|
|||
Тихонравов, Ю. В. 13 страница43 Синюков В.Н. Функция юридических фактов // Вопросы теории государства и права.- Саратов.- 1988.- С. 44 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права.- Саратов.- 1972.- С.62-63. О стимулировании роли субъективного права писали еще дореволюционные русские юристы: Пет-ражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности,- Спб.- 1910.- Т.2.- С.376-377; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.-Рига.- 1924.- С.609; Вишняк М.В. Личность в праве.- М.- 1917.- С.74-75. Малько А.В. Указ, соч.- С.45. занностей. Это может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов. По существу в самой общей форме он был подмечен русскими юристами еще в прошлом веке. "Право, - писал, в частности, Н М.Коркунов, - непременно предполагает соответствующую обязанность. Если нет соответствующей обязанности, будет простое дозволение, а не правомочие". Кроме субъективного права и законного интереса стимулом на уровне диспозиции могут выступать и льготы. Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ или частичном освобождении от выполнения обязанностей или облегчении условий их выполнения. Речь идет, например, о льготах многодетным семьям, для инвалидов и участника Великой Отечественной войны, для женщин, молодежи и т.п. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании, определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для всестороннего развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом. Льготы устанавливаю гея главным образом для тех категорий граждан, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения, поскольку они характеризуются какими-либо специфическими особенностями (возраст, состояние здоровья, пол и пр.) или находятся в особых условиях (работают в цехах с особо тяжелыми условиями труда, живут и работают на Крайнем Севере или имеют профессию, требующую сокращения рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска и т.д.). Кроме того, многие нормативные акты последнего времени устанавливают различного рода льготы, выражающиеся в частичном или полном освобождении от выполнения тех или иных обязанностей, например, налоговые льготы для предпринимателей, инвесторов и т.п. Так, в Указе Президента РФ от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов'"17 предусмотрен целый ряд подобных льгот. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Спб.- 1898.- С.151. Собрание чаконодательства российской Федерации.- 1994.- N 7.- Ст.699. Особую роль сегодня приобретают льготы в социальной защите малоимущих граждан. Это одно из основных направлений в осуществлении такой функции государства, как социальная функция. Каждая льгота должна быть адресной и иметь соответствующие основания. Фиксируя в законах и подзаконных актах льготы, воплощающихся как в преимуществах, так и в полном либо частичном освобождении от выполнения обязанностей, законодатель стимулирует общественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благоприятные условия для удовлетворения их интересов. Поощрения выступают в качестве стимулов на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными. Не противоречит, а, напротив, соответствует такому делению и этимологическое значение слова "санкция". Так, одним из значений его является "одобрение"; "санкционировать" - "разрешать", "одобрять". "Слово "санкция", - справедливо подчеркивает Л.Фридман, -предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрение, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной... Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой сис- темы Логика общественного развития, практика подсказывает, что в качестве санкции следует признавать не только некий отрицательный результат - наказание, ответственность, но и другие последствия, которые могут выражаться в поощрении. Наличие поощрительных санкций неизбежно по той причине, что задача права состоит не только и не столько в сдерживании правонарушений, в наказания лиц, их совершивших, сколько в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества и государства49. Поощрительные меры, как и меры принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительных санкций - в обеспечении тех социальных целей (благ), ради дос- Фридман Л Введение в американское право,- М.- 1992.- С. 172. w Малысо А.В. Ука». соч.- С.47. тижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иным способом невозможно. И вряд ли есть существенные основания для того, чтобы не считать применением санкционируемой государством меры выдачу премии или других форм поощрений, прямо предусмотренных законом за выполнение определенных показателей, за конкретные заслуги. К тому же любая правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с учетом субъектом права последствий своих действий. Адресат при этом учитывает разные последствия - и отрицательные, и положительные. Если прогностическая информация "негативного" характера - указание на неблагоприятные последствия определенного поведения для основного адресата - содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не в диспозиции), но уже противоположного характера (положительного) должна содержаться прогностическая информация о последствиях достижения позитивного результата (возможность получить премию, государственную награду, прибыль или иное благо).™ В.С.Жеребиным этой связи отмечено, что "сведение правовых санкций лишь к их отрицательному значению ведет к одностороннему пониманию управленческого воздействия... правовых норм"s l. Проблема положительных (поощрительных) санкций поставлена первоначально в социологической, психологической и философской литературе, где большинство специалистов аргументированно обосновывают существование подобного рода последствий52. В последнее время эта точка зрения все больше и больше распространяется на другие науки. "С точки зрения политологической,- отмечает, в частности, Л.С.Мамут,- санкция вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толко- э° См.: Петров Г.М. Поощрения в государственном управлении.- Ярославль.- 1993.- С.51. 31 Жеребин B.C. Диалектика социальных противоречий при социализме и право.- М.-1986.- С. 112. 52 См., например: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.-Новосибирск.- 1961.- С.114-116; Шибутани Т. Социальная психология.- М.-1969.- С.53; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук.- М.- 1972.-С.41; Муздыбаев К. Психология ответственности.- Л,- 1983.* С. вать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение, осуждаемых, нежелательных поступков (санкция негативная}"53. Думается, что и в юридической науке подобное понимание санкции (при всей условности термина "поощрительная") необходимо. Поэтому следует поддержать мнение тех ученых-юристов, которые высказываются за выделение специальных поощрительных санкций54. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы можно подразделить на конституционные, уголовные, гражданские, экологические, семейно-брачные и т.п., которые, в свою очередь, можно отнести либо к материальным, либо к процессуальным; в зависимости от сферы использования - на межгосударственные (тарифные льготы), внутригосударственные (федеральные), муниципальные; в зависимости от того, на кого они распространяются - на общие (распространяющиеся на все население права и свободы человека и гражданина, установленные в Конституции РФ) и индивидуальные (поощрение конкретного лица); в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся -на нормативные и правоприменительные; в зависимости от времени действия - на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания - 53 Мамут Л.С. Политический процесс // Политология, курс лекций.- М,-1993.- С.92. 54 См., например: Сталыевич А.К. О крупных недостатках в советской юридической науке // Советское государство и право.- М.- 1949.- N 1.- С.35; Ушаков А.А Очерки советской законодательной стилистики.* Пермь.- 1967.-С.40; Константинова B.C., Максименко С.Т. Правовые вопросы материального стимулирования деятельности предприятий,- Саратов,- 1981,- С.51-52; Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.- М.- 1996.- С.293-294; Матузов Н.И. Правовая система и личность,- Саратов,- 1987.- С.201: Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права.- Казань.- 1987.-С.233; Звечаровский Н.Э. О поощрительных нормах советского уголовного права // Вестник ЛГУ, Право.- 1987.- Серия 6,- Вып.З.- С.92; Яковлев A.M. Социология экономической преступности,- М.- 1988.- С.17, 57, 76; Социальные отклонения. 2-е изд.- М.- 1989.- С.76; Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики).- Рязань.- 1993.- С.42 и др. на материально-правовые (зарплата, надбавки), морально-правовые (благодарность, орден) и т.п. Последняя классификация нуждается в небольшом комментарии. В частности, здесь не учитываются так называемые внеправовые стимулы, не закрепленные в законодательстве (например, честолюбие). Те же, которые в нем закреплены независимо от своего содержания (материального, морального и т.д.) становятся уже правовыми, по форме, поскольку за нарушение их реализации устанавливаются определенные правовые последствия. ' Закрепление стимулов в нормах права отнюдь не формальная акция. Многие стимулы вообще немыслимы без правового закрепления. Как, например, ветеран Великой Отечественной войны сможет получить льготы, если они не будут прямо предусмотрены правовой нормой? Кроме того, сам факт опосредования через право существенно увеличивает мощность стимулов, гарантируя возникновение у субъектов прав на получение соответствующих благ по заранее установленным нормам. Иначе говоря, правовая форма в состоянии либо значительно усилить, либо, наоборот, снизить эффективность подобных комплексных стимулов". Таким образом, классификация правовых стимулов расширяет представление об их системе и иерархии, дает гораздо больше возможностей для выявления их функций. Функции правовых стимулов - это основные направления воздействия правостимулирующих средств на интересы субъектов права. Правовые стимулы способствуют удовлетворению интересов личности, открывая простор для ее инициативы, предприимчивости, заинтересованности. Функция развития, которую выполняют стимулы в правовой системе, имеет первичное значение, носит творческий характер, так как базируется на позитивно-созидательных началах права и его субъектов. В стимулирующих факторах как раз и выражаются динамические качества права, его побудительно-преобразующие свой- ства Между тем роль правовых стимулов в осуществлении функции развития общественных отношений может быть См.: Глаэырнн В.В. Хозрасчет. Труд. Стимулы,- М.-1989.- С.20-21. Малько А.В. Указ, соч.- С.50. различной, поскольку по своей мощности стимулы неодинаковы. Одно дело - законные интересы, другое - субъективные права, третье - льготы и поощрения. Так, если сравнить законные интересы и интересы, опосредствованные в субъективных правах, то, как правило, вторые обладают большей стимулирующей силой, чем первые. Это связано, во-первых, с тем, что в субъективных правах опосредствуются интересы наиболее существенные, жизненно важные для большинства граждан, имеющие известное социальное значение, которые ярко выражают сущность общественных отношений. Во-вторых, для реализации интереса, выраженного в субъективном праве, создана правовая возможность, а для реализации законного интереса юридическая норма не создает и не обеспечивает правовой возможности, а только не препятствует ей, если фактически она имеется налицо. "Дозволить одному, - писал Н.М.Коркунов, - не значит обязать другого. Дозволенное действие может стать правом только тогда, когда будет запрещено совершение всего мешающего дозволенным действиям, потому что только при этом условии будет установлена соответствующая обязанность"57. Поэтому для интереса, опосредствованного в субъективном праве, характерна наибольшая степень юридической обеспеченности (а значит, и большая вероятность его удовлетворения), в то время как законный интерес позволяет гражданину пользоваться благом не всегда прямо гарантированным законодательством, а если и гарантированным, то в меньшей степени (отсюда и меньшая степень вероятности его удовлетворения). Все это вместе взятое сказывается на их стимулирующих возможностях. Ведь интерес превращается в интенсивный стимул человеческой деятельности лишь тогда, когда существует реальная возможность его удовлетворения. Стимулирующая сила льгот все же несколько больше, чем субъективных прав, так как льгота - дополнительная возможность, преимущество, что дается "сверх" какого-то права. Самый же действенный правовой стимул при соответствующих условиях - поощрение. Такие различия в силе важно учитывать законодателю и правоприменителю при ис- пользовании стимулирующих средств в организации общественных отношений. Разумеется, кроме основной и сугубо специфической функции развития социальных связей, правовые стимулы выполняют и иные функции - функцию социального контроля, мотивационную, воспитательную, коммуникативную. Так, осуществляя функцию социального контроля, правовые стимулы выступают одним из его средств. С их помощью законодатель и правоприменитель координируют ту или иную деятельность физических и юридических лиц, например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство, которые ими поддерживаются, поощряются. Причем правовые стимулы - достаточно мягкий способ коррекции правоотклоняющегося поведения и приведения его в активную форму58. Мотивационная функция правовых стимулов заключается в том воздействии, которое оказывает вся система юридического стимулирования на внутренний мир человека: его интересы, потребности, цели, мотивы, волю, установку и т.п. Именно через мотивационные каналы во многом осуществляется социально-психологический механизм действия права. Функция социального контроля правовых стимулов тесно переплетается с их воспитательной функцией. Последняя отражает "вклад" стимулирования в формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности. Воспитательное воздействие правовых стимулов проявляется и в виде своеобразного профилактического, предупредительного влияния. Коммуникативная функция заключается в том, что пра-востимулирующие средства выражают собой определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (физическим и юридическим лицам) и служат тем самым особого рода способом связи между ними. Цели и объективная необходимость использования правовых стимулов заключаются в том, что у общества и государ- ства существует насущная потребность в социально-полезном и активном поведении субъектов права в различных сферах жизнедеятельности: • социально-экономической (предпринимательская, трудовая деятельность, конкуренция, вложение инвестиций, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, повышение качества продукции и т.п.); • духовно-творческой (научная, воспитательная, педагогическая, культурная деятельность и т.д.); • политико-юридической (избирательная, правовая активность, участие общественности в управлении делами гражданского общества и государства, в охране порядка, профилактическая деятельность, исправление и перевоспитание осужденных и т.п.). Подобные потребности создают предпосылки для установления в законодательстве соответствующих правовых стимулов, которые призваны влиять на поведение субъектов в желаемом для общества и государства направлении, побуждать личность действовать определенным образом. Отсюда особенность правового стимулирования заключается в том, что выбранная субъектом форма поведения соответствует целям стимулирования, целям тех, кто эту ситуацию создавал. Правовое стимулирование необходимо для взаимовыгодного развития социальных связей19. Следует особо рассмотреть ограничивающую функцию стимулов, а также такие стимулы, которые направлены исключительно на сдерживание того или иного вида активности. Рассматривая эту проблему, А.В.Малько смешивает запреты и ограниченные дозволения, называя и то, и другое ограничениями. Например, убийство запрещено под страхом смертной казни - это, видимо, ограничение; вместе с тем, ограничение на пользование сельскохозяйственными угодьями стоит с ним в одном ряду. В то же время, автор не всегда учитывает, что, например, наказание может служить прекрасным активизирующим фактором (запрет на бездействие: "действуй, а то накажем"), тогда как поощрение может служить ограничивающим фактором (побуждение сдерживаться: "если не будешь ничего делать, наградим"). Примером таких стимулов может служить предусмотренное зако- 59 Там же.- С.52-53, ном наказание за недонесение свидетеля об известном ему преступлении или за преступное бездействие, благодаря которому совершилось преступление, которое можно было предотвратить. Стимулы, побуждающие сдерживание активности, используются в области социального управления с момента возникновения самого управления. Ставить границы активности индивиду или группе лиц, когда она идет во вред обществу, противоречит общим интересам. - Проблема, которую человечество решает уже многие тысячи лет. Историками в принципе доказано, что в условиях первобытнообщинного строя сложилась своеобразная система нормативного регулирования, ориентированная прежде всего на ограничения. Появление норм поведения, и в особенности норм-табу, выводилось из необходимости ограничения сдерживания биологических инстинктов60. Формирование обычаев, традиций по своему характеру происходило в виде формиро вания норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений. Затем, при становлении права, общество (и особенно господствующая его часть) было заинтересовано в том, "чтобы возвести существующее положение в закон и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения"61. В отраслевой юридической литературе ограничивающие стимулы понимаются по-разному: с позиций потребностей конкретного рода общественных отношений и соответствующих правовых средств воздействия на них. В этом пункте А.В.Малько, вместе с рядом других авторов, вновь смешивает два значения термина "ограничение". Существуют ограничения активности, ограничения прав, ограничения запретов и ограничения предписаний. Все это совершенно разные ограничения, причем последние три противостоят первому, поскольку относятся только к форме правовой нормы, а не к характеру воздействия. Формальные ограничения использовались в римском праве. В частности, римские юристы выделяли сервитуты (от латинского - рабство, подчиненность), которые обозначали 60 См.: История первобытного общества. Общие вопросы, проблемы ан-тропосоциогенеза.- М.- 1983.- С.244, 316. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.- Т.25.- 4.2.- С.356. собой право на ограничение собственника в определенном отношении, например, запрещение делать окно в чужой двор и т.п. Собственник вещи, и в большей мере земельного участка (поскольку именно в отношении земли начали применять сервитуты), на который в результате установления сервитута накладывались определенные ограничения, согласно римскому праву должен терпеть совершение субъектом сервитута тех или иных действий, не мешать ему в осуществлении пользования и т.д.62 Наиболее широкое распространение сервитуты приобрели в земельном праве. Так, французский гражданский кодекс в ст.637 определяет земельный сервитут как "обременение, наложенное на имение, в целях использования его для выгоды имения, принадлежащего другому собственнику"63. Сервитутное право в земельной сфере использовалось и в России. Наряду с сервитутами в России существовал еще один институт гражданского права, призванный регулировать отношения между соседями - земельными собственниками,- законные (легальные) ограничения права собственности. Сервитуты и законные ограничения права собственности имели немало общих черт: они устанавливались с целью урегулировать противостоящие друг другу интересы частных собственников, стесняли собственника в осуществлении им своих прав и т.п. Сервитуты и легальные ограничения, отмечалось в дореволюционной литературе, имея одинаковое материальное содержание, обязывали собственника в большинстве случаев что-либо терпеть или чего-либо не делать, а также давали заинтересованному лицу право на вещь, в частности на земельный участок собственника64. Однако следует признать и наличие между ними определенных различий. Если ограничение могло заключаться и в обязанности "делать" что-либо в интересах тех или других лиц, например, разрушить или поддержать грозящее падением здание и т.д.65, то сервитут не мог состоять в совершении См.: Новицкий И.Б. Основы римского права.- М.- 1972.- С.128. Юридический словарь.- М.- 1956.- Т.2.- С.379. См.. Курдиновский В.И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону.- Одесса.- 1904.- С.30. ' См.: О легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России.- Одесса.- 1899.- С. 10. каких-либо положительных действий со стороны собственника. Кроме того, как пишет О.А.Самончик, рассматривая эти проблемы, законные ограничения прав земельного собственника устанавливались и отменялись согласно предписаниям закона, а сервитуты - в общих пределах договорной свободы66. Элементами сервитута являются и отдельные положения в современном российском законодательстве67. Так, в п.8 ст.2 Закона "О собственности в РСФСР"68 зафиксировано, что "в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных Законом, на собственника может быть возложена обязанность допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами". В гражданско-правовой сфере используются и иные ограничения, установленные в ГК РФ. Например, ограничена дееспособность несовершеннолетних, предусмотрена возможность ограничения дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. В последнем случае под ограничением понимается своего рода санкция (неблагоприятные последствия): над таким лицом должен быть установлен социальный контроль путем официального назначения над ним попечительства69. В семейно-брачном праве в качестве ограничений выступают, в частности, возможность лишения родительских прав в соответствии со ст.59 КоБС РФ, что проявляется в виде санкции; недопустимость предъявления мужем требования о расторжении брака при условиях, обозначенных в ст.32 КоБС, что выражается как запрет и т.д. Используются ограничения и в трудовом законодательстве. Так, в виде запрета установлены ограничения сверхурочных работ (ст.ст.54, 56 и другие КЗоТ РФ), "ограничения труда женщин на работах в ночное время" (ст. 161 КЗоТ), "ограничение сверхурочных работ и направления в команди- 66 См.: Самончик О.А. Ограничение права землепользования сельскохозяйственных предприятий.- М.- 1989.- С.8. 67 О правах ограниченного пользования чужим имуществом см.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности.- М.- 1991.- С.200- 68 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1990.-N30.-Cr.416. 69 См.: Короткова Л.П. Основания ограничения дееспособности пьяниц и алкоголиков // Советское государство и право.- 1991.- N 7.- С. 125-128. ровки женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет" (ст. 163 КЗоТ) и т.д. В экологическом законодательстве могут использоваться "свои" ограничения, отражающие специфику данной отрасли. Например, в ст. 19 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"70 зафиксированы такие правовые ограничения, как лимиты. В этой статье говорится: "Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства". И хотя по своему содержанию они являются экологическими, по форме они - правовые. Немало правовых ограничений присуще и административному законодательству. Здесь они употребляются в форме запретов, обязанностей, ответственности. Так, лишение граждан конкретных прав и свобод за совершение административного проступка (лишение водительских прав, права охоты), что является выражением административной ответственности, выступает определенной разновидностью административно-правового ограничения. В.И.Новоселовым замечено, что "лишение прав в соответствии с административным законодательством является только частичным (точнее, единичным, то есть в отношении лишь одного конкретного права), на непродолжительный срок, поэтому правильнее говорить об ограничении правоспособности"71. Другой разновидностью являются приостановления действия прав и свобод, которые тоже происходят в форме ограничения административной дееспособности в случае установления чрезвычайного положения. В уголовном законодательстве ограничения используются в форме запретов и наказания. Особенно ярко это наблюдается при применении таких мер уголовного наказания, как лишение свободы, лишение специального права, предоставленного данному гражданину, и других. Следует согла- См.: Ведомости Съечда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- N 10.- Ст.457. 1 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении.- Саратов.- 1976.-. ситься с В.С.Прохоровым в том, что "признание лица ни новным, опороченным и осужденным за совершенное преступление, обосновывает как с правовых, так и нравственных позиций применение специальных мер, воздействующих прежде всего на сознание преступника и заключающихся в определенных правоограничениях - наказании"72. В Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 года выделялись даже такие наказания, как ограничение свободы, ограничение по службе, ограничение свободы досуга (ст.ст. 29, 33, 36). Думается, что подобные виды наказаний можно использовать и в новом Уголовном Кодексе РФ. В уголовно-процессуальном законодательстве правовые ограничения реализуются преимущественно в форме мер пресечения: подписка о невыезде (ст. 89 УПК РФ), заключение под стражу (ст.90) и прочих, а также приостановлений (ст.ст. 195-199, 231, 256, 257 УПК), запретов, обязанностей и т.д. Особое место правовые ограничения занимают в конституционном праве, так как во многом они здесь приближаются к теоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах. Эти ограничения, которые можно назвать конституционными, выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет специфическое "лезвие бритвы" между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона. Названные ограничения могут воплощаться в Конституции в различных формах (обязанностях, запретах и т.п.), не всегда четко определенных и соответственно не всегда однозначно толкуемых самыми различными субъектами права. В истории нашего конституционного развития были ситуации, когда это являлось непреодолимым препятствием для осуществления конкретных прав и свобод личности. Иногда же при отсутствии данных ограничений в тексте Конституции, они появля- 72 Прохоров B.C. Преступление и ответственность.- Л.- 1984. лись в каком-либо подзаконном акте, что подчас означало "фактическое" изменение Конституции при ее декларативной стабильности. Новая Конституция РФ 1993 года устанавливает ограничения в целом ряде своих статей (ст.ст. 19, 23, 36, 55, 56 и т.д.), суживая тем самым законным образом при определенных ситуациях возможности в удовлетворении интересов субъектов права. Подводя итоги изложенного материала, можно выделить следующие обобщающие характеристики права как средства стимулирования. Во-первых, правовой стимул выступает внешним фактором, влияющим на интересы субъектов права. В основе правового стимулирования лежит взаимодействие внешних юридических условий и внутренней структуры личности. Во-вторых, правовой стимул - не всякое внешнее воздействие, а лишь информационно-целенаправленное, предполагающее сознательное изменение поведения субъектам в юридической сфере.
|
|||
|