служить ча­стным, партикулярным интересам, представляя эти интересы как общечеловеческие, и, стало быть, обслуживают опреде­ленную идеологию.                                                    

Конечно, отдельные высказывания сторонников естест­венного права так или иначе были связаны с теми или иными правовыми и государственными реальностями. Тот, кто вместе с Аристотелем, например, утверждает, что есть рабы не только в силу закона и вследствие примененного к ним насилия (Политика, I 6 1255Ь 15), но и силу своей природы (Политика, I 5 1255а 2 и далее), кто вместе с Кантом отво­дит женщинам лишь сугубо ограниченную роль в браке и се­мье и всерьез полагает, что подмастерья, ремесленники, по­сыльные и "весь женский люд" не могут быть активными гражданами ("Учение о праве", § 46)63, тот и впрямь рискует встать на защиту давно изжитых претензий на деспотиче­скую власть и заявить о себе как о стороннике абсолют­ных принципов. Однако в традиции естественного права мы обнаруживаем и нечто противоположное. Более того: благо­даря антитезе природы и закона (фюсиса и номоса) впервые формируется понятийный инструментарий для нравственной критики государства и права.

Уже у софистов, сформулировавших эту антитезу, проявляются ходы мысли, характерные для критики идеологии, которые мы ныне связываем с именами Маркса и Ницше: право как- инструмент господства сильных (Фрасимах, согласно платоновскому "Государству", 338е-339а) или, наоборот, как средство защиты ("Ressentiment") слабых (Каллйкл, согласно платоновскому Торгию" 481с и далее). По Антифонту (Фрагм. В 44), все гражданское и госу­дарственное право полиса следует рассматривать как дело рук человеческих, основывающееся на простом мнении, а не на истине, отчего без разбора подвергается критике, Другие со­фисты с помощью понятия природы впервые берутся рас­сматривать человека как человека и считают, что варвары по природе своей ни в чем не уступают грекам (Антифон, там же; Гиппий Элейский, по платоновскому "Протагору", 337с и далее), и начинают подвергать критике рабовладение (отчетливо мы можем это наблюдать у ученика Горгия - Ал-кидама).

В учении о естественном праве, представленном стоика­ми, критика рабовладения получает теоретическую разработ­ку; выдвигается столь "современное" требование как требо­вание равноправия мужчины и женщины и требование ува­жать права ребенка. Кант в своем "Учении о праве" тоже критикует рабовладение (крепостное прино: § 30) и колониа­лизм (§ 58), дворянские привилегии (§ 49, прим. D) и предписываемую государством религиозную идентичность (там же). Естественно-правовое мышление Нового времени одним из первых выступило - среди прочего - с требованием признания неотчуждаемых прав человека и тем самым вы­двинул идею, которая со времен влияния Локка на северо­американскую конституцию стала ведущим принципом орга­низации современного государства и права и чей нормативно-критический потенциал требований большей политической справедливости, требований покончить с угнетением и экс­плуатацией не исчерпан, пожалуй, и по сей день.

Собственно, не все постулаты какого-либо представителя естественного права непременно имеют естественно-правовой гмысл. Случается, что вменяемые в вину философам выска-п.жания даже вообще не сочетаются с их основополагающи­ми тезисами: утверждение Аристотеля, что рабы существу-ни и "от природы", с трудом можно совместить с тезисом, •но человек как человек есть существо, одаренное разумом i Политика" I 2, 1253а 2 и далее); кроме того, если человек в мгныпей степени, чем другие, одарен разумом, то это ведет к по ииисимости от других, которая, однако, вовсе не обязательно должна быть рабской (об Аристотеле см. гл, 9 на­стоящего исследования). Равным образом не убедительным как с философской, так и с политической точки зрения вы­глядит кантовское обоснование права на собственность, ко­торое проводится им через обоснование государства, а также утверждение превосходства мужчины над женщиной и дис­криминация зависимых групп населения. Возражения вызы­вает и трактовка Кантом законов о браке и семье как "вещностного личного права", и отрицание права индивида на активное сопротивление (права на революцию), а также его тезис о допустимости смертной казни и даже кастрации.

Согласно другому аргументу критиков идеологии, тезисы естественного права есть пустые формулы, "дающие види­мость особой легитимности любым моральным или право­вым законам или требованиям". Топич, утверждающий это, ссылается па Лемерсье, который на вопрос русской императ­рицы Екатерины II о том, каковы, по его мнению, опти­мальные пути, ведущие к хорошему правлению, ответил, как говорят, так: благое, справедливое дело - поддерживать по­рядок и обеспечивать уважение к закону, а также издавать законы, основывающиеся на той природе вещей и людей, суть которой Бог внушил человеку в момент его сотворения. Но здесь перед нами лишь карикатурное изображение теоре­тика естественного права. В естественно-правовом мыш­лении имеются и более специфицированные принципы, как, например, выдвинутый стоиками тезис о равноправии мужчины и женщины или идея Локка о правах человека и разделении властей.

К традиционному правовому позитивизму принято отно­сить, с одной стороны, таких философов как Х.Л.А.Харт, который придерживался определенных принципов справед­ливости и даже являлся сторонником минимального естест­венного права, Гоббса, которого считают отцом современно­го государственно-правового позитивизма; Гоббс, кстати, подробно развивает целый ряд естественных законов, кото­рые вместе с принципом общего блага ("salus populi suprema lex") служат оценкой и нравственным обоснованием опреде­ленного правового строя ("Левиафан", ,гл. 14). Два других представителя английской традиции позитивизма, Бентам и Остин, тоже отстаивают сверхпозитивную критику права и государства. Впрочем, это обстоятельство не имеет принци­пиального значения.

Конечно, существуют еще, с другой стороны, такие влия­тельные теоретики права, которые, как, например, Кельзен, действительно отвергают перспективу справедливости и кон­цепцию естественного права. Вместе с тем в основе их от­вержения лежит аргумент, стоящий в дополнительном отно­шении к основному теоретико-правовому аргументу и сме­няемый последним. Поэтому не достаточно в сети речь лишь о различных формах позитивизма. Необходимо задать­ся вопросом, составляет ли вообще такая радикальная форма как политический аморализм самую суть правового пози­тивизма. Быть может, существование радикального позити­визма есть не более чем миф, созданный отчасти философа­ми справедливости, искавшими себе мальчиков для битья, отчасти самими представителями правового позитивизма, походя выдвинувшими ряд допущений, которые с точки зре­ния содержания их теории вовсе не являются существенны­ми.

Радикальный правовой позитивизм мы находим уже и ан­тичности. Неизвестный греческий автор цитирует, напри­мер, место из "Законов" Платона (889d-890a), где говорится о "высокомудрых мужах", которые, разбирая дилемму "природа или искусство" (фюсис или технэ), полагают, что право или справедливость относятся исключительно к искус­ству или воле законодателя. Следовательно, все, чего можно добиться силой, является, по большей части, справедливым. Сходной точки зрения придерживается Протагор (см. Платон "Теэтет" 167е), а также некоторые скептики, например, Фу­рий Фил, утверждающие, что существует только позитивное право (см. Цицерон "De re publica" III 8, 12 ff), исключая тем самым любую возможность сверхпозитивного права. Но о взглядах такого рода можно узнать фактически только из произведений их критиков, Платона и Цицерона, к ним по­этому надо относится с известной осторожностью. Похожие теории можно встретить и в эпоху зарождения западноевро­пейской теории государства и права. Но между ними тоже имеются существенные различия; кроме того, они не столь рафинированы:, как более поздние теорий. В Новое-время появляется ряд теоретиков права, утверждающих, что спра­ведливость че имеет абсолютно никакого смысла (completely senseless) и объявляющие ее идеологией или чистым продук­том воображения. Однако такая позиция в Новое время со­ставляет, скорее, исключеще.

Обнаружение в праве универсального этического со­держания тесно связано с решением вопроса: что есть право в конечном итоге - выражение некой объективной реальности или чисто субъективное, искусственное творение человека? Различение права естественного и права искусственного, про­веденное античной мыслью, было затем, как известно, под­держано многими авторами последующих эпох. Распростра­ненные в современной философии права естественно-правовые воззрения представляют собой весьма пеструю кар­тину. Плюрализм естественно-правовых идей и конструкций не позволяет говорить о реальном существовании более или менее единой "теории" естественного права. Тем не менее, можно выделить такую теорию условно, как собирательное понятие. Но в самых общих чертах такую теорию можно оп­ределить как совокупность концепций, исходящих из разли­чения права и закона, которые, во-первых, в той или иной мере базируются на идеалистических и субъективных в своей сущности представлениях о справедливости права; во-вторых, справедливость права символизируется понятием естественного права или аналогичным ему ("природа вещей", "право бытия", "истинноеправо", "препозитивное право" и т.п.); в-третьих, термином естественного права или анало­гичным ему обозначаются:

О высшие нормы и принципы права, стоящие над пози­тивным правом и обладавшие абсолютной или относитель­ной значимостью, имеющие материальный или формальный характер;

О содержание норм действующего права, подлежащее оценке в нравственно-этическом аспекте;

О не поддающийся объективированию в виде норм кон­кретный критерий справедливости социально значимых ак­тов, проявляющийся в индивидуальной ситуации.

Концепции, составляющие теорию естественного права, опираясь в познавательном плане на различные течения со­временной философии, расходятся между собой в разработке гносеологических, онтологических и аксиологических про­блем права и образуют несколько направлений в понима­нии и обосновании самой категории естественного права. В зависимости от познавательно-методологической основы здесь можно выделить четыре основных направления: тео­логическое, неклерикальное объективно-идеалистическое, субъективно-идеалистическое и психоиррационалистиче-ское".

В XX в. новый подход к теме естественного права был развит неокантианцами (Р.Штаммлер и др.), которые абсо­лютным естественным правом объявили начало справедливо­сти. Это начало стало восприниматься источником и мас­штабом в оценке исторического движения права к недости­жимому идеалу. Толкование права, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующего при­способления права к ценностям существующего общества. Так возникла концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием.

Современный британский правовед Леон Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигае­мую цель и указывать на средства ее достижения. В -этом смысле каждая норма права субстанциональна (имеет сущ­ностное содержание, несет значение должною, и таким образом, является ценностью). Одновременно с этим каж­дая норма инструментальна; в этом своем измерении она определяет средства для достижения цели. Ценностно на­груженной, с учетом сказанного, является и вся правовая система. Проясняя свою позицию, Фуллер вводит различение права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного).

Имплицитное право - это обычаи и сходные типы норма­тивного упорядочивания человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования. Сделанное право - это внешне выраженные точные правила, заключенные в нормах и требованиях дого­вора, статута и др. И эксплицитное, и имплицитное право суть целеположенное право, поскольку совмещают и сущее и должное. В отличие от позитивизма, объявляющего правом практически любой приказ суверенной власти, и в отличие от нормативизма с его иерархией норм и вершинной нормой, и от социологии с ее восприятием нормы права как предсказания возможного поведения суда Фуллер делает акцент на це-леполагании в праве, на средствах его реализации, которые также заложены в праве, что придает праву и всей правовой системе свойство ценностной системы. Наиболее общая цель в праве как системе - направлять и контролировать челове­ческую деятельность. Но есть также и более конкретные цели, которые Фуллер именует процессуальными (процедурными) целями: в договорном праве они одни, в судоговорении несколько другие. Все разновидности "сделанного" права должны отвечать следующим требовани­ям: быть оправданными, иметь общий характер своих тре­бований, не иметь обратной силы, быть ясными и свобод­ными от противоречий, а также достаточно устойчивыми, не требовать невозможного. Их применение должно находиться в соответствии с целями и средствами, заложенными в дан­ной норме.                                                                    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.