|
|||
Название документа 7 страница1) осуществления работ по геологическому изучению недр; 2) разработки месторождений полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в указанных выше целях не должны быть запрещены или ограничены в защитных лесах в соответствии с законодательством РФ (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2011 по делу N А70-5649/2010). Необходимо отметить, что законодательством предусмотрены случаи, когда указанное исключение не действует в отношении некоторых категорий защитных лесов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 107 ЛК РФ запрещается проведение рубок лесных насаждений, как сплошных, так и выборочных, на заповедных лесных участках (см., например: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А26-2602/2008). Также запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (см. пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"). До недавних пор проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещалось в лесах, расположенных в водоохранных зонах. В таких лесах разрешалось проведение только выборочных рубок лесных насаждений очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающих формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485; Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N А33-18168/2008-03АП-1374/2009, от 21.05.2009 N А33-17777/2008-03АП-1559/2009, от 08.06.2009 N А33-18169/2008-03АП-1804/2009; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2009 по делу N А33-17777/08; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2011 по делу N А13-4715/2010). Однако с января 2011 года в таких лесах разрешено проводить сплошные рубки в случаях, указанных в ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ. В отношении других категорий защитных лесов указанное исключение, заключающееся в предоставлении возможности проведения сплошных рубок, действует. Например, это касается лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ч. 1 ст. 105 ЛК РФ), ценных лесов (ч. 1 ст. 106 ЛК РФ), особо защитных участков лесов, за исключением заповедных лесных участков (ч. 2 ст. 107 ЛК РФ), а также лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п. 4 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утв. Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 181). В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных (п. 8 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181). 5. В ч. 5 комментируемой статьи в качестве условия осуществления сплошных рубок на участках, предназначенных для заготовки древесины, устанавливается необходимость воспроизводства лесов. Воспроизводство лесов является одним из основополагающих, базовых принципов лесного законодательства. Воспроизводство лесов в соответствии с ч. 2 ст. 61 ЛК РФ осуществляется в форме лесовосстановления и ухода за лесами. Правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении каждого лесного района (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ, пп. 5.3.17, 5.3.19 п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736). Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, лесовосстановление начинается в срок не позднее двух лет с момента окончания рубок (абз. 2 п. 30 Правил заготовки древесины). При отводе лесных насаждений в сплошную рубку выделяются участки леса площадью более 1 гектара, на которых имеются подрост и молодняк в количестве, достаточном для обеспечения естественного восстановления леса с преобладанием лесных насаждений ценных лесных древесных пород, и участки, где после завершения рубок требуются меры по лесовосстановлению (абз. 13 п. 14 Правил лесовосстановления, утв. Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 183). На лесосеках сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений при содействии естественному лесовосстановлению сохраняются выделенные при отводе лесосек источники обсеменения, к которым относятся единичные семенники, семенные группы, куртины, полосы, а также стены леса, если в них есть семенные деревья (п. 51 Правил заготовки древесины). Сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений могут быть с предварительным лесовосстановлением (появление нового молодого поколения леса под пологом существующего древостоя) и с последующим лесовосстановлением (образование нового поколения леса после рубки спелого древостоя) (п. 42 Правил заготовки древесины). Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками. Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность (абз. 10, 11 п. 61 Правил заготовки древесины). На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление обеспечивается арендаторами этих участков, на иных участках - органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. 4 Правил лесовосстановления, утв. Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 183). О воспроизводстве лесов составляется отчет, который представляется лицами, осуществляющими воспроизводство, в органы государственной власти и местного самоуправления ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчеты о воспроизводстве лесов должны содержать информацию об объемах фактически выполненных мероприятий по воспроизводству лесов за период с начала года до конца отчетного квартала. В четвертом квартале приводится информация за отчетный год (см. Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, утвержденный Приказом МПР России от 09.07.2007 N 175). Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками (ч. 4 ст. 61 ЛК РФ). 6. Часть 6 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, предусматривающую запрет на осуществление сплошных рубок в предусмотренных федеральным законодательством случаях. Такого рода запрет касается в основном проведения рубок в лесах определенных категорий, в частности, в защитных лесах. Так, запрещаются сплошные рубки: - в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ч. 3 ст. 103 ЛК РФ, п. 6 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях"); - в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников (ч. 2 ст. 103 ЛК РФ, п. 5 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181); - в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ); - в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ и ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса (ч. 1 ст. 105 ЛК РФ); - в ценных лесах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (ч. 1 ст. 106 ЛК РФ); - на заповедных лесных участках (п. 1 ч. 2 ст. 107 ЛК РФ); - на особо защитных лесных участках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ, ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ (п. 1 ч. 2.1 ст. 107 ЛК РФ); - в лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике (п. 8 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181); - в лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их охранных зон, в случае, если это влечет за собой нарушение сохранности памятников природы (п. 9 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181); - на территории второй зоны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, кроме санитарных рубок (абз. 15 п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425), и др. Нарушение запрета, установленного ч. 6 комментируемой статьи, влечет за собой уголовную ответственность по ст. 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" Уголовного кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 утверждены Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксы для исчисления размера причиненного ущерба.
Статья 18. Подсочка лесных насаждений
Комментарий к статье 18
1. Подсочка лесных насаждений является способом заготовки живицы (см. ч. 1 ст. 31 ЛК РФ). В подсочку отводятся спелые и перестойные сосновые, еловые, лиственничные лесные насаждения, предназначенные для заготовки древесины в соответствии с их целевым назначением, а также средневозрастные, приспевающие и спелые пихтовые лесные насаждения, предназначенные для заготовки древесины (п. 10 Правил заготовки живицы, утвержденных Приказом МПР России от 21.06.2007 N 156). Не допускается проведение подсочки (п. 13 Правил заготовки живицы): а) лесных насаждений в очагах вредных организмов до их ликвидации; б) лесных насаждений, поврежденных и ослабленных вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов; в) лесных насаждений в лесах, где в соответствии с законодательством РФ не допускается проведение сплошных или выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в целях заготовки древесины; г) постоянных лесосеменных участков, лесосеменных плантаций, генетических резерватов, плюсовых деревьев, семенников, семенных куртин и полос. Устанавливается различный порядок проведения подсочки в отношении различных видов лесных насаждений. Так, срок проведения подсочки сосновых лесных насаждений не должен превышать 15 лет, еловых лесных насаждений - 3 лет, лиственничных лесных насаждений - 5 лет, а пихтовых - 1 года. Для указанных видов лесных насаждений установлены различные размеры надрезов, производимых на стволах деревьев, а также различные способы подсочки. Проведение подсочки лесных насаждений включает выполнение следующих видов работ: подготовительные, основные производственные и заключительные (п. 3 Правил заготовки живицы). Подготовительные работы осуществляются в целях обеспечения безопасных условий труда и включают, в частности, уборку зависших, сухих, усыхающих, пораженных вредными организмами и т.п. деревьев, расчистку мест для работы, строительство объектов лесной инфраструктуры, разграничение отведенных в подсочку лесных насаждений на делянки (без права рубки лесных насаждений). Основные производственные работы включают: периодическое нанесение на стволы деревьев специальных надрезов - подновок, обработку подновок стимуляторами выхода живицы, сбор живицы с прочисткой желобков, упаковку живицы в тару и организацию ее хранения в лесу, транспортировку живицы из леса. Заключительные работы заключаются в снятии со стволов деревьев каррооборудования, его ремонте и складировании, а по окончании периода проведения подсочки - сборе и транспортировке каррооборудования к местам его хранения, уборке объектов лесной инфраструктуры (п. п. 4, 6, 9 Правил заготовки живицы). Фонд подсочки древостоев и виды подсочки, а также нормативы количества карр на дереве и ширины межкарровых ремней указываются в гл. 2 лесохозяйственного регламента (п. 6.2 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденных Приказом МПР России от 19.04.2007 N 106). Также подсочка лесных насаждений может производиться в процессе сбора древесных соков. Например, в соответствии с п. 18 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных Приказом МПР России от 10.04.2007 N 83, способом подсочки осуществляется заготовка березового сока в насаждениях, где проводятся выборочные рубки. Разрешается осуществлять заготовку березового сока с деревьев, намеченных в рубку. 2. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается, что подсочка может осуществляться исключительно на лесных участках, предоставленных для заготовки живицы, сбора древесных соков. Необходимо отметить, что существуют территории, на которых заготовка живицы, а значит, и подсочка лесных насаждений, запрещена законодательством. Так, запрещается заготовка живицы на территориях национальных парков (пп. "е" п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", абз. 12 п. 9 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 10.08.1993 N 769), в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (абз. 3 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643), на территории государственных природных заповедников (абз. 4 п. 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48). Для заготовки живицы не предоставляются лесные насаждения, расположенные в очагах вредных организмов, а также ослабленные и поврежденные насаждения (п. 47 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414). На территории государственных природных заказников общереспубликанского (федерального) значения и их отдельных участках заготовка живицы может быть запрещена или ограничена полностью или частично, постоянно или временно (абз. 3 п. 9 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14). Между тем на лесных плантациях осуществление подсочки лесных насаждений допускается без ограничений (ч. 5 ст. 42 ЛК РФ). 3. В ч. 3 комментируемой статьи перечисляются нормативные правовые акты, осуществляющие регулирование порядка проведения подсочки лесных насаждений. Это Правила заготовки живицы и Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Необходимо отметить, что в настоящее время порядок осуществления подсочки продолжает регулироваться Правилами подсочки в лесах Российской Федерации, утвержденными Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.12.1993 N 347, в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ (см. ст. 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"). При осуществлении подсочки лесных насаждений необходимо соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные разд. IV Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, а также требования санитарной безопасности, предусмотренные п. п. 48, 49 Правил санитарной безопасности в лесах.
Статья 19. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов
Комментарий к статье 19
1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов являются важнейшей составляющей бережного и рационального отношения к природным ресурсам. Нормы комментируемой статьи возлагают исполнение данной обязанности как на органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и на лиц, использующих леса. Часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, согласно которой разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам охраны, защиты, воспроизводству лесов осуществляется по правилам, установленным в ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ. Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ содержит специальную главу, регламентирующую порядок охраны и защиты лесов (см. комментарий к гл. 3 ЛК РФ), а также главу, устанавливающую порядок восстановления лесов (см. комментарий к гл. 4 ЛК РФ). 2. В части 2 комментируемой статьи устанавливается порядок осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если осуществление таких мероприятий не возложено на лиц, использующих леса. В этом случае происходит размещение заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Размещение такого заказа осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Вместе с тем ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи устанавливаются особенности размещения государственных (муниципальных) заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. 3. Так, в соответствии с ч. 3 размещение заказа на выполнение указанных работ должно осуществляться с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях согласно комментируемой статье заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений. В случае если договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины (ч. 4 комментируемой статьи). Особенности самой процедуры размещения заказа и заключения соответствующего договора в силу ч. 5 ст. 19 ЛК РФ устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким органом в настоящее время является Министерство экономического развития РФ. Приказом Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" устанавливаются ряд существенных особенностей в отношении порядка размещения государственного (муниципального) заказа на выполнение указанных работ и порядка определения их объемов. Во-первых, объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов, указываемые в конкурсной документации или документации об аукционе, определяются исходя из лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков), лесоустроительной документации, результатов лесопатологических и иных обследований. Во-вторых, размещение заказа на выполнение указанных работ должно осуществляться на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка. Исключение составляют авиационные работы по охране и защите лесов, а также работы по тушению пожаров. В-третьих, размещение заказов на выполнение авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров осуществляется по отдельному лесному участку, отдельному лесничеству (лесопарку) или нескольким лесным участкам, лесничествам (лесопаркам) либо в целом по субъекту РФ.
Статья 20. Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы
Комментарий к статье 20
1. В силу ч. 1 комментируемой статьи право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, добытые при использовании леса в установленном законом порядке, возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Важно заметить, что право собственности может возникать только при использовании лесов в порядке, предусмотренном законом. Согласно ч. 1 ст. 25 ЛК РФ возможны следующие виды использования лесов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцы, сеянцы); 12) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 13) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 14) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов <1>; -------------------------------- <1> Необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети".
15) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 16) осуществление религиозной деятельности; 17) иные виды использования лесов, определенные согласно ч. 2 ст. 6 ЛК РФ. Согласно ч. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Таким образом, перечень видов использования лесов подлежит расширительному толкованию. При этом иные виды использования лесов могут осуществляться исключительно в полном соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса, и при соблюдении правил лесопользования. Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель в Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)). Согласно п. 6 ст. 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством. Таким образом, установленный правовой режим приобретения права собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы распространяется на граждан и юридических лиц только в том случае, если они используют леса в полном соответствии с действующим законодательством, являются добросовестными титульными владельцами. Лесные участки и лесные насаждения должны быть предоставлены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные насаждения могут передаваться по договору купли-продажи. 2. В Лесном кодексе РФ не дано определений граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает неопределенность относительно возможности использования лесов иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также возникновения у них права собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы. Важно, что согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 3 ст. 71 и ч. 3 ст. 75 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений применяются положения об аренде и о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Профессор А.А. Ялбулганов указывает, что в ЛК РФ, с одной стороны, не названы иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица в составе участников лесных отношений, но с другой - не содержится запрета на заключение этими категориями лиц договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и ГК РФ, названные категории лиц могут заключать соответствующие договоры <1>. -------------------------------- <1> См.: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007.
Исходя из содержания статей ЛК РФ, по общему правилу лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может использовать леса в предусмотренных случаях. Согласно ч. 3 ст. 25 ЛК РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кроме того, в силу ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 42 ЛК РФ заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства на лесных участках, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины и иных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность. Однако ЛК РФ может содержать исключения, при которых использование лесов разрешается только гражданам для собственных нужд, не связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью (ч. 3 ст. 77 ЛК РФ). Необходимо заметить, что согласно комментируемой статье объектами права собственности граждан и юридических лиц могут быть только древесина и иные добытые лесные ресурсы, но не лесные участки. Таким образом, основания приобретения права собственности граждан и юридических лиц, предусмотренные гражданским законодательством, применяются только к древесине и иным добытым лесным ресурсам. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи древесина является видом лесных ресурсов. Лесные ресурсы - это: 1) вид природных ресурсов; 2) древесина (для целей ЛК РФ); живица; недревесные лесные ресурсы (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы); пищевые лесные ресурсы; лекарственные растения; выращиваемые в лесах лесные растения (плодовые, ягодные, декоративные, лекарственные) <1>. -------------------------------- <1> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М., 2008.
3. Правовой режим приобретения права собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы основывается на нормах гл. 14 ГК РФ. Следует отметить предусмотренные законом основания приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности, применимые к таким объектам вещных прав, как древесина и иные лесные ресурсы. Во-первых, предусматривается приобретение права собственности на плоды, полученные в результате использования имущества.
|
|||
|