|
||||
Название документа 3 страницаВажно учесть, что согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, для приобретения субъектами гражданского оборота имущественных прав на лесные участки и лесные насаждения необходимо наличие юридического акта государственной регистрации. В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, определен Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Права на лесные участки признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, если они возникли до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ - до 30 января 1998 г. (п. 1 ст. 33 Федерального закона N 122-ФЗ). Государственная регистрация указанных прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на лесной участок может быть оспорено только в судебном порядке. 4. В силу ч. 2 комментируемой статьи к отношениям, урегулированным лесным законодательством, отнесены только имущественные отношения. К ним относятся общественные отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением имущественными благами - лесными участками и лесными насаждениями. К имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, относятся следующие. I. Отношения по приобретению, осуществлению или отчуждению ограниченных вещных прав на лесные участки и лесные насаждения. В силу ст. 9 ЛК РФ устанавливаются следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки и лесные насаждения: - право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками; - право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут); - право аренды лесных участков; - право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Кроме того, согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, если оно приобретено гражданином до введения в действие ЗК РФ - до 30.12.2001. Однако предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Данное положение распространяется и в отношении лесных участков. Ограниченные вещные права производны и зависимы от права собственности <1>. Важно заметить, что согласно п. 4 ст. 216 ГК РФ вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ. Таким образом, владелец лесного участка в случае нарушения его права может предъявить вещный иск - требование устранения всяких нарушений его права в порядке, предусмотренном гл. 20 ГК РФ. Важно, что согласно ст. 305 ГК РФ владелец лесного участка имеет право на защиту его владения также против собственника. -------------------------------- <1> См.: Гражданское право Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006. Т. 1.
II. Отношения по осуществлению права собственности на лесные участки и лесные насаждения. Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Как установлено в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать земельный участок в широком смысле - в качестве лесного участка, поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Кроме того, в силу ст. ст. 7 и 101 ЗК РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель. Оборот лесных участков и лесных насаждений представляет собой регламентированную правовыми нормами систему юридических актов, направленных на отчуждение и (или) переход субъективных прав на лесные участки и лесные насаждения от одного лица к другому. Важно заметить, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, лесные участки и лесные насаждения отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам имущественных прав. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Значит, для введения лесных участков и лесных насаждений в гражданский оборот необходимо наличие норм, допускающих отчуждение или переход прав на них. Для отчуждения или перехода имущественных прав на лесные участки и лесные насаждения необходимо наличие юридических фактов - конкретных обстоятельств (событий или действий), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей. В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей признаются: 1) договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; 2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) судебные решения, установившие гражданские права и обязанности; 4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом; 5) создание произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) причинение вреда другому лицу; 7) неосновательное обогащение; 8) иные действия граждан и юридических лиц; 9) события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Таким образом, в законе указаны только наиболее распространенные в гражданском обороте действия и события, которые признаются основаниями возникновения прав и обязанностей субъектов имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Приведенный перечень подлежит расширительному толкованию, следовательно, имущественные права и обязанности, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, могут возникать из иных, прямо не запрещенных законом действий граждан и юридический лиц, равно как и из событий. По признаку дозволенности законом возможны правомерные и неправомерные действия. Правомерные - это действия, соответствующие требованиям законов, иных правовых актов и принципов права <1>. --------------------------------
<1> См.: Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2007. Т. 1.
Законодатель в отдельных случаях допускает в качестве основания возникновения имущественных прав и неправомерные действия, например, причинение вреда другому лицу - деликт (гл. 59 ГК РФ). К таким действиям можно отнести самовольное занятие участков лесного фонда, незаконную порубку леса и другие неправомерные действия, влекущие обязанность возместить ущерб, причиненный нарушением лесного законодательства <1>. Кроме того, к неправомерным действиям отнесено неосновательное обогащение (гл. 60 ГК РФ). -------------------------------- <1> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 21.11.2007 N Ф09-9581/07-С4 по делу N А50-6885/2007-Г10; Постановления ФАС Центрального округа от 06.04.2001 N 256/2, от 26.03.2001 N А54-2052/00-с5-с17.
По конструкции п. 1 ст. 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей могут признаваться иные действия граждан и юридических лиц. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ имущественные права могут возникать из иных, прямо не запрещенных законом действий граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает вопрос о способе толкования данной нормы и ее применении: могут ли признаваться основаниями возникновения имущественных прав на лесные участки и лесные насаждения действия публично-правовых (территориальных) образований - Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований? В данном случае необходимо руководствоваться положениями специальных норм, установленных в ЛК РФ. В частности, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования наряду с гражданами и юридическими лицами являются участниками лесных отношений (ч. 1 ст. 4 ЛК РФ). В случае предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (гл. 6 ЛК РФ) или продажи лесных насаждений (гл. 7 ЛК РФ) Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования вступают в имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Кроме того, в силу прямого указания пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве таких оснований. Между тем юридические факты возможны не только в виде активных действий, но и бездействия субъектов права. В связи с этим возникает неопределенность относительно признания бездействия в качестве основания возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Представляется, что основанием возникновения прав и обязанностей могут считаться лишь те действия, в которых в полной мере выражена воля субъекта. Действия являются актами волеизъявления. Бездействие может считаться актом волеизъявления лишь в отдельных случаях, когда это необходимо, исходя из условий гражданского оборота. При этом данные случаи прямо определены в законодательстве. Как пишет профессор О.Н. Садиков, в ГК РФ нет правила общего характера относительно правового значения бездействия, в силу чего правовые последствия должны определяться в этих случаях на основании тех норм, в которых бездействие названо и ему придается определенное правовое значение <1>. Бездействие может признаваться в качестве основания возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, только при наличии правовой нормы, указывающей конкретные условия имущественного оборота. Например, согласно ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в том числе в результате незаконного бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Таким образом, бездействие может признаваться в качестве основания возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, если есть специальная правовая норма, предусматривающая конкретные условия имущественного оборота либо если бездействие не соответствует закону, иным нормативным правовым актам, принципам права. -------------------------------- <1> См.: Гражданское право Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006. Т. 1.
Помимо действий, в п. 1 ст. 8 ГК РФ к основаниями возникновения прав и обязанностей, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, отнесены события. Событиями являются явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека <1>. Важно заметить, что события имеют значение не только для возникновения имущественных прав на лесные участки и лесные насаждения, но могут являться основаниями их изменения или прекращения. В последнем случае могут быть затронуты имущественные интересы владельца лесного участка на основании договора аренды или лица, являющегося стороной договора купли-продажи лесных насаждений. В силу п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут. Договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны и при наличии одновременно условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ: --------------------------------
<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2007. Т. 1.
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. Важно, что указанные обстоятельства должны присутствовать в совокупности. При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств договор не может быть изменен судом в связи с существенным изменением обстоятельств.
Статья 4. Участники лесных отношений
Комментарий к статье 4
В комментируемой статье определен субъектный состав лесных отношений. Участниками (субъектами) лесных отношений, регулируемых лесным законодательством, могут быть: - государство (Российская Федерация); - государственные образования (субъекты РФ); - муниципальные образования; - юридические лица; - граждане. Российская Федерация и субъекты РФ участвуют в лесных правоотношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в лесных правоотношениях через органы местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области лесных отношений закреплены в гл. 9 ЛК РФ (ст. ст. 81 - 84). Помимо ЛК РФ, полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников лесных правоотношений закреплены в иных нормативных правовых актах РФ (например, в Федеральных законах от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" и др.). Полномочия государственных органов власти субъектов РФ могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (например, Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 26-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений", Закон Республики Карелия от 05.05.2008 N 1188-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области лесных отношений", Областной закон Новгородской области от 14.03.2007 N 58-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области лесных отношений", Постановление администрации Тверской области от 16.09.2008 N 338-па "Об осуществлении полномочий в области лесных отношений", Постановление правительства Чукотского автономного округа от 22.12.2006 N 238 "Об уполномоченном органе Чукотского автономного округа по осуществлению отдельных полномочий в области лесных отношений" и др.). Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (например, Постановление главы города Красноярска от 04.08.2009 N 287 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Красноярска", Постановление главы Судогодского района от 16.12.2004 N 2382 "Об утверждении Правил благоустройства, содержания и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах муниципального образования" и др.). Участвуя в имущественных отношениях, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования следуют предписаниям гл. 5 ГК РФ (ст. ст. 124 - 127). 2. Участниками лесных отношений являются также юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Определение юридического лица содержится в ст. 48 ГК РФ. Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и др.). Закрепление статуса участников лесных отношений за юридическими лицами свидетельствует об особом значении частноправовых начал при регулировании лесных отношений. В актах законодательства, где доминируют публично-правовые начала, субъектами соответствующих отношений выступают не юридические лица, а организации (например, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза). Под "гражданами", упомянутыми в комментируемой статье в качестве участников лесных отношений, следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов). В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Поскольку Лесной кодекс РФ не устанавливает особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как участников лесных отношений, последние участвуют в лесных отношениях на территории РФ наравне с гражданами РФ. Правовой статус граждан, участвующих в лесных отношениях, зависит от вида лесных отношений. Участниками одних лесных правоотношений могут быть только дееспособные совершеннолетние граждане (например, отношений по лесопользованию, требующие заключения письменного договора). К участию в других лесных правоотношениях допускаются несовершеннолетние граждане (например, заготовка пищевых лесных ресурсов для собственных нужд). Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статья 5. Понятие леса
Комментарий к статье 5
Приведенная формулировка леса отличается неопределенностью и на первый взгляд приводит к некоторой путанности, с учетом того, что в ЛК РФ 1997 года лес определялся как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Однако, в отличие от предыдущего лесного законодательства, в нынешнем сделан резкий крен в сторону гражданско-правового регулирования лесных отношений. Особенно ярко это диссонирует на фоне платежей за пользование лесами, которым попытались придать частноправовой характер. С учетом данного фактора становится понятным подход законодателя по ряду позиций. Прежде всего это касается исключения леса и многолетних насаждений из перечня недвижимого имущества (см. ст. 130 ГК РФ, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"), и теперь леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. С учетом вышеизложенного лес можно определить как природный ресурс, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и иной растительности, которая располагается на землях лесного фонда и землях иных категорий. Одновременно лес является экологической системой и представляет собой совокупность лесов, кустарников, иной растительности, живых микроорганизмов и животного мира, находящихся в неразрывной взаимосвязи.
Статья 6. Земли, на которых располагаются леса
Комментарий к статье 6
Согласно ч. 1 комментируемой статьи леса располагаются на землях лесного фонда (к землям лесного фонда в соответствии со ст. 101 ЗК РФ относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)) и на землях иных категорий (к землям иных категорий в соответствии со ст. 7 ЗК РФ относятся земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса). Однако остаются вопросы по землям иных категорий. Прежде всего потому, что согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли иных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. По поводу земель иных категорий, на которых располагаются леса, складывается уже определенная судебно-арбитражная практика. ФАС Поволжского округа своим Постановлением от 05.06.2009 по делу N А55-13997/2008 удовлетворил иск о признании незаконным и отмене постановления департамента лесного хозяйства по делу об административном правонарушении за самовольное занятие лесного участка дебаркадером, исходя из содержания ст. ст. 6, 7, 67, 69 ЛК РФ и материалов лесоустройства, в частности, таксационного описания. Суд пришел к выводу, что в состав лесного участка входит озеро, на берегу которого находится дебаркадер, а водоемы, в том числе в составе Саратовского водохранилища, отнесены к землям водного фонда. Следует предположить, что в случае многочисленных судебных разбирательств последует уточнение норм комментируемого Кодекса в части определения земель, на которых могут располагаться леса. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций является одним из основных принципов лесного законодательства. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 ЛК РФ). Виды использования лесов установлены ст. 25 комментируемого Кодекса. Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 12) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 13) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 14) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 15) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 16) осуществление религиозной деятельности; 17) иные виды также допускаются, но с учетом целевого назначения. 3. Наконец, согласно ч. 3 комментируемой статьи границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Земельный кодекс РФ предусматривает, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков (ст. 69 ЗК РФ). А согласно Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: изменения границ объектов землеустройства; выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей; подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3). Согласно ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (ст. 67).
|
||||
|