|
|||
Название документа 5 страница6. Часть 8 комментируемой статьи содержит норму, устанавливающую некоторые гарантии обеспечения общедоступности лесов. Так, по общему правилу лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Однако в случаях, предусмотренных ЛК РФ, предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены. Так, например, в ч. 4 ст. 105 ЛК РФ указано, что в целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
Статья 12. Освоение лесов
Комментарий к статье 12
1. В Лесном кодексе РФ 2006 года термин "освоение" используется впервые в отношении лесов. Ранее указанный термин употреблялся большей частью применительно к землям в земельном законодательстве. Так, в Земельном кодексе РФ 1991 года и иных нормативных актах, регулировавших земельные правоотношения, содержались нормы об освоении новых земель для их использования в сельскохозяйственных целях. В настоящее время акты земельного законодательства используют термин "комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства", которое предусматривает совокупность мер по подготовке документации по планировке территории, выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществлению жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования (п. 1 ст. 30.2 ЗК РФ). В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи освоение лесов представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения их многоцелевого, рационального, неистощительного использования, улучшения их качества, повышения продуктивности, развития лесной промышленности в целом. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одним из основополагающих принципов лесного законодательства (п. 4 ст. 1 ЛК РФ). Возможность многоцелевого использования лесов предусмотрена также ч. 2 ст. 25 ЛК РФ. Для целей рационального, неистощительного использования лесов законодательством могут вводиться некоторые ограничения. Статьей 27 ЛК РФ допускается введение следующих ограничений использования лесов: - запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК РФ; - запрет на проведение рубок (сплошных, выборочных и др.); - иные ограничения использования лесов, установленные Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. 2. Ограничение в виде запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов может быть обусловлено их целевым назначением, в связи с которым в их отношении вводится особый режим охраны. Подобные ограничения установлены для различных категорий защитных лесов. Так, например, в лесах, расположенных на территории государственного природного заповедника, запрещаются все виды лесопользования, за исключением заготовки дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан (п. 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 N 48. См. также Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А26-2602/2008). В национальных парках запрещаются заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд) (пп. "е" п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Пребывание граждан также может запрещаться или ограничиваться в определенных категориях лесов, например, в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством могут вводиться временные ограничения на пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ (ч. ч. 4, 5 ст. 11 ЛК РФ). Ограниченный режим лесопользования устанавливается и в отношении зон радиоактивного загрязнения лесов, где могут вводиться как ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, так и полный запрет на все виды лесопользования. Так, в зоне отчуждения запрещаются все виды лесопользования, заготовка сена, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственного и технологического сырья, охота, рыбная ловля. В зоне отселения запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля без специального разрешения органов местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 25.12.1992 N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Ограничения на использование отдельных лесных участков могут быть обусловлены их нахождением (полностью или частично) в границах зон с особыми условиями использования территорий (зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зон и проч.). Для целей неистощительного, рационального использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления, лицами, использующими леса, проводятся мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ). К такого рода мероприятиям относятся, в частности, следующие: - меры по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах, проводимые в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, и Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414; - лесопатологический мониторинг, представляющий собой сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляемый в порядке, установленном Приказом МПР России от 09.07.2007 N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга"; - мероприятия по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, осуществляемые в рамках деятельности по воспроизводству лесов в соответствии с Правилами лесовосстановления, Правилами лесоразведения, Правилами ухода за лесами, утвержденными соответственно Приказами МПР России от 16.07.2007 N 183, от 08.06.2007 N 149, от 16.07.2007 N 185. Ранее в целях освоения лесов на землях лесного фонда могли создаваться поселки. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" такие территории подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". 3. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Часть 3 комментируемой статьи в качестве целевого назначения эксплуатационных лесов устанавливает устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Таким образом, эксплуатационные леса подлежат использованию преимущественно для заготовки древесины, заготовки живицы, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и т.п. Основными нормативными актами, регулирующими порядок освоения эксплуатационных лесов, являются Лесной кодекс РФ, Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, Правила заготовки живицы, утвержденные Приказом МПР России от 21.06.2007 N 156, и другие акты. Необходимо отметить, что в соответствии с лесным законодательством в пределах эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные участки лесов с особым режимом охраны, на которых осуществление указанных видов деятельности может запрещаться или ограничиваться. Например, на особо защитных участках лесов, отнесенных к заповедным, проведение рубок лесных насаждений запрещается (см. ст. 107 ЛК РФ). Подробнее о правовом режиме эксплуатационных лесов см. комментарий к ст. 108 ЛК РФ. 4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи целевым назначением защитных лесов является осуществление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. Поскольку сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду является важнейшим принципом лесного законодательства, освоение данной категории лесов должно проводиться в строгом соответствии с их целевым назначением. Именно поэтому многие виды хозяйственной деятельности в таких лесах, как уже отмечалось выше, ограничиваются или запрещаются (см., например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2011 по делу N А43-17015/2010, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.02.2011 по делу N А70-5653/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 18.03.2009 N Ф09-1365/09-С6 по делу N А60-20407/2008-С5). В составе защитных лесов выделяется несколько видов, в отношении каждого из которых установлен особый, предусмотренный именно для данного вида лесов режим правовой охраны. Освоение защитных лесов регулируется нормами Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", нормативными правовыми актами об отдельных видах особо охраняемых природных территорий и др. Подробнее о правовом режиме защитных лесов см. комментарии к ст. ст. 102 - 107 ЛК РФ. 5. Нужно отметить, что в комментируемой статье отсутствуют положения об освоении еще одной категории лесов - резервных. В резервных лесах согласно ст. 109 ЛК РФ в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины и проводятся исключительно авиационные работы по охране и защите лесов. А на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры пожарной безопасности, указанные в ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, и тушение лесных пожаров. Резервные леса могут быть использованы для рубки лесных насаждений только после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам. 6. В ч. 5 комментируемой статьи перечисляются виды деятельности, осуществляемые в комплексе при освоении лесов. Организация использования лесов осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 2 ЛК РФ. Поскольку лесные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться гражданам в безвозмездное срочное пользование, а юридическим лицам, помимо этого, - в постоянное (бессрочное) пользование и аренду (ст. 71 ЛК РФ). Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов (ст. 78 ЛК РФ). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов согласно ст. 88 ЛК РФ, который содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (ч. 2 ст. 24 ЛК РФ). Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе, проводимой в порядке, предусмотренном ст. 89 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32 (действует с 28 мая 2010 г.). Порядок создания и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, т.е. лесных дорог, лесных складов, а также объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др., урегулирован нормами ст. ст. 13, 14 ЛК РФ (подробнее см. комментарии к указанным статьям). Воспроизводство, охрана и защита лесов относятся к основным принципам лесного законодательства, перечисленным в ст. 1 ЛК РФ. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, а также лицами, использующими леса, в соответствии с правилами, установленными гл. 3 и 4 ЛК РФ. Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения, иного негативного воздействия, а также защите от воздействия вредных организмов (ч. 1 ст. 51 ЛК РФ). Порядок охраны и защиты лесов от вредного воздействия урегулирован Лесным кодексом РФ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, Правилами организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденными Постановлением Правительства от 19.06.2007 N 385, и др. Воспроизводству, которое осуществляется посредством лесовосстановления и ухода за лесами, подлежат вырубленные, погибшие, поврежденные леса (ч. ч. 1, 2 ст. 61 ЛК РФ). Порядок воспроизводства лесов урегулирован нормами Лесного кодекса РФ (гл. 4), Правилами лесовосстановления, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183, Правилами лесоразведения, утвержденными Приказом МПР России от 08.06.2007 N 149, Правилами ухода за лесами, утвержденными Приказом МПР России от 16.06.2007 N 185, и другими актами. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны представлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении (ст. ст. 49, 60, 66 ЛК РФ). В отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактически выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за отчетный период. Формы отчетов и порядок их представления утверждены Приказом МПР России от 09.07.2007 N 175. Мероприятия по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов проводятся в соответствии с актами лесного законодательства, а также Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Водным кодексом РФ и другими актами.
Статья 13. Лесная инфраструктура
Комментарий к статье 13
1. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ЛК РФ для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов может создаваться лесная инфраструктура (лесные дороги, лесные склады и другие объекты). Инфраструктура (от лат. infra - под, структура) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей <1>. -------------------------------- <1> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры входит в комплекс мер по освоению лесов (п. 2 ч. 5 ст. 12 ЛК РФ). Поэтому в составе проекта освоения лесов предусмотрен специальный раздел "Создание лесной инфраструктуры", который составляется для всех видов использования лесов, разрешенных договором аренды или правом постоянного (бессрочного) пользования. Данный раздел содержит следующие сведения: - характеристику существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры; - проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры; - территориальное размещение проектируемых объектов лесной инфраструктуры (тематическая лесная карта) (п. 23 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 N 32). Помимо этого, сведения об объектах лесной инфраструктуры указываются в лесохозяйственном регламенте. В гл. 1 Лесохозяйственного регламента подлежат отражению общая характеристика объектов лесной инфраструктуры, мероприятия по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренные документами территориального планирования. Местоположение существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры должно быть нанесено на поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению (пп. 5.1.9, 5.1.10 п. 5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом МПР России от 19.04.2007 N 106). Новеллой Лесного кодекса 2006 года по сравнению с Лесным кодексом 1997 года является прямо предусматриваемая им (ст. 22) возможность инвестиционной деятельности в области освоения лесов в форме капитальных вложений. Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", под инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, понимается вложение инвестиций в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Объектами капитальных вложений в соответствии с ч. 2 ст. 22 ЛК РФ являются объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Осуществление инвестиционной деятельности в области освоения лесов призвано способствовать привлечению средств для развития лесной промышленности, повышению эффективности производства в данной области, благотворно сказаться на лесном секторе экономики страны в целом. В качестве одной из гарантий прав инвестора для обеспечения сохранения инвестиционных вложений лесным законодательством предусмотрена возможность пролонгации договора аренды лесного участка (ч. 5 ст. 72 ЛК РФ). Частью 1 комментируемой статьи предусмотрено, что объекты лесной инфраструктуры могут создаваться в различных целях. Во-первых, создание лесной инфраструктуры может осуществляться в целях использования лесов. Так, лесная инфраструктура может создаваться в рамках подготовительных работ в процессе осуществления подсочки лесных насаждений (см. п. 4 Правил заготовки живицы, утвержденных Приказом МПР России от 21.06.2007 N 156), при использовании лесов для целей заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (п. 15 Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденных Приказом МПР России от 10.04.2007 N 84), для научно-исследовательской и образовательной деятельности (п. 4 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных Приказом МПР России от 28.05.2007 N 137) и пр. Во-вторых, объекты лесной инфраструктуры создаются в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов. Так, в целях предупреждения лесных пожаров осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, создание систем, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения (ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ). Строительство объектов лесной инфраструктуры в некоторых категориях лесов имеет свои особенности. Так, в защитных лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры допускаются, во-первых, строго в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, и во-вторых, только в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры (см. ч. 2.3 ст. 10 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"). За уничтожение объектов лесной инфраструктуры предусмотрена административная ответственность (ст. 8.30 КоАП РФ). 2. Частью 2 ст. 13 ЛК РФ предусмотрено, что после того, как необходимость в объектах лесной инфраструктуры отпадает, они подлежат сносу, а земли, на которых такие объекты располагались, - рекультивации. Рекультивация земель входит в число мероприятий по обеспечению охраны земель в соответствии с Земельным кодексом РФ (пп. 6 п. 1 ст. 13) и представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (п. 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.1995). Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на осуществление проектно-изыскательских работ, проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации, на работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы и на другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по поводу рекультивации земель, являются Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Контроль за выполнением обязанностей по рекультивации земель возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (см. пп. "а" п. 4 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689). В случае невыполнения обязанности по рекультивации земель, на которых располагались объекты лесной инфраструктуры, лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной ст. 8.7 КоАП РФ. Часть 3 ст. 13 ЛК РФ определяет, что такой объект лесной инфраструктуры, как лесные дороги, может создаваться при любых видах использования лесов. Так, например, в соответствии с ч. 7 ст. 29 ЛК РФ строительство лесных дорог может осуществляться гражданами и юридическими лицами в целях заготовки древесины. Возможность строительства, реконструкции и модернизации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, предусмотрена в п. 1 ч. 2 ст. 53.1 Кодекса. Перечень видов использования лесов приводится в ч. 1 ст. 25 ЛК РФ и не является исчерпывающим. Поскольку лесные дороги являются одним из объектов лесной инфраструктуры, к ним применимы все положения, указанные в комментариях к ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи ЛК РФ. 4. Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ ст. 13 ЛК РФ дополнена ч. 4, в соответствии с которой Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению Перечня объектов лесной инфраструктуры. Федеральным законом от 14.06.2011 N 137-ФЗ (п. 1 ст. 1) было уточнено, что такой Перечень устанавливается Правительством РФ в отношении защитных, эксплуатационных, а также резервных лесов. На настоящее время Перечень объектов лесной инфраструктуры Правительством РФ не утвержден.
Статья 14. Лесоперерабатывающая инфраструктура
Комментарий к статье 14
1. В ч. 1 ст. 14 ЛК РФ определено, что лесоперерабатывающая инфраструктура может создаваться для целей переработки древесины и иных лесных ресурсов. Правовое регулирование переработки древесины осуществляется Правилами использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 14.05.2010 N 162. Переработка древесины и иных лесных ресурсов может осуществляться в порядке предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии со ст. 46 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для этих целей (ч. 2 ст. 46 ЛК РФ, п. 2 Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов). Необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 20 ЛК РФ право собственности на древесину, полученную в результате переработки, принадлежит государству. Использование лесных участков для переработки древесины и иных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта РФ и лесохозяйственным регламентом лесничества, подготавливаемыми в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 86 и 87 ЛК РФ. В гл. 1 лесохозяйственного регламента должна содержаться характеристика существующих объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также поквартальная карта-схема подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (пп. 5.1.9, 5.1.10 п. 5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом МПР России от 19.04.2007 N 106). Для размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (п. 5 Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов). 2. Часть 2 ст. 14 ЛК РФ содержит норму, запрещающую создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в защитных лесах. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Этот запрет является вполне закономерным, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 12 Кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, а размещение на территории таких лесов объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры не соответствовало бы их целевому назначению. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой (см., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 N 17АП-7415/2009-ГК по делу N А50-5686/2009). Создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры на землях защитных лесов возможно только после перевода таких земель в земли иных категорий в порядке, предусмотренном ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". При этом нужно отметить, что перевод некоторых земель, занятых защитными лесами, в земли иных категорий прямо запрещен законодателем. Так, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается перевод земель, занятых защитными лесами, в земли иных категорий.
|
|||
|