Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 1 страница



Название документа

"Лесной кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий"

(под рук. А.А. Ялбулганова)

("Библиотечка "Российской газеты", 2012)

Дата

20.01.2012

Информация о публикации

Лесной кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий / Е.А. Барыкин, А.А. Бельтюкова, В.Ю. Вобликов и др.; под рук. А.А. Ялбулганова. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2012. 654 с.

Примечание к документу

См. также текст комментария по состоянию на 01.04.2010.

 

См. также следующий материал:

"Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации"

(постатейный)

(Боголюбов С.А., Васильева М.И., Жариков Ю.Г. и др.)

(под ред. С.А. Боголюбова)

("Проспект", 2010)

 

См. также следующий материал:

"Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации"

(постатейный)

(Пуряева А.Ю.)

("Юстицинформ", 2007)

 

См. также следующий материал:

"Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

(постатейный)

(Мазуров А.В.)

("Частное право", 2007)

 

См. также следующий материал:

"Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации"

(поглавный)

(под ред. М.Ю. Тихомирова)

("Издательство Тихомирова М.Ю.", 2007)

Текст документа

 

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАТЕЙНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

К КОДЕКСУ УЧЕНЫХ-ПРАВОВЕДОВ ПОД

РУКОВОДСТВОМ Д.Ю.Н., ПРОФЕССОРА А.А. ЯЛБУЛГАНОВА

 

Предисловие первого заместителя Председателя

комитета Совета Федерации по природным ресурсам и

охране окружающей среды

Н.П. ЧУРКИНА

 

Авторский коллектив:

 

1. Ялбулганов Александр Алибиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права НИУ-ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института публично-правовых исследований - ст. 1, ч. 1 ст. 3, ст. ст. 5 - 8, ст. 76, гл. 11.

2. Барыкин Евгений Александрович, юрист - ч. 2 ст. 3, ст. 20, гл. 6, ст. 75, ст. 77.

3. Вобликов Виктор Юрьевич, научный сотрудник Института публично-правовых исследований - ст. 19, гл. 4, гл. 16.

4. Давыдова Маргарита Владимировна, юрист, эксперт Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды - гл. 13.

5. Козырин Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового права НИУ-ВШЭ, директор Института публично-правовых исследований - ст. 2, ст. 4.

6. Королева Марина Николаевна, юрист - ст. 21, ст. 22, гл. 3.

7. Комягин Дмитрий Львович, доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права НИУ-ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института публично-правовых исследований - гл. 14.

8. Бельтюкова Анастасия Аркадьевна, аспирант кафедры финансового права НИУ-ВШЭ - гл. 12.

9. Панкратова Виктория Игоревна, преподаватель кафедры финансового права НИУ-ВШЭ - гл. 5.

10. Папенко Екатерина Олеговна, юрист - ст. ст. 12 - 18, гл. 15.

11. Пащенко Андрей Владимирович, кандидат медицинских наук - ст. ст. 32 - 36.

12. Сарбукова Анна Сергеевна, юрист - гл. 9.

13. Суткевич Елена Александровна, юрист - гл. 10.

14. Хрешкова Виктория Валентиновна, преподаватель кафедры финансового права НИУ-ВШЭ - ст. ст. 24 - 31, ст. ст. 38 - 50.

15. Шоренков Роман Николаевич, юрист - ст. ст. 9 - 11, ст. 23, гл. 8.

 

В ПОРЯДКЕ ПРЕДИСЛОВИЯ К ИЗДАНИЮ

 

НОРМЫ ЛЕСНОГО КОДЕКСА РФ НАПРАВЛЕНЫ

НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЛАНСА ЧАСТНЫХ

И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

Российское законодательство в области использования и охраны лесных ресурсов динамично изменяется на современном этапе. Это вызвано как необходимостью рационального включения лесов в гражданский оборот, охраны лесных участков, так и важностью обеспечения надлежащей реализации прав и законных интересов всех субъектов, осуществляющих лесопользование.

Сложность правового регулирования отношений по использованию и охране лесов обусловлена его комплексным характером - кроме лесного законодательства имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регламентируются другими актами федерального законодательства, в первую очередь гражданского и земельного, а также законами субъектов РФ, если иные правила прямо не предусматриваются Лесным кодексом РФ. Таким образом, в область правового регулирования имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, включается совокупность гражданско-правовых норм. Однако это не означает, что Лесной кодекс РФ содержит только лесоохранные нормы, которые между тем имеют определяющее значение для обеспечения экологической безопасности. Эффективная охрана лесов невозможна в отрыве от надлежащего правового механизма предоставления лесных участков в аренду, заключения договоров купли-продажи лесных насаждений и не может реализовываться без установления правового режима использования лесов, ориентированного на рациональное включение в гражданский оборот с целью сохранения их видового и биологического разнообразия, удовлетворения потребностей граждан в сохранении естественных экологических систем, природных ландшафтов. В связи с этим нормы Лесного кодекса РФ, которые регулируют имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства и Земельного кодекса Российской Федерации.

Такой подход к правовому регулированию лесных отношений имеет принципиальное значение. В Лесном кодексе РФ установлены приоритетные начала лесного законодательства, являющиеся безусловными ориентирами как для лесоохранной, так и для лесохозяйственной деятельности. Более того, нормы лесного законодательства должны устанавливаться и применяться в соответствии с принципами, предусмотренными в ст. 1 Лесного кодекса РФ. Содержание принципов лесного законодательства охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Принципы российского лесного законодательства установлены в соответствии с международно-правовыми актами в области использования, защиты и охраны лесов. При этом Российская Федерация, обладая крупнейшими запасами лесных ресурсов, является активным участником международного сотрудничества по их сохранению и воспроизводству. На уровне Организации Объединенных Наций принята рамочная Конвенция об изменении климата <1>, в ст. 4 которой предусматривается, что все государства-участники, учитывая свою общую, но дифференцированную ответственность и свои конкретные национальные и региональные приоритеты, цели и условия развития, оказывают содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, включая биомассу, леса и океаны и другие наземные, прибрежные и морские экосистемы, а также, в соответствующих случаях, оказывают содействие и сотрудничают в их охране и повышении их качества. Ответственность перед мировым сообществом в деле сохранения лесных ресурсов с целью обеспечения устойчивого развития проявляется и в установлении в базовом акте национального лесного законодательства - Лесном кодексе РФ - принципа использования лесов с учетом их глобального экологического значения.

--------------------------------

<1> Принята 9 мая 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

 

Реализация принципов лесного законодательства в полном объеме как в нормативном правовом, так и в практическом аспектах является актуальным вопросом российского законодательства и правоприменительной практики на современном этапе. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации возможно только при надлежащей правовой регламентации, а также правильном применении норм в области использования, защиты и охраны лесных ресурсов. Экономическое развитие ведет к повышению антропогенной нагрузки на самые различные природные объекты, в том числе на леса, являющиеся одним из основных компонентов природной среды. В связи с этим востребовано формирование и развитие правового регулирования, учитывающего специфику хозяйственной деятельности, вовлекающей компоненты природной среды в экономический оборот. Кроме того, правовое регулирование на современном этапе должно учитывать потребности граждан в благоприятной окружающей среде, а следовательно - в естественном качестве, доступности, биологическом разнообразии, продуктивности лесных ресурсов. Это имеет принципиальное значение для обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, установленного и гарантированного Конституцией РФ.

Качество лесов неизменно влияет и на состояние иных природных объектов, естественным образом включенных в окружающую среду. Лесной кодекс РФ учитывает этот фактор, устанавливая принцип сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, закрепляя особенности правового регулирования лесов в зависимости от их целевого назначения. Соответственно, Лесной кодекс РФ содержит нормы, регламентирующие планирование и осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, устанавливающие ограничения использования лесов, особенности заготовки лесных ресурсов с учетом их специфики, особенности использования лесов для осуществления видов хозяйственной деятельности, базовые положения о защите и охране лесов.

В конце 2010 года Лесной кодекс РФ был дополнен нормами о превентивных действиях, направленных на выявление факторов, приводящих к возникновению пожаров в лесах, а также на снижение рисков лесных пожаров. Введены нормы о мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, который включает комплекс действий по наблюдению, контролю, организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, организации патрулирования лесов, а также мероприятия по приему и учету сообщений о лесных пожарах, оповещению населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Значительное внимание в Лесном кодексе РФ уделено обеспечению санитарной и радиационной безопасности, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах. Отдельным аспектом обеспечения естественного качества лесов является правовая регламентация воспроизводства лесов.

Лес как компонент окружающей природной среды, взаимодействуя с другими ее элементами, претерпевает изменения, имеющие как позитивный, так и негативный характер. В связи с этим необходимым условием обеспечения сохранения и воспроизводства лесных ресурсов является надлежащее качество управления лесами. Лесной кодекс РФ устанавливает организационные, институциональные основы лесоустройства, предоставления физическим и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, специальные нормы об управлении в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Сложность управленческих отношений обусловлена их разнообразием, широким кругом объектов, сложным составом обстоятельств, лежащих в основе их возникновения. Учитывая значение лесов для обеспечения естественности и безопасности экологических систем, развитие эффективного механизма управления лесами имеет приоритетное значение.

Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает применение как разрешительного, так и договорного порядка предоставления различных лесных ресурсов. Предусматривается предоставление лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование - организациям. Лесные насаждения могут передаваться по договору купли-продажи. Нормы Лесного кодекса РФ - определяющего акта лесного законодательства - направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов. На современном этапе развития российского законодательства данный подход востребован и необходим для обеспечения устойчивого экономического развития, реализации прав и законных интересов граждан и экологической безопасности общества.

 

Н.П.Чуркин,

Первый заместитель председателя

Комитета Совета Федерации

по природным ресурсам и охране окружающей среды

 

4 декабря 2006 года N 200-ФЗ

 

 

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ,

от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 143-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,

от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,

от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,

от 22.07.2010 N 167-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ,

от 14.06.2011 N 137-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

 

Комментарий к статье 1

 

Статья 1 комментируемого Кодекса получила наименование "Основные принципы лесного законодательства", а сама статья начинается со слов о том, что "лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на следующих принципах...". Такой подход предполагает, что законодатель имеет в виду просто принципы, а не правовые принципы, если само лесное законодательство основывается на названных принципах, которые также можно назвать общими принципами, характерными для человеческого общества, и следование им означает цивилизованное в нашем случае использование леса для общего блага. Правовой принцип здесь рассматривается как частная разновидность принципа. Однако это не исключает возможность сформулировать правовые принципы, основываясь на нормах лесного законодательства или их совокупности, которые, следовательно, можно будет сузить, назвав их принципами лесного законодательства. Все перечисленные принципы соответствуют международным принципам, сформулированным в многочисленных конвенциях и соглашениях по охране окружающей природной среды, включая документы конференций, в том числе Рио-де-Жанейрской.

Заметим, что действующий Лесной кодекс РФ следует обозначенным в ст. 1 принципам, но понятно, что отчасти они приобретают декларативный характер и часто правоприменительные и другие государственные органы им не следуют или просто ими пренебрегают. Очевидные проблемы - браконьерская вырубка лесов, игнорирование мероприятий по воспроизводству лесов и т.д.

С 90-х гг. XX в. резко увеличились объемы незаконной вырубки лесов. Отдельной проблемой являются лесные пожары, болезни лесов, а также их загрязнение бытовыми и иными отходами.

На ЛК РФ возлагались большие надежды в части урегулирования отношений, возникающих при использовании лесов. Однако значительная часть ожиданий не оправдалась. Более того, представляется, что отдельные положения ЛК РФ не способствовали разрешению названных проблем, содержали коллизии в части регламентации управления лесами и лесоохраны. Регулярные изменения ЛК РФ свидетельствуют о стремлении законодателя исправить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в лесной сфере.

Серьезной проблемой остается охрана, защита и восстановление лесов на приграничных территориях. Есть позитивные примеры решения этих вопросов на двусторонней основе.

Так, в целях обеспечения эффективности охраны и защиты лесов, прилегающих к государственной границе, Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики было принято несколько соглашений: о совместной охране лесов от пожаров; о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов; Московское совместное заявление глав государств Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В межправительственных соглашениях предусматриваются проведение работ по охране лесов от пожаров в районах, прилегающих к российско-китайской государственной границе; обмен опытом в сфере пожарной охраны лесов и оказания взаимопомощи в деле профилактики лесных пожаров, сокращения ущерба от них, а также обмен информацией об изменениях законодательства РФ и Китайской Народной Республики об использовании, охране и воспроизводстве лесных ресурсов.

Полагаем, что такое сотрудничество позволит обмениваться опытом по охране, защите и восстановлению лесов, в том числе с учетом тесных экономических и торговых связей двух государств.

 

Статья 2. Лесное законодательство

 

Комментарий к статье 2

 

Комментируемая статья описывает систему источников правового регулирования лесных отношений <1>.

--------------------------------

<1> Обращает на себя внимание несоответствие названия статьи и ее содержания. В статье, названной "Лесное законодательство", собственно лесному законодательству посвящена лишь одна часть из шести. Остальные части комментируемой статьи посвящены не лесному законодательству, а различным подзаконным актам, регулирующим лесные отношения. Таким образом, статью, исходя из ее содержания, следовало бы назвать "Лесное законодательство и иные правовые акты, регулирующие лесные отношения". Отмеченное несоответствие следует отнести к существенным недочетам юридико-технического характера, подлежащим устранению в процессе дальнейшей работы над лесным законодательством.

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится определение лесного законодательства, под которым понимаются Лесной кодекс РФ, иные федеральные законы, регулирующие лесные отношения, а также законы субъектов РФ, которые регулируют лесные отношения на региональном уровне и принимаются в соответствии с актами федерального лесного законодательства. Такое определение лесного законодательства нуждается в некоторых комментариях.

Законодатель при определении лесного законодательства пошел по пути понимания законодательства в узком (собственном) смысле.

Еще с советских времен в юридической науке обозначился двоякий подход к самому понятию "законодательство". Различали законодательство в широком и узком смысле слова. Под законодательством в широком смысле понималась внешняя форма выражения объективного права, совокупность актов, с помощью которых воля народа становится общеобязательной. Иными словами, понятием "законодательство" охватывались различные юридические акты, издаваемые уполномоченными государственными органами и устанавливающие нормы права. В их число входили не только законодательные акты, но и многочисленные подзаконные акты.

Под законодательством в узком (собственном) смысле понимались только законы, т.е. нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, принимаемые законодательными органами.

Практически на всем протяжении советского периода истории отечественного права законодательство понималось расширительно. В 1990-е гг. практика законотворчества стала постепенно склоняться к пониманию законодательства в узком (собственном) смысле. Отход от расширительного подхода к определению законодательства был обозначен уже в части первой Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, в котором гражданское законодательство определено как совокупность самого Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения (п. 2 ст. 3).

Впоследствии тенденция использования понятия "законодательство" как совокупности исключительно законодательных актов нашла свое подтверждение в большинстве "отраслеобразующих" федеральных законов - Трудовом кодексе РФ (ст. 5), Земельном кодексе РФ (ст. 2), Водном кодексе РФ (ст. 2) и др.

Однако подход законодателя к определению понятия законодательства отличается крайней непоследовательностью. В некоторых недавно принятых кодексах и иных федеральных законах можно обнаружить примеры возврата к концепции законодательства в широком смысле: под законодательством продолжает пониматься некий неоднородный по своей юридической природе нормативный массив - совокупность нормативных правовых актов, включая сами законы. Так, например, в ст. 5 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ определено, что жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Подобная непоследовательность в подходах к определению законодательства свидетельствует об отсутствии четко сформировавшейся концепции законотворчества, неразработанности по этому вопросу юридической догматики и невысоком уровне юридической техники в федеральном законотворческом процессе.

В связи с этим включение в комментируемую статью, посвященную лесному законодательству, упоминаний о подзаконных актах Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, может быть истолковано как балансировка между определением лесного законодательства в узком смысле, содержащимся в ч. 1 комментируемой статьи, и расширительным подходом к пониманию лесного законодательства, проступающим в ч. ч. 2 - 6 ст. 2 ЛК РФ.

В комментируемой статье к федеральной компоненте лесного законодательства отнесены сам Лесной кодекс РФ и другие федеральные законы. В качестве примеров таких федеральных законов можно привести немногочисленные несистематизированные законодательные акты лесного законодательства: продолжающие действовать нормы Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ (ст. 42 "Лесорубочный билет, ордер и лесной билет" и другие), Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", содержащий, помимо организационных норм и переходных положений, ряд важных материальных норм.

Представление лесного законодательства в виде открытого списка законодательных актов обусловлено отсутствием в ЛК РФ определения лесных отношений - предмета лесного законодательства. Возьмемся утверждать, что отсутствие такого определения представляет серьезный концептуальный изъян современного российского лесного законодательства, который, с одной стороны, препятствует эффективной систематизации лесного законодательства прежде всего из-за отсутствия определения предмета правового регулирования, а с другой стороны, способен привести к многочисленным проблемам правоприменения, вызванным коллизией норм лесного законодательство и норм "непрофильных" отраслей законодательства, регулирующих смежные с лесными отношения (гражданские, земельные, налоговые, административные и другие). Без законодательно закрепленного определения предмета регулирования лесного законодательства становится трудно установить, какое законодательство является специальным, а какое - общим при регулировании отношений по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, повышению их экологического и ресурсного потенциала. Заметим, что в ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года законодатель предпринял попытку определить цели и задачи лесного законодательства (преамбула и ст. 2), а также его предмет - лесные отношения (ст. 5).

Двухуровневая система лесного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральную компоненту (ЛК РФ и другие федеральные законы), так и региональное лесное законодательство, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию лесных отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ.

К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду; федеральная государственная собственность на леса, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране лесных объектов, и т.д.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на леса и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). При этом принятые в соответствии с упомянутой конституционной нормой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Лесное законодательство субъектов РФ формируется в соответствии с Конституцией РФ и с учетом полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, закрепленных в ст. 82 ЛК РФ.

В отдельных случаях в ЛК РФ содержатся отсылочные нормы к конкретным актам лесного законодательства субъекта РФ:

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 29);

- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 30);

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков (ст. 32);

- порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ (ст. 33);

- порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ (ст. 35);

- правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ (ст. 36);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ст. 76).

Обычно в законодательном акте регионального лесного законодательства содержится статья, в которой определяется предмет регулирования лесных отношений на уровне субъекта РФ. Так, в ст. 1 Закона Московской области от 12.07.2007 N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области" установлено, что этот Закон в соответствии с ЛК РФ устанавливает правила использования лесов в Московской области для ведения охотничьего хозяйства, порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд. Кроме того, Законом регулируются отношения, связанные с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Чаще всего законодательство субъекта РФ является несистематизированным. В Ленинградской области, например, принято несколько актов лесного законодательства: областные Законы Ленинградской области от 13.11.2007 N 160-оз "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд", от 11.12.2007 N 173-оз "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области", от 08.11.2007 N 155-оз "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд" и др. В Хабаровском крае действуют Законы Хабаровского края от 24.06.2009 N 250 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области лесных отношений", от 26.12.2007 N 175 "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Хабаровского края", от 14.11.2007 N 157 "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Хабаровского края", от 14.11.2007 N 158 "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Хабаровского края".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.