Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 9 страница



 Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.- 1992.- С.89. Там же.-С.90.

 чувственное счастье, наслаждение, полезность, комфорт­ность как на ценности. В древности и в эпоху средневековья преобладали системы права, которые П.А.Сорокин называет идеациональными, то есть ориентированные не на чувствен­ное счастье и удовольствие, а на единение человека с Богом, Абсолютом, сверхъестественным, сверхчувствительным ми­ром. Чувственная этика и чувственное право, пропитанные философией утилитаризма, гедонизма, релятивизма, в со­временном мире подверглись безусловной девальвации. Культ насилия и безумного соперничества между людьми является ярким симптомом этого кризиса: "Когда общество освобождается от Бога и от Абсолюта и отрицает все свя­зующие его моральные императивы, то единственной дейст­венной силой остается сама физическая сила"86. Отсюда и трагедия человека чувственного общества. "Лишая человека всего божественного, чувственное умонастроение, этика и право понизили его до уровня электронно-протонового ком­плекса и рефлекторного механизма, не имеющего никакой святости..."87. Вернуть человеку его святость, его истинную цель нынешнее право и этика уже не в состоянии, ибо сами зашли в тупик. "Без перехода к идеациональной этике и пра­ву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении на­стоящего кризиса".

Позитивистское правосознание пришло в упадок вследст­вие того, что в нем не было и нет сдерживающих моментов, своего рода тормозных устройств, способных предотвратить прагматизацию права, низведение его до уровня чувственно-эмпирической природы человека, оторванной под влиянием прагматизированной культуры от духовной сущности челове­ка и противопоставленной ей. Это - разрыв, раздвоение того, что должно быть в гармоническом единстве. Если современ­ная мораль, которая по сравнению с правом не подвергалась такому .мощному позитивистскому воздействию, все-таки с некоторыми трудностями удерживает позиции человеческой

 Сорокин П. Человек, Цивилизация. Общество.- М.- 1992.- С.503.

 Там же. 88 Там же.-С.504.

отзывчивости и альтруизма, то смысл правового поведения многих людей давно уже сводится к поиску выгод и удовле­творений, к "борьбе за жизнь", за лучшее, комфортное ме­сто в ней для себя и своей группы. Поэтому каждый шаг по пути повышения "моральности права", укрепления его нрав­ственного фундамента способен дать эффект некоторой "депрагматизации" права, но для будущего этого недостаточ­но.

Человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое мировоззрение, прорывающее антропоцентриче­ский мир позитивного опыта, господствующее ныне чувст­венно-эмпирическое мировосприятие. Такое мировоззрение, скорее всего, не будет чисто идеациональным, как полагал П.А.Сорокин, то есть основанным на абсолютах, сверхчув­ственных ценностях. В нем найдут свор выражение и эмпи­рические начала (включая те, которые отстаивает и разви­вает философский и юридический позитивизм), и мета­физические истины, которые до сих пор вместе плохо ужи­вались. Речь идет не о суммировании, не о простом синтезе этих начал, но об их единстве на базе глубокого взаимопро­никновения и взаимного обогащения. Все это предполагает глобальный переворот в сознании людей и наступление ново­го этапа цивилизации, когда тупиковое и упадочное умона­строение, соответствующее формуле "мир - жилище сильно­го", утратит значение, а на смену ему придет мировоззрение, направленное на то, чтобы сделать мир жилищем разумного человека, сознающего свою социальную, природную, космическую миссию .

Такое предположение может показаться утопическим в любое другое историческое время, но только не в наше. Че­ловечество деградирует и погибнет, если не сумеет в пред­стоящем XXI столетии сменить доминирующие тенденции мирового развития. Когда люди перестанут мыслить катего­риями эгоистического насильственного мира и будут целе­устремленно оперировать категориями порядка, закономер­ности и закона, значение права в жизни человека, несо­мненно, возрастет. Мысль о правовом порядке, подобно то­му, как это уже было в античные времена, развернется во А всем космическом пространстве, выйдет за пределы челове ческих дел, распространится на все живое на земле, на »ит законы микро- и макромира, обретет ключ к пониманию при роды человека как органической части космоса, им порож денной и с ним нераздельно связанной. Предназначение и жизнь человека не могут быть поняты и нормативно оценены вне их космического измерения. Основой юридического ми­ровоззрения в будущем могут стать идеи антропокосмизма, учение о ноосфере, но, прежде всего, конечно, переосмысле­ние на базе современных естественнонаучных и обществен­ных знаний теории естественного права и естественной спра­ведливости. Антропокосмизм восстанавливает давно утра­ченную здоровую связь человека с природой и космосом'* и, следовательно, соотносит социальные, в том числе позитив­но-правовые, нормы, по которым живет человек, с природ­ными и космическими императивами.

Научной и философской основой универсального право­сознания может стать учение о ноосфере, в разработку кото­рого внесли вклад крупные мыслители XX в., например французский философ Тейяр де Шарден, русский естествоис­пытатель В.И.Вернадский и др. Оно пронизано идеей гума­низма, направлено на преобразование биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как целого. Недопустимо использовать силу человеческого разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом. Эта сила должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к Планете Земля, к око­лоземному пространству и космосу в целом. Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органиче­скими и неорганическими, сознательными и бессознатель­ными силами мира. Ум человека, утверждал В.И.Вернадский, становится геологической силой, человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Соз­дание ноосферы немыслимо без уяснения этических и право­вых сторон верховенства человеческого разума, принимаю­щего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Отсюда значение идей естест-

См.: Русский космизм. Антология философской мысли - М- 1933. С.339.

 венного права и естественной справедливости, указываю­щих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, космос, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, естественными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и ес­тественными процессами

См.: Теория права и государства!..- С,89-90.

Современная философия права исходит из трех способов решения 'проблемы соотношения права и исторической ре­альности и двух способов отказа от решения этой проблемы.

Гегельянская философия права основывается на примате права как формы, определяющей историческую реальность.

Марксистская философия права опирается на прямо про­тивоположное представление, согласно которому право все­гда определяется реальными историческими процессами.

Кантианская философия права обосновывает компромисс­ную позицию, в соответствии с которой право составляет са­мостоятельную систему с собственными жесткими законами, действие которых, однако, провоцируется исторической ре­альностью. Последняя, в свою очередь, также развивается по своим правилам, однако в ряде случаев принимает формы, определяемые правом.

Юридический позитивизм все вышеназванные решения и саму постановку проблемы отвергает, считая, что следует лишь изучать существующее право и по возможности обоб­щать эмпирические данные.

Феноменология права также отказывается от решения указанной проблемы, но на тех основаниях, что право все­гда является нам в исторических формах, а история - в фор­мах права, поэтому разделения живого историке-правового феномена можно вынести за скобки (феноменологическая редукция).

Все версии философии права выступают лишь как момен­ты истины, поскольку распространяют на всю реальность лишь частные компоненты логической модели становления права.

Право есть результат определенной реакции человека на внешнюю реальность и, одновременно, само по себе есть антропогенная реальность, то есть реальность созданная человеком, но обретшая независимое от него существова­ние. По отношению к любой независимой от человека реаль­ность право вступает как результат реактивности. Человек сталкивается с чисто природной, биопсихическая и социаль­но-экономическая реальностью реальность, и каждое из этих

столкновений может явиться основой правового установле­ния.

Чистая реальность есть реальность природная. Реаль­ность, близкая человеку, во многом уже есть плод его активности и как таковая уже несет в себе печать идей, лежащих в основе человеческой активности. В данном слу­чае речь идет о культурно-исторической реальности.

Требования реальности сами по себе не являются пра­вом. Они становятся правовыми, когда возводятся в ранг общеобязательных для членов той или иной организации. Следует учесть, что требования реальности изменчивы и хаотичны, в них нет ни стабильности, ни порядка. Между тем, стихия реальности содержит в себе такие факторы, ко­торые обычно лежат в основе права - борьба за существова­ние, отчуждение человеческой активности, необходимость обуздания биологических инстинктов, разумного пользования природной средой, безопасного обращения с техникой и т.п.

ПРАВО И БИО- Непосредственные требования реальности ПСИХИЧЕСКАЯ находят свое выражение в инстинктах -РЕАЛЬНОСТЬ наиболее жестких природных регулятивах человеческой активности. Речь прежде всего идет об инстинктах самосохранения - индивидуального и видового (он же инстинкт размножения). Совокупное дей­ствие этих инстинктов полагает инстинкт солидарности. Главным требованием, вытекающим из инстинктов (самосохранения) является безопасность. Однако отделен-ность человека от природы, вызывающая его сверхприродную активность, заставляет его пренебрегать природными им­пульсами. Эти импульсы накладывают ограничения на сверхактивность, заставляя человека экономить силы. Взаимодействие природных и сверхприродных импульсов создает еще одно непосредственное требование реальности -эффективность.

Право практически всегда содержит в себе нормы, при­званные обеспечить общественную безопасность и регламен­тировать чисто биологическую активность людей. Эти нормы засвидетельствованы уже в древнейших дошедших до нас системах права. В этом плане право выступает как первич­ный, наиболее простой способ регулирования отношений между человеком и природой вне и внутри него. Опыт этих

отношений, который доступен передовым представителям того или иного общества, кристаллизуется в системе норм, обязательных для всех остальных представителей этого же общества. Таким образом, наиболее древнее ядро права обя­зано своим происхождением активности творческой элиты, го есть группы сверхинициативных первопроходцев приро­ды, как внешней, так и внутренней. Однако такими пер­вопроходцами как раз и являются одержимые трансцен­дентной природе идеей. Они движутся в природной среде, движимые этой идеей, и поэтому обнаруживаемые ими тре­бования природной реальности неизбежно преломляются в требованиях идеи.

Природная среда внутри человека, мир его психики как опосредующее звено в цепи взаимодействия духа и внешней реальности является одним из важнейших факторов форми­рования права. Биопсихическая реальность отличается от ре­альности духа именно своей отчужденностью о человека: ес­ли в духе осуществляется человеческая свобода, то психика является фактором жесткой детерминации активности чело­века, его несвободы. Поэтому именно психика является предметом психологии как позитивной науки. Данное по­ложение прекрасно иллюстрируется тем фактом, что в пси­хологии существует проблема мотива: одни направления психологии не только вообще отрицают эмпирическую ре­альность, но и целесообразность введения такой отвлеченной конструкции, другие же считают мотив центральной катего­рией психологии. Суть в том, что для психологии как для науки, изучающей детерминацию психики, мотив действи­тельно не является реальностью, ведь мотив связан со свобо­дой человека. Между тем, для такой эмпирической и при­кладной науки, как криминалистика, вопрос о реальности мотива вообще не стоит, так как без выявления мотива не­возможно было бы расследования подавляющего большинст­ва преступлений.

Все эти аспект права наиболее полно были рассмотрены в теории Л.И.Петражицкого. Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - правовед и социолог, основатель и виднейший представитель психологической школы права. Окончил юридический факультет Киевского университета, затем учился в Берлине. С 1897 г. доктор юридических наук. В 1898-1918 занимал в кафедру энциклопедии и философии

права в Петербургском университете. С 1918 занимал кафед­ру социологии Варшавского университета.

В начале XX века крупным научным событием не только в русской, но и европейской научной литературе стало опуб­ликование книги Л.И.Петражицкого "Теория права и госу­дарства в связи с теорией нравственности". В гносеологиче­ском и методологическом отношении он следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую само­стоятельность и оригинальность в освещении правовых явле­ний и самой природы права.

"Психологическая школа права" Л.И.Петражицкого по­тратила немало сил в борьбе с позитивистскими "фантазиями", к числу которых в первую очередь было от­несено понимание права как внешнего государственного ве­ления. Правовые начала человеческого поведения, так же как и нравственные, коренятся в психике человека, конкрет­нее - в эмоциях долга. Переживание должного как свободное самоопределение личности ведет к ее нравственному поведе­нию, но если то, что личность переживает как должное, од­новременно мыслится и как нечто причитающееся другому человеку, то возникает правовое отношение, где выступают управомоченный и обязанный субъекты. Активная роль го­сударства в возникновении такого рода правоотношений не является обязательной, решающей.

"Мы под правом,- писал Л.Петражицкий,- в смысле осо­бого класса реальных феноменов будем разуметь те этиче­ские переживания, эмоции которых имеют атрибутивный ха­рактер".

Вместе с тем. переведя сущность права в эмоциональную психологическую сферу, Л.Петражицкий различал также объективное, позитивное, официальное право ("нормы, ве­ления, запреты, обращенные к лицам, подчиненным праву и правоотношениям") и право интуитивное, определяемое пси­хологическим отношением адресата к праву объективному, официальному.

Петражицкий подразделяет право на автономное (или ин­туитивное) и на позитивное (или гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внут­реннего "голоса" совести. Позитивное правовое представле­ние имеет место тогда, когда оно основано на чужом автори­тете, на внешнем нормативном акте. Интуитивное право но-

сит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. Позитивное же право способно создавать правовые предписания, обязательные для всех субъектов права.

Право исходит от индивида, оно рождается в глубинах человеческой психологии как интуитивное право, которое в отличие от позитивного не зависит от массы внешних факто­ров, построено на внутренних убеждениях, индивидуальных восприятиях человеком своего положения. Интуитивное пра­во является принципиально непозитивным, оно, как писал сам Л.И.Петражицкий, "остается индивидуальным, индиви­дуально-разнообразным по содержанию, не шаблонным пра­вом, и можно сказать, что, по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько, сколько индивидов"1.

Подобно естественно-правовым доктринам, психологи­ческая теория права исходила из того, что право не дано нам как единая сфера, но существует в вечном непрерывном раздвоении. П.А.Сорокин, испытавший на себе значитель­ное влияние идей Л.И.Петражицкого, писал: "Всякое право, как это показано профессором Л.И.Петражицким, состоит:

1) из определенных (императивно-атрибутивных) психо­логических переживаний;

2) из определенных символов, правовых учреждений, зданий суда и т.д., объективирующих первую категорию яв­лений, и т.п."2.

Первичный психологический пласт правовых явлений представлен интуитивным правом; ко второму, социологи­ческому пласту относится позитивное право, но оно здесь не единственное правовое явление. Естественное право отно­сится к позитивному как метафизическая инстанция, как на-дэмпирический феномен к явлению эмпирическому. У Л.И.Петражицкого обе формы бытия права принадлежат к эмпирическому уровню, сводимы к опыту, постигаемому психологическими или социологическими средствами. Вот почему психологическая школа права, несмотря на внешнюю оппозиционность юридическому позитивизму, на самом де­ле представляет собой позитивизм антропологический. До-

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с нравствен ноет и.-T.l.-Спб.- 1909.-С.480. 2 См.: Сорокин П. Человек. Цивилизации. Общество.- М.- 1992.- С.46.

бавим к этому, что если естественное право дает идеал праву позитивному, то об интуитивном праве подобного сказать нельзя. Его отношение к законодательству, позитивному праву - это отношение двух конкурирующих правовых сфер: где-то действует только интуитивное право, где-то - только позитивное, а где-то они функционируют параллельно, вме­сте, дополняя друг друга.

Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия - физическое и психическое. Право, как одно из явлений этого бытия, принадлежит миру психики и пред­ставляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Следует отметить, что предметом научно-психологического исследования Пет-ражицкого является не всякая активность, а только поведе­ние. Поведение есть эмпирически фиксируемая часть актив­ности, поэтому именно оно является предметом правового регулирования; та часть активности, которая недоступна опы­ту, наблюдению, не может регулироваться правом.

По Петражицкому, реально существуют лишь психиче­ские процессы, остальные социально-исторические образо­вания суть их внешние проекции, то есть "эмоциональные фантазмы"3. Соответственно, Петражицкий полагал, что науки о хозяйстве, праве, государстве, нравственности долж­ны опираться на анализ психических явлений. Петражицкий ввел понятие эмоций, носящих, по его мнению, двусторон­ний, активно-пассивный характер (например, переживания голода, жажды и т.п.). Эмоции, по Петражицкому, -"истинные мотивы, двигатели" человеческого поведения. Среди различных эмоций особую роль играют эмоции мо­ральные и правовые. Моральные эмоции императивны, то есть обязательны, правовые - императивно-атрибутивны, об­ладают обязательно-притязательным свойством: не только какое-либо лицо обязано что-то делать, но другое вправе тре­бовать от него выполнения данных обязанностей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву свободного труда и конкуренции - следствия и продукты "прогресса народной психики"4. Наиболее силь-

" См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства... Т.1.- СПб.- 1901.-

С.42-49.

4 См.: Там же.- Т.2.- СПб.- 1910.- С.754-755.

мое обратное воздействие на общество оказывает право, кото­рое Петражицкий разделяет на интуитивное и позитивное. Отсюда особое значение так назьюаемой политики права, призванной очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону обще-ю блага посредством разработки "...начал желательного, рационального права в законодательстве"5. Именно полити­ка права сознательно ведет человечество вперед в том на­правлении, куда оно движется бессознательно эмпирически. Государство (как и все другие общественные отношения, включая собственность) служит, по Петражицкому, праву (то есть общему благу), обеспечивает осуществление определен­ной системы правовых норм и изменяется в соответствии с ее потребностями.

Петражицкий, выделяя психологические начала правово­го регулирования, основной упор делал на эмоциональную восприимчивость правовых требований адресатом права. Эмоции, импульсы, переживания, осознания - вот это яв­ляется главным, по мнению Л.Петражицкого, в переводе правовых предписаний в реальное поведение индивида.

Право определяется и исследуется Пстражицким как яв­ление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зре­ния психологически-правовых переживаний постольку, по­скольку социальный элемент в этих переживаниях отражает­ся. Петражицкий признает различия между правом и нравст­венностью, но главное различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто императивным ха­рактером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивно-атрибутивным характером права. "Императивность" в данном случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности, в то время как "атрибутивность"- это сознание "своего права", выступающее вовне как притязание. , Для нравственности важен императив и момент добровольности- в исполнении обязанностей, тогда как для права основное со­средоточено в моменте атрибутивности, то есть в непремен­ном исполнении обязанности и в связанном с этим удовле­творением. Если в нравственном общении психика участ-

5 Там же.- С.475.

ников довольно мирно реагирует на неисполнение обязан­ностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судеб­ным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требо­вания принудительного исполнения.

Человеческие поступки могут быть свободными и свя­занными. Сознание внутренней связанности воли, поведе­ния человека Петражицкий именует этическим сознанием. Это сознание этического долженствования. В основе его ле­жат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы, как авторитарные запреты и ведения, есть лишь отражение этих переживаний.

Проанализировав некоторые моральные категории, в ча­стности понятие "совесть", он показал, что нравственность также воздействует на человека извне, но по-иному, чем пра­во. Так, совесть - это второе "я" человека, но формируется извне. "Co-весть", "со-ведать" - это нечто, что идет к нам извне, дополнительно к нашему мироощущению, системе правил поведения "Голос совести" - это не собственно мой голос, это не "я", а голос кого-то еще, со стороны, но о кото­ром мы .ведаем. Обязанности, которые на нас налагает "совесть", формируются вне нас, но также становятся импе­ративными - однако, это морально-регулятивные начала. А правовые начала распространяются не только на обязанности, но и на притязания, имеют императивно-атрибутивный ха­рактер.

Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Если наш долг в этическом сознании представ­ляется связанным по отношению к другому человеку, психи­чески закреплен за ним как принадлежащий ему, а этот другой имеет притязание на наш долг, на исполнение нами обязанности, то в этом случай речь идет о юридическом дол­ге. Если же обязанность не представляется нам принадле­жащей другому, а этот другой не имеет притязания на ис­полнение нами нашего долга, то в этом случае налицо нрав­ственная обязанность. Юридические связи между двумя сто­ронами, состоящие в долгах, лежащих на одной стороне и за­крепленных за другой стороной, суть правовые отношения.

В основе правовых переживаний лежат атрибутивные (притязательные) эмоции долга, а в основе нравственных только императивные (обязательные, но беспритязательные) этические эмоции. Если в правовой сфере нормальна прода­жа прав, то в сфере нравственности она немыслима. Если в правовой сфере следует различать парный характер субъектов и объектов (кто обязан и к чему обязан, кто имеет притяза­ние на исполнение обязанности и на Что он имеет право), то в сфере нравственности важно знать, кто обязан (субъект) и к чему обязан (объект). Поэтому право отличается также дока­зуемостью и поддается контролю.

Решающее значение атрибутивных элементов в праве и правовом общении в несколько тяжеловесной, но логически согласованной форме получило такое обоснование: "Сообразно атрибутивной природе правовых эмоций импульс в пользу исполнения правового долга имеет характер дав­ления в пользу того, чтобы другой стороне, управомочен-ному, было доставлено то, что ему причитается; что же ка­сается поведения обязанного, то оно имеет значение не само по себе, а как способ и средство достижения этою результата на стороне управомоченного. Напротив, нравственный им­пульс имеет характер непосредственного и безотносительного давления в пользу определенного поведения как такового, а не как средства удовлетворения права другого"6.

Одним из важных выводов теории стало положение о том, что с точки зрения социальных целшолаганий и дости­жения твердого порядка роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане явно уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности); в этом отношении "та и другая ветвь человеческой этики" исполняют не просто раз­личные функции, они различны и в силе мотивации, во влиянии на поведение. Правовой психике, сообразно ее при­роде, свойственно двустороннее мотивационное действие -"наряду с пассивной этической мотивацией (сознание долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивиду­альное и массовое поведение. При этом пассивно-правовая

6 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравст­венности.- Спб.- 1909,

мотивация... оказывает более решительное и неуклонное влияние на поведение".

На стороне правового актива ("особенное и заслуживаю­щее похвалы поведение") имеется не только поощрительно-санкционирующая мотивация в пользу осуществления права, но также стремление "добиваться причитающегося". По­следнее осуществляется вне зависимости от усмотрения и воли обязанных - оно сопровождается требованием, домога­тельством, тенденцией заставлять обязанных подчиняться с помощью разных средств, в том числе насильственных, и кроме то/ о - "тенденцией злостных, мстительных и вообще репрессивных реакций по адресу нарушителей". Все это ока­зывает добавочное мотивапионное давление. "Вообще, ука­занные две тенденции, влияющие на поведение обеих сторон в пользу неуклонного осуществления требований права, при­дают упомянутой выше социальной координации поведения особенно крепкий, правильный и прочный характер".

В итоге действия указанных законов-тенденций правовой психики и ее развития получается прочная скоординирован­ная система вызываемого правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в психике публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей -"права" и "порядка", так что вместо слова "право" весьма часто применяют выражение "правопорядок". Для такой ас­социации существует и "научно-причинное объяснение".

В своем воздействии на социальное поведение особо за­метными делаются такие специальные функции права, кото­рые Петражицкий именует "распределительной" и "организационной". Содержание распределительной функ­ции выражается в том, что правовая психика распределят различные материальные блага между индивидами и их объ­единениями; она также наделяет граждан идеальными бла­гами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Наделение субъектов властными полномочиями составляет суть организационной функции права. В частности, дистрибутивная (распределительная) функция в области народного (и международного) хозяйства может отличаться от функции распределения частей плодо­родной почвы, средств и орудий производства, предметов по­требления, вообще хозяйственных благ между индивидами и группами. Основной тип и главный базис распределения хо-

2, Право и реальность                                         

зяйственных благ, а вместе с тем и основной базис эконом и ческой и социальной жизни вообще представляет явление собственности (в частно-хозяйственном укладе, в условиях "капиталистического" социального строя - индивидуальной собственности, в условиях первобытного или другого коллек­тивистского строя - коллективной).

К числу несомненных заслуг создателя психологиче­ской теории права относят обычно решительное и безус­ловное освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Петражицкий создал своеобраз­ное учение о многообразии нормативных фактов и видов по­ложительного права. Отказавшись от сложившихся вариан­тов догматического истолкования источников права и стре­мясь охватить все известные факты из истории права и со­временного его состояния, Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права, неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.