Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 7 страница



Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер, в то время как для теории "чистого" права и "чисто юридической" трактовки событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несуще­ственной.

Свою преемственную свя я. с естественно-правовой тради­цией древних авторов Фуллер фиксирует в тезисе о том, что право есть разумность, проявляющая себя в человеческих от­ношениях. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и не-право.

Несколько иную характеристику моральности в праве дает Рональд Дворкин, автор "Если о правах говорить серьезно" (1972). Позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с мораль­ной точки зрения. Фундаментальные субъективные права и образуют, по его мнению, те принципы и критерии, кото­рые должны браться в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, главным и опреде­ляющим принципом является право на равенство, по-другому "право на равное уважение и обращение".

В 50-х гг. Артур Кауфман (Естественное право и исто­ричность. 1957) выступил против возведения в абсолют эле­мента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул в этой связи, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного на­личия и действия внепозитивных правовых принципов. Вме­сте с тем он соглашался с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержание которого включаются некоторые внеюридические факторы, действующие "здесь и теперь".

В 70-х гг. Кауфман откажется от этих позиций и объ­явит о "бесплодности естественно-правовых учений". В этот период он высоко пенит критико-аналитические возможности в осмыслении действующего права, которые демонстрирует, по его мнению, юридическая герменевтика - своеобразная философия юридического языка в его практическом приме­нении. Полем действия герменевтики он считает в первую очередь деятельность судьи как рупора действительного, а не книжного только права. Судья, так или иначе, обязан прово­дить сопоставление языковых выражений правовой нормы и юридического содержания конфликта, который норма при­звана регулировать. Таким образом, онтологическая основа естественного права перенесена Кауфманом из области "закономерностей бытия" в область "языкового выражения бытия" и речь ведется о видоизмененном естественном праве - герменевтическом (по происхождению и толкованию) есте­ственном праве. Другими словами, закон и здесь не счита­ется вполне достаточным для извлечения правила в про­цессе выработки судебного решения, и только судья в со­стоянии должным образом учесть содержание и смысл кон­кретной конфликтной ситуации и принять во внимание, на­сколько закон соответствует положению вещей в данное вре­мя и в данном месте.

В последней трети XX в. с новыми перетолкованиями ес­тественно-правовой традиции выступили Дж.Рауле (Теория справедливости. 1972) и Дж.Финнис (Естественный закон и естественное право. 1980).

Д ж. Рауле основывает теорию справедливости на аристо­телевской концепции распределяющей справедливости, взя­той в несколько упрощенном виде (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства).     Рауле использует конструкцию-понятие

"первичные блага", которые подлежат распределению. В их число он включает свободу, равные возможности, опреде­ленный уровень материального достатка. Все эти "первичные блага" обеспечивают человеку "самоуважение"; они в то же самое время суть условия, которые обеспечивают человеку его автономию, его самостоятельность, в том числе и само­стоятельное распоряжение такими благами.

Существенное значение он придает установлению прин­ципов справедливого распределения. Первым, таким принци­пом Рауле считает требование, чтобы каждый человек в рав­ной степени обладал основными правами и свободами. Сис­тема индивидуальных прав и свобод должна совпадать со всеобщей свободой, причем свобода должна быть максими­зирована, ее офаничение может быть оправданно только в целях ее лучшей защиты: "свобода может быть ограничена только ради свободы". Второй принцип - требование равенст­ва как равного обладания свободой и равного распределения благ (исключения из этого правила допустимы здесь только в целях выравнивания уже сложившегося неравенства). Этот принцип конкретизируется как принцип равных возмож­ностей, нацеленный на максимальное устранение неравен­ства, возникающего или сложившегося на базе богатства или рождения. Каждый человек должен иметь равные возможно­сти в стремлении получить определенный статус в обществе.

Эгалитаристские идеи Роулса в этой части во многом пе­рекликаются с идеями Руссо и некоторыми положениями правовой философии Канта. Новые моменты привнесены американским теоретиком в истолкование категории справед­ливости - она характеризуется им как правильность, добро­совестность, беспристрастность, как своего рода "процессуальная справедливость", которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. При этом очень сущест­венна роль конституции, которая определяет основные рас­пределительные процедуры, с наибольшей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого поряд­ка. Такая функциональная роль конституции поддерживается и усиливается при помощи обычных законов.

Концепция Дж.Финниса построена на перетолковании идей Августина, в частности идеи телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как дости­жение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает, оценивает и обеспечивает с по­мощью разума. Перечень основных благ, или ценностей' че­ловеческой жизни, включает в себя жизнь (стремление к са­мосохранению), знание (не инструментальное, а прежде всего субстанциональное, мировоззренческое), игру (связана с пра­вильным распределением и пользованием социальными ро­лями человека в обществе), эстетический опыт (способность понимать прекрасное), практическую разумность (стремление сделать свой разум более результативным в практическом плане), социабельность (дружеская общительность), религию (как представление о генезисе и роли космического порядка, человеческой свободы и разума).

Все блага должны распределяться справедливо, на основе уравнивающей либо распределяющей справедливости. Эти блага должны распределяться в обстановке единодушия, ко­ординации и в определенных случаях также при содействии власти. Таким властным и результативным инструментом может быть только позитивное право, но право, соответст­вующее справедливости. Авторитет позитивного нрава, по одному из основополагающих разъяснений Финниса, зави­сит от его справедливости или, по крайней мере, от его спо­собности обеспечить справедливость.

Поскольку цель властного упорядочивания общественных отношений заключена в реализации общественного блага, то несправедливое право утрачивает юридическую силу, по­скольку оно в этом случае несправедливо по причине своей извращенности либо своего несовершенства.

Гарантией против извращенности права является строгое соблюдение определенных формальных требований: закон не должен иметь обратной силы, он должен быть официаль­но одобренным, ясным в своих требованиях, исполняемым процедурно и относительно стабильным. Декреты и приказы должны иметь ранг подзаконных актов и соответствовать требованиям закона; применение норм права должно совер­шаться только при надлежащем соблюдении законных про­цедур.

Из современных ученых разделение права и закона, об­ращение к справедливости как одному из абстрактных опре­делений права последовательно и весьма обстоятельно аргу­ментирует В.С.Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести не только с естественно-правовых позиций) -это необходимый момент любого теоретического подхода к правовым явлениям. В позиции В.С.Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо "любое произвольно взятое содержание, но лишь определенное по своей сущности содержание (то есть свобода)... . Последнее замечание, собственно как и ес­тественно-правовое направление, как любой "философский" подход, представляет ценность для законодателя. Не под­лежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма примечательно, что общеобязательность и возможность        властно-принудительной        защиты

В.С.Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут обнаружиться неблаго­приятные последствия, если допустить применение права наряду с законом и вопреки закону.

В целом, естественно-правовая традиция несет в себе присущую еще античному космизму мысль о единстве, тож­дестве справедливости и права. У древних греков они обо­значались одними и теми же понятиями (темис, Дике), и "то, что соответствовало тогдашним взглядам на справед­ливость, воспринималось как право"66. Учение о справедли­вости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Нередко такие учения прини­мали глобальные масштабы, выходя далеко за пределы соб­ственно человеческих отношений, в сферу универсальных законов мира. Справедливое право действует в противобор­стве добра и зла, света и тьмы, но не как арбитр, а как ак­тивный творец и защитник добра. Позиция четко определе­на: наряду с религией и моралью право призвано продвигать абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Пра­во, следовательно, само по себе есть мировая сила, или сила мирового порядка, несущая в себе жизнеутверждающий па­фос. При таком подходе духовно-рациональное начало в пра­ве берет верх над эмпирическим и господствует над ним, на­правляет его к великим идеалам.

65 Нерсесянц B.C. Право и закон.- М.- 1983.- С.353.

66 Нерсесянц B.C. Политические учения...- С.14.

 Юридико-позитивная традиция характеризуется обрат­ным соотношением: эмпирическое в праве вытесняет духов­ное, абстрактно-рациональное (метафизическое) начало либо придает ему второстепенное, сугубо подчиненное значение. Тускнеет светлый образ права как мировой силы, высту­пающей на стороне Бога против дьявола, на стороне добра против зла. Этот образ мало интересует правоведов-позитивистов, он,им вообще кажется не относящимся к де­лу. При определении права на первый план они выдвигают предметные представления о нем как институте, подчерки­вают структурные и функциональные характеристики право­вых систем. Правовой позитивизм стал откликом юристов па технические императивы XIX столетия, хотя отдельные его элементы имеют довольно древнее происхождение. Он был также реакцией, бунтом против юридической метафизи­ки естественно-правовых доктрин, и потому не удивительно, что юристы многих стран мира со временем утратили спо­собность воспринимать целостную природу права. С их точки фения, право ни на что великое не претендует, но в своей ре­альной сфере оно действует технически четко и изощренно.

Продолжающаяся идейная конфронтация и новые разме­жевания между позитивистским юридическим анализом и естественно-правовым анализом сопровождается сегодня, как и в прошлые исторические эпохи, некоторыми взаимными уступками и нередкими попытками в той или иной форме сблизить несходные методологические позиции и установки. Подобные попытки были предприняты и в рамках синтези­рующего (интегративного) правоведения (Виноградов, Ящен-i о, Холл).

На рубеже XIX-XX вв. социологическая и философско-нравственная критика позитивистского догматического пра-i и «ведения нашла разрешение на абстрактном, чисто теорети­ческом уровне в стремлении выработать синтетическую иорию права (А.С.Ященко, П.Г.Виноградов и др.). Еще в Гютах Чичерина было показано, что история, догма и поли-чгка права суть три одинаково необходимые направления в правоведении и госуд'арствоведении. Новое подтверждение ному было сделано в фундаментальном труде А.С.Ященко I сория федерализма. Опыт синтетической теории государ-

f горня права и государства...  ства" (Юрьев, 1912), где наряду с оригинальной трактовкой конфедеративных и федеративных политических союзов с их полиархическим и дуалистическим началами проведена мысль о том, что синтетическая природа юридических (и по­литических) явлений особенно ярко выступает именно в фе­деральных политических организациях. Давние споры о том, кого считать суверенной властью в федерации - центральную власть или федерировавшиеся штаты,- выглядят не вполне корректно, поскольку суверенитет следует считать атрибутом совместной властной деятельности федерации и штатов, той деятельности,     которая предстает в виде некой

"синтетической неразрывности". Существо федерализма Ященко усматривал в некотором "равновесии федеральной и местной властей, при котором федерированные части со­храняют особое, своеобразное самостоятельное участие в пра­вительственной организации общефедерального суверените­та".

Право как социальное явление и как часть социального опыта представляет столь важный элемент социального бы­тия, писал П.Г.Виноградов (1854-1925), что в этом своем ка­честве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем, скажем, устройство государства или способ разделения власти в государстве. Свой подход к изучению права он на­зывал синтетическим, противопоставляя его и обособляя от аналитического метода Дж.Остина и его последователей. Опасности аналитического метода связаны с тем, что абст­рактные понятия и термины часто воспринимаются юриста­ми-аналитиками таким образом, как будто вопрос об этих терминах и их формальных классификациях составляет су­щество всей юриспруденции. В конечном итоге создается особый "мир понятий", в котором происходят постоянные обновления, критика, защита и разрушение абстрактных конструкций. В свое время Р.Йеринг высмеял эти "понятийные райские кущи". Ранние позитивисты в лице Конта и Спенсера прокламировали приход социологической науки, которой предстоит завершить круг естественных наук и увенчать собой усилия человеческого познания. Современ­ные же мыслители, по мнению Виноградова, не столь опти­мистичны и выставляют множество оговорок и ограничений.

"Мы хорошо знаем,- писал Виноградов,- в какой степе­ни наше поведение и характер подвержены иррациональным

 порывам, нашим пристрастиям и предубеждениям, нашим привычкам и институтам, неосознанным и подсознательным элементам нашей натуры. В качестве индивидов мы склон­ны к тому, чтобы обратиться за пояснением к биологам и психологам. Противоположность биологии и психологии в изучении социальной жизни образуют политика и синтетиче­ская юриспруденция" (Обычай и право. Осло, 1925). Правила поведения в обществе являются результатом поведения са­мого общества, и нет необходимости чрезмерно завышать социальное воздействие понятийных и логических конструк­ций. "Ни жизнь семьи, ни жизнь профессиональной гиль­дии, а равным образом - Церкви, нации, государства не зави­сит всецело или главным образом от совершенства их логи­ко-понятийных отображений".

По замыслу американского философа права Джерома Холла, автора термина "интегративная юриспруденция", ес­тественно-правовая традиция может быть обновлена сегодня ia счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подхо­дом в праве. Ценности должны при ')том рассматриваться как непременный атрибут правовой нормы, а нормы должны восприниматься как "защищенные ценностные суждения".

Традиционная естественно-правовая теория мало интере­совалась разработкой основных юридических понятий, кото­рые на самом деле должны составлять исходную базу всякой юридической теории. Этот раздел наилучшим образом разра-оотан, по мнению Холла, в кельзеновском нормативизме. С учетом новой роли ценностного начала в правоведении интративную юриспруденцию можно назвать также правовой лксиологией. Ценности в праве - это то, что в норме права, подобно наставнику, "формирует психические состояния и инешнее поведение".   А между тем он может быть и несправедливым, и необоснованным, и нецелесооб­разным, и народной воли не выражающим. Были фикции другою рода, прямо призванные скрыть реалию. Практиков всегда ориентировали на то, чтобы они руководствовались только законом. Этот принцип фиксировался законодателем. И в то же время все знали, что куда более весомым регуля­тором общественных отношений было "партийное право.

Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает также много ценного и приемлемого в каждом из них. И в пой связи возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам право­применительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки? Следуя интегративному подхо­ду, не стоит настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существен­ным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право. Но уж если и искать существенные признаки права, то делать это надо отдельно по отноше­нию к содержанию и к форме права. И тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет об­щеобязательность, основывающаяся на принуждении со сто­роны главенствующей структуры данного социума. Таким образом, для практика (судьи, прокурора, работника мили­ции, юрисконсульта) не столь уж и важно, где содержатся нормативы, которыми он должен руководствоваться, - в пи­саных актах-доку ментах, в правовых отношениях, в право­сознании (интеллектуальный или чувственной его части), -главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и спра­ведливости, которая фактически защищена в этом обществе.

Общая теория права и государства. Учебник/ Под ред. .В.Лазарева. - 2-е; шдание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1990.- С.110.

 В противном случае неизбежны конфликты, попрание всякой справедливости60.

Представляется интересным давнее суждение Л.Петражицкого: "Проблема определения известного класса явлений есть проблема теоретическая (изучение сущего, как оно есть), а вопрос о том, к чему следует стремиться, что ра­зумно, что было бы идеалом в данной области, есть пробле­ма практическая (указания желаемого, должного и т.д.). От­вет второго типа на вопрос первого рода есть недоразумение, смешение совершенно различных вопросов и точек зрения"70. И далее: "Определение права должно обнять и те нормы, которые нам представляются неразумными, которые не со­действуют достижению разумных целей и т.д."7'. Итак, пра­во в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неодинако­вой трансформации в зависимости от условий места и време­ни. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные приходы к праву, разные определения права и стремление к их синтсчу в рамках единого понятия. Определение ирапа как ижокум-ности норм, общих правил поведения ориентирует ini такие свойства, как формальная определенность, точность, одно­значность правового регулирования. Сторонники норматив­ного подхода не ограничиваются формальными признаками. Но содержательная сторона указывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обу­словливают. .Предполагается (далеко не всегда оправданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую сте­пень справедливости и свободы. Материальные и иные ус­ловия жизни общества, которые формируют государствен­ную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писа­ных нормах. При демократических процедурах предполагает­ся непременное выражение в принимаемых актах настрое­ний, чувств и интеллектуальных достижений народа: "Сформулированное и применяемое людьми в обществе

 через свой инструментарий отражает признанные правила групповой жизни. Помимо того, оно намеренно и более или менее рационально применяется для создания норм поведе­ния с целью решения проблем и потребностей, с которыми сталкивается общественная жизнь

Вместе с тем, подавляющее большинство людей имеет самое общее представление о законах. Можно с уверенностью утверждать, что из обычных граждан никто и никогда не чи­тал их и не проявлял желания это делать. Человек сталкива­ется с законом только в случае его вольного или невольного нарушения или же в силу каких-то малозависящих от него обстоятельств. Он знает о существовании законов главным образом понаслышке, но не знает самих законов. Лучше всего знают законы те, кто с ними постоянно сталкивается по роду своей деятельности правонарушители и юристы. Большинство же людей живет не столько в соответствии с положительными законами, сколько с установившимися в обществе обычаями, нравами, привычками. Именно они со­ставляют сущее, а не законы; последние же относятся к сфе­ре должного они указывают общие границы должного пове­дения человека как члена данного сообщества. Это "должное" служит не прямым руководством к действию, а неким общим ориентиром, вроде вех или буев, определяю­щих фарватер реки. Здесь согласимся с Вебером, считав­шим, что широкая масса людей действует в соответствии с правовыми нормами не из-за повиновения, рассматриваемого как правовая обязанность, но либо по той причине, что окру­жение одобряет именно такое поведение и не одобряет проти­воположного, либо просто вследствие нерефлективной при­вычки к регулярности жизни, которая запечатлелась в соз­нании в качестве обычая. Если бы последняя была всеобщей, право больше не рассматривалось бы "субъективно" как тако­вое, но соблюдалось бы всеми как обычай. Не является так­же необходимым, по Веберу, чтобы все те, кто разделяет ве­ру в некоторые обязательные нормы поведения, на деле бы жили все время в соответствии с ними. Такая ситуация нико­гда не достигалась, да в этом и нет необходимости, потому

 Tappan Paul W. The Sociology of Inheritance // Social Meaning of Legal Concepts.- New York.- 1948.- P.55.

 что именно "ориентация" действия на норму, а не сама норма является решающим моментом для ее действенности.

Таким образом, в конечном итоге право выступает как единство формального и реального, сущего и должного, объективного и субъективного. После того как право верну­лось к самому себе в своей идее, познав себя в феноменоло­гической неразрывности идеального и реального, его идея вновь приходит к своей исходной форме, то есть она пре­вращается в проект. Однако теперь, после того как проделан весь путь от изначального, можно сказать наивного, проекта через потерю его смысла, к его новообретению, новый проект приобретает черты абсолютности. Проще говоря, право за­думывалось как средство улучшения жизни, затем оно поте­ряло свою сущность в потоке реальности, а теперь, когда эта сущность несмотря ни на что вновь выловлена из этого пото­ка, можно рассчитывать, что прошлый опыт не пройдет да­ром и что право, учитывая все возможные препятствия, ста­нет настоящим и универсальным средством радикального улучшения жизни. Если изначальный проект предназначался для выхода из конкретной ситуации (ситуации кризиса рим ского, англо-саксонского, аравийского или индийского об­щества), то теперь идея права возникла на основе обобщения всех ситуаций, и новый проект может и должен быть рассчи­тан на все возможные ситуации. Данная позиция, по сути, есть не что иное, как правовой абсолютизм, или, как ее на­зывают в правовой литературе, юридическое мировоззрение,

Юридическое мировоззрение (правовой абсолютизм) -это система взглядов на право как на основу и главный движущий фактор общественного развития и на юридическое сословие как на ведущую силу всякого общества. Ф.Энгельс называл юридическое мировоззрение "классическим миро­воззрением буржуазии", которое приходит на смену теоло­гическому мировоззрению средних веков74. Однако следует отметить, что и теологическое мировоззрение западноевро­пейского Средневековья было пропитано так называемым "римским юридизмом", что очень сильно сказывалось, в ча­стности, и на католическом богословии.

73 См.: Weber M. On Law in Economy and Society.- Cambridge Massachusetts.-1954.-P. .

74 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21.- М.- 1967.- С.496.

 Суть юридического мировоззрения может быть выражена словами французского философа-просветителя Клода Адриа­на Гельвеция (1715-1771) - "законы могут все". Появление представления о праве как первооснове общества было связа­но с тем, что правовые формы простого товарного, отра­женные еще в римском праве, оказались необходимыми и для капиталистического товарного хозяйства. Эти правовые формы, пережившие смену общественных формаций и по­литических систем, были признаны наиболее совершенной и прочной основой общества. Кроме того, в период становле­ния капиталистического общество существенно возрастает роль права как в экономике, так и в политике. Это также способствовало развитию юридико-мировоззренческих пред­ставлений о праве как первооснове общества.

На идеях юридического мировоззрения был основан и так называемый "юридический социализм" (А.Менгер и другие) -реформистская теория о возможности возникновения совер­шенно справедливых (социалистических) общественных от­ношений исключительно путем улучшения законов.

Одним из следствий примата права в общественном раз­витии является концепция правового государства. Концеп­ция правового государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны, но­сит весьма заметный отпечаток реализма, который сказы­вается в том, что, во-первых, принципы правового государ­ства опираются как на довольно давнюю научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, право­вое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

Одной из важнейших отличительных черт правового госу­дарства является признание служебной роли государственной машины в деле обеспечения и охраны основных прав и сво­бод человека, подчинение государства интересам общества.

Идеал правового государства является не только тем ре­цептом, который прописывается обществу юристами, но и главным ориентиром их профессиональной деятельности, ее конечной целью. Поэтому юристы являются главной дви­жущей силой в попытках приближения к идеалу правового государства.

 Представления об определяющей роли права естествен­ным образом ведут к признанию исключительной роли юри­стов в обществе; юристы из сословия, обслуживающего функционирование закона в обществе, становятся главной опорой общественного порядка. Распространение такой оценки в обществе, конечно же, может носить весьма пози­тивные результаты, поскольку правовой порядок в значи­тельной степени ассоциируется с деятельностью юристов. В то же время, во-первых, уважение к юристам не есть еще уважение к праву, а во-вторых, абсолютизация роли юри­стов с необходимостью ведет к игнорированию тех сил, кото­рые если не в большей, то уж, по крайней мере, в равной степени оказывают влияние на.ход общественного развития. Решение вопроса о соотношении роли юристов в современ­ном обществе с другими влиятельными силами предполагает также разрешение проблемы соотношения реального и долж­ного места юридического сословия в общей системе общест­венных отношений.

Юристы действительно могут играть огромную роль в развитии государства и общества, однако, во-первых, эта роль далеко неоднозначна, поскольку юристы могут выпол­нять не только функцию утверждения власти закона, но и оказывать существенную помощь всем тем, кто стремится закон обойти, а во-вторых, эта роль никогда не может и не должна быть абсолютной, так как закон не предшествует об­щественным отношениям, но является их оформлением.

Можно предположить, что если бы юристы оказывали на ход общественного развития то влияние, которое они хотели бы оказывать, то идеалы правового государства и граждан­ского общества были бы немедленно реализованы. Профес­сионально продуманная законодательная, правоохранитель­ная и правоприменительная политика, вероятнее всего, обладает огромным преимуществом перед системой мер, разрабатываемой и проводимой под значительным влиянием групповых интересов и с преобладающим участием непро­фессионалов, профанов в праве. Процесс перехода от на­личного участия юристов-профессионалов в формировании юридической политики к должному может, по всей видимо­сти, осуществляться путем постепенного наращивания числа юристов-профессионалов в различных, прежде всего в цен­тральных, органах государственной власти, а также путем повышения общественного престижа и авторитета юристов в стране. Именно этот процесс в целом можно наблюдать в со­временной России.

Однако, как уже очевидно, общественное развитие не ис­черпывается исключительно правовым аспектом. И именно этот факт накладывает свой отпечаток на дальнейшую пер­спективу и возможную судьбу правового государства, разви­тия прав и свобод человека в России.

Следует четко уяснить, что государства и правовые сис­темы приходят и уходят, тогда как права и свободы человека всегда остаются при нем. Дело лишь в том, насколько то или иное государство считается с этими правами, насколько оно позволяет своим гражданам ими пользоваться. Мера благо­склонности государства к основным правам и свободам чело­века, по всей видимости, определяется той социальной, эко­номической и политической ситуацией, которая детермини­рует его основные интересы, приоритеты в его деятельности. Поэтому, если ситуация такова, что государство не заинте­ресовано в соблюдении основных прав и свобод своих граж­дан, то, пусть даже плеяда лучших юристов будет разраба­тывать самые блестящие законы, закрепляющие все права и свободы человека, эти права все равно не будут соблюдаться в данной стране. Подтверждением тому служит в том числе и история нашей страны, содержащая немало примеров, ко­гда прекрасные, по сути, правовые документы не оказывали никакого влияния на реальное положение вещей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.