Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 13 страница



43 Синюков В.Н. Функция юридических фактов // Вопросы теории государ­ства и права.- Саратов.- 1988.- С.

44 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права.- Саратов.- 1972.- С.62-63. О стимулировании роли субъективного права писали еще дореволюционные русские юристы: Пет-ражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственно­сти,- Спб.- 1910.- Т.2.- С.376-377; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.-Рига.- 1924.- С.609; Вишняк М.В. Личность в праве.- М.- 1917.- С.74-75.

Малько А.В. Указ, соч.- С.45.

занностей. Это может служить главным критерием для раз­граничения субъективных прав и законных интересов. По существу в самой общей форме он был подмечен русскими юристами еще в прошлом веке. "Право, - писал, в частно­сти, Н М.Коркунов, - непременно предполагает соответст­вующую обязанность. Если нет соответствующей обязанно­сти, будет простое дозволение, а не правомочие".

Кроме субъективного права и законного интереса стиму­лом на уровне диспозиции могут выступать и льготы. Льго­та выражается в предоставлении каких-либо преимуществ или частичном освобождении от выполнения обязанностей или облегчении условий их выполнения. Речь идет, на­пример, о льготах многодетным семьям, для инвалидов и участника Великой Отечественной войны, для женщин, мо­лодежи и т.п. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании, определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для всестороннего развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом. Льготы устанавливаю гея главным обра­зом для тех категорий граждан, конкретные интересы кото­рых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения, поскольку они характеризуются какими-либо специфическими особенностями (возраст, состояние здоро­вья, пол и пр.) или находятся в особых условиях (работают в цехах с особо тяжелыми условиями труда, живут и работают на Крайнем Севере или имеют профессию, требующую со­кращения рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска и т.д.).

Кроме того, многие нормативные акты последнего вре­мени устанавливают различного рода льготы, выражающиеся в частичном или полном освобождении от выполнения тех или иных обязанностей, например, налоговые льготы для предпринимателей, инвесторов и т.п. Так, в Указе Прези­дента РФ от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по сти­мулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов'"17 предусмотрен целый ряд подобных льгот.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Спб.- 1898.- С.151.

Собрание чаконодательства российской Федерации.- 1994.- N 7.- Ст.699.

Особую роль сегодня приобретают льготы в социальной защите малоимущих граждан. Это одно из основных на­правлений в осуществлении такой функции государства, как социальная функция. Каждая льгота должна быть адресной и иметь соответствующие основания. Фиксируя в законах и подзаконных актах льготы, воплощающихся как в пре­имуществах, так и в полном либо частичном освобождении от выполнения обязанностей, законодатель стимулирует об­щественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благо­приятные условия для удовлетворения их интересов.

Поощрения выступают в качестве стимулов на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательны­ми, но и положительными. Не противоречит, а, напротив, соответствует такому делению и этимологическое значение слова "санкция". Так, одним из значений его является "одобрение"; "санкционировать" - "разрешать", "одобрять". "Слово "санкция", - справедливо подчеркивает Л.Фридман, -предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включа­ет также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрение, стимулирование) менее широко известна, пото­му что литература пугает криминальной стороной... Но сти­мулирование есть важнейшая составная часть правовой сис-

темы

Логика общественного развития, практика подсказывает, что в качестве санкции следует признавать не только некий отрицательный результат - наказание, ответственность, но и другие последствия, которые могут выражаться в поощре­нии. Наличие поощрительных санкций неизбежно по той причине, что задача права состоит не только и не столько в сдерживании правонарушений, в наказания лиц, их совер­шивших, сколько в стимулировании правомерного поведе­ния, в поощрении лиц, действующих в интересах общества и государства49.

Поощрительные меры, как и меры принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель пра­вомерного поведения. Особенность поощрительных санк­ций - в обеспечении тех социальных целей (благ), ради дос-

Фридман Л Введение в американское право,- М.- 1992.- С. 172. w Малысо А.В. Ука». соч.- С.47.

тижения которых такая модель поддерживается юридически­ми средствами, и особенно тех целей, достижение которых иным способом невозможно. И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкцио­нируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом за вы­полнение определенных показателей, за конкретные заслуги. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностиче­ские функции, связанные с учетом субъектом права послед­ствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия - и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация "негативного" характера - ука­зание на неблагоприятные последствия определенного пове­дения для основного адресата - содержится в санкции пра­вовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не в диспо­зиции), но уже противоположного характера (положительного) должна содержаться прогностическая ин­формация о последствиях достижения позитивного результа­та (возможность получить премию, государственную награ­ду, прибыль или иное благо).™

В.С.Жеребиным этой связи отмечено, что "сведение пра­вовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия... правовых норм"s l.

Проблема положительных (поощрительных) санкций поставлена первоначально в социологической, психологиче­ской и философской литературе, где большинство специали­стов аргументированно обосновывают существование подоб­ного рода последствий52.

В последнее время эта точка зрения все больше и больше распространяется на другие науки. "С точки зрения полито­логической,- отмечает, в частности, Л.С.Мамут,- санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толко-

э° См.: Петров Г.М. Поощрения в государственном управлении.- Яро­славль.- 1993.- С.51.

31 Жеребин B.C. Диалектика социальных противоречий при социализме и право.- М.-1986.- С. 112.

52 См., например: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.-Новосибирск.- 1961.- С.114-116; Шибутани Т. Социальная психология.- М.-1969.- С.53; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук.- М.- 1972.-С.41; Муздыбаев К. Психология ответственности.- Л,- 1983.* С.

вать как всякую практическую реакцию людей на опреде­ленные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение, осуждаемых, нежелательных поступков (санкция негатив­ная}"53.

Думается, что и в юридической науке подобное пони­мание санкции (при всей условности термина "поощрительная") необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых-юристов, которые высказываются за вы­деление специальных поощрительных санкций54.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы можно подразделить на конституционные, уголов­ные, гражданские, экологические, семейно-брачные и т.п., которые, в свою очередь, можно отнести либо к материаль­ным, либо к процессуальным; в зависимости от сферы ис­пользования - на межгосударственные (тарифные льготы), внутригосударственные (федеральные), муниципальные; в зависимости от того, на кого они распространяются - на об­щие (распространяющиеся на все население права и свободы человека и гражданина, установленные в Конституции РФ) и индивидуальные (поощрение конкретного лица); в за­висимости от того, в каком правовом акте они содержатся -на нормативные и правоприменительные; в зависимости от времени действия - на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания -

53 Мамут Л.С. Политический процесс // Политология, курс лекций.- М,-1993.- С.92.

54 См., например: Сталыевич А.К. О крупных недостатках в советской юридической науке // Советское государство и право.- М.- 1949.- N 1.- С.35; Ушаков А.А Очерки советской законодательной стилистики.* Пермь.- 1967.-С.40; Константинова B.C., Максименко С.Т. Правовые вопросы матери­ального стимулирования деятельности предприятий,- Саратов,- 1981,- С.51-52; Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.- М.- 1996.- С.293-294; Матузов Н.И. Правовая система и личность,- Саратов,- 1987.- С.201: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права.- Казань.- 1987.-С.233; Звечаровский Н.Э. О поощрительных нормах советского уголовного права // Вестник ЛГУ, Право.- 1987.- Серия 6,- Вып.З.- С.92; Яковлев A.M. Социология экономической преступности,- М.- 1988.- С.17, 57, 76; Социальные отклонения. 2-е изд.- М.- 1989.- С.76; Сизый А.Ф. Концеп­ция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики).- Рязань.- 1993.- С.42 и др.

на материально-правовые (зарплата, надбавки), морально-правовые (благодарность, орден) и т.п.

Последняя классификация нуждается в небольшом ком­ментарии. В частности, здесь не учитываются так называе­мые внеправовые стимулы, не закрепленные в законода­тельстве (например, честолюбие). Те же, которые в нем за­креплены независимо от своего содержания (материального, морального и т.д.) становятся уже правовыми, по форме, по­скольку за нарушение их реализации устанавливаются опре­деленные правовые последствия.

' Закрепление стимулов в нормах права отнюдь не фор­мальная акция. Многие стимулы вообще немыслимы без правового закрепления. Как, например, ветеран Великой Отечественной войны сможет получить льготы, если они не будут прямо предусмотрены правовой нормой? Кроме того, сам факт опосредования через право существенно увеличива­ет мощность стимулов, гарантируя возникновение у субъек­тов прав на получение соответствующих благ по заранее ус­тановленным нормам. Иначе говоря, правовая форма в со­стоянии либо значительно усилить, либо, наоборот, снизить эффективность подобных комплексных стимулов".

Таким образом, классификация правовых стимулов рас­ширяет представление об их системе и иерархии, дает гораз­до больше возможностей для выявления их функций. Функ­ции правовых стимулов - это основные направления воздей­ствия правостимулирующих средств на интересы субъектов права.

Правовые стимулы способствуют удовлетворению интере­сов личности, открывая простор для ее инициативы, пред­приимчивости, заинтересованности. Функция развития, кото­рую выполняют стимулы в правовой системе, имеет первич­ное значение, носит творческий характер, так как базируется на позитивно-созидательных началах права и его субъектов. В стимулирующих факторах как раз и выражаются динамиче­ские качества права, его побудительно-преобразующие свой-

ства

Между тем роль правовых стимулов в осуществлении функции развития общественных отношений может быть

См.: Глаэырнн В.В. Хозрасчет. Труд. Стимулы,- М.-1989.- С.20-21.

Малько А.В. Указ, соч.- С.50.

различной, поскольку по своей мощности стимулы неодина­ковы. Одно дело - законные интересы, другое - субъектив­ные права, третье - льготы и поощрения.

Так, если сравнить законные интересы и интересы, опо­средствованные в субъективных правах, то, как правило, вто­рые обладают большей стимулирующей силой, чем первые. Это связано, во-первых, с тем, что в субъективных правах опосредствуются интересы наиболее существенные, жизнен­но важные для большинства граждан, имеющие известное социальное значение, которые ярко выражают сущность об­щественных отношений. Во-вторых, для реализации инте­реса, выраженного в субъективном праве, создана правовая возможность, а для реализации законного интереса юриди­ческая норма не создает и не обеспечивает правовой возмож­ности, а только не препятствует ей, если фактически она имеется налицо. "Дозволить одному, - писал Н.М.Коркунов, - не значит обязать другого. Дозволенное действие может стать правом только тогда, когда будет за­прещено совершение всего мешающего дозволенным дейст­виям, потому что только при этом условии будет установлена соответствующая обязанность"57. Поэтому для интереса, опосредствованного в субъективном праве, характерна наи­большая степень юридической обеспеченности (а значит, и большая вероятность его удовлетворения), в то время как за­конный интерес позволяет гражданину пользоваться благом не всегда прямо гарантированным законодательством, а если и гарантированным, то в меньшей степени (отсюда и мень­шая степень вероятности его удовлетворения). Все это вместе взятое сказывается на их стимулирующих возмож­ностях. Ведь интерес превращается в интенсивный стимул человеческой деятельности лишь тогда, когда существует ре­альная возможность его удовлетворения.

Стимулирующая сила льгот все же несколько больше, чем субъективных прав, так как льгота - дополнительная возможность, преимущество, что дается "сверх" какого-то права. Самый же действенный правовой стимул при соот­ветствующих условиях - поощрение. Такие различия в силе важно учитывать законодателю и правоприменителю при ис-

пользовании стимулирующих средств в организации общест­венных отношений.

Разумеется, кроме основной и сугубо специфической функции развития социальных связей, правовые стимулы выполняют и иные функции - функцию социального контро­ля, мотивационную, воспитательную, коммуникативную. Так, осуществляя функцию социального контроля, правовые стимулы выступают одним из его средств. С их помощью законодатель и правоприменитель координируют ту или иную деятельность физических и юридических лиц, напри­мер, путем обозначения в нормативных и правопримени­тельных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство, которые ими поддерживаются, поощряются. Причем правовые стимулы - достаточно мягкий способ кор­рекции правоотклоняющегося поведения и приведения его в активную форму58.

Мотивационная функция правовых стимулов заключается в том воздействии, которое оказывает вся система юридиче­ского стимулирования на внутренний мир человека: его ин­тересы, потребности, цели, мотивы, волю, установку и т.п. Именно через мотивационные каналы во многом осу­ществляется социально-психологический механизм действия права.

Функция социального контроля правовых стимулов тесно переплетается с их воспитательной функцией. Последняя от­ражает "вклад" стимулирования в формирование правосоз­нания и высокой правовой культуры граждан, нравствен­ных качеств личности. Воспитательное воздействие право­вых стимулов проявляется и в виде своеобразного профилак­тического, предупредительного влияния.

Коммуникативная функция заключается в том, что пра-востимулирующие средства выражают собой определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообще­ния, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (физическим и юридическим лицам) и служат тем самым особого рода способом связи между ними.

Цели и объективная необходимость использования право­вых стимулов заключаются в том, что у общества и государ-

ства существует насущная потребность в социально-полезном и активном поведении субъектов права в различных сферах жизнедеятельности:

• социально-экономической (предпринимательская, тру­довая деятельность, конкуренция, вложение инвестиций, внедрение достижений научно-технического прогресса в про­изводство, повышение качества продукции и т.п.);

• духовно-творческой (научная, воспитательная, педаго­гическая, культурная деятельность и т.д.);

• политико-юридической (избирательная, правовая ак­тивность, участие общественности в управлении делами гра­жданского общества и государства, в охране порядка, профи­лактическая деятельность, исправление и перевоспитание осужденных и т.п.).

Подобные потребности создают предпосылки для уста­новления в законодательстве соответствующих правовых стимулов, которые призваны влиять на поведение субъектов в желаемом для общества и государства направлении, по­буждать личность действовать определенным образом. От­сюда особенность правового стимулирования заключается в том, что выбранная субъектом форма поведения соответ­ствует целям стимулирования, целям тех, кто эту ситуацию создавал. Правовое стимулирование необходимо для взаи­мовыгодного развития социальных связей19.

Следует особо рассмотреть ограничивающую функцию стимулов, а также такие стимулы, которые направлены ис­ключительно на сдерживание того или иного вида активно­сти. Рассматривая эту проблему, А.В.Малько смешивает за­преты и ограниченные дозволения, называя и то, и другое ограничениями. Например, убийство запрещено под стра­хом смертной казни - это, видимо, ограничение; вместе с тем, ограничение на пользование сельскохозяйственными угодьями стоит с ним в одном ряду. В то же время, автор не всегда учитывает, что, например, наказание может служить прекрасным активизирующим фактором (запрет на бездейст­вие: "действуй, а то накажем"), тогда как поощрение может служить ограничивающим фактором (побуждение сдержи­ваться: "если не будешь ничего делать, наградим"). Приме­ром таких стимулов может служить предусмотренное зако-

59 Там же.- С.52-53,

ном наказание за недонесение свидетеля об известном ему преступлении или за преступное бездействие, благодаря ко­торому совершилось преступление, которое можно было предотвратить.

Стимулы, побуждающие сдерживание активности, ис­пользуются в области социального управления с момента возникновения самого управления. Ставить границы актив­ности индивиду или группе лиц, когда она идет во вред обществу, противоречит общим интересам. - Проблема, ко­торую человечество решает уже многие тысячи лет. Истори­ками в принципе доказано, что в условиях первобытнооб­щинного строя сложилась своеобразная система нормативно­го регулирования, ориентированная прежде всего на ограни­чения. Появление норм поведения, и в особенности норм-табу, выводилось из необходимости ограничения сдержива­ния биологических инстинктов60. Формирование обычаев, традиций по своему характеру происходило в виде формиро вания норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений. За­тем, при становлении права, общество (и особенно господ­ствующая его часть) было заинтересовано в том, "чтобы воз­вести существующее положение в закон и те его ограниче­ния, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения"61.

В отраслевой юридической литературе ограничивающие стимулы понимаются по-разному: с позиций потребностей конкретного рода общественных отношений и соответствую­щих правовых средств воздействия на них.

В этом пункте А.В.Малько, вместе с рядом других авто­ров, вновь смешивает два значения термина "ограничение". Существуют ограничения активности, ограничения прав, ог­раничения запретов и ограничения предписаний. Все это совершенно разные ограничения, причем последние три про­тивостоят первому, поскольку относятся только к форме пра­вовой нормы, а не к характеру воздействия.

Формальные ограничения использовались в римском пра­ве. В частности, римские юристы выделяли сервитуты (от латинского - рабство, подчиненность), которые обозначали

60 См.: История первобытного общества. Общие вопросы, проблемы ан-тропосоциогенеза.- М.- 1983.- С.244, 316.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.- Т.25.- 4.2.- С.356.

собой право на ограничение собственника в определенном отношении, например, запрещение делать окно в чужой двор и т.п. Собственник вещи, и в большей мере земельного уча­стка (поскольку именно в отношении земли начали приме­нять сервитуты), на который в результате установления сер­витута накладывались определенные ограничения, согласно римскому праву должен терпеть совершение субъектом сер­витута тех или иных действий, не мешать ему в осуществле­нии пользования и т.д.62

Наиболее широкое распространение сервитуты приобре­ли в земельном праве. Так, французский гражданский кодекс в ст.637 определяет земельный сервитут как "обременение, наложенное на имение, в целях использова­ния его для выгоды имения, принадлежащего другому собст­веннику"63. Сервитутное право в земельной сфере использо­валось и в России.

Наряду с сервитутами в России существовал еще один ин­ститут гражданского права, призванный регулировать отно­шения между соседями - земельными собственниками,- за­конные (легальные) ограничения права собственности. Сер­витуты и законные ограничения права собственности имели немало общих черт: они устанавливались с целью урегули­ровать противостоящие друг другу интересы частных собст­венников, стесняли собственника в осуществлении им своих прав и т.п. Сервитуты и легальные ограничения, отмечалось в дореволюционной литературе, имея одинаковое матери­альное содержание, обязывали собственника в большинстве случаев что-либо терпеть или чего-либо не делать, а также давали заинтересованному лицу право на вещь, в частности на земельный участок собственника64.

Однако следует признать и наличие между ними опреде­ленных различий. Если ограничение могло заключаться и в обязанности "делать" что-либо в интересах тех или других лиц, например, разрушить или поддержать грозящее падени­ем здание и т.д.65, то сервитут не мог состоять в совершении

См.: Новицкий И.Б. Основы римского права.- М.- 1972.- С.128. Юридический словарь.- М.- 1956.- Т.2.- С.379.

См.. Курдиновский В.И. Об ограничениях права собственности на недви­жимые имущества по закону.- Одесса.- 1904.- С.30.

' См.: О легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России.- Одесса.- 1899.- С. 10.

каких-либо положительных действий со стороны собственни­ка. Кроме того, как пишет О.А.Самончик, рассматривая эти проблемы, законные ограничения прав земельного соб­ственника устанавливались и отменялись согласно предписа­ниям закона, а сервитуты - в общих пределах договорной свободы66.

Элементами сервитута являются и отдельные положения в современном российском законодательстве67. Так, в п.8 ст.2 Закона "О собственности в РСФСР"68 зафиксировано, что "в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных Законом, на собственника может быть возложена обязан­ность допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами".

В гражданско-правовой сфере используются и иные огра­ничения, установленные в ГК РФ. Например, ограничена дееспособность несовершеннолетних, предусмотрена воз­можность ограничения дееспособности граждан, злоупотреб­ляющих спиртными напитками или наркотическими вещест­вами. В последнем случае под ограничением понимается своего рода санкция (неблагоприятные последствия): над та­ким лицом должен быть установлен социальный контроль путем официального назначения над ним попечительства69.

В семейно-брачном праве в качестве ограничений высту­пают, в частности, возможность лишения родительских прав в соответствии со ст.59 КоБС РФ, что проявляется в виде санкции; недопустимость предъявления мужем требова­ния о расторжении брака при условиях, обозначенных в ст.32 КоБС, что выражается как запрет и т.д.

Используются ограничения и в трудовом законодательст­ве. Так, в виде запрета установлены ограничения сверхуроч­ных работ (ст.ст.54, 56 и другие КЗоТ РФ), "ограничения труда женщин на работах в ночное время" (ст. 161 КЗоТ), "ограничение сверхурочных работ и направления в команди-

66 См.: Самончик О.А. Ограничение права землепользования сельскохо­зяйственных предприятий.- М.- 1989.- С.8.

67 О правах ограниченного пользования чужим имуществом см.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности.- М.- 1991.- С.200-

68 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1990.-N30.-Cr.416.

69 См.: Короткова Л.П. Основания ограничения дееспособности пьяниц и алкоголиков // Советское государство и право.- 1991.- N 7.- С. 125-128.

ровки женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четыр­надцати лет" (ст. 163 КЗоТ) и т.д.

В экологическом законодательстве могут использоваться "свои" ограничения, отражающие специфику данной отрас­ли. Например, в ст. 19 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"70 зафиксированы такие правовые огра­ничения, как лимиты. В этой статье говорится: "Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой уста­новленные предприятиям-природопользователям на опреде­ленный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ в окружающую природную среду и размещения отхо­дов производства". И хотя по своему содержанию они явля­ются экологическими, по форме они - правовые.

Немало правовых ограничений присуще и административ­ному законодательству. Здесь они употребляются в форме запретов, обязанностей, ответственности. Так, лишение граждан конкретных прав и свобод за совершение админист­ративного проступка (лишение водительских прав, права охоты), что является выражением административной ответ­ственности, выступает определенной разновидностью адми­нистративно-правового ограничения. В.И.Новоселовым за­мечено, что "лишение прав в соответствии с администра­тивным законодательством является только частичным (точнее, единичным, то есть в отношении лишь одного кон­кретного права), на непродолжительный срок, поэтому пра­вильнее говорить об ограничении правоспособности"71. Дру­гой разновидностью являются приостановления действия прав и свобод, которые тоже происходят в форме ограниче­ния административной дееспособности в случае установления чрезвычайного положения.

В уголовном законодательстве ограничения используются в форме запретов и наказания. Особенно ярко это наблюда­ется при применении таких мер уголовного наказания, как лишение свободы, лишение специального права, предос­тавленного данному гражданину, и других. Следует согла-

См.: Ведомости Съечда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- N 10.- Ст.457.

1 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государствен­ном управлении.- Саратов.- 1976.-.

ситься с В.С.Прохоровым в том, что "признание лица ни новным, опороченным и осужденным за совершенное пре­ступление, обосновывает как с правовых, так и нравственных позиций применение специальных мер, воздействующих прежде всего на сознание преступника и заключающихся в определенных правоограничениях - наказании"72. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 года выделялись даже такие наказания, как огра­ничение свободы, ограничение по службе, ограничение сво­боды досуга (ст.ст. 29, 33, 36). Думается, что подобные виды наказаний можно использовать и в новом Уголовном Кодек­се РФ.

В уголовно-процессуальном законодательстве правовые ограничения реализуются преимущественно в форме мер пре­сечения: подписка о невыезде (ст. 89 УПК РФ), заключение под стражу (ст.90) и прочих, а также приостановлений (ст.ст. 195-199, 231, 256, 257 УПК), запретов, обязанностей и т.д.

Особое место правовые ограничения занимают в консти­туционном праве, так как во многом они здесь приближают­ся к теоретической конструкции, приобретают надотрасле­вые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах. Эти ограничения, которые можно на­звать конституционными, выступают специфическим ин­дикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретно уста­новленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет специфическое "лезвие бритвы" между законностью и произволом, во многом предопределя­ет общую концепцию Основного Закона. Названные ограни­чения могут воплощаться в Конституции в различных формах (обязанностях, запретах и т.п.), не всегда четко оп­ределенных и соответственно не всегда однозначно толкуе­мых самыми различными субъектами права. В истории на­шего конституционного развития были ситуации, когда это являлось непреодолимым препятствием для осуществления конкретных прав и свобод личности. Иногда же при отсутст­вии данных ограничений в тексте Конституции, они появля-

72 Прохоров B.C. Преступление и ответственность.- Л.- 1984.

лись в каком-либо подзаконном акте, что подчас означало "фактическое" изменение Конституции при ее декларатив­ной стабильности. Новая Конституция РФ 1993 года уста­навливает ограничения в целом ряде своих статей (ст.ст. 19, 23, 36, 55, 56 и т.д.), суживая тем самым законным обра­зом при определенных ситуациях возможности в удовлетво­рении интересов субъектов права.

Подводя итоги изложенного материала, можно выделить следующие обобщающие характеристики права как средства стимулирования.

Во-первых, правовой стимул выступает внешним факто­ром, влияющим на интересы субъектов права. В основе пра­вового стимулирования лежит взаимодействие внешних юридических условий и внутренней структуры личности.

Во-вторых, правовой стимул - не всякое внешнее воздей­ствие, а лишь информационно-целенаправленное, предпола­гающее сознательное изменение поведения субъектам в юри­дической сфере.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.