|
||||||||||||||
Стимулянты (кокаин, амфетамины, кофеин и др.) 3 страницаотчаяние и чувство бессилия.
Чтобы избавиться от этого, люди создают организации по типу "анонимных алкоголиков".
Теория эта встречена специалистами скептически. В разговорах о "чрезмерной" сексуальности количественные параметры (слишком много или слишком сильно) неправомерно смешиваются с качественными (почему человек не может принять именно тот вид сексуальности, к которому его больше всего тянет), а радикальным "излечением" сексомании кажется сексуальное воздержание. Это явно связано с антисексуальными религиозными идеями, особенно характерными для некоторых русских религиозных сект, например скопцов, которые считали единственным средством преодоления соблазна самооскопление и делали это на практике.
С точки зрения психологии и психиатрии, одержимость сексоборчеством нисколько не лучше одержимости каким-то определенным способом сексуального удовлетворения. Коллективное обсуждение этих проблем с себе подобными не помогает их разрешению, а нередко даже усугубляет их. Человек, который считает свои сексуальные желания чрезмерными или нездоровыми, должен прежде всего разобраться в том, что именно его тревожит, не стоят ли за его страхами элементарные предрассудки и предубеждения (как чаще всего бывает с мастурбационной тревожностью) и не лучше ли ему вместо того, чтобы отказываться от секса, попытаться разнообразить свой эротический репертуар. Общение с профессиональным сексологом будет гораздо эффективнее, чем с такими же сексуально озабоченными людьми.
Распространение клубов жаждущих избавиться от "сексуальной одержимости" "сексоманов" социально-политически связано с консервативными общественными течениями. Вообще современные люди гораздо чаще жалуются не на чрезмерность своих сексуальных желаний, а на их слабость и вялость. В какой мере это объясняется коммерциализацией секса и превращением его в предмет массового потребления, а в какой нереалистическими ожиданиями, что при каждом половом акте душа должна воспарять к небу, а земля разверзаться под ногами,- вопрос открытый. Удовольствие, наслаждение и страсть - не одно и то же.
Особую группу нарушений составляют так называемые партнерские дисфункции, когда оба партнера по отдельности здоровы, а вместе у них "не получается". Сексуальная дисгармония может проявляться по-разному. В одном случае налицо неодинаковый уровень сексуального желания: он хочет иметь сношения чаще, чем она, или наоборот. Это самая распространенная партнерская дисфункция; по подсчетам американских сексологов, от нее страдает 31 процент всех обращающихся за помощью пар. В фильме "Анни Холл" знаменитый американский режиссер Вуди Аллен хорошо показал разницу восприятия супругами одной и той же ситуации. На вопрос сексолога, часто ли они занимаются сексом, жена отвечает: "Все время - три раза в неделю", а муж: "Почти никогда - три раза в неделю".
В другом случае налицо несовпадение сексуально-эротических предпочтений: один из партнеров категорически не хочет делать то, что доставляет наибольшее удовольствие другому.
Некоторые пары не могут осуществлять половой акт, потому что он вызывает у одного из них болезненные ощущения (это явление называется диспареунией). У мужчин диспареуния чаще вызывается органическими причинами, например, слишком тугой крайней плотью, которая не задирается во время эрекции и причиняет боль головке члена. От поведения партнерши это, разумеется, не зависит. У женщин боль иногда вызывается гормональной недостаточностью или неполным половым возбуждением, приводящим к отсутствию вагинальной любрикации; если мужчина не посчитается с этим и будет форсировать половой акт "всухую", не восполнив недостающую смазку каким-то искусственным любрикантом, сношение окажется мучительным и может породить в дальнейшем страх перед половым актом с данным партнером. Тот же эффект может давать неудачный прошлый сексуальный опыт и другие страхи и фобии. А с другим, более нежным или более опытным сексуальным партнером все может быть хорошо.
Еще более сложный случай - сексуальное отвращение (аверсия) к партнеру, распространяющаяся на весь его телесный и моральный облик и делающая секс с этим человеком невозможным.
Поскольку причины партнерских дисфункций очень многообразны, чтобы разобраться в них, нужна помощь специалиста, который подскажет, что и как следует делать. Обмен взаимными раздраженными обвинениями в "импотенции", "холодности" или "извращенных желаниях" только осложняет ситуацию, часто делая ее непоправимой. Однако перелагать всю ответственность за свою сексуальную жизнь на врачей или психологов тоже неправильно. "Хороший секс" требует не только и даже не столько сексологических, сколько психологических знаний. Причем далеко не все в нем делается спонтанно, само собой.
Главные предпосылки хорошего секса, по Верни Зилбергелду, это: Наличие достоверной и достаточной информации о вашей собственной сексуальности, сексуальности вашего партнера и о сексе вообще. Установка не на достижение, а на получение удовольствия. Поддержание отношений, благоприятствующих хорошему сексу; сексуальная радость угасает в атмосфере напряженности, враждебности и отчужденности, поэтому ваши отношения должны быть свободными, благожелательными и теплыми. Способность к словесному и невербальному, телесному общению по поводу секса. Настойчивость в выражении и реализации своих желаний, умение самому добиваться удовольствия и одновременно - максимальная чувствительность к желаниям партнера, готовность и способность удовлетворить их. Понимание, принятие и учет различий между полами. Современные теории и формы сексуальной психотерапии очень многообразны, но в них есть две главные ориентации.
Психоаналитический подход считает все сексуальные расстройства, не имеющие органических причин, следствием травматических событий детства, которые должны быть осознаны и сознательно преодолены. Эта форма терапии во многих случаях дает хорошие результаты, но требует долгого времени, может быть, нескольких лет, и очень дорого стоит. В России психоанализ обычно практикуется в упрощенной, а порой прямо-таки суррогатной форме.
Поведенческая терапия, распространившаяся под влиянием Мастерса и Джонсон, значительно проще. Основываясь на психологической теории научения, она старается устранить непосредственные причины психосексуальных нарушений, Бездействуя не на мотивы, а на поведение. В центре внимания находятся конкретные упражнения, повышающие сексуальную компетентность индивида и его уверенность в себе. Этот вид терапии дает быстрые результаты, но критерии успеха здесь не всегда определенны, как, впрочем, и в психоанализе. Кроме того, поведенческая терапия часто механистична.
Поэтому наиболее вдумчивые сексологи применяют смешанные методы. Но главное, в чем сходятся практически все,- это апелляция к собственной активности личности, установка на то, чтобы психотерапия была самовоспитанием и аутотерапией.
Многие психосексуальные трудности связаны с тем, что люди не умеют или не смеют выражать свои желания в словах.
Чтобы проверить себя и одновременно оценить качество своих партнерских отношений, задайте себе несколько вопросов. Можете ли вы сказать своему партнеру, что вам требуется больше времени для себя, чтобы побыть с друзьями, почитать, просто побыть одному? Можете ли вы сказать ему (ей), что вы хотите проводить больше времени с ней (с ним)? Можете ли вы дать ей (ему) понять, что вас тревожит что-то такое, что он (она) сделал или не сделал? Можете ли вы дать понять, что вы сейчас не в настроении для секса, даже если партнер этого хочет? Можете ли вы ясно дать понять, когда вы хотите любовной близости ? Можете ли вы ясно сказать, какие именно сексуальные ласки и игры вы предпочитаете, вообще или в данный момент? Можете ли вы объяснить партнеру, что мешает вашему возбуждению, желанию или действиям? Можете ли вы спросить, какие сексуальные ласки предпочитает ваш партнер? Можете ли вы ясно сказать, что хотите остановиться в середине любовной игры? Можете ли вы завести разговор о том, что бы вы хотели изменить в вашей сексуальной жизни? Можете ли вы отстаивать свою точку зрения, если партнер с ней не соглашается? В случае разногласий, можете ли вы понять основательность как своей, так и его (ее) позиции и постараться найти обоюдно приемлемое решение?
Если на какой-то из этих вопросов вам придется ответить "нет", - в вашей сексуальности и/или партнерских отношениях не все в порядке, постарайтесь урегулировать их.
В супружеских и партнерских отношениях действуют те же элементарные правила, что и во всех остальных человеческих отношениях. Прежде чем начать трудный разговор, определите для себя цель, которой вы добиваетесь, и вспоминайте о ней, если что-то идет неладно. Обращайтесь к партнеру вежливо и ласково. Не начинайте важный разговор, когда вы раздражены. Если вы чем-то недовольны, начинайте, по возможности, не с жалобы, а с положительной ноты. Показывайте, что вы понимаете позицию партнера и входите в его положение. Говорите больше о своих, а не об ее (его) желаниях. Лучше сказать "Я хотел бы иметь тебя чаще!" чем "Ты никогда не хочешь..." Критикуйте поведение, поступки партнера, а не его личность ("Ты невозможный человек!"), которую все равно невозможно исправить. Будьте как можно конкретнее в своих пожеланиях и жалобах. Предлагайте возможные альтернативные решения. И самое важное - научитесь слушать друг друга.
Вот, например, 10 главных правил, которые формулирует известный датский сексолог Пребен Хертофт: Человек сам отвечает за то, что он делает в своей совместной жизни с партнером. Свои желания нужно формулировать в ясной и положительной форме, а не в виде вопросов. На желания партнера нужно отвечать определенно: да или нет. Если возникают расхождения, их нужно разрешать конструктивно, не обижая друг друга. В любовных ласках надо делать то, что тебе самому хочется, но учитывать при этом реакцию партнера. "Активные" и "пассивные" роли должны чередоваться. Внимание не должно сосредотачиваться на гениталиях. Сексуальное наслаждение и оргазм - не одно и то же, оргазм - только часть интимной близости. Сексуальное единение самоценно и не нуждается ни в каком оправдании. Сексуальность свободна, человек не должен себя насиловать.
Сексуальные расстройства легче предупреждать, чем лечить, и больше всего нам мешают наши собственные тревоги и страхи.
Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна вещь, которой природа боится ещё больше. Это -- логическая дихотомия. Тем не менее люди автоматически мыслят такими противоположностями, как горячее и холодное, день и ночь, чёрное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад, наученное и врождённое, наследственность и среда. Гарри Харлоу и Клара Мире
Вы, конечно, помните библейскую историю о сотворении Евы из Адамова ребра. Но в первой главе книги Бытия эта история излагается несколько иначе: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Вместо лестной для мужского самолюбия версии создания женщины "для человека", здесь утверждается одновременность их сотворения или -- страшно подумать -- что наш первопредок обладал как мужскими, так и женскими свойствами.
Поскольку сексуальность тесно связана с продолжением рода, деторождением (на языке биологии и демографии это называется репродуктивным поведением), разговор о ней неизбежно начинается с азов репродуктивной биологии.
В биологических науках слово пол обозначает репродуктивный статус индивида, его функцию в продолжении рода и вытекающие отсюда половые свойства и признаки самцов и самок.
Противоположность и взаимодополнительность мужского и женского начал ярче всего проявляются в анатомии их половых, репродуктивных органов, на основании которых определяется пол новорожденного ребенка. Чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений, напомню некоторые сведения из школьного курса анатомии и физиологии человека.
Мужская половая система, представленная в разрезе на рисунке, состоит из нескольких элементов.
Мужской половой член, по-латыни -- пенис, представляет собой цилиндр, состоящий из двух пещеристых тел и губчатого тела, по которому проходит мочеиспускательный канал (уретра), выводящий из организма мочу и семя. Как подсказывают сами их названия, ткани пещеристых тел и губчатого тела содержат тысячи маленьких пустот, способных сильно расширяться, когда их заполняет находящаяся под давлением кровь. В результате член возбуждается, увеличивается, набухает и отвердевает, "встает"; это состояние называется эрекцией. Когда вызывающий ее стимул ослабевает, вены расслабляются и по мере оттока крови член опадает, возвращаясь в спокойное состояние.
На наружном конце члена расположена утолщенная, отделенная венчиком и покрытая чрезвычайно чувствительной, с множеством нервных окончаний, кожей, головка, которая в спокойном состоянии прикрыта подвижной кожей -- крайней плотью; при эрекции она задирается кверху, обнажая головку. Наиболее чувствительные эрогенные зоны головки -- проходящий по ее краю венчик и расположенная под мочеиспускательным отверстием уздечка. Тело члена менее чувствительно к нежным прикосновениям, но хорошо реагирует на давление. Поэтому большинство мужчин при мастурбации сжимают и поглаживают член, и лишь изредка ласкают головку. Расположенные за венчиком и под крайней плотью сальные железы выделяют пахучее густое вещество смегму. Эта смазка предохраняет чувствительную кожу головки, но в то же время служит хорошей питательной средой для разных бактерий.
Мужские члены чрезвычайно разнообразны по своим размерам и форме. Одни члены длинные и тонкие, другие -- короткие и толстые, одни прямые, другие кривые. При эрекции, один член стоит прямо, другой задирается вверх, третий смотрит вбок. Все эти индивидуальные вариации, нередко вызывающие у мужчин тревогу, вполне нормальны и не мешают осуществлению половой функции.
В мешочке из темной морщинистой кожи -- мошонке находятся мужские половые железы (гонады) -- семенники (тестикулы), в просторечии -- яички, производящие мужской половой гормон тестостерон и мужские половые клетки (гаметы) -- сперматозоиды или спермин, обобщенно -- сперму. Средние размеры каждого яичка -- около 4 см в длину и 2,5 см в ширину, но так же, как и размеры члена, они сильно варьируют. У большинства мужчин левое яичко висит ниже правого.
Первоначально яички у зародыша расположены внутри живота, за лобковой костью, но к концу беременности они спускаются в мошонку. У некоторых мальчиков к моменту рождения одно или, реже, оба яичка задерживаются, не спускаются в мошонку. Часто отставшее яичко позже опускается само, в других случаях требуется хирургическое вмешательство. Наличие только одного яичка не лишает мужчину способности к оплодотворению, но если оба яичка не спускаются, он обречен на бесплодие.
Для сохранения жизнеспособной спермы, температура яичек должна быть на несколько градусов ниже температуры тела. Когда яичкам становится слишком тепло, мошонка отвисает, отдаляется от тела. Напротив, когда температура опускается ниже нормы, а также непосредственно перед семяизвержением и оргазмом, мошонка стягивается и яички подтягиваются вверх, к самому телу.
Яички -- едва ли не самый нежный и чувствительный орган мужского тела. Их сжатие или удар вызывают невыносимую боль. При половом возбуждении, кровь скапливается как в члене, так и в яичках. Если половое возбуждение долго не получает разрядки в форме семяизвержения, набухшие яички могут болеть (так называемые "синие яйца"). Мужчины часто используют этот довод, убеждая женщин не задерживать их сексуальное удовлетворение. Однако через несколько часов эта боль проходит и без семяизвержения.
Произведенная яичками сперма хранится в двух длинных (35--40 см) семяпроводах, откуда в момент семяизвержения (эякуляции) выносится в уретру. По дороге сперма смешивается с вырабатываемой предстательной железой, двумя семенными пузырьками и Куперовыми железами густой беловатой (иногда желтоватой или сероватой) семенной жидкостью, состоящей в основном из сахарной фруктозы, которая служит энергетической базой для движения сперматозоидов, позволяя им добраться через женский репродуктивный путь до подлежащего оплодотворению яйца. Семенная жидкость содержит также естественный антибиотик, предохраняющий женщин от вагинальных инфекций, а мужчин -- от заболеваний уретры.
В среднем мужской эякулят содержит около 300 миллионов спермиев в 3 миллилитрах семенной жидкости. Человеческий сперматозоид движется со скоростью около 1,5 миллиметров в минуту. Во влагалище он может прожить около 2 дней, но способность к оплодотворению яйцеклетки сохраняет только от 12 до 24 часов (в специально замороженном виде сперма может храниться 15--20 лет).
Предстательная железа (простата), окружающая уретру после ее выхода из мочевого пузыря, также вырабатывает семенную жидкость, а расположенные у основания члена Куперовы железы выбрасывают в уретру небольшое количество прозрачной жидкости, нейтрализующей кислую среду уретры, которая могла бы повредить сперме.
Женская репродуктивная система, подобно мужской, состоит из внутренних и наружных половых органов. Наружные половые органы женщины совокупно называются вульвой. Перед вульвой, над тем местом, где сходятся лобковые кости, расположен бугорок Венеры -- покрытая лобковыми волосами жировая складка, защищающая находящиеся за ними чувствительные органы. Лобковые волосы помогают распространению выделяемых вульвой сексуально возбуждающих пахучих веществ феромонов. Как и у мужчин, женские лобковые волосы могут быть разными по цвету, густоте и жесткости.
Форма, размеры, внешний вид и цвет вульвы у разных женщин весьма различны.
Внешними границами вульвы служат две толстые мышечные складки, большие губы, покрытые лобковыми волосами. Подобно мужской мошонке, большие губы содержат потовые железы и снабжены нервными окончаниями, раздражение которых способствует сексуальному возбуждению. При половом возбуждении, губы набухают и увеличиваются в размерах. Между ними находятся две тонкие чувствительные складки, малые губы, которые также обладают способностью к эрекции. Расположенные по обе стороны вагинального отверстия маленькие красновато-желтые Бартолиновы железы выделяют секрет. который увлажняет вульву во время полового возбуждения; без такого увлажнения (любрикации) половой акт становится для женщины болезненным.
В верхней своей части малые губы образуют колпачок, прикрывающий самый сексуально чувствительный женский орган -- клитор (похотник). Анатомически, клитор аналогичен мужскому половому члену, а колпачок -- крайней плоти. Но если мужской член полифункционален, то клитор, как видно из его житейского названия, служит только получению удовольствия; его раздражение вызывает у большинства женщин сексуальное возбуждение, "похоть" и затем оргазм.
Вход во влагалище (вагину) полностью или частично прикрыт девственной плевой, которая разрывается при первом половом акте. В древности многие народы, включая русских, имели специальные обряды проверки девственности, "целости" невесты (отсюда вульгарное житейское название девственницы -- "целка"), путем публичной демонстрации пятен крови на простыне после первой брачной ночи. Однако сохранность или отсутствие девственной плевы не является бесспорным доказательством наличия или потери девственности. У некоторых женщин девственная плева от рождения отсутствует. Кроме того, она может быть повреждена в детстве, в результате травмы. У других женщин она не полностью прикрывает вагинальное отверстие, а у третьих свободно растягивается, так что эти женщины могут сохранять видимость девственности даже при значительном сексуальном опыте. Вообще следует помнить, что девственность, целомудрие, невинность -- понятия не столько анатомические, сколько психологические.
Внутренняя женская репродуктивная система представлена в разрезе на рисунке.
Влагалище (вагина) представляет собой мышечную трубу, которая тянется от вагинального отверстия до шейки матки. Обычно стенки влагалища сдвинуты, но они легко значительно раздвигаются, если нужно вложить в него тампон, половой член или пропустить младенца при родах. Вход во влагалище отличается высокой сексуальной чувствительностью, которой не обладают его внутренние стенки. При половом возбуждении, окружающие вагинальное отверстие ткани наполняются кровью, заставляя влагалище сжимать мужской член. Женщина может сознательно усилить этот эффект, сжимая соответствующие мышцы живота и промежности (об этом речь пойдет дальше).
С вагиной связано немало мифов. Согласно одному из них, маленькая женщина не должна иметь сношений с большим мужчиной, так как его член может причинить ей боль и даже разорвать ее вагину. На самом деле, между размерами мужского и женского тела и длиной полового члена и величиной влагалища нет никакой зависимости. Кроме того, при сексуальном возбуждении вагина удлиняется, что позволяет ей вместить значительно более габаритный член, чем это возможно в спокойном состоянии. Даже в тех редких случаях, когда член действительно слишком велик для данного влагалища, пара может найти приемлемую сексуальную позицию, при которой женщина сможет контролировать глубину проникновения, случаи повреждения влагалища в половом акте чаще всего объясняются не столько объективным несоответствием размеров, сколько неумением партнеров.
Столь же необоснованны страхи, будто в результате спазматического сокращения мышц влагалища при половом акте вагина может намертво "захватить" и не выпустить мужской член. Такие вещи нередко случаются у кошек и некоторых других животных, но не у людей.
Через узкую шейку матки влагалище сообщается с маткой, в которой, как показывает само ее название, происходит развитие зародыша. Матка соединена с яичниками фаллопиевыми (маточными) трубами (яйцеводами), в которых собственно и происходит оплодотворение яйца; бахрома из пальцевидных отростков вокруг входа в фаллопиевы трубы ритмическими движениями помогает продвижению оплодотворенного яйца в матку.
На концах фаллопиевых труб, по обе стороны матки, расположены яичники, которые производят яйцеклетки, а также женские половые гормоны -- эстроген и прогестерон. Яичники начинают производить яйца еще в зародышевой стадии развития ребенка, но в течение всей репродуктивной жизни женщины, от полового созревания до менопаузы, достигают зрелости и покидают яичники лишь около 400 яиц, меньше десятой процента общего числа (сравните с количеством сперматозоидов).
Освобожденную из яичника яйцеклетку бахрома фаллопиевой трубы загоняет в яйцевод и она движется по направлению к матке. Если, находясь в яйцеводе, яйцо оплодотворяется сперматозоидом, оно закрепляется в матке, где со временем превращается в зародыш, если же нет -- оно растворяется и усваивается организмом или же уносится потоком менструальной крови.
Репродуктивные функции и соответствующие половые органы самца и самки фундаментально различны, противоположны и взаимодополнительны. "Среднего", третьего пола биологически нет и быть не может (хотя социально некоторые культуры допускают такую возможность). Индивид, у которого половые органы недоразвиты или который сочетает в себе мужские и женские репродуктивные признаки, неспособен к продолжению рода.
Но можно ли распространить этот альтернативный подход, по принципу "или/или" на все прочие свойства и признаки, связанные или ассоциирующиеся с половой принадлежностью?
Вопрос о природе половых различий и соотношении мужского и женского начал волнует человечество с незапамятных времен, но отвечали на него по-разному.
Какую бы древнюю мифологию мы ни взяли, она вращается вокруг двух полярных идей: противоположности мужского и женского начал и их единства, взаимопроникновения. Причем выглядят они не всегда одинаково.
Во многих мифологиях мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина -- как пассивно-природная сила. Например, в древнекитайской мифологии женское начало "Инь" и мужское "Ян" -- это полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование вселенной. Слово "Инь", которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а "Ян" -- свет, сухость, твердость, активность и т. д. Соединение мужчины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы, облака выступают как яйцеклетки земли, а дождь -- как оплодотворяющая ее небесная сперма. Луна, земля и вода во многих мифологиях трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло -- как мужское и т. д.
Противопоставление мужского и женского -- лишь одна из длинной серии так называемых бинарных (двоичных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье -- несчастье, жизнь -- смерть, чет -- нечет, правое -- левое, верх -- низ, небо -- земля, день -- ночь, солнце -- луна, светлое -- темное, свое -- чужое, старшее -- младшее и т. д.
Метафоры мужского (маскулинность) и женского (фемининность) у разных народов различаются как по степени своей разработанности и значимости (например, средиземноморские народы имели более детальные представления об этом и придавали им большее значение, чем народы Северной Европы", так и по содержанию. Отчасти это связано с половым разделением труда.
Например, хотя в скотоводческом хозяйстве средневековой Монголии имелись мужские и женские виды труда, жесткой границы между ними не было, их исполнители были взаимозаменяемы и равноправны. Такое же равенство существует и в мифологии: небо (отец) дает человеку душу, а земля (мать) -- тело. У каждого человека есть предки по кости (отца) и по крови (матери), причем и тех и других необходимо знать и почитать. Напротив, японская мифология, как и общественная жизнь, всячески подчеркивает мужское лидерство, женское начало считалось подчиненным и второсортным. А в тибетском тантризме они выглядят взаимодополняющими энергетическими принципами. Хотя женское начало (абсолютная интуиция) подчинено мужскому (метод познания), друг без друга они бессильны. Женщина не может стать "на путь Будды", для этого ей пришлось бы переродиться в мужчину. Однако и мужчина не может достичь совершенства, не реализовав заложенной в нем женской природы. Женщина как активно-творческое начало представлена в многочисленных материнских культах, образах индуистской богини Кали, древнеегипетской Изиды и т. д.
Наряду с различием и противоположностью полов в мифологическом сознании широко представлена идея андрогинии, двуполости, совмещения мужского и женского начал в одном лице. Двуполыми были многие божества. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты Гермафродит, в древнеиндийском -- Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском -- Ра, совокупившийся сам с собой ("упало семя в мой собственный рот"). Андрогинные божества нередко изображались с двойным набором половых признаков -- Шива в Индии, бородатая Афродита. Во многих мифологиях двуполыми считались предки первых людей, этим подчеркивались их единство и цельность.
Согласно древнекитайской мифологии всякое человеческое тело содержит в себе как мужское, так и женское начало, хотя в женщине больше "Инь", а в мужчине -- "Ян"; на разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает тантризм.
|
||||||||||||||
|