Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимулянты (кокаин, амфетамины, кофеин и др.) 9 страница



 

Зачем они это делают? Самый массовый ответ (73 процента мужчин и 63 процента женщин) -- чтобы "разрядить сексуальное напряжение". Дальше упоминаются "физическое удовольствие", "отсутствие партнера", "чтобы расслабиться", "партнер не хочет", "чтобы заснуть", "от скуки" и "из страха перед СПИДом и болезнями, передающимися половым путем".

 

Есть и еще один мотив, которого люди не осознают: мастурбация позволяет проиграть в воображении такие эротические ситуации, которых человек по тем или иным причинам не может или не смеет реализовать с реальным партнером. Что ж, в этом тоже нет ничего страшного. Другое дело, если человек занимается исключительно мастурбацией. "Одинокий секс" или "секс в одиночестве", как иногда называют онанизм, неполноценен в том смысле, что в нем нет коммуникативного начала, человек замыкается сам на себя. Хронические онанисты, как правило, люди одинокие и не очень счастливые.

 

Но вернемся к подросткам.

 

Подростковая мастурбация служит средством разрядки сексуального напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т. п.). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои потенции, получить удовольствие и т. д. У большинства мальчиков первое семяизвержение происходит именно при мастурбации. Чем раньше созревает подросток, тем вероятнее, что он будет мастурбировать, других способов сексуального удовлетворения у него нет.

 

Интенсивность, частота мастурбации индивидуально варьирует, но у мужчин она гораздо выше, чем у женщин. Как писал ленинградский сексопатолог профессор А. М. Свядощ, "умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной".

 

Подростковая и юношеская мастурбация -- явление не столько физиологического, сколько психологического порядка. Оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что сексуальное удовлетворение замыкается на самом субъекте; онанизм лишен коммуникативного начала, составляющего важный компонент взрослой сексуальности. Мастурбация закрепляет в сознании подростка представление о сексе как о чем-то "грязном" и низменном, а доступность этого способа сексуального удовлетворения может тормозить вступление юноши в более сложные и проблематичные парные отношения. Маструбация часто сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать любых партнеров и ситуации. Условнорефлекторное закрепление этих фантастических образов иногда создает у юноши своеобразный, весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт, на первых порах почти всегда сопряженный с трудностями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастурбационной практики.

 

Наконец, самое важное: древние табу и представления о порочности и опасности мастурбации глубоко сидят в сознании подростка, оставляя у многих чувство вины и страха перед "последствиями". Мальчики знают, что мастурбация -- явление массовое. Тем не менее они стыдятся этой "дурной привычки" и тщательно скрывают ее. Пытаясь бороться с ней, подросток обычно, как миллионы людей до него (но он этого не знает), терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно своих волевых качеств, снижает самоуважение и побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как следствия своего "порока".

 

В связи с этим вспоминается один давний случай. Лет двадцать назад в лагере для старшеклассников я разговорился с рослым, красивым, развитым десятиклассником. В его ответах о будущем сквозила какая-то обреченность, грустная неуверенность в себе, контрастировавшая с общим обликом парня. Я спросил его: "У тебя есть какие-то личные проблемы? Может быть, я могу тебе помочь?" -- "Нет, мне никто не поможет, к тому же это не по вашей специальности" (ребята знали, что я социолог, но о моих сексологических занятиях им никто, разумеется, не говорил). Что ж, насильно в душу не полезешь. Но поговорить о себе парню хотелось, в следующий раз он упомянул, что у него портится память, а когда дошел до признания, что "теряет много белка", все стало ясно. После того как мы выяснили главный вопрос, я спросил: "А в чем проявляется ухудшение памяти?" Оказалось, что в 9-м классе у него возникли трудности с математикой. "Ну, дорогой,-- сказал я тогда,-- дело твое совсем хана. Если, дойдя до 10-го класса, ты не понимаешь, что математика -- не тот предмет, который берут памятью, налицо общая деградация умственных способностей, о чем и говорится в тех глупых брошюрах, которых ты начитался!" Он засмеялся и убежал играть в баскетбол.

 

К сожалению, в России практика запугивания подростков продолжается. Руководитель Центра нетрадиционной педиатрии "Солнышко" писатель Борис Камов в 1994 г. сообщил широкой общественности, что все беды современных мужчин проистекают от онанизма, который из корысти пропагандируют злонамеренные сексологи. А вот про древних китайцев, которые вместо занятий онанизмом заботились о своем здоровье, "имеются данные, что основоположник одной из китайских научно-оздоровительных систем прожил восемь столетий. Это означает: если бы основатель Москвы князь Юрий Долгорукий стал бы заниматься в молодости по этой системе, он мог бы дожить до наших дней". И занимал бы место Юрия Лужкова. Видите, как все просто?

 

После публикации безграмотных статей Камова в газете "Совершенно секретно" мастурбационная тревожность у наших подростков и их родителей выросла.

 

Между тем никаких оснований пересматривать сложившиеся в науке взгляды на мастурбацию нет. В 1988 г. американские психологи опросили 280 студентов в штате Вермонт (довольно консервативный штат) занимались ли они мастурбацией до 13 лет, от 13 до 15 лет и в настоящее время. Хотя отвечать на подобные вопросы трудно и неприятно, опыт мастурбации признали 81 процент мужчин и 45 процентов женщин. Как и предполагалось, мальчики начинают мастурбировать раньше девочек и делают это в три раза интенсивнее. Но когда наличие пред под ростковой и подростковой мастурбации сопоставили с последующим сексуальным поведением испытуемых (наличие половых сношений, степень сексуального удовлетворения, сексуальная возбудимость и наличие сексуальных трудностей), никакой связи между тем и другим не обнаружили. Это значит, что ранний мастурбационный опыт не оказывает на сексуальную жизнь молодых взрослых ни положительного, ни вредного влияния.

 

Применительно к подросткам и юношам тревожить должен не сам факт мастурбации (она массова) и даже не ее интенсивность (индивидуальная "норма" связана с половой конституцией), а только те случаи, когда мастурбация становится навязчивой, вредно влияя на самочувствие и поведение. Однако и в этих случаях онанизм не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие. Это имеет принципиальное значение для педагогики.

 

Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подростка, все силы направляли на то, чтобы отучить его от этой привычки. Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сейчас поступают иначе. Вместо того чтобы втолковывать подростку, что плохо быть онанистом -- это только увеличивает его тревогу,-- пытаются тактично улучшить его коммуникативные качества, помочь занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интересным делом. Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.

 

Аутоэротизм, иногда даже известный нарциссизм сочетаются у подростков с появлением гетеро сексуальных интересов и привязанностей.

 

Характерная черта подростковой и юношеской сексуальности, отмеченная еще 3. Фрейдом,-- разобщенность чувственного и нежного влечения.

 

Дуализм "любви" и "секса" проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы. Когда подростки называют свои зарождающиеся привязанности "дружбой", они не лицемерят: они и вправду испытывают прежде всего потребность в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Прообразом первой возлюбленной для мальчика часто бессознательно служит мать, мысль о сексуальной близости с ней для него равносильна святотатству. В то же время подросток находится во власти сильного диффузного эротизма. Образ, на который проецируются его эротические фантазии, нередко представляет собой только "сексуальный объект", лишенный всех других характеристик. Иногда (в двенадцать--четырнадцать лет) это реальный или воображаемый групповой образ, общий для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают повышенный интерес, позволяя "заземлить", "снизить" волнующие эротические переживания, к которым они психологически и культурно еще не подготовлены. Вот сцена из романа Джона Аддайка "Кентавр":

 

"Лицо Дейфендорфа придвинулось вплотную, я чувствовал его смрадное дыхание. Он сложил руки так, что между ладонями оставался маленький ромбовидный просвет.

 

-- Понимаешь, им нужно, чтобы ты был вот здесь,-- сказал он.-- Все они такие, им только этого и надо, взад-вперед.

 

-- Но ведь это скотство,-- сказал я.

 

-- Конечно, гадость,-- согласился он.-- Но ничего не поделаешь. Взад-вперед, взад-вперед, и больше ничего, Питер, а целовать, обнимать их, говорить всякие красивые слова -- все без толку, с них это как с гуся вода. Приходится делать так".

 

Здесь все бездуховно, нет даже эротики, и самого "просветителя" это искренне огорчает, но ничего богаче он вообразить не может. Наивные взрослые уверены, что так могут думать только "испорченные" мальчики. Но и "грязный" секс, и "возвышенный" идеал прекрасной возлюбленной прекрасно сосуществуют в сознании одного и того же подростка. Вот как вспоминал свою юность В. В. Вересаев:

 

"Поражает меня в этой моей любви вот что.

 

Любовь была чистая и целомудренная, с нежным, застенчивым запахом, какой утром бывает от луговых цветов в тихой лощинке, обросшей вокруг орешником. Ни одной сколько-нибудь чувственной мысли не шевелилось во мне, когда я думал о Конопацких. Эти три девушки были для меня светлыми, бесплотными образами редкой красоты, которыми можно было только любоваться.

 

А в гимназии, среди многих товарищей, шли циничные разговоры, грубо сводившие всякую любовь к половому акту".

 

Будущий писатель отмалчивался, прятал свою любовь, но вместе с тем "внимательно вслушивался в анекдоты и похабные песни"...

 

"Я развращен был в душе, с вожделением смотрел на красивых женщин, которых встречал на улицах, с замиранием сердца думал,-- какое бы это было невообразимое наслаждение обнимать их, жадно и бесстыдно ласкать. Но весь этот мутный душевный поток несся мимо образов трех любимых девушек, и ни одна брызга не попадала на них из этого потока. И чем грязнее я себя чувствовал в душе, тем чище и возвышеннее было мое чувство к ним".

 

Подростковый цинизм коробит взрослых. Но обсуждение запретных вопросов (а к ним относится не только секс, но и многие другие телесные переживания) со сверстниками позволяет снять эмоциональное напряжение и отчасти разрядить его смехом. В "смеховой культуре" взрослых также много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться тому, что у подростка даже пестики и тычинки вызывают эротические ассоциации?

 

Невозможность выразить в словах эротические переживания из-за застенчивости или отсутствия общества сверстников может отрицательно повлиять на развитие личности. Воспитателю следует беспокоиться не столько о тех, кто ведет "грязные разговоры", сколько о тех, кто их молча слушает,-- именно эти ребята, неспособные выразить и "заземлить" волнующие их смутные переживания, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что у других выплескивается наружу в циничных словах, у этих отливается в глубоко лежащие устойчивые фантастические образы.

 

Как трудно юноше совместить свою пробуждающуюся чувственность с нормами требовательного морального кодекса, показал Юрий Власов в рассказе "Белый омут". Его герой, курсант военного училища, мечтает о большой, всеобъемлющей любви и в то же время страдает от своей чувственности и влюбчивости:

 

"Я человек без воли. У меня нет твердости в характере. Женщины -- это позорная слабость. Настоящий мужчина должен знать свое дело, служить ему. Женщины не способны отвлечь его. Это у слабых, дряблых людей все интересы в женщинах. И вообще, что значит женщина? Это развратно, гадко говорить сразу о многих женщинах. Должно быть имя, которое я стану боготворить. Я встречу одну, полюблю одну и никогда не увижу никого, кроме нее. А я? Я?.. Мысль о том, что я смею думать о поцелуях, огорчает. Почему я так испорчен? Почему прикосновения к Наденьке бывали столь желанны? Почему брежу ими?.."

 

Извечные вопросы школьных диспутов -- как отличить любовь от увлечения, можно ли любить одновременно троих и т. п.-- одинаково волнуют юношей и девушек.

 

Передо мной -- дневник ленинградской школьницы. Его центральная тема -- безответная и ранняя, тянущаяся с 6-го класса, любовь к однокласснику. В 8-м классе рядом с нею возникает совсем иное чувство: "Витька -- самый сильный мальчишка из нашего класса и самый лучший физкультурник. И вот у меня появилось теперь вдруг сильное желание обнять его, прислониться к нему... Такого чувства к Сашке я не испытывала. Мне хотелось быть с ним всегда рядом, но не это. Конечно, я много мечтала о ласках, но я всегда мечтала об этом, когда была одна. Когда я была с ним рядом, я совершенно забывала об этом. С Витькой -- наоборот. Это чувство возникает тогда, когда мы садимся близко друг к другу или когда я прикасаюсь к его руке. Дома я о нем никогда не думаю. Сегодня, кажется, в первый раз... Что делать? Ведь это просто гадость, когда чувствуешь такое к человеку, которого нисколько не любишь". А через полгода -- третье, на сей раз чисто интеллектуальное увлечение. Юноша этот внешне совсем нс привлекателен, но "мне очень хочется опять говорить, говорить с ним". Нежная привязанность, чувственное влечение и потребность в дружбе, основанной на взаимном самораскрытии, сосуществуют, вызывая желание разобраться в себе, отделить главное от временного, наносного.

 

Наряду с подростками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Специфической психологической защитой им может служить аскетизм, подробно описанный Анной Фрейд,-- подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности, которая кажется подростку низменной и "грязной". Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но полное их подавление.

 

Другая типичная юношеская защитная установка -- "интеллектуализм": если "аскет" пытается избавиться от чувственности, убедив себя в том, что она "грязна", то "интеллектуал" находит ее "неинтересной".

 

Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

 

Отличная художественная иллюстрация этого -- Чарльз Фенвик из романа Торнтона Уайдлера "Теофил Норт". Выросший в изоляции от сверстников, в строгой религиозной семье, подросток смущается при малейшем намеке на любые телесные отправления. Это вынуждает его к самоизоляции, которую окружающие принимают за снобизм и высокомерие. Когда Чарльз неожиданно вспыхнул, залился краской при упоминании названия музыкального инструмента -- пикколо, молодой учитель понял, в чем дело: "...Для маленького мальчика слово "пикколоо, благодаря простому созвучию, полно волнующе-жутких и восхитительных ассоциаций с "запретным" -- с тем, о чем не говорят вслух, а всякое "запретное" слово стоит в ряду слов, гораздо более разрушительных, чем "пикколо". Чарльз Фснвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был вырасти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с преподавателями; он нс общался с мальчиками своего возраста, которые "вентилируют" эти запретные вопросы при помощи смешков, шепота, грубых шуток и выкриков. В данной области его развитие было замедленным".

 

Выбранная учителем "терапия" заключалась в том, чтобы понемногу вводить в разговор с Чарльзом "неприличные" "взрывчатые" слова, приучая подростка к тому, что обозначаемые ими вещи вполне естественны, их нечего стыдиться или бояться. По мере того как мальчик осваивается с этой сферой жизни, он становится терпимее и мягче с окружающими.

 

В подростковых и юношеских увлечениях очень много "головного", нарочитого, придуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй в этом возрасте важны не только и нс столько сами по себе, как ответ на собственную внутреннюю потребность, сколько как социальные символы, знаки взросления. Как младший подросток ждет появления вторичных половых признаков, так юноша ждет, когда же наконец он полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, старается заменить подлинное увлечение придуманным и т. д. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден. Но и для юношей собственные переживания, воспринимаемые в свете стереотипной половой роли, на первых порах важнее, чем объект привязанности. Отсюда -- постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми "победами".

 

Влюбленности напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. "Объекты" увлечений также нередко бывают общими, поскольку общение с популярной девушкой (или юношей) повышает собственный престиж у сверстников. Даже интимная близость нередко бывает только средством самоутверждения в глазах сверстников.

 

Бурный темп полового созревания опережает у мальчиков развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". Подросток этой силы в себе не ощущает, а попытки симулировать ее, чтобы быть "на уровне" стереотипа, только увеличивают его затруднения. Жажда любви очень часто сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться".

 

Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая девичье достоинство и репутацию.

 

Разрешение этих противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу. Обособление мальчиков и девочек в подростковом возрасте -- универсальное явление в истории культуры. В современном обществе эта сегрегация полов осуществляется стихийно, самими детьми. Тем не менее она существует, и преодолеть психологическую дистанцию между мальчиками и девочками не так просто. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

 

Анализ ответов ленинградских старшеклассников в 1970-х годах на вопрос: "В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?" -- показал, что общение со сверстниками противоположного пола значительно напряженнее, чем со всеми остальными лицами, за исключением учителей. Однако девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

 

Характерно в этой связи неодинаковое отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: "Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?" -- утвердительно отвечали свыше трех четвертей учащихся VII -- Х классов. Но с возрастом сомнения усиливаются, свыше половины юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: "Кого вы предпочли бы иметь своим другом -- юношу или девушку?" -- доля девушек, предпочитающих иметь друга противоположного пола, выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта разница увеличивается.

 

Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Эти отношения часто кажутся более или менее альтернативными. Появление "любимой" снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. В то же время любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в ранней юности главным конфидантом обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Шестнадцатилетний юноша еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой. Больше того, чувствуя, что отстает в этом отношении от сверстников, юноша становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

 

Несмотря на явную демократизацию и большую свободу взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован, это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например, во время свидания, когда можно и нужно целоваться и т. д. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди глухи к переживаниям друг друга и даже собственные чувства отступают перед вопросом, "правильно" ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание -- игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой -- довольно неопределенны.

 

Это хорошо описано в рассказе Анатолия Конгро "Нет, мы такими не были". Его 17-летний герой страстно мечтает о девушках, но не знает, как к ним подступиться. Более бойкий в этом отношении друг Гошка говорит ему, что все очень просто: пригласи девушку на танец, потом она тебя пригласит, затем попроси разрешения проводить ее домой, а у парадной спроси:

 

"Можно поцеловать вас?" И все...

 

А на самом деле? Надо все время разговаривать, а о чем? Обнял девушку за плечи, рука затекла, а снять ее вроде бы неудобно. Хоть бы скорей ее дом! Вот наказание!

 

"В конце концов я исполнил великий Гошкин завет. Промямлил: "Можно вас поцеловать?" Она смешалась (от удивления) и сказала, как психу: "Ну кто же об этом спрашивает?!"

 

А?! Каков друг?! Спроси, говорит. Не спрашивают об этом! Откуда он взял, что спрашивают? Из богатого личного опыта? Или вычитал в Большой Советской Энциклопедии?

 

Я ляпнул куда-то губами мимо... Она в последний момент отвернула мордочку. Но официально можно было считать, что я первый раз поцеловал девушку. Правда, не так... и не ту... Но это меня совершенно сейчас не трогало. Я почувствовал, что все они, сколько есть их в мире, стали доступны мне". Увы, завтра все надо начинать сначала...

 

Герой знаменитой повести Дж. Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" Холден Колфилд очень хотел бы "быть опытным во всяких таких делах. А то, по правде говоря, когда я с девчонкой, я и нс знаю к'лк следует, что с ней делать... Главное, как только дойдет до этого -- так девчонка, если она не проститутка или вроде того, обязательно скажет: "Не надо, перестань". И вся беда в том, что я ее слушаюсь. Другие не слушаются. А я не могу. Я слушаюсь. Никогда не знаешь -- ей и вправду не хочется, или она просто боится, или она нарочно говорит "перестань", чтобы ты был виновен, если что случится, а не она. Словом, я сразу слушаюсь. Главное, мне их всегда жалко. Понимаете, девчонки такие дуры, просто беда. Их как начнешь целовать и все такое, они сразу теряют голову".

 

Мне могут сказать, что для современных подростков эти переживания слишком сложны и нетипичны, у них многое стало проще. Отчасти это верно.

 

Современные юноши и девушки начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом.

 

Хотя данные разных исследователей не всегда совпадают, общая долгосрочная тенденция сомнений не вызывает: доля юношей, начинающих сексуальную жизнь в 16 лет и младше, втрое превышает соответствующий процент в поколении их отцов, а доля девушек впятеро больше, чем в поколении их матерей.

 

По данным выборочных эпидемиологических исследований и Москве О. К. Лосевой, которая сравнивала венерологических больных с аналогичными контрольными группами, средний возраст начала половой жизни у контрольных групп в 1983/84 г.г. по сравнению с 1975/76 снизился с 19,2 до 18,1 года у мужчин и с 21,8 до 20,6 года у женщин.

 

Эти сдвиги отражаются и в общественном сознании. По данным опроса ВЦИОМ (июнь 1993), в котором были представлены все возрастные группы, однако свыше 40 процентов на вопросы личного характера не ответили, средний возраст начала половой жизни ("В каком возрасте вы впервые вступили в половую связь?") был 19,5 года. Между тем на вопрос "С какого возраста, по вашему мнению, допустимо начало половой жизни?" люди, среди которых было значительно больше пожилых, чем юных, назвали 17,9 года.

 

Поданным анкеты, проведенной сотрудниками Лейпцигского Центрального института исследований молодежи совместно с ленинградскими социологами в июне 1990 г. среди студентов бывшего СССР (всего было опрошено 1509 человек), средний возраст начала половой жизни у мужчин составил 18,4 года, а у женщин -- 19,0 лет.

 

Судя по данным анкетного опроса, проведенного в 1993 г. (1615 учащихся 16 средних школ и восьми ПТУ Москвы и Петербурга, в возрасте от 12 до 17 лет), подростки, как и раньше, начинают ухаживать и назначать свидания еще до завершения полового созревания: примерно половина их делает это еще не достигнув 12 лет. К шестнадцати годам трепета уединенных встреч не испытал лишь один из пяти. Более или менее устойчивые пары образуются гораздо реже, даже среди 16--17-летних в момент исследования свыше половины постоянной пары еще не имели.

 

Наличие сексуального опыта в целом по выборке признали около 15 процентов девочек и 22 процента мальчиков. Почти половина сексуально-искушенных подростков (34 процента девочек и 57 процентов мальчиков) первый половой акт пережили моложе пятнадцати лет, а 5 процентов девочек и 20 процентов мальчиков -- в 12 лет и младше. По возрастным группам, среди не достигших 14 лет. сексуально искушены 2 процента, среди 14-15-летних -- 13 процентов, среди 16-17-летних -- 36 процентов.

 

В 1995 г. возраст сексуальной инициации снизился: среди шестнадцатилетних первый половой акт пережили 50,5 процентов юношей и 33,3 процента женщин, среди семнадцатилетних -- 57,1 и 52,4 процента, среди восемнадцатилетних -- 69,8 и 50,8 процента и среди девятнадцатилетних -- 77,5 и 54,8 процента.

 

Сексуально искушенных мальчиков во всех возрастах больше, чем девочек. Обследование 4000 школьников с 7-го по 9-й класс в 1997 году показало, что в этом возрасте происходит быстрое нарастание как сексуально-эротических интересов, так и социосексуальной активности.

 

Первый сексуальный опыт еще не означает ни страстной любви, ни начала регулярной половой жизни. Ранние связи, как правило, безлюбовны и часто весьма прозаичны. Почти треть сексуально активных подростков, опрошенных в 1993 г., никогда не имели друга противоположного пола. Среди опрошенных в 1995 г. 16--19-летних, 35 процентов девушек и 15 процентов юношей сказали, что были влюблены в своего первого сексуального партнера, остальные довольствовались симпатией или вообще ничего романтического не чувствовали (так ответил почти каждый четвертый юноша). У многих первая связь была случайной и сразу же прервалась. Более или менее регулярную половую жизнь ведут лишь немногие 16--19-летние.

 

Сравнение сексуально продвинутых и еще девственных 16-летних показывает некоторые социальные и психологические корреляты более ранней, по сравнению со среднестатистическими показателями, сексуальной инициации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.