Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 3 страница



Хропанюк В.Н. Указ. соч. - С. 11.

Алексеев С.С. Теория права.

2 Зак. 56

М: И:щ-во БЕК, 1994. - С. 10.

 Однако можно сказать, что в течение XIX столетия тра­диция тесной связи философии и права прерывается. Вели­кие философы затрагивают правовой дискурс лишь походя. Сосредоточив свой интерес на критике общества, герменев­тике и феноменологии, они оставляют теорию государства и права на откуп юристам. Последние, правда, поначалу не теряют контакта с философией. Так историческая школа пра­ва (Ф. К. фон Савиньи, Якоб Гримм, О. фон Гирке) вдохнов­лена идеями Гердера и Гегеля, Ганс Кельзен, будучи позити­вистом, находится ПОД влиянием идей неокантианства, а Х.Л.А.Харт принадлежит британской традиции - традиции Гоббса, утилитаризма (Дж.Бентам) и аналитической фило­софии права.

На философию права, как отмечает русский правовед Г.Ф.Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятель­ство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались системати­зированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастны­ми к правоведению. Юристы изучали право в его фактиче­ском состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно мо­жет или должно быть, а философы создавали идеальное пра­во, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы.

Такая разобщенность существует и в наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, есте­ствознание и другие науки, без которых немыслима совре­менная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Как, на­пример, рассматривать проблемы стимулов в праве в отрыве от достижений пенологии (науки о преступлении и нака­зании)? Очень многие, особенно современные, авторы-правоведы совершенно не ориентируются в смежных облас­тях, материалы которых абсолютно необходимы для собст­венно правоведческих исследований. Очевидно, что для об­щей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества . Это положение в равной мере относится и к дру гим основополагающим общественным наукам: экономимо ской теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требую­щий объективного учета и анализа всех аспектов юриспру­денции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практи­ческом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый передок отношений между людьми, кото­рый будет освящен и надежно охраняем государством и пра­вом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно из­ложил Шершеневич: "Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше".

Философия права не является только лишь распростране­нием общих философских положений на право. Подобная философия носила бы схематичный характер и не учитывала конкретных особенностей права по сравнению с прочими час­тями окружающего мира. "Кто хочет разработать подлин­ную, конкретную, соотвстстнукмцую нраиу философскую систему, тот должен исслсдонать философски именно сю особенности, решить его специфические конкретные пробле­мы. Это требует особых усилий, хотя исходной точкой для них могут и должны служить основные посылки филосо­фии".

Хотя любая крупная философская система может быть распространена до определенной степени и на область права, нее же подлинной философии права не будет создано, если не будут разрешены и разработаны конкретные философские иопросы права. Конечно, не все философы разрабатывали тою философию права, поэтому и число философско-i фановых систем значительно уступает числу общефилософ-i MIX систем. Вместе с тем философы, которые создавали философию права, обычно не относятся к числу вы-иющихся философов, поскольку у них нет оригинальной общефилософской теории, и они были вынуждены заимство-п,| и> ее у других философов. Таким образом, существует гораздо меньше значительных философско-правовых систем, чем общефилософских.

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе философское знание. Но отсюда вовсе не следует, что все содержание тгих проблем является чисто философским. Законы и категории общей философии, не просто "иллюстрируются" правовым материалом, а моди­фицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. Более того, современный опыт развития познания в области философии права свиде­тельствует, на наш взгляд, о своеобразном двуедином про­цессе: с одной стороны, происходит "адаптация" философ­ского знания к правовой "среде", философизация правового знания, а с другой - сама эта "среда" все чаще порождает та­кие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот, философского обобщения. Обе эти тен­денции благотворно воздействуют на прогресс философии права. Так, например, общая теория правотворчества (как одна из фундаментальных проблем философии права), буду­чи абстрактным отражением реального процесса создания правовых норм, является в силу этого методологическим ориентиром, в соответствии с которыми осуществляется движение познания в сфере формирования норм специаль­ных отраслей права. Аналогичным образом другая фунда­ментальная проблема философии права - теория правореа-лизации, законности и правопорядка не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и примене­ния правовых норм, успехи в укреплении требований закон­ности и упрочения режима правопорядка в стране, но и од­новременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов.

В сфере философии права происходит определенная про­верка познавательной силы самой философской доктрины. Ведь нередко философская система, входящие в нее катего­рии ориентированы в основном на данные естественных и традиционных общественных наук. А тут, в сфере права, перед наукой - своеобразный, уникальный фактический ма-

 См.: Керимов Д.А. Основы философии права.- М.: Б.и., 1992.- С.10.

 териал, относящийся к духовной области и одновременно имеющий объективированный, опредмеченный характер. Это дает возможность определить жизненность и познана тельные возможности соответствующих философских кате горий и исследовательских подходов .

Все же следует обратить особое внимание на то обстоя­тельство, что философия права является частью именно со­циальной философии, а не философии науки, подразделом которой является дисциплина, называемая в отечественных академических учреждениях - "философские проблемы гума­нитарных наук". Последняя отрасль философского знания сегодня все чаще отождествляется с герменевтикой - наукой о понимании и истолковании текстов. Любопытно, что гер­меневтика, которая сегодня является преимущественно философской дисциплиной, долгое время развивалась именно как юридическая наука, исследовавшая проблемы толкования юридических текстов. Именно внутри герменев­тики, а не внутри философии права, должны разрабаты­ваться методологические проблемы юридических наук.

 То обстоятельство, что философия права обладает весьма существенной специфи­кой в системе философского знания, повод некоторым исследователям считать эту дисциплину не чем иным, как методологической частью теории права.

Можно сказать, что эта позиция разделяется большинст­вом современных отечественных правоведов; формулируется она следующим образом:философия служит теоретиче­ской базой и методологическим ориентиром для всех юриди­ческих и в целом общественных наук. Вот почему осмысле­ние явлений правовой жизни с философской точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития

 См.: Алексеев С.С, Указ соч.. - С.Н.

См.: Гряз и н И. Н. Текст права: опыт методологического анализа конку рирующих теорий.- Таллин.- 1983; Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского шона. Теория и практика.- Качаны Ичд-во Казанского ун-та, 1988; Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в пра-не, юридическое науке и практике.- Екатеринбург.- 1993; Язык чакона / Под ред. А.С.Пиголкина.- М.- 1990 и др.

 юридической науки, дальнейшего совершенствования дейст­вующего законодательства, укрепления законности. На ос­нове достижений философской (мировоззренческой) науки могут быть вскрыты сущность права и государства, опреде­ленные закономерности их трансформации, механизма функционирования, формы их регулирующего воздействия на общественные отношения. На базе философии разраба­тываются основные категории юридических наук"

Эта, так сказать, общая формулировка, служит основа­нием для двух версий. Согласно, первой, ведущим предста­вителем которой является "главный философ права" нашей страны А.Д.Керимов, теория права состоит из двух частей -философии и социологии права; согласно второй, ведущим представителем которой является "главный теоретик права" нашей страны С.С.Алексеев, теория права состоит из трех частей - философии и социологии права, а также специально-юридической теории.

По мнению А.Д.Керимова, "общая теория права включа­ет в себя две основные части: социологию права и филосо­фию права, водораздел между которыми проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического по­знания правовых явлений. Эта линия, действительно, носит условный характер, прежде всего потому, что не может быть онтологии вне гносеологии, равно как и наоборот. И именно поэтому и социология, и философия права являются состав­ными частями одной науки - общей теории права философия права является по отношению к общей фи­лософии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую роль по отношению к более узким разделам правоведения, то есть к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т.д.), так и философия права разрабатывает методологи-

07 Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996.- С.6-7. 68 Керимов Д.А. Укач соч.- С.5.

 ческие проблемы правоведения, вооружает общими методами исследования все отраслевые юридические науки .

Итак, философия права выступает в качества фундамен­тального основания любого правового исследования

Но выдвигает общую философию как теоретический плац­дарм и отправную систему методов в правовых исследовани­ях;

  позволяет применять общенаучные положения и выво­ды, образованные междисциплинарными исследованиями и используемые в познании правовой реальности;

 ориентирует на широкое использование в ходе правово­го исследования частнонаучных методов как самостоятельно выработанных, так и тех, которые разработаны другими спе­циальными науками (в случае, необходимости и возможно­сти);

  акцентирует внимание на том важном моменте, кото­рый обычно игнорируется в литературе, а именно: на пере­ходе от научно-познавательной к непосредственно практиче­ской деятельности, тем самым доводя методологическую проблематику до ее логической завершенности - превращения субъективного в объективное, абстрактного в конкретное, правовой теории в юридическую практику.

Без этого важного момента философия права оказывается замкнутой в самой себе. Между тем ее смысл и назначение состоит в обслуживании познавательной деятельности всех и каждой юридической науки., их "выхода" на совершенст­вование юридической практики.

Главное отличие версии Керимова от версии Алексеева состоит в том, что А.Д.Керимов и его последователи отожде­ствляют теорию права с социологией.

Современное состояние общей теории права предстает пе­ред нами в виде социологического истолкования правовых явлений, поскольку в основном онтологически изображает объективную диалектику их реального развития, изменения и преобразования. Но со временем общая теория права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых

  Керимов Д.А. Там же.- С. 15, '" Керимон Д.А. Там же.- С. 18. " Коримой Д.А. Там же.-С.19.

 Именно благодаря этим периодам наука приобретает способность "взглянуть на себя со стороны", проверить, от­точить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения изучаемой действительности. То же самое происходит и с общей теорией права: постепенно, шаг за ша­гом происходит зарождение и становление нового направле­ния в лоне самой общей теории права - философии права, ко­торую можно охарактеризовать как разработку логики, диа­лектики и теории познания правового бытия. Это направле­ние имеет не только тот важный смысл, что раскрывает ме­ханизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исто­рически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия права, таким обра­зом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследова­ния, определяющей движение мысли к истине правового бы­тия, а с другой - сама является итогом работы познаватель­ной мысли, результатом исследований этого бытия. При этом оказывается, что гносеологическое содержание фило­софии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социоло­гией права конкретные онтологические знания реального бытия права.

Вторая версия получила более широкую поддержку в ли­тературе по общей теории права. Согласно этой точке зре­ния, "в рамках этой единой теории есть относительно обосо­бившиеся группы проблем, которые могут быть обозначены как вопросы "философии права", "социологии права", "специально-юридической теории (общей позитивной тео­рии)"73. Философию права составляют методологические

72 См.: Керимов Д.А. Там же,- С.5.

73 Алексеев С.С. Проблемы теории права.- T.I,- М. 1973.- С.392; Общая теория государства и права.- Т.2.- Л.- 1974.- С.208-209.

 проблемы правоведения, в социологию права входят вопро­сы эффективного действия законодательства, условий и причин правонарушений, социальной структуры и уровня правового сознания населения. Специально-юридическая тео­рия включает в себя проблемы источников права, классифи­кации юридических норм, юридических факторов, коллизи­онных норм, приемов толкования и применения юридических норм. Автор подчеркивает, что предложенное им членение обшей теории права носит достаточно условный характер. Речь идет не о самостоятельных подотраслях науки, а скорее об общих направлениях в рамках единой науки

Оперируя имеющимися теоретическими знаниями, бес­спорно, можно обнаружить в них понятия, категории, за­кономерности, которые наиболее тесно связаны с философ­ской или социологической проблематикой. Однако если рас­сматривать процесс выведения и обоснования этих знаний, то предложенная структура общей теории права утрачивает свое значение. Ибо ни одно понятие, ни одна категория не могут быть выведены, сформулированы в отрыве от философской и социологической проблематики общей теории права. В фило­софском и социологическом обосновании нуждаются не только такие фундаментальные проблемы общей теории пра­ва, как проблемы сущности и функций права, его связей с государством, экономикой, но и все остальные, в том числе и проблемы источников права, методов толкования и приме­нения норм права, словом, всего того, что С.С.Алексеев от­носит к специально-юридической теории.

Необходимо отметить, что и версия Керимова, и версия Алексеева, по сути, восходят, к господствующей вот уже долгое время в отечественной науке позитивистской концеп­ции Г.Ф.Шершеневича. Г.Ф.Шершеневич рассматривает об­щую теорию права в единстве с философией права. Он ут­верждает, что научная философия должна строить свои об­щие понятия только на положительном праве. Она не может "подставлять" под реальные понятия свои идеальные пред­ставления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом. Философия права решает не только теоретиче-м с кие, но и практические задачи. Устранение практической (адачи нарушило бы соответствие между философией права

  Алексеев С.С. Общая теория права,- М.- I98L- Т.1.- С.18-19.

 и юридическими науками, высшим синтезом которых ома должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательное изменение.

Развивая свою концепцию, Г.Ф.Шершеневич доказьюает, что по мере исторического развития философия права пре­вращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права.

Правоведение, по Шершеневичу, как и любая другая нау­ка, не может существовать изолированно, вне связи с фило­софией. Но философия должна вырасти из самого правове­дения, а не быть ему навязанной извне. Поэтому необходима такая юридическая наука, которая объединила, свела бы в единое целое все то, что уже сделано в общей части каждой специальной науки. Это есть задача общей теории и единст­венная задача философии права. Из сказанного обнаружи­вается, чта общая теория права составляет продолжение общей части всех юридических наук, что материал ее исклю­чительно положительное право и что она и есть то, чем должна быть философия права

Во времена Шершеневича вопрос о месте философии в системе юридических наук находился в плоскости соотноше­ния этой дисциплины с энциклопедией права. Энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридиче­ских понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впер­вые попытки создания энциклопедии права как базовой юри­дической науки предприняли немецкие юристы и политоло­ги: Ганниус, Стефан Пюттер, Гареис, Ратковский.

Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззре­ний Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной

75 См.: Шереневич Г.Ф. Укач. соч.- С.39-49.

 Хропанюк В.Н. Укач. соч. - С. 14-15.

науки, которая бы охватывала всю совокупность юридиче­ских знаний, оказалось невозможным.

В России созданием энциклопедии права и включением ее в университетское образование занимались известные юри сты: Рождественский (Энциклопедия законоведения, 1863), Карасевич (Энциклопедия права, 1872); Деларов (Очерки эн­циклопедии права, 1878); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880); Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907).

Научно-педагогическое        произведение        князя

Е.Н.Трубецкого "Лекции по энциклопедии права" по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство.

По мнению Н.М. Корку нова, философия права и энцик­лопедия права "одно и то же". Они представляют собой лишь основу для создания одной обобщающей науки - общей теории права. Ссылаясь на П.Мюллера, который определял теорию права как систему основ права, Коркунов отмечает, что правоведение, помимо практических целей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение "отрабатывает" практический материал права в систематиче­ском, историческом и "эмпирико-реалистическом направле­нии". И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение извлекает" общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему об­щей теории права и "применяет" их в качестве руководящих принципов для оценки имеющегося правового материала и для развития права и правоведения.

Н.М.Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содер­жит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные от­ношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия, а также назначение как целого, так и частей". Автор утверждает, что университетское преподавание требует "от энциклопедиста не конспекта специаль­ных наук, а общей теории права".

В дальнейшем отечественная правовая мысль пришла к однозначному - выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть то­го, что присуще любой науке. "Ей нет места среди правове­дения, - писал Шершеневич. - К юридическим наукам при­мыкает только философия права, частью которой является общая теория права"

Вместе с тем, энциклопедические словари и другие изда­ния, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законода­тельстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие пер­вичные знания о государстве и праве нужны и будущим юри­стам. Энциклопедия права ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием "Введение в юридиче­скую специальность"". Она изучается во всех юридических учебных заведениях страны .

Перечисленные точки зрения, при всех различиях между ними стремятся отождествить философию права с какой-нибудь чисто юридической дисциплиной. Существует, одна­ко, и принципиально иная точка зрения, отстаивающая само­стоятельность философии права. Эта позиция представлена и в современной правоведческой литературе: "Водораздел между философией права и "теорией права (при некотором пересечении объектов их исследований), все же оказывается достаточно высоким и четким. Теории права остается нема­ло, она изучает право как реальный социальный институт, философия права - проявление в праве лишь отдельных, хо­тя и фундаментальных аспектов бытия: соотношение мате­риального и духовного, свободы воли человека и ее мате­риальной, духовной предопределенности (воли человека и божественной воли - в религиозных системах), содержание общественного сознания и т.п

Таким образом, теория права выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права формируется в качестве дедуктивное знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании. Надо, однако, заметить, что метафи­зика (учение о принципах бытия, не выводимых из опыта), включающая в себя онтологию (учение о бытии) и космоло­гию (учение о наиболее общих принципах мироздания), не исчерпывает всего содержания философии. Важным разде­лом философии является антропология (общее учение о че­ловеке), рассматривающая явления культуры с точки зрения человеческой свободы. В этом контексте, различие между философией и теорией права проявляется следующим обра­зом: позитивная юриспруденция изучает право как незави­симую от человека реальность, а философия нрава (юридическая антропология) изучает становление прана in человеческой активности.

Если философии прана не яилнется часп.ю теории iipan.i. то это не значит, что социология прана, которую таила- счи тали одним из теоретико-правовых разделов, может Гн.гп. отождествлена с тем остатком, который возникает при "вычитании" философии из теории. Социология права не есть ни теория права, ни, тем более, философия права. По мнению некоторых ученых, коль скоро право - социальное явление, то философия права есть в то же время и социаль ная философия, то есть социология права81. Однако отожде­ствление социологии и социальной философии является не­корректным и устаревшим. Позитивная социология изучает позитивные законы независимой (отчужденной) от челове­ка социальной (культурно-исторической) реальности, соци­альная философия же изучает становление такой реальности из свободной человеческой активности. Данное положение подтверждается и позицией самих социологов права: "В от­личие от изучения права в философском аспекте социология права рассматривает функционирование права в обществе и

Х1) Венгеров А.Б. Укач. соч. - С. 10-12.

 См.. Явич Л.С. Характер философских проблем правовой науки // Со нетское государство и право.- 1984.- N 7.- С. 17-19.

 социальном аспекте. Вопрос о социальной обусловленности права, о социальных функциях права, об условиях его обще­ственного действия - является предметом социологии права. Можно сказать, что это есть изучение воздействия права на поведение людей, как опосредованного воздействия на инте­ресы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регу­лирования"82.

Подводя итоги, можно дать следующее определение фи­лософии права:

философия правд есть умение о смысле права, то есть о том, в результате КАКИХ универсальных причин универсальных целей человек устанавливает право.

Следует учесть, что данная постановка проблемы не оз­начает концентрации философии права на прямом анализе исторических ситуаций, н которых человек так или иначе об­ращается к использованию права, хотя и не исключает такого анализа. Для философии права характерно рассмотрение про­блемы в абстрактном, общезначимом для любых историче­ских ситуаций аспекте, который в соответствии с традицией немецкой классической философии именуется логическим. Соотношению же исторического и логического в праве по­священ нижеследующий раздел.

 Казимнрчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. Учеб­ник для вучов.- М.: Юристь, 1945,-  

 Основополагающим моментом всякой философии права является историческая редукция права. Она состоит в осво­бождении логической модели становления права от случай­ных исторических перипетий. Логическая схема становления права должна быть приложима к любым историческим си­туациям и поэтому не может быть связана со случайными, привходящими обстоятельствами.

Этот тезис признается не только представителями тех на­правлении правоведения, которые обычно называют естест­венно-правовыми, но и эмпирически ориентированными ис­следователями права (правда, последними, как правило, в качестве аргумента против философии права). Разделяется он и отечественными авторами.

Так, А.Д.Керимов считает, что "задача философии права заключается не в том, чтобы воспроизвести весь многообраз­ный процесс исторического развития права, чередование кон­кретно-исторических правовых памятников и фактов, смену одних правовых систем другими и показать этот процесс в последовательной конкретно-хронологической форме, что составляет задач} истории права. В отличие от нее филосо­фия права призвана раскрывать объективно-искусственное в его происхождении, в его необходимости, в освобожден­ном от случайностей виде, через, систему абстрактных кате­горий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде

Таким образом, без исторического воспроизведения пра­вового развития исключается возможность логического осоз­нания его закономерностей, но и без логического осмысле­ния объективного хода исторического развития права невоз­можно вскрыть внутренние причины и механизмы законо­мерного его движения. Разумеется, историческое исследо­вание, воспроизводящее фактическое развертывание право­вой жизни, является первичным по отношению к ее логиче­скому исследованию; оно всякий раз выступает в качестве

Керимов ДА. Основы философии права.- М.: Б.и., 1992.- С.29.

 обязательной предпосылки логического, поскольку необхо­димо знать историю того правового объекта, которым мы намерены исследовать. При этом, конечно же, историческое исследование права оказывает- помощь, в построении его ло­гической теории лишь в том случае, если само историче­ское исследование осуществляется в соответствии с объек­тивной логикой исторического правового развития. Такая теория создается на основе общей мировоззренческой пози­ции исследователя (которая сама по себе имеет глубокую ло­гическую сущность) в виде конденсированной логической схемы или модели правовой системы (гипотетического пред­ставления об историческом развитии права в его целостно­сти), в соответствии с которой и осуществляется историко-правовое исследование. Данная схема необходима как ис­ходная точка в логическом движении историко-правового исследования и по мере расширения и углубления наших знаний будет уточняться, дополняться и тем самым исправ­ляться. Исправленное же представление о сущности и зако­номерностях правовой системы вновь выступает в качестве логической основы историко-правового исследования.

Логическое исследование права может выступать и как "чистая" конструкция (в кантовском или гегелевском смыс­ле), и как индуктивное воспроизведение исторического в ло­гическом прослеживании его внутренних связей, то есть как обнаружение сущности и закономерностей развития правовой системы того или иного общества. Обогащенное представле­ние о сущности и закономерностях развития правовой сис­темы выступает в качестве логической основы ее истори­ческого познания, поскольку ориентирует историке-правовое исследование на обнаружение и фиксацию тех еще неразвитых, зародышевых тенденций, которым в силу их внутренних потенций принадлежит будущее, на вычленение в многообразии связей и зависимостей правовых явлений и процессов тех из них, которые являются главными, осново­полагающими и определяющими в этом процессе. Но, увы,. в этом преимуществе логического метода заложен и его не­достаток по сравнению с историческим методом, поскольку, вычленяя лишь то, что характеризует сущность и законо­мерности правового развития, он не схватывает всего богат­ства этого процесса и тем самым значительно его обедняет. Применение любой логической модели к исторической реальности права, к живой, развивающейся правовой дейспш тельности всегда таит в себе определенный риск, связанны!) со стремлением "втиснуть" в заранее подготовленную схиму эту действительность и тем самым с ее ограничением, ул решением и в конечном итоге - искажением, именно поэтому само применение логической схемы, особенно к правовой ре­альности, -должно быть гибким и осторожным, с тем чтобы вовремя быть исправленной, уточненной и расширенной, дабы модель в максимальной мере соответствовала модели­руемому правовому явлению или процессу. Иначе говоря, логическое должно всегда корректироваться и обогащаться фактами реальной истории права, если логическое в позна­нии правовых явлений и процессов позволяет выявить их сущность в статическом состоянии (в данном случае мы отвлекаемся от их функциональности, обусловливающей их динамичность) определить их общую схему движения и раз­вития в соответствии со всеобщими закономерностями соци­ального бытия, то историческое привносит в это знание не­повторимое, характеризующее специфику этого движения и развития. Логическая схема, и модель нрана мертва до той поры, пока в ее не наполнили живым содержанием истори­ческого правового развития во всем его многообразии. Но, с другой стороны, без логической схемы, модели логического осмысления права, оно выглядит как хаотическое нагромож­дение исторических правовых норм, фактов, событий, си­туаций, между собой не связанных и независимых друг от друга, как простая сумма их состояний. В результате исто­ризм в правовом исследовании оборачивается в элементар­ный эволюционизм, в котором утрачиваются причинно-следственные зависимости исторического развития права, от­дельные его эпизоды выглядят обособленно, вне историче­ской преемственности, как сменившие предыдущие и не свя­занные с последующими.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.