Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимулянты (кокаин, амфетамины, кофеин и др.) 8 страница



 

Лечение сексуальных девиаций особенно сложно, так как они коренятся в детском опыте, "отменить" который невозможно, лекарства в таких случаях бессильны. Можно лишь: а) уменьшить внутреннее напряжение личности, сделать сексуальную девиацию менее значимой и навязчивой; б) ослабить половое влечение; в) изменить, модифицировать наиболее одиозные формы сексуального поведения.

 

Первая стратегия направлена на то, чтобы разблокировать девиацию, сделать ее более понятной и благодаря этому - менее вынужденной. Это может быть достигнуто с помощью как психоанализа, так и других форм психотерапии.

 

Немецкие сексологи во главе с Эбергардом Шоршем предложили для этого метод так называемого эвристического процесса поиска. Терапевт помогает пациенту разобраться в симптомах своей девиации и в том, какое они имеют значение для его психического равновесия. Затем уточняется лежащая в основе этих симптомов проблематика, выясняется, чем пациент мог бы компенсировать или обуздать свои девиантные влечения; анализируется уровень межличностных отношений пациента, какие из них можно использовать в терапевтических целях. И, наконец, с этих позиций рассматривается актуальная психосоциальная позиция пациента. Все это, вместе взятое, повышает уровень самосознания личности и дает ей дополнительные возможности для самоконтроля. Длительное (от 35 до 60 сеансов в течение года или двух лет) применение этой психотерапии к 86 эксгибиционистам, педофилам и вуайерам дало очень хорошие результаты у одной пятой, средние - у двух пятых и неудовлетворительные - также у двух пятых этой группы. Хотя их парафилии полностью не исчезли, люди обрели относительное психологическое благополучие, позволяющее в дальнейшем избегать конфликта с законом.

 

При особенно опасных парафилиях (агрессивная педофилия, садизм) единственно возможная форма профилактики - снижение уровня полового влечения. Раньше для этого кое-где применяли кастрацию или хирургические операции на гипоталамусе. Сейчас эти методы осуждаются. Та же цель может быть достигнута фармакологически - регулярным приемом антиандрогенов. Однако гормональные препараты не излечивают сексуальных девиаций, а только снижают уровень либидо, облегчая сознательный самоконтроль.

 

В некоторых случаях, чтобы не попадать в тюрьму, человеку достаточно модифицировать внешние формы своего сексуального поведения. Этому служат разные варианты поведенческой терапии, от весьма жестокой аверсивной терапии (у человека вырабатывают отвращение к определенным действиям, сопровождая их неприятными раздражителями вроде электрошока или рвотного рефлекса) до более гуманной и тонкой психотерапии, основанной на методах внушения.

 

Самая эффективная терапия сексуальных девиаций, применяемая в США по инициативе Джона Мани с 1966 года, основана на сочетании антиандрогенного препарата депопровера и специальной психотерапии. Однако это можно делать только по назначению врача (другие антиандрогены дают нежелательные побочные результаты) и под строгим контролем в течение многих лет, а то и всей жизни. Стоит только прекратить прием депо-проверы, как пациент снова совершает действия, приведшие его в тюрьму.

 

Вообще отношение к сексуальным меньшинствам не столько медицинская, сколько социальная проблема. Есть формы поведения, которые нетерпимы в цивилизованном обществе, они требуют лечения и строгого контроля. Но не все можно и нужно регламентировать. Культура - прежде всего гуманность и терпимость. Между тем, по мудрому замечанию Ф. М. Достоевского, "весьма многие люди больны именно своим здоровьем, непомерной уверенностью в своей нормальности и тем самым заражены страшным самомнением, бессовестным самолюбованием, доходящим иной раз чуть ли не до убеждения в своей непогрешимости". Такая установка гораздо опаснее любых сексуальных девиаций.

 

Мы -- сумма всех мгновений нашей жизни;

всё, что есть мы, заключено в них,

и ни избежать, ни скрыть этого мы не можем.

Томас Вулф

Младенчество и детство

 

Человек изменяется и развивается на протяжении всей своей жизни, от рождения до смерти. Это касается и психосексуального развития. Большая часть научной и едва ли не вся популярная сексологическая литература строится по возрастному принципу: "Детская и юношеская сексуальность", "Любовь и сексуальность до 30", "От мальчика к мужчине", "Сексуальность в зрелом и пожилом возрасте" и т. д. Но, несмотря на обилие эмпирических данных, мы знаем о развитии сексуальности гораздо меньше, чем нужно.

 

Первая трудность -- многомерность психосексуального развития. С одной стороны, это определенный аспект онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма. С другой стороны, это результат половой/гендерной социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Сексуальное поведение и мотивация индивида зависят от обоих этих факторов, но периодизация, основанная на стадиях развития организма, не может совпадать с периодизацией, основанной на структуре жизненного пути личности.

 

Вторая трудность -- множественность типов психосексуального развития.

 

До появления психоанализа младенчество и раннее детство считались принципиально асексуальными, а то и вовсе бесполыми. "Детская невинность" означает блаженное неведение и отсутствие каких бы то ни было эротических интересов, пока ребенка не развратят взрослые. Нужно прямо сказать: это совсем не так.

 

Разумеется, до начала полового созревания ребенок не имеет сексуальных потребностей во взрослом понимании этого слова эта сторона жизни является для него периферийной. Тем не менее уже у младенцев существуют некоторые сексуальные автоматизмы, а у детей -- соответствующие интересы, тесно связанные с формированием половых ролей и идентичности, о чем уже говорилось выше.

 

Понятие "детской сексуальности" весьма расплывчато, и в ее объяснении существуют две типичные ошибки.

 

1) Любое детское поведение, так или иначе связанное с половыми органами, объясняется по аналогии с поведением взрослых и описывается в тех же самых терминах: если ребенок под сматривает за сексуальными отправлениями других, это называют вуайеризмом, если он демонстрирует собственные половые органы -- эксгибиционизмом и т. п. Специалисты понимают условность таких наименований, но у широкой публики они вызывают неуместные страхи, мысли о патологии. Поэтому этих терминов лучше избегать.

 

2) Принципиальное отрицание возможности эротических переживаний до начала полового созревания.

 

Хотя никто не считает наблюдаемые у новорожденных мальчиков эрекции показателями сексуального возбуждения, уже маленькие дети обоего пола могут испытывать оргазмоподобные переживания. По наблюдениям Кинзи, на это способны свыше половины 3-4-летних мальчиков и почти все младшие, допубертатные подростки. У новорожденных девочек наблюдается любрикация (увлажнение) влагалища. Раздражение и стимуляция половых органов вызывают у детей приятные ощущения и повышенное внимание к этим частям тела.

 

Первоначально интерес ребенка направлен на собственное тело; трогая свои половые органы, он играет с ними точно так же, как с другими частями тела. Если он вдобавок получает от этого приятные ощущения, интерес к ним усиливается, игра превращается в мастурбацию, которая дает ребенку эмоциональное удовольствие. Младенческая мастурбация является спонтанной, бессознательной, однако интенсивная самостимуляция чаще наблюдается у детей, испытывающих дефицит эмоционального тепла, заброшенность и иные трудности.

 

Более или менее осознанное влечение к половой сфере связано с усвоением ребенком половой роли. Между двумя и пятью годами дети начинают интересоваться анатомическими различиями между полами, задают бесчисленные вопросы, усиленно подглядывают за тем, что происходит в туалетах, ванных комнатах и т.д. Четверть ленинградских матерей, опрошенных Д.Н. Исаевым и Н. В. Александровой, замечали, что их дети (младше семи лет) подглядывали за обнаженными взрослыми.

 

Еще чаще это происходит в детских учреждениях. Многие дети охотно показываются голышом старшим или ровесникам; иногда это носит демонстративный характер.

 

Среди дошкольников широко распространены так нызываемые социосексуальные игры (в "папу-маму", в "доктора"), в которых дети показывают друг другу свои половые органы, ощупывают друг друга или даже имитируют половой акт.

 

Демонстрацию или ощупывание гениталий в детстве со сверстниками противоположного пола ретроспективно признали половина мужчин и около трети женщин из "очищенной" выборки Кинзи, а со сверстниками собственного пола -- 54 4 процента мужчин и 34,8 процента женщин. При непосредственном опросе допубертатных мальчиков эти цифры повышаются соответственно до 70 и 60 процентов. Имитация полового акта и орально- или анально-генитальные контакты у детей значительно реже, но отнюдь не являются чем-то исключительным.

 

Степень распространенности детских сексуальных игр и сама их техника существенно различны в разных социальных, культурных и этнических средах. Термины "сексуальная игра" или "гомосексуальная игра" условны. Они описывают поведение, не раскрывая его сути. Мотивы участвующего в таких играх ребенка могут быть самыми разными. Иногда тут нет ничего эротического, это просто исследовательская деятельность или обычная ролевая игра, в ходе которой ребенок осваивается с определенными социальными ролями и ситуациями.

 

 

Тем не менее широкая распространенность таких игр, даже в условиях жесткого родительского контроля, свидетельствует об их психологической закономерности, особенно если вспомнить приведенные выше этнографические данные и сведения о половой социализации у приматов. Панический ужас взрослых, сталкивающихся с подобными случаями, наивен и может только травмировать ребенка. Ошибочным представляется и мнение Фрейда о "латентной фазе" психосексуального развития, когда ребенок якобы вообще не интересуется проблемами пола. Просто семи-десятилетний ребенок уже знает основные правила приличия, поэтому его поведение более скрытно и по своим мотивам качественно отличается от поведения трех-пятилетнего. Но интерес к половой жизни, как и некоторые формы сексуального экспериментирования, не исчезает, а видоизменяется. Когда маленький ребенок настойчиво вторгается в запретную область или нарушает принятые в ней правила (например, демонстрирует половые органы или произносит "неприличные" слова) -- это, в большинстве случаев, не сексуальный, а социальный эксперимент -- нарушение правила как способ его проверки и познания.

 

Можно считать доказанным, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его раннее детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью; общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений; терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе; отсутствие жестких запретов на слова; готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы -- все это облегчает ребенку формирование здорового отношения к сексуальности. Однако они, в свою очередь, зависят от социокультурных условий: образовательного уровня родителей, их моральных принципов и собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентации культуры, на которую осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, вербальные запреты, телесный канон и т. п.

 

В принципе нет ничего страшного, если ребенок видит родителей, не говоря уже о братьях и сестрах, обнаженными; это избавит его от необходимости подсматривать и научит воспринимать наготу как нечто естественное. Но если в культуре и среди окружающих людей нагота строго табуируется, такое поведение родителей будет выглядеть экзотическим, и когда ребенок расскажет об этом сверстникам, он невольно окажется в центре отнюдь не благожелательного внимания, что неминуемо вызовет конфликты, сомнения в правильности поведения родителей и т. д. Единственный общий совет, который можно дать родителям,-- ведите себя так, как для вас естественно, но с учетом окружающей культуры, чтобы не ставить своего ребенка в конфликтные ситуации.

 

Сексуальная социализация ребенка в еще большей мере, чем гендерная, происходит под влиянием не только взрослых, но и сверстников. Чем старше ребенок, тем сильнее это влияние.

 

Возьмем, к примеру, мастурбацию. У детей моложе десяти лет она втрое чаще является их собственным "открытием", чем результатом научения. Девятилетняя девочка спрашивает у матери, почему, когда она быстро "съехала" по канату на уроке физкультуры, ей "было так приятно-приятно вот здесь?", 10-летний мальчик открыл способ вызывать непонятные для него, но очень приятные ощущения, пытаясь воспроизвести то, что он однажды случайно испытал в переполненном автобусе.

 

В предподростковом возрасте значение личного опыта уже начинает уступать информации, полученной от старших ребят или в ходе непосредственного общения с ними. С возрастом быстро меняется контекст и психологическое содержание социосексуальных игр. В семье одних моих знакомых мальчик-второклассник попросил у родителей два рубля (дело было в 80-х), а на вопрос "зачем?" чистосердечно ответил, что одна девочка в их классе за деньги "дает посмотреть". (В дни моего далекого детства такие девочки тоже были, но это делалось бесплатно, по дружбе, на началах взаимности.)

 

Современные дети интересуются вопросами секса и знают о нем гораздо больше, чем подозревают их учителя и родители. Как писал Януш Корчак, "опыт нескольких неуместных вопросов, неудачных шуток, выданных секретов, опрометчивых излияний учит ребенка относиться к взрослым как к прирученным диким зверям, на которых никогда нельзя вполне положиться". Чем сильнее определенные вопросы табуируются в семье и школе, тем выше стена между поколениями и тем сильнее влияние сверстников и старших детей, со всеми вытекающими отсюда нежелательными (с воспитательной точки зрения) последствиями.

 

Особенно остро это проявляется в подростковом и юношеском возрасте.

 

... Четырнадцати лет

Я сам страдал от каждой женской рожи

И простодушно уверял весь свет,

Что друг на дружку все они похожи.

...Я трепетал, когда моя рука

Атласных плеч касалася слегка,

Но лишь в мечтах я видел без покрова

Всё, что для вас, конечно, уж не ново.

М. Ю. Лермонтов

Отрочество и юность

 

Половое созревание (пубертат) -- центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Его функциональные признаки -- менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний возраст менархе колеблется сейчас в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а эякулярхе -- от 13,4 до 14 лет. В основе пубертата лежат гормональные процессы, влекущие за собой соответствующие изменения в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.

 

Усиленная секреция половых гормонов (у восемнадцатилетнего юноши она в 8 раз выше, чем у девятилетнего мальчика) порождает так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях полового члена, бурных эротических фантазиях, навязчивой мастурбации и т. д. "В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось",-- под этим признанием шестнадцатилетнего юноши могли бы подписаться очень многие его сверстники.

 

Сроки начала и завершения полового созревания, как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически.

 

До самого последнего времени большинство ученых практически отождествляли пубертат с созреванием половых желез (этот процесс называется гонадархе), считая его главными индикаторами менархе и эякулярхе. Новые исследования, в частности, обследование 17 тысяч американских девочек, показали, что рост грудей и появление лобковых волос начинается уже между 9 и 10 годами и регулируется не гонадами, а стероидными гормонами коры надпочечников. Созревание надпочечников (адренархе) опережает созревание гонад и проявляется прежде всего в начинающемся оволосении лобка; оно стимулирует также скачок в росте, активацию кожных жировых желез (отсюда прыщи), изменение наружных половых органов и появление специфических телесных запахов.

 

Эти процессы оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально-эротических интересов. По данным новейших исследований (МакКлинток и Хердт, 1996) первые эротические чувства и вблюленности появляются у мальчиков и девочек около 10 лет, еще до созревания гонад.

 

Во всем этом существуют большие индивидуальные различия. Чем раньше начинается половое созревание, тем активнее оно протекает и тем быстрее заканчивается. Более позднее начало созревания, напротив, обычно сопровождается и более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают, но и в последующие взрослые годы их половая жизнь протекает интенсивнее. Рано созревающие женщины также отличаются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам.

 

Но половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Содержание его сексуально-эротических переживаний и привязан ноете и (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется воспитанными свойствами личности и социальными условиями ее развития.

 

Возраст начала менструаций, как и их регулярность, зависят также от многих конкретных условий, например, веса тела. У девочек-гимнасток и юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менархе происходит на год, а то и на несколько лет позже, чем у остальных. Пубертатный статус может даже как бы регрессировать, возвращаться вспять. Девочки-подростки и юные девушки, страдающие нервно-психической анорексией (нежелание есть), если они теряют свыше 15 процентов своего веса, перестают менструировать, их гормональная секреция по ряду признаков возвращается к допубертатному типу. Такое же влияние, даже без потери веса, может оказывать психический стресс. Например, у некоторых школьниц в период экзаменов менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее, чем обычно.

 

Еще более изменчивы социальные аспекты пубертата: сроки и темп полового созревания у данного конкретного поколения и их совпадение во времени с определенными социальными условиями и жизненными событиями -- переходом в другую школу, завершением образования и т. п.

 

Чрезвычайно важна и субъективная, психологическая сторона: как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные события -- менархе, ночные поллюции, изменение своего телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызывают ли они у него испуг или радость и т. д. Это зависит как от социальных условий развития, включая половое просвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка. К сожалению, эти психологические факторы, особенно у мальчиков, очень плохо изучены. А без учета особенностей самосознания подростка объективные данные о его физическом развитии и сексуальном поведении лишены реального психологического смысла и часто истолковываются произвольно.

 

Хотя темп собственного полового созревания влияет на сексуальное поведение подростка, оно в гораздо большей мере зависит от других факторов.

 

Разделив обследованных тринадцатилетних школьников на до-и пост-пубертатных (девочки, у которых уже начались менструации, и мальчики, пережившие первое семяизвержение), немецкие исследователи сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятия, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, то есть половое созревание существенно стимулирует их сексуальную активность, а у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархиальные девочки только чаще влюбляются. Видимо, дело не только в физиологии, но и в системе половых/гендерных ролей.

 

Американские исследователи обследовали 7,5 тысячи подростков, сопоставив данные объективного врачебного осмотра с результатами интервьюирования. Оказалось, что возраст, когда подростки начинают ухаживать и назначать свидания, статистически связан с уровнем их индивидуального полового созревания, но зависимость этого от хронологического возраста значительно выше. То есть подростки начинают ухаживать не столько вследствие собственного "сексуального напряжения", обусловленного половым созреванием, сколько в соответствии с культурными нормами своей возрастной группы, школьного класса, которые диктуют: "надо ухаживать", "пора влюбляться!" Интересно, что у детей с преждевременным половым созреванием наступление физиологической половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному, возрасту.

Кадр из фильма Луи Маля (Франция) "Дуновение в сердце": трое подростков достают линейку, чтобы измерить, чей половой член больше

 

Кадр из датского фильма "Ты не один": двое мальчиков разглядывают друг друга в душе

 

Процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей.

 

Прежде всего подросток вынужден заново оценивать -- и иногда переоценивать! -- свою половую/гендерную идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности. Особое значение приобретает при этом его быстро меняющийся телесный облик.

 

Распространенные в переходном возрасте тревоги по этому поводу, нередко принимающие форму так называемого синдрома дисморфомании, чаще всего связаны именно с половыми признаками. Таковы тревоги по поводу избыточного веса (толщины), недостаточного роста (у мальчиков), гинекомастии (увеличения грудных желез по женскому типу у мальчиков, часто наблюдаемое в период пубертата), гирсутизма (оволосения тела по мужскому типу у девочек), слишком короткого полового члена (помимо больших природных вариаций, сказывается оптическая иллюзия: собственный член мальчик видит сверху, а чужой -- сбоку, поэтому он кажется длиннее) и т. п.

 

Половое созревание протекает крайне неравномерно. Мальчики, которые отстают в половом развитии, испытывают по этому поводу сильное беспокойство и с завистью смотрят на более маскулинных сверстников. "Все, что было во мне от здорового зверя, прибавляло мне уверенности,-- говорит юный герой романа Джона Апдайка "Кентавр".-- Мне нравились появившиеся наконец волосы. Темно-рыжие, упругие, как пружинки, слишком редкие, чтобы образовать кустик, они курчавились в ли-монно-желтом холоде. Пока их не было, меня грызла досада: я чувствовал себя беззащитным в раздевалке, когда... видел, что мои одноклассники уже надели меховые доспехи".

 

Бывает и наоборот. Однажды на турбазе, где отдыхала команда подростков из какого-то спортобщества, я обратил внимание на щуплого пятиклассника, который мылся в душе, не снимая плавок. "Ты чего-то стесняешься?" -- спросил я. "У меня там растут волосы".-- "Это же вполне нормально, ты видишь то же самое у других ребят".-- "Да, но они большие, а я еще маленький".

 

 

Неравномерность физического созревания подростков. Все эти подростки одного и того же возраста (мальчикам по 15, девочкам по 13 лет), но степень их половой зрелости различна

 

Некоторые мальчики ужасно стесняются своих эрекций, возникающих в самых неподходящих ситуациях, им кажется, что все их замечают. Некоторые девочки стесняются роста грудей и начала менструаций. Бестактные шутки и замечания взрослых или сверстников по этим поводам переживаются подростками остро и болезненно.

 

Интерес к собственному телу как к эротическому объекту повышает интерес и к чужому телу. Вот как описывал это А. И. Куприн в романе "Юнкера":

 

"Кадеты быстро разделись донага и босиком подходили по очереди к доктору... Такой подробный осмотр производился обыкновенно в корпусе по четыре раза в год, и всегда он бывал для Александрова чем-то вроде беспечной и невинной забавы, тем более что при нем всегда бывало испытание силы на разных силомерах -- нечто вроде соперничества или состязания. Но почему теперь такими грубыми и такими отвратительными казались ему прикосновения фельдшера к тайнам его тела?

 

И еще другое: один за другим проходили мимо него нагишом давным-давно знакомые и привычные товарищи. С ними вместе сто раз мылся он в корпусной бане и купался в Москве-реке во время летних Коломенских лагерей. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов, но самое тело было только незаметной оболочкой, одинаковой у всех и ничуть не интересною.

 

И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что почему-то не обращал внимания. Странными показались ему тела товарищей без одежды. Почти у всех из-под мышек росли и торчали наружу пучки черных и рыжих волос. У иных груди и ноги были покрыты мягкой шерстью. Это было внезапно и диковинно".

 

Украдкой, но очень внимательно подростки разглядывают своих сверстников, а также старших и младших. В подростковых лагерях и интернатах иногда происходят настоящие конкурсы, длина членов измеряется с помощью линейки (способ, прямо скажем, не слишком надежный). Застенчивым подросткам и тем, кто страдает каким-то действительным или мнимым физическим недостатком, такие ситуации мучительны. Они сопровождаются грубыми шутками, а в случае уклонения "осмотр" может быть произведен насильственно (это иногда делается и в более старших возрастах, в общежитиях или в армии).

 

Самая массовая форма сексуального удовлетворения в подростковом и раннем юношеском возрасте -- мастурбация (самоудовлетворение, онанизм). Европейская мысль XVIII -- XIX веков считала ее страшным и опасным пороком, приводящим к ослаблению памяти и умственных способностей, безумию и, конечно, импотенции. Все это полнейший вздор.

 

Убеждение, что мастурбация вызывает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических больницах, обитатели которых часто и подолгу мастурбируют на глазах у персонала. Но у душевнобольных отсутствуют моральные запреты и нет других способов сексуального удовлетворения. Навязчивая мастурбация не причина, а следствие их состояния.

 

Что же касается импотенции, то, по данным Г. С. Васильченко, больше всего мастурбантов встречается среди сексуально здоровых, а самый высокий процент никогда не мастурбировавших -- среди мужчин, страдающих наиболее тяжелыми расстройствами потенции. У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, сексуальная холодность и аноргазмия встречаются втрое реже, чем у никогда не мастурбировавших.

 

В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация является массовой. У мальчиков она быстро нарастает после двенадцати лет, достигая своего "пика" в пятнадцать-шестнадцать лет, когда ею занимаются 80--90 процентов мальчиков. Девочки начинают мастурбировать позже и делают это реже; тем не менее, по данным В. В. Данилова (1982), к 13,5 года опыт мастурбации имели 22, к 15,5 года -- 37,4, к 17,5 года -- 50,2, а к 18,5--65,8 процента опрошенных девушек-студенток Кривого рога. 70 процентов мастурбировали руками, 30 процентов достигали оргастических ощущений, сжимая бедра или направляя на половые органы струю воды, 10 процентов раздражали соски, 20 процентов достигали оргазма с помощью эротических фантазий, 15 процентов пользовались самодельными моделями мужского члена; свыше половины этих девушек участвовали в сексуальных играх с подругами, 15--25 процентов делали это в разнополых компаниях; 11 процентов подсматривали за обнажением людей своего и противоположного пола, влюбленными парами и т. п.

 

Вопреки привычным представлениям, мастурбация продолжается и во взрослом состоянии, причем ею занимаются не только сексуально обездоленные одиночки. Чем активнее сексуальная жизнь, тем вероятнее, что в ней находится место и для мастурбации. По данным национального опроса взрослых американцев, проведенного в 1993 г., в течение последнего года перед опросом мастурбировали 60 процентов мужчин и 40 процентов женщин, а среди совместно живущих пар -- 85 и 45 процентов; каждый четвертый мужчина и каждая десятая женщина занимались этим по крайней мере раз в неделю.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.