Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 2 страница



18 См.: О философии права. Уредник академик Рабомир Лукиб.- Бео град.- 1978; Керимов Д.А. Основы философии права.- М.: Б.и., 1992 - Г Л

19 Представители социологического позитивизма рассматривают прими к,ш совокупность правовых отношений (правовой порядок) См., например Муромцев С. Определение и основное разделение права.-М. 187 Г -1Н. 56.

20 Зорькин В.Д. Позитивистская теория права и России, М 17Н С2У

Д. Мил ля, Г. Спенсера о том, что сущность явлений непо­знаваема. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что науке недос­тупно то, что стоит за явлениями21. "Можно познать только явления, но не их сущность", - утверждал А.Х.Гольмстен22. "Сознательный уход от основных вопросов философии, -как отмечает С.А.Пяткина, - провозглашается позитивиз­мом в качестве нового пути в философии, свободного от ме­тафизики и истинно научного". От материальных основ права представители этой доктрины призывали обратиться к его формальной стороне. По мнению С.В.Пахмана, юриди­ческая наука не объясняет жизненных основ права, а иссле­дует его внутреннюю природу, логические конструкции юри­дических познаний, не выходя за их пределы.

Философия права, по Шершеневичу, является составной частью философии. На ее формирование оказало влияние одно немаловажное обстоятельство. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизирова­нием норм права, философия права разрабатывалась лицами, мало причастными к правоведению. Они изучали право, как оно есть, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создава­ли идеальное право, не зная, что оно такое и каков оно в дей­ствительности". В результате, по его мнению, возникла ра­зобщенность между философией права и отдельными юри­дическими науками. Так, Вальденберг отождествлял ее с тео­рией познания права, то есть предметом философии права у него является вопрос не о том, что такое право, а о том,., как мы его понимаем и как изучаем26. У Шершеневича тео­рия познания представляет собой лишь один из вопросов фи­лософии права, но не все ее содержание. В его работах вы­ражено отрицательное отношение к теории естественного права. Под влиянием этого права, полагал он, лица, при-

 См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.- Вып.1.- 1911.- С.6.

Гольмстен А.Х. Этюды о современном состоянии науки права // Юриди­ческие исследования и статьи.- СпВ.- 1894.- С.1. 2J Пяткина С.А Русская буржуазная правовая идеология.- М.- 1980.- С.7.

24 См.: Пахман С.В. О современном движении в науке права.- Спб.-1882.- С.49.

25 См.. Шершеневич Г.Ф. История философии права.- Спб.- 1907.- С.9.

1 См.: Вальденберг. О задаче философии права // Вопросы философии и психологии.- 1987.- N 40.- С.294.

меняющие законы, проявляют склонность к толкованию, наиболее соответствующему абсолютным идеалам, чем на рушается начало законности - этот краеугольный камень нра нового порядка. "Естественное право указанного направле ния не может служить руководителем законодателя", - от мечал"он:. В приведенном высказывании было упомянуто естественное право "указанного направления", представите ли которого верили в неизменность идеального права, на­чертанного самой природой. Новое направление философии права выступало под флагом "возрожденного естественного права", выдвигало естественного право с изменяющимся со­держанием, отрицало возможность идеального правового порядка, пригодного во все времена. "Не существует ни од­ного положения права, которое по своему положительному содержанию оставалось бы безусловно неизменным", - писал Р Штамм л ер28. Особенность философии права, полагал он, заключается в вопросе о том, что можно преподать в качест­ве безусловно общего для всякого мыслимого права". При таком положении философия права (она же естеетисшюе право), в его представлении, теряет всякую сия п. с юридичс скими науками. По мнению Г Ф Шершепснича, философия права должна изучать го же, что изучают и отраслевые юри дические науки, - право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Ее теоретическая задача заключается в крити­ческом исследовании всех главных понятий, созданных юри­дической наукой (понятие о праве, его содержании и формах, о государстве, правоотношении, о преступлении и наказании и т.д.).

Задача философии права, по Шершеневичу, двоякая - тео­ретическая и практическая. Практическая ее задача - построе­ние идеала правового порядка.

В этом смысле она должна соединять в одно стройное представление различные теоретические выкладки отрасле­вых юридических наук, быть связующим звеном и общим началом всей правовой политики29. В структурном отноше­нии философия права состоит из трех частей: общей теории права, истории философии права, политики права. Общая

21 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч.-С.П.

Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения.- М.- 1(Х)8 С I.' 29 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ, соч.- С.18.

                                      

ВВЕДЕНИЕ. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

теория права включалась в философию права или, как отме­чал он, составляла "теоретическую часть философии права". История философии права имела своей задачей изложе­ние последовательного образования представлений о право­вом порядке и его сущности в идеале. Перед политикой пра­ва стояла задача оценки существующего законодательства и разработки мер, направленных на его совершенствование. В.Д.Зорькин отметил игривую манерность и вместе с тем лицемерную беспощадность Г.Ф.Шершеневича в отношении рационалистической философии права, который обвинял правоведение в том, что оно "порвав с традициями естест­венного права, пренебрегало своими задачами в сфере кри­тики и политики и за это потеряло общественные симпа­тии"30. Что же он предлагал правоведению, "истосковавшемуся по идеалу"? Он предусмотрительно вы-зодит политику права за рамки теории права и на этом осно­вании объявляет философию права не юридической наукой, а философской. В этих условиях обобщающей наукой о пра­ве, наукой, сводящейся к правовой догматике, в противопо­ложность метафизическим построениям, становится общая теория права, хотя многие работы позитивистов продолжали сохранять название "философии права". В 70-е годы XIX века А.Меркель вместо философии права ввел термин "теория права", обозначающий науку, которая вырастала из самого v права и слагалась из общих частей специальных наук. Однако вопрос о соотношении философии и теории права на дли­тельное время остался объектом пристального внимания юристов различных стран. В России им занимался, в част­ности, К.А.Кузнецов. Теория права, полагал он, объеди­няя "пестрый конгломерат" сведений о праве (сущность пра­вового явления, его составные части и т.д.), в то же время имеет элемент "отвлечения" от многообразия правового ма­териала, сквозь который "просвечивается" та форма, которая именуется правовой. Историю же философии права он рас­сматривал как "историю правовых идеалов". "Мы должны проводить грань, - писал он, - между правовым идеалом

50 См.: Шершеневич Г.Ф. Философия права.- Т.1: Часть теоретическая. Общая теория права,- Вып.4.- М.- 1911,- С.805. У В.Д.Зорькина о Г.Ф.Шершеневиче см. в его работе: Зорькин В.Д. Указ, соч.- С.30-85,

(желательным правом) и правовой действительное-и.ш (наличным правом)"31.

По мнению И.В.Михайловского, теория права юучап понятия, общие для всех юридических наук. Ее задача - по­строение логически законченной системы понятий. Эта науки должна быть точной, положительной, изучать только то, что есть, и отказаться как от оценки существующего, так и от построения идеалов. "Таким образом, - писал он, - то на­правление науки, которое называется общей теорией права, может быть охарактеризовано как позитивизм"32. Декларируя отказ от решения онтологических, гносеологических и ак­сиологических проблем права, юридический позитивизм, в сущности, вел к отрицанию рационалистической философии права. Философия права, по мнению Г.Ф.Шершеневича, должна, прежде всего, устранить дуализм в изучаемом объ­екте, а именно: отбросить понятие о естественном праве33. Однако следует признать, что наука "философия права" име­ла своим предметом не положительное право, а естествен­ное. Многие из русских юристов исходили именно из этого утверждения. Например, П. Г.Редкий » с шли с тгим писал, что "так называемая философии положительного нрава, о ко-1 торой начали говорить с начала нынешнего столетия, именно со времени знаменитого геттингенского профессора Гуго, издавшего сочинение под заглавием "Philosophic des Positiven Rechts", служит заменою философии права, не будучи с нею тождественной. Эта наука, излагающая особенные принципы положительного права вообще, какие даются в самом поло­жительном праве, в эмпирии; следовательно, это такая же эмпирическая наука, как и так называемое сравнительное правоведение... В этом только смысле может она быть на­звана философией положительного права, а потому, строго говоря, это ее название неверно".

В правовой литературе понятие философии права сравни­вали с Ариадниной нитью, при помощи которой можно бы­ло избрать правильный путь в лабиринте правоведения.

31 Кузнецов К.А. История философии права.-Одесса.- 1917.- С.78.

32 Михайловский И.В. Очерки философии права.- Т.1.-Томск,- 1914.- С 5 1

33 См.: Шершеневич Г.Ф. Указ, соч.- Вып.1. - С.34.

34 Редкий П.Г. ИУ лекций по истории философии права в свя:1и с историей философии вообще.- Т.Д.- Спб.- 1889,- С.230.

Именно она должна была выработать руководящие принци­пы и основные понятия права. Философия права открывает юристу научное понимание различных систем позитивного права Необходимость философии права, по мнению ее представителей, обнаруживается и в правоприменительной деятельности. Так, судья, принимающий решение на осно­вании законов, во многих случаях должен устанавливать их смысл, следуя правилам так называемого искусства толко­вания. Однако в праве встречаются пробелы, которые не мо­гут быть порой восполнены даже путем аналогии. В этих исключительных случаях рекомендовалось руководствовать­ся общими принципами, идеей права, которая в такой трак­товке совершенствует правовую практику. "Всего легче быва­ет там, - писал П„Г.Редкий, - где законодатель благоразумно позаботился о предоставлении судье надлежащего простора в судебных решениях, между тем как в противном случае су­дьи привыкнут буквою закона убивать его дух и все более бу­дут превращаться в машины". По его мнению, в центре внимания философии права лежит основное понятие права, та главная мысль, которая формирует все юридические кон­струкции. Это основное понятие отождествляется им с идеей права. Такое представление о, философии права (неогегельянство) и о самом праве как явлении, не завися­щем от реальной действительности, исходит из антинаучной трактовки соотношения материального и идеального.

С идеалистических позиций выступал и И.В.Михайловс­кий, который считал, что философия права должна дать оценку явлений правовой жизни с точки зрения "высших ра­зумно-этических начал", указать идеалы, к которым стре­мится право36. Эта наука, по Михайловскому, выступает под знаменем метафизики и идеализма, отвергает релятивизм общей теории права и учит, что существуют абсолютные на­чала, на основании которых "можно сделать принципиаль­ную оценку правовых явлений1'37. Критикуя философию по­зитивного права, И.В.Михайловский утверждает, что "наивысшие обобщения", о которых говорит "позитивная философия", представляют собой самообман. О философии

Редкий П.Г. Там же.- С. 225.

См.: Михайловский И.В. Указ, соч.- С.7.

См.: Михайловский И.В. Там же. - С.8

права, в основе которой лежало право естественное1, пиши и Б.Н.Чичерин, являвшийся, по словам И.В.Михайловского, учителем последнего. Естественное право, как известно, и учении Б.Н.Чичерина о праве предстает как совокупность наиболее общих принципов, норм, непосредственно вытс кающих из абсолютной идеи права, как "рациональная сущ­ность", исторически реализуемая в зависимости от нравст­венного сознания общества38.

Попытки дать определение философии права предприни­мались многими представителями юридической науки XIX века. Например, Л.И.Петражицкий Писал, что "философия права есть сложная дисциплина - высшая теория права + высшая телеология, высшая политика права".

В периодической литературе прошлого века встречались названия этой науки, которые выражали какую-либо одну из сторон ее предмета. Например, "рациональное право" - в смысле разумного права, исходя из того, что источник его познания лежит в человеческом разуме, а не во внешней, государственной деятельности; "нормальное право" - фило­софия права, излагающая такие юридические принципы, основоположения, которые должны служить нормами для положительного права; "всеобщее право", то есть право, об­щее для всех времен и народов - Leges Legum (закон зако­нов); "дикеология" (в переводе с греческого - учение о праве и справедливости). В этом названии выражалась та сторона философии права, которая отражает не право в собственном смысле слова, а, как считали, "саму правду и справедли­вость"40.

Несмотря на разнообразие взглядов о понятии философии права в работах русских юристов, можно выделить среди них два ведущих направления. Одно из них, как отмечалось Ф.В.Тарановским, "полагает задачу и особенность филосо­фии права в построении метафизического (сверхопытного) учения о праве; другое направление водит философский элемент к так называемой гносеологии, то есть теории по­знания, и полагает особую задачу философии права в ис-

38 См.: Чичерин Б.Н. Философия права.- М.- 1900.- С.94-95.

39 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравст ценности.- T.I.- Спб.- 1909.- С.137.

40 См.: Редкий П.Г. Указ, соч.- С.313-314.

следовании особенностей теории познания правовых явле­ний"41. Следует также добавить, что в ряде работ философия права отождествлялась с методологией, а гносеология сме­шивалась с аксиологией. Примером этому служит работа К.А.Кузнецова, в которой он пишет: "Философия как мето­дология - заняла... твердую позицию, внося плодотворную ясность в постановку научных проблем и тем самым способ­ствуя их разрешению по существу"42.

Развивая эту мысль, он рассуждает: "Скорее внешне, нежели внутренне примыкая к методологии, стоит другая научно-философская проблема - проблема "ценности зна­ния". Это и есть "гносеология", учение о конечном смысле той "истины", которую дано постигнуть человеческому разу­му. Иными словами, если в методологии вопрос идет о "правильности" или "неправильности" тех путей, которыми наука движется в поисках истины, то в гносеологии ставится принципиальный вопрос о самой возможности этих поис­ков".

Гносеология как учение о познании существует в нераз­рывной связи с онтологией. Отношение мышления и бытия является отправным пунктом диалектического материализма, выполняющим одновременно функцию и онтологии, и гносеологии. Полагая, что философия права устанавливает не материальное понимание права, а сущность правовой идеи, этот автор ограничивает ее задачи познанием этой идеи и тем самым отрывает онтологию от гносеологии.

Одним из важных вопросов философии права, по мне­нию Е.Н.Трубецкого, является вопрос о происхождении пра­ва. При решении этого вопроса приходилось учитывать и считаться с взглядами представителей исторической школы Гуго, Савиньи, Пухты, которые полагали, что праве?* по­добно языку, развивается естественно - никакой законода­тель не в силах остановить или изменить это развитие права.

41 Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права.- Юрьев.- 1917.-С.10.

42 Кузнецов К.А. Указ соч. - С.5. Конечно, невозможно себе предста­вить, чтобы с позиций идеалистической философии как методологии мож­но было бы разрешить какие-либо проблемы по существу, однако сама по­становка вопроса обращает на себя внимание в связи с современными про­блемами философии права.

По их мнению, заключаясь первоначально в сознании наро­да, право, по мере развития культуры, начинает разрабаты­ваться юристами. Однако юристы не являются творцами права - они лишь выражают национальное самосознание. Отсюда делается вывод, что нормальный путь развития права - естественный рост, а не революция или властные установ­ления. Представители философии права со Своих позиций стремились опровергнуть подобные рассуждения, найти в них противоречия. "Восставая против учения естественного права, - писал Е.Н.Трубецкой, - сторонники исторической школы думают в истории найти подтверждения и доказа­тельства своего учения. Но суд истории высказывается про­тив их: история показывает, что всякий прогресс положи­тельного права обусловлен критическим отношением к нему, а такая критика возможна только на почве правового идеала. Естественное право в качестве такого критерия действующего права играет в истории роль того основного двигателя, без которого невозможно прогрессивное движение".

Господство старой исторической школы права продолжа­лось до 50-х годов XIX века. Новый период связывается с именем немецкого юриста Рудольфа Йеринга, который от­верг утверждение Савиньи и Пухты о непроизвольном и без­болезненном развитии права. Он заявил о том, что человек -борец за право, принимает активное участие в процессе обра­зования и развития права. Учение Йеринга, по словам Е.Н.Трубецкого, звучит как призыв к обновлению; "он учит, что право может обновляться, только отказываясь от своего прошлого; право - это Сатурн, пожирающий собственных де­тей".

Развитие права совершается путем бесправной борьбы, и лозунгом этой борьбы, по Йерингу, служит "идея права". Сам Йеринг признавал, что "идея права" олицетворяет одну из труднейших задач философии права. Характеризуя взгля­ды этого идеолога, П.Стучка писал, что "была седлана по­пытка и в буржуазной науке повернуть в сторону научной по­становки теории права - в лице упоминавшегося уже не­сколько раз Рудольфа Йеринга (1816-1892). Он откровенно

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.- 1913 бейкой Е.Н. Лекции по -энциклопедии права,- М.-   

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.- 1У1.1 С 78

 признает относительность всякого права и окончательно устраняет волевую теорию его возникновения. Это означает завершение того хода развития, которое Энгельс характери­зовал, как начавшуюся с XVIII столетия замену религиозного мировоззрения светским, то есть юридическим, ибо оно уст­раняет из науки о прайс последний след теологизма. Когда Йеринг смелой рукой написал в своем "Духе римского пра­ва", что право - это не что иное, как защищенный интерес, его утверждение показалось неслыханной среди юристов ере­сью. "Содержание права - не воля, а интерес". Но чей инте­рес? У Йеринга либо не хватало мужества, либо недоставало эрудиции, чтобы откровенно заявить: классовый интерес".

Сторонники философии права не относили Йеринга к ее представителям на том основании, что та идея права, кото­рая должна служить критерием для всего исторически сло­ившегося и действующего права, у Йериига сама есть все­цело продукт истории. "Отвергнув естественное право, мы лишим себя всякого критерия для оценки действующего пра­ва". Е.Н. Трубецкой видел "критерий в "максимуме внеш­ней свободы, предоставленной отдельному лицу и совмести­мому с благом всего общества". Но, отмечает он, "само со­бою разумеется, что он не может быть одинаков для дикаря и для современного англичанина". Так у Трубецкого право (справедливость) оборачивается фактически несправедливо­стью.

Указывая на неизменную природу человека, отыскивая в ней сущность, происхождение и истоки права, сторонники философии права фактически не решали проблему происхо­ждения права. Так, Н.М.Коркунов писал, что в юридиче­ской литературе не было установившегося объяснения пер­воначального возникновения права.

В период кризиса законности разграничение философии и теории права приобретает специфические черты50. Философия права в это время рассматривается как часть юридической

Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории

права.- Рига.- 1964.- С.205.

Трубецкой Е.Н. Укач. соч.- С.69.

Трубецкой Е.Н. Там же.- С.65.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Спб.- 1890.- С.92-93.

Кучнецои Э.В. Философия права в Росии.- М.- 1989.- С.58.

науки. По словам В.А.Туманова, философия права в трак­товке, данной ей в XX веке, противопоставлялась уже не положительной юриспруденции, а общей теории права, то есть науке теоретико-методологического характера, сложив­шейся в ходе дифференциации юриспруденции. "Их разгра­ничение проходило в обстановке господства неокантианских установок, воздвигающих нечто вроде "китайской" стены между миром сущего и должного, факта и ценности, в ре­зультате чего философия права попала в иную категорию на­ук, чем общая теория права и тем более социология права, а ее предмет - идеальные начала - оказался подчеркнуто спеку­лятивным и трансцендентальным""".

Сопоставляя марксистко-ленинский взгляд на философ­ские проблемы права, получивший почти безраздельное гос­подство в правовой науке после 1917 года, с иными пред­ставлениями по этому вопросу, нужно подчеркнуть, что марксистско-ленинская теория права вовсе не отрицает пра­вовых идеалов и ценностей, однако в отличие от немаркси­стских воззрений она трактует соответствующие категории как материально и социально обуслонленныс. Именно по­этому говорить о философии права с марксистских позиций -значит понимать ее материалистически, рассматривать "идею права" как отражение экономических, классовых от­ношений. "Реальная основа всякой системы права не исклю­чает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, возросшим вследствие дальней­шего развития производительных сил, передовая часть насе­ления может и должна идеализировать новую систему учре­ждений, более соответствующую духу времени"52.

С утратой марксистской теорией права исключительных прав в отечественной науке плюралистическая дискуссия об определении философии права возобновляется. В этой дис- v куссии сталкиваются как различные собственные подходы отечественных авторов, так и набирающие популярность ча-

'' Туманов В.А. Буржуазия правовая идеология.- М,- 1971.- С.344

52 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения,- Т 1 М 1'Мо С.631-632.

падные концепции. Для многих западных ученых филосо­фия права - это та часть философии, которая "предписывает" человеку "необходимый" тип поведения. Кроме того, под философией права подразумевается наука, разъясняющая в "последней инстанции" значение правовых принципов и смысл правовых норм". Данная позиция близка доминиро­вавшему в дореволюционной России толкованию философии права как учения об идеальных первоосновах права. В совре­менной же отечественной науке преобладает истолкование философии права как логики и методологии юридических на­ук.

Последней точки зрения, в частности, придерживаются такие авторы, как В.Н.Хропанюк, Р.И.Таллер (см. его работу "Философия как логика и методология познания права"), а также А.Д.Керимов, по мнению которого предметом фило­софии права "...конечно же, является процесс познания пра­вовых явлений, но для того чтобы познать этот процесс, не­обходимо выйти за его пределы и изучить многое другое и, прежде всего, методологические принципы, методы, прие­мы исследования, выработанные всем комплексом научного знания. В ходе познания "чисто" правовых явлений часто возникает такая ситуация, когда необходимо выявить и ос­мыслить не только внутренние, но и внешние их источники, детерминанты, социальные факторы их существования, развития и преобразования. И это происходит не только то­гда, когда слабо разработаны те или иные проблемы соци­альной сферы, имеющие значение для познания правовых явлений, но и в тех случаях, когда они разработаны с доста­точной тщательностью, но предстоит еще их применить и использовать в юридическом исследовании".

Д.А.Керимов считает, что философия права "призвана детально разрабатывать методологию исследования всех пра­вовых явлений и процессов; ...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль юридического  знания, методологической значимостью, выполняет методологиче­ские функции в системе юридических наук"55.

53 См.: Проблемы буржуазной теории права: Философия права. Рефера­тивный сборник. -Вып. 3. -М.: ИНИОН, 1984.-С.5,

54 Керимов Д.А. Указ, соч.-С.26.

55 Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство н право.- 1994.-N 7.- С.6.

 При этом признается, что, выполняя методологические функции, философия права также занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных на­ук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальное науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человече­ское общежитие в ею государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы обществен­ной жизни, не порывая естественных связей с "прародительницей".

"Философия права, - считает Д.А.Керимов, - есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов позна­ния, выработанных ею самою, общей философией и ком­плексом юридических наук... Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права - продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отрасле­вые юридические науки методологическим инструментари­ем".

Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли фило­софия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методоло­гии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права".

"Философия... изучает право как одну из сфер прояв­ления глубочайшего противоречия человеческого бытия -свободы воли (выбора) человека и предопределенности, за-данности его поведения объективными условиями существо­вания: материальными, а в религиозных системах - также и

56 Керимов Д.А. Там же.- С.6.

57 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для выс­ших учебных введений / Под ред. профессора В.Г.Стрекозова. - М.: Даба-хов, Ткачев, Димов, 1995. - С. 12.

 духовными (Божья воля, Божий промысл, провиденье, судь­ба)"58.

В трактовке философии права существуют две крайние точки зрения:

/) философия права есть распространение общей фило­софии на правовую проблематику;

2) философия права есть часть теории права, специа­лизирующаяся на проблемах методологии.

Первая точка зрения игнорирует специфику права как объ­екта философствования, вторая, соответственно, - специ­фику применения философии к правовой сфере. Для того чтобы избежать обеих этих крайностей, необходимо рассмот­реть место философии права в системе наук о духе, к како­вым относятся и философские науки, и юридические.

  Как известно, философия вообще со­стоит из ряда разделов, таких как фило­софия религии, этика (моральная философия), культуроло­гия (философия культуры), эстетика (философия искусства), эпистемология (философия науки) и др. Названные разделы равнозначны, однако некоторые из них составляют более ши­рокие отрасли философского знания. Например, логика, философия языка, учение о методе и эпистемология состав­ляют раздел гносеологии (теории познания). Аналогичным образом, философия права, хотя и стоит на одном уровне с этикой или философией религии, является частью соци­альной философии. Именно эта двойная подчиненность философии права внутри философии как таковой (иногда называемой в литературе "общей философией") дает повод очень многим исследователям считать философию права ис­ключительно чистой философской дисциплиной - отвлечен­ной и умозрительной, имеющей весьма отдаленное отноше­ние к позитивной юриспруденции, но оказывающей на по­следнюю мировоззренческое или идеологическое воздейст-

58 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права.- Том 1. -М.: Юристь, 19%. -С.10.

 вне: "Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и филосо­фия в отношении всех отраслей человеческого знания".

Такой подход С.С.Алексеев назвал "широким": "Философия права может пониматься широко. Философский подход в праве подчас приравнивается к распространению той или иной мировоззренческой, философской доктрины на право, на многообразные правовые явления. Вообще, любая философская система, претендующая на универсальность, общезначимость, вовлекает в поле своей философской ин­терпретации^ право, другие правовые явления, определяет их место в жизни общества и человека"60. Данное положение в какой-то мере подтверждается и материалом истории фило­софской и правовой мысли. Какую бы фигуру из истории философии мы ни взяли - Платона и Аристотеля, Августи­на, Фому Аквинского или Вильгельма фон Оккама, а из Но­вого времени - Гоббса, Спинозу и Локка, Руссо, Канта, Геге­ля или Маркса - окажется, что почти все великие философы, вплоть до эпохи европейского Просвещения и позднее были также и крупными представителями правовой мысли; теория государства и права, в свою очередь, писалась преимущест­венно философами. Влияние философии на историю право­вых учений, разумеется, не сводилось к тому, что многие классики из истории философии явились вместе с тем клас­сиками и в истории учений о праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологиче­ских принципов и приемов исследования испытали и те мыс­лители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а правового или социально-политического профиля (например, древнегреческие софисты, древнеки­тайские легисты, М.Падуанский, Н.Макиавелли, Ж.Воден, Г.Гроций, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Т.Джефферсон, Т.Пейн, С.Е.Десницкий, Б.Констан, Бентам, Л. Штейн, Р.Йеринг, Б.Н.Чичерин, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгород­цев и др.).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.