Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 5 страница



-() Kelsen H. General Theory of Law and State.- N.-Y.- 1901,-1'..IS.

смысле слова как формы выражения права, к научной, соци­альной, экономической и иной обусловленности и обоснован­ности закона. В дореволюционной России практическое при­менение нормативистской концепции получало широкое рас­пространение. Так, статья 53 Основных Законов Российской Империи гласила: "законы издаются в виде уложений, уста­вов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государствен­ного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утвер­ждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами". И в каждой из этих форм закона всегда содержались правила (нормы), определяющие порядок, права и обязанности адре­сатов норм. Например, наказ (инструкция) раскрывался в научной юридической литературе как совокупность правил, подробно определяющих положение, цель и способы дейст­вия правительственных и должностных лиц. Грамотой обо­значался акт, определяющий и удостоверяющий известные права и обязанности сословий и отдельных лиц. Уставом на­зывалась совокупность законов, устанавливающих порядок управления какой-либо особенной частью государственной деятельности (Устав Таможенный, Горный и т.д.).

Между тем, выделив формальную сторону как главное условие реальности права, нельзя отрицать, что идее права всегда присущи определенные содержательные характери­стики. Эти характеристики изменчивы, поэтому они не могут составлять сущность права, однако само их наличие посто­янно, поэтому их нельзя вообще изъять из идеи права. Ос­нову этих характеристик составляет оценка изменений реаль­ного права с точки зрения его исходной идеи. Право никогда не остается слишком долго таким, каким оно изначально за­думано, благодаря чему возникает оппозиция сущего и должного в праве.

Изучение факта существования права, после того, как определены его эмпирические границы, с необходимостью ведет к изучению его причин и следствий. Иными словами, исследователь права в соответствии с логикой своего иссле­дования должен задаться вопросами: во-первых, в чем при­чина возникновения права, где лежат его истоки; во-вторых, как действует право, какие функции выполняет право в обще­стве. Чистая позитивистская установка, нацеленная исклю-

ительно на описание факта, не позволяет ответить на эти iюпросы, а в своей общетеоретической ипостаси даже запре­щает их задавать. Поэтому, чтобы выйти за пределы непо­средственно данного в опыте факта (пусть даже этот факт чписан в высшей степени детально и систематично), необхо-шмо покинуть сферу позитивного знания и углубиться в ме-i афизику, то есть в данном случае - в философию права.

Философия права (в узком понимании этого термина) стремится выяснить - какая потребность вызывает право к существованию. Узнать это можно двумя способами: во-первых, посредством эмпирического изучения того, какие именно потребности право реально удовлетворяет (то есть, собственно, какие функции оно выполняет); во-вторых, в по­средством обобщения ситуаций, в которых возникает право, и, соответственно, выделения общей для всех этих ситуаций потребности. Что касается чисто эмпирической части, то ма­териал ответа на первый вопрос находится в ведении социо-югии права, а материал ответа на второй вопрос находится в недении истории права. Философия лишь пользуется дости­жениями этих наук для своих предельных обобщений.

На основании этих обобщений в литературе по философии м теории права выделяются следующие функциональные ха­рактеристики этого явления:

 право выражает волю властвующих;

 право выражает меру свободы индивида;

 право разграничивает интересы;

 право упорядочивает общественные отношения.

Внимательный анализ обнаруживает в юридических до­кументах, прежде всего в памятниках права, стремление ут-нердить в жизни21:

справедливость (охватывающую истину и правду; не случай­но поэтому многие памятники права так и назывались -'правды');

мудрость (этим, видимо, объясняется то, что многие служи-1 f-ли права, правосудия зачастую слыли мудрецами};

реализм и жизненность (и потому юридическое регулирова­ние проникает во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих отношений, стремится учесть все-козможные жизненные интересы}.

Алексеев С.С. Указ. соч. - С.55.

Л Зак. 56

 Даже в древнейших законодательных документах порой встречаются обобщающие формулировки, затрагивающие сами основы права. Вот как, например, обосновывалось из­дание Сборника законов царя Хаммураппи (XVIII в. до н.э.): "Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притес­нять слабого". В дневнеиндийских законах Ману говорилось: "Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслужи­вающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле".

Позитивная сторона функциональной трактовки права, наиболее основательно связывающая само его понимание с принципами, ценностями и идеалами социальной свобо­ды22, заключается как раз в том, что указанная трактовка ори­ентирована на определенные общественные идеалы - демо­кратию, гуманизм, социальный прогресс и т.п. И то об­стоятельство, что при этом упускаются из поля зрения дру­гие важнейшие социальные основы и черты права, прежде всего, его особенности как юридического явления, его инсти-туционность, само по себе не должно затенять указанную по­зитивную сторону функциональной трактовки права.

Итак, изначальная, исконная природа права заключается в том, чтобы сообщить нормативность и гарантировать ре­альность доминирующим началам цивилизации - упорядо­ченности социальной жизни и свободе человека как автоном­ной личности. Причем сделать это как в нормальном, так и конфликтном сценариях, с расчетом, в частности, на ситуа­ции, когда происходит сшибка классовых интересов и поли­тических действий. Да и само соединение упомянутых начал, в чем-то разноплоскостных (упорядоченность далеко не все­гда совпадает со свободой человека, ее проявлениями), как раз и характеризует специфические черты правовой материи, отличающейся прежде всего юридическими дозволениями (в их соотношении с юридическими запретами), сложными со­четаниями правового статуса субъектов, субъективных прав и обязанностей, мер зашиты и юридической ответственности23.

22 Данная трактовка права обосновывалась рядом видных советских право­ведов (Д.А.Керимовым, В.С.Нерсесянцем, В.А.Тумановым, В.Е.Гулиевым и др.) В одной из своих работ В.С.Нерсесянц назвал право "математикой свободы" (См.: Вопросы философии. 1990.- N 3.- С.48.

23 См.: Алексеев С.С. Указ.соч. - С.56.

 Именно в связи с тем, что право предспшмнп шбпИ явление цивилизации, выражающее ее глубинные гриПопй ния, основополагающие ценности, может быть ннрж омн своего рода "образ права", его идеал, ориентированный мм гакого рода требования, ценности.

Именно таковы, надо полагать, теоретические разработки, мыраженные, в частности, в упомянутых широких трактовках права, в ряде других научных подходов, философских и при новедческих.

Например, по мнению Л.С.Мамута, признаками права, наряду с притязательно-обязательным характером, являются равенство, справедливость, свобода23.

Другой правовед, В.О.Мушинский, с опорой на гегелев-i кие определения предлагает понимать право как исторически   условленное человеческой свободой динамическое равнове-i не между личным интересом и общественной необходимо­стью26. Еще один из авторов полагает, что юридические нормы - это правила, отмеряющие "зону" свободы поведения подей27.

В таком же направлении строятся разработки в философ-кой литературе. Развивая классические философские кон­цепции, кантианское понимание права, Э.М.Соловьев видит УГЬ данных концепций в том, что "право для философов-i чассиков - это мораль, регламентирующая правителя", и читает, что право призвано обеспечивать "совместное граж-i шско-политическое существование людей на началах лич-н'й свободы и при минимуме карательного насилия"28. И да-нч- "Правового регулирования в строгом смысле слова право по понятию") просто нет там, где отсутствуют права

Там же. - С.57.

 м.: Мамут Л.С. Анали» правогенеза и правопонимания // Историческое i .1[1Ии права.-Тарту.-1989.-С. 18-20.

  м : Мушинский В.О. Правовое государство и праволонимание // Сов. . \ чнрство н право.- 1990.- N 2.- С.24.

 м : Ра?умович Н.Н. Источники и формы права // Советское государст-

  право.- 1988.-N4.-C.21.

Hi тросы философии.- 1989.- N 8.- С.60-90; 1990.- N 6.- С.3-7. По мне-"" .штора, "простым расчленением понятия свобод" как признанной авто

Mm личности Кант достигает единого и связного представления о грех

  in.ix типах норм... Это - (1) права человека, (2) законодательные тарам юсловниго равенства, (3) демократические права или права активного (Вопросы философии.- 1990.- N б.- С.6.)

 человека, законодательные запреты на сословные привилегии и на их социальные аналоги... и, наконец, законодательные гарантии активного гражданства. Если в действующем зако­нодательстве недостает хотя бы одного из важнейших при­знаков автономии (свободы), его уже нельзя считать строго правовым".

Суть феномена права как явления, выражающего требо­вания цивилизации, не исчерпывается только тем, что оно, право, нормативно объективирует и реализует эти требова­ния. Право есть также явление культуры".

Право, выраженное в законах, иных нормативных юри­дических документах, вбирает в свои формализованные нор­мативные положения целый мир. Мир очень сложных чело­веческих отношений чрезвычайно широкого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической органи­зации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов30.

При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного состояния общества, говорят о том, каковы .должны быть поступки людей. Они призваны наперед рег­ламентировать поведение людей, определять, что "можно", а что "нельзя", причем с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновения интересов, стра­стей. В этом и состоит удивительное своеобразие законода­тельных положений31.

Недаром законы прошлых эпох, скажем, Законы XII таблиц, Законы Ману, Русская Правда, Кодекс Наполеона, являются своего рода окошками в прошедшие времена, по­зволяют увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты; словом, наглядно и зримо увидеть прошлое32.

Алексеев С.С. Указ. соч. - С,57. Там же.- С.57. Там же.-С.57.

Цицерон видел в законах кладешь мудрости. Он говорил, что можно найти "как во всем гражданском прайс вообще, так и в книгах понтификов, и в XII таблицах в частности, многообразную картину нашей древности". Устами Красса он утверждал, что "для всякого, кто ищет основ и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием полыы воистину превосходит все библиотеки всех философов" (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве,- М.- 1972.- С. 112, 113).

 Большинство содержательных определений ирана опт вываются именно на той роли, которую играет право и лап ном конкретном обществе. Благодаря этому краткие форму лы сущности права можно рассматривать как своеобразные эпиграфы к правовой жизни общества. За определением Рудольфа Йеринга "право есть совокупность жизненных усло­вий общества в широком смысле слова, обеспечиваемых внешним принуждением, то есть государственной властью"1' встают правовые реальности Германии прошлого века. Об особенностях правовой жизни США на рубеже XIX - XX вв. свидетельствует известная дефиниция права, принадлежащая судье О.Холмсу: "Предсказание того, что будут делать суды фактически и ничего более, - вот что я называю правом". Вырванные из своего социального и исторического контек­ста подобного рода дефиниции малопонятны и не дают много информации о праве как универсальном социально-культурном феномене.

Между тем, существуют такие функции права, которые можно считать если не универсальными, то, по крайней мс ре, характерными для подавляющего большинства челонсчс ских сообществ.

Например, право почти всегда выражает объективно обу­словленную меру и форму свободы. "В самом зародыше юридических отношений право уже является выражением свободы, и это отношение становится все яснее с дальней­шим движением: .ступени развития свободы суть вместе и движение развития права"35. По Гегелю, право означает осу­ществление свободы свободной воли или еще короче -"наличное бытие свободы".

Мера свободы каждого лица определяется мерой свободы других лиц. В этом плане право выполняет функцию разгра­ничения свободы, воли и интересов индивидов данного об­щества. Право, по Канту, - "это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы"36. Как от­мечал Н.М.Коркунов, "полного, законченного развития это

 Йеринг Р. Сочинения.-Т.I.-Спб.- 1881.-С.371. 1 Holmes O.W. Collected Legal Papers.- N.-Y.- 1920.- P.167. Чичерин Б. Собственность и государство.- М.- 1882.- С.88.

Кант И. Сочинения в 6-ти тт.-Т. 4.- Ч. 2,-М.- 1965.-С.139.

 теория достигла... в учениях Томазия, Канта и Фихте, резко отделивших право от нравственности и придавших праву чисто формальный характер. В праве видели внешний поря­док человеческих отношений. Функцией права признавалось отмежевание каждому индивиду неприкосновенной сферы, где бы свободно могла проявляться его воля".

Йеринг функцию права видел не в ограничении воли, а в охране интересов. Н.М. Корку нов вводит в это определение существенную поправку, рассматривая право как средство не охраны, а разграничения интересов. В известном смысле продолжая традицию формальной школы, религиозный фи-иософ Е.Н.Трубецкой дает такое определение: "Право есть нмешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой".

Критикуя теорию интересов, Л.Петражицкий упрекал ее сторонников еще и и том, что они недостаточно учитывают следующие обстоятельства: право регулирует непосредствен­но не интересы, а поступки, и это - две вещи различные.

Уже в рамках марксистско-ленинской теории государства и права была сделана попытка "отбиться" от этой критики. "Возведенная в закон" воля господствующего класса объяв­лялась объективной, утверждалось, что она определяется ма­териальными условиями жизни этого класса - и этим, по мнению представителей концепции, снимались упреки в про­изволе и субъективизме^.

Однако попытка эта, надо признать, не очень удалась. Некритически восприняв гегелевские идеи о праве как во­площении воли (общей воли, государственной воли, воли господствующего класса и т.д. в трансформации отечествен­ной теории государства и права), сторонники этой теории так и не смогли обосновать механизм формирования объ­ективно-полезной, социально-необходимой воли. Эта воля, как показал исторический опыт, могла принадлежать одному лидеру, например генеральному секретарю Коммунистиче­ской партии, и использовал он ее, вовсе не для решения объ­ективно возникающих задач, не для достижения необходи­мых, социально обусловленных целей, а лишь для сохране­ния своей власти, уничтожения своих противников, особенно Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Спб.- 1908.- С.76. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.- 1913.- С.30. См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. - С.ПО.

 во времена так называемых культов личности , для произ­вола и субъективизма. А теоретическое обоснование "объективно-волевого" содержания права, по сути, оправды­вало в такой исторической ситуации личный произвол при создании юридических актов в условиях тоталитарного госу­дарства40.

"Волевую" концепцию права критиковал еще в конце XIX века выдающийся российский юрист Л.Петражицкий. Он подметил, что в этой концепции смешивается два значения воли: психологическое (воля как установка, как мотивация, как состояние) и социальное (воля как веление, как "воля на­чальника", "воля господина"). Гегелевское понимание воли Л.Петражицкий вообще называл "метафизическим".

Как бы то ни было, право, несомненно, выполняет функцию разграничения человеческих интересов, волений и т.п., то есть определенным образом упорядочивает отноше­ния между людьми, чем приносит ощутимую пользу общест­ву. Общественная полезность выделяется многими авторами как наиболее существенная характеристика права. Так, Р.Штаммлер в своей работе "WirtscharT und Recht" определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Со­вместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством.

В нормативно-правовом регулировании видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований П.И.Новгородцев41. Современ­ный отечественный теоретик права А.Б.Венгеров пишет: "Современный уровень теории права позволяет определить право как имеющую большую социальную ценность регуля­тивную систему, которая с помощью формально установлен­ных или закрепленных норм (правил поведения), выражен­ных в нормативных актах, 'судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необ­ходимого развития

 Д.А.Керимовым предлагается следующее всеобщее опре­деление права: "право представляет собой сложную волевую систему, состоящую из общеобязательных принципов, предписаний и действий, объективно обусловленных со­ответствующими общественными отношениями и регули­рующими эти отношения в целях установления режима об­щественного порядка, обеспеченного организованным ду­ховно-идеологическим воздействием, а также при опреде­ленных условиях и государственным принуждением"43.

В предложенном всеобщем определении права прежде всего подчеркивается его волевая сущность. Право характе­ризуется, далее, не как простая "совокупность правовых норм", а как сложная система, состоящая из комплекса ком­понентов. Такая трактовка обусловлена тем, что в понятие права включаются: во-первых, правовые принципы, то есть устоявшиеся основы правового сознания и главные направле­ния правовой политики, во-вторых, правовые предписания, имеющие как нормативный, так и ненормативный характер, в-третьих, правовые действия, непосредственно реализую­щие правовые принципы и предписания, воплощающие их в реальную действительность, в правовую сферу жизнедея­тельности общества. Определение указывает также, что правовые принципы, предписания и действия вовсе не явля­ются субъективно-произвольными, а вытекают из правовой природы соответствующих общественных отношений, то есть обусловлены теми объективно сложившимися в данных условиях места и времени общественными отношениями, природа которых требует правового опосредования и воздей­ствия. И такое обратное, воздействие на эти отношения дос­тигается путем их регулирования всеми правовыми средства­ми (главным образом путем закрепления в правовых прин­ципах и предписаниях, в их практической реализации). Пра­вовое регулирование общественных отношений, как указы­вается в определении, преследует цель установления режима общественного порядка, обеспеченного организованным ду­ховно-идеологическим воздействием, В данной части опре­деления права указывается на обеспеченность его принципов, предписаний и действий также государственным принужде­нием "при определенных условиях". Эта оговорка имеет двусторонний смысл: во-первых, права народа, нации, клас­са могут быть реально обеспеченными государственным при­нуждением лишь при том непременном условии, если в их руках находится государственная власть со всеми ее атрибу­тами, если, в частности, они владеют механизмом государ­ственного принуждения; во-вторых, государственное прину­ждение используется при правореализации отнюдь не всегда, а лишь в тех случаях, когда правовые предписания не осуще­ствляются добровольно.

Всякое право изначально выражает собой какие-то иде­альные представления о поведении людей, то есть некие представления о том, как должно быть. Однако в процессе функционирования право благодаря своей гибкости все больше приспосабливается к реальности, обрастая прехо­дящими конъюнктурными установлениями. Русский фило­соф И.Ильин отмечает что "постепенное развитие положи­тельного права состоит в том, что "устарелые" нормы отме­няются, а на их место устанавливаются новые. Норма счи­тается устарелою или тогда, когда прежний общественный уклад уступил свое место новому, или тогда, когда нравст­венное чувство людей стало более глубоким и верным и пе­рестало удовлетворяться старым правом"4S. Следует учесть, что изменение отдельных норм может носить и конъюнктур­ный характер в том случае, когда оно диктуется государст­венными соображениями в связи с внешними или внутрен­ними переменами, затрагивающими какие-то общественные или общегосударственные интересы46. При этом право может отойти от исходных основополагающих принципов и в ряде моментов прийти в противоречие с ними. Именно здесь проявляется оппозиция сущего и должного в праве.

Представления о должном в праве традиционно составля­ют понятие естественного права. Естественное право вклю­чает в себя ценностное ядро, остаток, сконденсировавшийся в результате компромисса между идеальными и реальными импульсами возникновения права, и противостоит праву позитивному

 "'Гам же.-С. 90.

" Ильин И.А. Собр. соч. в 10-ти томах.-Т.4,-М.- 1994.-С.101.

"' Почдняков Э.А. Философия государства и права. - М.: Б.и., 1995.-

 "Позитивное право, - пишет Гомайер, - есть вообще пра­во, которое действует в государстве"; оно характеризуется изменчивостью, вытекающей из изменчивости непосредст­венных требований реальности. Естественное право вопло­щает в себе ценности добра и справедливости, а позитив­ное право, создаваемое законодателем, имеет смысл и оп­равданно лишь постольку, поскольку оно есть продукт прак­тического умения людей творить добро и справедливость на этой земле вопреки искушениям и страстям, темным силам зла, насилия и произвола. Установленные законодателем правила и порядки, законы и учреждения только в том случае могут быть истинно правовыми, если они удовлетворяют требованиям справедливости и служат добру. Естественное, божественное и космическое предназначение права - быть справедливым. Право, отклоняющееся от своего высшего предназначения, ничтожно; несправедливый закон не есть право, и его следует отвергнуть во имя торжества естествен­но-правовых постулатов справедливости. Такому закону лю­ди могут не повиноваться, восставая против насаждаемых им порядков.

Римские юристы понимали естественное право в практи­ческом аспекте, они видели его выражение в браке, рождении детей, их воспитании и т.п.48

Нидерландский мыслитель Гуго Гроций (1583 - 164,5) ут­верждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) нравом, создаваемым волей Бога или людей (jus voluntatum), существует неизменное естественное право, то есть "то, что согласно с природой общества разумных су­ществ". Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено49.

Концепция естественного права получила широкое разви­тие в трудах французских просветителей XVIII в. - Ж.­Ж.Руссо, Ш.-Л.Монтескье, Д.Дидро, М.Ф.Вольтера и др. Эта концепция опиралась на положения о естественном со­стоянии человека и общественном договоре и предполагала неизменность естественного права. Оно выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которо-

47 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.- С.385, См.: Дигесты Юстиниана.- Кн.1.-Титул 1. См.: Гроций Г. Три книги о войне и мире.- М.- 1956.

 му необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

Диапазон естественных прав в философских концепциях постепенно все расширяется, но ядро его остается неизмен­ным: право на жизнь, на свободу, на собственность. Сюда же в иных концепциях "включается" и личная безопасность человека, наказание "злодеев" и т.д. В различных деклара­циях об этих неотъемлемых, неотчуждаемых правах челове­ка список становится весьма объемным, он составляет и об­ширную, основную часть многих конституций50. Права же, установленные государством {позитивное право, законы), объявляются в этих философских концепциях уже не столько естественными условиями, сколько дарованными, предос­тавленными государством возможностями того или иного поведения человека, гражданина.

Но хотя действительно эта проблема (соотношения есте­ственного и позитивного права) в своей основе является фи­лософской, она становится важной и для теории права, -осо­бенно в своих практических приложениях. Иначе говоря, оп­ределение и содержание естественного права, его соотноше­ния с законами, проблема приоритетов в правовых спорах ес­тественного или позитивного права и т.п. - это действительно сфера пересечения научных интересов философии и теории права.

Следует отметить, что с тех пор, как Антигона, невзи­рая на гнев Креона и, опираясь только на "закон богов, не писаный, но прочный, ведь не вчера был создан тот закон" (Софокл. "Антигона", стих 471-473), добилась погребения своего брата, в развивающемся западном (в том числе рос­сийском) праве появляется критический импульс. Вопреки высокомерию власти, возводящей произвольные предписа­ния в статус действующего права, укрепляется и живет мысль о существовании правовых обязательностей, которые не коренятся в человеческом авторитете, которые свободны от любых установлений или договоренностей, признанием которых всякое общество обязано своим гражданам и при грубом пренебрежении которыми становится допустимым сопротивление. В отличие от "права по закону" греки назы­вали совокупность таких допозитивных и сверхпозитивных

 См.; Венгеров А.Б. Укач. соч. - СП.

 правовых обязательности "право/справедливое по природе". Существует латинское выражение "естественное право" (ius naturae), а также (еще до того,.как в Новое время было прове­дено ограничение значения понятия закона преимущественно сферой естественных наук) и "естественный закон" (lex naturae). Наряду с эти до Нового времени сохранялось выра­жение "божественное право" (ius divinum) и "вечный закон" (lex aeterna), а, начиная с эпохи европейского Просвещения, принято говорить и о "разумном праве".

Уже в Древней Греции источником права наряду с боже­ственной волей признается разум человека: "правление луч­ших" (у Сократа и Платона), "правление средних" (в Политике" Аристотеля). По Аристотелю, право пред­ставляет собой политическую справедливость, норму поли­тического общения и служит общей пользе граждан.

Начало естественно-правовом у направлению положил Платон, проведя разграничительную линию между идеей за­кона вообще и положительными законами государства и сде­лав отсюда вывод, что закон лишь раскрывается людьми, но не создается ими. Закон имеет, по Платону, божественное происхождение, и задача человека раскрыть его истинные правила.

Все последующие рассуждения философов относительно закона.колебались в достаточно широких пределах от плато­новского понимания закона как средства хорошей жизни и способа раскрытия действительности, через цицероновское его понимание как выражения согласия и разума природы и как средства различения между справедливым и несправед­ливым, и до признания закона в качестве приказа суверена (Гоббс и другие),

Аристотель делил право на естественное и условное (человеческое) по его происхождению. Каждый закон госу­дарства опирается на своего рода право * справедливость, ра­зум, природу. Но и за несправедливыми законами Аристо­тель признает обязательную силу. Преодоление отрица­тельных последствий закона Аристотель называет правдой32. Таким образом, в Аристотелевом понимании причин, поро-

51 См.: Платон. Законы. 624а, 835с.

 См.: Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции.- М.- 1979.-C.208-21I.

 ждающих право, преобладают политические, человеческие и естественные начала.

"Естественное право" в широком смысле предстает как совокупность всех сверхпозитивных обязательностей челове­ческой практики. В том конкретном смысле, в котором это понятие употребляется в настоящем исследовании, под ним понимаются институты, в особенности, институты права и государства, тогда как индинидуальная этическая практика остается здесь вне рассмотрения. Вместе с тем специфич­ское мышление, вдохновляемое идеей естественного права, часто испытывает на себе влияние дискуссий обще­этического плана.

По сути дела, вопрос о том, к чему именно апеллирует, в конечном счете, естественное право - к божественному миро­вому порядку ("космологическое естественное право"), к че­ловеческой сущности ("антропологическое естественное право") или же к (практическому) разуму ("рациональное естественное право" или "разумное право"), является второ­степенным; второстепенным является также вопрос, на что опирается позитивное право - на обычное право и преюдици-альность или на свод законов. Независимо от всех этих раз­личий, европейская правовая мысль на протяжении столетий питалась из одного источника - из сближения и противостоя­ния естественного права и права позитивного.

Не подлежит сомнению тот факт, что выдающиеся представители естественно-правовой мысли со свойственны­ми философии вообще радикализмом и оригинальностью ве­ли поиски основоположений, которые вне всякой зависимо­сти от правовых и конституционных определенностей были бы действительными для всех, и которые в случае возникно­вения противоречивых ситуаций обладали бы преимуществом перед существующими законами и властью, проводящей эти шконы в жизнь. Кроме того, найденные ими основоположе­ния не были чистой теорией. Прежде всего, следует упомя­нуть о европейском Просвещении, превратившем естествен­но-правовое мышление во внушительную политико-философскую систему, коренным образом изменившую практику государственно-правовой жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.