Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимулянты (кокаин, амфетамины, кофеин и др.) 11 страница



 

Хотя память о "первом разе" остается навсегда, это переживание не имеет фатального значения; последующий опыт, удачный или неудачный, вносит в него существенные коррективы. Однако некоторых особенно впечатлительных людей неудачный первый опыт может надолго оттолкнуть от сексуальной близости и даже вызвать к ней отвращение.

 

...Когда тела обнявшиеся эти

уже того не ищут, что искали,

и люди в ненависти и печали

одной постелью связаны навеки...

Райнер Мария Рильке

Зрелость и старение

 

Наивные подростки думают, что все проблемы и трудности после "первого раза" рассеиваются. На самом деле сексуальность всегда проблематична, в этом и состоит ее привлекательность; только проблемы эти на разных стадиях жизни различны.

 

Судите сами. Взросление и старение -- психофизиологический процесс, имеющий некоторую общую логику: отсутствие сексуальных интересов ~ юношеская гиперсексуальность -- стабилизация сексуальной активности и ее проявлений на определенном уровне, соответствующем потребностям и возможностям взрослого -- инволюционные процессы, ослабление и постепенное угасание сексуальной функции в процессе старения. Однако индивидуальный стиль сексуальной жизни, включая ее интенсивность, определяется не только гормональным балансом, а и многими общими чертами личности и особенностями ее биографии.

 

Каждый следующий этап жизненного пути не просто продолжает предыдущие, реализуя то, что было заложено раньше, но и создает нечто новое, иногда совершенно неожиданное. И зависит это не только от свойств индивида, но и от особенностей его социальной и культурной среды, брачного статуса и т. п. Стабильные сексуальные отношения, тем более брак, предполагают длительную взаимную адаптацию. Не только интенсивность, частота сношений, но и техника их зависят теперь от желания обоих партнеров. Поэтому статистические данные о возрастной динамике сексуальной активности не надо принимать за обязательную норму или даже ориентир.

 

По данным В. Фридриха и К. Штарке, интенсивность половой жизни (частота сношений) у молодых мужчин растет приблизительно до 30, а у женщин -- до 24 лет (см. таблицу).

Частота сношений в зависимости от возраста (сколько раз в месяц)  

Возраст     17   18   20   22   24   26   28-30  

Мужчины 5,8 6,1 7,4 8,8 9.0 9,5 10,4    

Женщины 7,1 8,0 8,0 8,8 9,2 8,6 8,6      

 

У чешских супругов, опрошенных Карелом Витеком (1733 человека), пик сексуальной активности приходится на возраст от 26 до 30 лет, когда 15,5 процента имеют сношения ежедневно, а 58,3 процента -- 2-3 раза в неделю.

 

Я уже говорил, что средний уровень сексуальной активности современных супругов выше, чем у прошлых поколений, и сексуальной стороне брака придается большее значение. По данным опросов С. И. Голода в 1978 и 1981 годах, сексуальная гармония и удовлетворенность -- третий по значимости фактор, от которого зависит благополучие и устойчивость брака, после духовной и психологической совместимости у супругов, состоящих в браке до 10 лет, и после духовной и бытовой совместимости -- у проживших совместно от 10 до 15 лет. Среди пар, удовлетворенных браком, сексуально совместимыми считают себя практически все, а среди неудовлетворенных -- только 63 процента.

 

У более молодых супругов, обследован ных К. Штарке и В. Фридрихом, связь сексуальной удовлетворенности и общего супружеского благополучия еще теснее. Среди тех, кто считает свой брак счастливым, сексуально удовлетворены 95 процентов, в несчастливом браке -- только 22, а в совсем неудачном -- лишь 5 процентов.

 

Тесная связь между удовлетворенностью семейной жизнью и сексуальной удовлетворенностью обнаружена и К. Витеком: среди людей, которых полностью устраивает их семейная жизнь, сексуально удовлетворены 61,8 процента, среди неудовлетворенных -- 10 процентов, а среди находящихся на грани развода -- никто.

 

Общеизвестно, что с течением времени сексуальная активность и сама заинтересованность в ней уменьшаются. Это зависит не только от возраста, но и от продолжительности брака.

 

Дело здесь не только и не столько в физиологических особенностях, сколько в психологических факторах. С сексологической точки зрения брак -- явление противоречивое. Прочные супружеские отношения, особенно при наличии детей, способны создать широкую сферу социальной и психологической общности, взаимного доверия и понимания, в которых человек остро нуждается. Женатые люди обычно чувствуют себя гораздо увереннее и счастливее, чем холостяки, а имеющие детей -- чем бездетные. Сочетание телесной и духовной близости гармонизирует эмоциональные реакции любящих, повышает уровень их эмпатии, что проявляется и в сексуальной сфере, вплоть до синхронизации некоторых физиологических процессов, включая даже гормональные реакции.

 

Вместе с тем брак ограничивает сексуальную свободу индивида, его право вступать в новые связи, а рутинизация супружеских отношений, растворение любви в материально-бытовых заботах притупляют остроту и свежесть чувств. Интенсивность половой жизни и удовлетворенность ее качеством снижаются не только с возрастом -- это часто происходит уже в первые годы брака и у молодых людей, когда исчезают радость открытия, новизна, спонтанность.

 

Люди это прекрасно знают. Отвечая на вопрос, какие внешние факторы наиболее способствуют интенсивному сексуальному возбуждению, 2210 чешских мужчин и женщин на первое место (47,9 процента) поставили благоприятную атмосферу в семье, а на втЬрое (34 процента) -- определенный тип поведения партнера. В ряду условий, снижающих сексуальный интерес, на первом месте (15,9 процента) стоит однообразное поведение партнера, а на втором (14,4 процента) недостаточная интимность обстановки.

 

Почти в каждом браке сексуальное влечение с течением времени ослабевает, хотя в удачных браках это происходит значительно медленее и психологически компенсируется другими обстоятельствами. Утрата сексуальной гармонии тесно связана с уровнем конфликтности семейных отношений, исчезновением взаимной любви, нежности, эмоциональной поддержки, заботливости и сочувствия друг другу. Семейно-бытовые, включая сексуальные, трудности характерны для двух третей всех неврологических больных. Это еще одна из главных причин разводов.

 

Следует отметить также частую рассогласованность желаний и потребностей супругов. Уже на втором году супружества многие жены обнаруживают меньшую заинтересованность в сексуальной близости, чем их мужья, что вызывает у последних чувство неудовлетворенности. В дальнейшем супруги устанавливают какой-то взаимоприемлемый ритм, но это удается не всем и не всегда.

 

Свыше половины опрошенных К. Витеком состоящих в браке чешских мужчин и женщин (476 человек) признали, что сексуальные контакты не приносят им полного удовлетворения. Причем мужья жаловались на отсутствие желания у жен, а жены -- на сугубо физиологический, будничный подход мужей, не желающих обогащать сексуальные отношения. В целом же сексуальная удовлетворенность мужчин выше, чем женщин.

 

Уменьшение сексуальной активности в браке имеет несколько причин: рутинизация супружеских отношений, которые становятся монотонными и скучными; неблагоприятные социальные обстоятельства, усталость, перегруженность трудом и заботами; бедность сексуального репертуара, мешающая внести в супружеские отношения свежую струю.

 

Надо сказать, что тенденции эти более или менее общие.

 

Поданным американского Национального исследования (1993), супружеские пары и пары, живущие совместно, занимаются сексом значительно чаще, чем холостяки: два раза и чаще в неделю это делают 40 процентов женатых, 56 процентов сожительствующих и только 25 процентов холостых. Это понятно -- никуда нс нужно ходить, все просто. Но супружеский секс часто нс очень увлекателен: впятеро больше женатых, чем одиноких мужчин тратят на половой акт меньше 15 минут. На отсутствие интереса к сексу жалуются почти 16 процентов мужчин и 33,4 процента женщин, не получают удовольствия от секса 8,3 процента мужчин и 24 процента женщин, не способны испытывать оргазм соответственно 8 и 21 процент.

 

В другом обследовании, проведенном Дениз Доннелли в начале 1990-х годов, из 6029 состоящих в браке американцев 16 процентов оказались сексуально-неактивными, не имели ни одного сношения за последний месяц. Подавляющее большинство этих людей не чувствуют себя счастливыми, а их взаимоотношения друг с другом -- значительно хуже, чем у тех, кто часто занимается любовью.

 

Дисгармония сексуальных отношений в браке -- главная причина внебрачных связей и супружеской неверности. Однако многие мужчины изменяют женам не потому, что другие женщины привлекательнее, а потому, что видят в этом своеобразный способ самоутверждения, доказательство своей независимости.

 

Так поступают и некоторые женщины. Отношение к супружеской неверности -- весьма острая моральная проблема. Здесь все еще силен двойной стандарт: хотя мужчины чаще изменяют женам, они в то же время требуют от них безусловной верности.

 

По данным опроса ВЦИОМ (1992) иметь, помимо законного супруга, любовника или любовницу, признали допустимым 32 процента российских мужчин и только 18 процентов женщин. Фактически это случается гораздо чаще. Среди опрошенных О. К. Лосевой москвичей наличие внебрачных связей признали 55,5 процентов мужчин и 25,5 процентов женщин; у мужчин количество внебрачных партнерш гораздо больше, чем у женщин, и среди них больше случайных, малознакомых. Среди опрошенных С. И. Голодом супружеских пар с высшим образованием, в 1969 г. внебрачные связи имели меньше половины мужчин и одна треть женщин, а в 1989 г.-- три четверти мужей и больше половины жен.

 

Выше я уже говорил о сексуально открытых и групповых браках. Наиболее экзотической практикой такого рода является свингинг. Объявления типа "Пара ищет пару" довольно часто появляются в нашей прессе. Вообще говоря, обмен женами в мировой культуре не новость. Во многих древних обществах существовал обычай сексуального гостеприимства, когда хозяин одалживал дорогому гостю свою жену или союз между мужчинами скреплялся обменом женами, согласия которых, разумеется, не спрашивали. В цивилизованном обществе такие вещи невозможны. Однако некоторые супружеские пары, в поисках сексуального разнообразия, по обоюдному добровольному согласию, устанавливают сексуальные отношения с какими-то другими, одной или несколькими, парами. В США, где эта практика приобрела популярность на гребне сексуальной революции конца 1960-х гг., таких людей называют свингерами (swinging означает чередование и одновременно -- раскованность); по данным разных исследований, такой опыт имели от 2 до 5 процентов американцев. Инициаторами его чаще бывают женщины. Свингеры, среди которых преобладают люди от 21/26 до 45/50 лет, имеют свои местные и даже международные клубы, газеты, телефонную службу. Теперь эта мода пришла и к нам.

 

В отличие от внебрачного секса, когда супруги развлекаются на стороне независимо и большей частью без ведома друг друга, свингинг это как бы "с о-брачный" секс: социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. В "закрытом" свингинге каждый из супругов развлекается с представителем другой пары приватно, наедине, "открытый" же свингинг -- это групповой секс, на глазах и при участии всех четверых или более партнеров; гетеросексуальные игры и ласки иногда дополняются гомосексуальными и вообще групповой секс всегда дает пищу гомоэротическому воображению.

 

Притягательность свингинга состоит в том, что он позволяет, не разрывая брачного союза, преодолеть его монотонность и обогатить сексуальный репертуар. Занятие любовью на глазах у других, равно как созерцание чужой сексуальной активности, -- очень сильный сексуальный возбудитель. Некоторые свингеры не только сообща занимаются любовью, но и совместно проводят отпуска или выходные, развлекаются, помогают друг другу воспитывать детей, ходят в походы и т. п. По их мнению, это обогащает нс только их сексуальную, но и социальную и эмоциональную жизнь.

 

Поскольку свингинг предполагает добровольность и равенство супругов, он честнее обычного адюльтера, в нем нет обмана и нарушения супружеской верности. Тем не менее он безусловно противоречит нормам христианской морали и моногамного брака и порождает ряд психосексуальных проблем. С отказом от сексуальной исключительности, супружество утрачивает значительную долю своей интимности. Секс вчетвером может быть веселее, чем вдвоем, но он так же быстро приедается, заставляя увеличивать число пар или постоянно менять их. Чисто развлекательный, гедонистический секс многих не удовлетворяет, а возникновение сильной эмоциональной привязанности между мужем и женой из разных пар неминуемо подрывает первоначальные брачные союзы. Многие люди психологически не выносят публичного, группового секса, даже если он присутствует в их эротическом воображении. У мужчин такие ситуации часто усиливают "исполнительскую тревожность", беспокойство, как я выгляжу на фоне и по сравнению с другим мужчиной.

 

Несмотря на заранее достигнутое обоюдное согласие, свингинг нередко порождает чувтва стыда, вины и ревности, которые могут разрушить супружество. Увеличивает он и риск заражения венерическими заболеваниями и СПИДом. В случае контрацептивной ошибки или неосторожности, возникает драматическая проблема отцовства. Несмотря на его популярность, свингинг практикует небольшая часть супружеских пар, да и у них он большей частью остается экспериментальным и по прошествии некоторого времени прекращается.

 

В общем, если согласиться с тем, что брак и семья существуют не только и не столько для регулирования сексуальных отношений, сколько для воспитания детей и обеспечения основанной на взаимной любви и уважении супружеской интимности, которой не могут дать человеку общественные учреждения, то нельзя не признать, что "альтернативные формы" брака, именно в силу своей открытости и нестабильности, с этой задачей не справляются. В быстро меняющемся и холодном социальном мире индивид особенно сильно нуждается в островке тепла и стабильности. Пусть даже не на всю жизнь.

 

Как влияет на сексуальность старение? Старость и секс часто считались взаимоисключающими понятиями. Хотя народная мудрость признавала факт старческой сексуальности, особенно у мужчин, она относилась к ней иронически: "седина в бороду, бес в ребро". Высокая сексуальная активность в пожилом возрасте кажется чем-то исключительным, опасным для здоровья и даже безнравственным. Так ли это?

 

Сексуальные возможности человека с возрастом действительно снижаются. У пожилых мужчин уменьшается сексуальная возбудимость, затрудняется эрекция (им чаще приходится прибегать к мастурбации и различного рода психическим раздражителям вроде порнографических картинок), уменьшаются возможности семяизвержения, удлиняется рефракторный период и т. д. У стареющих женщин также замедляется половое возбуждение, уменьшается любрикация (увлажнение) влагалища, хотя способность испытывать оргазм женщина сохраняет и после менопаузы, когда зачатие уже невозможно.

 

Однако все это весьма индивидуально, жестких возрастных границ нет. По данным американских лонгитюдных геронтологических исследований, более половины мужчин и женщин практически прекращают половую жизнь около 60 лет, однако около 15 процентов продолжают ее даже после 80 лет.

 

Интенсивность половой жизни в пожилом возрасте также неодинакова, как и во всех остальных. По данным К. Витека, свыше половины супругов в возрасте от 50 до 60 лет имеют сношения один раз в неделю; однако 6,2 процента группы старше 55 лет делают это ежедневно, превосходя в этом отношении некоторых молодых людей.

 

Отчасти это функция врожденной половой конституции, но многое зависит и от психологических установок.

 

Женатые мужчины от 60 до 80 лет стараются поддерживать свой ранее сложившийся, привычный уровень сексуальной активности независимо от степени своей удовлетворенности браком, сексуальной привлекательности жены и т. п. Многим из них это удается, и врачи приветствуют это, поскольку сексуальная активность тесно связана с общим эмоциональным состоянием, повышает жизненный тонус и самоуважение. Пожилым людям настоятельно рекомендуют не допускать длительных перерывов в половой жизни, иначе в этом возрасте половая функция может быстро атрофироваться, не стесняться своих эротических желаний ("в моем-то возрасте!"), пользоваться, если надо, механическими средствами (эректорами) и т. д.

 

Но опять-таки возникают психологические проблемы. Привычная, постаревшая жена подчас уже не вдохновляет стареющего мужчину, ему нужны новые, более яркие и сильные стимулы, а для завоевания молодой женщины он сам может быть недостаточно привлекателен. Плюс к тому -- страх оказаться сексуально несостоятельным, не говоря уже о социально-нравственных проблемах (долг по отношению к жене, трудности начала новой жизни в случае развода и т. д.). Еще сложнее положение стареющей женщины, которая имеет сексуальные потребности, но вместе с тем сознает, что она уже далеко не так привлекательна, как в молодости, и боится оказаться в смешном положении.

 

Влечение зрелых и пожилых мужчин и женщин к молодым и юным обычно воспринимается и изображается как презренная, низменная похоть. В такой установке сливаются идеализация юности, которой приписывается все прекрасное, отвращение к старости, которой всем хочется избежать, и стремление сохранить существующие социально-возрастные границы и барьеры между поколениями. Но психологически этот нарочито сниженный образ недостоверен. Очень часто это красивое, искреннее чувство, более глубокое и сильное, чем бывает в юности, которая, в общем-то, довольно эгоистична и поверхностна. Эротика переплетается здесь с родительской нежностью.

 

Но преодолеть социально-возрастные барьеры и предубеждения чрезвычайно трудно. Замечательно сказала Марина Цветаева:

 

"Я -- есмь. Ты -- будешь. Между нами -- бездна".

 

Некоторым людям удается эту бездну перескочить.

 

Другие в ней гибнут.

 

Третьи выкарабкиваются в синяках, измазанные в грязи, подтверждая житейскую мудрость тех, кто придерживается однажды проторенной, привычной колеи.

 

Конечно, женщина есть женщина

и мужчина есть мужчина,

но неужели всё это так же просто в наше время,

как было до потопа, и неужели я, культурный человек,

одарённый сложною духовною организацией,

должен объяснять своё сильное влечение к женщине

только тем, что формы тела у неё иные, чем у меня?

А. П. Чехов

Пол и сексуальность

 

Что же такое "сексуальность"? В ранних сексологических теориях этого термина не было, его заменяло понятие "полового инстинкта". Понятие это крайне неопределенно.

 

Одни авторы, от Лютера и Монтеня до французского ученого конца XIX века Шарля Фере, считали, что половой инстинкт - это потребность организма освобождаться от продуктов деятельности половых желез, то есть от семени. Семяизвержение физиологически очень похоже на мочеиспускание или испражнение. Но как объяснить женскую сексуальность?

 

Другие авторы говорят о "репродуктивном инстинкте", потребности продолжения рода, которая свойственна обоим полам. Но как объяснить формы сексуальности, заведомо не связанные с деторождением - мастурбацию или гомосексуальность?

 

Фрейд говорит о двух базовых инстинктах - жизни и смерти. Что же касается собственно полового влечения, желания (латинское слово "либидо" обозначает именно это), то в его основе лежит потребность в удовольствии. В своей сознательной деятельности человек руководствуется принципом реальности, либидо же принадлежит к сфере бессознательного, где царит принцип удовольствия. Вопрос в том, как сочетать эти начала.

 

Чтобы понять биологические детерминанты человеческой сексуальности, необходимо рассмотреть ее исторически, в филогенезе.

 

Филогенез сексуального поведения - яркий пример восхождения от жестко запрограммированного инстинктивного поведения к гибкому и избирательному. По своему происхождению сексуальное удовольствие - средство стимулировать деторождение, награда за тяжкий труд зачатия и порождения новой жизни. Но в дальнейшем сексуальность отделилась от репродуктивного поведения, стала самоценной.

 

Автономизация сексуального поведения от репродуктивной функции чрезвычайно увеличивает многообразие его форм. Оно становится более избирательным, селективным и требует индивидуального научения. Низшие животные, выращенные в изоляции, достигнув половой зрелости, без особого труда осваивают характерную для их вида технику спаривания. У собак дело обстоит сложнее. В опытах ленинградских физиологов В. В. Антонова и М. М. Хананашвили выяснилось, что щенки, выращенные в полной изоляции от сверстников, не могли успешно спариваться, так как не имели необходимых технических навыков копуляции.

 

Еще более впечатляющими были опыты американского психолога Гарри Харлоу с обезьянами-резусами, выращенными без общества сверстников. Обследование гениталий и имитация полового акта занимают важное место в играх всех высших животных, не исключая и человека. Лишенный этой возможности детеныш не может своевременно овладеть основными приемами копулятивной техники. Кроме того, эти обезьяны отстают в своем эмоциональном развитии, так как не могут выработать необходимых коммуникативных навыков, умения общаться с себе подобными. На потенциальных сексуальных партнеров они реагируют агрессией или страхом. Общение со сверстниками и связанные с ним эмоциональные переживания во многом определяют все последующее развитие индивида и особенно его сексуальные реакции.

 

Следует иметь в виду, что отдельные сексуальные реакции имеют не только физиологические, но и знаковые функции. Спаривание стадных животных происходит не в социальном вакууме, а в определенной системе отношений с другими членами стада. Например, доминантная самка в собачьей своре может воспрепятствовать самцу спариваться с другой самкой. Самец обезьяны, занимающий низкое место в иерархии, не смеет приблизиться к самке в эструсе (течке), если рядом находится самец более высокого ранга, но спаривается с нею, если тот отходит.

 

Возраст, когда животные начинают спариваться, также зависит от социальной организации, свойственной данному виду. Самцы морских свинок или крыс спариваются и производят потомство, как только их семенники начинают производить зрелую сперму. Напротив, молодой павиан, чтобы получить доступ к рецептивным самкам, должен не только достичь своего полного роста, но и завоевать определенное положение и престиж в стаде. У некоторых животных спаривание монопольно принадлежит немногим доминантным самцам, которые подавляют проявления агрессии внутри группы и совместно наказывают нарушителей порядка.

 

Генетическая функция самца - оплодотворить как можно больше самок, обеспечив передачу своих генов потомству, самка же обеспечивает сохранение потомства и унаследованных качеств. Это подкрепляется данными репродуктивной биологии: самец обладает почти неограниченным запасом семени, тогда как количество яиц, которым располагает самка, ограничено. Сексуальная активность самки млекопитающих лимитируется тем, что она должна выносить, выкормить и вынянчить потомство. Видимо, поэтому природа позаботилась о том, чтобы самки большинства млекопитающих могли спариваться только в период течки (эструсе), в другое время они реагируют на самцов агрессивно, что накладывает сезонные ограничения и на самцов. Тем не менее половая жизнь самцов у большинства видов более экстенсивна; один самец обычно оплодотворяет многих самок, в "семейной" структуре некоторых видов это закрепляется существованием "гаремов" и т. д.

 

Асимметрия половых ролей и сексуального поведения в животном мире не означает, что самец "господствует" над самкой. Самцу обычно принадлежит право ухаживания, причем внутри-половой отбор самцов часто определяется состязанием в силе. Но самка не просто становится добычей победителя, а выбирает его из нескольких возможных претендентов. Причем имеют значение не только физические данные самца, но и то, какими материальными ресурсами он потенциально располагает. Это особенно заметно у птиц. Так, самка болотного крапивника выбирает супруга не по его внешности или красивому голосу, а по тому, насколько хорошей, богатой территорией он владеет, от чего зависит благополучие потомства. Иначе говоря, это "брак по расчету": преимущество получает самец, который способен обеспечить наиболее благоприятные условия для выращивания потомства.

 

Диапазон форм сексуального поведения у животных чрезвычайно широк - от внешне беспорядочного спаривания у одних видов до длительного парного сожительства у других. Это всегда имеет какую-то видовую целесообразность как с точки зрения продолжения рода, так и с учетом особенностей видового поведения, зависящих в конечном счете от экологии.

 

В частности, переход от полигамии, преобладающей у большинства видов, к "моногамии", то есть к устойчивому брачному союзу самца и самки хотя бы на срок выращивания одного выводка, обусловлен, по мнению Э. Уилсона, специфическими условиями, когда одна самка без помощи самца не может вырастить потомство. Там, где родительские функции выполняет одна самка и "отцовства" не существует, отпадает и необходимость в длительном ухаживании и тем более в тесном брачном союзе.

 

Сексуальное поведение высших животных связано не только с репродуктивной функцией. Некоторые физиологические реакции имеют у них, как и у людей, условный, знаковый характер. Так обстоит дело, например, с эрекцией и демонстрацией эрегированного полового члена. Физиологически эрекция полового члена принадлежит к числу непроизвольных и неспецифических реакций. У молодых самцов она возникает не только в связи с сексуальным возбуждением, но и в ситуациях, вызывающих страх, агрессию, вообще эмоциональное напряжение. Уже новорожденные самцы приматов, включая человека, делают характерные тазобедренные телодвижения, выпячивая член, как при копуляции.

 

У взрослых самцов эти рефлекторные телодвижения приобретают значение знака, становятся жестами. Так, у обезьян саймири демонстрация эрегированного члена другому самцу - жест агрессии и вызова. Если самец, которому адресован такой жест, не потупится и не примет позы подчинения, он тут же подвергнется нападению, причем в стаде существует на этот счет жесткая иерархия: вожак может показывать свой член всем, а остальные самцы - строго по рангу. Сходная система ритуалов и жестов существует у павианов, горилл и шимпанзе.

 

Известен и механизм ее передачи: пока детеныш мал, на его эрекции не обращают внимания, но как только он вступает в период полового созревания, взрослые самцы воспринимают эрегированный член как жест вызова и жестоко бьют подростка, так что, вырастая, он уже понимает значение этой физиологической реакции и соответственно контролирует ее.

 

"Отпугивающая" сила полового члена применяется и против внешних врагов. Немецкий этолог Вольфганг Виклер описал караульных павианов и зеленых обезьян в Африке. В то время как стадо кормится или отдыхает, такие самцы сидят на видных местах, расставив ноги и демонстрируя частично эрегированный член. Это служит как бы предупреждением чужакам, чтобы они не тревожили стадо. Связь такого поведения с древними фаллическими культами, о которых будет речь позже, достаточно очевидна.

 

Некоторые формы сексуального поведения не только не имеют репродуктивного смысла, но и противоречат правилам поло-ролевой дифференциации. Например, самец "подставляется", а самка совершает "наскок". Причины такого "гомосексуального" поведения могут быть разными. В одном случае все дело в трудностях распознавания истинного пола партнера. Например, лягушки и жабы не могут определить пол партнера на расстоянии, поэтому сексуально активный самец наскакивает на любую движущуюся особь своего вида; дальнейшее зависит от реакции партнера: самка поведет себя рецептивно, а самец начнет сопротивляться, заставив "насильника" уйти. Быки и жеребцы в состоянии возбуждения нередко наскакивают даже на неодушевленные предметы. Однако наскок одного самца на другого чаще происходит в отсутствие самки, при появлении которой самец обычно переключает внимание на нее.

 

В других случаях сексуальное поведение выражает иерархические отношения господства-подчинения. Такое поведение зафиксировано у многих животных - овец, горных коз, ящериц, обезьян, дельфинов. Копулятивные позиции при этом только имитируются, причем доминантный самец или самка выполняет маскулинную роль, а более слабый партнер - фемининную.

 

Иногда сексуальный контакт (спаривание, взаимная мастурбация) является элементом игрового общения однополых молодых животных.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.