Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стимулянты (кокаин, амфетамины, кофеин и др.) 7 страница



 

Так что ритуальная дефлорация невесты может быть и средством помощи жениху, "спасением" его от грозящей опасности, и сексуальной привилегией мужского братства, к которому принадлежит жених. Пережиток подобных явлений в русских народных обычаях: перед свадьбой все молодые люди деревни, товарищи жениха, посещают и целуют невесту. Еще более древний славянский обычай предусматривал, что перед свадьбой невеста оставалась в бане наедине с мужчиной-колдуном, который должен был ее тщательно вымыть. В некоторых районах северной Словакии невесту символически, а ранее, возможно, реально, лишал невинности старейшина свадебного обряда -- "дружка".

 

В архаических обрядах и мифах, равно как и в позднейшей карнавальной, "смеховой" культуре, широко представлена девиантная сексуальность -- инцест, транссексуализм, транс вестизм, гомосексуальность и т. д., при этом одни и те же по своей биологической и поведенческой природе явления совершенно по-разному оцениваются и символизируются в зависимости от контекста.

 

Например, культура строжайше запрещает и осуждает инцест. Вместе с тем всюду существуют ритуальные, символические формы инцеста. Его то и дело совершают боги, а для некоторых культурных героев он прямо-таки обязателен как знак их "избранничества". Культура строго различает мужские и женские роли и модели поведения и запрещает нарушать эти границы, например в одежде. Однако всюду есть какие-то узаконенные, освященные традицией формы трансвестизма и т. п. Чем объясняется такое противоречие?

 

Есть два похода к проблеме. Первый идет от индивида к культуре, полагая, что последняя лишь оформляет, структурирует и регламентирует импульсы, возникающие в индивидуальном сознании. С этой точки зрения распространенность инцестуальных мотивов в культуре -- свидетельство непреодолимости таких влечений (Эдипов комплекс), а противоречивость культурных норм -- отражение амбивалентности нашего либидо. Второй подход идет от культуры к индивиду, полагая, что культура не только отражает индивидуальные вариации либидо, но и в достаточно широких пределах формирует его, иначе говоря, сексуальность рассматривается как социальное явление. В первом случае важен поведенческий акт, поступок как выражение внутренних импульсов индивида, во втором --- значение, которое придает этому поступку культура, которая и формирует соответствующий стиль поведения.

 

"Очеловечение" полового инстинкта, о котором много писали в конце XIX -- начале XX века, есть не что иное, как подчинение его определенным социальным нормам. Культура всегда -- упорядоченная система правил в противоположность хаосу и анархии. Но, структурируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура всегда оставляет место для каких-то индивидуальных или ситуативных вариаций. Одни поступки регламентируются и оцениваются как "хорошие" или "плохие", "правильные" или "неправильные", другие целиком предоставляются индивидуальному усмотрению.

 

Больше того, формулируя то или иное предписание, культура почти всегда предусматривает какие-то возможности его нарушения. Чаще всего исключения смягчаются тем, что относятся либо к другому времени (например, к "мифологическому времени" в отличие от реального), либо к особым персонажам -- богам или героям, подражать которым рядовой человек не может. Но существуют и такие ситуации, когда нарушение и "перевертывание" установленных норм и правил является обязательным правилом, законом.

 

Применительно к сексуальности такое узаконенное нарушение правил благопристойности, включая инверсию гендерных и сексуальных ролей, ярче всего проявляется в первобытном празднике и карнавальной, смеховой культуре. Праздник, как и "смеховой миро в целом, выворачивает наизнанку весь существующий и прежде всего -- нормативный мир культуры, выявляя тем самым его условность и противоречивость.

 

Психологические механизмы этого процесса еще в 1920-х годах выявил К. И. Чуковский, изучая детские "перевертыши", "лепые нелепицы". "Перевертыши" не только помогают ребенку укрепиться в своем знании нормы, но и привлекают его внимание к потенциальным вариативным возможностям бытия. Не случайно взаимообращение, выворачивание наизнанку, переворачивание вверх ногами предметов и их свойств неизменно присутствуют и во взрослом фольклоре ("ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота" и т. д.). В символической культуре перевертывай ию подвергаются, в сущности, все бинарные оппозиции: верх и низ, жизнь и смерть, боги и демоны, свет и тьма, день и ночь, люди и животные и, конечно же, половые роли и различия, начиная с одежды и кончая сексуальными позициями.

 

Почему я так подробно говорю об историко-этнографических аспектах сексуального поведения? Они позволяют понять, что человеческая сексуальность не простая биологическая данность, а культурно-исторический феномен, который разные народы конструировали по-разному. И если мы хотим понять истоки наших собственных, впитанных с молоком матери представлений, мы должны обратиться к их истории.

 

  • Тем, кого интересует китайская эротика, могу порекомендовать великолепный сборник "Китайский эрос. Научно-художественный сборник". Составитель и ответственный редактор А. И. Кобзев (Москва: СП "Квадрат", 1993), а также знаменитый роман "Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе", тт. 1--4 (Иркутск: "Улисс", 1994--95).

 

Всё страньше и страньше! - вскричала Алиса.

Льюис Кэрролл

СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ

 

Анонимная французская литография XVIII века, изображающая сексуальную оргию Фетишист, поклоняющийся туфелькам любимой женщины. Старинная французская гравюра Анонимная французская литография XVIII века, изображающая сцену флагеллации (порки) березовыми прутьями
 
Акварель современного американского художника Уилтона Дэвида, изображающая его транссексуальные галлюцинации. Из коллекции Джона Мани Эгон Шиле (1890-1918). Автопортрет (?). Изображение мастурбации выглядит порнографически шокирующим, но в картине нет эротики, она передает чувство глубочайшего одиночества и отчаяния  

Сексуальные нарушения мешают человеку успешно функционировать в качестве сексуального существа и лишают его связанного с этим удовольствия. Каковы бы ни были их причины, они проявляются как физиологические расстройства. Человек хочет, но не может. Напротив, сексуальные девиации касаются исключительно направленности либидо. Для них характерна необычность выбора. В одном случае странен объект влечения, в другом - способы его реализации, в третьем - необходимые для этого условия.

 

Но необычность - понятие весьма условное. Атипическое - это просто то, что редко встречается, но может не причинять никаких неудобств ни обществу, ни индивиду. Социологический термин "девиация" имеет более узкий смысл, обозначая поведение, которое нарушает какие-то социальные или культурные нормы, вызывая настороженное или враждебное отношение окружающих. Еще сильнее этот негативный оценочный смысл в понятии "половое извращение", которое подразумевает, что такое поведение не только необычно, но и болезненно, что оно нарушает не только социальные нормы, но и законы природы. Наконец, психологически ненормально не только то, что странно (взгляд со стороны), но и то, что причиняет самому человеку неудобства и делает его в каком-то смысле неполноценным. Это лучше всего передается понятием "парафилия" (от греческих слов "пара" - около, вблизи, и "филия" - влечение), то есть "неправильное влечение". Парафилия необязательно нарушает социальные нормы или является болезнью, но она всегда бывает вынужденной и причиняет субъекту, а иногда и окружающим какие-то неприятности. В сексологических справочниках описывается несколько десятков разных парафилий: акротомофилия - влечение к партнеру с ампутированной конечностью; асфиксофилия - эротическое самоудушение; аутонекрофилия - воображение себя трупом; аутопедофилия - воображение себя ребенком и потребность, чтобы с ним обращались, как с младенцем; копрофилия - возбуждение запахом и вкусом кала; копрофагия - поедание кала; эротическая пиромания - потребность что-то поджигать; эротолалия - потребность произносить непристойности; фроттаж - потребность тереться о постороннего человека в общественном месте; геронтофилия - сексуальное влечение к старикам; клизмофилия - сексуальное удовлетворение связано с клизмой; некрофилия - труположство; пиктофилия - неудержимая потребность смотреть эротические картинки, фильмы или видеокассеты; скатофилия - потребность говорить о сексуальных или непристойных вещах с посторонними людьми; скоптофилия - потребность показывать другим свои (эксгибиционизм) или рассматривать (вуайеризм) чужие половые органы; сомнофилия - потребность ласкать спящего незнакомого человека; телефонная скатофилия - потребность говорить непристойности незнакомому человеку по телефону; урофилия - наслаждение вкусом и запахом мочи и самим процессом мочеиспускания; зоофилия - скотоложство; зоосадизм - причинение боли животным и т. д.

 

Наиболее часто встречающиеся парафилий - эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, трансвестизм, садомазохизм и педофилия.

 

Эксгибиционизм - потребность мужчины показывать свои гениталии людям, которые этого не хотят и не ожидают, как правило, женщинам. Обнажение гениталий - важный аспект половой жизни, который может иметь разный субъективный смысл. Это любят делать маленькие дети.

 

Некоторые мужчины испытывают потребность демонстрировать свои половые органы незнакомым женщинам или девочкам, получая от этого сексуальное удовольствие. Такое поведение выглядит хулиганским и вызывающим и подходит под статью уголовного кодекса о совершении "развратных действий", на самом же деле оно является неконтролируемым и непроизвольным.

 

Эксгибиционисты большей частью отличаются робостью, застенчивостью, испытывают разные сексуальные трудности, стесняются своего тела, хотели бы иметь более внушительный член и т. п. Эксгибиционизм - типичный невротический симптом, за которым стоит неуверенность в себе, страх перед женщиной, неумение подойти к ней. Это своеобразная форма компенсаторного поведения и символической агрессии.

 

Поскольку эксгибиционизм пугает женщин, он часто ассоциируется с насилием. В действительности такие люди вполне безобидны. Немецкие ученые изучали сотни судебных дел об эксгибиционизме за много лет и не нашли ни одного случая, когда бы он сопровождался изнасилованием. Жертва отделывается, как правило, легким испугом, не оставляющим долгосрочных последствий. Опрос 903 немецких молодых девушек показал, что почти половина из них пережили встречи с эксгибиционистами, и это было им очень неприятно, но никаких серьезных психологических последствий не имело. Лучшая реакция в подобном случае - просто не обращать внимания, отвернуться или засмеяться. Эксгибиционисту нужен испуг, шок. Если их нет - он отстанет. Девочек надо заранее предупреждать о возможности подобных инцидентов и советовать, как на них реагировать. Уголовные меры в подобных случаях столь же жестоки, сколь неэффективны, так как поведение эксгибициониста сознательному самоконтролю большей частью не поддается.

 

Вуайеризм (от французского "вуар" - смотреть), или скоп-тофилия (от греческого "скопейн" - смотреть),- потребность подсматривать за обнаженными женщинами или за сексуальными действиями других. Сам по себе такой интерес вполне нормален. Редкий мальчик удержится от соблазна тайком посмотреть на голую женщину, а многие мужчины охотно смотрят порнографические картинки и фильмы. Специфика вуайеризма в том, что таких мужчин возбуждает только подглядывание, и притом лишь такое, которое остается тайным, запретным. Порнография их мало интересует. Большей частью это молодые, поздно созревшие, застенчивые люди. В детстве и юности большинство вуайеров испытывали трудности в общении с девочками, многие имели странные мастурбационные фантазии и острое чувство вины по этому поводу. Как и эксгибиционизм, вуайеризм крайне редко сопровождается насилием, но поскольку это нарушает права других людей, таким людям часто приходится иметь дело с милицией. Лучше всего просто не обращать на них внимания. Но если подглядывающий мужчина старается сам привлечь к себе внимание, нужна осторожность: это уже не просто вуайеризм.

 

Фетишизм - состояние, когда половое возбуждение вызывает какой-то определенный предмет - отдельная часть тела, предмет женской одежды или какой угодно другой объект, который у других людей может и не вызывать эротических ассоциаций. Общая психологическая основа фетишизма - способность человека создавать символы и эротизировать вещи. Некоторые эротические символы более или менее универсальны и включены в систему культурного сексуального символизма. Никого не удивляет, что мужчину возбуждают не только сами женские половые органы, но также их изображение или предметы интимного туалета, ассоциирующиеся с половой близостью. Многие люди имеют свои собственные, сугубо индивидуальные сексуальные символы, которые их возбуждают, а других оставляют совершенно равнодушными.

 

Парафилией это становится только в том случае, если символ превращается в фетиш, то есть наделяется самостоятельным существованием и приобретает власть над субъектом. Например, если мужчину волнует не женское тело, а только ступня или грудь, или если возбуждает какой-то особый предмет, например, туфля или чулок. Фетишизм неопасен для окружающих, но крайне обедняет сексуальную жизнь индивида, лишая ее личностной окрашенности. Фетишиста возбуждают предметы, а не люди, связанные с этими предметами. Его сексуальная жизнь предельно отчуждена и одинока. Фетишист живет исключительно собственным воображением, разряжая его путем мастурбации. И поскольку его фантазии странны, он ни с кем не может поделиться ими. Эти трудности хорошо показаны в фильме Андрея Тарковского по повести Станислава Лема "Солярис". Хотя внешне сексуальная жизнь фетишиста может быть весьма разнообразной, психологически это только подмена, суррогат чего-то другого. Сами фетиши формируются и приобретают эротическое значение очень рано, обычно еще до полового созревания.

 

Трансвестизм (от латинских слов "транс" - через и "вести-ре" - одеваться) - получение сексуального удовлетворения от переодевания в одежду противоположного пола. Это очень сложное явление. В древних обществах существовали строгие правила полоролевого поведения, включая одежду, регулировались и случаи возможного нарушения этих правил.

 

В отличие от транссексуалов, которые отвергают свой гражданский пол, трансвеститы обычно не имеют на этот счет сомнений и не хотят менять свою половую идентичность. Не являются они и гомосексуалами. Хотя некоторые гомосексуалы переодеваются в женскую одежду, само по себе переодевание не дает им эротических переживаний, это просто знаковое поведение, позволяющее определить свою сексуальную роль и привлечь соответствующего партнера. То же нужно сказать о лесбиянках, надевающих мужское платье. Напротив, трансвеститам именно женская одежда дает максимум сексуального удовольствия, в остальное же время они одеваются и ведут себя как прочие мужчины. Некоторые авторы считают трансвестизм формой фетишизма (фетишем является женская одежда). Однако склонность к переодеванию возникает у многих трансвеститов раньше, чем обычно формируются сексуальные фетиши.

 

Трансвестизм может иметь разные причины и мотивы. В одном случае он непосредственно связан с обстоятельствами, вызвавшими первое сильное половое возбуждение: мальчик надевает белье старшей сестры, необычная ситуация вызывает у него сильное возбуждение, которое закрепляется мастур-бационными фантазиями и становится навязчивой потребностью на всю остальную жизнь. В другом случае женское платье позволяет мужчине расслабиться, освободиться от жестких и стеснительных рамок мужской половой роли. В третьем случае налицо эротизированная ролевая игра, возможность проявить себя с необычной стороны. Некоторых трансвеститов привлекает сама по себе эстетика женской одежды, в ней они кажутся себе более красивыми.

 

Для окружающих эта парафилия абсолютно безобидна, но иногда такое поведение шокирует жен и домашних, побуждая человека обращаться к врачу.

 

Садомазохизм - сочетание садизма, когда сексуальное наслаждение связано с причинением боли или унижения другому, и мазохизма, когда человек возбуждается от того, что сам испытывает боль или страдания.

 

Явление это чрезвычайно сложное. Во-первых, садизм и мазохизм не всегда образуют единый синдром. Во-вторых, и то и другое может быть как психотическим, так и условным, игровым.

 

Человек, по имени которого назван садизм, французский аристократ и писатель маркиз Донатьен-Альфонс-Франсуа де Сад (1740-1814) получал сексуальное удовольствие, подвергая свои жертвы,- сначала это были проститутки, а затем дети обоего пола,- болезненным наказаниям и изощренным пыткам, за что и провел большую часть своей жизни в Бастилии и в сумасшедшем доме. Свои изощренные болезненные фантазии и практический опыт он изложил в многочисленных романах, из которых наиболее известны "Жюстина", "Жюльетта" и "120 дней Содома".

 

Отличительная особенность садиста - то, что жестокость, которой он подвергает жертву, является не условной и добровольной, а принудительной. Многие садисты - психопаты; овладев жертвой, садист уже не в силах контролировать свое поведение, теряет человеческий облик, он не просто насилует, но калечит и часто убивает жертву, остановить его невозможно. Таковы почти все сексуальные маньяки, вроде знаменитого ростовского Андрея Чикатило.

 

В противоположнось садисту, мазохист (название происходит от имени австрийского юриста и писателя Леопольда фон Захер-Мазоха (1836-1895), описавшего эти переживания в знаменитом романе "Венера в мехах") испытывает страстную потребность сам подвергаться боли, наказанию и унижению.

 

Захер-Мазох рассказывает, что он с детства обожал читать о пытках, которым подвергались христианские мученики, приходя от этого в какое-то лихорадочное состояние, причем он воображал себя не палачом, а жертвой. В десятилетнем возрасте он случайно подсмотрел, как тетка, в которую он тайно был влюблен, избивала хлыстом своего мужа. Тетка обнаружила присутствие в комнате мальчика:

 

"В мгновение ока она растянула меня на ковре; затем, ухватив меня за волосы левой рукой и придавив плечи коленом, она принялась крепко хлестать меня. Я изо всех сил стискивал зубы, но, несмотря ни на что, слезы подступили у меня к глазам. Но все же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение... Это событие запечатлелось в моей душе, словно выжженное каленым железом".

 

Поскольку садизм и мазохизм дополняют друг друга, а иногда даже сочетаются в одном лице, сексологи говорят об особом садомазохистском синдроме.

 

Однако, в отличие от "подлинного" садиста, который не контролирует себя и получает удовольствие от реальных страданий жертвы, садомазохистские пытки, насилия и унижения имеют условно-игровой характер, осуществляются по добровольному согласию.

 

По словам французского философа Жиля Делеза, сущность мазохизма - ожидание: "Боль осуществляет то, чего ждут, удовольствие - то, чего ожидают, мазохист ожидает удовольствия, как чего-то такого, что по сути своей всегда задерживается, и ждет боли как условия, делающего, в конце концов, возможным (физически и морально) пришествие удовольствия. Он, стало быть, отодвигает удовольствие все то время, которое необходимо для того, чтобы некая боль, сама поджидаемая, сделала его дозволенным".

 

(Подробнее с философией садомазохизма можно познакомиться по книгам "Маркиз де Сад и XX век". Пер. с франц. М.: РИК "Культура", 1992; "Венера в мехах". Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. 3. Фрейд. Работы о мазохизме. Пер. с нем. и франц. М.; РИК "Культура", 1992.)

 

Садомазохизм, как и все прочие парафилии, коренится в свойствах нормальной сексуальности, которая, как мы видели, часто содержит элементы агрессии, символику господства и подчинения и ритуализацию.

 

Садомазохистский синдром встречается у представителей обоих полов, хотя у женщин гораздо реже (приблизительно 5 женщин на 13 мужчин). Он сочетается со всеми сексуальными ориентациями. Среди опрошенных мужчин-садомазохистов ФРГ 30 процентов признали себя гетеросексуалами, 31 процент - бисексуалами и 38 процентов - гомосексуалами. Из-за необычности их сексуально-эротических желаний садомазохисты обычно создают собственную субкультуру, имеющую множество специфических аксессуаров - одежда из черной кожи, цепи, маски, плетки и т. п.

 

На Западе у садомазохистов есть свои магазины, журналы, клубы, даже международные ассоциации, проводятся конкурсы по технике связывания, пеленания, подвешивания и т. п. Их сексуальные роли большей частью ритуализованы. Один партнер является господином, "хозяином", а другой "рабом". Интересно, что претендентов на положение "рабов" значительно больше, чем на роль "хозяев": многие мужчины, доминантные и властные в общественной жизни, в постели предпочитают зависимость, своего рода возвращение к детскому состоянию, когда мать или отец их наказывали. Кроме порки и иных форм наказаний, в садомазохистских отношениях широко применяется техника связывания. Человек, связанный по рукам и ногам, находится в полной зависимости от "хозяйки" или "хозяина"; ожидание непредсказуемых прикосновений эротизирует все его тело и усиливает его эмоциональные реакции.

 

Мазохизм - это агрессия, обращенная с внешнего мира на самого себя. У женщин это не столько невроз, сколько гипертрофия традиционной модели фемининности как воплощения пассивности и зависимости. У мужчин согласно психоанализу это своего рода реактивное образование: желание уязвить, причинить боль матери, в свою очередь, становится потребностью быть наказанным женщиной вообще. В гомосексуальном варианте эта цепь дополняется еще двумя звеньями: властная мать в воображении становится мужчиной, и возникает потребность в наказании другим мужчиной.

 

Существуют и более простые объяснения. Например, ребенок испытал первые эротические ощущения во время порки, и в дальнейшем сексуальность ассоциируется у него именно со шлепаньем или ремнем. В этом одно из самых опасных и непредсказуемых последствий телесных наказаний. Другой ребенок пережил сексуальное потрясение, когда кто-то из сверстников во время силовой возни ощупал его половые органы или из озорства сдернул с него трусы, и ему хочется снова и снова испытывать постыдно-сладостное чувство своей беспомощности, наготы и унижения. У третьего возбуждение пришло, когда он сам кого-то оседлал, и ему хочется делать это и дальше. Никакой педагогический контроль не может предотвратить всех подобных ситуаций.

 

В стабильных садомазохистских парах, основанных на добровольной взаимодополнительности, насилие является игровым, условным, партнеры хорошо знают эротические желания друг друга и не выходят за обусловленные границы. Но стоит доминантному партнеру увлечься, потерять самоконтроль, как игра может превратиться в настоящую пытку или членовредительство. В садомазохистские игры следует играть только с хорошо знакомыми партнерами. Грань между игрой и психозом не всегда очевидна.

 

Педофилия (от греческих слов "педес" - ребенок и "филия" - влечение) - сексуальное влечение к детям - встречается как среди гетеросексуальных, так и среди гомосексуальных мужчин. Строго говоря, педофилией называется влечение только к допубертатным детям, моложе 10-II лет. Но иногда педофилами называют и любителей находящихся в процессе созревания II-14-летних подростков, вроде описанной Владимиром Набоковым Лолиты. Влечение к 14-16-летним называется эфебофилией (от греческого слова "эфеб" - подросток, юноша) и психиатрическим диагнозом не является, хотя в большинстве стран, включая Россию, сексуальные отношения взрослых с лицами этого возраста законодательно запрещены.

 

Педофилия может быть как постоянной, когда человека сексуально возбуждают только неполовозрелые или находящиеся в стадии созревания дети, так и временной, заместительной, когда предпочтительным партнером является взрослый, но при невозможности или затруднительности сексуального контакта со взрослым субъект переключается на детей или подростков. Истоки педофилии чаще всего коренятся в детских или подростковых переживаниях субъекта. В одних случаях она выглядит нежной, ласковой любовью к ребенку, в которой сексуально-эротические моменты почти не выражены (хрестоматийный пример - автор знаменитой "Алисы в стране чудес" Льюис Кэрролл, который обожал маленьких девочек, но никогда не имел с ними сексуальных отношений). В других случаях она является грубой, вульгарной, прибегает к насилию. Поскольку это совершенно разные чувства, говорить о едином типе "личности педофила" невозможно. Излечить хроническую педофилию трудно; хотя субъективно педофил не виноват в своих наклонностях, для детей он представляет опасность и такое поведение всюду считается преступным.

 

Какими бы причинами ни вызывались разные парафилии, все они имеют ряд общих свойств.

 

1) Все парафилии - результат скорее научения и индивидуального опыта, чем ошибок природы.

 

2) Степень распространенности той или иной парафилии связана с культурными нормами и образом жизни народа.

 

3) Все парафилии коренятся в особенностях детского и подросткового сексуального опыта.

 

4) Парафилии значительно чаще поражают мужчин, чем женщин.

 

Дальше между учеными начинаются разногласия. Фрейд считал, что все сексуальные вариации, которые он называл извращениями, коренятся в особенностях детского развития и представляют собой остановку или возвращение к его пройденным этапам. Например, эксгибиционизм - следствие детского страха кастрации: демонстрируя свои гениталии, мужчина доказывает, что они в целостности и сохранности. Развивая эти идеи, известный американский психиатр Роберт Столлер видит в сексуальных вариациях "эротическую форму ненависти", своеобразную фантазию мщения: эксгибиционист мстит женщинам за испытанный в детстве страх кастрации, фетишист уменьшает свои тревоги путем дегуманизации, овеществления секса и т. д.

 

Другие психологи подчеркивают роль научения. Совпадение первого сильного полового возбуждения с каким-то внешним стимулом может пройти бесследно, но если память о происшедшем включается в мастурбационную фантазию подростка, то этот стимул закрепляется и приобретает мощную эротическую силу. Косвенным подтверждением этой теории служит тот факт, что мальчики не только начинают мастурбировать раньше и интенсивнее девочек, но и значительно больше при этом фантазируют.

 

Традиционная психиатрия считала все сексуальные девиации болезнями. Современная медицинская сексология полагает, что это не так. Если девиация не причиняет особых неудобств ни самому субъекту, ни окружающим его людям, ее можно рассматривать просто как индивидуальную особенность. Другое дело, если парафилия угрожает интересам окружающих (например, при педофилии) или если сам субъект не может с ней примириться, переживает ее как болезнь или порок. В этих и только в этих случаях необходима психотерапия. Но какая? Как пишет польский сексолог Казимеж Имелинский, сексологическое лечение может быть успешным только при двух условиях. "Первым условием является значительная продолжительность сексологического лечения. Это требует от терапевта больших затрат времени для того, чтобы понять страдание человека в контексте всей его биографии и, как правило, сложной общественной ситуации, в которой он находится. Сам процесс лечения также требует значительных затрат времени. Вторым условием является благожелательное, проникнутое пониманием отношение терапевта, позволяющее установить подлинный межчеловеческий контакт, характеризующийся доверием со стороны больного. Атмосфера спешки, искусственности, фаль-шивой благожелательности, обусловленной скорее рациональными или другими причинами, чем желанием помочь эмоциональному "клиенту", не могут создать оптимальных условий для проведения сексологического лечения".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.