|
|||
Тихонравов, Ю. В. 2 страница18 См.: О философии права. Уредник академик Рабомир Лукиб.- Бео град.- 1978; Керимов Д.А. Основы философии права.- М.: Б.и., 1992 - Г Л 19 Представители социологического позитивизма рассматривают прими к,ш совокупность правовых отношений (правовой порядок) См., например Муромцев С. Определение и основное разделение права.-М. 187 Г -1Н. 56. 20 Зорькин В.Д. Позитивистская теория права и России, М 17Н С2У Д. Мил ля, Г. Спенсера о том, что сущность явлений непознаваема. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что науке недоступно то, что стоит за явлениями21. "Можно познать только явления, но не их сущность", - утверждал А.Х.Гольмстен22. "Сознательный уход от основных вопросов философии, -как отмечает С.А.Пяткина, - провозглашается позитивизмом в качестве нового пути в философии, свободного от метафизики и истинно научного". От материальных основ права представители этой доктрины призывали обратиться к его формальной стороне. По мнению С.В.Пахмана, юридическая наука не объясняет жизненных основ права, а исследует его внутреннюю природу, логические конструкции юридических познаний, не выходя за их пределы. Философия права, по Шершеневичу, является составной частью философии. На ее формирование оказало влияние одно немаловажное обстоятельство. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм права, философия права разрабатывалась лицами, мало причастными к правоведению. Они изучали право, как оно есть, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что оно такое и каков оно в действительности". В результате, по его мнению, возникла разобщенность между философией права и отдельными юридическими науками. Так, Вальденберг отождествлял ее с теорией познания права, то есть предметом философии права у него является вопрос не о том, что такое право, а о том,., как мы его понимаем и как изучаем26. У Шершеневича теория познания представляет собой лишь один из вопросов философии права, но не все ее содержание. В его работах выражено отрицательное отношение к теории естественного права. Под влиянием этого права, полагал он, лица, при- См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.- Вып.1.- 1911.- С.6. Гольмстен А.Х. Этюды о современном состоянии науки права // Юридические исследования и статьи.- СпВ.- 1894.- С.1. 2J Пяткина С.А Русская буржуазная правовая идеология.- М.- 1980.- С.7. 24 См.: Пахман С.В. О современном движении в науке права.- Спб.-1882.- С.49. 25 См.. Шершеневич Г.Ф. История философии права.- Спб.- 1907.- С.9. 1 См.: Вальденберг. О задаче философии права // Вопросы философии и психологии.- 1987.- N 40.- С.294. меняющие законы, проявляют склонность к толкованию, наиболее соответствующему абсолютным идеалам, чем на рушается начало законности - этот краеугольный камень нра нового порядка. "Естественное право указанного направле ния не может служить руководителем законодателя", - от мечал"он:. В приведенном высказывании было упомянуто естественное право "указанного направления", представите ли которого верили в неизменность идеального права, начертанного самой природой. Новое направление философии права выступало под флагом "возрожденного естественного права", выдвигало естественного право с изменяющимся содержанием, отрицало возможность идеального правового порядка, пригодного во все времена. "Не существует ни одного положения права, которое по своему положительному содержанию оставалось бы безусловно неизменным", - писал Р Штамм л ер28. Особенность философии права, полагал он, заключается в вопросе о том, что можно преподать в качестве безусловно общего для всякого мыслимого права". При таком положении философия права (она же естеетисшюе право), в его представлении, теряет всякую сия п. с юридичс скими науками. По мнению Г Ф Шершепснича, философия права должна изучать го же, что изучают и отраслевые юри дические науки, - право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Ее теоретическая задача заключается в критическом исследовании всех главных понятий, созданных юридической наукой (понятие о праве, его содержании и формах, о государстве, правоотношении, о преступлении и наказании и т.д.). Задача философии права, по Шершеневичу, двоякая - теоретическая и практическая. Практическая ее задача - построение идеала правового порядка. В этом смысле она должна соединять в одно стройное представление различные теоретические выкладки отраслевых юридических наук, быть связующим звеном и общим началом всей правовой политики29. В структурном отношении философия права состоит из трех частей: общей теории права, истории философии права, политики права. Общая 21 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч.-С.П. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения.- М.- 1(Х)8 С I.' 29 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ, соч.- С.18.
ВВЕДЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРАВА теория права включалась в философию права или, как отмечал он, составляла "теоретическую часть философии права". История философии права имела своей задачей изложение последовательного образования представлений о правовом порядке и его сущности в идеале. Перед политикой права стояла задача оценки существующего законодательства и разработки мер, направленных на его совершенствование. В.Д.Зорькин отметил игривую манерность и вместе с тем лицемерную беспощадность Г.Ф.Шершеневича в отношении рационалистической философии права, который обвинял правоведение в том, что оно "порвав с традициями естественного права, пренебрегало своими задачами в сфере критики и политики и за это потеряло общественные симпатии"30. Что же он предлагал правоведению, "истосковавшемуся по идеалу"? Он предусмотрительно вы-зодит политику права за рамки теории права и на этом основании объявляет философию права не юридической наукой, а философской. В этих условиях обобщающей наукой о праве, наукой, сводящейся к правовой догматике, в противоположность метафизическим построениям, становится общая теория права, хотя многие работы позитивистов продолжали сохранять название "философии права". В 70-е годы XIX века А.Меркель вместо философии права ввел термин "теория права", обозначающий науку, которая вырастала из самого v права и слагалась из общих частей специальных наук. Однако вопрос о соотношении философии и теории права на длительное время остался объектом пристального внимания юристов различных стран. В России им занимался, в частности, К.А.Кузнецов. Теория права, полагал он, объединяя "пестрый конгломерат" сведений о праве (сущность правового явления, его составные части и т.д.), в то же время имеет элемент "отвлечения" от многообразия правового материала, сквозь который "просвечивается" та форма, которая именуется правовой. Историю же философии права он рассматривал как "историю правовых идеалов". "Мы должны проводить грань, - писал он, - между правовым идеалом 50 См.: Шершеневич Г.Ф. Философия права.- Т.1: Часть теоретическая. Общая теория права,- Вып.4.- М.- 1911,- С.805. У В.Д.Зорькина о Г.Ф.Шершеневиче см. в его работе: Зорькин В.Д. Указ, соч.- С.30-85, (желательным правом) и правовой действительное-и.ш (наличным правом)"31. По мнению И.В.Михайловского, теория права юучап понятия, общие для всех юридических наук. Ее задача - построение логически законченной системы понятий. Эта науки должна быть точной, положительной, изучать только то, что есть, и отказаться как от оценки существующего, так и от построения идеалов. "Таким образом, - писал он, - то направление науки, которое называется общей теорией права, может быть охарактеризовано как позитивизм"32. Декларируя отказ от решения онтологических, гносеологических и аксиологических проблем права, юридический позитивизм, в сущности, вел к отрицанию рационалистической философии права. Философия права, по мнению Г.Ф.Шершеневича, должна, прежде всего, устранить дуализм в изучаемом объекте, а именно: отбросить понятие о естественном праве33. Однако следует признать, что наука "философия права" имела своим предметом не положительное право, а естественное. Многие из русских юристов исходили именно из этого утверждения. Например, П. Г.Редкий » с шли с тгим писал, что "так называемая философии положительного нрава, о ко-1 торой начали говорить с начала нынешнего столетия, именно со времени знаменитого геттингенского профессора Гуго, издавшего сочинение под заглавием "Philosophic des Positiven Rechts", служит заменою философии права, не будучи с нею тождественной. Эта наука, излагающая особенные принципы положительного права вообще, какие даются в самом положительном праве, в эмпирии; следовательно, это такая же эмпирическая наука, как и так называемое сравнительное правоведение... В этом только смысле может она быть названа философией положительного права, а потому, строго говоря, это ее название неверно". В правовой литературе понятие философии права сравнивали с Ариадниной нитью, при помощи которой можно было избрать правильный путь в лабиринте правоведения. 31 Кузнецов К.А. История философии права.-Одесса.- 1917.- С.78. 32 Михайловский И.В. Очерки философии права.- Т.1.-Томск,- 1914.- С 5 1 33 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ, соч.- Вып.1. - С.34. 34 Редкий П.Г. ИУ лекций по истории философии права в свя:1и с историей философии вообще.- Т.Д.- Спб.- 1889,- С.230. Именно она должна была выработать руководящие принципы и основные понятия права. Философия права открывает юристу научное понимание различных систем позитивного права Необходимость философии права, по мнению ее представителей, обнаруживается и в правоприменительной деятельности. Так, судья, принимающий решение на основании законов, во многих случаях должен устанавливать их смысл, следуя правилам так называемого искусства толкования. Однако в праве встречаются пробелы, которые не могут быть порой восполнены даже путем аналогии. В этих исключительных случаях рекомендовалось руководствоваться общими принципами, идеей права, которая в такой трактовке совершенствует правовую практику. "Всего легче бывает там, - писал П„Г.Редкий, - где законодатель благоразумно позаботился о предоставлении судье надлежащего простора в судебных решениях, между тем как в противном случае судьи привыкнут буквою закона убивать его дух и все более будут превращаться в машины". По его мнению, в центре внимания философии права лежит основное понятие права, та главная мысль, которая формирует все юридические конструкции. Это основное понятие отождествляется им с идеей права. Такое представление о, философии права (неогегельянство) и о самом праве как явлении, не зависящем от реальной действительности, исходит из антинаучной трактовки соотношения материального и идеального. С идеалистических позиций выступал и И.В.Михайловский, который считал, что философия права должна дать оценку явлений правовой жизни с точки зрения "высших разумно-этических начал", указать идеалы, к которым стремится право36. Эта наука, по Михайловскому, выступает под знаменем метафизики и идеализма, отвергает релятивизм общей теории права и учит, что существуют абсолютные начала, на основании которых "можно сделать принципиальную оценку правовых явлений1'37. Критикуя философию позитивного права, И.В.Михайловский утверждает, что "наивысшие обобщения", о которых говорит "позитивная философия", представляют собой самообман. О философии Редкий П.Г. Там же.- С. 225. См.: Михайловский И.В. Указ, соч.- С.7. См.: Михайловский И.В. Там же. - С.8 права, в основе которой лежало право естественное1, пиши и Б.Н.Чичерин, являвшийся, по словам И.В.Михайловского, учителем последнего. Естественное право, как известно, и учении Б.Н.Чичерина о праве предстает как совокупность наиболее общих принципов, норм, непосредственно вытс кающих из абсолютной идеи права, как "рациональная сущность", исторически реализуемая в зависимости от нравственного сознания общества38. Попытки дать определение философии права предпринимались многими представителями юридической науки XIX века. Например, Л.И.Петражицкий Писал, что "философия права есть сложная дисциплина - высшая теория права + высшая телеология, высшая политика права". В периодической литературе прошлого века встречались названия этой науки, которые выражали какую-либо одну из сторон ее предмета. Например, "рациональное право" - в смысле разумного права, исходя из того, что источник его познания лежит в человеческом разуме, а не во внешней, государственной деятельности; "нормальное право" - философия права, излагающая такие юридические принципы, основоположения, которые должны служить нормами для положительного права; "всеобщее право", то есть право, общее для всех времен и народов - Leges Legum (закон законов); "дикеология" (в переводе с греческого - учение о праве и справедливости). В этом названии выражалась та сторона философии права, которая отражает не право в собственном смысле слова, а, как считали, "саму правду и справедливость"40. Несмотря на разнообразие взглядов о понятии философии права в работах русских юристов, можно выделить среди них два ведущих направления. Одно из них, как отмечалось Ф.В.Тарановским, "полагает задачу и особенность философии права в построении метафизического (сверхопытного) учения о праве; другое направление водит философский элемент к так называемой гносеологии, то есть теории познания, и полагает особую задачу философии права в ис- 38 См.: Чичерин Б.Н. Философия права.- М.- 1900.- С.94-95. 39 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравст ценности.- T.I.- Спб.- 1909.- С.137. 40 См.: Редкий П.Г. Указ, соч.- С.313-314. следовании особенностей теории познания правовых явлений"41. Следует также добавить, что в ряде работ философия права отождествлялась с методологией, а гносеология смешивалась с аксиологией. Примером этому служит работа К.А.Кузнецова, в которой он пишет: "Философия как методология - заняла... твердую позицию, внося плодотворную ясность в постановку научных проблем и тем самым способствуя их разрешению по существу"42. Развивая эту мысль, он рассуждает: "Скорее внешне, нежели внутренне примыкая к методологии, стоит другая научно-философская проблема - проблема "ценности знания". Это и есть "гносеология", учение о конечном смысле той "истины", которую дано постигнуть человеческому разуму. Иными словами, если в методологии вопрос идет о "правильности" или "неправильности" тех путей, которыми наука движется в поисках истины, то в гносеологии ставится принципиальный вопрос о самой возможности этих поисков". Гносеология как учение о познании существует в неразрывной связи с онтологией. Отношение мышления и бытия является отправным пунктом диалектического материализма, выполняющим одновременно функцию и онтологии, и гносеологии. Полагая, что философия права устанавливает не материальное понимание права, а сущность правовой идеи, этот автор ограничивает ее задачи познанием этой идеи и тем самым отрывает онтологию от гносеологии. Одним из важных вопросов философии права, по мнению Е.Н.Трубецкого, является вопрос о происхождении права. При решении этого вопроса приходилось учитывать и считаться с взглядами представителей исторической школы Гуго, Савиньи, Пухты, которые полагали, что праве?* подобно языку, развивается естественно - никакой законодатель не в силах остановить или изменить это развитие права. 41 Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права.- Юрьев.- 1917.-С.10. 42 Кузнецов К.А. Указ соч. - С.5. Конечно, невозможно себе представить, чтобы с позиций идеалистической философии как методологии можно было бы разрешить какие-либо проблемы по существу, однако сама постановка вопроса обращает на себя внимание в связи с современными проблемами философии права. По их мнению, заключаясь первоначально в сознании народа, право, по мере развития культуры, начинает разрабатываться юристами. Однако юристы не являются творцами права - они лишь выражают национальное самосознание. Отсюда делается вывод, что нормальный путь развития права - естественный рост, а не революция или властные установления. Представители философии права со Своих позиций стремились опровергнуть подобные рассуждения, найти в них противоречия. "Восставая против учения естественного права, - писал Е.Н.Трубецкой, - сторонники исторической школы думают в истории найти подтверждения и доказательства своего учения. Но суд истории высказывается против их: история показывает, что всякий прогресс положительного права обусловлен критическим отношением к нему, а такая критика возможна только на почве правового идеала. Естественное право в качестве такого критерия действующего права играет в истории роль того основного двигателя, без которого невозможно прогрессивное движение". Господство старой исторической школы права продолжалось до 50-х годов XIX века. Новый период связывается с именем немецкого юриста Рудольфа Йеринга, который отверг утверждение Савиньи и Пухты о непроизвольном и безболезненном развитии права. Он заявил о том, что человек -борец за право, принимает активное участие в процессе образования и развития права. Учение Йеринга, по словам Е.Н.Трубецкого, звучит как призыв к обновлению; "он учит, что право может обновляться, только отказываясь от своего прошлого; право - это Сатурн, пожирающий собственных детей". Развитие права совершается путем бесправной борьбы, и лозунгом этой борьбы, по Йерингу, служит "идея права". Сам Йеринг признавал, что "идея права" олицетворяет одну из труднейших задач философии права. Характеризуя взгляды этого идеолога, П.Стучка писал, что "была седлана попытка и в буржуазной науке повернуть в сторону научной постановки теории права - в лице упоминавшегося уже несколько раз Рудольфа Йеринга (1816-1892). Он откровенно Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.- 1913 бейкой Е.Н. Лекции по -энциклопедии права,- М.- Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.- 1У1.1 С 78 признает относительность всякого права и окончательно устраняет волевую теорию его возникновения. Это означает завершение того хода развития, которое Энгельс характеризовал, как начавшуюся с XVIII столетия замену религиозного мировоззрения светским, то есть юридическим, ибо оно устраняет из науки о прайс последний след теологизма. Когда Йеринг смелой рукой написал в своем "Духе римского права", что право - это не что иное, как защищенный интерес, его утверждение показалось неслыханной среди юристов ересью. "Содержание права - не воля, а интерес". Но чей интерес? У Йеринга либо не хватало мужества, либо недоставало эрудиции, чтобы откровенно заявить: классовый интерес". Сторонники философии права не относили Йеринга к ее представителям на том основании, что та идея права, которая должна служить критерием для всего исторически слоившегося и действующего права, у Йериига сама есть всецело продукт истории. "Отвергнув естественное право, мы лишим себя всякого критерия для оценки действующего права". Е.Н. Трубецкой видел "критерий в "максимуме внешней свободы, предоставленной отдельному лицу и совместимому с благом всего общества". Но, отмечает он, "само собою разумеется, что он не может быть одинаков для дикаря и для современного англичанина". Так у Трубецкого право (справедливость) оборачивается фактически несправедливостью. Указывая на неизменную природу человека, отыскивая в ней сущность, происхождение и истоки права, сторонники философии права фактически не решали проблему происхождения права. Так, Н.М.Коркунов писал, что в юридической литературе не было установившегося объяснения первоначального возникновения права. В период кризиса законности разграничение философии и теории права приобретает специфические черты50. Философия права в это время рассматривается как часть юридической Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права.- Рига.- 1964.- С.205. Трубецкой Е.Н. Укач. соч.- С.69. Трубецкой Е.Н. Там же.- С.65. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Спб.- 1890.- С.92-93. Кучнецои Э.В. Философия права в Росии.- М.- 1989.- С.58. науки. По словам В.А.Туманова, философия права в трактовке, данной ей в XX веке, противопоставлялась уже не положительной юриспруденции, а общей теории права, то есть науке теоретико-методологического характера, сложившейся в ходе дифференциации юриспруденции. "Их разграничение проходило в обстановке господства неокантианских установок, воздвигающих нечто вроде "китайской" стены между миром сущего и должного, факта и ценности, в результате чего философия права попала в иную категорию наук, чем общая теория права и тем более социология права, а ее предмет - идеальные начала - оказался подчеркнуто спекулятивным и трансцендентальным""". Сопоставляя марксистко-ленинский взгляд на философские проблемы права, получивший почти безраздельное господство в правовой науке после 1917 года, с иными представлениями по этому вопросу, нужно подчеркнуть, что марксистско-ленинская теория права вовсе не отрицает правовых идеалов и ценностей, однако в отличие от немарксистских воззрений она трактует соответствующие категории как материально и социально обуслонленныс. Именно поэтому говорить о философии права с марксистских позиций -значит понимать ее материалистически, рассматривать "идею права" как отражение экономических, классовых отношений. "Реальная основа всякой системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, возросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую духу времени"52. С утратой марксистской теорией права исключительных прав в отечественной науке плюралистическая дискуссия об определении философии права возобновляется. В этой дис- v куссии сталкиваются как различные собственные подходы отечественных авторов, так и набирающие популярность ча- '' Туманов В.А. Буржуазия правовая идеология.- М,- 1971.- С.344 52 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения,- Т 1 М 1'Мо С.631-632. падные концепции. Для многих западных ученых философия права - это та часть философии, которая "предписывает" человеку "необходимый" тип поведения. Кроме того, под философией права подразумевается наука, разъясняющая в "последней инстанции" значение правовых принципов и смысл правовых норм". Данная позиция близка доминировавшему в дореволюционной России толкованию философии права как учения об идеальных первоосновах права. В современной же отечественной науке преобладает истолкование философии права как логики и методологии юридических наук. Последней точки зрения, в частности, придерживаются такие авторы, как В.Н.Хропанюк, Р.И.Таллер (см. его работу "Философия как логика и методология познания права"), а также А.Д.Керимов, по мнению которого предметом философии права "...конечно же, является процесс познания правовых явлений, но для того чтобы познать этот процесс, необходимо выйти за его пределы и изучить многое другое и, прежде всего, методологические принципы, методы, приемы исследования, выработанные всем комплексом научного знания. В ходе познания "чисто" правовых явлений часто возникает такая ситуация, когда необходимо выявить и осмыслить не только внутренние, но и внешние их источники, детерминанты, социальные факторы их существования, развития и преобразования. И это происходит не только тогда, когда слабо разработаны те или иные проблемы социальной сферы, имеющие значение для познания правовых явлений, но и в тех случаях, когда они разработаны с достаточной тщательностью, но предстоит еще их применить и использовать в юридическом исследовании". Д.А.Керимов считает, что философия права "призвана детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов; ...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет методологические функции в системе юридических наук"55. 53 См.: Проблемы буржуазной теории права: Философия права. Реферативный сборник. -Вып. 3. -М.: ИНИОН, 1984.-С.5, 54 Керимов Д.А. Указ, соч.-С.26. 55 Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство н право.- 1994.-N 7.- С.6. При этом признается, что, выполняя методологические функции, философия права также занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальное науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в ею государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая естественных связей с "прародительницей". "Философия права, - считает Д.А.Керимов, - есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самою, общей философией и комплексом юридических наук... Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права - продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием". Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права". "Философия... изучает право как одну из сфер проявления глубочайшего противоречия человеческого бытия -свободы воли (выбора) человека и предопределенности, за-данности его поведения объективными условиями существования: материальными, а в религиозных системах - также и 56 Керимов Д.А. Там же.- С.6. 57 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных введений / Под ред. профессора В.Г.Стрекозова. - М.: Даба-хов, Ткачев, Димов, 1995. - С. 12. духовными (Божья воля, Божий промысл, провиденье, судьба)"58. В трактовке философии права существуют две крайние точки зрения: /) философия права есть распространение общей философии на правовую проблематику; 2) философия права есть часть теории права, специализирующаяся на проблемах методологии. Первая точка зрения игнорирует специфику права как объекта философствования, вторая, соответственно, - специфику применения философии к правовой сфере. Для того чтобы избежать обеих этих крайностей, необходимо рассмотреть место философии права в системе наук о духе, к каковым относятся и философские науки, и юридические. Как известно, философия вообще состоит из ряда разделов, таких как философия религии, этика (моральная философия), культурология (философия культуры), эстетика (философия искусства), эпистемология (философия науки) и др. Названные разделы равнозначны, однако некоторые из них составляют более широкие отрасли философского знания. Например, логика, философия языка, учение о методе и эпистемология составляют раздел гносеологии (теории познания). Аналогичным образом, философия права, хотя и стоит на одном уровне с этикой или философией религии, является частью социальной философии. Именно эта двойная подчиненность философии права внутри философии как таковой (иногда называемой в литературе "общей философией") дает повод очень многим исследователям считать философию права исключительно чистой философской дисциплиной - отвлеченной и умозрительной, имеющей весьма отдаленное отношение к позитивной юриспруденции, но оказывающей на последнюю мировоззренческое или идеологическое воздейст- 58 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права.- Том 1. -М.: Юристь, 19%. -С.10. вне: "Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания". Такой подход С.С.Алексеев назвал "широким": "Философия права может пониматься широко. Философский подход в праве подчас приравнивается к распространению той или иной мировоззренческой, философской доктрины на право, на многообразные правовые явления. Вообще, любая философская система, претендующая на универсальность, общезначимость, вовлекает в поле своей философской интерпретации^ право, другие правовые явления, определяет их место в жизни общества и человека"60. Данное положение в какой-то мере подтверждается и материалом истории философской и правовой мысли. Какую бы фигуру из истории философии мы ни взяли - Платона и Аристотеля, Августина, Фому Аквинского или Вильгельма фон Оккама, а из Нового времени - Гоббса, Спинозу и Локка, Руссо, Канта, Гегеля или Маркса - окажется, что почти все великие философы, вплоть до эпохи европейского Просвещения и позднее были также и крупными представителями правовой мысли; теория государства и права, в свою очередь, писалась преимущественно философами. Влияние философии на историю правовых учений, разумеется, не сводилось к тому, что многие классики из истории философии явились вместе с тем классиками и в истории учений о праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а правового или социально-политического профиля (например, древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, М.Падуанский, Н.Макиавелли, Ж.Воден, Г.Гроций, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Т.Джефферсон, Т.Пейн, С.Е.Десницкий, Б.Констан, Бентам, Л. Штейн, Р.Йеринг, Б.Н.Чичерин, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев и др.).
|
|||
|