Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 2 страница



В "лесных" регионах Российской Федерации сформировано развитое лесное законодательство, особое место в котором занимают законы, устанавливающие различного рода нормативы и тарифы лесопользования: Закон Красноярского края от 06.12.2007 N 3-788 "О ставках платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности края, ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности края, в целях его аренды", Закон Ивановской области от 08.12.2008 N 153-ОЗ "Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Ивановской области" и др.

В отдельных субъектах РФ предприняты попытки систематизировать региональное лесное законодательство: Закон Республики Мордовия от 14.06.2011 N 26-З "О регулировании лесных отношений в Республике Мордовия", Закон Тульской области от 05.12.2007 N 917-ЗТО "О лесах Тульской области", Закон Ярославской области от 27.06.2007 N 55-з "О некоторых вопросах регулирования лесных отношений", Закон Омской области от 06.12.2007 N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области", Закон Волгоградской области от 07.04.2008 N 1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области", Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 26-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений", Закон Белгородской области от 16.11.2007 N 164 "О реализации в Белгородской области положений Лесного кодекса Российской Федерации" и др.

2. В ч. 2 комментируемой статьи упоминаются указы Президента РФ, которыми могут регулироваться лесные отношения. Включение этой нормы в текст ЛК РФ представляет собой скорее всего отголосок правовой политики 1990-х гг., вошедшей в историю российского законодательства как эпоха "указного" права. В этот период Президент РФ своими указами заполнял законодательный "вакуум" в различных сферах экономической и социальной жизни. В настоящее время указы главы государства в реальном механизме правового регулирования утрачивают свои былые доминирующие позиции. Президент РФ издает указы для регулирования социально-экономических отношений в случаях, которые, как правило, непосредственно предусматриваются в самом законодательном акте.

Действующий Лесной кодекс РФ не содержит норм, делегирующих Президенту РФ полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. Нормативные указы Президента РФ регулируют прежде всего управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (например, Указ Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").

Особое место в системе нормативных правовых актов подзаконного характера, принимаемых на федеральном уровне, занимают акты Правительства РФ.

3. Нормативным правовым актам Правительства РФ как источникам лесного права посвящена ч. 3 комментируемой статьи. В ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" закреплено, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. При этом уточняется, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Таким образом, нормативными правовыми актами Правительства РФ, регулирующими лесные отношения, могут быть только постановления, но не распоряжения Правительства РФ.

Нормотворческие полномочия Правительства РФ в сфере правового регулирования лесных отношений устанавливаются непосредственно в актах лесного законодательства - Лесном кодексе РФ, Федеральном законе "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По отдельным вопросам лесных отношений Правительство РФ в соответствии с предписаниями лесного законодательства обязано принять соответствующие постановления, по другим оно может реализовать нормотворческие полномочия по своему усмотрению.

Заметим также, что в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" ряд полномочий в сфере правового регулирования лесных отношений, ранее закрепленных за Правительством РФ непосредственно, переданы федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ. Таким образом, сфера нормотворческой деятельности Правительства РФ по регулированию лесных отношений в настоящее время сузилась. Пояснения требует тот факт, что по отдельным вопросам, нормотворчество по которым в силу предписаний Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ передано федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ, Правительством РФ в течение 2007 - 2008 гг. были приняты ряд постановлений, которые продолжают действовать до тех пор, пока уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ни примет по этому вопросу соответствующий нормативный правовой акт.

Сейчас Правительство РФ согласно предписаниям Лесного кодекса РФ наделено правом устанавливать:

- порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ (ст. 20);

- порядок подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждения (ст. 22);

- правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов (ст. 53);

- порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форму, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ (ст. 53.3);

- классификацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций (ст. 53.6);

- ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды (ст. 73);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности (ст. 76);

- методики распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ для осуществления передаваемых полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (ст. 83);

- порядок расходования и учета средств, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (ст. 83);

- размер и порядок взимания платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра (ст. 91);

- правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор (ст. 96);

- порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах (ст. 97);

- таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (ст. 100);

- функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон (ст. 105).

Реализуя перечисленные полномочия, Правительство РФ принимает постановления, в которых, как правило, указываются статьи Лесного кодекса РФ, в соответствии и во исполнение которых принимаются данные подзаконные нормативные правовые акты. В качестве примеров приведем Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон", от 03.02.2010 N 47 "Об утверждении Правил хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор".

4. Часть четвертая комментируемой статьи посвящена нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Это норма, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных как в самом ЛК РФ, так и в подзаконных актах Президента РФ и Правительства РФ.

В Лесном кодексе РФ содержится большое количество норм, наделяющих федеральные органы исполнительной власти правам принимать нормативные правовые акты в области лесных отношений (см., например: ст. ст. 15, 26, 29, 31, 32, 38 - 41, 43 и т.д.).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), является Федеральное агентство лесного хозяйство (Рослесхоз).

В п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства содержится открытый перечень нормативных правовых актов, которые уполномочен принимать Рослесхоз (порядок исчисления расчетной лесосеки; порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых; порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга; порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород; порядок заполнения и подачи лесной декларации и ее форма; порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов; правила заготовки древесины; правила заготовки живицы; правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и др.).

Реализуя соответствующие полномочия, Рослесхоз принимает нормативные приказы (например, Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки", Приказ Рослесхоза от 27.12.2010 N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых", Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" и др.).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий (п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации").

Так, в соответствии с п. 5.2.45 Положения о Минприроды России это Министерство принимает нормативные акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (например, Приказ Минприроды РФ от 08.09.2010 N 357 "Об утверждении Особенностей рубки лесных насаждений и воспроизводства видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников при использовании лесов для строительства или реконструкции объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта").

Отметим, что до принятия Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с которым Рослесхоз стал уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), соответствующую функцию выполняло Министерство сельского хозяйства РФ. Принятые им ранее нормативные приказы, регулирующие лесные отношения, продолжают действовать до тех пор, пока новые нормативные правовые акты не будут приняты Рослесхозом. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 26 Лесного кодекса РФ Министерство сельского хозяйство РФ издало Приказ от 08.12.2008 N 529 "О Лесной декларации", которым был утвержден Порядок заполнения и подачи Лесной декларации (приложение N 1), а также ее форму (приложение N 2).

5. Часть 5 комментируемой статьи посвящена нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения, которые издают органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Лесного кодекса РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

В отдельных случаях (ч. 4 ст. 76, ч. 3 ст. 77, ч. 3 ст. 86, ч. 2 ст. 87 и т.д.) Лесной кодекс РФ непосредственно предписывает органам государственной власти субъектов РФ принять акты, регулирующие лесные отношения. В других случаях это делается опосредствованно - через определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений (ст. 82) и случаев передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ (ст. 83).

Вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений затронут также в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. 60 п. 2 ст. 26.3).

На уровне субъекта РФ нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие лесные отношения, могут приниматься:

- высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ): Указ губернатора Красноярского края от 22.04.2008 N 60-уг "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", Указ губернатора Новгородской области от 26.12.2008 N 304 "Об утверждении Лесного плана Новгородской области", Указ главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195 "Об утверждении Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия";

- правительством субъекта РФ: Постановление правительства Хабаровского края от 04.06.2008 N 135-пр "Об утверждении Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края", Постановление правительства Омской области от 27.03.2008 N 34-п "Об утверждении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан";

- органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ: Приказ Госкомлеса Республики Хакасия от 29.09.2009 N 357 "Об организации использования лесов в целях осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд", Приказ Министерства природных ресурсов Калужской области от 22.01.2009 N 7 "О Перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор", Приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 26.06.2009 N 378 "Об утверждении порядка заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" и т.д.

6. В ч. 6 комментируемой статьи содержится упоминание о муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих лесные отношения. Такие акты принимаются органами местного самоуправления на основании и во исполнение Лесного кодекса РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут приниматься органами местного самоуправления только в пределах установленных полномочий. Муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы местного значения, относящиеся к предмету лесного законодательства, закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. п. 19 и 32 ч. 1 ст. 14, п. п. 25 и 38 ч. 1 ст. 16 и др.). Наряду с этим в самом Лесном кодексе РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений (ст. 84).

Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становящиеся источниками лесного права (например, Постановление главы г. Красноярска от 04.08.2009 N 287 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска", Постановление администрации Валдайского муниципального района Новгородской области от 08.02.2006 N 83 "О порядке предоставления участков лесного фонда для отпуска древесины населению", решение Собрания депутатов муниципального образования "Оршанский муниципальный район" от 25.12.2007 N 404 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов, ставках платы за единицу объема древесины и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования "Оршанский муниципальный район" и т.д.).

В тексте муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, как правило, содержится указание на законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми был приняты муниципальные источники лесного права. Например, в решении Думы г. Братска от 26.05.2008 N 540/г-Д, которым утверждены Положения о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Братска, отмечается, что данный муниципальный правовой акт принят в целях установления единого порядка ведения лесного хозяйства, на основании ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 84 ЛК РФ.

 

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством

 

Комментарий к статье 3

 

1. Лесные отношения согласно ч. 1 комментируемой статьи регулируются лесным законодательством. В свою очередь, лесное законодательство состоит из комментируемого Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, которые не должны противоречить комментируемому Кодексу и другим федеральным законам. Перечень этих актов широк, и следуют они в иерархической последовательности нормативных актов и полномочий органов государственной власти по уровням государственного устройства (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ). Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут также издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Собственно к регулируемым отношениям относятся отношения по использованию, охране и защите лесов; отношения, возникающие при организации воспроизводства лесов, лесоустройства, управления лесами, и т.д. Перечень их в целом соответствует главам комментируемого Кодекса.

2. В ч. 2 комментируемой статьи определены правила применения гражданского законодательства, а также Земельного кодекса РФ к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, урегулированы гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ и (или) другими федеральными законами. Кроме того, если иное не установлено ЛК РФ и (или) другими федеральными законами, к указанным отношениям применяются нормы Земельного кодекса РФ. Важно заметить, что иные правила относительно применения гражданского законодательства и Земельного кодекса РФ к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, могут устанавливаться исключительно ЛК РФ и (или) федеральными законами. Таким образом, в ЛК РФ в качестве общего правила предусматривается возможность применения к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, норм гражданского законодательства РФ, а также норм Земельного кодекса РФ. Отступление от данного общего правила допускается при наличии специального указания об этом в ЛК РФ и (или) в федеральном законе - нормативном правовом акте, принятым высшим органом государственной власти на федеральном уровне правового регулирования и обладающим высшей юридической силой по отношению к иным правотворческим актам. Во всяком случае в подзаконных нормативных правовых актах не может содержаться норм, устанавливающих исключение из указанного общего правила.

Весьма показательно, что в силу ч. 2 комментируемой статьи к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, может применяться гражданское законодательство.

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Важно отметить, что в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ не входят в гражданское законодательство нормативные правовые акты, имеющие подзаконный характер: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ и других законов, указов Президента РФ, а также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, принятые в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

В силу п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Правовая сущность имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, состоит в совершении юридических актов передачи прав владения, пользования и (или) распоряжения лесными участками и лесными насаждениями. Важно заметить, что в ч. 2 комментируемой статьи не указывается другой вид гражданско-правовых отношений - личных неимущественных, связанных с имущественными, возникающих по поводу нематериальных благ (например, по поводу реализации права свободного передвижения, права выбора места пребывания и жительства, защиты деловой репутации и других). Таким образом, в сфере оборота лесных участков и лесных насаждений исключается возможность возникновения личных неимущественных отношений, связанных с имущественными или вытекающими из них.

Содержание имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, составляют субъективные права и обязанности их участников.

Лесные участки и лесные насаждения являются объектами имущественных прав. В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимым вещам (недвижимость). Согласно ст. 128 ГК РФ вещи относятся к объектам гражданских прав. В отношении данных объектов могут возникать вещные права, опосредующие абсолютные гражданско-правовые отношения:

- право собственности;

- право постоянного (бессрочного) пользования;

- право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

- право аренды;

- право безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, если оно приобретено гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ - до 30 октября 2001 г. (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Однако предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. При этом необходимо учесть, что данное положение распространяется и в отношении лесных участков.

Согласно ст. 9 ЛК РФ названные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

3. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве объектов имущественных отношений названы лесные участки и лесные насаждения.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ. При этом необходимо осуществление работ по проектированию лесного участка - подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка.

Обязательным условием придания земельному участку статуса лесного участка является проведение государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Согласно ч. 3 ст. 1 данного Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Важно заметить, что до 1 января 2010 г. допускалось предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 г. предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Законодатель не связывает статус лесного участка с его обязательным расположением на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Кроме того, лесные участки могут находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований.

Верховным Судом РФ признан особый правовой режим лесных участков по сравнению с земельными участками: "Правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом" <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 N ГКПИ07-936.

 

Можно сделать вывод о том, что понятие "лесной участок" применяется к земельным участкам, границы которых определены в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ, располагающимся на землях лесного фонда и землях иных категорий.

К лесным насаждениям в силу ч. 1 ст. 16 ЛК РФ относятся деревья, кустарники, лианы в лесах. При этом по смыслу закона также не имеет значения расположение лесов на определенной категории земель.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.