|
|||
Тихонравов, Ю. В. 3 страницаХропанюк В.Н. Указ. соч. - С. 11. Алексеев С.С. Теория права. 2 Зак. 56 М: И:щ-во БЕК, 1994. - С. 10. Однако можно сказать, что в течение XIX столетия традиция тесной связи философии и права прерывается. Великие философы затрагивают правовой дискурс лишь походя. Сосредоточив свой интерес на критике общества, герменевтике и феноменологии, они оставляют теорию государства и права на откуп юристам. Последние, правда, поначалу не теряют контакта с философией. Так историческая школа права (Ф. К. фон Савиньи, Якоб Гримм, О. фон Гирке) вдохновлена идеями Гердера и Гегеля, Ганс Кельзен, будучи позитивистом, находится ПОД влиянием идей неокантианства, а Х.Л.А.Харт принадлежит британской традиции - традиции Гоббса, утилитаризма (Дж.Бентам) и аналитической философии права. На философию права, как отмечает русский правовед Г.Ф.Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Такая разобщенность существует и в наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Как, например, рассматривать проблемы стимулов в праве в отрыве от достижений пенологии (науки о преступлении и наказании)? Очень многие, особенно современные, авторы-правоведы совершенно не ориентируются в смежных областях, материалы которых абсолютно необходимы для собственно правоведческих исследований. Очевидно, что для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества . Это положение в равной мере относится и к дру гим основополагающим общественным наукам: экономимо ской теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый передок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершеневич: "Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше". Философия права не является только лишь распространением общих философских положений на право. Подобная философия носила бы схематичный характер и не учитывала конкретных особенностей права по сравнению с прочими частями окружающего мира. "Кто хочет разработать подлинную, конкретную, соотвстстнукмцую нраиу философскую систему, тот должен исслсдонать философски именно сю особенности, решить его специфические конкретные проблемы. Это требует особых усилий, хотя исходной точкой для них могут и должны служить основные посылки философии". Хотя любая крупная философская система может быть распространена до определенной степени и на область права, нее же подлинной философии права не будет создано, если не будут разрешены и разработаны конкретные философские иопросы права. Конечно, не все философы разрабатывали тою философию права, поэтому и число философско-i фановых систем значительно уступает числу общефилософ-i MIX систем. Вместе с тем философы, которые создавали философию права, обычно не относятся к числу вы-иющихся философов, поскольку у них нет оригинальной общефилософской теории, и они были вынуждены заимство-п,| и> ее у других философов. Таким образом, существует гораздо меньше значительных философско-правовых систем, чем общефилософских. Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе философское знание. Но отсюда вовсе не следует, что все содержание тгих проблем является чисто философским. Законы и категории общей философии, не просто "иллюстрируются" правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. Более того, современный опыт развития познания в области философии права свидетельствует, на наш взгляд, о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит "адаптация" философского знания к правовой "среде", философизация правового знания, а с другой - сама эта "среда" все чаще порождает такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот, философского обобщения. Обе эти тенденции благотворно воздействуют на прогресс философии права. Так, например, общая теория правотворчества (как одна из фундаментальных проблем философии права), будучи абстрактным отражением реального процесса создания правовых норм, является в силу этого методологическим ориентиром, в соответствии с которыми осуществляется движение познания в сфере формирования норм специальных отраслей права. Аналогичным образом другая фундаментальная проблема философии права - теория правореа-лизации, законности и правопорядка не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи в укреплении требований законности и упрочения режима правопорядка в стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов. В сфере философии права происходит определенная проверка познавательной силы самой философской доктрины. Ведь нередко философская система, входящие в нее категории ориентированы в основном на данные естественных и традиционных общественных наук. А тут, в сфере права, перед наукой - своеобразный, уникальный фактический ма- См.: Керимов Д.А. Основы философии права.- М.: Б.и., 1992.- С.10. териал, относящийся к духовной области и одновременно имеющий объективированный, опредмеченный характер. Это дает возможность определить жизненность и познана тельные возможности соответствующих философских кате горий и исследовательских подходов . Все же следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что философия права является частью именно социальной философии, а не философии науки, подразделом которой является дисциплина, называемая в отечественных академических учреждениях - "философские проблемы гуманитарных наук". Последняя отрасль философского знания сегодня все чаще отождествляется с герменевтикой - наукой о понимании и истолковании текстов. Любопытно, что герменевтика, которая сегодня является преимущественно философской дисциплиной, долгое время развивалась именно как юридическая наука, исследовавшая проблемы толкования юридических текстов. Именно внутри герменевтики, а не внутри философии права, должны разрабатываться методологические проблемы юридических наук. То обстоятельство, что философия права обладает весьма существенной спецификой в системе философского знания, повод некоторым исследователям считать эту дисциплину не чем иным, как методологической частью теории права. Можно сказать, что эта позиция разделяется большинством современных отечественных правоведов; формулируется она следующим образом:философия служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук. Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития См.: Алексеев С.С, Указ соч.. - С.Н. См.: Гряз и н И. Н. Текст права: опыт методологического анализа конку рирующих теорий.- Таллин.- 1983; Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского шона. Теория и практика.- Качаны Ичд-во Казанского ун-та, 1988; Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в пра-не, юридическое науке и практике.- Екатеринбург.- 1993; Язык чакона / Под ред. А.С.Пиголкина.- М.- 1990 и др. юридической науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства, укрепления законности. На основе достижений философской (мировоззренческой) науки могут быть вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации, механизма функционирования, формы их регулирующего воздействия на общественные отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических наук" Эта, так сказать, общая формулировка, служит основанием для двух версий. Согласно, первой, ведущим представителем которой является "главный философ права" нашей страны А.Д.Керимов, теория права состоит из двух частей -философии и социологии права; согласно второй, ведущим представителем которой является "главный теоретик права" нашей страны С.С.Алексеев, теория права состоит из трех частей - философии и социологии права, а также специально-юридической теории. По мнению А.Д.Керимова, "общая теория права включает в себя две основные части: социологию права и философию права, водораздел между которыми проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического познания правовых явлений. Эта линия, действительно, носит условный характер, прежде всего потому, что не может быть онтологии вне гносеологии, равно как и наоборот. И именно поэтому и социология, и философия права являются составными частями одной науки - общей теории права философия права является по отношению к общей философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую роль по отношению к более узким разделам правоведения, то есть к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т.д.), так и философия права разрабатывает методологи- 07 Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996.- С.6-7. 68 Керимов Д.А. Укач соч.- С.5. ческие проблемы правоведения, вооружает общими методами исследования все отраслевые юридические науки . Итак, философия права выступает в качества фундаментального основания любого правового исследования Но выдвигает общую философию как теоретический плацдарм и отправную систему методов в правовых исследованиях; позволяет применять общенаучные положения и выводы, образованные междисциплинарными исследованиями и используемые в познании правовой реальности; ориентирует на широкое использование в ходе правового исследования частнонаучных методов как самостоятельно выработанных, так и тех, которые разработаны другими специальными науками (в случае, необходимости и возможности); акцентирует внимание на том важном моменте, который обычно игнорируется в литературе, а именно: на переходе от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности, тем самым доводя методологическую проблематику до ее логической завершенности - превращения субъективного в объективное, абстрактного в конкретное, правовой теории в юридическую практику. Без этого важного момента философия права оказывается замкнутой в самой себе. Между тем ее смысл и назначение состоит в обслуживании познавательной деятельности всех и каждой юридической науки., их "выхода" на совершенствование юридической практики. Главное отличие версии Керимова от версии Алексеева состоит в том, что А.Д.Керимов и его последователи отождествляют теорию права с социологией. Современное состояние общей теории права предстает перед нами в виде социологического истолкования правовых явлений, поскольку в основном онтологически изображает объективную диалектику их реального развития, изменения и преобразования. Но со временем общая теория права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых Керимов Д.А. Там же.- С. 15, '" Керимон Д.А. Там же.- С. 18. " Коримой Д.А. Там же.-С.19. Именно благодаря этим периодам наука приобретает способность "взглянуть на себя со стороны", проверить, отточить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения изучаемой действительности. То же самое происходит и с общей теорией права: постепенно, шаг за шагом происходит зарождение и становление нового направления в лоне самой общей теории права - философии права, которую можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия. Это направление имеет не только тот важный смысл, что раскрывает механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового бытия, а с другой - сама является итогом работы познавательной мысли, результатом исследований этого бытия. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права. Вторая версия получила более широкую поддержку в литературе по общей теории права. Согласно этой точке зрения, "в рамках этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть обозначены как вопросы "философии права", "социологии права", "специально-юридической теории (общей позитивной теории)"73. Философию права составляют методологические 72 См.: Керимов Д.А. Там же,- С.5. 73 Алексеев С.С. Проблемы теории права.- T.I,- М. 1973.- С.392; Общая теория государства и права.- Т.2.- Л.- 1974.- С.208-209. проблемы правоведения, в социологию права входят вопросы эффективного действия законодательства, условий и причин правонарушений, социальной структуры и уровня правового сознания населения. Специально-юридическая теория включает в себя проблемы источников права, классификации юридических норм, юридических факторов, коллизионных норм, приемов толкования и применения юридических норм. Автор подчеркивает, что предложенное им членение обшей теории права носит достаточно условный характер. Речь идет не о самостоятельных подотраслях науки, а скорее об общих направлениях в рамках единой науки Оперируя имеющимися теоретическими знаниями, бесспорно, можно обнаружить в них понятия, категории, закономерности, которые наиболее тесно связаны с философской или социологической проблематикой. Однако если рассматривать процесс выведения и обоснования этих знаний, то предложенная структура общей теории права утрачивает свое значение. Ибо ни одно понятие, ни одна категория не могут быть выведены, сформулированы в отрыве от философской и социологической проблематики общей теории права. В философском и социологическом обосновании нуждаются не только такие фундаментальные проблемы общей теории права, как проблемы сущности и функций права, его связей с государством, экономикой, но и все остальные, в том числе и проблемы источников права, методов толкования и применения норм права, словом, всего того, что С.С.Алексеев относит к специально-юридической теории. Необходимо отметить, что и версия Керимова, и версия Алексеева, по сути, восходят, к господствующей вот уже долгое время в отечественной науке позитивистской концепции Г.Ф.Шершеневича. Г.Ф.Шершеневич рассматривает общую теорию права в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои общие понятия только на положительном праве. Она не может "подставлять" под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом. Философия права решает не только теоретиче-м с кие, но и практические задачи. Устранение практической (адачи нарушило бы соответствие между философией права Алексеев С.С. Общая теория права,- М.- I98L- Т.1.- С.18-19. и юридическими науками, высшим синтезом которых ома должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательное изменение. Развивая свою концепцию, Г.Ф.Шершеневич доказьюает, что по мере исторического развития философия права превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права. Правоведение, по Шершеневичу, как и любая другая наука, не может существовать изолированно, вне связи с философией. Но философия должна вырасти из самого правоведения, а не быть ему навязанной извне. Поэтому необходима такая юридическая наука, которая объединила, свела бы в единое целое все то, что уже сделано в общей части каждой специальной науки. Это есть задача общей теории и единственная задача философии права. Из сказанного обнаруживается, чта общая теория права составляет продолжение общей части всех юридических наук, что материал ее исключительно положительное право и что она и есть то, чем должна быть философия права Во времена Шершеневича вопрос о месте философии в системе юридических наук находился в плоскости соотношения этой дисциплины с энциклопедией права. Энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пюттер, Гареис, Ратковский. Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной 75 См.: Шереневич Г.Ф. Укач. соч.- С.39-49. Хропанюк В.Н. Укач. соч. - С. 14-15. науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным. В России созданием энциклопедии права и включением ее в университетское образование занимались известные юри сты: Рождественский (Энциклопедия законоведения, 1863), Карасевич (Энциклопедия права, 1872); Деларов (Очерки энциклопедии права, 1878); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880); Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907). Научно-педагогическое произведение князя Е.Н.Трубецкого "Лекции по энциклопедии права" по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. По мнению Н.М. Корку нова, философия права и энциклопедия права "одно и то же". Они представляют собой лишь основу для создания одной обобщающей науки - общей теории права. Ссылаясь на П.Мюллера, который определял теорию права как систему основ права, Коркунов отмечает, что правоведение, помимо практических целей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение "отрабатывает" практический материал права в систематическом, историческом и "эмпирико-реалистическом направлении". И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение извлекает" общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему общей теории права и "применяет" их в качестве руководящих принципов для оценки имеющегося правового материала и для развития права и правоведения. Н.М.Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей". Автор утверждает, что университетское преподавание требует "от энциклопедиста не конспекта специальных наук, а общей теории права". В дальнейшем отечественная правовая мысль пришла к однозначному - выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть того, что присуще любой науке. "Ей нет места среди правоведения, - писал Шершеневич. - К юридическим наукам примыкает только философия права, частью которой является общая теория права" Вместе с тем, энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам. Энциклопедия права ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием "Введение в юридическую специальность"". Она изучается во всех юридических учебных заведениях страны . Перечисленные точки зрения, при всех различиях между ними стремятся отождествить философию права с какой-нибудь чисто юридической дисциплиной. Существует, однако, и принципиально иная точка зрения, отстаивающая самостоятельность философии права. Эта позиция представлена и в современной правоведческой литературе: "Водораздел между философией права и "теорией права (при некотором пересечении объектов их исследований), все же оказывается достаточно высоким и четким. Теории права остается немало, она изучает право как реальный социальный институт, философия права - проявление в праве лишь отдельных, хотя и фундаментальных аспектов бытия: соотношение материального и духовного, свободы воли человека и ее материальной, духовной предопределенности (воли человека и божественной воли - в религиозных системах), содержание общественного сознания и т.п Таким образом, теория права выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права формируется в качестве дедуктивное знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании. Надо, однако, заметить, что метафизика (учение о принципах бытия, не выводимых из опыта), включающая в себя онтологию (учение о бытии) и космологию (учение о наиболее общих принципах мироздания), не исчерпывает всего содержания философии. Важным разделом философии является антропология (общее учение о человеке), рассматривающая явления культуры с точки зрения человеческой свободы. В этом контексте, различие между философией и теорией права проявляется следующим образом: позитивная юриспруденция изучает право как независимую от человека реальность, а философия нрава (юридическая антропология) изучает становление прана in человеческой активности. Если философии прана не яилнется часп.ю теории iipan.i. то это не значит, что социология прана, которую таила- счи тали одним из теоретико-правовых разделов, может Гн.гп. отождествлена с тем остатком, который возникает при "вычитании" философии из теории. Социология права не есть ни теория права, ни, тем более, философия права. По мнению некоторых ученых, коль скоро право - социальное явление, то философия права есть в то же время и социаль ная философия, то есть социология права81. Однако отождествление социологии и социальной философии является некорректным и устаревшим. Позитивная социология изучает позитивные законы независимой (отчужденной) от человека социальной (культурно-исторической) реальности, социальная философия же изучает становление такой реальности из свободной человеческой активности. Данное положение подтверждается и позицией самих социологов права: "В отличие от изучения права в философском аспекте социология права рассматривает функционирование права в обществе и Х1) Венгеров А.Б. Укач. соч. - С. 10-12. См.. Явич Л.С. Характер философских проблем правовой науки // Со нетское государство и право.- 1984.- N 7.- С. 17-19. социальном аспекте. Вопрос о социальной обусловленности права, о социальных функциях права, об условиях его общественного действия - является предметом социологии права. Можно сказать, что это есть изучение воздействия права на поведение людей, как опосредованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования"82. Подводя итоги, можно дать следующее определение философии права: философия правд есть умение о смысле права, то есть о том, в результате КАКИХ универсальных причин универсальных целей человек устанавливает право. Следует учесть, что данная постановка проблемы не означает концентрации философии права на прямом анализе исторических ситуаций, н которых человек так или иначе обращается к использованию права, хотя и не исключает такого анализа. Для философии права характерно рассмотрение проблемы в абстрактном, общезначимом для любых исторических ситуаций аспекте, который в соответствии с традицией немецкой классической философии именуется логическим. Соотношению же исторического и логического в праве посвящен нижеследующий раздел. Казимнрчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. Учебник для вучов.- М.: Юристь, 1945,- Основополагающим моментом всякой философии права является историческая редукция права. Она состоит в освобождении логической модели становления права от случайных исторических перипетий. Логическая схема становления права должна быть приложима к любым историческим ситуациям и поэтому не может быть связана со случайными, привходящими обстоятельствами. Этот тезис признается не только представителями тех направлении правоведения, которые обычно называют естественно-правовыми, но и эмпирически ориентированными исследователями права (правда, последними, как правило, в качестве аргумента против философии права). Разделяется он и отечественными авторами. Так, А.Д.Керимов считает, что "задача философии права заключается не в том, чтобы воспроизвести весь многообразный процесс исторического развития права, чередование конкретно-исторических правовых памятников и фактов, смену одних правовых систем другими и показать этот процесс в последовательной конкретно-хронологической форме, что составляет задач} истории права. В отличие от нее философия права призвана раскрывать объективно-искусственное в его происхождении, в его необходимости, в освобожденном от случайностей виде, через, систему абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде Таким образом, без исторического воспроизведения правового развития исключается возможность логического осознания его закономерностей, но и без логического осмысления объективного хода исторического развития права невозможно вскрыть внутренние причины и механизмы закономерного его движения. Разумеется, историческое исследование, воспроизводящее фактическое развертывание правовой жизни, является первичным по отношению к ее логическому исследованию; оно всякий раз выступает в качестве Керимов ДА. Основы философии права.- М.: Б.и., 1992.- С.29. обязательной предпосылки логического, поскольку необходимо знать историю того правового объекта, которым мы намерены исследовать. При этом, конечно же, историческое исследование права оказывает- помощь, в построении его логической теории лишь в том случае, если само историческое исследование осуществляется в соответствии с объективной логикой исторического правового развития. Такая теория создается на основе общей мировоззренческой позиции исследователя (которая сама по себе имеет глубокую логическую сущность) в виде конденсированной логической схемы или модели правовой системы (гипотетического представления об историческом развитии права в его целостности), в соответствии с которой и осуществляется историко-правовое исследование. Данная схема необходима как исходная точка в логическом движении историко-правового исследования и по мере расширения и углубления наших знаний будет уточняться, дополняться и тем самым исправляться. Исправленное же представление о сущности и закономерностях правовой системы вновь выступает в качестве логической основы историко-правового исследования. Логическое исследование права может выступать и как "чистая" конструкция (в кантовском или гегелевском смысле), и как индуктивное воспроизведение исторического в логическом прослеживании его внутренних связей, то есть как обнаружение сущности и закономерностей развития правовой системы того или иного общества. Обогащенное представление о сущности и закономерностях развития правовой системы выступает в качестве логической основы ее исторического познания, поскольку ориентирует историке-правовое исследование на обнаружение и фиксацию тех еще неразвитых, зародышевых тенденций, которым в силу их внутренних потенций принадлежит будущее, на вычленение в многообразии связей и зависимостей правовых явлений и процессов тех из них, которые являются главными, основополагающими и определяющими в этом процессе. Но, увы,. в этом преимуществе логического метода заложен и его недостаток по сравнению с историческим методом, поскольку, вычленяя лишь то, что характеризует сущность и закономерности правового развития, он не схватывает всего богатства этого процесса и тем самым значительно его обедняет. Применение любой логической модели к исторической реальности права, к живой, развивающейся правовой дейспш тельности всегда таит в себе определенный риск, связанны!) со стремлением "втиснуть" в заранее подготовленную схиму эту действительность и тем самым с ее ограничением, ул решением и в конечном итоге - искажением, именно поэтому само применение логической схемы, особенно к правовой реальности, -должно быть гибким и осторожным, с тем чтобы вовремя быть исправленной, уточненной и расширенной, дабы модель в максимальной мере соответствовала моделируемому правовому явлению или процессу. Иначе говоря, логическое должно всегда корректироваться и обогащаться фактами реальной истории права, если логическое в познании правовых явлений и процессов позволяет выявить их сущность в статическом состоянии (в данном случае мы отвлекаемся от их функциональности, обусловливающей их динамичность) определить их общую схему движения и развития в соответствии со всеобщими закономерностями социального бытия, то историческое привносит в это знание неповторимое, характеризующее специфику этого движения и развития. Логическая схема, и модель нрана мертва до той поры, пока в ее не наполнили живым содержанием исторического правового развития во всем его многообразии. Но, с другой стороны, без логической схемы, модели логического осмысления права, оно выглядит как хаотическое нагромождение исторических правовых норм, фактов, событий, ситуаций, между собой не связанных и независимых друг от друга, как простая сумма их состояний. В результате историзм в правовом исследовании оборачивается в элементарный эволюционизм, в котором утрачиваются причинно-следственные зависимости исторического развития права, отдельные его эпизоды выглядят обособленно, вне исторической преемственности, как сменившие предыдущие и не связанные с последующими.
|
|||
|